Чем чревато неправильное держание карандаша?
Как уже было отмечено, неверный захват письменной принадлежности может привести к проблемам со здоровьем у ребёнка. Самые опасные нежелательные последствия – ухудшение зрения, искривление позвоночного столба из-за неправильного сидения за столом.
Даже если подобные неприятные осложнения и не возникнут у ребёнка, он просто станет скорее утомляться при письменных работах, штриховании или черчении. А это сможет негативно отразиться на школьной успеваемости и психологической адаптации.
Такие неприятности можно предупредить, если вовремя обнаружить неправильное положение руки и неверный захват пишущей принадлежности. Распознать будущую школьную проблему можно по следующим признакам:
- малыш держит большой пальчик при работе несколько ниже указательного;
- карандашик придерживает указательный или безымянный пальчики, а не средний;
- фломастер берётся щёпотью;
- пальчики располагаются либо чрезмерно низко, либо чрезмерно высоко;
- ребёнок, рисуя картинку, вращает не карандаш, а сам альбомный листок;
- верхнее окончание карандаша направлено не к плечу, а к шее;
- малыш нажимает на бумагу или с излишней силой, или чрезмерно слабо.
Если вы обнаружили один или несколько признаков ошибочного захватывания карандаша, необходимо незамедлительно переходить к исправлению привычки. Иначе после поступления в школу у ребёнка могут возникнуть проблемы с учёбой.
Как выбрать ручку или карандаш
Первой письменной принадлежностью для маленького ребенка, как правило, являются цветные карандаши. Идеальным выбором станут карандаши с трехгранной формой стержня
Если такого варианта подобрать не получилось, стоит обратить внимание на карандаши с шестигранным стержнем. А вот худшим выбором станут карандаши, стрежень которых имеет круглую форму
Малышам до 3 лет стоит покупать толстые карандаши диаметром около 1 см. стержень должен быть мягким, чтобы не приходилось прилагать усилий при рисовании. А вот покупать большой набор не стоит. Малышам достаточно купить набор из 6 цветов. После того, как основные оттенки будут усвоены, можно приобрести наборы из 12 цветов.
Приступая к выработке навыков письма, необходимо правильно подобрать ручку. Не нужно стараться купить что-то слишком вычурное, например, ручку в форме героя мультфильма. Самый лучший вариант в этом случае – самый простой.
Корпус ручки не должен быть не слишком тонким, не слишком толстым. Оба варианта для маленьких детских пальчиков неудобны. На месте, где располагаются пальчики, должна быть резиновая насадка. Её назначение – противостоять скольжению пальцев. Кроме того, резинка смягчает давление на пальчики.
Корпус должен быть выполнен из пластика, такие ручки легкие, но достаточно прочные. Но пластик должен быть качественным и безопасным, так как многие дети любят грызть или сосать ручки. Это, конечно, не самая лучшая привычка, но побороть её сразу удается не всегда. Поэтому покупка письменных принадлежностей из пластика, содержащего токсические вещества, должна быть исключена. Желательно выбирать модели с граненым корпусом, они меньше катаются по столу.
Простые способы научить ребенка правильно держать ручку
Существуют достаточно простые способы научить ребенка правильно держать ручку. Родителям остается только подобрать наиболее подходящий для их ребенка.
Но до начала обучения нужно обязательно научить малыша правильно сидеть за столом.
- Необходимо использовать стол или парту, подобранный по росту ребенка.
- Нельзя, чтобы ножки были на весу, они должны опираться на пол или подставку.
- Локти ребенка должны лежать на столе.
- Расстояние между краем стола и корпусом ребенка – примерно 2 см.
- Лист бумаги (тетрадь) для письма нужно располагать под углом примерно 30 градусов. Левый уголок должен быть направлен в середину груди ребенка.
Начинать занятия лучше всего с игры. Очень полезным развлечением может стать игра в дартс. Чтобы удачно бросить дротик, его нужно взять тремя пальцами, примерно так же, как и карандаш или ручку. Играть в дартс можно с ребенком 5-6 лет.
С помощью резинки
Выработать правильный захват можно с помощью с резинки. Этот вариант позволяет добиться правильного наклона ручки. Резинка требуется тонкая, отлично подходит резинка для денег.
Резинку надевают на запястье, затем перекручивают на свободном конце и получившуюся петельку накидывают на верхний конец карандаша или ручки. Благодаря этому приему, письменная принадлежность будет иметь правильный наклон.
С помощью салфетки
Научиться правильно держать «не нужные» при письме мизинчик и безымянный палец можно с помощью салфетки. Метод очень прост, но эффективен. Для тренировки требуется обычная столовая бумажная салфетка или бумажный носовой платок. Салфетку складывают в несколько раз. Получившуюся «подушечку» кладут на ладонь, и ребенок прижимает салфетку к ладони при помощи четвертого и пятого пальца.
Три оставшиеся пальца выпрямляют и берут ими карандаш или ручку. В процессе письма или рисования необходимо удерживать салфетку. Это вырабатывает привычку держать пальцы правильно.
Метод пинцета
Очень простым способом обучения является метод пинцета. Для проведения урока потребуется единственный предмет – карандаш или ручка. Но вот выбирать письменную принадлежность нужно внимательно, это должен быть простой образец длиной около 15 см, среднего диаметра (около 7-8 мм).
Карандаш или ручку устанавливают вертикально стержнем (грифелем) вниз. За свободный кончик ребенок берется тремя пальчиками, задействованы большой, указательный и средний палец. Затем пальцы начинают скользить вниз, пока они не займут правильное положение.
Специальные насадки
Для обучения правильному захвату можно использовать специальные насадки. Изготавливается насадка из мягкой резины или силикона. Чаще всего, насадки имеют форму рыбки. На ней сделаны специальные выемки, в которые очень удобно укладываются пальчики.
Ручку с насадкой просто неудобно держать в неправильном положении, поэтому у ребенка формируется привычка правильного захвата
Выпускаются насадки разных ярких оттенков, поэтому они привлекают внимание детей
С помощью мелков
Еще один простой способ научить ребенка правильному захвату карандаша – с помощью мелков. Потребуется купить художественные мелки, их нужно разломать на кусочки длиной около 3 см. Рисовать такими короткими кусочками мелков, держа их в кулачке, невозможно. Поэтому ребенку придется удерживать мелок тремя пальчиками.
Научившись рисовать мелками, ребенок сможет сразу правильно держать карандаш или ручку.
Ручки-тренажеры
Можно приобрести специальные ручки-тренажеры. Их отличием от обычной ручки является наличие резиновой насадки со специальными выемками, благодаря которым пальцы ребенка располагаются правильно.
Ручки имеют трехгранную форму корпуса. Корпус выполнен из мягкого пластика, вес ручки уменьшен по сравнению со стандартными моделями. А поскольку продукция предназначена для детей, то ручки выпускаются в ярких расцветках с забавными принтами.
Метка на пальчике
Еще один простой метод обучения – это метка на пальчике. Его нужно применять в том случае, если ребенок держит ручку слишком близко или слишком далеко от пишущего стержня.
Чтобы научить малыша держать ручку правильно, нужно ручкой или фломастером поставить метку на среднем пальчике. И именно на эту метку должен опираться карандаш или ручка. В процессе занятий нужно периодически контролировать правильность расположения письменного прибора.
Как изменить почерк пошагово
Шаг 1. Проанализировать свой почерк
Прежде чем учиться красиво писать буквы ручкой или пером, нужно увидеть свою отправную точку. Напишите несколько предложений в привычном стиле с обычной скоростью. Можно взять для этого тетрадный лист в линию, но лучше писать на чистой нелинованной бумаге — она поможет увидеть, где строчки начинают уползать вниз или вверх.
Обратите внимание на следующие факторы:
- встречается ли у вас печатное написание букв;
- одинакова ли высота букв, какие из них выбиваются;
- какова форма букв — округлая, угловатая, вытянутая;
- есть ли наклон — в норме он должен быть вправо;
- насколько сильно вы нажимаете на ручку, остаются ли вмятины на листе или слабо прорисованные участки.
Отдельно проанализируйте написание букв «и», «ш», «м», «л», «п» — часто они сливаются в сплошную неразборчивую «кардиограмму».
Шаг 2. Выбрать красивый прописной шрифт
Если вы увидели и проанализировали свои ошибки, посмотрите, как написать то же самое красивым почерком. Выберите в прописях или в других источниках шрифт, который вы хотели бы освоить. Очень много рукописных шрифтов предлагает приложение Canva, также можно найти интересные варианты на сайте ofont.ru.
Распечатайте пример нужного шрифта, чтобы он всегда был у вас перед глазами. Также нужно заготовить карточки для тренировок — отдельные буквы и целые фразы, написанные данным шрифтом, которые вы будете обводить ручкой. Среди них должны быть образцы написания:
- заглавных букв;
- различных сочетаний гласных и согласных;
- букв с верхними и нижними элементами («д», «у», «в» и т. д.).
Самое простое решение — взять шрифт из прописи, чтобы воспользоваться уже готовыми материалами. Например, образцы верного написания и множество учебных прописей представлены в пособии «Правильные соединения букв для хорошего почерка» Георгиевой М.О. Если вам понравился необычный каллиграфический шрифт, материалы для занятий придется готовить самостоятельно.
Шаг 3. Много и регулярно писать в тетради
Каллиграфия — занятие для терпеливых. Чтобы научиться правильно и красиво писать буквы, придется многократно повторять каждую из них. Вначале можно обводить по контуру образцы, а после практиковаться в самостоятельном написании.
Заведите пару специальных тетрадей для занятий — одну в мелкую косую линию и вторую с обычными линованными листами. Начинать тренировки лучше с тетради в косую линию, чтобы удерживать правильный наклон.
Уделите внимание соединениям букв. По правилам в некоторых сочетаниях используют только нижнее соединение, в других — только верхнее
- всегда нижнее соединение бывает в словосочетаниях «ве», «вы», «вь», «фа», «фи», «юр», «юс», «ол», «ом», «оя»;
- всегда верхнее соединение в словосочетаниях «он», «ог», «од», «оз», «во», «ву», «ви», «вз» и т. д.
Шаг 4. Довести новые навыки до автоматизма
Научиться красивому почерку можно только путем регулярных тренировок, которые будут закреплять мышечный навык. В идеале нужно заниматься ежедневно, но если не получается — пусть занятия будут не менее трех раз в неделю. Не допускайте длинных промежутков между тренировками — это неизбежно вызовет откат назад.
Необязательно на каждой тренировке изучать новые буквы или соединения. Двигайтесь постепенно: переходите к следующей букве только после того, как уверенно освоили предыдущую. Кроме того, время от времени возвращайтесь к пройденному материалу. Такой подход поможет довести новый навык до автоматизма без сильных откатов к старым привычкам.
Если вы или ребенок уже не задумываетесь о написании буквы и можете сосредоточиться на орфографии — значит, новый навык успешно встроился. Однако если начать писать быстрее, качество может страдать — стоит это учитывать и проявить терпение к подобным ситуациям.
Наилучшее время для обучения
Когда нужно начинать обучение? Подготовку к правильному письму необходимо с раннего возраста. Навыки мелкой моторики нужно начинать тренировать с младшего дошкольного возраста.
Будут полезны такие занятия:
- игра с бусинами – нанизывание их на веревочку, перекатывание и пр.;
- шнуровка;
- игры с мозаикой, с конструктором;
- застегивание и расстегивание пуговиц;
- пальчиковые игры и гимнастика;
- лепка из мягкого пластилина.
Занятия должны быть регулярными и обязательно под присмотром взрослых. Так как оставлять детей один на один с мелкими предметами опасно.
Примерно к 4 годам будет ясно, какая рука (правая или левая) у ребёнка является рабочей. Этот возраст – наилучшее время для обучения обращению с карандашом и ручкой. К 6 годам большинство детей осваивают письмо печатными буквами.
Способы обучения ребенка письму
Метод пинцета
Один из самых простых способов обучения с увлечением. Понадобятся карандаш или ручка.
Важно для этого выбирать простые принадлежности, не толстые, без большого количества граней, необходимая длина должна быть примерно 15 см. Средство для письма рекомендуется брать за край именно тремя пальцами (большим, указательным и средним). Средство для письма рекомендуется брать за край именно тремя пальцами (большим, указательным и средним)
Средство для письма рекомендуется брать за край именно тремя пальцами (большим, указательным и средним).
Таким образом, карандаш или ручку требуется поместить на стол так, чтобы они упирались в поверхность бумаги. Пальцы необходимо аккуратно перемещать вниз, скользя ими по карандашу. В момент, когда пальцы будут слегка сжимать ручку или карандаш, они сами займут правильное положение.
Уложить ручку «спать»
Проделывать этот метод рекомендуется с ребенком вместе. Предположим, что средний палец является «кроваткой» для ручки.
Укладывая спать, ее необходимо положить спать на эту вымышленную «кроватку». Требуется представить, что кончик ручки или карандаша является головой.
Надо положить под нее «подушку». Ею должна выступать подушечка указательного пальца.
Сверху необходимо накрыть ручку «одеялом». Стоит пофантазировать, будто подушечка среднего пальца – это одеяло.
После этого уже можно смело начинать писать. В таком положении рука ребенка во время письма станет опираться на загнутый внутрь мизинец. Необходимо следить, чтобы от конца ручки до кончика указательного пальца существовало расстояние около 15 мм. При несоблюдении этого правила рука будет сильно уставать, так как в таком положении она сильно напряжена.
С помощью салфетки
Для осуществления этого способа необходима обычная салфетка. Ее нужно разделить на две части, потому что целая салфетка для маленькой ручки будет очень большой. Одну из половинок салфетки необходимо зажать между безымянным пальцем, мизинцем и ладонью.
После этого малыш должен незадействованными на руке пальцами взять карандаш таким образом, чтобы не выронить из ладошки салфетку. Это поможет ребенку научиться правильно брать ручку или карандаш.
Обучающая насадка
В магазинах, занимающихся продажей канцтоваров, можно найти очень много интересных и полезных мелочей.
Для обучения ребенка правильно держать ручки и карандаши могут пригодиться специальные насадки на средства для письма.
Малышу будет очень интересно заниматься с ними, потому что они выполнены в форме разнообразных забавных и разрисованных зверюшек, птиц, рыбок и др.
Насадки изготовлены с отверстиями для пальцев, что делает невозможным неправильное применение ручек и карандашей.
Плюсом таких насадок является то, что они подразделяются на насадки для правшей и левшей. Помимо этого существует насадка для столовых приборов (ложек, вилок).
Ручка-тренажер Stаbilо LеftRight с «подсказкой» для пальцев
Обучающие ручки намного облегчают процесс письма. Эти ручки имеет трехгранную форму и специальные углубления для пальцев. Для того чтобы ребенок постепенно тренировался держать ручку в руке, вес ручки слегка меньше, чем обычной. Все ручки имеют красивый дизайн и выполнены в ярких цветах, что не даст детям заскучать.
С помощью мелков
Рисование мелками – метод, применяемый самым первым.
Восковые мелки дают возможность ребенку научиться правильно держать ручку или карандаш.
Играя с мелками, ребенок будет выполнять все задания с удовольствием.
Форма мелков подстроена как раз под руку ребенка. Мелок должен сделать тоненькую линию, линию потолще и самую толстую.
Для быстрого обучения захватывания мелка тремя пальцами мелки необходимо разломить на куски примерно по 3 см.
Именно рисование короткими кусочками научит захватывать мелок нужным способом. Ведь маленький кусок не так просто взять в кулак.
Игра в дартс
Игра в дартс способствует получению навыков правильного хватания ручек и карандашей.
Именно при метании дротиков положение пальцев соответствует такому же, как должно быть на карандаше и ручке.
Играя с ребенком, следует помочь ему представить, что ручка – это дротик.
Подобно игре в дартс малыш будет плавно спускать ручку к бумаге, будто дротик – к цели.
Точка на пальчике
Довольно простой метод обучения ребенка правильно держать ручку. Необходимо просто поставить точку на верхней фаланге среднего пальца, тем самым отметив то место, где должна находиться ручка или карандаш. Для упрощения можно провести линию на нижнем конце ручки или карандаша.
Объясните ребенку, что палец не нужно опускать ниже этой полосы.
Зачем нужно учить детей правильно держать ручку
К школьному обучению ребенок должен уметь разборчиво изображать печатные буквы и цифры. Для этого необходимо сразу научить ребенка правильно держать ручку или карандаш, чтобы впоследствии не надо было переучивать. Правильное положение ручки (карандаша) в руке ребенка поможет быстрее овладеть навыками красивого письма. Это нужно, чтобы учитель мог определить правильность написанного слова, а ученик прочитать его. Главное условие к овладению такими навыками – развитие моторики и зрительного восприятия форм
Упражнения по развитию моторики и координации движений является важной составляющей подготовки руки к письму. При стимуляции мелких мышц руки активизируются соответствующие отделы головного мозга, ответственные за речь. Развивая пальчики малыша, родители помогают ему быстрее и эффективнее овладеть речью
Развивая пальчики малыша, родители помогают ему быстрее и эффективнее овладеть речью.
Если будущие ученики не правильно держат ручку (карандаш), то очень трудно добиться от них четкого написания букв в приемлемое время. Таким образом у ребенка формируется медленная, излишне напряженная манера писать, что является серьёзной причиной неуспешности выполнения письменных заданий в школе и необходимость большего времени для выполнения домашнего задания. Обучать письму следует начинать не с написания букв, а с простых бытовых действий: координировать свои движения при одевании, раздевании, уборке игрушек, помощи маме в чистке овощей и фруктов, рисовании любимых картинок и других бытовых действий. Успехи в технике письма зависят от сформированности и натренированности мышц руки.
Частые ошибки детей
При овладении письмом ребенок часто неправильно держит ручку. Специалисты выделяют наиболее распространенные ошибки:
- Бывает, что дети не чувствуют, какие усилия нужно прилагать при надавливании на карандаш, следовательно, он часто ломается. Нередко это заканчивается плохим настроением ребёнка, отпадает желание рисовать. Чувство «давления карандаша» можно развивать даже в быту. Хорошо помогает обучение намазыванию бутерброда: если прилагать слишком слабые усилия, то масло останется на ноже, а при сильном надавливании в хлебе получится дырка. Детям такое занятие обычно нравится, а награда за верное намазывание получается наглядная, вкусная – «свой бутерброд» вкуснее! Родители должны правильно подобрать степень сложности задания: трёхлетним дошкольникам лучше брать масло, с этим продуктом справиться гораздо проще, и кроха обрадуется, услышав от мамы: «Видишь, ты можешь сделать самостоятельно. Молодец!». Намазать на хлеб мёд либо сгущённое молоко – задача уже детям постарше.
- Ошибкой можно считать момент, когда ребенок начинает пользоваться ручкой слишком рано. Специалисты не советуют этого делать, так как ребенку нужно прикладывать достаточно много усилий при закрашивании, обведении контуров, проведении линий. Малыш устает от приложенных усилий, нервничает и негативно относится к предмету письма в дальнейшем. Ручку нужно давать после освоения карандаша, фломастера и кисточки.
- Часто у младших школьников встречается неправильное положение пальцев при удержании письменных принадлежностей. Психологи утверждают, что проблема начинается еще в грудничковом периоде. Кроха зажимает погремушку в кулачке и привыкает к такому обхвату предметов, а взрослые не придают этому должного значения.
Важно! Родителям нужно знать, что существует несколько показателей неправильного захвата ручки ребенком:
- держит ручку в кулаке;
- указательный палец ниже большого;
- держит пишущий предмет в самом низу;
- ручка лежит между большим и указательным пальчиками;
- пальцы располагаются либо слишком близко, либо слишком или далеко от основания предмета для письма;
- пишущий предмет направлен в противоположную сторону от плеча;
- неоптимальный нажим (или чересчур сильно, или, наоборот, слабо);
- рука напряжена и часто устаёт;
- при письме поворачивается бумага, а не кисть.
Поможет научить ребенка красиво писать правильный захват ручки или карандаша. Ориентиром служит нарисованная точка, куда следует размещать указательный пальчик. Правильное положение ручки: мизинец, безымянный и средний пальцы загнуты к ладони, указательный и большой пальцы соприкасаются. Письменную принадлежность нужно положить сверху на углубление между пальцами на согнутый средний палец. Взять её, согнув большой и указательный пальцы. Держать предмет для письма требуется на 1,5 см от нижнего края, направив на плечо. Руку при письме следует опирать на внешнее ребро ладони, расслабив указательный, запястье является основной точкой опоры.
Как научить так, чтобы потом не пришлось переучивать?
Переучивание всегда отнимает больше времени и нервов не только у вас, но и у вашего дитяти. И учиться начнём с правильной посадки за столом!
- Посадите малыша ровно, выпрямите ему спинку, подвиньте стульчик так, чтобы между столешницей и грудкой ребёнка проходили ваши два пальца.
- Теперь положите на стол ручки крохи, чтобы оба локотка лежали на столешнице, а ножки под столом были параллельны ножкам стула или стояли на невысокой подставочке. Бумага или альбом должны лежать чуть наискосок, «указывая» одним из ближних углов на середину грудки малыша.
Правильное положение принято, приступаем к задаче «приручения» карандаша.
Родители учат ребенка тому, как правильно держать карандаш и писать буквы
Поможем карандашу спрятаться
Расскажем малышу, что карандаш хочет спрятаться между пальчиками. Спрячем его, положив на средний палец, сверху прикроем подушечкой большого, а сбоку — указательным пальчиком.
Указательный и большой пальцы должны быть на одном уровне – щепотью, сама же кисть руки должна покоиться на согнутом внутрь мизинце и безымянном пальце. Уложите карандаш правильно в ручку малыша и, прикрыв её сверху своей рукою, нарисуйте вместе несколько линий или кружочков. Пусть ребёнок почувствует, что при таком положении карандаша рисовать гораздо удобнее.
Съезжаем вниз по карандашику
- Сложите вместе три пальчика малыша: указательный, средний и большой.
- Вставьте между ними карандаш или ручку и обоприте острым концом о поверхность стола или бумаги.
- Опускайте щепоть вниз по карандашу вертикально, пока до кончика отточенного грифеля не останется 3-4 см.
- Загните внутрь ладони малыша его мизинец и безымянный пальчик и плавно положите на них кисть ребёнка. Карандаш сам примет нужное положение.
- Опять накрываем своей рукою руку малыша и делаем несколько штрихов-линий на листке.
Платочек-помощник
Платочек должны придерживать именно мизинец и безымянный палец, чтобы положение карандаша или ручки в руке было правильным
Можно взять маленький носовой платочек, свернув его несколько раз, пока он не станет величиной со спичечную коробку. Попросите малыша крепко прижать свёрнутый платочек мизинчиком и безымянным пальцем к ладошке, а оставшимися указательным, большим и средним — ухватить карандаш. Вы удивитесь, насколько правильно ваш ребёнок будет держать свой карандаш, пока платочек прижат к ладони. С помощью платочка-помощника так же легко научить ребёнка правильно держать ручку. Не забудем помочь крохе нарисовать несколько кружочков, палочек, накрыв его ручку своей.
Если у малыша никак не получается сохранить такое положение карандаша или ручки, потренируйте пальчики с помощью обычных восковых мелков. Для этого разломайте мелки на кусочки по 3-4 см длиной. Такой короткий инструмент для рисования никак не получится зажать в кулачке, придётся волей-неволей брать кусочки мелков в щепоть, а чтобы можно было давить на мелок, придётся сложить пальчики правильно, чего мы и добиваемся.
Все эти методы действенны для ребятишек 1,5-2-х лет, для детишек постарше можно добавить ещё пару способов.
Для деток старше 3-х лет
- «Дартс». Если у вашего 5-летнего ребёнка есть игра со стрелками «Дартс», то он знает, как правильно держать стрелку для поражения мишени. Пусть точно так же возьмёт в руку карандаш, это и будет правильным его положением во время письма. Вариант удобен и прост. Но есть еще один способ, как научить ребёнка правильно держать ручку.
- Точка. На среднем пальчике «испытуемого» поставьте точку лаком для ногтей или ярким фломастером там, где ручка или карандаш касаются пальца. На сам карандаш нанесите круговую линию выше грифеля или кончика стержня на положенные 3-4 см. Объясните ребёнку, что инструмент для письма должен всегда соприкасаться этой линией с точкой на пальце. Прижмите карандаш (ручку) указательным и большим пальцами, попросите ребёнка нарисовать что-либо. Пусть рисует и смотрит за совмещением «точка-линия».
Презентация на тему: Как научить ребенка правильно держать ручку: 6 простых способов. Транскрипт:
1
Как научить ребенка правильно держать ручку: 6 простых способов
2
Как правильно держать ручку Ручка должна лежать на левой стороне среднего пальца. Указательный палец придерживает ручку сверху, большой поддерживает ручку слева. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают ручку слишком сильно. Указательный палец может легко подниматься, и ручка при этом не должна падать. Безымянный палец и мизинец могут находиться внутри ладони или же свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.
3
Итак, представим, что на среднем пальце правой руки у нас есть невидимая подушечка:
4
Именно на эту подушечку мы и укладываем ручку:
5
Теперь указательный и большой пальцы захватывают ручку сверху: Расстояние Х от самого кончика ручки до кончика указательного пальца должно быть примерно 1,5 см. Если расстояние очень маленькое или большое, рука во время письма будет напряжена.
6
Правила, которые нужно соблюдать при письме: 1. Сидим прямо. 2. Ноги вместе. 3. Между грудью и столом расстояние 1,5 – 2 см. 4. Тетрадь расположена под углом 30 градусов. Если тетрадь расположена по-другому, ребёнку придётся поворачивать туловище и сильно наклонять голову. 5. Нижний левый угол листа, на котором пишет ребёнок, должен соответствовать середине груди. 6. Оба локтя лежат на столе.
7
6 способов, как научить ребенка правильно держать ручку
8
Способ 1 – с помощью салфетки Чтобы научить ребенка правильно держать ручку этим способом, понадобятся, собственно, сама ручка и … салфетка.
9
Салфетку складываем в несколько раз и зажимаем ее двумя пальцами правой руки – мизинцем и безымянным, остальные пальцы выпрямлены.
10
Теперь свободными пальцами берем в правую руку ручку и, о чудо, ребенок держит ее правильно!
11
Способ 2 – аналогия с дротиком Наверняка, каждый из нас хоть раз в жизни играл в дартс, где нужно дротиком попасть в цель. Так вот, чтобы дротик полетел куда надо, его обязательно нужно зажать в руке тремя пальцами. Когда ребенок берет в руку ручку или карандаш, напоминайте ему, что нужно держать ее или его как дротик.
12
Способ 3 – ручка – самоучка Это устройство, которое надевается на ручку. Благодаря ему взять ручку неправильно просто невозможно. К тому же можно найти подобные насадки различной расцветки и в форме зверушек. Данные тренажеры можно найти как для правшей, так и для левшей.
13
Кстати, для малышей, которые только учатся держать в руках ложечку, есть специальная ложка-обучалка, благодаря которой ваш ребенок сможет научиться правильно брать столовые приборы в руку.
14
Способ 4 – ручка серии Stаbilо LеftRight с подсказкой для пальцев Ручка данной серии имеет трёхгранную форму, корпус изготовлен из мягкого материала, вес и длина ручки уменьшены. Также на корпусе ручки расположены углубления определенного размера. Все это обеспечивает правильное положение ручки в руке ребенка, а яркие цвета и веселый дизайн формируют позитивный настрой к учебе.
15
Способ 5 – метод пинцетного захвата Для этого нужно взять карандаш или ручку за самый кончик и поставить на стол.
16
Теперь пальчики скользящими движениями спускаются вниз и ручка оказывается в руке в правильном положении.
17
Теперь только остается контролировать наклон руки ребенка. Сначала рекомендую показать ребенку на собственном примере, делая эти действия медленно, затем предложите ребенку повторить за вами.
18
Способ 6 – игра Спокойной ночи, ручка! Данный способ приемлем для самых юных писарей. Можно предложить малышу уложить ручку или карандашик спать в детскую руку: кладем ручку в кроватку – на средний пальчик, под голову подушечку – указательный, а сверху одеялко – большой пальчик.
Как научить ребенка правильно держать ручку?
Если ребенок неправильно держит ручку, то родителям нужно попытаться оперативно решить эту проблему. Для этого существуют разные способы
Важно проводить занятия в игровой форме. Если малышу во время обучения будет интересно, то получится быстрее добиться положительного результата
Эффективные методы:
- рисование маленькими мелками (длиной около 3 см). Такие изделия нельзя зажать в кулаке. Во время создания изображений ребенок автоматически будет держать их тремя пальцами;
- салфетки. Взять половину салфетки и расположить ее в нижней части ладони ребенка. Предложить зажать изделие мизинцем и безымянным пальцами. Остальные пальцы должны держать ручку;
- резинка. Зафиксировать инструмент для письма в руке при помощи резинки. Когда ребенок попытается взять приспособление всеми пальцами и сжать его в кулак, то будет испытывать дискомфортные ощущения. Это отучит его неправильно держать ручку;
- игра в дартс. Надо предложить дошкольнику представить, что ручка, это дротик, которым нужно метнуть в тетрадный лист;
- красные отметки. На среднем пальце ребенка нарисовать фломастером точку, которой должна касаться ручка. На расстоянии 1,5 см от пишущего края инструмента также стоит поставить отметку. Благодаря ярким пятнам ребенок не будет забывать о том, как правильно держать инструмент для письма в руке.;
- ручка-тренажер. Купить такой предмет можно во многих канцелярских магазинах. Изделие имеет трехгранную форму. Его вес небольшой. Это позволяет легко учиться правильно держать ручку и писать;
- насадки на ручки. Продаются в канцелярских магазинах. Имеют специальные выемки для пальцев. Форма насадок забавная, поэтому пользоваться ими доставляет ребятам большое удовольствие. Есть насадки для левшей и правшей.
Если у родителей не получается научить дошкольника правильно держать ручку, тогда стоит обратиться за помощью к специалисту. Данным вопросом занимаются педагоги, воспитатели.