Игры, которые учат детей доброте

Игры для детей до полутора лет

Посылайте малышу воздушные поцелуи. Пусть они касаются его ручек, животика, носика и щечек. Обменивайтесь поцелуями, стоя с ним перед зеркалом. Обязательно научите кроху подражать вашим действиям и возвращать знаки любви. Провожайте старшего ребенка в школу, а папу на работу, посылая воздушные поцелуи вместе с малышом.

«Где болит?»

Не забывайте, что доброта исцеляет. Если малыш ударился или упал, пожалейте его, подуйте на ссадину и произнесите: «Где болит? Все, больше не болит!» Когда ударитесь вы, также просите ребенка подуть вам на больное место. Проявляйте сострадание и к игрушкам, которые дети часто роняют.

«Угощение»

Угощая малыша, например, кусочком яблока, попросите его поделиться и с вами. Съешьте лакомство и очень эмоционально поблагодарите щедрого ребенка, не жалея ласковых слов. Пригласите к трапезе и любимых игрушек, чтобы никто не ушел обиженным.

Ход деятельности:

Этап деятельности

Структурные компоненты деятельности Деятельность педагога Деятельность детей Планируемый результат Время

1 этап

Организационный

Задаёт положительный эмоциональный настрой

Предлагает детям поздороваться с гостям.

Внимательно слушают педагога

Приветствуют гостей

Дети настроены на общение

Проявляют доверие к гостям

2 мин

II этап

Вводная часть

(Рассказ воспитателя о волонтерах. Беседа о добре и зле)

Сюрпризный момент

(Шар Доброты)

Показывает свою заинтересованность

Дети высказывают свое мнение

Проявляют интерес к предстоящей деятельности 3 мин

III этап

Основная часть

Проектирование решений проблемной ситуации,

актуализация знаний, начало выполнения действий по задачам НОД

Постановка проблемы.

Способствует индивидуальной и групповой работе

Высказывают предположения.

Выбирают способ взаимодействия при выполнении задания: индивидуально или в паре.

Решают проблемную ситуацию.

Рассуждают, взаимодействуют со сверстниками в процессе работы.

Умение делать вывод и его аргументировать

Обогащение опыта совместной работы.

15 мин

IV этап

Заключительная часть

Итог занятия. Систематизация знаний.

Рефлексия

Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу). Проявляют эмоциональное отношение к результату. Умение оценивать результат своей деятельности;

Умение выражать чувства;

Умение делать выводы;

Умение планировать самостоятельную (совместную) деятельность.

3 мин

Сценарий открытой совместной образовательной деятельности с детьми

ЦЕЛЬ: Обобщать представление детей о доброте как о ценном качестве человека, развивать социальные чувства, взаимопомощь. Формировать дружеские взаимоотношения, осознанного отношения к социальным нормам поведения, развивать навыки сотрудничества, общения в повседневной жизни. Совершенствовать навыки культурного общения со сверстниками, следуя речевому этикету. Создать положительный эмоциональный фон в детском коллективе.

ЗАДАЧИ:

Образовательные: раскрыть сущность понятий «добро» и «доброта», «добрые поступки»;

Речевые: активизировать словарь детей (волонтер, добро, радость, счастье, забота, внимание);

Развивающие: развивать у детей логическое мышление, воображение и внимание, привить интерес к новой форме игровой деятельности (квест-игра). Воспитательные: формировать представление у детей о доброте, воспитывать добрые чувства к окружающим людям, помочь понять детям, что все нуждаются в любви и доброжелательном отношении. Воспитательные: формировать представление у детей о доброте, воспитывать добрые чувства к окружающим людям, помочь понять детям, что все нуждаются в любви и доброжелательном отношении

Воспитательные: формировать представление у детей о доброте, воспитывать добрые чувства к окружающим людям, помочь понять детям, что все нуждаются в любви и доброжелательном отношении.

Ищем добрые слова

Игра предназначена для старшей и подготовительной групп. Для нее нужно подготовить разделенные на несколько частей карточки. В одной из ячеек изображен взрослый определенной профессии или общественного статуса: родитель, незнакомый человек, сосед, врач, продавец, учитель, кондуктор. Также для игры необходимы отдельные карточки со словами, размером соответствующие ячейкам. На них должны быть написаны слова и фразы, применяемые при обращении ребенка к взрослому: «здравствуйте», «простите», «будьте добры», «скажите, пожалуйста» и прочие.

Ведущий зачитывает фразу, а дети размышляют, при обращении к какому взрослому ее можно применить. Когда определятся с выбором, кладут карточку на правильную ячейку.

Сердечное дерево

Для игры нужно подготовить изображение волшебного дерева, а также вырезать листья в форме сердечек. Педагог объясняет воспитанникам, что ураган сорвал листву с волшебного дерева добра. Нужно вернуть листья на ветки. Но сделать это может только тот, кто знает добрые и вежливые слова.

Каждый игрок берет сердечко. Педагог задает вопрос. Ответив правильно, ребенок может прицепить сердечко к ветке дерева. Если игрок затрудняется с ответом, или если отвечает неправильно, то ход передается следующему участнику.

Вот примеры вопросов:

  • что нужно говорить при встрече;
  • как успокоить плачущего друга;
  • каким словом отблагодарить за помощь;
  • что нужно сказать, если нечаянно ударил локтем человека;
  • что следует сказать при прощании;
  • как пригласить старушку сесть на свободное место в автобусе;
  • что нужно сказать, когда друг поделится с тобой конфетой.

Ход игры: Воспитатель предлагает поиграть в игру.

Воспитатель. Я буду называть ситуации, а вы, если так можно делать, – хлопаете в ладоши, если нельзя – топаете ногами. Например: можно играть спичками; можно ровно сидеть за столом; во время еды не следует разговаривать: не умываться утром; нельзя брать в руки острых предметов; нельзя прыгать с высоких горок; необходимо мыть руки после возвращения с прогулки и т. д.

«Маленькие помощники».

Цель: подводить детей к пониманию, что нужно помогать родным людям и дарить им свою любовь; учить детей рассказывать о своей помощи в своей семье; развивать связную речь, мышление.

Материал: ящик, мишка.

Ход игры: К детям «пришел расстроенный мишка». Он «поссорился с мамой», потому что «не хотел убирать на место свои игрушки». А теперь не знает, как помириться с мамой. Воспитатель. Ребята, вы обижаетесь на родных, когда они вас ругают? Родных нужно любить и помогать им. Как вы помогаете дома своим родным? У меня есть бабушкина шкатулка, всю свою помощь вы сложите в нее, а саму шкатулку подарим мишке для того, чтобы он также учился помогать своей маме и не забывал об этом. Дети по очереди рассказывают о том, как они помогают дома маме, папе, брату, сестренке, бабушке, дедушке, а свои рассказы кладут в сундук. Медвежонок «благодарит» детей за «волшебную шкатулку» и возвращается в лес мириться с мамой и помогать ей.

«Клубочек волшебных слов».

Цель: продолжать учить детей употреблять в своей речи «волшебные» слова; воспитывать вежливость, доброжелательность.

Материал: клубочек из ниток.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям намотать на клубок нить из «волшебных» слов. Дети говорят по очереди «волшебные» слова и наматывают в клубок нить.

«Помоги зайчику».

Цель: продолжать учить детей употреблять в своей речи «волшебные» слова; развивать память, речь; воспитывать доброжелательность.

Материал: игрушечный зайчик.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям подарить зайчику «волшебные» слова. Дети по очереди подходят к зайчику и говорят ему «волшебные» слова. Например: «спасибо», «пожалуйста», «добрый день» и другие.

«Цветок доброты».

Цель: продолжать учить детей говорить комплименты, вежливые слова; развивать речь ребенка, память, фантазию; воспитывать доброжелательность.

Материал: игрушечная Баба-Яга, ваза, цветы.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям подарить Бабе-Яге цветок, говоря добрые слова. Дети берут по одному цветку, подходят к Бабе-Яге, дарят ей цветок и говорят комплименты или вежливые слова, ставят цветок в вазу. Например: «Бабушка, стань, пожалуйста, доброй!» Или: «Бабушка, я тебя люблю!» И другие.

Как правильно здороваться

Эта игра для дошкольников развивает концентрацию внимания, может использоваться как физкультурное занятие.

Педагог объясняет детям, что здороваться можно 3-мя способами: головой, руками и ртом. Играющие рассматривают каждый вариант. Каждый игрок предлагает свой вариант приветствия. Головой – это кивок, моргание, подмигивание. Руками – это пожатие, хлопки ладонями, соединение кулаков. Ртом – это произнесение слов «здравствуй», «добрый день», «привет».

Далее дети начинают двигаться по игровой площадке, а педагог дает определенные сигналы. Когда он хлопает в ладоши один раз, каждый ребенок должен поздороваться с оказавшимся рядом игроком за руку. Когда воспитатель хлопает 2 раза, дети здороваются головой. Когда хлопает 3 раза, игроки произносят приветственные слова.

Копилка хороших дел

Трехлетний ребенок уже способен отличать хорошие поступки от плохих

Игра поможет зафиксировать внимание именно на добрых делах. Выберите с ребенком в магазине небольшую копилку с широким отверстием. Из цветной бумаги вырежьте кружки, звезды, смайлики и сердечки

Каждый вечер вспоминайте все хорошие поступки ребенка за день. За каждое доброе дело вручайте приз. Пусть малыш сам положит звездочки в копилку. Для плохих поступков можно сшить черный мешок и складывать в него тучки и злые искры. Проговаривайте каждый поступок, объясняйте, чем он хорош, или плох. От содержимого черного мешка нужно избавляться. Выкидывайте все тучки в мусорное ведро. Следите, чтобы призов за хорошие поступки всегда было больше, чем за плохие. Превратите игру в ежедневную вечернюю традицию – для малыша она станет отличным стимулом для совершения добрых дел

Из цветной бумаги вырежьте кружки, звезды, смайлики и сердечки. Каждый вечер вспоминайте все хорошие поступки ребенка за день. За каждое доброе дело вручайте приз. Пусть малыш сам положит звездочки в копилку. Для плохих поступков можно сшить черный мешок и складывать в него тучки и злые искры. Проговаривайте каждый поступок, объясняйте, чем он хорош, или плох. От содержимого черного мешка нужно избавляться. Выкидывайте все тучки в мусорное ведро. Следите, чтобы призов за хорошие поступки всегда было больше, чем за плохие. Превратите игру в ежедневную вечернюю традицию – для малыша она станет отличным стимулом для совершения добрых дел.

Заверши предложение

Ведущий произносит начало предложения, а игроки по очереди должны его завершить:

  • Митя воспитанный и вежливый, при встрече он всегда говорит… здравствуйте;
  • когда друг простудился, чихает, нужно сказать ему… будь здоров;
  • мама отругала Ваню за баловство, а он ответил ей… извини;
  • когда люди встречаются вечером, они говорят друг другу… добрый вечер;
  • родители вручили Маше подарок на день рождения, а она ответила… спасибо;
  • прощаясь, люди говорят друг другу… до свидания;
  • мама, укладывая Олю спать, говорит ей… спокойной ночи;
  • Артем вежливо попросил у друга книгу, друг согласился и сказал… пожалуйста.

Игры для детей от четырех до пяти лет

Создайте дома настоящий кукольный театр, разыгрывая вместе с малышом самые разные добрые истории. Возьмите за основу русские народные сказки, психотерапевтические истории, подходящие под конкретную жизненную ситуацию. После представления обсудите добрых и злых персонажей. Уточните, на кого ребенок хотел бы походить.

«Коробка добрых дел»

Из плотной цветной бумаги или картона вырежьте любые фигурки: сердечки, цветочки или кружочки. В конце дня предложите малышу бросить в коробку столько цветочков и сердечек, сколько добрых поступков он совершил за сегодня. Если он затрудняется, постарайтесь найти доброту в самых маленьких хороших делах.

«Я – герой»

В любых развивающих тетрадях можно обнаружить задания по развитию мелкой моторики: лабиринты и рисование заборчиков. Возьмите их на вооружение. Например, пусть малыш поможет ежику по запутанной дорожке донести яблоко до домика или нарисует забор, чтобы спасти мышонка от кошки. Объясните, что и в жизни нужно оказывать помощь всем, кто в ней нуждается.

«Назови ласково»

Попросите своего Ванечку или свою Лизоньку называть так же ласково и их родных, друзей и, конечно, вас. Как можно ласково назвать бабу Катю? Бабулечка Катенька. А как он ласково позовет своего дошкольного приятеля Сергея? Сереженька. Постарайтесь вспомнить всех друзей ребенка и изменить их обычные имена на уменьшительно-ласкательные.

Предложите называть уменьшительно все окружающие предметы: кроватка, мячик, медвежонок и т. д.

Игры для детей от трех до четырех лет

Сделайте с малышом для бабушки или любимой воспитательницы великолепное ожерелье из макаронин, нанизанных на нитку. Во время творческого процесса повторяйте все добрые слова, которые ребенок знает. Расскажите, как правильно дарить и получать подарки.

«В помощь птичкам»

Сделайте вместе самую простую кормушку (можно из бумажного молочного пакета) и повесьте ее на дереве недалеко от дома. Не забывайте регулярно подсыпать туда семечки, хлебные крошки и наблюдайте за птицами. Объясняйте, почему городских птах нужно подкармливать, особенно в холодное время года.

«Грустный зайка»

Найдите среди мягких игрушек пушистика с печальным выражением мордочки. Прочитайте малышу стихотворение А. Барто про несчастного брошенного зайку. Произносите за игрушку: «Меня почему-то никто не любит. И никто-никто со мной не играет». Ребенок обязательно схватит и прижмет ее к себе.

Игры для детей от пяти до семи лет

«Дерево дружбы»

В это развлечение можно играть одному или в компании сверстников. Из плотной коричневой бумаги вырежьте дерево с ветками и разместите его на стене. Из разноцветной бумаги сделайте сердечки и на каждом напишите имена друзей ребенка. Пусть малыш с закрытыми глазами выбирает сердце и, прочитав имя, скажет одну хорошую вещь об этом человеке. Затем поместите бумажное сердечко на одну из веточек дерева, используя, к примеру, пластилин.

«Самый добрый»

Играйте вдвоем с ребенком или пригласите его друзей. Кидайте в руки мяч и предлагайте поймавшему назвать какого-либо человека и объяснить, в чем заключается его доброта. Ваш малыш может сказать: «Мой старший брат очень добрый, потому что учит меня играть на гитаре».

«Что делать?»

Придумайте небольшую историю про небольшой несчастный случай. Например: «Миша падает с велосипеда. Что ты будешь делать?» Если ребенок предлагает свою помощь, расспросите, как именно он может помочь этому мальчику. Если же он говорит, что рассмеется, спросите, что чувствует в этот момент Миша. А что бы ощущал сам ребенок на его месте?

Читаем также: 10 игр на преодоление детской агрессии

Кроме игр и личного примера смотрите мультфильмы и читайте книги, которые воспитывают сочувствие. Не пропускайте ни одного агрессивного поступка ребенка. Если мама даст малышу правильные установки с самого рождения, то он пронесет доброту через всю свою жизнь.

Несколько видеороликов:

Игры для детей от полутора до трех лет

В этом возрасте уже можно привлекать ребенка к домашним хлопотам. Небольшие и несложные обязанности обрадуют его и научат приносить пусть маленькую, но пользу. Поиграйте в маминого помощника. Покажите, как вытирать пыль салфеткой, уберитесь вместе в детской, полейте комнатные растения. Ведь польза – еще одно проявление доброты.

«Праздничный букет»

Собирайте во время прогулок красивые букеты. Это могут быть осенние листья и рябиновые ветки, полевые цветы или веточки вербы. Пусть ребенок сам решит, кому он их подарит – соседской девочке, бабушке или старшей сестренке. Если вы идете на день рождения, купите один цветок для малыша, чтобы тот сам мог вручить имениннику драгоценный подарок.

«Принеси, пожалуйста»

Игра состоит из просьб найти и принести вам или братику какую-то вещь. Это может быть пульт от телевизора, который понадобился дедушке. Или кошелек, который вы «забыли» в своей комнате. Каждый раз, когда малыш выполняет вашу просьбу, рассмотрите то, что он принес, и горячо поблагодарите за успешно выполненное задание.

Урок доброты в начальной школе

Уроки доброты необычные, они не требуют определенных знаний в области наук. Главная цель, которую ставит учитель, это научить ребят открывать свое сердце доброте, развить собственную самооценку, побудить совершать хорошие поступки.

Для урока понадобятся:

плакат с пословицами о добре

добро афоризмы цитаты

плакат с цитатами о добре

А так же:

  • весы с двумя чашами;
  • мелкие игрушки сказочных положительных героев;
  • слова, написанные на листочках: зло, например: жадность, зависть, зло, предательство.
  • толстая тетрадь;
  • вырезанные из бумаги солнце, небо, птицы, деревья и пр.;
  • лист ватмана.
  • картинки, изображающие сказочных героев, добрых и злых.

Один из детей переодевается изображает старуху Шапокляк.

Вступительный этап урока

Сегодня мы проводим необычный урок, его тема — доброта. Вы все часто слышали это слова, но хорошо ли вы понимаете, что оно означает? Давайте поразмышляем на эту тему.

вопросы на тему доброта

  • Итак, добро, что это такое?
  • Вы где-нибудь с ним встречались?
  • Если да, приведите примеры.
  • А что вы можете сказать про зло?
  • Кто сталкивался с ним и в каких обстоятельствах?

Ну а теперь мы отправимся вы путешествие в необычную страну — страну Доброты. Главный здесь кот Леопольд, вы помните его любимую фразу? (Дети отвечают: Давайте жить дружно). А хорошо ли это жить дружно? Это хорошее дело, доброе? (Дети отвечают). В городе произошла одна история, сейчас я вам ее расскажу.

Дело было зимой и на улице было скользко. Шли из школы ученик Петя и ученица Таня, а впереди них — старушка. Шла она шла, поскользнулась и упала.

— Подержи мой портфель! – сказал Петя, отдал его Тане и побежал помочь старушке.
После того, как он вернулся, Таня его спросила:
— А это кто, твоя бабушка7
— Нет,- Ответил Петя.
— Ну тогда, наверно, мама?- Таня удивилась.
— Да нет же!
— Ну значит тетя или знакомая!
— Нет! (Петя улыбнулся) Старушка просто!

Обсуждение

  1. Как вы думаете, такая история могла бы произойти с вами?
  2. Что вы думаете по поводу этого случая?
  3. Чему он вас научил?

Теперь прочитаем пословицу: Доброе слово человеку, как дождь в засуху». Объясните ее смысл. Назовите добрые слова.

  • А вы знаете, что дела тоже должны быть добрыми? Пословица гласит: Не одежда красит человека, а его добрые дела.
  • Ребята, а трудно ли быть добрым человеком? (Дети отвечают). Конечно нет, но для этого необходимо, чтобы и сердце и душа были добрыми.
  • Я вам сейчас прочитаю стихотворение (учитель читает стихотворение «Вовка добрая душа» Агнии Барто).
  • А вы знаете стихи про доброту?

Один из учащихся читает отрывок из стихотворения Н. Тулуповой «Доброта».

Сценка 

Шапокляк : Что здесь происходит? Почему меня не пригласили на разговор? Ну сейчас я вам покажу! Позову-ка я Крыску, это моя подружка, она вас будет пугать! (смеется).

Учитель: Не надо пугать ребят, иди к нам.

Шапокляк: Ну хорошо! Я навырезала картинок из книжек, но они у меня все рассыпались и перепутались. На них изображены разные герои — хорошие и плохие. Я буду вам показывать по одной, а вы мне говорить кто изображен, хороший или плохой герой.

игра добрый злой

Шапокляк: Вот уважили, ну спасибо! А теперь мне домой пора, а то дел у меня очень много.

Учитель: Ребята, ответьте мне, чего на свете больше добра или зла? Давайте узнаем с помощью весов, на одной чаше мы будем складывать зло, а на другой добро.

Дети кладут на одну сторону весов таблички с надписями, обозначающими зло, а на другую — мелкие игрушки сказочных положительных героев. Весы должны перевеситься на сторону добра.

Учитель: Теперь мы знаем, что добро всегда побеждает зло. Один мудрец говорил, что жизнь прожита не зря тем человеком, который посадил дерево, построил дом, вырастил ребенка. Давайте попробуем сделать хорошее дело все вместе.

На ватман дети наклеивают: цветы, солнце, облака, деревья, дома, зверей, птиц.

Учитель: Замечательная картина у нас получилась, как мы ее назовем? О чем вы думаете, глядя на нее?

Заключительная часть

Учитель: Ребята, впереди у вас большая жизнь, на своем жизненном пути вы можете сделать много добрых дел, преобразить нашу Землю, но сначала каждый из вас должен стать настоящим человеком. А что это значит, кто ответит? Правильно — быть смелым, добрым, отзывчивым, вежливым. Нужно спешить делать добро. Теперь мы будем все добрые дела записывать в тетрадь, мы так ее и назовем — Книга добрых дел. Вы поймете, что делать добрые дела, это здорово. Я просила вас нарисовать к уроку рисунки с изображением добрых дел, они станут первыми листами в нашей книге.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий