Почему ребенок кусается в детском саду
Итак, ребенок пошел в садик и по каким-то причинам начал кусаться там. Делает он это либо потому, что «вышел из себя», либо просто потому, что избалован и не считает подобное поведение дурным.
В первом случае воспитатель может легко отреагировать, пообщавшись с ребенком, утешив его или похвалив за что-то хорошее. Во втором случае бороться с вредной привычкой сложнее. Кроме того, если родители само не понимают того, что ребенок ведет себя неподобающим образом, да еще могут высказать свои претензии воспитателю – мол, наш ребенок самый хороший, самый лучший и т. д. и имеет право вести себя так, как ему захочется, то проблема усугубляется. Помимо перевоспитания ребенка, приходится вести воспитательные беседы и с родителями.
Если разъяснительная беседа с родителями ребенка не помогает, свое слово могут сказать родители остальных детей в группе. Для этого пишется коллективное обращение к руководству детского сада с просьбой об исключении кусающегося ребенка из учреждения. Конечно, для исключения хулигана родителям нужно быть настойчивыми, ведь не всегда заведующая прислушивается к их мнению, но защитить свои малышей все родители имеют полное право. В определенных случаях помогает обращение в прокуратуру и органы опеки.
Причины явления
Эта привычка появляется в младенческом возрасте. К 1,5 годам дети, замечая болевую реакцию «жертвы», перестают кусаться. Бывают же случаи, когда даже трехлетние малыши кусают детей в песочнице или в детском саду. Это создает определенные проблемы.
В некоторых случаях так кроха познает мир, пробует своих знакомых “на зуб”. Он прикусывает чью-то руку так же, как укусил бы игрушку. Понимания, что он делает кому-то больно, еще нет. Дети до полутора лет могут укусить, просто находясь в возбужденном состоянии.
Режутся зубы
Такая реакция наблюдается, если малыш сталкивается с какими-то препятствиями. Например, взрослый пытается посадить его на горшок. Кроха так выражает свой протест. Укусить малыш может, защищаясь от других детей, которые его толкают, трогают, отбирают игрушку.
Настороженность вызывают моменты, когда малыш старше полутора лет кусает других людей, чтобы сделать им больно. Иногда дети пытаются добиться цели. Например, отобрать у сверстника игрушку. Это может быть связано с психологическими нарушениями. Иногда причиной может быть пониженная тактильная чувствительность ротовой полости. Очень редко встречаются причины неврологического характера.
Когда нужна помощь психолога?
Если родителей настораживает постоянное кусание ребенка, и когда ему более трех лет, а он все еще кусается, стоит обратиться к психологу. Также стоит поступить, если в семье или же детском саду, в коллективе ребенка произошли различные психотравмирующие ситуации, которые повлияли на поведение ребенка.
Стоит обратиться к специалистам, если ребенок кусается и в его поведении обнаруживаются и другие странности, он агрессивен и жесток к окружающим или себе самому. Также опасно проявление агрессии в отношении игрушек, если они швыряются и ломаются, в отношении животных или родителей, если ребенок плохо спит в ночное время, не может сосредотачиваться на деятельности. Это может быть признаками психических патологий.
Важно
Нельзя ругать ребенка, бить его или наказывать любым способом, пока родители не разобрались в истинных причинах проблемы. Нередко ребенок и не виноват в своем поведении. Нельзя кусать ребенка в ответ, как советуют некоторые «психологи», чтобы он прочувствовал боль. Это может быть воспринято как игра, и тогда ребенок будет кусаться чаще и сильнее. Кроме того, дети берут пример со взрослых, если взрослый кусается в ответ, значит, это можно делать и ребенку.
Основной задачей родителей является как можно более скорое пресечение укусов у ребенка
Если это ребенок старше года, который уже осмысленно себя ведет и кусается, важно правильное поведение родителей. Отлично работает методика зрительного контакта «глаза в глаза»
Важно присесть на корточки после укуса, чтобы уровень глаз совпадал у родителя и ребенка. Важно установить зрительный контакт и не злобно, но твердо сказать, что так никогда и ни с кем делать нельзя. Если ребенок снова пробует кусаться, важно лишить его зрительных контактов, не смотря на него и не обращая малейшего внимания, и показать всем своим видом, что родителям очень неприятно, что ребенок кусается.
Нужно говорить ребенку, что укусы болезненны, а если ребенок за счет укусов пытается манипулировать родителями, что часто практикуют дети до двух лет, нужно пресекать такое поведение сразу, чтобы порочная практика не закреплялась
Нельзя переводить это в игру или шутку, важно строго сказать о том, что так делать нельзя. Никакие договоры при агрессии ребенка недопустимы
Для впечатлительных детей, которые кусаются, неприятным будет факт негативной реакции родителей на укусы, имитация плача
Важно, чтобы ребенок осознал свой поступок, и пожалел укушенного родителя, понял, что сделал больно. Важно описывать ребенку свои ощущения, который связаны с укусами
Если ребенок кусается в детском саду, при этом доме ведет себя вполне адекватно, стоит обсудить реакцию с воспитателями
Важно решить, чтобы ребенка не наказывали и не позорили публично, не ругали и не ставили в угол. Нередко это дает обратные результаты и протестное поведение, дети становятся более агрессивными, пытаясь вернуть утраченный авторитет среди ровесников
Важно пресекать укусы, но делать это наедине – один на один.
Важно ругая малыша подчеркивать, что осуждается поступок ребенка, но не сам малыш, важно привести веские доводы и не опускаться до негативной оценки самого малыша. Сам ребенок хороший и позитивный, но привычка кусаться у него плохая и вредная
Важно научить ребенка извиняться за свои поступки, после каждого эпизода укусов он должен подойти попросить прощения перед укушенным им человеком. Важно
Важно
Нередко причины укусов ребенка – это скопление внутреннего напряжения и агрессии
Важно давать им выход иными способами, нежели укусами. Нужно играть в ролевые игры, разыгрывая ситуации на игрушках и показывая пример правильного поведения
Парецкая Алена, педиатр, медицинский обозреватель
4,881 total views, 3 views today
Чувства и эмоции
Некоторые дети не испытывают проблем с общением, и легко находят общий язык со сверстниками, другим, наоборот, сложно пойти на контакт
Важно научить своего сына или дочь правильно показывать свои эмоции в рамках этикета. Прежде всего, нужно говорить о своих положительных чувствах, симпатии или любви к кому-то
А если вдруг с кем-то из воспитанников детсада малышу не нравится общаться, то стоит просто не играть с ним, но ни в коем случае не обижать его.
Выплеск эмоций
Чаще всего кусаются те, у кого внутри преобладает буря эмоций. Ребенка в возрасте 3 лет уже можно смело отправить на спортивные занятия для того, чтобы направить скопившуюся энергию в верном направлении. Отличным вариантом будет секция борьбы, у-шу или хореографии, заметный положительный эффект оказывают занятия в бассейне.
Если кусается «взрослый» ребенок
Стоит заметить, что «кусачий период» не всегда уходит вместе с дискомфортом, причиняемым прорезыванием зубов. Часто детки начинают кусать в 1,5-2 года и могут продолжать это делать вплоть до детского сада – до 3-4 лет. Разумеется, теперь укусы крохи не носят столь безобидный характер, как в младенчестве. Полный ротик зубов и уже довольно сильные челюсти… Не позавидуешь тому, в кого малыш решит «вонзить клыки». Чаще всего несчастными жертвами становятся родители и сверстники ребенка (например, другие дети в детском саду).
Причины укусов после года
Причины такого неадекватного поведения ребенка кроются в его психологическом состоянии. За укусами, как правило, скрывается детская неуверенность в себе, страх, обида, злость, желание отгородиться от мира.
Чаще всего кусаться начинают дети, в чьих семьях нет гармонии между взрослыми, нередки конфликты и скандалы, отец кричит и даже поднимает руку на мать. Разумеется, во всех этих случаях необходима консультация опытного психолога.
Впрочем, в таком проявлении чувств у малыша после года могут быть виноваты и относительно безобидные факторы:
- влияние других детей в детском саду;
- легкая возбудимость ребенка;
- отсутствие осознания того, что укус причиняет боль.
Что делать, если малыш кусается: советы и рекомендации
Отучить карапуза кусаться в детском саду просто необходимо! Помните, что за этой с виду детской и даже немного смешной забавой стоит серьезная опасность. Бывали случаи, когда после укуса ребенка приходилось накладывать швы.
Если вы заметили за своим малышом такой «грешок», не паникуйте, сохраняйте спокойствие и попытайтесь последовательно устранить неприятность.
- Спросите у воспитателя, если в группе другие дети с похожим поведением. Вполне возможно, ваш ребенок попал под дурное влияние товарищей.
- Выясните, когда малыш начинает кусаться, что происходит перед этим событием. Также попытайтесь вспомнить, когда впервые заметили у малыша эту дурную привычку. Может быть, в жизни крохи случился какой-то переломный момент.
- Поговорите с чадом. Деликатно и ненавязчиво выясните причину, по которой он так часто «показывает зубы».
- Объясните, что он поступает плохо, расстраивает вас, что его поведение совсем не похоже на поведение «взрослого человека».
- Научите малыша, что укус – это не способ выразить свои чувства. Если он хочет показать любовь – пусть целует и обнимает, если он злится – пусть словами скажет, что его не устраивает.
Также можно предпринять ряд профилактических мер.
- Запишите ребенка в секцию самообороны, в бассейн или на теннис – в любое место, где кроха сможет вдоволь подвигаться и выпустить скопившуюся энергию.
- Создайте благоприятную психологическую атмосферу дома. Малыш не должен слышать ругань родителей и видеть ссоры и скандалы. Помните, что ребенок копирует поведение взрослых и только от вас зависит, как он будет вести себя в социуме.
- Будьте нежны и ласковы с малышом. Говорите, как сильно его любите, целуйте и обнимайте чадо.
Как отучить ребенка кусаться
Специалисты считают, что подобным образом у детей происходит познание мира. Такое поведение не стоит принимать, как нормальное. И ни в коем случае нельзя поощрять к этому кроху. У родителей должны быть знания, каким образом повлиять на подобную ситуацию, что бы это не стало привычкой. Нелегко, порой даже очень, донести до малыша, что морковку или яблоко можно кусать, а сестрёнка и папа несъедобны. Поэтому их пробовать не надо.
Какой должна быть реакция родителей? Своим поведением дать понять, что он себя плохо ведёт? Но таким образом психике ребёнка может быть нанесена травма, малыш вряд ли поймёт запрет.
Многие уверены в том, что такая привычка исчезнет самостоятельно, необходимо лишь немного потерпеть. Но всё сложнее — зубки малыша весьма крепкие, несмотря на то, что маленькие.
Поэтому, когда он кусается, надо прилагать усилия, чтобы не закричать. Да и если ребёнок укусит кого-нибудь из ребятишек, вместе с ним играющих в песочнице, то у них вряд ли будет такое же понимание, как у мамы с папой. И родители маленьких кусак замечают, что их семью друзья и знакомые значительно реже начинают приглашать погостить.
Если ребенок кусается в детском саду: советы психологов
Если ребенок кусается в детском саду, проблема может доставлять неудобства как родителям, так и самому малышу. Первым придется постоянно беседовать с воспитателями, так и с недовольными родителями пострадавших, а последний не сможет подружиться с товарищами по группе. Психологи советуют поступать следующим образом:
- Необходимо посмотреть, какое поведение у ребенка дома. Кусает ли он родителей? Какие еще проявления агрессии у него бывают? Если ответы положительные, нужно понять, когда он такое делает. В ситуациях, когда не хочет делиться игрушкой? Или если ему хочется уйти от родителей, а те его не пускают? Возможно, ребенок хочет просто повеселиться? Нужно разобраться с тем, как реагируют на это родители и другие члены семьи.
- Если ребенок кусает мать или отца, те должны аккуратно его остановить, не позволить ему продолжать себя так вести. Требуется либо его удержать, либо плавно отстраниться. Малыш должен понять, что его поведение неправильно, а добиваться желаемого можно по-другому. К примеру: «Если ты хочешь получить эту игрушку, можешь просто попросить, и я дам ее тебе». Это поможет ему адекватно общаться со сверстниками в детском саду.
- Когда малыш проявляет негативное поведение исключительно в условиях детского сада, нужно узнать у воспитателей, есть ли в группе еще дети, которые кусаются. Кто «показывает пример»? Всю группу кусающихся детей нужно отучать от плохой привычки группой.
- Нужно хвалить ребенка, если он хотел укусить кого-либо, но сумел сдержаться. Это позволит ему понять, как требуется вести себя.
- Во время прогулок или игр с другими детьми нужно наблюдать за ребенком. Это позволит увидеть, каких моделей поведения он придерживается в процессе общения со сверстниками. При необходимости можно будет удержать малыша от укусов.
- Неплохо будет сочинить сказку или историю о герое, который любит кусаться, и что ему за это было. Нужно продумать путь исправления героя, а финал обязательно должен быть позитивным. В повествование можно добавлять компоненты, которые ребенок любит и примет с одобрением. Идеально использовать в сказке персонажа, который является для него авторитетом.
- Не забывайте, что отучать ребенка нужно постепенно. Мгновенного эффекта ждать не стоит. Малыш должен несколько раз побывать в ситуации, где ему объясняют, что такое поведение неправильно. Несколько раз его нужно похвалить за хорошее поведение. Можно выставить для себя срок, например, месяц, а потом смотреть, что изменилось в ребенке.
- Если у родителей не получается «обуздать» ребенка, необходимо попросить о помощи детского психолога или невролога. Специалист сможет понять, в чем состоит суть проблемы, наметит варианты решения.
Ищем причину
Детская агрессия чаще всего шокирует родителей. Действительно, сложно понять, почему вдруг малыш, который еще несколько минут назад весело играл с мамой, начинает вести себя агрессивно. Такая ситуация обескураживает и заставляет сомневаться в своем ребенке — а все ли с ним в порядке?
Чтоб понять, из-за чего ребенок дерется, достаточно посмотреть на его лицо в момент нападения:
Улыбается. Скорее всего он попросту не умеет другими способами взаимодействовать с окружающими. Эта ситуация характерна для малышей до 1,5 лет, которые таким образом выражают любовь и желание поиграть, тем самым восполняя недостаток родительского внимания.
Глаза сужены, брови нахмурены, а уголки рта опущены вниз. Ребенок явно злится. Скорее всего, с помощью такого поведения он пытается протестовать против действий мамы, которые его не устраивают. Этот вариант агрессии характерен для детей 2-3 лет, не умеющих еще контролировать свои импульсы и справляться с фрустрацией. В 90% случаев детская агрессия — это временная фаза развития ребенка, которая заканчивается, когда он начинает лучше контролировать себя и учится более разнообразно выражать свои эмоции.
Общение в рамках детского сада
Для малыша 2-3 лет вливание в коллектив сверстников не проходит бесследно. Непривычные взаимоотношения сопряжены с возможностью нанесения необъяснимого с точки зрения взрослых удара, отпора обидчику и борьбы за любимую игрушку. Укусы с целью получения желаемого — столь же типичное для детского сада явление, как и крики, плач или удары. Посредством кусания малыш чаще всего пытается защитить себя или приглянувшийся ему предмет. В качестве последнего могут выступать игрушка, стульчик, покрывало с кроватки или сменная одежда.
Кусаться любят и амбициозные дети, пытающиеся обрести контроль над сверстниками. К ничем не обоснованной на первый взгляд агрессии ребенка также может подтолкнуть недостаток родительской ласки
В таком случае укусы призваны привлечь внимание домочадцев. Периодически повторяющееся кусание в период пребывания в детском саду может свидетельствовать об усталости и перевозбуждении ребенка, оказавшегося в шумном детском коллективе
Мнения профессионалов
При наблюдении за маленькими детьми часто наблюдают постоянное соперничество. Каждый малыш пытается отстоять свою точку зрения и завоевать любимую игрушку.
Однако важно понять, осознанно ли происходит причинение физической боли, и почему ребёнок кусается
Опытные психологи выделяют несколько типов такого поведения. Оно делится на:
- Психологическое;
- Физиологическое.
Если он регулярно причиняет боль в возрасте до 1 года, то такое явление указывает на прорезывание молочных зубов. Они в процессе роста приводят к воспалению десен. Любая плотная и прохладная игрушка позволяет избавиться от неприятных ощущений.
Педиатры рекомендуют воспользоваться специальными мазями, помогающими сократить болезненность естественного процесса.
Если в процессе кормления кормящая мать ощущает боль от детских зубов, то важно своевременно отучить его от таких проявлений.
До этого достаточно объяснить ему, что маме больно и неприятно.
По мере взросления он сможет самостоятельно отличать интонацию голоса и оценивать окружающую обстановку.
Что делать, если годовалый ребёнок кусается? Детский возраст от года до двух лет может быть связан с физиологическими особенностями.
Дело в том, что у большинства ребятишек наблюдают слабые жевательные мышцы.
При контакте с плотной основой они стараются прогрызть ее оболочку, чтоб посмотреть внутреннюю часть.
Однако могут появиться причины, сопровождающиеся психологическими травмами. Например, регулярное физическое воздействие провоцирует нервное расстройство. Для достижения своих целей он предпочитает силой доказать серьезность своих намерений.
Когда начинать учить ребенка, как кусать пищу
Кусание пищи – еще один шаг в изучении навыков употребления пищи. Без навыка проглатывания пищи, ее помещение в ротовую полость, безопасное употребление пищи, в том числе кусание, невозможно. Поэтому время, когда вы начнете расширять рацион вашего ребенка, т.е. тот момент, когда вы начнете кормить его другими продуктами, кроме молока, можно рассматривать как начало предварительного изучения кусания. Согласно последнему режиму кормления, пищевые продукты с консистенцией пюре должны подаваться младенцам, когда им от 5 до 6 месяцев. Поэтому мы начинаем готовить ребенка к изучению взрослого способа употребления пищи.
Кто из детей чаще становится «кусакой»
Детские психологи и педиатры, в том числе и доктор Комаровский, считают, что склонность к укусам, щипкам и драчливости свойственна детям с определенными чертами характера или возникает как следствие болезней или семейных проблем и ошибок в воспитании.
Кусаются чаще всего:
- Малыши-подражатели. То есть те, кому нравится копировать манеры окружающих. Кусаться они могут, беря пример с домашних котят или щенков или подражая действиям одногруппников.
- Чрезмерно эмоциональные крохи. Есть малыши с рождения очень активные в эмоциональном плане. Несовершенство нервной системы в первые годы жизни не позволяет им адекватно справляться со своими чувствами, поэтому они выражают их через щипки и укусы.
- Дети, не получающие достаточного внимания от взрослых. В этом случае малыш вполне может кусать не только близких, но и самого себя за руку или ногу.
- Малыши со склонностью к агрессии. Если ребенок продолжает кусать и уже тогда, когда можно в силу возраста контролировать свои желания, то есть после трех лет, то это в большинстве случаев указывает на повышенный уровень агрессии. Чтобы избавиться от плохой привычки и предотвратить появление других проблем в старшем возрасте необходимо как можно раньше начать обратиться к психотерапевту и следовать его рекомендациям.
- Дети, у которых имеется врожденная слабость жевательных мышц. Обычно это проявляется сильным привыканием к соске пустышке, а после отучения от нее именно появлением привычки кусаться.
Причиной тяги к агрессии, выплескиваемой на окружающих, у детей младшего возраста нередко становится и нездоровая семейная обстановка.
Постоянные ссоры, напряжение, крики негативно отражаются на неокрепшей психике крох, вызывают у них страх, непонимание, обиду, а иногда и несознательную ненависть.
Повлиять на ситуацию дети никак не могут, и свои чувства выражают агрессивными действиями, направленными на родителей, себя или других детей.
Нередко дети дошкольного возраста начинают несознательно грызть или кусать губы. Возникает такая привычка при преобладании негативных эмоций, при недостатке микроэлементов или витаминов, или вследствие образования корочек.
Чтобы справиться с проблемой, нужно определить основную причину ее появления и уже отталкиваясь от нее искать пути решения.
Эхолалия – методы лечения, возможные последствия заболевания
Милая шалость или серьезная болезнь: где грань?
Несвоевременная борьба с милой детской привычкой может обернуться тяжкими последствиями – серьезной психической болезнью, самостоятельно справиться с которой невозможно. В дошкольном возрасте с «кусачеством» бороться легче – ребенок подрастает, взрослые прививают ему правильные нормы поведения, он многое понимает и умеет контролировать свои эмоции.
Однако если ребенок продолжает кусаться, поступив в школу, психологи позволяют себе назвать такое поведение следствием психической болезни. Привычка кусаться со временем не пройдет, а, наоборот, будет только развиваться. Так ребенок превратится из милого «кусаки» в ущербную личность с девиантным (нетипичным, ненормальным для социума) поведением. На помощь школьнику могут прийти психолог, невролог и психиатр. Но даже врачам будет сложно решить проблему ребенка, ведь главной причиной прогрессирования детской агрессивности и жестокости является полная уверенность в безнаказанности.
Когда кусается грудной малыш
Грудным детям свойственно пробовать все на вкус. Это не говорит ни об излишней злости малыша, ни о его нервных расстройствах. Наиболее частые причины кусачести грудничков до года приведены ниже.
Причины детских укусов
Дети до года кусаются не просто так. Существует множество причин, по которым кроха пробует на зуб не только съедобные вещи, но и несъедобные.
- Режутся зубы – одна из наиболее популярных причин укусов детей в возрасте до года.
- Эмоциональная разрядка. Маленькие дети кусаются, когда хотят сказать что-то взрослому. Другими словами, таким способом они выражают близость к родителям или же, наоборот, злость и раздражение.
- Отсутствие осознания, что укус причиняет боль.
- Малыш хочет кушать и поэтому может прикусывать руки мамы.
Проанализируйте приведенные выше причины. Достаточно ли внимания вы уделяете малышу? Всегда ли вовремя кормите?
Как отучить кусаться ребенка до года?
Никак! Если у малыша режутся зубки, то кусающие движения – единственный способ почесать набухшие десна.
Единственное, что вы можете сделать в этом случае, – предоставить крохе до года особые предметы для облегчения дискомфорта:
- кусочек морковки или яблока;
- ниблер с кусочком замороженного банана;
- твердую баранку;
- игрушку-прорезыватель.
Если карапуз прикусывает мамину грудь во время кормления, можно приобрести специальные накладки на соски или временно перевести малыша на вскармливание из бутылочки. Впрочем, второй вариант нежелателен, так как ведет к негативным последствиям (привыкание к бутылочке, снижение лактации).
Если же ребенок просто так решил укусить вас за руку или плечо, сразу же строго скажите «Нет!» и придайте своему лицу суровое выражение. Малыш должен понять, что вам не нравится такое поведение.
Самый главный совет, который можно дать мамам кусачих грудничков: терпите! Пройдет время, и зубки перестанут доставлять крохе столько дискомфорта. Тогда привычка брать все в рот и жевать исчезнет сама собой.
Почему малыш до года начинает кусаться?
Детские психологи считают, что причины укусов детей в 1 год сильно отличаются от тех, которые побуждают малыша к таким действиям до года.
Это связано с формированием психоэмоционального характера крохи. В год малыш практически осознанно совершает действия данного характера.
Обратите внимание! Считается нормой, когда кроха до года кусается во время кормления.
Реакция малыша на ситуации может быть оправдана психологическим, физическим или эмоциональным состоянием, возрастом.
В основном первые попытки укусить сверстника или родителя проявляются в семимесячном возрасте. Такие действия больше напоминают механическое смыкание челюсти, нежели полноценный укус.
Почему кроха кусается до года:
Возрастные особенности | Причины укусов |
8 месяцев | Проблема с укусами людей, себя связана с прорезыванием зубов и зудом десен. Дискомфорт от набухших десен и зуда в процессе прорезывания зубов, заставляет кроху буквально все грызть и кусать. Для частичного решения проблемы используют специальные игрушки-прорезыватели и мази, которые снимают болевые ощущения |
9 месяцев | В 9 месяцев проблема с прорезыванием зубов может только усугубиться, поэтому причины такого проявления, как укусы, полностью оправдана |
10 месяцев | Может остаться, как привычка, которая сформировалась в процессе проблем с ростом и прорезыванием зубов. Острой потребности в разминании десен уже нет |
11 месяцев | В этот период укусы носят игровой характер. Крохе интересна реакция других на действия. После укуса малыш с любопытством вглядывается в лицо «жертвы». Уже стоит объяснять малышу, что данное действие недопустимо |
Почему ребёнок кусается
Малыши ощущают мир на вкус. И это не удивительно, ведь во рту находится масса рецепторов, позволяющих ощутить вкус всего, что их окружает. Именно через эти рецепторы он ощущает жизнь на вкус. Поэтому с раннего детства у малыша формируется привычка пробовать всё, что его окружает: очки, куклу, губную помаду и т. д.
Эту стадию проходят все дети. Но у многих она переходит в более деструктивную — привычку кусать окружающих. В этот период малыш может покусать не только папу с мамой, но и детей, с которыми играет или ходит в детсад. При этом обычные уговоры и увещевания на малыша не действуют.
Осторожно! Кажется, этот малыш сейчас попытается укусить другого
Причины «кусачести» для детей разного возраста
В разном возрасте дети могут кусаться по разным причинам. Попытаемся их объяснить:
- В возрасте от 6 до 10 месяцев ребенок испытывает потребность кусаться на уровне физиологии. У него прорезаются зубки, болят и распухают дёсны. Поэтому малыш всё тянет в рот, стараясь прикусить. Ему кажется, что так будет меньше болеть.
- В год ребёнок начинает кусаться, так как не знает, как можно иначе выразить свои эмоции. В этот период словарный запас малыша ещё очень мал, а так хочется выразить все свои чувства. Поэтому в моменты стресса ребёнок не знает, как передать свои эмоции, кроме как укусить маму.
- С 1, 5 до 3 лет малыш начинает кусаться из-за поведенческих особенностей. Именно так он может реагировать на стресс. Например, когда он начинает ходить в детский сад. Малыш исследует ситуацию, пытается держать её под контролем, определяет границы дозволенного. А для некоторых детей попытка укусить товарища является способом установить своё лидерство.
Что делать, если ребенок кусается?
Способы влияния на подобное опасное поведение и вредную привычку во многом зависят от причины, по которой ребенок стал кусаться. Если это прорезывание зубов грудного малыша, можно применять ему силиконовые прорезыватели и колечки, имеющие охлаждающие жидкости и пупырышки. Их можно приобрести в любой аптеке или магазине, подобрав по размеру и цвету. Можно применять также специальные гели для прорезывания, предварительно обсудив их прием с врачом.
Если ребенок кусается при кормлении грудью, прикусывая сосок груди, нужно сразу же отнять у него грудь и строго сказать, что маме больно, поэтому кормить она дальше не будет. Так быстро сформируется рефлекс – «кусание-лишение пищи»
Тогда попытки кусаться при кормлении грудью прекратятся быстро, так как дети не враги себе и не хотят оставаться голодными, им важно кормление и грудь матери для комфорта в жизни
Для детей постарше при кусании нужно увеличить объем физических нагрузок и активность, занять ребенка гимнастикой или зарядкой, отдать малыша на плавание, занять активными играми.
С эмоциональными детьми нужно вести беседы, объясняя и доводя мысль о том, что нужно показывать свои эмоции и чувства другим образом
Важно с самого раннего возраста выражать любые свои эмоции словами или хотя бы жестами, но не укусами. Важно много говорить с детьми, уделять им время
При слабости жевательных мышц, для их укрепления и профилактики кусаний, нужно занять рот ребенка и тренировать мышцы плотной пищей. К ней относят кусочки яблока или моркови, кусочек говядины. Можно надувать шарики или пускать мыльные пузыри.
В проблемных семьях нужно решать конфликты без ребенка, а при нем постараться вести себя правильно, подавая позитивный пример
Важно устранить из жизни ребенка все негативные факторы, приводящие к стрессу и накоплению агрессии
Как обучение правильному кусанию пищи связано с развитием речи?
Развитие речи – сложное дело. Оно требует умения слышать, понимать и приобретать словарный запас. Затем ребенку нужно продемонстрировать умение говорить, то есть сказать определенные звуки, которые будут пониматься как человеческая речь. Ему нужно правильно, что зачастую очень сложно, использовать свои речевые органы, чтобы воспроизвести корректную, запланированную последовательность звуков. Во-первых, кормление малыша грудным молоком, задействующее более 40 мышц (включая язык, губы, челюсть и щеки), а затем познание того, как жевать и откусывать пищу, помогают в тренировке этих органов. Эффективное кусание задействует следующие элементы рта – десны, зубы, язык, верхние и нижние челюстные кости. Это те же самые органы, правильное функционирование которых требуется для правильной звуковой артикуляции, и ухудшение развития которых способствует дефектам речи и неправильному прикусу. Весь мышечный комплекс рта участвует в кусании и жевании пищи, что является отличным упражнением для развития речи. Вот почему, обучая вашего ребенка, как кусать и жевать пищу, мы непосредственно поддерживаем развитие его речи. Что же представляет собой самую большую трудность в функции откусывания, кусания и жевания пищи? Координация! Эти мышцы должны работать синхронно, эффективно и, кроме того, последовательность их работы должна быть достаточной для того, чтобы текстура и консистенция пищи изменились (от твердого до болюсного состояния), и, таким образом, пища могла быть безопасно проглочена.
Откусывание, кусание и жевание пищи
В процессе фракционирования пищи можно выделить разные функции. Откусывание пищи предназначено для отделения куска еды. Кусание является первичной латеральной функцией (боковое кусание – при помощи коренных зубов), которая приводит к переходу твердого куска пищи в пережеванный комок, который можно проглатывать. Мы откусываем только ту пищу, которую мы не можем измельчить языком о твердое небо – вот с чем маленькие дети сталкиваются в начале. Жевание является наиболее трудной, за исключением функции речи, функцией в системе работы ротового аппарата. Оно требует максимальной координации мышц и самого большого времени обработки пищи. Жевание предназначается только для тех продуктов, откусывания которых не достаточно (например, мясо, мясная нарезка)
Мы должны помнить, что индивидуальное полное развитие сенсомоторной системы ребенка в отношении данных функций жизненно важно. Развитие зависит от индивидуальных факторов, истории вскармливания и питания ребенка
Стоит активно участвовать в обучении вашего ребенка этим навыкам, предлагая описанные ниже действия, поощряя, но не заставляя его делать их, поскольку мы не хотим вызвать у ребенка страх или боязнь, в особенности, удушья или эмоциональную травму. Будьте терпеливы и не спешите с этим процессом.
Возможные причины кусания
Коммуникационные сложности: для тех людей, которые не могут эффективно сообщить о своих нуждах, потребностях или эмоциональном состоянии, кусание может быть эффективным методом оповещения о том, что что-то происходит не так, и, как следствие, является очень надежной формой коммуникации.
Поведение, приобретенное в результате обучения: все мы учимся на своем опыте, он дает нам информацию, с помощью которой мы определяем как мы будем вести себя в будущем. Если мы обнаружили, что какое-то поведение идет нам на благо (благодаря уменьшению или ограничению нежелательного опыта или увеличению желательного), тогда мы с большей вероятностью выберем такой способ поведения в будущем. Для некоторых людей физическая или эмоциональная реакция на кусание будет желательной. Такие люди могут получать удовлетворение от звука повышенного голоса или чувства контроля, прибегая к поведению, при котором реакции других людей предсказуемы.
Фрустрация или тревога: иногда кусание может выражать фрустрацию или тревогу в ответ на разнообразные источники стресса или на меняющуюся ситуацию
Важно не забывать, что для людей с аутизмом жизнь наполнена огромными потрясениями и кусание является ответом на них
Попытка дополучения сенсорных импульсов (восполнение сенсорной недостаточности): многие люди с аутизмом испытывают сложности с функционированием их сенсорной системы
Таким образом, важно учитывать возможные сенсорные функции того или иного поведения. Жевание и кусание — это проприоцептивные функции
То есть они обеспечивают приток сенсорных импульсов в проприоцептивную систему, которая создает ощущения от положения разных частей тела в разное время. Кусание может также обеспечивать оральную стимуляцию и может быть приятным и даже необходимым стимулятором сенсорной системы.
Зубная боль или боль в области челюсти (как и у детей с прорезающимися зубами): в некоторых случаях кусание является реакцией на физическую боль, в частности на зубную боль или боль в области челюсти.
Стадия развития: обсасывание предметов — это нормальная часть развития. Младенцы кладут в рот разнообразные предметы, чтобы определить их размер, форму и текстуру. Пока ребенок не достиг приблизительно 18 месяцев обсасывание предметов не должно приносить никаких беспокойств. Однако, если ребёнок из-за гиперчувствительности в области рта или по каким-нибудь другим медицинским причинам пропустил младенческую фазу обсасывания, ему придется пройти эту фазу позднее.
Как предотвратить агрессивность
Главная задача родителей заключается в контроле агрессивности у малолетних детей. Например, если вы заметили, что ваш ребёнок обижает других сверстников, то решает проблему необходимо сразу.
Для этого достаточно определить виновника в данной ситуации и постараться урегулировать конфликт вначале его проявления.
В этом случае проводят разговор находясь на уровне глаз ребенка.
При установке зрительного контакта важно донести, что осуществлять физическое насилие по отношению к другому лицу запрещено.
Большинство детей младшего возраста любят манипулировать взрослыми.
Например, для достижения своих целей они будут наносить укусы, которые необходимо сразу пресекать.
Для этого можно попробовать договориться с маленьким шантажистом.
Болевой синдром каждый день проявляется по-разному. Кто-то предпочитает плакать, а кто-то громко кричать. При наблюдении за подобными изменениями в вашем поведении ребёнок сделает соответствующие выводы. В дальнейшем он будет избегать подобных ситуаций, которые принесут вам неприятные ощущения.