Дети в семье конкурируют: как мудро решить проблему

Поведение ребенка и качество отношений в семье

Дети изначально стремятся к близким человеческим отношениям сильнее, чем к чему-то материальному. Атмосфера в семье крайне важна для развития личности и формирования поведения детей. Когда раз за разом ребенок вместо заботы получает вкусный тортик или игрушку, то со временем, примерно в 9-10 лет, у него происходит перестройка системы ценностей. В новых условиях и системе мировоззрения ребенок все равно продолжает искать человеческие взаимоотношения, однако на первое место в его восприятии жизни выходит то, что ему привили в семье в раннем детстве.

Найти проявление внимания и заботы со стороны родителей и окружающих ребенок может в самых разных вещах

Например, начать хулиганить в школе, чтобы родители его ругали и таким образом хоть иногда обращали на него внимание. Или же, если у самих родителей в системе ценностей есть положительное отношение к воровству или хулиганству, они могут за это ребенка хвалить, и тогда он будет продолжать себя так вести, чтобы чаще получать похвалу от взрослых

В этом случае становится совершенно неважно, хвалят ли родители ребенка или наказывают, – таким образом они подпитывают отношения с ним и формируют его поведение

В этом случае становится совершенно неважно, хвалят ли родители ребенка или наказывают, – таким образом они подпитывают отношения с ним и формируют его поведение

В некоторых очень обеспеченных семьях жизнь вращается в большей степени вокруг денег: родители постоянно обсуждают при детях финансовые вопросы и то, как больше заработать или извлечь из чего-то выгоду. Если ребенок растет в подобных условиях, он впитывает определенный тип человеческих взаимоотношений и в последствии себя с ним идентифицирует

Конечно, формирование теплых отношений в семье не связано с отсутствием денег, однако некоторые материально обеспеченные люди концентрируют свое внимание в первую очередь на деньгах, работе и развлечениях, а не на отношениях с близкими. Ребенок в условиях таких взаимоотношений может получать недостаточно тепла, любви и ласки и стремиться получить то, чего ему не хватает, в других местах и иногда даже у посторонних людей. Например, он может попытаться стать “крутым” в глазах сверстников и начать употреблять алкоголь или наркотики

Например, он может попытаться стать “крутым” в глазах сверстников и начать употреблять алкоголь или наркотики.

Проблемы приёмных семей

Прежде чем взять в семью приёмного ребёнка, надо подумать о путях решения проблем, которые могут возникнуть с его приходом. Брошенные дети в подавляющем большинстве имеют психотравмирующий опыт, который в недостаточной степени осознаётся приёмными родителями.

При всём своём желании приёмный ребёнок не может принять на себя роль биологического. Это может привести к конфликту между родителями, кровными и приёмными детьми, что вызывает кризис, которому на начальной стадии совместного проживания будут подвержены все члены замещающей семьи.

Психологические проблемы приёмного родителя, например, такие как контролирующий стиль поведения, гиперопека, неприятие ошибок ребёнка ведут к отсутствию эмоционального контакта с ним.

Для приёмного, как и для биологического ребёнка, должны быть чётко установлены границы дозволенного. Их отсутствие провоцирует у ребёнка неадекватно растущие потребности, неумение брать в расчёт желания близких людей.

Проблемы, возникающие в приёмных семьях, обусловлены поведенческими реакциями ребёнка.

Несмотря на то, что ребёнок искренне радуется обретению семьи, трудности адаптации, с которыми он сталкивается, могут вызвать его агрессию. Он будет сбрасывать её в виде негативных эмоций на всех окружающих, в том числе и на своих приёмных родителей

Дети с травмированной психикой зачастую гипреактивны: неусидчивы, слишком подвижны, им трудно сконцентрировать внимание на долгое время. Школьные уроки, где нужно сидеть полдня на одном месте, для них пытка

Такое поведение сложно контролировать, но всё же оно поддаётся коррекции. Брошенные дети нередко бывают инертными и небережливыми. В детском доме у них не было личной собственности. Им трудно понять, что такое «моё», ведь до этого они знали только «наше». Они не умеют ценить то, что у них есть, не готовы к проявлению инициативы, ведь раньше все вопросы за них решали взрослые. Зачастую у них слабое интеллектуальное развитие, и они отстают от возрастной нормы, что не всегда имеет под собой органическую основу. В большинстве случаев это результат социально-педагогической запущенности.

Адаптация детей в замещающей семье, как хрупкий осенний лёд, который может пострадать от одного неверного шага. Лишь терпение приёмных родителей способно помочь им преодолеть эту жизненно важную для них высоту.

Спектр проблем, которые могут возникнуть в семье, достаточно широк. Но некоторых из них можно избежать, если провести предварительную диагностику. Принимая то или иное решение, не следует спешить. Хорошенько подумай, осмотрись, постарайся взвесить все «за» и «против». Помни, что человек, руководствующийся чувствами и эмоциями и редко включающий разум, сам создаёт себе проблемы.

L o a d i n g . . .

Тест: Не изменяет ли ваша вторая половина?

Вы подозреваете, что ваш партнёр вас обманывает? Пройдите тест и узнайте, может ли вас водить за нос ваша вторая половина.

ответ:

Трое детей — признак достатка

По данным Гудковой, обыденное восприятие больших семей как неблагополучных уходит в прошлое. Многодетность все чаще ассоциируется со счастьем и достатком. «Это круто и здорово», — говорят респонденты. 

«В обществе увеличивается поляризация между теми, кто намерен иметь только одного ребенка, и теми, кто хочет иметь большую (многодетную) семью», — подчеркивает исследовательница.

20-летняя информантка признается: «Я не представляю, как это — быть одной в семье». «Один — это несерьезно», — говорит 30-летний респондент, который хотел бы троих детей. Он поясняет: «Весело в семье, много . Я вообще за семейные ценности <…>».

Если респонденты росли в окружении братьев и сестер, то многодетность для них абсолютно естественна. «У нас традиция, у всех по трое детей, у папы два брата», — рассказывает женщина средних лет с одним ребенком. Но тут же уточняет: «Три нормально, но это предел».

«Я хочу троих, муж — пятерых, — говорит респондентка моложе 30 лет. — У его мамы пятеро детей, у его сестры пятеро <…>. А я хочу троих. Пять слишком много, с ума сойти».

В ответах респондентов третий ребенок «представляется признаком благополучной и обеспеченной семьи», пишет Татьяна Гудкова. Так, респонденты разных возрастов заявляли, что «если позволяют финансы, можно и троих, и десятерых рожать».

В то же время, опрошенные часто говорили о необходимости решить вопрос с жильем. «Мы с мужем изначально планировали троих, надо только квартиру побольше, а так должны потянуть», — замечает молодая женщина с детьми.

«Конечно, хочется троих детей, живем раз в жизни, почему бы не родить, — вторит респондентка постарше. — Здоровья и сил хватает, хорошо зарабатываем, сейчас ипотеку доплатим, будем думать об увеличении жилплощади».

Причины конфликтов родителей и подростков ​

Сложности подросткового периода психологи объясняют возрастным кризисом. Он начинается, когда ребенку исполняется 10-12 лет, и заканчивается по достижению 17-19 лет. Это переходный период от одного этапа детского развития к другому. В подростковом возрасте происходят перемены в структуре общения ребенка, перестройка его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. И в первую очередь это ощущают на себе именно родители. Кажется, что еще вчера их малыш был милым и общительным, но сегодня он уже замкнутый и озлобленный на весь мир.

Научим договариваться и достигать компромисса

Записаться на консультацию

Российские психологи и педагоги провели опрос среди подростков и их родителей с целью выявить основные причины возникающих в семье конфликтов. При этом ответы детей и взрослых практически совпадают. В числе наиболее распространенных причин конфликтов родителей и подростков называют:

  • плохую успеваемость ребенка в школе,
  • несовпадение взглядов на жизнь,
  • невыполнение ребенком домашних обязанностей.
  • позднее возвращение ребенка домой.

Многие конфликты между родителями и подростками обычно возникают буквально «из ничего». Но за любой даже мелкой ссорой стоят глубокие проблемы.

Какие встречаются типы взаимодействия в семье

Сотрудничество – члены семьи готовы поддержать, уступить, роли очень гибко распределены, очень выражены взаимопомощь и стремление вместе разрешать любые конфликты.

Паритетные отношения – брак, построенный на обоюдной выгоде и равнозначных правах партнеров.

Соревнование – желание лидерства на фоне поддержания доброжелательности к супругу.

Конкуренция – стремление «подавить» и превзойти вторую половинку любыми методами. В отношениях прослеживается ревность, зависть и борьба за лидерство. Связь поддерживается при помощи привязанности, общих задач и интересов.

Антагонизм – несовместимость, отсутствие гармонии и противоречивость интересов, приводящие к распаду семьи.

Псевдосотрудничество – «муляж» благополучия не основанный на реальной поддержке.

Соперничество – двойственность отношений, постоянная несогласованность чередуется с доброжелательностью.

Изоляция – чрезмерная независимость и эмоциональная разобщенность супругов.

Что такое внутрисемейные конфликты

Внутрисемейные конфликты представляют сбой противоборство между членами семьи. Возникает оно вследствие столкновения разнонаправленных взглядов и/или мотивов. Внутрисемейные конфликты обладают своими особенностями, которые нужно учитывать для предупреждения и разрешения этих конфликтов.

Психологи выделяют несколько видов нарушений супружеской коммуникации. К ним относятся: разноречивость невербального и вербального общения, формирование коммуникационных препятствий, управление супругом и злоупотребление манипулированием, расстройство и неправильность передачи чувств, отказ от общения одного из супругов, парадоксальная коммуникация и мистификация (старание не замечать хронического конфликта).

Внутрисемейные конфликты часто приводят к разводу

Если сложность общения принимает постоянный характер, то появляются затруднения в выражении любви и эмоциональной поддержке. Может возникнуть такая проблема, как «маятник конфликта», то есть обычная ссора набирает и набирает обороты. Например, муж неожиданно и беспочвенно вспылил, но чтобы не признавать вину, начинает вспоминать «грехи» в поведении жены и отчитывать ее за это.

В итоге закладывается противоборство и непонимание, которое, если не разрешить сразу, нарастет как снежный ком и в дальнейшем бездна обид приведет к разводу. Чаще в ссоре один атакует и выплескивает агрессию, а другой защищается и теряет собственное достоинство.

Есть ли середина?

Чтобы концепция родительства не была такой жесткой и противоречивой, можно сделать вот что:

Не упрощайте теорию привязанности. Рано или поздно такая трактовка выйдет из моды, и ваши дети будут осуждать ее как устаревшую. Можно уже сейчас предсказать их претензии: мы выросли в тепличной обстановке — и зачем нам было взрослеть? Теперь у нас неадекватные амбиции, но нет психологической устойчивости перед трудностями этого мира, а вы в этом виноваты!

Вовремя сепарируйтесь от детей

Ребенок учится уважать границы у родителей, поэтому важно защищать интересы пары от интересов детей. И каждый ребенок хочет иметь счастливых, любящих друг друга папу и маму, а не взрослых, которые не выдержали трудностей «идеального» родительства и развелись!. Различайте слияние и любовь

Чрезмерное слияние с детьми — это не любовь, а сложности в выдерживании собственной тревоги и страха

Различайте слияние и любовь. Чрезмерное слияние с детьми — это не любовь, а сложности в выдерживании собственной тревоги и страха.

Откажитесь от невротических материнских установок. Это ваш ребенок и ваша система воспитания. Родительство — это всегда эксперимент: ваш, вашей семьи и близкой вам социальной среды. Вы знаете от природы гораздо больше, чем кажется, и делаете достаточно, если ваш ребенок развивается по возрасту.

Проект по реализации упущенных возможностей

Пока дети не достигнут взрослого возраста они являются, своего рода, проектом родителей

В них вкладывают ресурс: время, деньги, внимание. В раннем возрасте дети не могут сами решить, в каком направлении развиваться, поэтому выбор родителей в пользу какого-то одного занятия вполне оправдан. . Нина — это сосуд, в котором хранятся желания её матери, и она обязана их реализовать

Эрика сделала из жизни дочери миссию, в которой юная балерина должна превзойти всех, стать первой, сиять на пьедестале. И всё благодаря стараниям её матери, которая не смогла достичь этого в юности

Нина — это сосуд, в котором хранятся желания её матери, и она обязана их реализовать. Эрика сделала из жизни дочери миссию, в которой юная балерина должна превзойти всех, стать первой, сиять на пьедестале. И всё благодаря стараниям её матери, которая не смогла достичь этого в юности.

Она гладит дочь по спине, как ребенка; старается сохранить детский декор ее комнаты, заполненной мягкими игрушками. В семье есть четкое расписание тренировок, от которого нельзя отклоняться. Но «купол» рушится, когда дочь пытается расправить крылья и идти к цели — новой роли, статусу примы театра, своей силе и женственности. Она хочет быть тем идолом, которым не смогла стать её мать. 

Что такое семья и родительские отношения

Семьей называют социальную группу, которая оказывает огромное психологическое влияние на человека в течении всей его жизни и способствует формированию наиболее важных ценностей.

В семье взрослые и дети имеют определенные роли и очень тесно взаимодействуют друг с другом в течение долгого времени. Это во многом определяет психологическое, физиологическое, моральное состояние ребенка.

Абсолютно нормально и понятно желание семейной пары, которые готовятся стать родителями, дать малышу только самое лучшее. Но мать и отец должны понимать, что при воспитании они во многом будут повторять модель взаимоотношений, которая была в их семьях.

Психологические особенности отношений между детьми и родителями включают в себя:

  • Взаимное доверие. Отсутствие сомнений друг в друге обеспечивает спокойствие в семье. Появление подозрений ведет к потере доверия и становится в будущем основной причиной одиночества человека во взрослой жизни. Причем большинство не осознает, что корни проблемы именно в их семейных отношениях в детстве.
  • Рациональная оценка. Родители должны давать ребенку достаточно внимания адекватно оценивать его личные и профессиональные успехи. Нужно принимать участие в жизни ребенка, высказывать ему свое одобрение, сочувствие, где-то подсказывать. Только совместными усилиями можно добиться результата.
  • Поддержка и сочувствие. Важнейший пункт взаимодействия в семье. Если родители проявляют данные чувства, то ребенок в их обществе чувствует себя спокойно.
  • Адекватные требования. С детства ребенок должен четко понимать свои обязанности и выполнять их. В семьях, где распределения обязанностей нет, дети часто испытывают сильный психологический дискомфорт. Они пытаются порадовать родителей, но не знают, как это сделать, так как не понимают своего места в семейной иерархии.

Ребенку необходима постоянная оценка его действий родителями, их поддержка, внимание, чтобы понять, что он все делает правильно. Если реакция со стороны родителей отсутствует, то это приводит к развитию неуверенности, снижению самооценки

В результате ребенок часто пытается найти понимание вне семейных взаимоотношений, часто может быть опасно.

Взрослые люди должны четко осознавать, что их взаимоотношения в семье являются примером для ребенка. Основы характера малыша закладываются до семи лет. После этого что-то изменить в лучшую сторону можно будет только при помощи работы с психологами. А это требует много сил, времени, энергии.

Психология отношений детей и родителей включает в себя следующие важные пункты:

  • общение;
  • совместная деятельность;
  • влияние родителей на формирование характера ребенка;
  • влияние ребенка на отношения между отцом и матерью.

Отношения внутри семьи бывают благополучными, когда все уважают и доверяют друг другу, при принятии важных решений учитывают мнение всех членов семьи. Но бывает и противоположный вариант, когда в семье нет понимания, доверия, взаимоуважения.

Есть несколько типов взаимоотношений внутри семьи:

  • взаимовыгодное сотрудничество, с учетом интересов всех членов семьи;
  • соперничество, когда каждый старается стать лидером семьи и реализовать свои потребности даже путем ущемления интересов остальных членов;
  • союз — все люди, входящие в ячейку, имеют свои выгоды;
  • конфронтация — стремление стать главным, даже если это грозит существенным ущербом другим членам семьи;
  • антагонизм — полное неприятие желаний и мнений друг друга, независимо от семейного статуса.

Первым научным направлением, которое стало подробно изучать детско-родительские отношения и выяснять их влияние на процесс воспитания и формирования характера человека, стал психоанализ. В результате изучения были сформированы воспитательные позиции родителей, которые оказывают наибольшее влияние на характер ребенка и его эмоциональный фон:

1. Оптимальные позиции. Родители относятся к ребенку адекватно, четко видят его потребности, способны принять и понять возрастные изменения, вовремя перестроить свое поведение, чтобы найти подход к ребенку на любых стадиях его развития и взросления.

2. Неоптимальные. Родители ведут себя негибко, прямолинейно. Их поведение всегда неизменно, хотя ребенок растет, его потребности становятся другими, да и окружающая обстановка постоянно меняется. Неумение разглядеть эти изменения, неправильная оценка психологического состояния ребенка, неумение предугадать его действия и сыграть на опережение могут отрицательно сказаться на взаимоотношениях внутри семьи.

Необходимо понимать, что данные модели отношений при желании могут быть скорректированы. Но это большой и долгий труд, который требует помощи специалистов.

Что делать, если родители развелись

Но как поступать, если вопрос «рассказывать ли малышу?» уже не стоит, и речи об ощущении безопасности нет? Например, в случае развода родителей?

Как бы деликатно ни подбирали взрослые слова, чтобы объяснить малышу ситуацию, для него разрыв папы и мамы всё равно является большим горем. Он боится, что ушедший родитель больше не вернется, что папина (или мамина) любовь потеряна малышом навсегда.

Дети склонны винить себя в расставании родителей, причем чем они младше, тем чаще это происходит. При этом у малыша может возникнуть фантазия, что он в состоянии помирить папу и маму. Иногда ребенок начинает болеть или проблемно себя вести. Это происходит из подсознательной надежды, что родители снова соединятся, чтобы лечить его или воспитывать — ведь раньше они начинали сотрудничать в похожих ситуациях.

Что делать

Родителям нужно договориться, как себя вести, чтобы их дети меньше страдали:

  • Малыш должен знать, что папа (или мама) ушел от жены (мужа), а не от ребенка.
  • Папа и мама должны помнить, что, хотя они развелись и перестали быть супругами, но родителями остались.В этой роли им предстоит взаимодействовать всегда — полный разрыв невозможен. Они должны договориться о взаимодействии и быть в состоянии общаться спокойно. Если с этим есть проблемы, то, возможно, стоит обратиться к специалисту, чтобы урегулировать своё собственное состояние и набраться ресурсов для поддержки ребенка.
  • Объяснять причины развода следует без подробностей, не ударяясь в разбор супружеских отношений, спокойно.
  • Надо стараться проводить с ребенком не меньше времени, чем до развода.Лучше постараться видеться чаще
  • Следует дать возможность ребенку погоревать о своей потере, разрешить ему высказывать чувства — как ему грустно, как он скучает по ушедшему родителю.
  • Стараться избегать в это время других перемен и стрессов. Например, не переезжать, не переходить в новую школу и так далее.

Не забывать про свою жизнь

На сколько бы трагичным не был развод твоего ребёнка, у тебя остаётся твоя личная жизнь. Не стоит уходить в проблемы взрослых детей с головой, так они могут почувствовать себя инфантильными и у них может пропасть желание заново выстраивать свою жизнь.

Даже если для тебя это большой удар, и твои личные ожидания от брака твоего ребёнка не оправдались, не забывай, что это только твои ожидания. В этот момент распался союз двух взрослых людей, которые сами ответственны за свой выбор.

Если тебе всё же тяжело даётся быть просто в стороне, поделись своими чувствами с тем, кому доверяешь. Но желательно не с ребёнком. В определённых случая можно обратиться к психологу, который поможет разобраться в истинных чувствах, которые ты сейчас испытываешь.

Так, например, ты можешь тяжело переживать развод своего ребёнка, потому что сама через это прошла и тебе напомнили о неприятных чувствах, которые ты когда-то испытывала. У тебя внутри остались свои непрожитые эмоции и в настоящий момент ты можешь перекладывать их на своего ребёнка.

‍Конфликты между родителями и детьми

В какие межличностные отношения мы бы ни вступали, рано или поздно мы сталкиваемся с тем, что наши желания и ценности не совпадают с желаниями других людей — так случается в общении с коллегами, друзьями, романтическими партнёрами. Привычные стратегии поведения во время ссоры и навык выхода из конфликта дети усваивают в самых первых своих отношениях — в семье. Всё, что ребёнок видит и переживает дома, влияет на его представления о том, что такое любовь, эмоции и границы допустимого поведения.

Иногда бывает и по-другому — ребёнок строит собственную жизнь по принципу от противного, избегая всех привычек своих родителей. Так часто бывает, если дома ребёнок пережил травматичный опыт (например, в ситуации домашнего насилия). У человека из семьи, где ссоры проходили с физической или вербальной агрессией, оскорблениями, криком или манипуляциями, появляются проблемы в карьере и самореализации.

‍Как справиться с трудным поведением у подростков

Такому человеку будет сложно принимать самостоятельные решения — если родители всегда заставляли его что-то делать, то он привыкает, что за него всё решит другой человек (вслед за родителями эту роль начинают играть начальство, партнёр).

Если на ребёнка часто ругались, он может вырасти со страхом осуждения, который не позволяет сформироваться адекватной самооценке. Иногда в подростковом возрасте такие дети, из неприятия родительского контроля или чтобы справиться со стрессом, начинают курить, употреблять алкоголь и наркотики, которые для кого-то из них затем превращаются в зависимость или приводят к рискованному и самодеструктивному поведению. Глубинная причина такого поведения кроется в том, что ребёнок не чувствует себя по-настоящему свободным и счастливым.

При ребёнке нежелательно ругаться на повышенных тонах, но и не стоит скрывать от детей разногласия между родителями или стараться игнорировать любые назревающие конфликты в семье.

<<Параграф c цитатой>>

Один из ключевых моментов, которым родитель должен научить ребёнка, — не катастрофизировать любую ссору, потому что совсем бесконфликтных отношений не бывает.

Ребёнок, взрослеющий в иллюзии, что в семье никогда не бывает ссор, не сможет приобрести навыки разрешения конфликтов и в будущем будет избегать конфликтных ситуаций и саботировать отношения, при первой же ссоре готовясь к разрыву

Идеальный (хоть и трудно достижимый!) пример ссоры между родителями должен демонстрировать спокойный, честный и конструктивный разговор, обсуждение проблемы, внимание к эмоциям обоих собеседников, поиск консенсуса и примирение. Ребёнку, который будет хотя бы иногда наблюдать такой сценарий дома, будет проще дружить, работать и любить в будущем

Взаимопонимание родителей и детей

Решение конфликта поколений — непростая задача. Обе стороны этого спора хотят, чтобы в результате именно их точка зрения оказалась верной. Правда в том, что на любой вопрос можно посмотреть с разных ракурсов. Вместо того чтобы выяснять, кто прав, людям следует научиться доверять выбору своих близких.

Представителям поколений необходимо начать разговаривать друг с другом. Именно этого в силу занятости родителей очень не хватает детям. Начните с простого: добавьте к повседневным темам об успеваемости, внешнем виде и учебе темы, в которых будет отсутствовать ваша оценка. Ребенку хочется поделиться с мамой и папой своими мыслями, поступками, наблюдениями. Он делает это не для получения вердикта или оценки.

Важно понимать, что, когда вы подходите к ребенку с оценкой его поступков, это начало конфликта между поколениями. Возможность диалога уничтожается, доверие падает, возникают протесты и секреты. Постарайтесь стать непредвзятым слушателем, ведь детям интересно рассказывать только тогда, когда собеседник заинтересован

Выводите детей на диалог, в котором именно они будут говорить, а вы — слушать. Вы узнаете много нового и интересного о жизни своих детей

Постарайтесь стать непредвзятым слушателем, ведь детям интересно рассказывать только тогда, когда собеседник заинтересован. Выводите детей на диалог, в котором именно они будут говорить, а вы — слушать. Вы узнаете много нового и интересного о жизни своих детей.

Задавайте вопросы, интересуйтесь жизнью ребенка, сойдите с позиции оценки поступков. Научитесь задавать вопросы и слушать своего ребенка, даже если его слова вам кажутся слишком категоричными и эмоциональными. Так вы снимете напряжение в отношениях и сможете объяснять важные моменты с позиции своего опыта.

Что делать, когда отношения с ребенком «на грани»?

Конфликты между родителями и подростками подчиняются тем же законам, что и конфликты взрослых людей. Разница только в том, что взрослеющие дети больше живут «на эмоциях», а значит даже мелкая ссора может закончиться настоящей бурей. Громкое выяснение отношений — не выход. И родителям, и ребенку стоит начать с изменения своей модели поведения, избавления от привычки криками и упреками реагировать на провоцирующие ситуации

Важно вовремя среагировать, чтобы не упустить тот момент, когда еще можно наладить отношения друг с другом. Если родителям и подростку самостоятельно не удается найти способы решения конфликтов, поможет психология

Научим договариваться и достигать компромисса

Записаться на консультацию

Технология изменения поведения 7Spsy при конфликтах с подростком ориентирована на формирование новых позитивных установок, которые помогут переводить конфликты в мирное русло. Курс 7Spsy поможет вам выстроить гармоничные отношения с подростком и воспитать в нём необходимые качества. Это запатентованный, подтвержденный научно метод, основанный на теориях И. П. Павлова, Б. Ф. Скиннера, А. А. Ухтомского. Программа рассчитана на 2-6 недель, подросток занимается самостоятельно в удобное время. Освоив по итогу курса навыки самоконтроля, подросток поймет, как перестать ссориться с родителями. Это поможет ему в дальнейшем без агрессии решать конфликты с родителями, сохранив эмоциональную связь с родными.

  1. «Возрастная психология», 2006 г., Г. С. Абрамова
  2. «Психологические причины конфликтов подростков с родителями» (диссертация, 1996 г.), В. Б. Тарабаева
  3. «Основы педагогической конфликтологии», 1995 г., В. И. Журавлев

Девочка в неполной семье

С девочками мамам проще. Они неосознанно строят свою жизнь по материнскому сценарию. Поэтому им не говорят, что все мужчины, как твой отец, предадут, бросят. Дочь должна вырасти и счастливо выйти замуж. Как этого добиться?

  • Не говорят о мужчинах плохо, особенно об отце. Даже если бывший муж подлец, генетически он присутствует в девочке. Унизительно понимать, что ты от плохого человека;
  • Делают так, чтобы дочка видела полные семьи с доверительными отношениями – будет с кого брать пример;
  • Недополученная со стороны папы любовь плохо отражается на судьбе девочки. Мужчина должен быть в семье, пусть в лице родственников: дедушки, брата;
  • Мамы прививают дочкам женственность, доброту. Смелость, отношение к обществу идут от мужчины;
  • Чуткая мама дает дочери ощущение счастья. Не тоскует об ушедшей молодости, не злится на мужа за разбитые надежды. Реализует себя в достижениях, гармонично развивает дочь.

Все люди родом из детства – что видели, тому и следуют. Что касается воспитания детей в неполной семье, то оно не зависит от количества членов. Поэтому к семье, состоящей из одинокого родителя и деток, нужно относиться как полноценному образованию. Родители добиваются, чтобы слово «неблагополучный» не стало ярлыком их ребенка.

???? Как решать семейные конфликты родитель-ребёнок

Как вести себя во время ссоры с ребёнком

Часто родители акцентируют внимание на личности ребёнка («ты ленивый», «ты безответственный»). Такая риторика приводит к тому, что у ребёнка страдает самооценка, ребёнок не чувствует себя любимым и вместо того, чтобы исправить своё поведение, лишь ожесточается

Лучше оценивать только поступок ребёнка («сегодня ты повёл себя безответственно», «ты сейчас ленишься»), признавая за ним право совершать ошибки и исправлять их.

Важен также тон, которым ведутся разговоры в семье. Крик допустим только при наличии реальной физической опасности — например, когда ребёнок норовит перебежать дорогу на красный свет (тогда вырабатывается рефлекс — повышенный тон родителя сигнализирует об экстремальной ситуации, когда нужно срочно сконцентрироваться). Все остальные разговоры должны вестись спокойным голосом, иначе они будут неэффективны.

Во время любой ссоры нужно понимать, чего вы хотите от своего ребёнка, чему вы пытаетесь его научить, что вас беспокоит. Эти вещи и нужно стараться объяснить ребёнку, чтобы он знал, из-за чего вы ругаетесь и что он может сделать, чтобы исправить ситуацию.


Изображение: Otter9 / Dribbble

Если вы хотите научить ребёнка извиняться, вам тоже нужно извиняться в тех случаях, когда вы не правы. Необходимо избегать перекладывания вины на ребёнка — нельзя выставлять его виноватым в тех ситуациях, за которые вы сами несёте ответственность (например, обвинять ребёнка в том, что вы опаздываете на какое-то мероприятие из-за него, если к опозданию на самом деле привёл ваш неудачный тайм-менеджмент). Помимо этого, ни в коем случае не стоит требовать от детей извинений. Пользы от вынужденных, неискренних извинений ни для вас, ни для ребёнка не будет. В раннем возрасте задача родителя — научить ребёнка просить прощения, в том числе на собственном примере. Не приветствуется демонстрация родительского превосходства. Если вы хотите избежать постоянных ссор, более фундаментальной целью должно быть выстраивание равных, доверительных отношений с детьми.

Тёща плачет, свекровь негодует

Знакомо? Если ты одна из сторон в теме развода детей у тебя может быть ряд чувств, давай их озвучим:

Стыд

Ты можешь испытывать это чувство, потому что как-то «неправильно», что твой ребёнок развёлся. «Как теперь подругам в глаза смотреть» – именно такие мысли могут тебя посещать.

Как помочь ребёнку пережить развод?

Вина

«Это наверное я недоглядела?», «Они точно расстались по моей вине?», «Надо было раньше вмешаться и помочь чем могу».  В этот момент ты ставишь себя в одну линию со своим ребёнком и их отношениями. Хотя на самом деле, ты к этому не относишься.

Страх

Он может возникнуть за внуков, которые теперь будут расти в неполной семье. Может быть страх за своего ребёнка, в том, что он не сможет построить новые отношения.

Нужно принять, что ты имеешь право испытывать абсолютно любые чувства, касательно этой ситуации. Но не забывай, что ты не должна их перекладывать на своего ребёнка. А самое главное, брать на себя ответственность за их выбор. Даже если ты что-то делала не так, и «влезала» в их отношения, решение о расставание они принимали сами.

Придел возможного

К сожалению, избежать конфликта между поколениями невозможно. Но нужно постараться не доводить его до критической точки. Старшее поколение должно быть мудрее и терпимее. При разногласиях и спорах стоит вспомнить, что родители тоже были молоды и имели такие же проблемы. А молодым детям нужно понимать, что родители желают им добра и поэтому следует прислушаться к их советам. Молодежь должна терпимее относится к старшим.

Самое парадоксальное в конфликте поколений это то, что этот процесс цикличен. Дети, которые не понимают своих родителей, со временем взрослеют и сами становятся родителями.

Иметь семью это большая ценность и главная задача родителей сохранить ее. В ней нуждается каждый человек. И огромное счастье, когда в доме царит гармония и взаимопонимание.

Что такое неполная семья

Причины образования неполных семей:

  1. смерть отца или матери (осиротевшие семьи);
  2. развод супругов;
  3. рождение детей вне брака.

Дети остаются с мамой (материнские семьи) или папой (отцовские семьи). Одинаково остро в обоих случаях стоит вопрос воспитания детей.

Воспитательные методы в подобных семьях ограничены: нет контроля и надзора за детьми со стороны отца, они не видят варианты семейных отношений.

Когда в семье нет образца поведения взрослого человека одного из полов, психическое развитие становится односторонним:

  1. Мальчик под маминой охраной вырастает без чисто мужских качеств: твердости, решительности, ответственности;
  2. Девочка формирует искаженный образ мужчины – упрощенный, либо идеализированный.

Негативный опыт родителей приводит к тому, что и дети в дальнейшем легко идут на разрыв отношений. Особенно, если в воспитании их в неполной семье были допущены ошибки.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий