Дидактические игры с ребенком на изучение частей тела

Чем полезны дидактические игры

Использование игры в качестве основного вида обучения позволяет решать целый комплекс вопросов.

Справедливым будет вопрос о том, любая ли игра будет полезна для развития? Ответ будет однозначным. Да, каждая игра несет в себе определенную пользу для развития ребенка. Благодаря этой деятельности, он постоянно находится в поиске новых вариантов решения задач и применяет на практике то, что усвоил ранее.

  1. Закрепляет уже изученный материал;
  2. Оттачивает новые умения;
  3. Развивает познавательные способности;
  4. Позволяет ребенку моделировать ситуации и решать задачи;
  5. Учит сосредотачиваться;
  6. Развивает фантазию и мышление;
  7. Позволяет обрести необходимость в новых знаниях и умениях;
  8. Благодаря четким правилам и ограничениям игрового процесса, развивает усидчивость и целеустремленность.

Малыш не будет играть в те игры, которые не доставляют ему удовольствия и не несут в себе новых ощущений. Те игры, которые он выдумывает себе самостоятельно являются отражением его уровня знаний и общего развития.

Если не заниматься с ребенком, то, возможно, он сможет самостоятельно познать большое количество навыков, но на это понадобятся годы. Лучший вариант – целенаправленные занятия.

Помогите ребенку найти ответы на его вопросы и покажите новые грани познания. Ориентируясь на его возраст и развитие, дайте ему ту информацию, благодаря которой он сможет глубже изучить окружающий мир. Одним из действенных и самых популярных способов будет использование дидактических игр.

Как организовать дидактическую игру в домашних условиях?

Организация дидактической игры, как и других видов занятий с ребенком, требует время на подготовку. Взрослые должны придерживаться некоторых правил, которые позволят достичь поставленной в игре цели.

  1. Игры проводятся в определенное время в режиме ребенка, когда он сыт, полон сил и деятелен. Чаще всего это время после завтрака или после обеденного сна.
  2. Предметы и игрушки, использующиеся для дидактической игры, должны быть привлекательными, чтобы возникло желание поиграть с ними.
  3. Занятие должно ориентироваться на развитие, соответствовать возрасту и потребностям ребенка, побуждать его к действию.

Когда игра соответствует обозначенным критериям и подготовлены все необходимые предметы, то нужно спросить ребенка о его желании поиграть. Нельзя заставлять ребенка заниматься тем, чего он не хочет. Если он отказывается, то расскажите, какая это интересная игра.

После завершения игры поговорите с ребенком о ней. Поинтересуйтесь его впечатлениями. Повторите новые знания, которые он получил.

Потешки про части тела

Обязательно используйте в играх с малышом потешки и короткие звучные стишки . Это не только поможет ему в изучении частей тела, но и разовьет речь. Мы сделали подборку лучших стишков.

Вот лежат в кроватке Розовые пятки. Чьи это пятки – Мягки да сладки? Прибегут гусятки, Ущипнут за пятки. Прячь скорей, не зевай, Одеяльцем накрывай! Играем с куклой Совершаем воображаемые действия: Моем ручки, ножки, умываем личико.

Ротик мой умеет кушать, Нос дышать, а ушки слушать, Глазоньки моргать- моргать, Ручки — все хватать-хватать.

И. Ильина

Это глазки, чтобы видеть. Это носик, чтоб дышать. Это ушки, чтобы слышать. Это ножки, чтоб бежать. Это ручки, чтобы маму Очень крепко обнимать.

Паучок, паучок, Аню хвать за бочок. Лягушка, лягушка, Аню хвать за ушко. Олени, олени, Аню хвать за колени. Песик, песик, Аню хвать за носик. Бегемот, бегемот, Аню хвать за живот. Оса, оса, Аню хвать за волоса. Кузнечики, кузнечики, Аню хвать за плечики.

Чего не хватает?

Нарисуйте лицо ребенка и вырежьте отдельно части тела и лица. Соберите вместе с крохой человечка. Затем уберите любую часть тела и спросите, чего не хватает. «Ой, ушки пропали. Мальчик ничего не слышит»«Ой, глазки пропали. Мальчик ничего не видит» и т.д. Можно играть на магнитной доске (нарисовать маркером лицо и приклеить на магниты части тела) или смастерить многоразовую развивающую игрушку из фетра и липучек.

Зеркало

Сядьте с ребенком перед зеркалом. Дотрагивайтесь до разных частей тела, а он пусть повторяет. Ты за мною повторяй, свою ручку поднимай/опускай. Ты за мною повторяй, и за нос себя хватай/и на носик нажимай. Ты за мною повторяй, глазки шире открывай/быстро глазками моргай. Ты за мною повторяй, свои ушки ты щипай/ты за мною повтори, ушко ты потереби. Ты за мною повторяй, ротик свой ты разевай/ ты за мною повтори, ротик, ну-ка говори (нараспев произносим гласные звуки).

Развитие памяти с помощью карточек Домана

Для развития памяти используется так называемый «Бит интеллекта». Это техника, при которой карточки демонстрируются кратковременно, четко называя то, что изображено, иногда можно называть короткий факт о данном изображении.

Казалось бы, как возможно вообще что-то запомнить за такой короткий период? На самом деле основная суть методики — это развитие скорости реакции мозга малыша. Поэтому первые несколько занятий ребенок действительно может не совсем понимать, что вообще происходит. Но с каждым новым занятием скорость реакции будет развиваться, как и фотопамять.

Обучающие карточки для такого изучения существуют разных категорий, но наиболее популярные для самых маленьких — это общие знания (основные предметы быта), животные и птицы, геометрия и математика.

Карточки Домана для обучения чтению

Доманом был предложен очень необычный способ обучения чтению. Как считал американский врач-физиотерапевт, ребенок в 10-12 месяцев уже готов к данной задаче. А чтобы освоить буквы и слоги, ребенок только должен ознакомиться с основными законами чтения.

Обучение чтению по его методике проходит в такой последовательности: взрослый показывает малышу карточки со словами, при этом на карточках обязательно должен быть именно крупный красный шрифт, так как он больше привлекает внимание детей. Рекомендуется придерживаться таких правил:

Рекомендуется придерживаться таких правил:

Следует подбирать слова по основным тематикам, не забывайте про возраст малыша и его потребностях

Обратите внимание на реакцию ребенка, на то, с какой скоростью он пополняет свой словарный запас. Начинать лучше с существительных

Между занятиями сделать перерывы не менее 40-60 минут.

Согласно статистическим данным, дети, которые обучались по данной программе, действительно, начинают читать гораздо быстрее.

Скачать и распечатать карточки Домана для обучения чтению:
карточки Домана для начального обучения чтениюС помощью этих карточек можно составлять с малышом предложения.

Карточки Домана для обучения счету

Для детей арифметика — это слишком сложно из-за отсутствия абстрактного восприятия. Поэтому все демонстрации должны быть в буквальном смысле — подробное объяснение и наглядный пример цифр.

Обучение счету происходит по идентичной вышеописанной схеме, только используются специальные карточки с разным количеством нарисованных на белом фоне точек.

Показываются карточки в течение 15 секунд, лучше проводить занятие с 5 карточками, трижды в сутки, постепенно увеличивая количество материала. Лучше убирать одну карточку, заменяя ее на новую, после того как малыш уже усвоит материал.

Основная суть теории — в дальнейшем ребенок сможет быстро устно считать, сразу представляя при этом количество точек, а не саму цифру. Поэтому обучение цифрам будет в дальнейшем гораздо легче и проще для ребенка.

Скачать и распечатать карточки Домана для обучению счета можно ниже. Карточки представлены в двух вариантах: классическом и с пуговицами.

Карточки Домана для изучения окружающего мира

Смотреть карточки Домана можно не только для общего развития. Существует методика для физического развития ребенка, так как по мнению американского врача-физиотерапевта, именно физическое развитие оказывает косвенное влияние на интеллектуальное. И эта теория на сегодняшний день полностью подтверждена. Мелкая моторика, координация движений — это все имеет отношение к умению и возможность распознавания букв, цифр и так далее.

Некоторые педагоги и детские психологи рекомендуют также развесить разноцветные карточки с изображениями по дому, чтобы ребенок, продвигаясь, продолжал изучение

Это очень хороший способ привлечь внимание малыша к обучению, даже в тех случаях, когда малыш категорически не хочет заниматься.. Чтобы максимально расширить словарный запас ребенка, необходимо использовать максимальное количество доступных тематик карточек:

Чтобы максимально расширить словарный запас ребенка, необходимо использовать максимальное количество доступных тематик карточек:

  • литература;

  • математика;

  • языковые знания;

  • биология;

  • география;

  • история;

  • искусство и музыка.

Начинайте с более простых тематик, которые являются обязательными и необходимыми в таком возрасте. Это животные, бытовые предметы, птицы, рыбы, обыденные вещи. А после уже расширяйте его интеллектуальные рамки на более обширные тематики.

Скачать карточки Домана на разные темы окружающего мира можно здесь:

В чем важность использования дидактических игр?

  • Обучают ребенка в легкой и понятной форме;
  • Развивают физические и умственные способности детей через работу с различными предметами и материалами;
  • Необходимое речевое сопровождение развивает речь ребенка;
  • Формируют представления у ребенка о правильном поведении;
  • Вызывают интерес к трудовой деятельности;
  • Способствуют физическому развитию.

Важные аспекты использования дидактических игр

Играя с ребенком в дидактические игры разных видов нужно не допускать в поле зрения ребенка другие предметы

Освободите пространство для занятия, чтобы малыш мог сконцентрировать свое внимание, понять и принять правила;
Игра должна соответствовать возрасту и развитию ребенка. Если задача слишком легкая, то ребенку будет скучно

Сложная задача может вызвать отторжение. Основная задача дидактической игры – стимулировать активность ребенка в познании нового материала;
Четко формулируйте для себя цель занятия и задачи, которые нужно достигнуть. (Ознакомление, закрепление, развитие);
У дидактической игры должен быть четкий алгоритм действий для достижения цели. Правила позволяют ребенку сдерживать себя и сконцентрироваться на порядке выполнения в занятии.

Дидактическая игра «Части тела»

Дидактическая игра «Число. Признак. Предмет» по лексической теме «Части тела»

Игра предназначена для детей 4-6 лет, с тяжелыми нарушениями речи, а также для детей дошкольного и младшего школьного возраста для развития лексико-грамматического строя речи.Дидактическую игру «Число. Признак. Предмет» можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях с детьми.

Цель:

данный комплекс игр поможет взрослому научить ребенка:
  • согласовывать существительные с числительными и прилагательными в роде, числе, падеже;
  • подбирать качественные, относительные, притяжательные прилагательные к существительным;
  • употреблять в речи порядковые числительные, согласовывать их с существительными и прилагательными в роде, числе, падеже;
  • активизировать мыслительную деятельность, ассоциативное мышление;
  • составлять сравнительные предложения с союзом «а».

Материал для игры:

карточки с игровыми заданиями по двум предметам одной лексической группы; игровое поле и разрезные карточки для самостоятельного подбора и составления сюжетного ряда; наборы цифр.

Описание игры:

Игра с готовыми моделями: на каждой таблице размещены задания по двум предметам одной лексической группы для большего объема образовательной нагрузки. В начале игры ребенку нужно наглядно показать, как можно использовать ассоциации для обозначения признаков предметов. Например, как можно изобразить горький вкус, показать твердость, мягкость, сочность овощей, цвет и форму.

Ниже представлены готовые игровые карточки:

  • два маленьких детских носика;
  • пять маленьких овальных ушей;
  • три голубых добрых глаза;
  • шесть больших овальных ртов;
  • две маленькие детские ручки;
  • две стройные женские ноги;
  • пять длинных женских пальцев;
  • две овальные мужские головы;
  • одна изогнутая черная женская бровь;
  • три длинные женские шеи.

Игра предполагает соблюдение следующих этапов:

  1. Назвать слово, обозначающее число (какая цифра? — два).
  2. Назвать слово, обозначающее предмет (что это? – носик).
  3. Согласовать существительное с числительным в роде числе (сколько носиков? — два носика).
  4. Назвать слова, обозначающее признак предмета, согласовать их с числительными и существительными в роде, числе (два носика (каких?) – маленьких, детских).
  5. Согласовать числительное с прилагательными и существительным в роде, числе. (Скажи полным предложением, начиная с цифры. – Два маленьких детских носика.)
  6. По такому же принципу рассмотреть другой предмет лексической группы – ухо.
  7. Составить сравнительные предложения с союзом «а». (Носик — один, а ушей — пять и т.д.)

Игра с разрезными карточками: проводится по такому же принципу, как и с готовыми моделями. Только здесь ребенок занимает активную позицию и ему предоставляется больше самостоятельности.

Вначале следует предложить ребенку выбрать предмет по лексической теме и разместить его на сектор со звездочкой, далее цифру (расположить в первом секторе) и подобрать прилагательные в виде картинок-символов (располагать в самом длинном секторе игрового поля). Картинки-символы предварительно рассматриваются и объясняется, что они обозначают.

Для лучшего понимания хода игры с разрезными карточками ниже предлагается образец.

С помощью дидактической игры «Число. Признак. Предмет» дети быстрее овладеют навыками согласования прилагательных, существительных и числительных в роде, числе, падеже; научатся подбирать прилагательные к существительным и разовьют свое ассоциативное мышление.

Развитие ассоциативного мышления положительно сказывается на процессе запоминания и воспроизведения необходимой информации.

На нашем сайте вы сможете найти и другие дидактические игры из серии «Число. Признак. Предмет». Для этого перейдите по выделенной ссылке.

Желаем всем успехов.

Когда начинать изучение частей тела?

Анна Быкова«Развивающие занятия «ленивой мамы»«Через чувственный опыт, опираясь на зрение и осязание, он должен находить сходства и отличия. «У мамы тоже есть нос. Но он больше, чем у меня. А папин нос больше, чем у мамы. А еще у папы есть уши. Если сильно потянуть папу за уши, папа закричит, что ему больно. А если закрыть свои уши руками, что-то случится с маминым голосом» – вот это и есть познание мира, вот это и имеет отношение к развитию, это бесценный опыт, и притом бесплатный».

Способы изучения частей тела

  • показывать части тела на себе;
  • показывать части тела на малыше;
  • показывать части тела на кукле;
  • своими руками показывать части тела на себе;
  • руками малыша показывать части тела на себе;
  • руками малыша дотрагиваться до его частей тела;
  • показывать части тела на других членах семьи (папе, бабушке, дедушке, братике и пр.)

Наклоняйтесь таким образом, чтобы малыш хорошо видел ваше лицо. Улыбайтесь. Не показывайте все и сразу. Сначала покажите только нос, рот, глаза и т.д., чтобы не перегружать малыша. Одни малыши уже к году показывают части тела, другие чуть позже демонстрируют результат. Не торопите кроху. У каждого свой уникальный темп развития.

Упражнение «Фокусник»

Выполняется с каучуковым мячиком. Способствует развитию мелкой моторики и ориентации в пространстве, правильному пониманию предлогов (мы обязательно их используем, объясняя упражнение артикуляционной гимнастики). За рукой (мяч прячется от зрителя за ладонью и придерживается большим пальцем) и под рукой (прямая кисть ладонью вниз, большой палец придерживает мяч). Из-под кисти на покой (мяч берётся второй рукой из-под ладони державшей его руки и кладётся на тыльную часть кисти). Над рукою мяч кружит (одна кисть прямая, ладонью вниз, другая рука с мячиком кружится над нею), От неё теперь бежит (рука с мячом как бы уходит от другой руки). Между пальцев подержи (соответственно), И в ладошку положи (соответственно). Вдоль ладони (катим от кончиков пальцев к середине ладони), Через палец (перекатываем через лежащий на ладони большой палец). И вокруг запястья танец (обводим вокруг запястья одной руки).

«Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика.» Т.А. Воробьёва, О.И. Крупенчук

Ход игротеки:

Воспитатель: Ребята, у вас на столах лежат листы с рисунками, но рисунки эти состоят из точек. Нужно соединить эти точки и узнаем, кто же нарисован.

(Дети соединяют точки, называют кто изображен на листе бумаги)

Воспитатель: – Как можно назвать одним словом

Дети: – Насекомое

Воспитатель:Отгадайте кто сегодня пришел к нам в гости: это герой мультфильма, родился он на Луне, он тоже насекомое, Хотя и сказочное, кто это? (Лунтик).

Воспитатель: Верно, (появляется игрушка Лунтик).

Лунтик: Здравствуйте ребята! Очень рад встречи с вами. Вы помните моих друзей насекомых, назовите их.

Воспитатель: Ну что Лунтик, погости у нас мы тебя научим играть в разные игры, а ты сможешь научить своих друзей. (Лунтик усаживается).

Воспитатель: Первая игра с которой мы познакомим Лунтика, называется «Цепочка».

Игра «Цепочка»

– Муха (1-ый ребенок)

– Муха, комар (2-ой ребенок)

– Муха, комар, бабочка (3-ий ребенок)

На доску выставляются картинки с изображением насекомых.

Дидактическая игра «Подбери слово»

Педагог называет слово-действие, а дети подбирают соответствующее изображение насекомого.

(Прыгает, летает, ползает, жалит, собирает мед, пьет нектар, рыхлит землю, поедает листья на деревьях и т. д.)

Воспитатель: Какое насекомое вам больше нравится?

Составьте про него предложение.

Д/ предложение «Составь предложение»

Фезминутка «Прогулка в лесу»

Воспитатель: Найдите пожалуйста на картинках насекомых в названии которых живет звук

«К» «П» «Ч» «С» «Г» «Ж» «Б»

-Каких насекомых мы не назвали? С какого звука начинается их название.

Д/И «Подбери слово к заданному звуку»

Воспитатель: Насекомые захотели поиграть с нами в прятки. Они будут прятаться, а вы говорить какого насекомого не стало.

Д/И «Кого не стало»

Релаксация «Зеленая сказка»

-Давайте пойдем на коврик и представим, что пришли мы с вами загорать. Ложитесь поудобнее. Представьте, что тело ваше стало легким, как крылышки у бабочки. Закрывайте глаза, послушайте музыку, которая звучит в зеленой сказке. Позагорайте и послушайте.

В зеленом, зеленом, зеленом лесу,

Зеленый листок, как флажок я несу

Зеленая шишка под ёлкой лежит,

Зеленая музыка где-то звучит

Зеленый кузнечик в зеленой траве,

Играет зеленую песенку мне.

Откройте глаза, потянитесь лежа. Медленно садитесь, потянитесь сидя. Медленно вставайте потянитесь на носках.

Воспитатель: Ну вот, Лунтик, в такие игры мы играем, понравились они тебе?

Лунтик: – Да, очень. Спасибо ребята. Я обязательно научу своих друзей играть в эти игры.

Досвидания.

Воспитатель: Не торопись уходить Лунтик. Погости ещё. Ребята покажут тебе много интересного у нас в группе. Верно. (Дети показывают Лунтику группу)

Дидактическая подготовка занятий

Мамы и папы ставят задачи неосознанно, просто стремятся расширить круг познаний малыша. Воспитатели детских садов формулируют цели и задачи к каждому занятию по теме, исходя из очередности урока, возраста дошкольников и новизны материала.

Цели

Среди целей развивающих и обучающих занятий можно выделить следующие:

  1. Дать представление о теле человека, о его частях и строении через игру.
  2. Расширить словарный запас дошкольника.
  3. Сформировать стремление к здоровому образу жизни, бережному отношению к себе и своему здоровью.

Задачи

Если тема “Части человеческого тела” раскрывается для детей впервые, то особое внимание обратите на знакомство малышей с лексикой, на активизацию внимания и интереса к анатомии. На последующих занятиях закрепляйте материал, способствуйте самостоятельной деятельности, используйте творческий потенциал дошкольников

Для одного урока достаточно подобрать 3-4 выполнимые задачи

Для одного урока достаточно подобрать 3-4 выполнимые задачи.

Образовательные задачи для занятий:

  1. Дать понятие о теле человека, частях туловища, органах чувств и их функциях (выполняется на 1 уроке по теме).
  2. Научить правильно называть, показывать основные органы (обязательная задача для 2 и последующих занятий по теме).
  3. Дать понятие об индивидуальности и схожести строения тела разных людей.

Развивающие задачи:

  1. Научить соотносить слова и действия.
  2. Развивать мышление, память, воображение.
  3. Провоцировать и совершенствовать монологическую, диалогическую речь.
  4. Развивать умение отстаивать свое мнение, использовать доказательства в споре.
  5. Развивать мелкую моторику (пальчиковая гимнастика в качестве разминки, творческие задания).
  6. Развивать артикуляцию.

Воспитательные задачи:

  1. Поддерживать стремление к здоровому образу жизни.
  2. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, интерес к другим воспитанникам в группе.
  3. Научить слушать других и не бояться совершить ошибку при ответах на вопросы.
  4. Развивать самостоятельность.

Виды дидактических игр

Все дидактические игры можно условно разделить на три типа:

  1. С игрушками и бытовыми предметами;
  2. Настольные и напольные игры;
  3. Занятия в устной форме.

Выбор дидактической игры основан на цели взрослого. Например, для повторения математического счета и развития логического мышления можно использовать устные или речевые игры, предлагая ребенку поиграть со словами. Можно использовать предметы и игрушки для достижения той же цели, только наглядным путем.

Одним из критериев выбора вида дидактической игры будет понимание родителями того, какой из каналов восприятия информации наиболее развит у ребенка.

Для аудиалов чаще будут использоваться устные игры, для визуалов – специально разработанные яркие настольные варианты, а кинестетики будут в восторге от занятий с предметами из повседневной жизни. Для развития других каналов восприятия предлагайте малышу разнообразные варианты.

Подбор игры по склонностям ребенка нужно проводить только при введении новых сложных понятий и навыков. Для повторения и закрепления выбор должен основываться на физических возможностях и наличии необходимых материалов.

Дети сами просят добавить правила в игру или скомбинировать новую из разных видов правил. Воспользуйтесь этим и расширяйте количество задач, решаемых в одном занятии.

Использование дидактических игр при обучении ребенка – творческая деятельность взрослого. Возможности этих игр ограничиваются только фантазией и физическими возможностями того, кто их использует. Дидактическую игру можно создать из материалов, которые окружают нас и кажутся не интересными в обычной жизни.

Знакомимся с частями тела: игры для младенцев

«Приветствие»

Ручками малыша хлопаем, ножками топаем, нежно прикасаемся ко всем частям тела, напевая песенку: Здравствуйте, ручки – хлоп, хлоп, хлоп. Здравствуйте, ножки – топ, топ, топ. Здравствуйте, щечки – плюх, плюх, плюх, Пухленькие щечки — плюх, плюх, плюх. Здравствуйте губки – чмок, чмок, чмок, Здравствуйте глазки – ок, ок, ок, Здравствуй мои носик – пип, пип, пип, Здравствуй, моя сыночек/моя дочка, привет-привет!

УЕкатерины Железновой есть отличная песенка«У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде…», в которой фигурируют различные животные и части тела. Подобные стишки подходят и младенцам, и деткам постарше, которые уже умеют ориентироваться на слух по тексту и выполнять движения.

«Дуем и целуем»

Дуем, а потом целуем поочередно различные части тела, приговаривая.«Баю-баюшки-баю, я тебя люблю. На носик я подую, носик поцелую. На глазки я подую, глазки поцелую» и пр.

Малышам очень нравится «ветерок».

«У кого что есть»

Показываем сначала части тела крохи, а потом свои: «Это твои ушки, а это мои ушки». «Это твои глазки. А где мамины глазки? Вот мамины глазки?»

Привлекайте к игре всех членов семьи. Пусть ребенок видит, что у всех есть глазки, носики, ушки и пр.

«Где же ручки?»

Закрываем ладошкой различные части тела малыша и произносим: «Где же, где же ручки? Вот они!» «Где же, где же ножки? Вот они!»

Можно закрывать ладошками, а можно прятать под платочек и радостно находить. Прячьте поочередно то свои части тела, то части тела крохи.

«Ухвати за пальчик».

Вкладываем пальчик в ручку малыша, побуждая ухватиться за него. Что за пальчик непослушный! Нам поймать его так нужно! Раз, два, три, четыре, пять, Будем пальчик мы хватать».

«Веселые игры»

Важно не только называть и показывать части тела, но и показывать их «в действии». Что можно сделать с ротиком? Открыть? А с щечками? Надуть! Малышу будет интересно наблюдать за вами

Со временем в эту игру вы уже будете играть вместе. Мы играли, мы играли, ручками махали. Мы играли, мы играли, ножки мы сгибали. Мы играли, мы играли, глазками моргали. Мы играли, мы играли, носиком дышали. Мы играли, мы играли, ротик открывали. Мы играли, мы играли, щечки надували. Мы играли, мы играли, ушки мы щипали.

«Язычок»

Берем кроху на руки, смотрим в глаза, читаем стишок, издавая смешные звуки: Малышок, малышок, ротик открывай! Язычок, язычок, ну-ка вылезай!

Дидактические игры «Дикие животные» в подготовительной группе

Предлагаем дидактические игры для дошкольников, готовящихся к поступлению в школу.

Посчитай зверят

Игра учит счету и согласованию существительных с числительными.

Педагог называет животное. Воспитанники называют этих же зверей в количестве трех и пяти особей. Например:

  • одна рысь — три рыси — пять рысей;
  • один енот — три енота — пять енотов;
  • одна куница — три куницы — пять куниц;
  • один олень — три оленя — пять оленей.

Чья эта часть тела?

Дидактическая игра учит грамотному формированию притяжательной формы прилагательных.

Педагог говорит, например: «Ухо лисы». Ребенок должен сказать: «Лисье ухо». Вот несколько примеров по аналогии:

  • нос ежа — ежиный нос;
  • лапа волка — волчья лапа;
  • хвост белки — беличий хвост;
  • шерсть рыси — рысья шерсть;
  • рога лося — лосиные рога.

Скажи наоборот

Игра знакомит дошкольников с понятием «антонимы».

Педагог начинает фразу с описательным прилагательным, а дети должны ее завершить с употреблением антонима. Вот несколько примеров для игры:

  • медведь крупный, а мышь… маленькая;
  • у лисы хвост пушистый, у бобра… голый;
  • черепаха медлительная, а заяц… быстрый;
  • лось сильный, а косуля… слабая.

Каким образом дидактические игры помогают изучать математику?

Сформировать представление о соотношении цифр и чисел, их количества и написания. Малыш должен четко понимать, какое количество предметов соответствует каждой цифре. Возможность измерить нарисованный символ позволяет легче понять принципы арифметики; Происходит развитие ориентации во времени и пространстве. Получая новый опыт, рассматривая предметы с разных сторон, ребенок учится понимать и воспринимать абстрактные понятия; В процессе игры через постоянный результат определенных действий ребенок учится делать выводы

Позволяет привлечь внимание ребенка к тем предметам, которые не интересуют его в обычной жизни. Развитие мышления и математических способностей дают возможность ребенку видеть новое и интересное в уже изученном материале; Через эмоциональное восприятие прививается интерес к учебе, что является важным фактором при дальнейшем обучении в школе

Любое занятие можно преобразовать в дидактическую игру. Нужно добавить некоторые элементы игрового поведения и предложить ребенку не учиться, а играть. Во время игры вводить новые термины и понятия, отображая их действием.

Какие виды дидактических игр используются для изучения математики?

1. На изучение счета; 2. На ориентацию в пространстве; 3. С геометрическими фигурами; 4. Игры на логику и развитие математического мышления.

Какую роль играют дидактические игры в математических способностях?

Благодаря тому, что в дидактических играх происходит изучение различных предметов через складывание, перебирание и разбор предметов ребенок запоминает формы, размеры, цвета и др. Начинает ассоциировать названные предметы с их изображением.

Решение поставленной в игре задачи требует от ребенка применения имеющихся знаний и стимулирует бурную деятельность. Достигая результата, он получает удовольствие от проведенной игры и закрепляет положительное отношение к изученному материалу.

Необходимость сосредоточиться и обдумывать материал для получения правильного ответа развивает у ребенка внимательность и наблюдательность. Состояние поиска ответа расширяет внутренний мир ребенка и положительно влияет на его общее развитие.

В процессе игры происходит формирование математических основ в легкой, привычной для ребенка форме. Полученные таким образом знания становятся частью малыша и быстрее начинают применяться им в обычной жизни.

Игры на изучение геометрических фигур и подсчет формируют базовые представления и позволяют запоминать необходимую информацию. Обучение счету ребенка, который играл с цифрами проходит проще, так как он уже на подсознательном уровне усвоил основы этого знания.

Материалы к коррекционным занятиям по теме «Части тела»

Тема: Человек. Части тела.

Даты проведения______________________________________________

Цель: Создание условий для ознакомления ребенка с частями тела человека.

Задачи

-Образовательные: формирование представления о теле человека, нахождение и показ частей тела на себе, на кукле и на изображении.

-Коррекционно-развивающие: развитие произвольного зрительного и слухового внимания, мышления, мелкой моторики рук и координации движений.

-Воспитательные: формирование положительной установки на участие в занятии, навыков сотрудничества.

Оборудование: кукла, картинки с изображением человека и частей тела.

Ход занятия

1.Организационный момент

: приветствие ребенка, налаживание эмоционального контакта с ним.

2.Основной этап

2.1 Актуализация знаний. Введение в тему занятия.

2.1.1 Дидактическая игра

«Посмотри и покажи».

Цель: формирование представления о частях своего тела, , подражать действиям взрослого.

Ход игры: Взрослый садится напротив ребенка и говорит: «Смотри … (имя ребенка), вот мои руки», показывает свои руки ребенку, затем говорит: «а где у … (имя ребенка) ручки?», берет руки ребенка и помогает ему рассмотреть свои руки, говорит: «Вот они», просит: «Дай мне ручки» и протягивает свои руки к ребенку.

Пальчиковая гимнастика«Пальчики».«Этот пальчик хочет спать. Этот пальчик- прыг в кровать. Этот пальчик прикорнул. Этот пальчик уж заснул. Тише пальчик, не шуми, братиков не разбуди…Встали пальчики. Ура! А теперь играть пора.» (Пальцы разомкнуты, поочередно загибаются все пальцы, начиная с большого. Пальцы крепко сжаты в кулак, затем энергично разжимаются).

2.2 Работа по теме занятия.

2.2.1 Игра на развитие слухового внимания

«Покажи у куклы и у себя».

Цель: формирование представления о частях тела, умения показывать части тела на кукле, слушать и выполнять простые инструкции.

Ход игры: Взрослый показывает ребенку куклу, говорит: «Посмотри … (имя ребенка), какая красивая кукла пришла к тебе в гости. Смотри, какие у нее ручки (показывает руки куклы), покажи, где у куклы ручки?». Если ребенок не может сам показать руки на кукле, взрослый помогает ему это сделать (1. Рука в руке; 2. За кисть; 3. За локоть).

Подобным образом организуется изучение остальных частей тела.

Для закрепления можно так же показывать на кукле ранее изученные части лица.

2.2.2 Дидактическая игра

«Зеркало (части тела)».

Цель: рассмотрение частей тела, развитие координации движений.

Ход игры: Взрослый садится напротив ребенка и говорит: «Посмотри, вот мои руки, а где твои руки?», ребенок показывает свои руки. Взрослый говорит: «Повторяй за мной» и выполняет простые, доступные ребенку движения и действия руками, а ребенок повторяет за взрослым.

Для закрепления изученных частей тела так же можно использовать эту игру.

2.2.3 Дидактическая игра

«Найди такое же».

Цель: расширение представлений о человеческом теле, развитие внимания, мышления, памяти.

Ход игры: Перед ребенком на стол кладется картинка с изображением человека. Взрослый спрашивает: «Кто это?», просит показать изученные части тела: «Покажи, где руки? / ноги? и др.» Затем, взрослый показывает по одной карточке с изображением изученных частей тела, а ребенок говорит, как эта часть тела называется и показывает ее на картинке с человеком.

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо (изображаем ветер-дуем)

Закачалось деревце, (качаем из стороны в сторону поднятыми вверх руками)

Ветерок всё тише, деревце всё выше (тянемся руками вверх).

2.2.4 Практические работы

1. Лепка «Глазки». Из пластилина ребенок скатывает шарики и налепливает их на картонную заготовку «Лицо» с нарисованными частями лица.

Аналогичную работу можно сделать при изучении и других частей лица.

2. Аппликация «Смешная рожица». Наклеивание деталей (глаз, губ, носа, ушей) на готовую форму из картона.

3. Заключительный этап

3.1 Подведение итогов занятия.

3.2 Прощание

Игра «Всё за мною повторяй, только не показывай щёки (нос, живот, зубы…)»

Цель

Проверить знание частей тела и лица, развивать внимание

Ход. Взрослый в достаточно быстром темпе называет и показывает части тела и лица, пытаясь «перехитрить» ребёнка. Ребёнок должен быть внимательным и не показывать «запрещённую» часть тела или лица.

Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, вы должны выяснить, как ваш ребёнок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую и левую руки. Без этого выполнение артикуляционной гимнастики невозможно или крайне затруднительно для ребёнка.

Рекомендуем несколько простых упражнений на умение ориентироваться в пространстве и знание частей тела.

Игра «Сказочка-указочка»

Взрослый читает стихотворение и вместе с ребёнком показывает части лица и артикуляционные органы. Не устала ты пока, Покажи, моя рука: Это — правая щека, Это — левая щека. Ты сильна, а не слаба, Здравствуй, верхняя губа, Здравствуй, нижняя губа, Ты не меньше мне люба! Есть у губ одна черта — В них улыбка заперта: Вправо — правый угол рта, Влево — левый угол рта. Подбородок тянем вниз, Чтобы с челюстью отвис. Там — к прогулкам не привык — Робко прячется язык. А вокруг-то — целый ряд Зубки нижние стоят: Боковые слева, справа, Впереди — зубов оправа. Нёбо вместо потолка Есть во рту у языка. А когда открылся рот, Язычок пошёл вперёд. Интересная картинка: Есть и кончик, есть и спинка, Боковые есть края — Всё про ротик знаю я!

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий