Ранний детский аутизм: все что нужно об этом знать – причины развития, симптомы и признаки, диагностика и лечение. Советы родителям

Симптомы аутистического расстройства у детей трех лет

С возрастом признаки расстройств аутистического спектра у детей усиливаются, в таком случае уже заметна сложившаяся картина заболевания. Признаки аутизма у детей 3 лет включают в себя:

Сфокусированное внимание на одном объекте или его части во время игровой активности. Например, колесико от машины, одна деталь конструктора

Такие дети во время игры не проявляют творческих способностей и фантазии, предпочитая однообразие и стереотипный характер.
Интерес к необычным видам деятельности (например, астрономии) или объектам.
Стереотипность игр характеризует детей с РАС. Они могут часами проводить время за перелистыванием одной книги, включением и выключением света, выстраиванием объектов в ряд в определенном порядке.
Формирование односторонних сверхценных интересов (коллекционирование фантиков от конфет, крышек от лимонада).
Шаблонное поведение, когда любые изменения в привычном доводят до истерики.
Особенности питания, когда дети отказываются от нового блюда или незнакомого продукта.
Бурную реакцию на внешние раздражители. Например, чужой запах, одежда, даже какой-то аксессуар может повлиять на психоэмоциональное состояние таких детей. Они также могут реагировать на свои новые вещи.
Неправильное восприятие опасности. Такие дети могут бояться абсолютно безобидного предмета (мягкой игрушки) и не реагировать на настоящую угрозу жизни или здоровью. Например, бесстрашно выбегать под колеса движущегося автомобиля.

Классификация аутизма

Сегодня удалось выявить несколько форм аутизма. Разделяются они не только по степени тяжести, но и по тому, как протекает болезнь, насколько сильно страдают у человека взаимодействие и коммуникация с другими людьми.

Классический аутизм или синдром Каннера известен еще с 1943 года. Это самый ранний аутизм, который начинает проявляться уже в первый год жизни ребенка и полностью диагностируется в 3-4 года. Заболевание включает в себя три важных диагностических симптома: нарушение творческой игры, отсутствие социального взаимодействия, полное нежелание коммуникации с другими людьми.

Синдром Аспергера или высокофункциональный аутизм часто остается недиагностированным, так как ребенок со временем полностью адаптируется в обществе и с помощью прекрасного подражания другим людям ведет себя вполне нормально и адекватно. К сожалению, часто именно аутизм у взрослых, который в большинстве случаев остается невыявленным, имеет такую форму.

Атипичный аутизм еще называется неуточненным глубоким нарушением развития. Его основные проблемы – отсутствие речи и полная невозможность контактировать с другими людьми. Таким детям нельзя поставить диагноз классического аутизма, так как у них может отсутствовать главный симптом – стереотипное или повторяющееся поведение. Во всем остальном обе формы болезни практически идентичны.

Синдром Геллера начинает проявляться в возрасте 4-5 лет. При этом развитие ребенка останавливается, и все навыки, которые имелись у него до этого, теряются. Ребенок перестает любить обниматься, не может больше разговаривать, хотя до этого момента у него была осознанная речь, он больше не умеет рисовать, лепить, ездить на велосипеде. Регресс может идти разными темпами, при этом раньше в развитии крохи никаких особенностей не наблюдалось, и он считался абсолютно здоровым.

Синдром Ретта проявляется исключительно у девочек. При этом наблюдается тяжелое расстройство головного мозга, которое диагностируется в первый год жизни. Конечно, назвать эту болезнь аутизмом можно с большим трудом, однако симптомы у них немного похожи.

К сожалению, определить, какая именно форма заболевания имеется у ребенка или даже у взрослого, самостоятельно и без соответствующего образования невозможно

Поэтому важно как можно раньше при первых же сомнениях обратиться к педиатру, который поможет и подскажет, с каким именно специалистом следует проконсультироваться для подтверждения или опровержения своих догадок

Ранний детский аутизм

Термин «autismus» был придуман основоположником психиатрии Эйгеном Блейлером в 1910 года при описании особого свойства мышления у больных шизофренией.
Однако до середины 40-х годов ХХ века аутизма как бы не было. Это расстройство и его отличие от детской шизофрении впервые независимо друг от друга определили два психиатра — Лео Каннер («аутистическая психопатия», 1944) и Ганс Аспергер (1943) как врождённое нарушение способности к эмоциональным контактам, уход от внешнего мира без ухода в мир фантазий.

Помните! Наши статьи не предназначены для самостоятельной диагностики.

Диагностику любого заболевания должен проводить только врач. Статья представлена только для возможности первичного определения состояния.

Если Вы нашли схожесть параметров, необходимо очно обратиться за консультацией к врачу.

Что такое ранний детский аутизм

Самое краткое определение – это искажение развития ребенка.

Ранний детский аутизм называют спектральным — включающим спектр расстройств с разной биологической основой, но подобными поведенческими нарушениями.

Аутизм — первазивное расстройство, то есть оно затрагивает все отделы мозга. По классификации дизонтогенеза относится к искаженному развитию.

Мифы и факты

Многим людям с РАС осложняют жизнь предрассудки, мифы, касающиеся расстройства.

Аутисты не поддаются воспитанию

Несмотря на большие сложности в воспитании, благодаря знанию особенностей РАС, можно добиться значительного прогресса.

Родители вызывают расстройство грубым поведением

Речь идет о расстройстве с генетической причиной. Вины родителей в его развитии нет.

Сегодня количество людей с разными формами РАС составляет около 1%, что намного больше, чем в конце 1990-х лет прошлого века. 25% выявления случаев расстройства – это достижение современной диагностики

Важно также повышение осведомленности родителей, специалистов (в т.ч. из-за расширения Интернета)

Но в общем случае такое увеличение заболеваемости не имеет объяснения.

Лечение аутизма

Аутизм является врожденным, неизлечимым психическим расстройством. Но добиться его компенсации и улучшения состояния можно с помощью применения различных коррекционных и психотерапевтических методов.

  • Абилитация представляет собой процесс, направленный на приобретение и развитие у детей с ограниченными возможностями здоровья еще несформированных навыков. Специалист по абилитации индивидуально подбирает программу занятий с ребенком, страдающим аутизмом. Как правило, она нацелена на адаптацию ребенка к социальной среде, развитие у ребенка коммуникационных и моторных навыков, воображения, обучение навыкам самообслуживания. 
  • Коррекционные техники используются для уменьшения существующих типичных проявлений аутизма (например, повторяющихся стереотипных движений и т.д.). Проводится регулярная работа с педагогом-дефектологом и логопедом. 
  • Психотерапевтические методы включают в себя терапию с самим ребенком, а также его родителями. Специалист помогает больному освоить навыки коммуникаций, социальных взаимодействий, выработать новые формы адекватного поведения, реагирования на различные ситуации. С родителями ведется работа по поддержке их психологического состояния, принятия болезни ребенка. 

Фармакологическое лечение аутизма применяется при возникновении сопутствующих состояний, требующих медикаментозного вмешательства. Например, при ярко выраженном синдроме гиперактивности, проблемами со сном, повышенной тревожности и агрессии, истеричных состояниях.

Основными препаратами, которые могут быть использованы в терапии аутизма, являются: нейролептики, антидепрессанты и противосудорожные лекарственные средства.

Лечением аутизма у детей в Москве занимается специализированная клиника психического здоровья Rehab Family.

Звоните на горячую линию
круглосуточно и без выходных

+7 (495)
121-48-31

Состояния, которые имитируют аутизм

ЗПРР с аутичными чертами

Симптомы этого заболевания связаны с задержкой психоречевого развития. Они во многом сходны с признаками аутизма. Начиная с самого раннего возраста, малыш не развивается в плане речи так, как это предполагают существующие нормы. В первые месяцы жизни он не лепечет, далее не учится говорить простые слова. В 2-3 года его словарный запас очень скуден. Такие дети часто слабо развиты физически, иногда гиперактивны. Окончательно диагноз устанавливает врач

Важно посещать с ребенком психиатра, логопеда

Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Это состояние также часто принимают за аутизм. При дефиците внимания дети неусидчивы, им сложно дается обучение в школе. Возникают проблемы с концентрацией внимания, такие дети очень подвижны. Даже во взрослом возрасте отголоски этого состояния остаются, ведь таким людям сложно запоминать информацию, принимать решения. Нужно стараться диагностировать это состояние как можно раньше, практиковать лечение психостимуляторами и успокаивающими лекарствами, а также посещать психолога.

Тугоухость

Это разнообразные нарушения слуха врожденные и приобретенные. У слабослышащих детей отмечается и задержка речи. Поэтому такие дети плохо откликаются на имя, выполняют просьбы и могут показаться непослушными. При этом родители могут заподозрить у детей аутизм. Но профессиональный психиатр обязательно направит малыша на обследование слуховой функции. Слуховой аппарат поможет решить проблемы.

Шизофрения

Ранее аутизм считали одним из проявленийшизофрении у детей. Однако сейчас понятно, что это – две совершенно разные болезни. Шизофрения у детей начинается позже – в 5-7 лет. Симптомы этой болезни проявляются постепенно. Такие дети имеют навязчивые страхи, разговаривают сами с собой, позже проявляются бред игаллюцинации. Лечат это состояние медикаментозно.

Важно понимать, что аутизм не является приговором. Ведь при условии правильного ухода, самой ранней коррекции аутизма и поддержке со стороны специалистов и родителей такой малыш может полноценно жить, учиться и обрести счастье, став взрослым

Начало проявления заболевания и классификация

Такое заболевание у детей встречается в двух-четырех случаях на сто тысяч человек. Если к этому добавить еще и скрытый атипичный аутизм, когда основное заболевание сопровождается умственной отсталостью, то это число сразу же возрастет до двадцати. При этом аутизм у мальчиков проявляется в четыре раза чаще, чем у девочек.

Аутистическое расстройство может проявиться у любого человека абсолютно в любом возрасте, но клинические признаки заболевания будут значительно разниться у детей, подростков и у взрослых.

Принято различать: ранний детский аутизм (РДА), который можно выявить у малышей в возрасте до трех лет, детский аутизм, проявляющийся от трех до одиннадцати лет, и подростковый аутизм, обычно обнаруживается у людей после одиннадцати лет.

Существует несколько видов такого заболевания. Они имеют различные симптомы и некоторые специфические особенности, характерные для того или иного типа болезни. Согласно данным международной классификации болезней существуют: синдром Каннера или классический аутизм, синдром Аспергера, синдром Ретта и атипичный аутизм.

Проявление первых признаков детского аутизма можно заметить уже у годовалого ребенка. Хотя более ярко выраженные симптомы заболевания проявляются, как правило, в два с половиной – три года. В этот период наиболее заметны замкнутость ребенка, уход в себя и ограниченность его интересов.

Если такой ребенок в семье не первый, то мама видит начальные признаки болезни еще в младенчестве, так как можно провести сравнение между этим малышом и его старшим братом или сестрой. В противном же случае, понять что с ребенком что-то не так, достаточно сложно. Обычно, это проявляется в тот момент, когда малыш аутист идет в детский сад, то есть намного позже.

Бывает, что диагноз аутизм ставится и после пяти лет. Для таких детей характерно:

  • наличие более высокого коэффициента интеллекта, по сравнению с теми больными, у которых заболевание было диагностировано ранее;
  • сохранение коммуникативных навыков;
  • наличие менее выраженных когнитивных расстройств;
  • искаженное восприятие окружающего мира;
  • поведение, при котором ощущается изолированность от общества.

Практически всегда между первыми признаками проявления аутизма и непосредственной постановкой диагноза существует определенный промежуток времени. Ведь позже, когда у ребенка появляется необходимость в общении не только с родными и близкими людьми, возникают и другие черты характера, которым родители раньше вообще не придавали значения. Другими словами, заболевание не наступает внезапно, просто на начальном этапе распознать его довольно сложно.

Добиться постановки правильного медицинского диагноза

Елена Багарадникова. Фото с сайта 2апреля.рф

В дальнейшем он определит тот объем помощи, который сможет получать ребенок, и его образовательный маршрут.

Чтобы диагноз был точным, нужно постараться попасть в подходящее медицинское учреждение.

Диагноз «аутизм» может быть установлен и в ПНД (психоневрологический диспансер), но лучше на первом этапе все же обратиться в больницу.

Из государственных, уполномоченных в дальнейшем выдавать все необходимые справки и заключения, в Москве есть две больницы, где можно пройти диагностику. Это Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков имени Г. Е. Сухаревой (бывшая детская психиатрическая больница № 6) и Научно-практический центр детской психоневрологии (бывшая детская больница № 18).

Лечение

Лечение аутизма у взрослых предусматривает применение различных методик. Заболевание аутизм хорошо поддается лечению терапевтическими методами, целью которых является формирование внутреннего равновесия и снижения уровня стресса.

Медикаментозное лечение аутизма назначается в случаях, когда состояние больного требует коррекции, и включает ряд препаратов:

  • транквилизаторы, антидепрессанты, нейролептики, ноотропы;
  • противосудорожные;
  • стимуляторы.

При заболевании аутизма терапия психологическая при правильном выборе методики позволяет значительно повысить адаптацию пациента в социуме. Люди с аутизмом успешно справляются с болезнью при своевременном обращении за помощью.

Самостоятельно выберите детский сад или школу

Фото с сайта neboley.zp.ua

Каким бы ни было заключение ПМПК, родителям нужно принимать решение. Они выбирают между коррекционной и ближайшей общеобразовательной школой; между возможностью возить куда-то ребенка и необходимостью снять квартиру рядом с тем местом, где его смогут обучить; между образовательным комплексом, где есть сильная психолого-педагогическая служба, и школой, где ребенка с аутизмом видят впервые, но согласны начать с ним работу, и т.д.

РОО «Контакт» разработала алгоритм для родителей, как выбрать образовательное учреждение для ребенка с аутизмом. Но, конечно, этот вопрос лучше обсуждать с каждой семьей индивидуально. Наши специалисты обычно тратят на это не менее часа. Консультации проходят бесплатно и проводятся совместно с представителями Городского психолого-педагогического центра и отделений Департамента труда и социальной защиты населения по графику.

Без чего никак нельзя обойтись – это без того, чтобы пойти в выбранное учреждение «своими ногами». Если кто-то из знакомых похвалил детский сад или школу, совершенно не факт, что это подойдет другому ребенку и другому родителю. Все нужно увидеть своими глазами.

Теории и современные познания об аутистах

Время, когда детей-аутистов и их родителей обвиняли в тяжелом расстройстве психики, – это мрачный период в истории психологии и психиатрии. Сегодня причины возникновения и симптомы аутизма у детей рассматриваются с другой точки зрения.

В 1980-1990-х годах существовали 2 мощные теории, пытающиеся объяснить причины возникновения аутизма у детей.

Согласно первой теории детский аутизм – результат расстройства мозга.

Вторая теория, объясняющая причины аутизма, основана на эмоциональном факторе происхождения нарушения. Согласно ей, основное проявление – неспособность общаться с другими людьми.

На рубеже веков внимание ученых сосредоточилось на нейробиологической модели. Эта теория гласит, что ранний детский аутизм (РДА) обусловлен нарушением развития мозга у плода после закрытия нервной трубки

Ни одна теория не была доказана, причины аутизма достоверно неизвестны и сейчас.

Почему рождаются дети аутисты:

Клинические проявления форм аутизма

У каждой формы аутизма также существуют свои определенные признаки и симптомы. Рассмотрим подробнее наиболее распространенные из них.

Синдром Каннера или инфантильная форма аутизма

В эту категорию относят детский, инфантильный аутизм и другие аутистические расстройства проявляющиеся у детей от одного года до трех лет.

Для них характерны следующие признаки:

  • отсутствие интереса к взаимоотношениям с другими людьми, начиная с раннего возраста;
  • стереотипность в играх;
  • страх перед любыми изменениями в быту и в окружающем пространстве;
  • задержка в развитии;
  • нехватка речевой функции для коммуникаций с окружающими;
  • появление речевых стереотипий;
  • игнорирование болевых ощущений и других внешних раздражителей.

Синдром Аспергера

Синдром Аспергера или высокофункциональный аутизм во многом схож с синдромом Каннера. Однако при такой форме заболевания отсутствуют нарушения в речевом развитии и высоко развиты когнитивные способности.

При такой форме мягкого аутизма у детей хорошо развиты мыслительные процессы, существует искаженное восприятие окружающей действительности и самого себя, наблюдается сложность в концентрации внимания. Другие психологические и физиологические симптомы данного заболевания выглядят следующим образом:

  • стереотипность поведения и ограниченность интересов;
  • импульсивное поведение;
  • привязанность к привычной окружающей среде;
  • нарушения в коммуникативных навыках;
  • отрешенность взгляда, или устремленность его в одну точку.

Атипичная форма

Для атипичной формы аутизма характерно проявление в более позднем возрасте. Также возникает он и у взрослых, особенно при наличии умственной отсталости и других заболеваний, связанных с развитием. К признакам такой формы болезни относятся:

  • возникновение и развитие после трех лет;
  • серьезные отклонения в социальном взаимодействии между пациентом и окружающими его людьми;
  • ограниченное и стереотипное поведение, возникающее с определенной периодичностью.

Распространенность аутизма

Раньше аутизм считался редким расстройством, сейчас очевидно, что это не так. Когда специалисты научились определять и выявлять различные проявления нарушений при аутистических расстройствах, стало понятно, что аутистические расстройства есть примерно у каждого сотого

ребенка, причем у мальчиков в четыре раза чаще, чем у девочек. В настоящее время специалисты научились гораздо лучше выявлять аутизм, что привело к тому, что этот диагноз  стали ставить чаще, чем раньше. Но, возможно, дело не только в диагностике, и аутизмом действительно стало заболевать больше людей.

Ученые пытаются установить, на самом ли деле существует реальное увеличение заболеваемости аутизмом, и если оно есть, что является причинами роста этого заболевания во всем мире.

Что должно настораживать родителей в поведении ребенка в возрасте до двух лет?

Считается, что об аутизме можно думать, если ребенок:

не удерживает сколько-нибудь длительно контакта «глаза в глаза»;
не откликается на имя при сохранном слухе;
обнаруживает дефицит совместного внимания (то есть не пытается привлечь словом или жестом внимание других к заинтересовавшему его предмету);
не обращается за помощью;
не пытается чем-то поделиться;
использует другого человека так, как будто это неодушевленный предмет.

Если эти признаки появляются в поведении ребенка постоянно, то нужно обязательно обратиться к детскому психиатру. Диагностировать детский аутизм трудно. Даже опытному специалисту требуется много времени для наблюдений и анализа картины данного психического нарушения. Следует спокойно отнестись к назначению повторных приемов, обследований и консультаций. Некоторые признаки аутизма обнаруживаются при глубокой и тяжелой умственной отсталости и тяжелом недоразвитии речи. Поэтому без достаточного представления о характере нарушений, лечение и коррекционная работа могут оказаться недостаточно эффективными.

Признаки аутизма у детей

Симптомы, по которым можно выявить аутизм, зависят от возраста пациента.

Чаще всего диагностируется аутизм у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Классическими признаками аутистического расстройства являются:

  • стремление к одиночеству. Дети, страдающие аутизмом, не способны устанавливать теплые отношения с близкими людьми. Ласковое обращение не вызывает у них радости или улыбки, им неприятны объятия или другие прикосновения. Они одинаково безразлично ведут себя с родителями, посторонними людьми и предметами. При разговоре ребенок аутист не смотрит в глаза собеседнику;
  • нарушения речевые. У детей с аутичным расстройством речь развивается со значительной задержкой. В некоторых случаях у ребенка до 2 лет не отмечается задержек в речевом развитии, но потом речь постепенно исчезает. Малыш может произносить лишь набор фраз, которые произносятся не к месту. Часто отмечается неправильное употребление местоимений, уже достаточно взрослые дети практически никогда не употребляют местоимение «Я». Они называют себя по имени или во втором лице;
  • однотипность поведения. Аутист стремится сохранить все в неизменном виде, перемены его пугают и вызывают истерики. Такое поведение касается принятия пищи, игр, выбора одежды и т.д.;
  • двигательные отклонения. Аутичный ребенок может постоянно кружиться, хлопать в ладоши или качаться.

Нетипичной также оказывается реакция аутиста на боль. Она может быть либо слишком яркой, либо отсутствовать вообще. У детей могут проявляться и другие признаки аутизма, например, нанесение себе повреждений. Ребенок может биться головой, кусать себя или вырывать волосы.

Мышление и умственные способности у аутистов могут быть различными. Почти половина детей, страдающих аутизмом, имеют тяжелую степень слабоумия. У остальных могут быть нормальные умственные способности или склонность к одной из наук.

В подростковом возрасте наблюдаются другие симптомы. Как правило, аутентичные дети к этому периоду жизни уже обладают необходимыми навыками. Половое созревание у аутистов проходит тяжелее, они становятся более агрессивными и жестокими. Лечение аутизма у детей

Постановке диагноза предшествует длительное наблюдение за маленьким пациентом. Необходимо исключить другие заболевания, имеющие схожую симптоматику. У маленьких детей аутизм часто путают с психозами, аутистической психопатией. Также необходимо отделить расстройства слуха и речи, имеющие иные причины развития.

Медикаментозное лечение при аутизме малоэффективно. Различные препараты могут назначаться для лечения сопутствующих заболеваний или устранения особо тяжелых симптомов заболевания. Большая роль в коррекции аутистического расстройства отводится психотерапии.

Обычно лечение ведется одновременно по трем направлениям:

  1. Коррекция нарушений поведения. В зависимости от того, какие аутизм симптомы имеет в конкретном случае, с ребенком могут заниматься специальные педагоги, дефектологи и другие специалисты.
  2. Медицинская и психологическая помощь.
  3. Семейная терапия. Совместные психологические беседы помогают родителям лучше понять своего ребенка.

Родителям детей аутистов необходимо также посещать психотерапевта, поскольку лечение больного ребенка очень тяжелый труд, который не прекращается на протяжении всей жизни ребенка. При своевременном обращении к специалистам больше шансов адаптировать аутиста к жизни в обществе. Успешность социальной адаптации во много зависит от тяжести аутистического расстройства и наличия сопутствующих заболеваний, но при правильном психолого-педагогическом подходе можно значительно улучшить состояние ребенка.

Заключение

Диагноз «аутизм» у ребенка — это серьезное испытание для всей семьи. Необычное поведение таких детей — это не проявления плохого характера или невоспитанности, а симптомы неизлечимого заболевания. Несмотря на то, что избавиться от патологии невозможно, своевременно начатое лечение позволяет улучшить социальную адаптацию и качество жизни таких детей

Важно помнить, что особенные дети тоже хотят быть частью общества, им необходима поддержка и понимание. Поэтому постоянная помощь таким пациентам — главная задача их близких, и совместными усилиями врачей и членов семьи можно добиться хороших результатов в коррекции поведения людей с аутизмом

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий