Советы психолога и как научиться не кричать на ребенка, когда он не слушается

Вред крика для ребёнка

Когда дети маленькие, очень хочется от них тишины и беспрекословного послушания. А мечтается, что они вырастут смелыми, самостоятельными и с хорошими границами. Какой парадокс, не правда ли?

Да, воспитание криками и угрозами может сделать малышей покладистыми (уж очень им страшно), но не поможет вырастить сильных счастливых взрослых. Поэтому давайте начнём разбираться в теме с последствий для развития ребёнка.

Это важно знать, чтобы понимать, что крик не работает как воспитательная мера. Но мы не хотим вызвать чувство вины — вряд ли есть на свете мама или папа, которые ни разу не сорвались на своего ребёнка

Хорошая новость в том, что всё можно исправить, и об этом тоже расскажем.

Личностное развитие

Крики родителей разрушают личность малыша. Он перестаёт доверять самым близким людям, теряет веру в себя, учится врать и глушить в себе эмоции. Утрачивает познавательный интерес: «Я боюсь пробовать что-то новое, а вдруг снова ошибусь, и мама будет злиться и кричать».

«Меня не любят, я плохой» — незыблемая уверенность в любви и принятии разрушается от криков значимых взрослых.

Малыш, на которого кричат, теряет ощущение самоценности: «Если родители так недовольны мной, то я плохой». Такой человек будет стремиться стать удобным для всех, лишь бы не столкнуться с проявлением агрессии. Или войдёт  отрицание: «Не нужна мне ваша любовь!»

Социальное развитие

Крики дают взрослым возможность выпустить пар и создают иллюзию «Я воспитываю, я учу», но вот что выносит ребёнок из этого «урока»:

  • «Так можно» — можно кричать на него, можно кричать и ему.
  • «Кто сильнее, тот и прав» — начинает руководствоваться принципом «нападай или прячься», а не социальными нормами и здравым смыслом.
  • «Я ничего не могу поделать, я бессилен что-либо изменить» — попадает в позицию жертвы, лишён собственной активности.

С такими установками ребёнку будет сложно адаптироваться в обществе, научиться выстраивать доверительные и долгосрочные отношения с другими людьми.

Отношения с родителями

Ребёнок до 4 лет не воспринимает наказание как следствие своего поступка. Для него раздражение родителей — разразившийся на ровном месте акт агрессии и нелюбви.

Постоянные крики и злость взрослого нарушают привязанность. Когда родитель сердится, недоволен, ребёнок воспринимает это как разрыв связи. В детской лимбической системе мозга загорается тревожная сирена, становится страшно и тревожно.

В этом состоянии ребёнок не способен нас слышать и понимать. Он охвачен тревогой потери контакта с нами, и ничего не соображает. Чем больше мы сердимся в попытке воспитывать и учить, тем выше стресс и меньше способности соображать.

Сложно направлять энергию на своё развитие, когда боишься, что при любом неосторожном шаге на тебя могут накричать. С каждым новым криком родитель убивает свой авторитет

Для ребёнка значимый взрослый — это опора и пример для подражания. Но как можно доверять и хотеть быть похожим на человека, который в конфликтных ситуациях срывается как маленький? Взрослый — это тот, кто способен контролировать эмоции и может достойно выйти из самой сложной ситуации. С такого родителя хочется брать пример, уважать его и слушаться

С каждым новым криком родитель убивает свой авторитет. Для ребёнка значимый взрослый — это опора и пример для подражания. Но как можно доверять и хотеть быть похожим на человека, который в конфликтных ситуациях срывается как маленький? Взрослый — это тот, кто способен контролировать эмоции и может достойно выйти из самой сложной ситуации. С такого родителя хочется брать пример, уважать его и слушаться.

Ребенок 6 лет не слушается, что делать, советы

  • Начните понимать друг друга. Это сделать непросто, но вполне возможно. Почаще разговаривайте, дети в этом возрасте не глупы, они все могут понять, если детально, понятно, и спокойным тоном объяснить. Если вы устали в конце дня, и не намерены вести разговор, предупредите чадо, что сейчас неблагоприятное время для бесед. Согласитесь, лучше перенести разговор, чем нечаянно обидеть кроху.
  • Приводите себя в пример. Если ребенок не слушается в 6 лет, не только объясняйте ему о том какое должно быть его поведение и действия, но и приводите свою жизненную ситуацию в пример.
  • Хвалите за все случаи послушного поведения. Это поднимает самооценку малыша и на следующий раз он обязательно задумается о том, стоит ли нарушать правила.
  • Следите за интонацией. Тон не должен быть строгим и приказным. Если с вами говорят в подом тоне, согласитесь, это не очень приятно, и подчинятся сказанному ни капельки не хочется. Вот и малышпостоянно не слушается и бунтует против таких действий со стороны мамы и папы.

Необходимо заметить, что ребенок в возрасте 6-7 лет уже научился хитрить и может очень хорошо управлять мамой и папой. Не идите у него на поводу, ни к чему хорошему этот путь не приведет.

Что делать если чадо хамит, грубит и огрызается, узнайте, посмотрев данное видео:

Повышайте свою квалификацию родителя!

Читайте книги по воспитанию детей, сейчас их много. Если вы будете знать много разных моделей поведения – вам будет легче решать проблемы с ребенком. И, конечно же, “Культура неОрания” придет вам на помощь. Ее методы работают как с двухлетними, так и пятнадцатилетними чадами.

Рекомендуемая литература по воспитанию детей: “Тренинг эффективного родителя”, Т. Гордон (есть в сети); Роберт Дж. Маккензи “Упрямый ребенок. Как установить границы дозволенного” – в принципе, этих двух книг хватит, чтобы получить замечательных детей.

Отдельно отмечу Макаренко

Его читать важно. Он не дает конкретных рекомендаций, но глубоко воспитывает личность родителя

Все, что найдете – читайте. Если откопаете его биографию – читайте тоже. Сделаете для себя много полезных выводов.

Его книга “Правильно воспитывать детей КАК?” вышла в издательстве “Астрель” – прочитать важно. Настолько глубоких мыслей вы не найдете ни у одного педагога

Все-таки Макаренко – гений педагогики, и создал в ней целое направление (хотя сам он и не имеет педагогического образования).

Когда родитель должен настоять, а когда уступить (как не сломать личность ребенка)

К послушанию нужно приучать ребенка с малых лет, особенно строго контролировать соблюдение требований, нарушив которые, малыш может создать угрозу жизни и здоровью.

До 3 лет человек на многое реагирует на рефлекторном уровне, на этом и должна строится система ограничений:

  • Придумайте слово-запрет, например, «стоп» или «опасно». Услышав его, маленький исследователь должен автоматически остановиться;
  • Покажите взаимосвязь между сигнальным словом и последствием нарушения;
  • Не реагируйте на непослушание, иначе ребенок в будущем может специально выводить вас на эмоции.

Этот метод не распространяется на все сферы жизни, иначе малыш не приобретет собственный опыт. Ситуации, не представляющие сильную угрозу, подрастающий человек должен прожить без вашей помощи и подсказки. Это поможет вам сохранить хорошие отношения с ребенком, не сломать его как личность, а ему открывать мир, учиться на ошибках, делать выбор и расставлять приоритеты.

Убедить ребенка слушаться можно мягкими способами. Крики, скандалы, строгие непоследовательные запреты сформируют истерический тип личности, в привычное поведение которого войдут нарушения послушания.

Типичные ситуации, когда ребенок сводит вас с ума

Итак, ваш сын или дочка:

  • истерит без серьезной и понятной причины, хотя, ха, где же вы видели отпрыска, который скажет: «Сейчас я буду валяться на полу и истерить, потому что 1)…2)…3)…»;

  • ноет и делает это так регулярно и виртуозно, что вы ощущаете, как внутри вас просыпается зверь;

  • не слышит вашу просьбу после многократных вежливых повторений;

  • шумит, кричит, стучит, а для вас это, словно нервы пилят тупой ржавой пилой;

  • хамит и грубит;

  • просит сделать то, что может сам, например, в 7 лет его надо кормить с ложечки и разувать, ух, как это заводит!

  • категорически отказывается делать рутинные дела, привет, ежедневные уроки, уборка постели и чистка зубов, кто узнал свое чадо и себя?

  • капризничает, требует невозможного и заводит обычную шарманку с песней «Ну, купи!»;

  • долго собирается в сад/ школу/ гости/ на дополнительные занятия/ нужное подставьте сами;

  • дерется с братом или сестрой, а вы, словно почетный караул, всегда должны быть на чеку, чтобы восстановить попранную справедливость и вернуть игрушку тому, кто взял ее первым.

Какой тригер заводит вас?

Когда читаешь все эти ситуации, то понимаешь, что ребенок демонстрирует незрелое поведение, но вовсе не обязательно повышать голос

Можно объяснить, обучить, договориться, переключить внимание, наконец. Но все это хорошо только в теории, а в реальной жизни, бумс, и вот вы уже несетесь на чадо с криками, словно поезд в 3000 тонн, и не можете остановиться

Мама кричит на ребенка от ярости и бессилия.

Почему мы кричим на детей?

Причины бывают самые разные, здесь я перечислю самые распространенные, знакомые почти всем мамам и папам:

  1. Злость, нервозность, раздражение и внутренняя агрессия, причина появления которых – не в ребенке. Например, если папа вчера поздно пришел с работы в нетрезвом виде, то сегодня мама будет злиться на папу, но может выплеснуть свою агрессию на чадо, через крик.
  2. Сильная усталость – и физическая, и психологическая. Если родители тащат на себе непосильное время дел и обязанностей, стремятся быть идеальными во всем, то неизбежно срываются.
  3. Чувство вины – если мама, к примеру, много работает, и чувствует вину перед ребенком, то она, сама этого не осознавая, будет кричать на него, словно сваливая проблему «с больной головы на здоровую».
  4. Модель поведения (крики) может быть унаследована от родителей, бабушек и дедушек. Многие взрослые часто просто не знают, как иначе разрешить проблему или конфликт. И начинают кричать, а ситуация только ухудшается.

Причин может быть очень много. Но их корни чаще всего идут из тех 4-х, что перечислены здесь. Поэтому, если и у вас есть этот «грех», советую начать с определения причин. Стоит задуматься, что на самом деле стоит за вашей злостью?

В чем сила вашего ребенка?

“Как огонь закаляет сталь,
так и мудрый родитель делает сильным своего ребенка”

Воспитание детей, или управление персоналом – вещи на удивление схожие.

Например, вы хотите получить адекватного сотрудника, который не будет вас бояться и плевать вам в кофе. Как это сделать? Выявить его сильные и слабые стороны – и постараться понять, какие задания он лучше всего выполнит.

У каждого свои способности. И к детям это тоже относится.

Кто-то обожает мыть посуду, кто-то шить шторы, а кто-то силен в том, чтобы сбегать в дальний магазин и купить все со скидкой. Есть дети, способные делать все понемногу – главное, чтобы было больше разнообразия. А есть те, кому нужна однообразная монотонная деятельность.

Если вы выявите сильные стороны своего ребенка (или сотрудника), и оцените их по достоинству – то получите эффективную и проактивную личность.

Если же будете требовать делать то, что он ненавидит – жди беды.

Особенности возраста

  1. Индивидуализм и самостоятельность;

Пятилетние дети – большие индивидуалисты

Им важно самовыражение

Они всячески привлекают к себе внимание

Таковы особенности психического развития в этом возрасте, которые могут приводить к вспышкам детской агрессии.

Например, пятилетке может нравиться самостоятельно подбирать себе одежду. Маме придётся либо спорить с ним по поводу выбранного наряда и искать компромисс, либо соглашаться на его условия.

  1. Потребность в самоутверждении;

Пятилеткам нравится отстаивать свою точку зрения, потому они идут наперекор родителям. Собственные желания для пятилетних детей всегда первостепенны и им ещё сложно сопоставить их с чужими возможностями и потребностями.

Они до последнего будут проверять выставленные родителями границы, капризничать, закатывать истерики

И, вместе с тем, в этом возрасте одобрение взрослых для них крайне важно. Они очень чувствительны и ранимы

  1. Богатая фантазия;

У пятилеток богатое воображение. Они любят фантазировать, придумывать всякие небылицы. Поймав однажды малыша на лжи, нужно спокойно ему объяснить, что этого делать не стоит.

  1. Потребность в заботе;

В пятилетнем возрасте у детей появляется потребность заботиться о ком-то. Часто они просят родителей о братике или сестричке (читайте статью по теме: Как решиться на второго ребенка?>>>), о домашнем питомце.

Если нет возможности выполнить их просьбу, следует подыскать альтернативу.

  • Ребёнок вполне может играть с маленькими племянниками или детьми друзей;
  • Можно кормить с ним птиц на улице или вместе посадить комнатное растение и поручить малышу за ним ухаживать.

Делая из него помощника, мы повышаем детскую самооценку и показываем ребенку, что считаемся с ним, уважаем его.

  1. Быстрая обучаемость;

Полноценное общение с родителями в пятилетнем возрасте быстро приносит свои плоды.

Это период, когда дети усваивают всё на лету, поэтому беседы о том, что такое хорошо, а что такое плохо, как нужно себя вести, а чего делать не следует – будут очень эффективными.

С помощью терапевтических сказок про непослушание тоже можно добиться изменений в поведении ребёнка в лучшую сторону. Сказки помогут ему понять себя и свои эмоции и научат правильному поведению.

Эмоции

Эмоции у детей в 6 лет еще выражаются самопроизвольно. Они показывают это в момент какого-то происшествия. К примеру, малыш посчитал, что родитель не справедливо поступил, кроха обидится. Он начнет громко плакать. По сравнению со взрослыми, дети весьма эмоциональные личности. Когда их накрывают эмоции, они не в состоянии себя контролировать. На сознательном уровне, как не хотелось бы, дети не могут овладеть чувствами. Хотя, не каждый взрослый человек может контролировать эмоции. Он лишь подает вид, а сам держит все в себе.

Когда вы наказываете ребенка, проявляя негатив, случаются нехорошие вещи.

К негативным эмоциям малыш реагирует с еще большей агрессией. Крохой может овладеть не только эмоция обиды, но и злости, ненависти. Он начнет думать, что не нужен вам.

Вспомните себя в детстве. Вы не слушались, родители вас наказывали, но вы вновь наступали на те же грабли. Наказание за негативные эмоции не отучит малыша топать ногами, обижаться и плакать. Это его обычная реакция произошедшего события.

Если вы будете со злостью и криками ставить свое дитя в угол, желаемый результат послушания рассыплется в пух и прах. Запомните, от агрессии рождается еще большая злость. Только вы в силах отогнать от малыша негативные эмоции, не порождая их.

Как научиться не кричать на ребенка и быть услышанным?

Ниже я опишу несколько интересных и эффективных способов и техник от известных психологов и педагогов. Они с большой вероятностью помогут вам научиться брать себя в руки, даже дома. И прекратить маме и папе кричать на своего ребенка. Вы можете попробовать все предложенные способы, выбрать для себя несколько или один. Главное – это результат.

Метод 1: Попробуйте просто наблюдать за своим состоянием, и, чувствуя нарастающую нервозность,  брать «тайм-аут». Это значит, что когда вы сильно устаете и чувствуете раздражение, давайте себе «дозу» отдыха или расслабления.

Оставляйте ребенка на отца, маму, няню, на мультик, в крайнем случае. И эмоционально расслабляйтесь по мере сил и возможностей: принимая ванну, слушая спокойную музыку, совершая прогулку или пробежку, а может даже и молясь, занимаясь физически, или дубася боксерскую грушу. Последнее тоже отлично убирает нервозность.

Есть еще одни  отличный совет записанный в Библии: «поразмыслите и утиштесь на ложах ваших».

А дальше — «включить мозги» и объективно (непредвзято) порассуждать с самим собой…

Метод 2: Попробуйте глубоко осознать, что ощущает ваше чадо, когда вы на него орете. Для этого есть отличный прием: вы должны сесть на корточки, и попросить кого-то из взрослых, участников эксперимента, со злостью на вас наорать. Вам и 2-3 минут будет достаточно, чтобы расплакаться, ощутить страх и безнадежность. После того, как вы прочувствуете все «на своей шкуре», желание кричать на беззащитного малыша просто исчезнет!

Метод 3: Если вы вот-вот сорветесь, начинайте осознанно дышать, медленно и глубоко, при этом считать вдохи-выдохи. Постарайтесь быть «в потоке», забыть обо всем, кроме своего дыхания. Спустя несколько минут гнев простой уйдет, а вы вновь обретете способность говорить спокойно.

Метод 4: Попробуйте взглянуть на себя в зеркало в минуту гнева. Вероятно, вы увидите там человека некрасивого, пугающего, с перекошенным лицом. Запомните эту картинку, и вспоминайте каждый раз, когда вам захочется вдруг заорать.

Метод 5: Придумайте себе действенный  фактор. Например, вы можете представлять в нужный момент, что к вам пришли гости, и вы не можете кричать у них на глазах. Или же представьте, что вы в центре внимания, вас снимает камера, и вы должны предстать себя в лучшем виде.

К примеру, один семейный психолог советует завести специальную одежду в которой можно было бы кричать. Опыт показывает, что за то время, пока вы найдете ее в шкафу и переоденетесь у вас уже в значительной степени пропадет разрушительное желание орать.

Видеоконсультация как научиться не кричать на ребенка:

Чем опасен крик родителей для ребенка

Каждый родитель стремится вырастить психически здорового, полноценного и самодостаточного ребёнка. В последнее время всё больше людей между кнутом и пряником выбирают второе, но есть такие, что предпочитают жесткие меры воспитания. Крик считается самой распространённой проблемой семейного воспитания и встречается даже в дружных и здоровых ячейках общества. Конечно, любой взрослый может прикрикнуть изредка на ребёнка, но есть такие семьи, где общение происходит исключительно на повышенных тонах.

Крик — это способ заставить ребёнка бояться, но не уважать. Специалисты выделяют три аспекта, на которые влияет общение с ребёнком на повышенных тонах:

  • Детская личность. Учитывайте, что малыши всё воспринимают буквально. Они сразу проводят простые аналогии. Например, если родитель постоянно кричит, значит, не любит. Ещё одна возможная ассоциация — если кричит и обижает любимый человек, то чужие люди ещё злее и хуже, и доверять им нельзя. Подобные мысли делают ребёнка тревожным, плаксивым. Он замыкается в себе. Это также чревато нарушениями сна и проблемами с установкой контактов с ровесниками и другими взрослыми. Подсознательно ребёнок постоянно ожидает новых атак со стороны родителя, и находится постоянно в напряжении. Такой стресс нарушает гармоничное развитие личности. При этом развивается две противоположные стратегии поведения. При первой ребёнок ведет себя ещё хуже, потому что его всё равно будут ругать. При второй стратегии он пытается угодить маме или папе с помощью лести или обмана.
  • Социальное развитие. Регулярное общение на повышенных тонах оказывает негативное влияние на дальнейшее отношение ребёнка с социумом. Если он рос в семье, где крики были нормой, то, скорее всего, перенесёт эту модель поведения в свою будущую жизнь. Он также будет в своей семье кричать на детей и вторую половинку, не желая идти на компромисс. Помимо этого, возникают проблемы с созданием дружеских и любовных отношений. С детства у малыша формируется недоверие к людям. Ещё есть высокая вероятность, что он вырастет инфантильным. Он будет всячески избегать ответственности и пытаться переложить её на других. Основная причина этому — недостаток родительской поддержки и любви. Такое поведение воспитывает в ребёнке комплекс жертвы. Он начинает обижаться на любые пустяки, и требовать жалости от окружающих.
  • Отношения воспитанника с родителями. Крик влияет не только на личность ребёнка, но и атмосферу в семье в целом. Отношения становятся менее доверительными и искренними. Регулярно выслушивая лекции, малыш будет всё больше замыкаться в себе, перестанет рассказывать о своих проблемах или успехах. В глазах ребенка исчезнет позитивная окраска отношений. Родители могут не понимать причин такого поведения своего чада, и способны ещё сильнее раздражаться и ругать его. В совсем запущенном случае взрослые прибегают к физическому насилию. Как это сказывается на неокрепшей психике и дальнейшей жизни, мы уже рассказывали.

Don’t worry, be happy

Мы осознали мотивы, поняли, ЧТО нами движет, видим цель — каким вырастет наш ребенок при том или ином подходе, знаем, как правильно действовать. Теперь нам нужно научиться НЕ ПАРИТЬСЯ! Не стараться вести себя идеально каждую секунду. Понять, что мы имеем право на ошибку, и они будут случатся — и это прекрасно! Ошибки — это вообще прекрасно! Только они и являются нашим опытом.

Перестать париться и, главное, ВИНИТЬ себя! Разрешить себе быть неидеальной! Разрешить выпускать пар. Понять, что это нормально и тоже правильно!

Все люди испытывают негатив, это абсолютно неизбежно! Его будете испытывать вы, и ваши дети. Но вот далеко не все умеют его конструктивно выражать, не обижая при этом других и не мучая себя. Вот это и есть — главное и необходимое умение!

Напишите, и повесьте на видное место. Если во время написания вообще ничего не почувствуете — напишите еще несколько раз. Пока не признаете это и не поверите!

Поймите также, что не надо ждать моментального результата, когда вы что-то меняете в своем поведении. Не надо на этом зацикливаться, на том, что теперь надо всегда думать о каждом своем слове. Надо, но без фанатизма. Оно должно прийти в вашу жизнь, стать вашим естеством. И оно станет — благодаря опыту, практике и отсутствию зацикленности! Вы делаете, но не пускаете на это все свои силы, иначе свихнуться можно.

И последнее

Самое важное. НЕ ЖДИТЕ БЛАГОДАРНОСТИ ОТ ДЕТЕЙ! Не ждите моментального исправления их поведения

Не ждите, что теперь на каждое ваше правильное слово они должны реагировать определенным образом. Не ждите, что они будут слушаться всегда, будут всегда идеальными, и вы никогда больше не услышите слез и требований.

Это нереально. И ждать этого — значит, ставить крест на всем том, что мы делаем. Потому что каждая такая ситуация будет выбивать вас из колеи, вы будете думать, что что-то неправильно делаете, искать ошибку. Во всем нужна золотая середина — иначе просто никак! У вас всё будет хорошо, это неизбежно!

Ребенок в 6 лет не слушается: причины

Почему ребенок не слушается в 6 лет? Не может быть так, чтобы ребенок не слушался сам по себе. Как говорится, дыма без огня не бывает, и в таких ситуациях, родительские ошибки в процессе воспитания приводят к таким негативным последствиям. Поэтому прежде чем искать причины непослушания в детях, мамам и папам, необходимо, оценить свое поведения и отношения к чаду.

Обычно, когда ребенку 6 лет,не слушается, огрызаетсяон из-за следующих причин:

Непонимания взрослых.

Стандартная ситуация, после тяжелого рабочего дня мама пришла домой и видит в детской бардак и начинает срываться на кроху. Даже после того, как детская была приведена в порядок, родитель, под воздействиям негативных эмоций начинает придираться к чаду. Малыш не в понимании о том, что происходит, что же он сделал не так, вследствие чего, онпсихует и не слушается.

Притеснение свободы.

Если родители слишком ограничивают детскую свободу запретами, не ждите послушания. Ребенок будет бороться за свои права и желания, и это абсолютно нормально.

Недолюбленный ребенок.

Данная проблема очень знакома неполным и многодетным семьям. В первом случае, малыш не понимает отчего папа и мама больше не живут вместе и почему все занимаются выяснениям своих отношений и не обращают на его внимания. Во втором варианте, когда появляется новый член семьи,ребенок не слушается родителей в 6 лет из-за ревности к новорожденному

Мама постоянно находится с младенцем, уделяет ему все свое внимание, целует, обнимает, а старшему достаются только родительские задания и указания (принеси то, сделай это, помоги)

Психологическое давление на детей.

Данная возрастная категория характеризуется большими требованиями к ребенку со стороны родителей. Ведь малыш обязан быть лучше, быстрее, умнее своих сверстников, должен справляться со всеми своими обязанностями, быть активным воспитанником подготовительной группы детского сада, помогать маме и папе, чтобы все окружающие говорили «ах какой ребенок, какие же молодцы родители, что сумели воспитать такого маленького гения». Вот только мамы и папы не понимают, что полное послушание — это не нормально для малыша. Постоянное давление на кроху может привести к непониманию в будущем.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий