Уход за малышом
Для активного развития крохи необходимо правильно организовать уход за ним.
Гигиена
Гигиена ребёнка основывается на тех же процедурах, что проводились в предыдущие месяцы: утреннее умывание, подмывание после смены подгузника, ежедневное вечернее купание. А также малыша следует умывать после еды и мыть ему руки после прогулки.
Чистка зубов
Малыши к этому времени часто уже обладают четырьмя зубками. Обычно, если пища ребёнка здорова, чистить их нет необходимости. Но некоторые родители желают заботиться о ротовой полости своего крохи чуть ли не с рождения. Для этого существуют специальные щёточки и пасты. Если на молочных зубах ребёнка есть выраженный налёт, нужно обратиться к детскому стоматологу или педиатру.
Для ухода за первыми зубами малыша существуют специальные зубные пасты и щётки
Стрижка ногтей
Ногти у малышей нужно стричь по мере их отрастания. Педиатры советуют проводить эту процедуру раз в 5–7 дней. Нельзя использовать взрослые маникюрные ножницы, так как ими можно поранить ребёнка. Лучше приобрести детский маникюрный набор.
Если малыш не любит стричь ногти, нужно отвлечь его от этой процедуры: рассказать сказку, спеть песню. Постричь ребёнку ногти можно и тогда, когда он уснёт.
Ногти у малышей нужно стричь по мере их отрастания
Стрижка волос
Большинство деток к девяти месяцам ещё не нуждаются в стрижке волос. Но бывает, что уже к этому возрасту у крохи пышная шевелюра, которая мешает ему. В этом случае можно аккуратно подстричь концы волос ножницами, пока малыш будет чем-то увлечён. Не рекомендуется стричь ребёнка машинкой «под ноль», так как это может повредить структуру пушковых волос. В итоге такая процедура может повлиять на высоту линии роста волос.
К девяти месяцам малыш ещё не нуждается в стрижке волос
Питание
Грудное молоко всё так же необходимо для нормального развития крохи, поэтому оснований для прекращения грудного вскармливания нет. К этому возрасту основные продукты прикорма уже введены и остаётся лишь расширять рацион малыша новыми блюдами.
На десятом месяце жизни малышу можно давать для жевания кусочки твёрдого яблока
На десятом месяце жизни также может появиться потребность в постоянном жевании, так как активно развиваются зубы и челюсти и им требуется повышенная жевательная нагрузка. Малышу можно давать для жевания кусочки твёрдого яблока, моркови, сушки. А также в 9 месяцев можно начинать учить ребёнка пользоваться ложкой. Но если кроха будет пытаться брать еду пальчиками — не нужно отказывать ему в удовольствии.
Режим дня 9-месячного ребёнка
Режим дня ребёнка в 9 месяцев практически не отличается от режима восьмимесячного малыша. Некоторые изменения возможны лишь в рационе, содержании развивающих игр и обновлении массажного комплекса. Периодичность сна неизменна. Нормой считается сон общей продолжительностью до 14 часов в сутки.
Примерный распорядок дня:
- 7.00 — подъём, умывание, кормление;
- 8.30 — 10.00 — сон;
- 10.00 — 12.00 — кормление, прогулка;
- 12.00 — 14.00 — сон;
- 14.00 — 16.00 — кормление, игры;
- 16.00 — 18.00 — сон;
- 18.00 — 21.00 — кормление, прогулка, купание;
- 21.00 — 7.00 — сон;
- 23.00 — последнее кормление.
Общая продолжительность сна 9 месячного ребёнка — 14 часов
Как помочь малышу развиваться?
Даже если вам тяжело, продолжайте носить ребенка на руках. До того, как малыш пойдет, это необходимо для правильного психического развития.
Продолжайте развивать речь: разговаривайте с малышом, читайте книжки с картинками. Отдавайте предпочтение маленьким стишкам и потешкам, в которых повторяются слова. Обсуждайте с ребенком картинку, попросите найти на ней что-то и показать пальчиком. Используйте тематические карточки с картинками. Прилагайте все усилия, чтобы малыш научился ползать.
- Сделайте из одеяла валик и просуньте его под грудью ребенка. Приподнимая малыша за концы одеяла, помогайте ему доползти до игрушки.
- Когда ребенок пытается ползать, создавайте у его ножек опору то для одной ножки, то для другой. Так он быстрее освоит технику перекрестного ползания.
- Если у малыша уже получается ползать, купите ему домик с тоннелем. Ребенок наверняка будет в восторге, переползая из домика в тоннель и обратно, и находя там разные сюрпризы. Можно сделать тоннель самим из картонных коробок.
- Покажите малышу как построить башню из кубиков или сложить пирамидку. И хотя малыш сам еще не сможет это повторить, но ему будет очень интересно наблюдать, как это делаете вы. Возможно, он попытается поставить один кубик на другой или надеть колечко на палочку – это тоже шаг к новому. Позвольте крохе разрушить башню, которую вы построили и сделайте еще одну – пусть ломает. В этом возрасте малышам нравится наблюдать, как что-то падает, рассыпается. Попросите его сложить кубики в коробочку, после того как башня разлетелась.
- Пора познакомиться с туалетной бумагой! Покажите крохе как она разматывается. Малыш с удовольствием начнет комкать, рвать и раскидывать бумажки – хорошая разминка для пальчиков. Так же можно кусочек скотча прилепить к детской ладошке, малышу буде весело отрывать его от себя.
- Даже если у вас мальчик, купите ему куклу. Чем больше игрушка будет походить на настоящего ребенка, тем лучше. Посадите пупса напротив вашего малыша и покажите, где носик, глазки, ротик и все остальное. Потом попросите ребенка показать, где и что у куклы, а где у него.
- Продолжайте играть в ванной: покажите малышу как перелить водичку из одного стакана в другой.
- Насыпьте в миску крупу и закопайте в ней маленькие игрушки. Предложите ребенку рукой отыскать их в крупе.
- Заведите для малыша сундучок с маленькими предметами из разных материалов, туда можно положить: кусок линолеума, лоскутки разных тканей (шелк, фланель, шерсть), картонка, пробка от бутылки, губка, в общем все, что безопасно. Пусть малыш познает тактильные ощущения.
- Продолжайте играть в «Ладушки», включайте детские песенки или веселую музыку, хлопайте вместе в ладоши под нее.
- В 9 месяцев ребенок может ползать и сидеть, поэтому можно усложнить многие упражнения для него, ввести в занятия гимнастические снаряды: мячик, деревянная палочка, пластмассовые кольца.
Для ребенка на девятом месяце очень важно общение в игре. Позаботьтесь, чтобы на кухне и в комнатах был набор предметов, которые можно дать малышу для игр. Вы можете сами придумывать занятия для ребенка, возможно, он сам своими действиями подскажет, во что хотел бы поиграть
Позволяйте крохе самому начинать игру, так вы приучите его к самостоятельности и научите принимать решения
Вы можете сами придумывать занятия для ребенка, возможно, он сам своими действиями подскажет, во что хотел бы поиграть. Позволяйте крохе самому начинать игру, так вы приучите его к самостоятельности и научите принимать решения
Позаботьтесь, чтобы на кухне и в комнатах был набор предметов, которые можно дать малышу для игр. Вы можете сами придумывать занятия для ребенка, возможно, он сам своими действиями подскажет, во что хотел бы поиграть. Позволяйте крохе самому начинать игру, так вы приучите его к самостоятельности и научите принимать решения.
https://youtube.com/watch?v=KZm1ObUjVO0
Полный календарь развития ребенка в одной статье «развитие до года по месяцам» — http://razvitie-krohi.ru/razvitie-rebenka-do-goda/razvitie-rebenka-do-goda-po-mesyatsam.html >>>
Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Режим дня ребенка в 9 месяцев
Конечно же, каждая мама имеет свой режим дня, исходя из общего семейного режима и характера малыша, но общие правила остаются одинаковы для всех, пока ребенок маленький.
В 9 месяцев кроха уже меньше спит, два раз в день, за это время его организм успевает хорошо отдохнуть и набраться сил. Так как он начинает больше двигаться, режим дневного сна не всегда будет одинаковым, но это не влияет на ночной сон (11-12 часов).
Купание начинает нравиться еще больше, если игрушки не будут тонуть в воде, тогда игра станет увлекательной и вода станет привычной и приятной. Процесс мыться головы можно проводить как игру в дождик и прятки, когда нужно закрывать глаза.
Принятие пищи стает почти таким же как и у взрослых. По этому, время, место и рацион должны этому соответствовать. Стульчик подставляйте ближе к столу и учите ребенка самостоятельно кушать, ложку он уже умеет держать в руках, остается только научить попадать ею в ротик. Конечно же, не обойтись без разбросанной повсюду еды, но результат не заставит долго ждать себя
Когда ребенок видит, как взрослые едят, он сам начинает учиться у них, поэтому важно чтоб малыш был за общим столом, вместе со всеми
Не забывайте ставить заглушки на розетки, прятать все мелкие предметы, обезопасьте кроху от острых углов мебели. Пространство вокруг должно быть безопасным и интересным для малыша.
Режим дня ребенка в 9 месяцев должен быть таким:
- 6:00 – пробуждение, утренний туалет;
- 7:00 – завтрак;
- 7:30 – активные игры, общение;
- 9:30 – первый дневной сон;
- 11:30 – обед;
- 12:00 – бодрствование. Прогулка на свежем воздухе, игры;
- 14:30 – второй дневной сон. Можно на свежем воздухе;
- 16:30 – полдник;
- 17:00 – общение, прогулка, активные игры;
- 18:30 – купание;
- 19:00 – ужин;
- 20:30 – ночной сон.
Рост и вес ребенка
В 9 месяцев малыш растет еще быстрее, чем в предыдущие месяцы. По нормам ВОЗ вес мальчиков в 9 месяцев – 7-11 кг, девочек – 6,5-10 кг. Рост, мальчики – 67,5-76,5 см, девочки – 65-73 см.
Посетите педиатра, он скажет о норме веса и роста именно для вашего ребенка. И напомнит какие прививки нужно делать в этом возрасте.
Эмоции крохи
В эмоциональной сфере у вашего карапуза наблюдается следующее:
- Малыш становится хитрым, умеет изворачиваться, если его заставляют делать что-то нелюбимое.
- Жаждет быть независимым. Хочет показать, что он уже взрослый и всё сам может сделать.
Мой сын, в этом возрасте брал голыми руками пюре из тарелки и запихивал себе в ротик. Я его просила использовать ложку (он уже отлично умел ей орудовать), но сынулька как назло, специально продолжал есть рукой и делал вид, что не слышит мои просьбы. А иногда даже смеялся над этой ситуацией.
- Малышу спокойнее, если мама рядом. Особенно, когда он увлечён и во что-то играет.
- Детки в девять месяцев весьма ранимы. Многие вещи вызывают тревогу, и даже страх. Старайтесь исключать из его жизни ситуации и предметы, которые могут провоцировать у ребёнка фобии и вызывать волнения.
- Приучайте малыша садиться на горшочек.
Я показывала сыну эту процедуру на примере куклы, мягких игрушек. Сажала по очереди игрушки на горшок. Вскоре малыш начал поднимать пупса и садиться сам. А потом и осознал для чего именно там нужно сидеть.
Нейро-психомоторное развитие на девятом месяце жизни
Интеллектуальное и двигательное развитие ребенка в 9 месяцев также преподносит родителям много приятных поводов для гордости за своего малыша. Что же нового можно заметить в данный период?
- Кроха уже успел запомнить свое имя, и если слышит его, то реагирует на него улыбкой, поворачивается в сторону взрослого, проявляет заинтересованность.
- Младенец способен более ярко выражать свои эмоции – когда ему весело, он радуется и смеется; когда злится – проявляет обиду и даже гнев.
- Постоянно показывает пальчиком на разные предметы: на те, которые бы хотел потрогать (просьба достать что-то), и на те, куда хотел бы забраться (просьба поднять к высокой полке, шкафчику).
- Осваивает простые жесты «да» и «нет». Реагирует на просьбы взрослых –«иди к маме», «подними мячик» и т.д.
- Делает попытки помочь маме при одевании – протягивает ручки, пытается просунуть ножки в штанину. Самостоятельно стягивает с себя головной убор.
- Играет со взрослым в «прятки», при этом по голосу или шагам может понять, где находится прячущийся родитель.
Речь
Кроха ежедневно тренируется в произношении целых цепочек слогов. Многие из них напоминают знакомые слова «мама», «баба». Ребенок стремится подражать взрослому, повторяя те слоги, которые уже появились в его лепете – «па-па-па», «ма-ма-ма» и др.
Слух
При помощи слуховой памяти запоминает и выполняет просьбы и словесные «инструкции» – «поцелуй папу», «покажи маме ручку» и т.д
Под звуковую мелодию может изображать танцевальные движения.
Зрение
Наблюдает за происходящим вокруг, обращает внимание на мимику и жесты взрослых. Реагирует на улыбку, понимает, когда мама сердится.
Эмоции
Бурно (радостно) реагирует на появление мамы в комнате
Общается со взрослыми при помощь простых жестов, показывая ручкой на интересующую вещь или проявляя недовольство (машет головой).
Моторика
Активно ползает, поочередно передвигая правую и левую пару конечностей. У опоры старается сразу принять вертикальное положение, встав на ножки. Вдоль опоры уверенно стоит и передвигается, придерживаясь одной рукой. Мелкие предметы в игре ребенок старается захватить двумя-тремя пальцами.
Игра
Малыш с удовольствием играет одновременно с несколькими игрушками (предметами). Во время игры постукивает одним кубиком о другой. Отдает предпочтение игрушкам с музыкальным сопровождением. Если взрослый спрячет вещь, ребенок будет делать попытки её найти.
Навыки и умения ребенка в 9 месяцев (видео):
Поведение ребенка в быту и физическая активности
Прежде чем отдавать малыша в детский сад, следует быть четко уверенным, что он сможет самостоятельно решить большую часть бытовых проблем. К примеру, в 1 год и 9 месяцев ребенок уже самостоятельно может сходить в туалет, а также проявляет попытки без помощи одеться и раздеться.
Важно, чтобы малыш умел самостоятельно покушать, использовать вилку с ложкой, а также знал, что перед употреблением пищи нужно тщательно помыть руки. Приучайте свое чадо к гигиеническим нормам и порядку уже с полутора лет. Тогда к двум годам ребенок уже будет знать, где размещены все его игрушки, когда и каким образом необходимо убирать
К примеру, объясните, что в большие предметы следует помещать маленькие, а не наоборот
Тогда к двум годам ребенок уже будет знать, где размещены все его игрушки, когда и каким образом необходимо убирать. К примеру, объясните, что в большие предметы следует помещать маленькие, а не наоборот.
Как было сказано выше, в этом возрасте возрастает физическая активность детей, и они начинают больше двигаться. У ребенка должно получаться не только прыгать и бегать, но также подниматься по лестнице, перешагивать ступеньки и перемещаться по наклонным поверхностям.
Психическое развитие
- Активно развивающаяся мелкая моторика дает толчок и развитию речи. В этот период ребенок постоянно говорит простые слоги, пробует складывать из них слова (мама, папа). Произнося их, он умеет правильно ассоциировать слова с объектами. В разговоре активно используются интонации.
- Ребенок знает, как его зовут. При обращении к нему он поворачивает голову или проявляет другую двигательную активность.
- Эмоциональные проявления становятся более яркими: бурная радость, громкий смех или гнев – вот лишь небольшой спектр эмоций, демонстрируемых ребенком.
- Умеет четко жестами формулировать свои желания. Точно показывает на желаемый объект или направление.
- Понимает и реагирует на простые просьбы, вроде «иди ко мне», может выражать согласие или несогласие соответствующим кивком головы.
- Ребенок пытается принимать участие в простых процессах, вытягивает ручки, помогая себя одевать. Сам может стянуть шапку.
- Во время еды держит обеими руками чашку, уверенно держит ложку. Но ест преимущественно руками.
- Точно реагирует на звук или голос, понимает, откуда он идет. В процессе игры в прятки легко найдет Вас, откликаясь на «ку-ку».
- Игрушки и различные бытовые предметы, такие как кастрюли, обычно не использует по прямому назначению. Любимое занятие: постучать по ним или покидать.
Чтобы определить соответствие развития вашего крохи установленным стандартам, можно провести небольшой тест, который включает в себя следующие проверки:
- Лежа на животе, ребенок ползет в направлении игрушки или тянется к ней.
- Сидя, может удерживать спинку в течение 10 минут, может брать предметы, лежащие сбоку, а значит, может разворачивать корпус.
- Малыш пытается вставать и пробует делать шаги, держась за опору.
- За столом умеет держать кружку двумя руками.
- Подражание жестам. Простой способ показать ребенку, как барабанить по поверхности. Обычно малыши это повторяют.
- Ребенок должен узнавать близких, называть их, используя простые слоги.
- Ребенок должен суметь крепко удержать предмет в руке при попытке забрать его.
Если отсутствие каких-то навыков в поведении ребенка вас беспокоит, то стоит проконсультироваться с педиатром или неврологом.
Примерное меню младенца в 9 месяцев
К девяти месяцам пищеварительная система ребенка уже достаточно окрепла. Первый прикорм позади, кроха дорос до момента, когда впору оценить разнообразие новых вкусов и их сочетаний в продуктах питания. Объем и количество вырабатываемых ферментов для расщепления пищи увеличиваются с каждой неделей жизни, а вместе с ними лучше работают механизмы иммунной защиты организма.
Вот как выглядит примерное меню ребенка в девятый месяц жизни:
Прием пищи | Что едим |
Завтрак | 90 г каши, 60 г измельченных фруктов, 100-120 мл грудного молока/смеси |
Перекус | 100-150 мл фруктового сока, 50 г пюре из отварных овощей или нарезанного кубиками сыра |
Обед | 60-90 г мясного пюре, либо йогурта или нежирного творога, 100 г овощного пюре, 100-150 мл грудного молока/ смеси |
Перекус | 100 г мелко нарезанного фрукта или детского йогурта, 1 детское печенье |
Ужин | 60-70 г отварного мяса в пюре, 60 г овощного пюре или риса, половина измельченного фрукта, 100-150 мл грудного молока/смеси |
Перекус (перед сном) | 150-200 мл кефира либо грудного молока/ смеси |
Важно! Постепенно сокращается количество «молочных» кормлений. В 9-ый месяц жизни дети на грудном вскармливании получают материнское молоко 3-4 раза в сутки, а малышам-искусственникам становится достаточно 2-3 порций смеси в день
Что едим?
В таблице перечислены основные продукты, которые составляют рацион ребенка в данный период жизни.
Продукт | Размер порции |
Кефир, детский йогурт, молоко (для варки каш) | 150-200 мл в день |
Мясные пюре (говядина, свинина, индейка, кролик) | до 50 г в день |
Рыба (треска, хек, пикша, лосось, минтай, форель) | Начинаем давать с 1 ч.л., за 2-3 приема пищи доводим до порции в 50 г/день. До года давать рыбу не чаще 1-2 раз в неделю. |
Овощи (брокколи, цветная капуста, кабачок, картофель, морковь, свекла, тыква) и каши (рисовая, гречневая, кукурузная, пшеничная, ячневая) | до 180 мл в день |
Фруктовые соки и пюре (яблоко, груша, персик, абрикос, слива) | 80-90 мл в день |
Нежирный творог (не более 3 %) | не более 40 г в день |
Желток | 20-30 г в день |
Детское печенье, сухарик | 5 г |
Вкусные и полезные рецепты для малыша
Режим питания девятимесячного ребенка предусматривает до 5-6 кормлений в день, включая перекусы. Старайтесь разнообразить повседневное меню своего чада. Помните, что правильно приготовленный прикорм – это источник питательных веществ для маленьких детей. Не знаете, что приготовить крохотному гурману? Предлагаем вам несколько рецептов для полноценной детской трапезы.
Картофельно-кабачковый салат
Вымойте и почистите 2 картофелины среднего размера. Нарежьте овощ на мелкие кубики, поместите в небольшую кастрюлю и налейте в неё воды на половину объема. Половину кабачка очистите, порежьте кусочками и добавьте к картофелю. Поставьте кастрюлю на средний огонь, доведите до кипения. После 5-7 минут кипения слейте воду, овощи разомните и остудите до комнатной температуры. Добавьте 1 ч.л. растительного масла (желательно – оливкового).
Филе трески с рисом
Вскипятите в кастрюле 1 л воды. В кипящую воду добавьте 1,5 ст.л. риса и маленькую часть (не более 4-5 см) очищенного стебля лука порея. Варите на медленном огне. Спустя 15 минут добавьте в кастрюлю 30 г охлажденного филе трески. Варите еще 7 минут, затем снимите с огня и слейте в отдельную емкость бульон. Смешайте рис с луком-пореем и треской, добавьте 2-3 ст.л. бульона и заправьте блюдо парой капель оливкового масла.
Овсяная каша на молоке с персиком
1 спелый персик вымойте, очистите от кожуры и измельчите с помощью крупной терки. Вскипятите 100 мл молока (жирностью не более 2,5%). В закипевшее молоко всыпьте тонкой струйкой 1 ст.л. овсяной крупы, предназначенной для варки. Добавьте натертый персик. Томите на слабом огне 3-5 минут, затем снимите с плиты и охладите до комфортного состояния (каша должна подаваться теплой).
Что умеет ребенок в 9 месяцев
Зрение
Активно наблюдает за взрослыми, адекватно реагирует на мимику и жесты взрослых Слух
Учится выполнять более сложные действия по запросу взрослых – «поцелуй маму», «дай ручку», «посмотри», «где» и пр. Хорошо запоминает имена взрослых. Отзывается на свое имя. Произносит первые слова. Речь
В речи появляются цепочки из слогов – «ма-ма-ма», «ба-ба-ба» и др. В этот период малыши начинают произносить новые звукосочетания, понимать и отвечать на несложные просьбы Моторика
Хорошо садится сам и сидит без опоры. Встает на ножки и передвигается с опорой, уверенно встает на четвереньки, ползает, передвигая по очереди то правую руку и ногу, то левую, хватает мелкие предметы двумя или тремя пальцами. Сидя берет игрушки. Уверенно берет предметы, находит игрушки. Эмоции
Общается жестами, бурно и радостно реагирует на маму и самых близких людей. Начинает ярко демонстрировать эмоции. Если у малыша пытаются забрать заинтересовавшую его игрушку, он начинает обижаться и громко плакать. Если не получается что-то – злиться. Действия ребенка становятся целенаправленными, он начинает осознавать, что может получить результат в ответ на свои действия. Ребенок начинает подражать эмоциям и поведению взрослых, интересоваться новыми играми, улыбаться своему отражение в зеркале.
Игра. Играет с несколькими предметами, стучит ими друг о друга, ищет спрятанную вещь, любит играть с музыкальными инструментами.
Эти навыки развития ребёнка в 9 месяцев лишь ориентировочные. Если ваш ребёнок чего-то не умеет, не стоит бить тревогу. Все дети приобретают новое знание и познают мир в разном темпе.
Что должен уметь ребенок в 9 месяцев
На этом периоде своей жизни кроха должна уметь уже очень многое. Чтобы следить за нормальным развитием ребенка в 9 месяцев, необходимо знать важные навыки. При отсутствии некоторых из них не стоит сразу паниковать
Развитие каждого младенца индивидуально, важно помочь крохе освоить тот или иной навык. Если малыш не обладает большей частью умений из списка, то стоит об этом сказать врачу
Навыки при этом разделяются на:
- Физические показатели. Сюда относятся умение сидеть, попытки вставать или ходить самостоятельно.
- Навыки общения. Здесь выделяется умение говорить слогами, соединять их в небольшие слова.
- Эмоциональные. Связаны с психическим развитием ребенка в 9 месяцев – умением понимать происходящее вокруг, показывать мимикой свое состояние, радость или злость.
Физические навыки
Малыш должен уже уметь сидеть без опоры, пытаться вставать и ходить с опорой, пробовать ползти за игрушкой, которая находится рядом. Другие физические навыки, которыми должен обладать 9-месячный ребенок:
- лежа на животе тянуться за игрушкой, ползти за ней;
- брать игрушку позади себя;
- уметь садиться самостоятельно из позиции стоя;
- подражать взрослым, повторять их действия;
- препятствовать, когда пытаются отнять игрушку, крепко ее держать;
- переворачивать страницы книги, рассматривать картинки;
- перекладывать предметы, ощупывать их;
- стоять на ступнях при поддержке за ручки, не скручивая пальчики.
Развитие речи
От 9-месячного младенца вы уже должны слышать повторяющиеся слоги и небольшой пассивный набор слов, таких как «мама», «папа», «баба», «дай». Речь при этом всегда эмоционально окрашена. Другие речевые умения:
- подать вещь кроха просит мычанием и указыванием на нее пальцем;
- в периоды бодрствования лепет всегда громкий;
- кроха пытается имитировать интонацию и действия взрослых, повторить за ними звуки.
Осознанные эмоции
Развитие ребенка в 9 месяцев уже на таком уровне, что малыш, услышав от мамы свое имя, повернется и даже подползет к ней. Кроха уже может манипулировать взрослыми, проявляя свой характер, когда что-то не нравится. Так детки изучают границы дозволенного им. Ребенка 9 месяцев можно назвать «подражайкой» – кроха старается повторять все за взрослыми, имитируя звонок по телефону или кормление кукол. Другие эмоции, которые проявляется кроха:
- упрямство – малыш интенсивно мотает головой, отказывается от того, что не хочет;
- узнает себя в зеркале, отличает от других людей, оживленно реагирует на свое отражение;
- может кивать головой, если задавать ему наводящие вопросы;
- радуется и улыбается, когда пытаются рассмешить;
- понимает просьбы по типу «возьми» или «иди сюда».
Если малыш появился на свет раньше срока
Развитие недоношенного ребенка в 9 месяцев практически не отличается от развития его рожденных в срок сверстников. Детки умеют садиться и сидеть, вставать у опоры. Малыши могут выражать свои эмоции и пытаются произносить первые слова.
Однако развитие поторопившихся деток зависит и от срока гестации, на котором случились роды, и от последующего выхаживания. Глубоко недоношенные малыши могут достаточно сильно отставать от сверстников.
На что следует обратить внимание
Все детишки индивидуальны, и родителям не стоит беспокоиться, если их чадо не ходит и не пытается произносить первые слова. Однако мамы и папы отслеживают, что умеет ребенок, и должны насторожиться, если в 9 месяцев:
- малыш не умеет садиться или сидеть;
- апатичен, мало и неохотно двигается;
- не интересуется ни игрушками, ни книжками, ни бытовыми предметами.
В этом случае состояние крохи нужно обсудить с педиатром и детским неврологом. Чаще всего отклонения в развитии ребенка девятого месяца жизни могут быть легко скорректированы самими родителями при участии специалистов.
- С какого возраста приучать ребенка к горшку
- Как научить ребенка кушать самостоятельно
- Почему дети плохо спят?
Как развивать ребенка на девятом месяце жизни?
Чтобы малыш в 9 месяцев продолжал развиваться, нужно проводить обучающие занятия. Акцент следует делать на совершенствование моторики и ловкости рук, речи, логического мышления, фантазии, укрепление мускулатуры.
У ребенка должны быть такие игрушки:
- мягкие кубики;
- машинки;
- музыкальные детские инструменты (барабан, пианино);
- куклы;
- красочные книжки;
- конструктор с массивными элементами;
- неваляшка;
- сортеры;
- пирамидка.
Важно обращать внимание на свойства игровых предметов: они должны быть простыми в использовании и уходе
Мелкая моторика
Важно тренировать мелкую моторику девятимесячного ребенка. Учеными доказана связь между развитием ловкости рук и становлением речи
Рекомендуется познакомить малыша с туалетной бумагой: показать, как она разматывается.
Грудничок с удовольствием будет рвать и раскидывать части рулона. Также можно прилепить к ладони кусочек скотча. Ребенок начнет изучать лоскуток, пытаться его оторвать.
Еще одним вариантом развития мелкой моторики является поиск игрушек в миске с крупой. Для улучшения тактильного восприятия стоит давать малышу трогать предметы различной фактуры: шершавые, гладкие, твердые, мягкие.
Полезно для мелкой моторики и рисование. Малыши в 9 месяцев еще не умеют держать в руке карандаши и кисточки, пользоваться акварелью. Можно познакомить ребенка с пальчиковыми красками. Рисование способствует развитию воображения, творческих навыков.
Двигательная активность
Если ребенок в 9 месяцев не умеет ползать, то нужно приложить все усилия для формирования такой способности. Для этого следует создавать опору для двух ног поочередно.
Детский домик с тоннелем
Если грудничок хорошо ползает, то стоит купить ему домик с тоннелем. Малыш будет активно передвигаться в нем, закрепляя освоенный навык. Нередко причиной того, что ребенок не начинает ходить или ползать является слабость мышц.
Для укрепления мускулатуры рекомендуется выполнять массаж и различные физические упражнения (особенно на фитболе). Желательно, чтобы мануальное воздействие проводил массажист. Дома можно применять простые техники массажа. Комплекс физических упражнений легко найти в интернете или разработать со специалистом.
Пример гимнастики для грудничка:
- поставить ребенка перед коляской таким образом, чтобы ему было удобно держаться за нее руками;
- начать аккуратно и медленно двигать детское транспортное средство вперед. Малыш будет тянуться за коляской, делать первые шаги;
- посадить ребенка на гимнастический мяч спиной к себе. Придерживая его за бедра, начать наклонять фитбол в разные стороны. Это упражнение хорошо развивает координацию;
- между мебелью натянуть длинный шнурок на уровне колен крохи. Держа малыша за руки, заставить его переступить через преграду.
Девятимесячные дети очень любят помогать маме или папе по дому. Нельзя игнорировать такое стремление. Мальчикам можно давать игрушки строительной тематики, а девочкам – пластиковую посуду, вовлекая в процесс применения таких предметов. Благотворно влияют на физическое развитие занятие плаванием.
Оно способствует не только укреплению мышц, но и совершенствованию умственных способностей. Если родители практиковали методику раннего обучения плаванию, то малыш в 9 месяцев должен уже хорошо держаться на воде
Важно, чтобы занятия были грамотно организованными и регулярными
Речевые навыки
Для правильного становления речи необходимо много общаться с малышом. Ребенок еще лишь выговаривает слоги, но его пассивный лексикон активно формируется. В разговоре взрослым рекомендуется употреблять простые слова.
Важно, чтобы все члены семьи общались на одном языке. Билингвальность часто становится причиной задержек в развитии речи крохи
Стоит вовлекать ребенка в разговор, задавать ему простые вопросы.
Малыш еще не может ответить, но он будет пытаться издавать различные звуки. Родителям рекомендуется повторять за ребенком произнесенные слоги. Также стимулирует развитие речи чтение вслух детских книг, стихов, пение. Некоторые родители практикуют включение малышу мультфильмов по компьютеру либо телевизору.
Но это ошибочный подход к обучению
Ребенку важно живое общение. Полезно проводить занятия с карточками Домана
На них изображены различные объекты, а внизу указано их наименование. Рекомендуется использовать карточки разной тематики.
Обучение малыша должно проходить в игровой форме. Не рекомендуется заниматься с ребенком, если он болен или в плохом настроении. Развивать грудничка нужно всесторонне и поэтапно.
Познавательное развитие ребенка 1 года 9 месяцев
Малыш ориентируется в четырех контрастных формах (шар, кубик, призма, кирпичик). Различает, соотносит конфигурацию предмета с соответствующим отверстием на грани пособия-игрушки. Ориентируется в трех величинах одной формы (большой-поменьше-маленький). Определяет каждый раз большой и маленький предметы из пяти-шести, расположенных по степени уменьшения.
Малыш легко собирает двух- или трехразмерную пирамидку, нанизывая на стержень по одному или по два кольца каждой величины. Ориентируется в трех-четырех цветах. Находит такой же цвет, как на образце (по просьбе взрослого).
“Рисует” линии прямые и округлые, может назвать, что изображает. Сгибает лист бумаги.
Отображает жизненные действия в игре, пользуется предметами-заместителями (кормит, возит, баюкает). Воспроизводит из кубиков несложные постройки (башня, дорожка, стол, стул, кровать, ворота, забор) после показа.
Малыш самостоятельно снимает (стягивает) шапку, обувь. Частично одевается (натягивает шапку, надевает туфельки)
Обращает внимание на грязное лицо, руки
Ребенок контролирует физиологические потребности (заранее сообщает взрослому характерным словом). Проявляет желание многое делать самостоятельно. Знает место хранения одежды, игрушек, книг и других вещей.
Основные навыки: что умеет 9-месячный малыш
Ребенок на девятом месяце жизни уверенно стоит, опираясь на борт кроватки, стену или руку взрослого. Если младенец чувствует достаточную поддержку, то он делает несколько шагов. Самостоятельную ходьбу малыш еще не практикует и предпочитает добираться до нужного места ползком. Навык ползания ребенок к этому возрасту осваивает «на ура» – за крохой бывает трудно угнаться.
Важно! В 9 месяцев начинается период влечения к предметам, находящимся на высоте, поэтому родителям следует проявлять особую бдительность и убирать опасные вещи, находящиеся чуть выше роста малыша. Итак, что должен уметь ребенок в 9 месяцев:
Итак, что должен уметь ребенок в 9 месяцев:
- Самостоятельно садиться из любого положения. Сидя ребенок может провести 10-15 минут без труда, при этом дотягиваясь до предметов и притягивая к себе нужную игрушку.
- Маленький непоседа пытается забраться на невысокие поверхности – диваны, стулья, кресла и т.д.
- Находясь возле опоры, самостоятельно встает и делает маленькие шажки. В детских ходунках приседает, пытается подпрыгивать, без устали передвигается в них до 10 минут.
- Активно использует в играх «щипковый» захват. Пытается подобрать двумя пальцами мелкие предметы с пола.
- Физическое развитие ребенка также претерпевает изменения, у крохи начинают появляться первые молочные зубки (или продолжают расти), иногда одновременно прорезываются сразу несколько зубов.
- Происходит активное развитие речи. Малыш произносит заветные слоги «ма», «па», «ба». Постепенно в речь ребенка входят новые звуки и даже короткие слова («на», «где» и т.д.).
- Предметы в ручках держит крепко и уверенно, но и разжать пальчики младенцу в 9 месяцев еще трудно – он до конца осознает весь «механизм» процесса. Поэтому отобрать у малыша предмет, который он схватил, бывает крайне непросто.
Различия в развитии мальчиков и девочек
Несмотря на то, что развитие у детей обоих полов проходит практически одинаково, можно заметить некоторые особенности в восприятии мира, играх, поведении у девочек и мальчиков даже в столь раннем возрасте.
Девочки вне зависимости от темперамента проявляют больше интереса к общению и эмоциям, чем мальчики. Сильному полу с младенчества больше интересны неодушевленные предметы, нежели люди.
Мальчики часто равнодушны ко звукам и голосам, нежели девочки. Именно поэтому словарный запас у женского пола пополняется быстрее, что благоприятствует раннему развитию речи.
Рассматривать предметы, активно играть и развивать пространственное зрение лучше получается у малышей мужского пола
У девочек более развито периферийное зрение, и они предпочтут игрушкам внимание и ласку.