Как научить ребёнка кушать самостоятельно?

Выбор посуды

Чтобы научить ребёнка есть самостоятельно, необходимо предварительно позаботиться о выборе первого столового прибора. Правильно подобранная ложка ускорит процесс приобретения навыка и уменьшит число «осечек».

следует обращать внимание на несколько важных нюансов:

самое важное условие – ложка должна быть безопасной. Приобретать столовую принадлежность необходимо в специализированных детских магазинах, в которых имеются все необходимые сертификаты, подтверждающие безопасность материалов; не нужно путать приспособление для первого прикармливания с ложкой для самостоятельного приёма пищи

Требуемый в нашем случае предмет кухонной утвари должен отличаться широким черпалом, чтобы ребёнок не смог уронить захваченную еду; поскольку дети в 1 год поначалу захватывают и сжимают ложку кулачком, то важно позаботиться и о выборе правильного держателя. Рукоятка у столовой принадлежности должна быть укороченной и широкой. В этом случае ребёнок будет крепче её удерживать; в продаже имеются ложечки с изогнутыми ручками. Считается, что с такими приборами маленьким детям проще справляться. Ещё один вариант – изделия с поворотными держателями. Как бы ребёнок ни поворачивал ручку, особый стержень внутри крутится следом за ней, поэтому набранная еда не вываливается. Дополнительно имеется фиксатор для блокировки стержня, когда ребёнок подрастёт.

Для малышей от 10 месяцев до двух лет лучше приобретать пластмассовые ложечки. Они лёгкие, яркие, хорошо ложатся в руку ребёнка, отличается многообразием форм и размеров.

Тарелки и чашки лучше также покупать из термостойкого пищевого пластика. Такая посуда отличается лёгкостью, стойкостью к ударам и падению с высоты, а также экологичностью. Для формирования пищевых навыков стоит приобрести тарелку с присоской. Она не перевернётся.

Также следует не забывать про нагрудники из ткани или из особо мягкого и гибкого пластичного материала. Тканевые передники придётся стирать после каждого приёма пищи, пластиковые фартуки отстирывать не нужно, достаточно просто смыть капли и просушить.

Причины отсутствия навыка пережевывания

Часто дети при попытках накормить их из ложки отвечают плачем, отворачиваются или выплевывают пищу. Причинами такого поведения могут быть:

  1. Лень. Если можно получить пищу привычным путем, зачем напрягаться и жевать.
  2. Слишком быстрый переход, тогда малыш не понимает, что должен делать с кусочками пищи, попавшими ему в рот.
  3. Во время еды ребенок часто давится, поскольку пища другой консистенции ему не привычна. Однако со временем он приобретает необходимые навыки, разрабатывает жевательный рефлекс и учится делать глотательные движения.
  4. Неправильная техника кормления также может стать причиной отказа ребенка пережевывать пищу. Если мама слишком глубоко вводит ложку в полость рта, у малыша процесс приема пищи ассоциируется с неприятными ощущениями.
  5. Ребенок попусту боится глотать и жевать. Такой реакции всегда есть причина. Возможно, ранее он сильно подавился и очень испугался, взрослые давали из этой ложки невкусное лекарство и так далее. В таких случаях необходима консультация педиатра.

Доктор Комаровский всегда акцентирует внимание на том, что нужно наблюдать за ребенком и не ограничивать его самостоятельности, тогда и процесс обучения будет проходить легче

С какого возраста нужно давать малышу ложку

Учить ребенка кушать самостоятельно нужно как можно раньше. Это не значит, что можно давать уроки поведения за столом трехмесячному грудничку. Сначала малыш должен научиться уверенно сидеть за столом, развить координацию движений. Вот он уже прекрасно чувствует себя на детском стульчике и за обедом пытается отобрать у мамы столовые приборы. Дайте ему другую ложечку, пусть пробует зачерпнуть кашу или пюре. Кроха начинает понимать, что ложка нужна вовсе не для игры, а для получения пищи. Обычно такое происходит после 9 месяцев, но у каждого малыша развитие проходит по-разному. Кто-то после полугода уже пытается разбросать пищу по столу, а кого-то приходится кормить чуть ли не до 3 лет.

К году ребенок предпринимает первые попытки управлять ложкой, ему уже хочется кушать самому. Не все получается, часто еда проходит мимо рта. Главное – он учится подражать движениям взрослых. По нормам кушать самостоятельно кроха начинает к полутора годам, но многое зависит от темперамента ребенка и взглядов родителей. Зачастую у мам, дающих мало свободы действий, ребенок начинает самостоятельно есть лишь в 2 года, в то время как дети ясельной группы осваивают навык самостоятельного питания в среднем в 1 год и 3 месяца.

По мнению специалистов, начинать обучение нужно не позже 10 месяцев, и к полутора годам ребенок освоит эту науку. Эти навыки ему очень пригодятся: впереди поступление в детский сад, а там умение пользоваться столовыми приборами – обязательное требование. Каждый новый навык повышает самооценку малыша, он гордится, что без помощи мамы смог взобраться на стул или скушать кашку. Если вы разделите его радость, покажете, как довольны достижениями своего чада, его желание научиться чему-то повысится в несколько раз.

Не забывайте, что желание освоить новое дело возникает с определенного возраста, а через некоторое время угасает. Занятая мама старается побыстрее накормить малыша и не убирать разбросанную пищу со стола, пола стен и одежды. Ребенку комфортно: за столом его задача состоит только в том, чтобы открывать ротик, все остальное сделают родители. И вдруг примерно в 3 года он слышит, что должен кушать сам. Время, когда малыш хотел этому научиться, было упущено, теперь умение орудовать ложкой его не привлекает, поэтому слез и истерик избежать не удастся. Будьте внимательны к интересам своих детей – как только заметите их желание освоить новый навык, поддержите это начинание.

Ребёнок не хочет сам кушать

Бывает и такое. Тогда нужно прибегнуть к следующим советам:

  1. Если ребёнок противится, а время ещё позволяет, отложите процесс обучения на месяц, другой, а потом повторите попытку. Не стоит заставлять малыша кушать насильно.
  2. Сажайте карапуза за обеденный стол, комментируйте, что все члены семьи едят самостоятельно и ему уже пора так кушать.
  3. Ходите в гости к деткам, которые уже умеют кушать сами. Главное, чтоб возраст малышей приблизительно соответствовал годам вашего карапуза.

Главное, не сильно затягивайте с процессом обучения. Лучше успеть научить карапуза до того, как ему исполнится три года или, пока он не отправится в дошкольное учреждение.

Самые распространенные ошибки

Ошибки, наиболее часто встречающиеся у родителей:

  1. Нетерпеливость. Порой родители ждут мгновенных результатов, думая, что их малыш с первого раза самостоятельно возьмет прибор, быстро съест целую тарелку и не уронит никуда ни единого кусочка. В действительности все совсем не так. Обучение — это очень трудоемкое и медленное дело, требующее выдержки и терпения. Нельзя забрасывать учебу, если научить не получается сразу.
  2. Давление. Не нужно ругать и торопить кроху. Конечно, если он балуется с едой и столовыми приборами, такое поведение надо пресечь. Но не нужно перегибать палку. Также не надо заставлять его доедать пищу, если он не хочет. Если он устал – необходимо дать ему отдохнуть. И никогда не нужно сравнивать его с остальными детьми. Развитие каждого ребенка проходит индивидуально. Если один научился чему-то раньше, это не значит, что так будет и у других.
  3. Отвлекающие моменты. Привычка смотреть что-то во время еды присуща многим людям. Но не нужно прививать это ребенку, тем более в период обучения самостоятельному кормлению. Это сильно скажется на переваривании пищи и в дальнейшем может вызвать проблемы с желудочно-кишечным трактом. Дело в том, что, когда малыш не сосредоточен на еде, плохо вырабатывается желудочный сок и пища переваривается с трудом.
  4. Продолжение кормить с ложки. Многие мамы и бабушки, когда дети уже едят сами и хорошо с этим справляются самостоятельно, все равно продолжают их кормить. Пора отказываться от этой привычки.
  5. Оставление ребенка одного. Он может подавиться кусочком еды, а помочь себе сам или позвать на помощь будет не в силах.

С чего начинается освоение ложки

Дождитесь, когда ребёнок проголодается

Если у ребёнка нет медицинских проблем, то важно дать ему возможность получить честную обратную связь — чтобы он действительно почувствовал голод

Потом посадите ребёнка за стол. Причём так, чтобы он сам мог встать и уйти, и дайте ему что-то поесть. Положите рядом ложку и покажите на своём примере, как ей пользоваться.

Существует разница между «позволять ребёнку есть кашу или овощное пюре руками» и «учить есть руками кашу и овощное пюре». Вы даёте ребёнку образцы правильного поведения, в том числе и за столом. Вы показываете на личном примере, как можно пользоваться столовыми приборами и как можно есть, держа в руке кусочки овощей, фруктов, хлеб.

Использование руки для того, чтобы держать что-то и грызть, как прорезыватель, или есть, как сушку, подготавливает ребёнка к использованию ложки, и такой способ действий раньше еды ложкой начинает получаться лучше. Труднее всего — зачерпывать ложкой, поэтому на определённом этапе малыши часто накладывают руками пищу в ложку, а потом съедают её при помощи ложки.

Важно позволить ребёнку, во-первых, приобрести собственный опыт и сделать собственные выводы (всегда, когда это возможно, исключение представляет только опасный опыт), во-вторых, проявить собственные потребности в развитии через интерес к какому-то опыту и повторению его. Это достигается простым правилом: мы позволяем ребёнку делать то, что он хочет, если только можем это позволить

Если вы видите, что у малыша не получается есть ложкой, и он пробует по-прежнему использовать руку для пюре, как это получалось у него для кусочка яблока, дайте ему самому заметить, что это неудобно. Ложка — не обуза, а удобный инструмент, и выгоды от использования ложки для жидкой пищи и вилки для мелких кусочков легко заметит.

Полный алгоритм освоения ложки малышами и разбор сложных ситуаций

Включайте в рацион в первую очередь те блюда, которые малыш любит и не предлагайте сразу большие порции. Дайте на обед то, что можно легко съесть, пусть даже рукой: картошку, макароны, пирожок.

На ужин можно сделать калорийный напиток: кефир с фруктами, смузи или кисель — то, что можно выпить и получить калории, не прилагая много усилий. На завтрак — предложить шарики из полезных завтраков, которые ребёнок сможет заливать молоком, размешивать ложкой и вылавливать из тарелки.

Что делать, если ребенок отказывается есть сам?

Дети бывают разные. Многие тянутся к ложке, воспринимая ее как очередную игрушку. Есть и такие, которые наотрез отказываются брать в руки столовые приборы. В любом случае нельзя принуждать малыша есть самому. Родительское давление приведет к тому, что у малыша сформируется негативное отношение к приему пищи.

Если ребенку уже исполнился год, а он все еще отказывается взять ложку, попробуйте пойти на хитрость:

  1. Покормите ребенка сами, дайте ребенку расслабиться, а через пару дней повторите попытку.
  2. Попросите братьев или сестер малыша показать ему, как они ловко орудуют ложками.
  3. Организуйте детский праздник — в компании друзей ребенок сможет отработать навыки.

Как начинать приучать к ложке?

В первый раз при кормлении с ложки ребёнок должен полусидеть. Пищи (это может быт пюре, протертый суп, каша) наберите в ложку в маленьком количестве. Введите ложку за нижнюю губу малыша, малость надавив на неё.
Не надо ожидать пока же ребёнок начнёт пробовать по рефлексу сосать пищу. Достаточно провести ложкой по верхней губе (внутренняя поверхность) и вытащить ложку. Ребёнок обязан проглотить пищу. Потом предлагаете ему последующую.

Чему при этом нужно уделять внимания? У ребёнка обязана выработаться повадка раскрывать рот, как только он видит ложку с едой, и поворачивать голову в её сторону. Так он концентрируется на важнейшем – процессе пищи.
Помните: не у всех малышей одинаковая скорость поедания еды. Например, если по вкусу еда ребёнку не понравилась, он будет есть медленнее. Различие в быстроте обычно возникает после сна и бодрствования.

Когда будете кормить малыша, старайтесь как можно больше с ним разговаривать. При этом ваш голос должен быть ласковым, ни в коем случае не раздраженным, даже если вам что-то не нравится (например, что дитя ест очень медленно) или пошло не так. Торопить ребёнка не нужно, заранее отложите дела на потом. Если он вовсе не станет ест, не сердитесь.
Рекомендуется всё время комментировать повторяющиеся действия касательно питания

Так ребёнок в процессе поедания будет участвовать активнее, понимая ваши слова (а это уже важно)

18 способов приучить ребенка кушать фрукты и овощи

  • Определите причину, почему ребенок не ест овощи и фрукты. Возможно это связано с каким-то дискомфортом. У малыша может болеть животик или зубы, возникнуть аллергия из-за этого продукта. Либо у ребенка может начаться простуда, когда аппетит снижается, либо могут прорезываться зубки;
  • Ребенку может быть тяжело жевать или глотать. В этом случае сделайте блюда из овощей или фруктов более доступными. Например, снимите кожуру, порежьте плоды на мелкие кусочки или измельчите до состояния пюре;
  • Держите вазу с сезонными фруктами и овощами в доступности, чтобы малыш в любое время мог взять любой продукт. Такие продукты в качестве перекуса между основными приемами пищи утолят голод и окажут положительное воздействие на организм;
  • Перекусы, полдники и десерты, печенье и сладости заменяйте на фрукты и овощи. Давайте ребенку, как можно меньше сладкого;
  • Не приучайте кроху к конфетам и печеньям, магазинным соусам, майонезам и кетчупам, продуктам с большим содержанием химии и блюдам со специями. Малыш быстро привыкает к сладостям и усилителям вкуса, в результате натуральные овощи и фрукты будут казаться пресными и безвкусными;
  • Кушайте овощи и фрукты сами, показывайте на собственном примере, как это вкусно. Помните, что собственный пример — лучший метод обучения детей;
  • Не заставляйте ребенка кушать насильно. Принуждение может еще больше отпугнуть;
  • Составляйте из продуктов интересные композиции и нарезки вместе с ребенком. Выбирайте яркие и контрастные фрукты или овощи. Не забывайте, что ингредиенты должны сочетаться друг с другом;
  • Используйте интересные и необычные рецепты, которые заинтересуют кроху. Возможно, ребенку не нравится вкус пищи. Сделайте вкус более ярким, интересным и разнообразным. Экспериментируйте и украшайте блюда необычным способом, не готовьте каждый день одно и то же, разнообразьте меню крохи. А во время приготовлений подключайте и малыша. Каждому будет интересно попробовать, что он приготовил;
  • Если ребенок не ест какой-либо овощ, можно незаметно и в небольшом количестве подмешать его в блюдо, которое кроха любит. Например, в картофельное пюре добавить немного кабачка. Многие малыши не любят кабачок, так как он выглядит не очень аппетитно, но при этом овощ очень полезен для детей. Он хорошо сочетается с картофелем, и вместе с любимым пюре малыш получит полезные витамины нелюбимого кабачка. Также незаметно можно подмешивать тушеные овощи в супы, в фарш для котлет и пр.;
  • Из нелюбимых овощей или фруктов можно приготовить подливку или соус для любимого блюда ребенка. Домашний соус прекрасно подходит для спагетти и макарон, сосисок и фрикаделек, которые любят многие малыши. А на поверхности каши можно нарисовать веселый смайлик или другую картинку;
  • Придумайте и расскажите интересную сказку или историю о любом продукте перед приемом блюда с этим компонентом;
  • Если у вас есть дача или огород, и вы выращиваете овощи и фрукты, вовлекайте в процесс ребенка. Малышу будет интересно попробовать то, что он вырастил. Если огорода нет, вы можете выращивать зелень, лук, некоторые виды овощей и фруктов в домашних условиях на подоконнике или на лоджии. Таким образом, ребенок не только начнет кушать нелюбимые продукты, но и научится заботиться за растениями и быть ответственным. Кроме того, у крохи будет постоянное занятие;
  • Используйте метод “бездумной” еды. Дайте ребенку вазу с порезанными фруктами или овощами, когда тот сидит за компьютером или перед телевизором. В большинстве случаев дети съедают все и даже не замечают;
  • Заинтересовать ребенка можно при помощи интересной яркой и красивой посуды. Выбирайте тарелки с героем или картинкой внизу. Скажите, что на дне прячется что-то интересное, и малыш быстро съест содержимое, чтобы увидеть рисунок;
  • Давайте фрукты или овощи ребенку с собой в школу или на дополнительные занятия. При этом продукт должен быть удобным в употреблении. Предварительно промойте, при необходимости очистите и порежьте плоды, положите в коробочку или контейнер;
  • Ходите в гости, где детки с удовольствием кушают фрукты и овощи. Ребенок увидит, что кушают сверстники и тоже присоединится;
  • Некоторые эксперты для детей постарше советуют даже не предлагать продукт, который он не хочет, а ждать, когда он попросит сам. При этом показывайте на своем примере, какие овощи или фрукты вкусные. Это не касается прикорма, когда продукт предлагают малышу в первый раз. Когда и что вводить в прикорм для детей, смотрите здесь.

Как научить ребёнка есть ложкой: правила для мамы

  1. Главное – терпение и любовь. Рекорды в материнстве не нужны. Рано или поздно у вас обязательно получится приучить ребёнка кушать ложкой, но лучше, если вы будете делать это легко и ласково, с верой в способности своего любознательного и упорного малыша.
  2. Вложите в ручку ребёнка ложку и помогайте доносить её до рта. Скоро юный исследователь или исследовательница захочет повторить ваши движения самостоятельно.
  3. Первое время давайте ребёнку ложку в руки, когда подаёте ему кашу, пюре, творог – еду, не сваливающуюся с ложки по пути ко рту.
  4. Запаситесь второй ложкой на случай, если маленький едок не успел наесться, но устал нести ложку и попадать ей точно в цель, и помогите своему малышу.
  5. Не беда, что сразу получаться будет не всё. Запаситесь терпением не только для процесса обучения, но и для последующей уборки.
  6. Некоторые родители кормят детей под сказку или мультфильмы. Это эффективный способ поместить еду в организм ребёнка, однако учиться пользоваться приборами ему будет некогда, поглощение пищи станет механическим. Поэтому лучше не гнаться за количеством съеденного и сделать приём пищи самостоятельным осознанным процессо
  7. Развитие ребёнка и обучение его новым навыкам часто идут в ритме «два шага вперёд, один – назад». Во время болезни, прорезывания зубов или в моменты усталости, переутомления, стресса малыш может нуждаться в особенной заботе и участии. Не страшно, если иногда мама или папа покормит ребёнка из ложечки, это не повредит развитию умения есть самому.

Как создать здоровые пищевые привычки ребенка

У ребенка есть инстинкт, позволяющий выбирать ту пищу, которая ему необходима. Задача родителя — предложить маленькому гурману достаточный выбор здоровой и сбалансированной еды и создать окружение, которое настроит малыша на прием пищи.

Если вам действительно важно изменить пищевые привычки ребенка — выделите на это время, подготовьтесь к этому процессу и относитесь к нему как к серьезной работе. Однако будьте реалистами: малыш дошкольного возраста, как правило, не готов пробовать слишком много новой пищи, он «дорастет» до этого не раньше 4 – 5 лет. 

  • Дождитесь, пока ребенок сам попросит еды. Конечно, это на несколько дней внесет сумбур в ваш распорядок дня, но такая мера необходима для того, чтобы ваш маленький нехочуха начал с охотой есть.
  • Садитесь за стол вместе с ним. Если время обеда подошло, а малыш все еще не просит кушать, садитесь сами и начинайте с аппетитом есть. Телевизор, телефон и планшет сейчас отвлекать от еды не должны. Если ребенок захочет присоединиться к вам, усаживайте его рядом и покормите.
  • Ешьте всей семьей. Не меньше одного раза в день по будням и не меньше двух раз в выходные садитесь есть все вместе. Ребенок перенимает пищевые привычки у взрослых. Если его постоянно кормят в одиночестве, он не может разобраться, как нужно есть, как вести себя за столом, какой разной может быть пища.
  • Поощряйте его самостоятельность. Уже с 10 – 12 месяцев малыш готов есть ложкой сам. Теперь он самостоятельно решает, сколько принимать пищи, как и с какой скоростью, как долго жевать или сосать еду, наслаждаясь вкусом, нюхать и разглядывать содержимое тарелки.
  • Транслируйте ценность еды. Кладите небольшие порции, чтобы стимулировать ребенка просить добавку.
  • Не поощряйте малыша за еду, не обещайте ему мультики, сказку или игрушку за то, что он все съест. Еда сама по себе должна стать удовольствием для ребенка.
  • Предлагайте новую еду многократно: ребенку нужно привыкнуть к ней. Однако кладите этот незнакомый продукт не на тарелку малыша, а на стол, чтобы не вызвать протест. Не давайте ему сразу большое количество новой еды: достаточно одного кусочка.
  • Если вы хотите познакомить малыша с новыми продуктами, не готовьте пищу целиком из них: пусть в еде будут и знакомые ему ингредиенты.
  • Кладите в тарелку небольшое количество еды. Порция для ребенка равна половине взрослой.
  • Выбор еды не должен быть слишком большим. Не предлагайте малышу самому придумать, что он хочет на обед. Достаточно сказать, что его порция на столе.

Поначалу выполнение этих инструкций может сбить привычный режим вашего дня, но в результате малыш будет готов самостоятельно питаться за общим столом. Потерпите немного, и вы оцените, насколько это удобно — и для него, и для взрослых.

  • Не запрещайте полностью «вредные» продукты — иначе ребенок перестанет считать их едой и будет видеть в них недоступное удовольствие.
  • Не заставляйте малыша есть полезный продукт, от которого тот настойчиво отказывается, — он перестает воспринимать его как пищу. Как показывает исследование, 72 % людей, которых заставляли в детстве есть определенные полезные блюда, полностью исключили их из своего рациона во взрослой жизни.
  • Если вы заставили малыша есть против его воли, не хвалите его за то, что он «справился со своей задачей». Это приводит к неприятным последствиям: послушные дети перестают есть из-за того, что они испытывают голод, и начинают использовать еду для других целей. Съеденная пища оказывается способом заслужить похвалу мамы и испытать таким образом удовольствие. И в своей взрослой жизни они будут обращаться к еде, чтобы утешить себя в состоянии стресса или грусти.

Вопросы и ответы

В каком возрасте дети начинают есть самостоятельно?

Всё зависит от ребёнка. Некоторые дети осваивают использование столовых приборов уже в 9 месяцев, в то время как другие могут есть с руки до трёх лет.

Почему ребёнку так важно научиться есть самостоятельно?

Ребёнок, пытаясь положить пищу в рот, будь то рукой или ложкой, тренирует зрительно-моторную координацию. Это означает, что малыш учится синхронизировать свои движения с тем, что он видит. Зрительно-моторная координация полезна во всех повседневных делах, таких как игры, рисование, бросание мяча и т. д

Вот почему так важно позволять ребенку тренироваться даже во время еды

Как мотивировать ребёнка к взятию в руки ложки?

Чтобы ребёнок захотел есть самостоятельно, позаботьтесь о визуальном оформлении блюд, которые вы готовите. Если ваш ребенок видит, что его родители едят красочные овощи, фрукты и мясо, в то время как на его тарелке какая-то серо-коричневая масса, то ничего удивительного, что он не будет проявлять к ней интереса.

Как учить малыша правильно кушать?

Обучение правильному поведению за столом нужно начинать задолго до того, как малыш захочет взять в руки ложку. Грудничок должен понимать, что питание – ответственный процесс, в это время нужно сосредоточиться на приеме пищи и ни на что не отвлекаться. Ошибка многих мам, дети которых плохо кушают, – развлекать ребенка мультиками, новыми игрушками, чтением и незаметно совать ему в рот ложку с пищей. Развивайте аппетит видом красиво оформленного блюда, вкусными ароматами пищи, приятной обстановкой за столом.

Младенец проголодался и с удовольствием поглощает кашу, которой его кормит мама. В какой-то момент его начинает интересовать ложка в ее руке. Дайте ему другую ложечку, и не ругайтесь, когда малыш начнет шлепать по пище, разбрасывать ее по столу. Движения крохи еще не скоординированы, он не может выполнять сложные манипуляции. Если к обеду полагается печенье, фрукты или другие продукты, которые можно взять в руку или помесить в ниблер, дайте малышу его, пусть он попробует самостоятельно поднести еду ко рту. Такие действия обычно не вызывают затруднений – все груднички грызут колечки, ручки погремушек и другие предметы. Поставьте в уголке, где играет ребенок, небьющуюся чашечку и легкий кувшинчик с водой. Когда малыш захочет пить, он сможет самостоятельно налить воды и утолить жажду. Первые дни вам придется постоянно устранять последствия небольшого наводнения, но со временем движения станут увереннее, вся жидкость будет попадать по назначению.

На первом этапе, когда малыш только учится держать ложку в руке, ласково возьмите его ручку и помогите направить пищу в рот. Хорошо, если в это время за столом будет кушать папа. Если дома никого нет, поставьте тарелку и себе, покажите, как нужно брать ложкой кашу и подносить ее ко рту. Помните, что взрослые должны правильно держать приборы и есть аккуратно. Не нужно думать, что малыш не обратит внимания на ваши ошибки, – хороший пример он может и не увидеть, зато любой огрех хорошо запомнит. Когда ребенок начинает сам уверенно кушать, можно приучать его держать ложку правильно. Придумайте игру, в которой каждый пальчик должен занять свое место.

Хорошей тренировкой перед обучением кушать самостоятельно методика Монтессори и многие другие системы воспитания называют игры в песочнице. Дайте ребенку небольшую лопатку или самую настоящую ложку, покажите, как набирать в нее песок. Пусть он пересыпает небольшие порции из одного совочка в другой, наполняет ведерки и формочки. Такое занятие хорошо развивает точность и координацию движений. Дома можно пересыпать ложкой крупу из одной баночки в другую. Объясните малышу, что так вы готовите обед его игрушкам. Посадите кукол и мишек за столик, разложите по тарелочкам приготовленное «блюдо» и вместе с малышом «покормите» их.

2 – 4 года. Почему ребенок ест неохотно

Примерно с 2 до 4 лет многие дети отказываются от незнакомой еды, требуют одни и те же блюда каждый день.

Причины такого поведения могут быть разными.

1) Согласно одной из теорий, это нормальное поведение человека, имеющее эволюционные корни: новая еда могла означать опасность, поэтому у нас присутствует инстинкт отрицания незнакомой пищи. Как правило, он размывается к 4 – 5 годам, но иногда сохраняется и во взрослом возрасте.

2) Отказываясь от еды, ребенок заявляет свои права на собственный выбор и проверяет рамки возможного в общении со взрослым.

3) Ребенок не может сосредоточиться на еде, так как вокруг много отвлекающих факторов: игрушки, телевизор или что-то еще.

4) Малыш усвоил неправильные пищевые привычки, и его интерес к незнакомой еде угас: 

4.1. его могли кормить, когда он не был голоден; 

4.2. его торопили во время еды; 

4.3. его запугивали, если он плохо ел;

4.4. его слишком много уговаривали и развлекали во время еды; 

4.5. его оставляли одного во время трапезы;

4.6. его кормили с ложки, когда он хотел держать ее сам;

4.7. его кормили под мультики, песни или ролевые игры.

5) Иногда ребенок отказывается от еды, потому что ему не нравится текстура, цвет или запах продукта. У него могут храниться воспоминания о том, что его кормили тем же самым, когда он был болен.

Правильное питание для раннего развития от 0 до 4 лет

Наталья Круглова

С какой пищи лучше начать обучение?

Чтобы побудить ребенка к попыткам есть самостоятельно, стоит позаботиться о разнообразии подаваемых продуктов и внешнем виде еды. Выберите разнообразные овощи, фрукты и мясо, нарежьте их маленькими порциями и положите их на пластиковую тарелку перед малышом.

Пусть попробует и поймёт, что ему нравится, а что нет. Но приготовьтесь к тому, что еда окажется на полу. Трогая и пробуя еду разного вкуса, размера, цвета и текстуры, ребёнок привыкает к самостоятельному исследованию пищи.

В возрасте 8-9 месяцев

вы можете подавать кусочки мягких фруктов и варёных овощей, кукурузные чипсы или рисовые лепешки, которые тают во рту сами по себе.

Годовалый ребенок

может справиться с поеданием бутерброда, нарезанного кубиками, может слизать с вафли шарик мороженого или выпить глоток воды из стакана.

В полтора года

юный исследователь уже может использовать вилку для охоты за небольшой котлетой или кусочком картошки, или использовать чайную ложку, чтобы зачерпнуть любимого йогурта.

Подавайте детское питание правильно приготовленным. Мясо, картофель, овощи и фрукты нарезайте небольшими кусочками (на один укус). Таким же образом можно приготовить бутерброды.

Замените жидкие супы густыми кремовыми супами.

Если вы хотите дать ребенку йогуртовый десерт, выбирайте достаточно густой, с желатином или творогом — меньше шансов перелиться из ложки. По этой же причине хлопья с молоком лучше заменить густой кашей.

Когда учить ребенка есть ложкой самостоятельно

Малыш знакомится с приборами во время первого прикорма, когда мама предлагает первую ложку каши или пюре. Так он понимает, что приборы нужны не для игр, а для питания. Уже ближе к году ребёнок обычно с интересом просит у взрослого ложку, чтобы попробовать есть самостоятельно.

Рекомендация

Чем больше дать малышу самостоятельности, тем быстрее он научится есть сам. Не стоит проявлять гиперопеку и забирать ложечку при первой же оплошности малыша — придётся смириться с тем, что аккуратно есть кроха сможет не скоро, а любой хорошо отточенный навык требует ежедневной практики.

В борьбе с беспорядком маме поможет непромокаемый передник для ребёнка и клеёнка, которой можно застелить пол вокруг стульчика. Так можно снизить количество уборки и стирки после обеда.

Этапы процесса обучения

Можно отметить несколько важных этапов, которые дети проходят в процессе обучения самостоятельному умению кушать.

  1. Игра. Ложка, которую взрослые дают малышу, воспринимается им, как новая яркая игрушка. Малыш рассматривает ее, вертит в руках, не особо связывая ее с едой.
  2. Копирование. Ребенок уже осознал предназначение столового прибора, но по причине недоразвитой возрастной координации движения ему не всегда удаются. Часто он не может донести ложку до рта.
  3. Обучение. Малыш целенаправленно может зачерпывать еду ложкой и вполне неплохо кушать, иногда опрокидывая пищу на себя.
  4. Привыкание. Ребенок приобрел достаточный опыт, уверенно держит ложку и самостоятельно может есть простые блюда.

Причины задержки речевого развития

Часто причиной отставания речи являются неврологические проблемы со здоровьем. Малыш плохо говорит в 2 и более года, а иногда и вовсе хранит молчание. В таких случаях малютка нуждается в медицинской помощи, и чем скорее это произойдет, тем легче вылечить патологию.

К основным причинам задержки речевого аппарата входят:

  • хронические болезни мамы, поражение ЦНС (центральной нервной системы) возникшие в ходе внутриутробного развития плода либо в послеродовой период;
  • пагубные привычки (курение, алкоголь, употребление наркотических, психотропных средств);
  • употребление лекарственных препаратов, противопоказанных в период лактации и беременности;
  • поздний токсикоз (гестоз) и угроза потери плода;
  • прием запрещенных антибиотиков;
  • недоношенность или продолжительность родов;
  • кислородное голодание (гипоксии плода);
  • черепно-мозговые травмы при родах;
  • инфекционные болезни (скарлатина, краснуха, корь, коклюш и пр.), перенесенные ребенком в столь раннем возрасте;

Отмечают также и физиологические причины, из-за которых ребенок не хочет говорить либо очень плохо разговаривает, это могут быть:

  • поражение слуха (тугоухость, глухота), в результате чего у детей ухудшается восприятие звука и процесс становления речи. Если в три года младенец не говорит, хотя раньше подавал позывы к разговору, следует посетить отоларинголога. Возможно у крохи врожденная либо приобретенная патология органов слуха;
  • недостаточное развитие речевого аппарата – отмечается обильное слюноотделение, открытый ротик. При патологии челюстных и лицевых мышц ребенку тяжело воспроизводить звуки, он не может глотать твердую пищу, появляется тошнота и рвота;
  • наследственные болезни или генетическая предрасположенность (например, замедленный рост нервных клеток у одного из родителей), также могут послужить причиной задержки речи у детей;
  • инфекционные болезни, которые поразили плод еще в период вынашивания ребенка. В итоге, у крохи нарушается процесс становления речевой деятельности, что отрицательно сказывается на его развитии и общении между людьми;
  • патология головного мозга или «аутизм». Такое болезненное состояние оборачивается тем, что кроха не может внятно говорить либо стремится уйти от контакта с окружающими.

Если по медицинским показателям все в норме, однако, ребенок в 2 года еще не говорит, либо плохо называет словосочетания из 2-3 слов, причины могут иметь социальный характер, а именно:

Взрослые не уделяют внимания детям. Дефицит общения и запущенность – отбивают речевую активность, ребёнок закрывается, отсутствует интерес к окружающему и появляется устойчивое нежелание разговаривать. Стресс, частые ссоры в семье, испуг. Такие психологические нарушения замедляют появление речи

Чтоб выявить психологическую травму, следует обратить внимание на поведение малыша. Если он во время кормления часто вздрагивает ручками или ножками, кричит при появлении постороннего человека, либо у него имеются проблемы с недержанием мочи, следует побеспокоиться и проконсультироваться с врачом

Чрезмерная опека. Младенцу крайне необходимо общение и близость мамы и папы

Однако если переусердствовать с опекой, выполняя по первому требованию все желания и прихоти ребенка, то у него отпадет потребность разговаривать. А зачем? Ведь можно просто указать на интересующий предмет, немного покапризничать и получить желаемое.

Младенцу крайне необходимо общение и близость мамы и папы. Однако если переусердствовать с опекой, выполняя по первому требованию все желания и прихоти ребенка, то у него отпадет потребность разговаривать. А зачем? Ведь можно просто указать на интересующий предмет, немного покапризничать и получить желаемое.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий