Что записывать
Попробуйте сделать еженедельное заполнение дневничка семейной традицией. Например, вы можете вспоминать события прошедшей недели и вместе с мужем и решать, что стоит внести в дневничок. Конечно, в первое время малыш не будет принимать активного участия в этих обсуждениях, но уже очень скоро он с большим интересом станет вносить свои предложения. К таким предложениям крохи вам стоит отнестись внимательно и бережно, ведь, скорее всего, окажется, что значительными и запоминающимися вам и ребенку покажутся очень разные вещи.
Дневник развития ребенка лучше вести не в электронном виде, а в ежедневнике, фиксируя дату и время. Электронные варианты дневника, кажущиеся удобными на первый взгляд, имеют несколько очевидных минусов. Во-первых, доподлинно известно, что «рукописи не горят», а обладают теплой, искренней энергией живого общения. Во-вторых, сохранить обычный дневник гораздо проще, чем беречь информацию на электронных носителях. И самое главное: обычный дневник вы в будущем сможете презентовать подросшему сыну или дочери. Вашему ребенку будет интересно узнать, какое слово он сказал первым, во сколько он начал ходить, что подарила зубная фея за первый выпавший зубик и многое другое
Важно вести заметки регулярно, не пропуская ничего интересного.
Самые главные параметры развития ребенка в первый год жизни — рост, вес, физические и эмоциональные навыки, приобретенные в процессе взросления. Чтобы быть уверенными в том, что «все идет как надо», необходимо записывать основные моменты роста и развития малыша и сравнивать их со средними показателями, соответствующими его возрасту
И если в 1,5 месяца малыш начинает сладко улыбаться и смеяться, то этот факт стоит внести в дневник и порадоваться, что развитие крохи — в пределах нормы. Я помню, что событием, вызвавшим у меня самую сильную радость, граничащую с восторгом, было появление в 6 месяцев первого зубика у моего крошки, и именно этот момент я особенно эмоционально отметила в дневнике малютки.
Очень важно записывать изменения в поведении ребенка, если в его окружении появляются новые игрушки или аксессуары. Таким образом можно отслеживать, что нравится малышу, что его успокаивает, а что, наоборот, вызывает слишком бурную отрицательную реакцию или, быть может, даже пугает. В каждый период у ребенка обязательно будут свои любимые игрушки. Сделайте их фото и приклейте в дневник. Не забудьте о смешных высказываниях малыша!
Обязательные прививки, которые в первый год жизни малыша делают по графику довольно часто, также необходимо отмечать в дневнике. Реакция на ту или иную прививку, а также ее связь с питанием и другими факторами способны очень многое рассказать педиатру, если в этом появится необходимость. Записывайте также координаты врачей (телефоны, адреса клиник), которые могут вам потом пригодиться для консультаций и справок, чтобы в нужный момент они всегда были под рукой. Держите страховые полисы и свидетельство о рождении недалеко и постоянно в одном и том же месте.
Особая глава в дневнике малютки должна быть посвящена введению первого прикорма. Введение прикорма — как для малыша, находящегося на грудном вскармливании, так и для крохи-искусственника — не всегда проходит гладко. Каждый ребенок совершенно индивидуально переносит тот или иной продукт. Для того чтобы не пропустить, как именно поведет себя организм малыша при введении в его рацион нового продукта, необходимо вести пищевой дневник. Его же при необходимости нужно показывать педиатру. Это значительно облегчит поиски «вредного» продукта, на который у малыша возникла негативная реакция.
Введение новых детских косметических средств также лучше отражать в дневнике малютки. Проверить и зафиксировать в дневнике реакцию крохи нужно при переходе с одного вида крема на другой, при смене шампуня или пенки для ванны.
Fotolia
Первый месяц
Сложный месяц для молодых мамочек. Первый месяц жизни новорожденного принято называть периодом адаптации. Практически 20 часов в сутки он спит. Сон весьма важен для младенца. Во сне он растет (в среднем в первый месяц ребенок вырастает на 2-3 см.), а организм привыкает к новой обстановке. В период бодрствования хаотично машет сжатыми в кулачки ручками и согнутыми в коленях ножками. Ближе к концу первого месяца ребенок уже способен удерживать недолго голову, фокусировать свой взгляд на ярких игрушка, лицах взрослых, издавать гласные звуки и прислушиваться к разговору окружающих.
Педиатры считают важным прикладывание ребенка к груди в первые минуты жизни ребенка. Как они полагают, в это время между ребеночком и мамой создается “эмоциональный контакт”. Также первое молоко (молозиво) очень полезно для новорожденного ребенка
Читаем почему – В чем важность раннего прикладывания новорожденного к груди (прикладывание сразу после родов)
Немало важным в этот период жизни ребенка является питание. В среднем, за первый месяц ребенок набирает в весе около 600 – 700 гр. Ни в коем случаи не стоит во время кормления торопить ребенка. Когда малыш у груди, он также наслаждается в этот момент теплой и заботой матери.
При рождении у ребенка имеются врожденные рефлексы, благодаря которым он адаптируется к окружающей среде. Но в течение первых месяцев жизни часть рефлексов пропадает. К таким рефлексам относятся:
- Сосательный;
- Плавательный (если положить кроху животом на воду, то он будет делать плавательные движения);
- Хватательный (прикасаясь к его руке, он сжимает ее в кулачок);
- Поисковый (поиск груди матери);
- Рефлекс ходьбы (если придерживать ребенка, то он начинает передвигать ножками, как будто шагает) и многие другие.
Следующие рефлексы остаются с ребенком на всю его жизнь: моргание, чихание, зевота, вздрагивание и др.
Именно по рефлексам педиатры и детские психологи определяют состояние и развитие нервной системы ребенка.
А мамам в первый месяц жизни ребенка нужно окружить его не только теплотой, заботой, безопасностью, но и также приучить его к концу первого месяца к режиму день-ночь.
В первые месяцы (обычно до 3-х месяцев) 80% малышей испытывают боли в животике из-за коликов и газиков. Ребенок выгибает спинку, сучит ножками и истошно плачит. Настоятельно рекомендуем ознакомиться с публикациями на тему коликов и газиков.
- Прибавка в весе примерно 600-700 грамм, в росте – 2-3 см.
- Ест каждые 2 часа, в ночное время в среднем 3-5 раз.
- Много спит, бодрствует 2-4 часа в сутки.
- Действия пока рефлекторны.
- Движения хаотичны, кулачки сжаты.
- Когда ребенок лежит на животе, он старается поднимать голову.
- Главный способ общения с миром – плач. Так ребенок дает понять, что голоден, что у него мокрый подгузник, что у него что-то болит или что он просто хочет внимания. Ребенок может хныкать или кряхтеть, так он тоже сообщает маме о дискомфорте.
- Способен какое-то время фиксировать взгляд на неподвижных предметах – мамином лице или подвесной игрушке.
- Реагирует на громкие и резкие звуки – звонка, игрушки, колокольчика. Он может прислушаться, вздрогнуть и даже заплакать.
- Узнает мамин голос и запах, реагирует на них.
- Если с ребенком все время общаются, то к концу 1 месяца начнет появляться его собственная “речь” – гуление, или агуканье.
Физическое развитие
В 8 месяцев активность малыша достигает пика — он не дает родителям ни секунды спокойного времени в период бодрствования, а дневной сон сокращается до двух раз. Кроха с интересом познает мир, ползает, исследует все предметы, до которых может дотянуться, часто пробует их на вкус.
Однако следует помнить, что существует большой диапазон навыков, физических и психологических характеристик, сопровождающих развитие ребенка в 8 месяцев. Девочка и мальчик также проявляют их по-разному. Набор веса ожидаемо замедляется по мере увеличения физической активности. В среднем малыши набирают 500−600 грамм веса и вырастают на пару сантиметров.
Конечно, многое зависит от физиологических особенностей родителей. У высоких мамы и папы малыш может вырасти и на 5 сантиметров, а при наличии жирного молока у мамы — набрать 1 кг веса. Поэтому в таблицах роста и веса всегда указывают нижнюю и верхнюю границы нормы, на которые можно ориентироваться. В среднем, согласно мнению российских педиатров, нормальный вес девочек в этом возрасте — 7−9 кг при росте 66−72 см, а мальчиков — 7−10 кг при 66−73 см.
Вес мальчиков, кг | 7,5 | 10,0 |
Вес девочек, кг | 7,2 | 9,3 |
Рост мальчиков, см | 66,8 | 73,1 |
Рост девочек, см | 66,0 | 72,5 |
Всемирная организация здравоохранения оперирует чуть отличающимися нормами роста и веса:
Вес мальчиков, кг | 6,9 | 10,7 |
Вес девочек, кг | 6,3 | 10,2 |
Рост мальчиков, см | 66,2 | 75,0 |
Рост девочек, см | 64,0 | 73,5 |
Окружность головы мальчиков, см | 42,0 | 47,0 |
Окружность головы девочек, см | 40,7 | 46,0 |
Не нужно бояться, что кто-то из них отстает от сверстников, если еще не прорезались зубы или не получается шустро ползать и долго сидеть без опоры. Однако педиатры выделяют точные признаки и основы того, что должен делать ребенок в 8 месяцев, которые нужно поощрять и развивать в игровой форме, помогая им формироваться и закрепиться. Физически развитый малыш обычно умеет:
- Садиться из положения лежа, сидеть без опоры или с помощью подушки, вставать, держась за твердую основу или руки взрослого, и сохранять положение стоя.
- Переворачиваться в любую сторону или вертеться в одном направлении, поэтому опасно оставлять его на кровати или пеленальном столике — кроха может упасть в одну секунду, даже если кажется, что он далеко от края.
- Держать бутылочку обеими руками и пить из нее, контролируя процесс, а также поднимать, если она упадет.
- Изучать движение собственных пальчиков, выбирать игрушку из множества, кидать ее, ожидая, что мама или папа поднимут.
- Снимать кольца пирамидки, листать толстые страницы детских книжек, нажимать на кнопки музыкальных игрушек.
- Ползать на четвереньках или по-пластунски, по крайней мере, пытаться это делать, особенно при виде новой интересной игрушки неподалеку.
- Складывать маленькие стаканчики в большие, пробовать открыть дверцы шкафов, развязать узелки ленточек, которыми они могут быть закреплены.
Многие родители паникуют, видя, как 8-месячные сверстники их малоподвижных сына или дочери активно ползают и переворачиваются. Не стоит раньше времени переживать, бывает, что мозг занят усвоением психологических навыков, которые впоследствии будут выражены действиями. Ребенок в 8 месяцев должен уметь вначале подсознательно составить план действий, а потом воплощать его физически. Но в любом случае специальный комплекс массажа у специалиста или самостоятельно, согласно учебным видео и книгам, пойдет только на пользу — снимет тонус или укрепит нужные мышцы.
Как растет малыш в 9 месяцев
Время говорить! Некоторые дети предпочитают этот момент несколько отложить. Но для многих это период активного развития речи. Малыш знает собственное имя, имена всех близких, названия самых привычных для него предметов и понятий. Разговаривайте с ним как можно больше, старайтесь обогатить звуковой ряд осмысленными высказываниями в виде просьб, пожеланий, связных рассказов.
В этот период важно продолжать учиться говорить ребенку «нет»
Обратите внимание, как именно вы произносите запрещающее слово. Лучше всего спокойно и твердо сказать: «Не трогай розетку, это опасно», — а не шутливо погрозив пальцем, проворковать: «Сладкий мой, оставь, пожалуйста, розетку в покое»
Иначе малыш не воспримет ваши слова всерьез и, наоборот, будет стараться повторить запретное действие.
Физическое развитие:
- Быстро ползает в разных направлениях, влезает на четвереньках на подушку, возвышения, лесенку детской горки, пытается открывать ящики;
- Ходит, держась за опору;
- Садится из положения лежа и ложится из положения сидя;
- Повторяет движения за взрослым — поднимает и опускает руки, хлопает в ладоши;
- Совершенствует действия с мелкими предметами — вынимает их и снова вкладывает в емкость, открывает (снимает) крышечки.
Психоэмоциональное развитие:
- Радуется в ответ на результат удавшегося действия (открыл коробочку);
- Понимает значение слова «нет»;
- Находит предмет вне зависимости от его местонахождения;
- Понимает и выполняет простые инструкции — «ложись», «вставай», «брось», «на», «дай»;
- Знает название и назначение отдельных предметов — чашки, ложки, бутылочки, расчески.
Альбом «Первый год вместе» (с ростомером)
Изд.: Лабиринт Пресс 1393 руб. Великолепный альбом для записей и фотографий + нарядный плюшевый ростомер для детской комнаты. Этот роскошный набор – отличный подарок родителям. Великолепный альбом поможет сохранить самые важные, самые дорогие, самые ценные воспоминания о первом годе малыша. В нём есть место и для рассказов о ребенке, как его кормили, купали, как с ним играли и гуляли, и для фотографий, и для отпечатков ножек, и для открыток, газетных вырезок, бирки из роддома! Ну а с помощью прелестного плюшевого ростомера, который украсит любую детскую, можно следить за ростом малыша, отмечая каждый новый сантиметр и вставляя фотографии крохи. Формат альбома 285×285 мм. Двойные картонные страницы. Фоторамки – фотографии можно не приклеивать, а просто вставить между страницами. Обложка-рамка, куда можно вставить 13 самых любимых фотографий, а с помощью удобной подставки альбом превратится в украшение комнаты. Кармашек для хранения открыток, газетных вырезок, первых рисунков и многого другого.
Специальный дневник развития ребёнка
Систематизировать все эти данные поможет специальный дневник развития ребёнка, написанный А.М. Казьминым и Л.В. Казьминой. В нём указаны нормы развития малыша от одного до трёх лет. Также он предназначен для самостоятельного заполнения.
В специальной графе вы указываете рост, вес, поведение малыша в определённом возрасте и сравниваете его с параметрами из этой книги. Дневник можно бесплатно скачать на специальных порталах для мамочек и малышей.
Все нормы развития для детей от одного до трёх лет указаны ориентировочно. Некоторые дети приобретают эти способности чуть раньше, другие – чуть позже. Это абсолютно нормально, поэтому не переживайте, если вы увидите незначительное отклонение от нормы. Если вам кажется, что процесс развития ребёнка протекает медленнее, чем указано или же он происходит чересчур быстро, обратитесь к педиатру или детскому психологу – в зависимости от сферы, в которой происходит отклонение.
Полезные советы и ответы на вопросы
Как кормить ребенка в 6 месяцев
Вот несколько основных признаков того, что малышу уже нужно дополнительное питание:
- Его вес удвоился с момента рождения.
- У него прорезаются зубы или есть признаки их скоро появления.
- Он начал садиться самостоятельно.
- Малыш интересуется взрослой пищей, пытается взять еду с тарелки или облизать пальчики.
- Уверенно держит в руке ложку, игрушку, перекладывает ее из руки в руку.
Существуют некоторые общие рекомендации о том, как вносить разнообразие в меню малыша в 6 месяцев:
- Введение прикорма начинается с 0,5 чайной ложки перед кормлением грудью. Постепенно порция прикорма увеличивается в геометрической прогрессии до тех пор, пока им не заменяется все кормление.
- Каждый новый продукт вводится не ранее, чем через 2 недели после предыдущего.
- Вводить прикорм лучше во второе кормление.
- Если ребенок отказывается или демонстрирует негативные реакции, лучше отложить введение этого продукта.
С чего начать прикорм
- Овощное пюре. Для его приготовления берутся только свежие овощи. Последнее время педиатры все чаще рекомендуют давать малышу паровую пищу, т.к. в этом случае сохраняется больше витаминов, чем в отварной. Пюре не нужно досаливать, а рекомендуется добавлять несколько капель растительного масла. Норма полной порции овощного прикорма для полугодовалого крохи составляет 170 мл.
- Безмолочные каши. Начинать прикорм стоит с каши, которая состоит из одного вида крупы, например овсяной, постепенно расширяя рацион ребенка и добавляя новые виды этого продукта. После того, как в рацион малыша ввели 4–5 видов каш, можно давать мультизлаковую. Норма полной порции безмолочной каши для этого возраста составляет 180 мл.
Питание малыша искусственника в 6 месяцевЧто можно кушать полугодовалому малышу:
- Овощные пюре и протертые супчики.
- Каши, в том числе и молочные, если нет аллергии.
- Творожок, кефир, йогурт.
- Фруктовые пюре, соки.
- Желток.
- Сухарики, галетное печенье.
Примерная схема кормления малыша в полгода выглядит так:
- Кормление: смесь.
- Кормление: каша, в которую можно добавить сливочного масла.
- Кормление: протертый супчик из овощей. Для сытности можно добавить яичный желток или мясо, сваренное отдельно.
- Кормление: фруктовое пюре, кефир или творог.
- Кормление: смесь.
Полезно знатьНужно ли давать соки ребенку 6 месяцев
Как играть с ребенком в 6 месяцев
Какие новые игрушки можно приобрести
- Игрушки для купания — плавающие фигурки — мячики, кораблики, пластиковые чашки, ситечко, яркая губка.
- Игрушки, которые можно жевать.
- Коробка или корзина для игрушек — малышу будет интересно исследовать ее содержимое.
Развивающие игры для ребёнка в 6 месяцевКнопочки на игрушках, коробочки.Ладушки.Все интересующие предметы.Полезно знать
Варианты игр с ребенком в 6 месяцев
Разнообразьте тактильные ощущения.Позволяйте малышу получить новый зрительный опыт.Постоянно разговаривайте с крохой.Продолжайте делать крохе массаж и заниматься с ним гимнастикой.
На что обратить внимание в развитии ребенка в 6 месяцев
- Не может схватить кубик.
- Не реагирует, услышав шуршание бумаги, которую он видит.
- Не просится на ручки.
- Лежа на животике, не дотягивается до игрушки.
Нужно ли идти в поликлинику в 6 месяцев? Прививки в 6 месяцев.
Плановая вакцинация:
- АКДС — против коклюша, дифтерии и столбняка (3-я по счету).
- 3-я вакцинация против гепатита В.
- 3-я вакцинация против полиомиелита.
При использовании материалов врача Сумской областной детской больницы – Леонида Ростиславовича Биттерлиха
Нормы психомоторного развития ребёнка первого года жизни
Возраст | Моторное развитие | Социальное развитие | Зрительные реакции | Слух и речь | Сон |
0 мес | Ручки и ножки согнуты, голова на уровне с туловищем | Успокаивается, когда берут на руки | Жмурится на свет, кратковременно сосредотачивает взгляд | Вздрагивает на резкие звуки. Крик громкий, звонкий | Спит, просыпается на время кормления |
1 мес | Поднимает и держит голову, лёжа на животе | Успокаивается, когда берут на руки, ответная улыбка | Следит за предметом | Прислушивается к звукам. Крик громкий, звонкий | Спит, просыпается на время кормления. Ночной сон 5–6 часов |
2 мес | Держит голову в положении на животе, вертикально — ещё не уверенно | Улыбается в ответ, успокаивается при общении | Следит за предметом и звоном игрушки, глядя вверх, вниз, и в сторону | Слушает звук колокольчика или погремушки, начальное гуление | Чёткие ритмы сна, после кормления засыпает не сразу. Общая длительность сна 18 часов |
3 мес | Держит голову, тянется к игрушке | Активное бодрствование, комплекс оживления при общении | Следит за предметом, переводит взгляд на разные предметы | Ищет источник звука глазами, певучее гуление | Чёткие ритмы сна, после кормления засыпает не сразу. Общая длительность сна 16 часов |
4 мес | Поворачивается со спины на бок или на живот; «присаживается» | Берёт игрушку, рассматривает свои ручки | Певучее гуление, смех | ||
5 мес | Поворачивается со спины на живот и с живота на спину; «присаживается» | Активное бодрствование, комплекс оживления, эмоции страха | Берет игрушку, тянет её в рот | Певучее гуление, смех, хныканье. Оживляется на голос матери | Чёткие ритмы сна, после кормления засыпает не сразу. Общая длительность сна 14 часов |
6–7 мес | Сидит с поддержкой, лёжа на животе — поднимается на руках | Поворачивается на голос, познавательный интерес | Берёт игрушку, перекладывает из руки в руку, стучит по игрушке | Активный лепет, узнаёт голоса близких | |
8–9 мес | Сидит сам, ползает на четвереньках, встаёт у опоры | Игровой контакт со взрослым, общение с помощью жестов | Берёт игрушку, мелкие предметы двумя пальцами | Активный лепет, слоги | Чёткие ритмы сна, после кормления засыпает не сразу. Общая длительность сна 12–14 часов |
10–11 мес | Ходит у опоры, первые шаги | Хлопает в ладоши, машет ручкой, пьёт из чашки | Удерживает три мелких предмета, «пинцетный» захват | Слоги, 2–3 слова | |
12 мес | Ходит сам, приседает и встаёт. Кормит куклу, строит башню из двух кубиков | Избирательное отношение к окружающим. Пьёт из чашки, черпает ложкой | 3 слова, узнаёт картинки |
Разум вашего новорожденного младенца
Изд.: Весь 193 руб. Что вы видите, когда смотрите на новорожденного младенца, устремившего на вас свой пристальный и осмысленный взгляд? Неужели это уже личность? Да, утверждает автор, новорожденные являются полностью сознательными человеческими существами, способными утонченно распознавать и воспринимать окружающий мир. Они не только воспринимают и осознают свое рождение, но также способны слышать, чувствовать и действовать, будучи еще в чреве матери. До недавнего времени существовало множество теорий о новорожденных, но крайне мало фактических данных. Достижения ученых в различных областях науки, начиная от эмбриологии и заканчивая психологией, внесли свой ценный вклад в расширение наших знаний о младенцах. В настоящей книге известный американский психолог Дэвид Чемберлен собрал огромное количество научных фактов, подтверждающих наличие у новорожденных развитого интеллекта. При этом книга хорошо адаптирована для широкого круга читателей, и, несомненно, будет интересна настоящим и будущим родителям – тем, кто готов узнать много нового и впечатляющего о младенцах.
Специальный дневник развития ребёнка
Систематизировать все эти данные поможет специальный дневник развития ребёнка, написанный А.М. Казьминым и Л.В. Казьминой. В нём указаны нормы развития малыша от одного до трёх лет. Также он предназначен для самостоятельного заполнения.
В специальной графе вы указываете рост, вес, поведение малыша в определённом возрасте и сравниваете его с параметрами из этой книги. Дневник можно бесплатно скачать на специальных порталах для мамочек и малышей.
Все нормы развития для детей от одного до трёх лет указаны ориентировочно. Некоторые дети приобретают эти способности чуть раньше, другие – чуть позже. Это абсолютно нормально, поэтому не переживайте, если вы увидите незначительное отклонение от нормы. Если вам кажется, что процесс развития ребёнка протекает медленнее, чем указано или же он происходит чересчур быстро, обратитесь к педиатру или детскому психологу – в зависимости от сферы, в которой происходит отклонение.
Ребенок и уход за ним
Изд.: Попурри 467 руб. Американский ученый, детский врач и педагог Бенджамин Спок приобрел мировую известность, и уже выросло не одно поколение детей, воспитанных “по Споку”. В сотрудничестве с педиатром и детским психологом, профессором из Бостона Стивеном Дж. Паркером доктор Спок пересмотрел, обновил и расширил “свод законов детского счастья и здоровья”, испытанный на протяжении доброй половины XX века. Теперь она предназначена специально для нынешних родителей, дети которых будут населять нашу планету в XXI столетии. Она поможет Вам уверенно и радостно, ответственно и безошибочно решать любую задачу в общении с Вашими малышами. Книга рассчитана на массового читателя. 2-е издание. 26.09.2012
Что такое «Дневник развития ребёнка»
Этот «Дневник» написали кандидаты медицинских наук, практикующие детские неврологи и психологи Казьмин А.М. и Казьмина Л. В. Оба специалиста заслужили репутацию профессионалов, способных даже у совсем маленького ребенка увидеть отклонения в развитии и рекомендовать эффективную программу реабилитации.
«Дневник развития ребёнка» можно скачать в интернете или просто купить — благо стоит он совсем недорого. Книга была создана на основе зарубежных анкет наблюдений за развитием малышей, а также опыта и результатов, полученных российскими учеными.
«Дневник развития ребенка» — это удобный и полезный инструмент наблюдения за малышом
И, одновременно, отличная подсказка для родителей — на какие особенности развития нужно обращать внимание, какие упражнения и игры будут полезны вашей крохе.. Книга состоит из 9-ти разделов, каждый из которых посвящен какой-либо одной стороне развития ребёнка. В начале каждой главы есть вступление, которое кратко характеризует эту область развития, описывает её суть и значение
В начале каждой главы есть вступление, которое кратко характеризует эту область развития, описывает её суть и значение.
Книга состоит из 9-ти разделов, каждый из которых посвящен какой-либо одной стороне развития ребёнка. В начале каждой главы есть вступление, которое кратко характеризует эту область развития, описывает её суть и значение.
В большинстве разделов приведены сводные таблицы с перечислением наиболее важных реакций малыша, самые главные из них выделены жирным шрифтом — именно им необходимо уделять особое внимание!
После описания реакции идут две графы: «Приблизительный возраст проявления реакции» и «Возраст первого проявления реакции». Первая графа заполнена — в ней приведены примерные цифры для нормально развивающихся детей, а вот вторую графу вы будете заполнять сами.
Развитие малыша в 8 месяцев
Где мама? Если в 7 месяцев малыши беспокоятся, когда мамы нет рядом, то в 8 месяцев у детей появляется боязнь незнакомых людей. Одно вытекает из другого, и оба явления нормальны для каждого из этих этапов взросления. Вы сделаете правильно, если постараетесь окружить малыша особой заботой, лаской и эмоциональной теплотой, будете чутки к его потребностям. Научные исследования показали, что дети, которые получают много тепла и нежности в младенчестве, во взрослом возрасте гораздо устойчивее к стрессу.
Физическое развитие:
- Ползает с большой скоростью и на любые расстояния;
- С опорой встает из положения сидя и опускается;
- Появляется «пинцетный захват» — может брать мелкие предметы большим и указательным пальцами;
- Сам держит в руке и ест кусочки еды;
- Делает первые попытки передвигаться приставным шагом, держась за опору.
Психоэмоциональное развитие:
- Уверенно чувствует себя в знакомом пространстве;
- Диапазон эмоций расширяется — можно заметить недовольство, удивление, радость, восторг, настойчивость;
- Громко и четко повторяет слоги;
- Увеличивается словарный запас, появляются первые осознанные слова — «мама», «папа», «баба», «дай»;
- Начинает проявлять повышенный интерес к новым предметам, выражая мимикой удивление и настороженность.
Что должен уметь ребенок в 6 месяцев
К 6 месяцам большинство малышей уже легко умеют переворачиваться на обе стороны, и со спины на животик. А некоторые, наиболее шустрые, начинают вставать на четвереньки и медленно передвигаться, переставляя ручки или немного подползать, пытаясь достать игрушку. Это время первых передвижений малыша, время, когда он начинает учиться ползать. Еще смешно, иногда, даже задом наперед, как бы отталкиваясь……А начинает подползать малыш даже не столько от того, что укрепил свою спинку, ручки и ножки, а потому, что он созрел умственно! Малыш уже созрел для того, чтобы думать и двигаться вперед, осваивать пространство. Сегодня малыш пополз, а завтра попытается сесть, освободит свои ручки для игры, а потом и пойдет….. Ползание стимулирует и развивает кроху физически, оно укрепляет спинку малыша. Лучше, когда ползание будет предшествовать сидению, потому что это благоприятно скажется на развитии позвоночника и внутренних органов. Предоставьте своему непоседе простор для исследования мира! Пусть он ползает по квартире, но обязательно обеспечьте ему безопасность.Новые впечатления очень радуют малыша и способствуют его развитию. Научившись ползать, ребенок очень быстро развивает в этом такое мастерство и достигает таких темпов, что можно с уверенностью сказать: спокойные времена для родителей миновали!
Ребенок в 6 месяцев уже свободно и легко берет игрушки из разных положений, играет ими , перекладывает игрушки из руки в руку.
Малыш научился владеть своим тельцем, он может теперь наклоняться справо налево и наоборот – при этом он переносит всю тяжесть в соответствующую сторону. Кроха уже может удержать в каждой руке по игрушке. В это время он учится управлять одновременно двумя руками. Не упустите моменты этого бурного роста, стимулируйте малыша для его интеллектуального развития, подпитывайте его ум первыми развивающими игрушками. В этом возрасте малыши очень любят всевозможные баночки и коробочки – открывать и закрывать их, вкладывать или вынимать предметы. Играйте с ним и одновременно читайте стишки. Так малыш будет учиться сам сопровождать ваши стихи различными модуляциями голоса, изменяя силу звука. Он будет радоваться, когда в ответ почувствует одобрительную реакцию родителей!
К 6 месяцам кроха уже узнает свое имя. Он очень радуется, если к нему обращаются, оборачивается в сторону взрослого человека.
Если раньше малыш любил, когда с ним разговаривают, то теперь он стремится принять участие в активном разговоре. У него появляются первые слоги, которые он старается произнести за взрослым. Это первый сознательный лепет. Он понимает обращенную к нему речь: ищет взглядом называемый предмет (Где лампа? Где стол?), или человека (папу или маму), смотрит внимательно на говорящего
Теперь ваш кроха уже узнает близких по голосам из соседней комнаты. Папа приходит с работы, а он радуется и восторженно ликует на руках! К чужим, наоборот, он относится теперь очень настороженно. Малыш может долго и внимательно рассматривать незнакомца, а потом или улыбнуться, или расплакаться. Это уже не 3-4 месячный несмышленыш!
6-месячный кроха слушает музыку, он подпевает, воркует. Малыш может смеяться, он уже воспринимает музыку эмоционально и выразительно.
В 6 месяцев малыш может огорчаться, если ему что-то не удается, или радоваться, если он овладевает каким-либо предметом
Он осознанно обижается, если у него отнимают игрушку или не обращают на него внимание.
Понаблюдайте, как в 6 месяцев ваш кроха умеет хорошо кушать. Он уже уверенно открывает ротик и ест с ложки
Некоторые малыши к этому возрасту начинают хорошо пить из чашки. С этого возраста ваш малютка может уже принимать участие в ваших семейных обедах. Так он набирается опыта общения в семье.
Как заполнять «Дневник»
Перед тем, как приступить к заполнению, обязательно внимательно прочитайте книгу. Так вы познакомитесь с закономерностями развития ребёнка до трех лет, увидите, какие разделы нужно будет заполнять, прочтете список рекомендованных игрушек.
Заполнение «Дневника» не займет много времени — делайте это тогда, когда у вас есть желание и настроение. Правда, регулярность всё-таки надо соблюдать.
Авторы рекомендую вносить данные:
- до года — 1 раз в месяц;
- от года до двух лет — 1 раз в 3 месяца;
- от двух лет до трёх лет — 1 раз в 4 месяца.
В каждом разделе, после таблиц, есть место для записей наблюдений, которые вы сочтете важными. Например: «узнал бабушку», «ему нравится мелодия из такого-то «мультика» и т. д.
В таблицах одна графа уже заполнена. Это — приблизительный возраст появления той или иной реакции для малышей с нормальным развитием. Ваша задача заполнить графу, расположенную рядом, «своими» данными. Учтите, что для недоношенных детей, цифры нужно корректировать.
«Дневник развития ребенка от рождения до трёх лет» Казьмина А.М. и Казьминой Л.В. — верный и надежный советчик. Главная задача этой книги — сделать так, чтобы родители могли сами следить за развитием ребенка и, в случае необходимости, быстро прийти ему на помощь.
Некоторые мамы и папы считают, что приведенные в таблицах цифры-ориентиры слишком занижены и любой ребенок их опережает, в этом есть доля истины. Сами авторы говорят, что 95% нормально развивающихся детей будут «обгонять» эти показатели.
А вот если ребёнок отстает от сроков, приведенных в таблицах, то это серьезный повод обратиться к детскому врачу, ведь главное — не упустить момент. И тогда ваш малыш обязательно вырастет крепким и здоровым!
Gnomik.ru
Развитие личности ребенка от рождения до года (сборник)
Изд.: Рама Паблишинг 308 руб. “Развитие личности ребенка от рождения до года” – первое издание в серии, книги которой рассказывают современным родителям о том, как ребенок растет и развивается от рождения до шестнадцати лет. Рождение ребенка ставит перед молодыми родителями множество вопросов, один из самых главных – как ему помочь вырасти сильной, гармонично развитой личностью. Книга отвечает на вопросы о том, как общаться с малышом до его появления на свет, как связаны рождение ребенка и возраст семьи, как формируется доверие между родителями и ребенком, как развиваются эмоции младенца, его речь, как он познает мир. Взрослые узнают о психическом и физическом здоровье малыша, о том, как заботиться о нем в первый год жизни и что делать в случае, если ребенок – особенный. Издание адресовано родителям, психологам, педагогам, социологам, педиатрам, специалистам центров планирования семьи.