Как не испортить ребенка бабушкой?

Симптомы кризиса 7 лет у ребенка

В этот период даже самый спокойный и послушный малыш может превратиться в настоящего домашнего тирана, капризного и раздражительного. Особенности проявления кризиса 7 лет чаще всего заключаются в том, что ребенок:

  • не выполняет просьбы, не слушается;
  • капризничает, упрямится;
  • выражает протест, недовольство, паясничает и грубит;
  • не воспринимает критику, на замечания выдает крайне отрицательные реакции;
  • пытается казаться взрослее, стремится общаться со старшими ребятами, избегает младших;
  • осознанно поступает наперекор взрослым;
  • обесценивает то, что раньше казалось ему важным;
  • подвержен перепадам настроения.

Для диагностики кризиса 7 лет необходимо, чтобы у ребенка четко проявлялись как минимум четыре-пять признаков. В противном случае речь идет не о кризисном периоде, а о локальной конфликтной ситуации.

Бабушка приезжает помогать

Это облегченный вариант контакта, особенно при конфликтных отношениях.

И если при совместном проживании стоит пробовать согласовывать позиции, то при коротких визитах лучше всего дать бабушке “карт-бланш” и стараться не критиковать ее действия и манеру общаться. Если же критика идет со стороны бабушки, подумайте, как лучше всего обставить визиты так, чтобы минимизировать контакт.

При конфликтных отношениях, как это ни обидно, бабушка приезжает в основном не к вам, а к внуку или внучке. И они — родственники. И у них в жизни будут свои отношения.

Если отношения с бабушкой в целом позитивны, стоит договариваться о том, чтобы ее визиты были в удобное для вас время или по вашей просьбе. Помните, в наше время бабушки, которые готовы помогать на ваших условиях, — чрезвычайная редкость. Цените такую помощь и не стесняйтесь говорить об этом.

Старайтесь заранее спланировать день, когда приедет бабушка, с учетом того, как вы видите общение. Обсуждайте программу с мужем и всеми участниками. Вы — непрозрачны. Ваши желания и нежелания, а также намерения должны быть четко и доброжелательно выражены словами, причем желательно заранее, чтобы у бабушек тоже была возможность подстроиться и настроиться.

Догадаться о том, какая именно помощь вам нужна, а какое участие крайне нежелательно, без слов почти невозможно. Мы все очень разные, и у представителей разных поколений могут быть диаметрально противоположные представления о том, какая поддержка нужна молодой маме. Вы, например, хотите в магазин, на занятия или в гости отлучиться, если бабушка приехала, а у нее представление, что вы сейчас вместе будете чистоту наводить или готовить, потому что именно так помогала нынешней бабушке ее мама или свекровь.

Бабушки склонны предлагать помощь в том виде, в котором когда-то получали ее сами от своих родителей. Это один из законов “семейной механики”.

Будет ли у ребенка травма?

Да, длительное разлучение с материю в раннем возрасте — событие травматичное, по возможности надо такого избегать. Но будут ли стойкие последствия, зависит не только от количества дней, но и от особенностей ребенка, состояния его здоровья, и того, где и с кем он останется, как с ним обращаются в отсутствие матери, как она будет себя вести по возвращении и еще от множества факторов.

Если даже травма разовьется, то еще в десятки раз большее число факторов будут определять, сможет ли ребенок преодолеть ее последствия, сам или с чьей-то помощью. Мы можем даже никогда не узнать, что именно помогло — например, какой-то мультик или сказка, которые он любил, или какой-то конкретный случай, когда он позвал, и она пришла, и этот опыт заместил прежний травматичный.

Устойчивая, влияющая на личность в целом и на судьбу травма обычно развивается не в результате одного какого-то события, пусть даже тяжелого для ребенка, а в результате искаженных отношений, которые не только травмируют, но и не дают возможности от травмы исцелиться.

Можно привести такую аналогию. Все дети, пока растут, много раз падают и разбивают в кровь коленки. Мы дуем, мажем лекарством, защищаем повязкой, оно болит сколько-то часов или дней, потом заживает. Детские коленки на это рассчитаны. Конечно, если вместо того, чтобы лечить и защищать, мы будем ставить его каждый день на эти коленки на горох, они не заживут никогда. Но решение проблемы тут в том, чтобы не ставить на горох, а не в том, чтобы никогда не давать ему упасть.

Невозможно ставить задачу никогда не травмировать ребенка за время детства. В конце концов, от вас не зависит, не загремите ли вы в больницу. Но смягчать для него неизбежные травматичные ситуации и помогать потом пережить болезненный опыт и восстановиться — реальная задача.

Так что, как бы вас ни впечатляла и ни вдохновляла какая-то теория, очень важно держать включенными критичность и здравый смысл и не впадать в догматику и крайности. Теория привязанности не требует от вас приносить себя в жертву детям. Она не требует обложить ребенка «ватой» вашего постоянного присутствия и бесконечной любви

Она про другое

Она не требует обложить ребенка «ватой» вашего постоянного присутствия и бесконечной любви. Она про другое.

Почему ребенок может не любить бабушку?

Если малыш не желает общаться с бабушкой, нельзя отпускать проблему на самотек и надеяться, что все наладится само собой. Повлиять на ситуацию можно, выявив причины, к наиболее распространенным из которых относятся: 

  • полное равнодушие бабушки или ее нежелание участвовать в жизни и развитии младшего поколения. Дети отлично чувствуют холодность;

  • авторитаризм. Личность, привыкшая подавлять и подчинять, но не умеющая договариваться, искать и находить компромисс, вряд ли будет пользоваться успехом среди внуков;

  • гиперопека и навязчивость;

  • слишком агрессивное поведение: крики, укоры, шлепки;

  • холодное и негативное отношение мамы или папы к теще/свекрови – дети на подсознательном уровне копируют поведение родителей;

  • расстояние – ребенок не любит бабушку и дедушку по той причине, что слишком мало с ними видится и считает их посторонними людьми.

Малыши – великие фантазеры и выдумщики. Услышав однажды фразу о нежелании общаться с бабушкой, следует поговорить со своим чадом и выяснить, в чем причина. Возможно, это мгновенная реакция на какой-либо запрет или отказ в покупке очередной игрушки либо сладости. Обычно такие эмоции проходят очень быстро, если отвлечь непоседу интересным мультфильмом или долгой прогулкой. 

Если причина более существенная, нужно пытаться исправить ее и наладить контакт между младшим и старшим поколениями.

Что делать, если ребенок не любит бабушку и дедушку?

Не бывает безвыходных ситуаций; просто одни проблемы решаются быстро и легко, а другие требуют больше усилий. К примеру, обидевшегося на бабушку из-за шлепка малыша можно успокоить достаточно быстро, объяснив, что она разволновалась из-за того, что он мог пораниться или отравиться. Приведите примеры из жизни, предложите сыну или дочери поставить себя на место старшего родственника: как бы он себя чувствовал, если бы мама или папа подвергали себя опасности? Если разговаривать спокойно и закончить беседу на позитивной ноте, от негативных эмоций не останется и следа.

Бывают ситуации, когда бабушка абсолютно равнодушна или же, наоборот, чересчур сильно опекает внуков. Чтобы решить такую проблему, просто разговоров с малышом недостаточно. Нужно работать и с самой бабушкой, объясняя, что ее поведение травмирует и огорчает ребенка.

Мамина или папина мама должна стать близким другом, к которому хочется приехать и поделиться самым сокровенным. В первую очередь правильно определите внутренние ценности семьи, измените манеру общения между взрослыми и детьми. Частые встречи, теплые беседы, помощь в решении каких-либо «важных» детских проблем (в частности, не удается правильно собрать пазл, не получается самостоятельно сшить кукле платье, некому почитать книжку или нарисовать машинку) помогут бабуле стать внукам ближе и роднее.

«Типология» бабушек

Слово «бабушка» чаще всего ассоциируется с милой старушкой, пекущей пирожки и вечно вяжущей. От него так и веет уютом. Да и родителям помощь: присмотреть, отвести на кружок, вовремя накормить, утешить — кто сделает это лучше, пока мама с папой на работе? Часто дети даже не ходят в детский сад, оставаясь под опекой бабушки до самой школы.

Ирина Жолудева, учитель начальных классов, Орловская область:

На основании своего 30-летнего опыта работы с детьми Ирина выделяет следующие категории бабушек:

1. Бабушки-исполнители. 

Они уважают мнение своих детей и считают, что все решения должны принимать родители. От них часто можно услышать: «Вот мама придет с работы и разберется». Они выполняют функция некоего передаточного звена — аккуратно передают детям все, что сказали родители или учитель. То есть их собственное влияние на образование и развитие внука, скорее, косвенное.

2. Бабушки-диктаторы. 

Как правило, они держали в «ежовых рукавицах» своих детей и до сих пор верховодят в семье. Это люди старой закалки, и в жизнь внуков они также привносят свои принципы. Ребенок у них всегда под контролем, уроки всегда выучены, но сам внук отчего-то не весел. Бабушка не оставляет ему свободы выбора ни в чем, и это не может не сказаться на характере.

3. Бабушки-демократы и творцы. 

Идеальный вариант, когда сами бабушки еще достаточно молоды, стремятся идти в ногу со временем, разбираются в технологиях. Они лучше понимают детей и внуков, допускают, позволяют им совершать ошибки, идут на компромиссы. Они оставляют за ребенком право выбора, методично и аккуратно подсказывая правильные пути. 

Получите профессию педагога-организатора с дополнительной квалификацией «Социальный педагог» в Учебном центре Педсовета.

Что в программе?
— Практико-ориентированные методики работы социального педагога и педагога-организатора.
— Методы социально-педагогической работы с детьми, оставшихся без попечения родителей, и неблагополучными семьями.
— Поддержка кураторов и обратная связь от преподавателей.

А что в итоге?
Новая профессия и диплом о профессиональной переподготовке установленного образца.

Доступна рассрочка.

Сказка о том, что и без мамы бывает интересно

Жила на свете маленькая обезьянка. Однажды мама сказала ей:

— Маленькая обезьянка! Мне нужно пойти собрать бананы. Иначе нам нечего будет есть. А с тобой посидит дядюшка слон.

— Что? — начала капризничать обезьянка. — Дядюшка слон? Не хочу слона!

— Но почему? — удивилась мама.

— Он большой, серый и носатый!

— Ты так говоришь, потому что ещё его не знаешь! — улыбнулась мама. — Сейчас сама увидишь.

— Привет, красавица! — сказал дядюшка слон. — Смотри, что есть у меня!

И протянул обезьянке огромный апельсин. Самый спелый, самый сочный.

— Где ты такой взял? — удивилась обезьянка.

— Достал с самой верхушки дерева. Поняла, для чего мне такой нос?

— Мама! Я хочу много таких апельсинов! — начала просить обезьянка.

— Ну хорошо, — согласилась мама, — идите с дядюшкой слоном за апельсинами. А я пока соберу бананы.

Оказалось, что хоботом слон может не только срывать апельсины, но и дуть, устраивая сильный ветер, а набрав воды, выпускать целый фонтан. Ой, как с ним было весело!

С тех пор обезьянка больше не боялась других зверей. С тётушкой зеброй они играли в догонялки. С дядюшкой бегемотом плавали в пруду. Носорог катал её на своей широкой спине.

И она спокойно отпускала маму за бананами. Ведь с ней были её взрослые друзья. Добрые и надёжные.

Побаловать не страшно

Так можно ли всё-таки доверять внуков бабушке?

«Обязательно нужно! – считает профессор кафедры возрастной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета Наталья Авдеева. – У бабушек больше свободного времени, чтобы заниматься с внуками. Наверняка его не хватало на собственных детей, поэтому у них сохранился нерастраченный потенциал общения, любви, желание передать свой опыт, развивать ребёнка, заниматься с ним. Ребёнок будет чувствовать, как он нужен бабушке, как она его любит, просто рада быть с ним вместе. А всегда ли он может получить это от своих занятых родителей?

Статья по теме

Как объяснить внучке, что мы волнуемся, когда она приходит домой поздно?

Проводилось очень интересное психогенетическое исследование. Сравнивались близнецы: одного воспитывала бабушка, а второй рос без неё. И было доказано, что бабушка – исключительно хорошо влияющий на развитие ребёнка фактор при прочих равных условиях. Бабушка восполняет то, чего не дают родители. Это предусмотрено в развитии поколений

Более того, не давать ребёнка бабушкам – это значит лишать их чего-то важного в конце жизни. Потому что в старшем возрасте для сохранения психического здоровья и оптимизма как раз очень показано общение с внуками

Это предусмотрено развитием человека».

Если родители боятся, что бабушка будет что-то делать неправильно, излишне баловать ребёнка, то всегда можно договориться, уверена Н. Авдеева. Сказать, что именно они считают нежелательным влиянием со стороны бабушки, обсудить эти вопросы. «Так что не надо обездоливать ни бабушку, ни ребёнка, отнимая у них возможность общаться», – говорит она.

Кандидат психологических наук и мама двоих детей Елена Фарба предполагает, что нежелание оставлять ребёнка с бабушкой может быть связано с собственным травмирующим опытом родителей, если их самих, например, воспитывали в излишней строгости: «Когда такие строгие родители становятся бабушками, они делаются намного мягче и относятся к внукам по-другому. И отношения у детей с бабушками зачастую намного гармоничнее, чем с собственными родителями».

Психологи отмечают: если у родителей поколения 35+ «спрос» на бабушек сохраняется, то у более молодых он резко упал. Мы стали иначе воспитывать детей, по-другому относиться к ним.


Если бабушка разбаловала внучку?
Подробнее

«Многие теперь очень жёстко придерживаются правил, скажем, здорового питания. А вот большинство бабушек остались на прежних позициях: ребёнка нужно обязательно кормить так, чтобы за лето поправился, покупать ему вкусненькое в виде сладостей, – поясняет Е. Фарба. – В этом случае нужен диалог. Родители же зачастую, вместо того чтобы озвучить свои правила, молчат, тихо выказывая недовольство. В то время как если ваши правила не принимают, нужно прямо и честно сказать: «Дорогие родители, тогда мы не можем оставлять вам детей. У нас в семье принято по-другому

Это важно для здоровья. Если передумаете, мы всегда рады»

Но в то же время и просьбы бабушки нельзя игнорировать – забрать ребёнка вовремя, не привозить, когда ей неудобно. Не запрещайте бабушке немного побаловать ребёнка».

Да, в разных семьях свои обычаи – другой режим, питание и т. д. Дети должны это понимать. «Да даже если ребёнок в карты с бабушкой научится играть, в этом нет ничего страшного, – считает Е. Фарба. – Ребёнок старше 6 лет прекрасно понимает, что это не дом, и принимает другие правила игры, а вернувшись, будет жить по родительским правилам. Своей маме и маме мужа я с удовольствием детей оставляю и в городе, и на даче. Ведь это родные люди, которые их искренне любят».

Как справляться: советы родителям от психологов

Родителям важно понимать, что критический период – это нормально, и он не продлится долго. Однако пускать ситуацию на самотек нельзя

Школьник может самостоятельно не адаптироваться в новой ситуации, а негативным опыт травмирует психику, станет причиной неврозов, сделает его неуверенным и лишит друзей.

Чтобы помочь ребенку преодолеть детский кризис 7 лет, родителям следует придерживаться базовых рекомендаций от психолога:

  • разговаривать дружелюбно, без давления, упреков;
  • критиковать не личность, а действия;
  • аргументировать отказы и замечания;
  • учить обсуждать проблемы, разбирать причины и следствия ситуации;
  • разбирать эмоциональные составляющие ситуаций;
  • оговаривать прошедший день, интересоваться действиями учителя, одноклассников, а также узнавать мнение ребенка о произошедшем;
  • составить четкое расписание, в котором будет время на выполнение домашних заданий, помощь родителям по дому, хобби, а также обязательно на отдых и любимые детские игры;
  • поддерживать связь с учителем, реагировать на любые сложности и проблемы в школьной жизни.

Рекомендации по преодолению кризиса также включают ряд действий, от которых родителям лучше отказаться. Не следует:

  • повышать голос;
  • наказывать физически;
  • сравнивать с другими;
  • критиковать в присутствии других;
  • относится к ребенку как к собственности;
  • критиковать действия учителя;
  • нарушать правила, которые необходимо четко соблюдать;
  • переживать из-за незначительных замечаний учителя или плохих отметок;
  • игнорировать взросление и продолжать относиться к ребенку как к крохе.

Если состояние дочки или сына вызывает чрезмерное беспокойство, а поведение становится неконтролируемым, родители могут самостоятельно не справиться с кризисом. В таком случае можно обратиться к психологу. Специалист подскажет родителям, что делать, поможет ребенку адаптироваться и облегчит переход в школьную жизнь.

Как правильно поступить в этой ситуации?

Показать бабушке, что вы имеете полное право воспитывать своего ребенка так, как считаете нужным.

Делать это нужно мягко, разговорами, аргументированно объяснив ей свою позицию. Например, подробно рассказать ей, почему вы считаете, что кормить ребенка большим количеством сладкого не стоит. Сказать, как это может отразиться на здоровье малыша. Спокойно и адекватно реагировать на ее возражения, что в ее времена всех детей кормили именно так, и все они выросли здоровыми и крепкими.

Никогда не следует ругаться и выражать свое несогласие с методами воспитания бабушки при ребенке. Не стоит также критиковать ее действия, если это может услышать ребенок. В этом случае он может перестать уважать бабушку, не будет воспринимать ее как взрослого и авторитетного человека.

Мама ребенка и его бабушка – это люди, которые принадлежат к разным поколениям. Поэтому у них могут часто возникать конфликты, они могут не соглашаться друг с другом в том, что касается питания и воспитания ребенка. Каждая из женщин будет стараться применять на малыше свои методы воспитания, которые часто противоречат друг другу. Нужно уметь договариваться и обсуждать это, выработать единую стратегию, которой будут придерживаться обе.

Нужно постараться понять, в чем причина чрезмерной активности бабушки

Возможно, направляя все свое внимание на внука, она пытается заглушить ощущение ненужности своим детям. Насколько хорошие отношения у вас с родителями? Достаточное ли количество времени вы уделяете им?. Если же бабушка не понимает или не хочет идти на компромисс, некоторые идут на крайние меры – на какое-то время отлучают бабушку от ребенка

За то время, пока она не будет видеть внука, она сможет понять, что действовала излишне напористо. А родители в это время могут сполна насладиться процессом воспитания, не омраченным постоянными советами и назойливыми рекомендациями более опытного человека

Если же бабушка не понимает или не хочет идти на компромисс, некоторые идут на крайние меры – на какое-то время отлучают бабушку от ребенка. За то время, пока она не будет видеть внука, она сможет понять, что действовала излишне напористо. А родители в это время могут сполна насладиться процессом воспитания, не омраченным постоянными советами и назойливыми рекомендациями более опытного человека.

После такого временного разрыва отношений бабушки, как правило, становятся более спокойными и охотнее идут на компромисс. Они согласны общаться с внуками, водить его на прогулки, читать и играть с ними, но не решаются более вмешиваться в процесс воспитанию.

Вседозволенность и избалованность

Вседозволенность отличается от гиперопеки тем, что бабушка просто предоставляет ребенка самому себе. Она дает полную свободу, нарушает любые запреты родителей и игнорирует их рекомендации.

Например, если дома внуку нельзя носить еду в комнату и есть перед телевизором, то у бабушки это можно. А еще можно не мыть посуду, не заправлять постель, не чистить зубы, спать до обеда, ложиться за полночь. В общем, бывает такое, что от бабушки ребенок возвращается совершенно неуправляемым.

Дисциплина, график, режим, обязанности – все это забывается. Подробнее об опасностях вседозволенности и попустительского воспитания →

Бабушка-гость

Ситуация, когда бабушка не живет с молодой семьей постоянно, а лишь время от времени приходит в гости, — наиболее простая. Может даже возникнуть вопрос: а существует ли здесь проблема? Ведь в гости можно приглашать не так часто, да и человек, находясь не дома, редко чувствует себя уверенно. Но и в этом случае скрывается много «подводных камней».

Даже если теща или свекровь проведывает молодых нечасто, это не означает, что в течение всего пребывания в гостях она будет послушной исполнительницей воли хозяев дома или, по крайней мере, станет руководствоваться принципом «невмешательства». Ведь теперь она приходит не столько к сыну с невесткой или дочке с зятем, сколько к долгожданному внуку (внучке).

Пока ребенок маленький, от бабушкиного нежелательного «вмешательства» избавиться гораздо легче. Здесь главное — терпение во время ее визитов, в остальном все можно делать по своему усмотрению.

Однако надо иметь в виду, что когда ребенок подрастет, то определенное время он, вероятнее всего, будет проводить у бабушки. И если родители кардинально не согласны с некоторыми ее принципами, касающимися детей, то начать ее «перевоспитание» лучше заранее.

Снижение авторитета родителей

Если бабушка постоянно воспитывает ребенка, то она автоматически становится авторитетом для него. Речь идет о тех ситуациях, когда родители сами спихивают сына или дочь на бабушку. Однако бывает такое, что бабушка специально подрывает авторитет родителей.

Например, она говорит внуку, что его мама и папа ничего не понимают, что их не надо слушать, что можно обманывать их в чем-то («Не говори, что ты ел шоколад вместо обеда, а то мама с папой нас с тобой наругают»).

Или бабушка критикует систему воспитания, которую выбрали родители либо «жалеет» ребенка. Например, родители наказали сына, лишив его десерта. А бабушка говорит: «Ой, да что б они понимали, садисты. Пойдем, я тебе мороженое куплю».

Распространенные ошибки

Стараясь наладить контакт, важно не переусердствовать. Обращая слишком много внимания на сложившуюся ситуацию, родители неосознанно делают на ней акцент, побуждая сына или дочь ими манипулировать

В таком случае ребенок может «играть» дальше, чтобы привлечь к себе еще больше внимания или получить желанные сладости или игрушки.

Подкуп и шантаж – еще две распространенные ошибки взрослых. В жизни эти приемы выглядят так: сделай то-то и я куплю; не сделаешь того-то и я не дам тебе то, что ты хочешь. Такой подход, воссоздающий товарно-рыночные отношения в кругу семьи, неверен: он делает малышей черствыми, корыстными и эмоционально холодными

Не нужно заваливать детей подарками; современному поколению более важно внимание и общение

Психологический центр «Инсайт» – квалифицированная помощь специалистов!

Не удается справиться самостоятельно? Ребенок не любит бабушку и категорически отказывается от общения с ней? Не стоит отчаиваться. Сотрудники психологического центра «Инсайт» помогут выявить причину и мягко скорректировать поведение малыша. Звоните!

Что делать, если вы на грани срыва?

Хорошо, если вы в состоянии отследить тот момент, когда эмоции накаляются. Если вы чувствуете, что начали заводиться, сместите фокус внимания с ребенка на себя и попытайтесь понять, какие именно негативные чувства вы испытываете.

  • Гнев – это чувство, которое мы испытываем тогда, когда ребенок нарушает наши внутренние представления о добре и зле.
  • Возмущение – это более слабое чувство, вызванное поведением ребенка, которое мы считаем “неправильным” и “недопустимым”.
  • Обида – это чувство, когда обмануты наши ожидания.
  • Злость – это чувство, когда нам противоречат и мешают получить то, что мы хотим.
  • Раздражение – это чувство, когда нас отвлекают от движения к желаемой цели и мешают.
  • Злость – это чувство возникает, когда нам помешали достичь цели, но мы чувствуем себя в силах одолеть противника.
  • Стыд – это чувство человека, который нарушил моральные нормы. Стыд за ребенка возникает тогда, когда родитель полагает, что нарушение норм ребенком говорит о том, что родитель плохо выполнил свою родительскую роль.
  • Вина – это чувство, которое возникает, если мы причинили вред в ситуации, когда этого можно было избежать, когда другой “более правильный” человек это сумел бы сделать.

Как видите, основные негативные чувства, которые приводят к эмоциональному срыву, – эгоистические. Мы испытываем их тогда, когда видим ситуацию только со своей стороны, а не со стороны другого человека.

Если вы чувствуете, что у вас “накипает”, но вы пока еще в состоянии себя контролировать, не пытайтесь подавить негативные эмоции. Внутренне, а еще лучше вслух, назовите вашу эмоцию и поясните ее причины.

  • Я чувствую обиду, потому что мне кажется, что ты не видишь, как я устала и не пытаешься мне помочь.
  • Я чувствую возмущение, потому что мне кажется, что твое высказывание в адрес бабушки характеризует тебя как бесчувственного человека, который не любит своих родственников.

Это не так просто – говорить о своих чувствах ребенку, многим родителям кажется, что таким образом они могут потерять родительский авторитет. Однако нужно отметить вот что: обвиняя ребенка и не признавая природу своих чувств мы сохраняем авторитет, но теряем контакт с ребенком. И это делает нас еще более тревожными и приводит к очередному стрессу.

Учите ребенка оставаться без вас поэтапно

Многие мамы думают, что находясь постоянно рядом с ребёнком, следя за каждым его шагом, поступают правильно. Но эта суперопека может обернуться для ребёнка проблемой. Он не сможет существовать автономно, контролировать себя, занимать себя, принимать решения. Оставшись даже на минуту без мамы, он начнёт паниковать. Нужно хотя бы понемножку учить его делать что-то самостоятельно.

Начинать можно с игр. Ребёнок складывает мозаику — мама рядом готовит. Следующий этап — малыш играет в кубики в соседней комнате, мама занята своими делами. Не нужно постоянно ходить за ребёнком по детской площадке. Обеспечьте ему безопасную среду и дайте возможность действовать автономно. Зная, что вы всегда придёте на помощь, ребёнок не будет вас постоянно дёргать и звать, а научится контролировать и занимать себя самостоятельно.

Ошибка

— Никуда не отходи от меня! Ни на шаг! Придёт злой дядя и заберёт тебя.

Правильно

— Зайка, я рядом, в ванной, мою голову. Если тебе что-то будет нужно, я помогу.

Бабушка с телевизором

Если после визита к бабушке ваш дочь цитирует рекламные слоганы или рассказывает о том, кто кого нашел в программе «Жди меня» — это не очень хорошо. Как минимум потому, что информация из телевизора запоминается детьми куда лучше. Вы можете заниматься развитием ребенка, читать ему сказки и учить стихи, но в обществе он скорее расскажет об очередном казусе из «зомбоящика».

Что делать? Если передачи действительно включаются для фона, можно попросить родителей включать что-то образовательное, например, канал Discovery или хотя бы программы о спорте, которыми ребенок может вдохновиться. Также можно попробовать «подсадить» бабушку на какой-то познавательный сериал и просить ребенка обсуждать с ней каждую его серию.

Fotolia

Что мне нравится в теории привязанности

Меня теория привязанности завораживает тем, что позволяет понять, как получается, что из крошечного существа, которое абсолютно зависимо, абсолютно не может о себе позаботиться, не имеет никакой свободы выбора, вырастает самостоятельный человек, обладающий сложной психикой, ценностями, нравственностью, обладающий огромным количеством автономии. Как забота родителей превращается в самостоятельность? Это то, что мне интересно, во что мне хочется всматриваться, про что мне хочется писать и рассказывать.

А еще, несмотря на незавершенность теории, у нее уже сейчас есть практическая, можно даже сказать, терапевтическая ценность. Знакомясь с этим взглядом на детство, молодые родители испытывают сильнейшее чувство узнавания. Как будто ты что-то знал, но забыл, и вот оно всплывает, вспоминается, и ты понимаешь, что так и должно быть, что это правильно, вот так и надо. Люди замечают, что у них улучшаются отношения с ребенком, что они начинают совершенно иначе чувствовать себя как родители, — более уверенно, более расслаблено, более счастливо.

Теория привязанности говорит о том, как важен для ребенка взрослый, но она нигде не утверждает, что для взрослого важен только ребенок. Она учит относиться к ребенку как к ценности, но не предлагает родителя считать лишь средством.

Согласно теории привязанности, взрослый приводит ребенка в мир, обещая ему свою любовь, защиту и заботу — но не удовлетворение всех желаний и полное отсутствие неприятных переживаний.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий