Общие признаки рассеянности у детей
Как правило, рассеянность сопровождается нарушением умственной работы
Школьник не в состоянии сконцентрировать внимание на одном деле, у него возникают проблемы с запоминанием материала. Впоследствии появляются проблемы социального плана: замкнутость, трудность общения со сверстниками
Первые тревожные признаки обычно отмечаются уже в возрасте 4 лет, а к школе они усиливаются. Известны случаи, когда СРВ наблюдался у годовалых малышей.
Перечислим разновидности данного нарушения:
Отсутствует только внимание.
Нарушение внимания сочетается с импульсивностью.
Гиперактивность и дефицит внимания, то есть ребенок постоянно отвлекается.
Смешанная форма. Для этого типа нарушения характерно непредсказуемое поведение, интеллектуальные способности снижены.. Определить характер нарушения может только детский невролог
В клинике “Эдкарик” в Калининграде работают опытные специалисты, которые помогут родителям решить проблему рассеянного внимания у ребенка, а также понять причину данного расстройства
Определить характер нарушения может только детский невролог. В клинике “Эдкарик” в Калининграде работают опытные специалисты, которые помогут родителям решить проблему рассеянного внимания у ребенка, а также понять причину данного расстройства.
Почему у ребёнка снижено внимание
Нередко детям трудно сконцентрироваться из-за внешних факторов, оказывающих негативное влияние на общее развитие
Во
избежание такой ситуации нужно соблюдать некоторые условия и контролировать практически все аспекты жизни ребёнка.
Так на что же стоит обратить внимание в первую очередь?. Здоровье
Здоровье
Крепкое здоровье — главное условие, при котором ребёнок развивается полноценно и всесторонне.
Заболевания или недомогания могут ослабить концентрацию в любом возрасте, однако на детей это влияет гораздо больше:
малыш становится рассеянным, апатичным
Крайне важно находить и устранять причины недомоганий, а также пристально
следить за имеющимися патологиями
Приучайте ребёнка вести здоровый образ жизни. Старайтесь дозировать время просмотра телевизора, игр за компьютером и
в смартфоне. Перегружать его информацией и делами нежелательно. Отдых — одна из главных составляющих крепкого
здоровья.
Режим сна
Если ребёнок плохо спит и не соблюдает режим, то становится хронически рассеянным, что влечёт снижение успеваемости в
школе, стресс и развитие различных неврозов. Также от режима зависит количество энергии для концентрации и
запоминания необходимой информации.
Физическая активность
Если тело человека не в тонусе, то мозг функционирует неполноценно. Уровень внимания напрямую зависит от количества
подвижности в образе жизни ребёнка.
Когда дети гуляют на свежем воздухе, бегают, прыгают и играют в игры, они выплёскивают свою энергию, стимулируя
активную работу мозга. При достаточном количестве активного отдыха или спорта в жизни ребёнка, он сможет быстрее и
качественнее воспринимать и обрабатывать информацию, что позитивно повлияет на результаты в учебе.
Обстановка дома
Речь идет об отношениях родителей как между собой, так и к ребенку. Когда в семье есть какие-либо проблемы, создается
дискомфорт и растет напряжение. Дети реагируют на такие ситуации болезненно, и эмоционально первыми попадают под
удар.
В итоге успеваемость в школе может упасть, внимание рассеиваться, а ребенок не сможет концентрироваться на предмете и
замкнется в себе. Всегда поддерживайте здоровый климат в семье, и ничто не отвлечет ребенка на пути к достижениям в
учебе
Как проявляется дефицит внимания у детей
Проблемы с концентрацией внимания часто впервые обнаруживаются учителем, который замечает, что ученик кажется легко отвлекаемым в сравнении со сверстниками. Может быть, ребенку требуется больше времени, чтобы закончить задание. Может быть, когда учитель зовет его, кажется, что он не следит за уроком. Может быть, он отключается, когда ему даются инструкции, или забывает, что должен делать.
Мы знаем, что все дети обычно имеют меньшую продолжительность концентрации внимания и больше отвлекаются, чем взрослые. Но у некоторых детей дефицит внимания может стать патологическим.
Это важно!
Внимание в первую очередь оценивают по тому, как долго ребенок настойчиво продолжает заниматься различными вещами: например, как долго может играть в одиночестве, читать, рисовать. Иногда бывает, что ребенок довольно долго может играть самостоятельно или в компании, но оказывается, что он часто переключается с одной игры на другую — это также может говорить о дефиците внимания.
Как диагностируют синдром?
Необходимо понимать, что повышенная рассеянность – это, прежде всего, нарушение поведения, а не психики, поэтому точный диагноз так непросто установить.
Для начала убедитесь, действительно ли ваш ребенок страдает синдромом рассеянного внимания, ведь и среди здоровых детей есть неусидчивые и активные. Если признаки, которые мы озвучили выше, обнаружились в дошкольном возрасте, не проходят в течение полугода, проявляются везде (дома, в школе, в гостях, на прогулке), явно мешают ребенку учиться и общаться, то, скорее всего, это СВГ.
Диагносты применяют специальные тесты-опросники для детей и их родителей, просят маму и папу последить за поведением ребенка в повседневной домашней обстановке, проводят психологические обследования для выявления нарушений развития, навыков и для определения уровня интеллекта, изучают болезни ребенка в раннем возрасте и болезни матери.
Надо ли лечить СРВ?
Существует ошибочное мнение, что ребенок самостоятельно избавится от СРВ примерно к 13 годам. Такой исход возможен только для 50% рассеянных детей. Для остальных, к сожалению, игнорирование проблемы приведет к не самым радужным перспективам. Статистика уверяет, что такие дети зачастую способны бросить учебу, связаться с плохой компанией, попасть в аварию, получить травму, приобрести зависимость от алкоголя, курения или стать игроманами, часто они не имеют друзей (а впоследствии – не могут создать свою семью).
Во взрослом возрасте синдром поспособствует низкому социальному статусу и тому, что человек не сможет проявить себя в профессии, будет склонен к употреблению наркотических и психотропных веществ
Поэтому психологи однозначно советуют корректировать рассеянное внимание в детстве.. Рассказываем, в чем будет состоять лечение у специалистов и какие действия родителей крайне желательны.
Рассказываем, в чем будет состоять лечение у специалистов и какие действия родителей крайне желательны.
Диагностика
Многие люди ошибочно полагают, что синдром дефицита внимания является заболеванием мальчиков с избыточной активностью. Но среди больных встречаются те, которым не присуща гиперактивность. В этом случае симптомы расстройства бывают смазанными, и выявить их еще сложнее. Часто на заболевание у таких детей не обращают должного внимания, их постоянно упрекают в лени, своенравности, отсутствии мотивации, а также называют глупыми.
Главным отличием данного синдрома от других видов психических расстройств является полное отсутствие четких лабораторных или инструментальных методов диагностики. Специалисты в диагностическом процессе, в основном, полагаются на рассказы родственников, учителей и других людей из близкого окружения ребенка.
Постановке диагноза СДВГ предшествует кропотливая работа. На протяжении длительного периода времени осуществляется наблюдение за ребенком, поведение которого вызывает опасения. Педиатр или детский психолог проводит сбор информации, опрашивает учителей и других наставников, интересуется мнением родителей, опекунов или других членов семьи. Также на этапе диагностики проводится полный медицинский осмотр ребенка, это позволяет СДВГ симптомы дифференцировать от других психологических расстройств или заболеваний, способных привести к изменению поведения.
Во время проведения бесед с целью сбора информации о пациенте, врач уделяет большое внимание ситуации в его семье. Родители также заполняют анкеты и опросники в отношении себя и близких родственников
Это позволяет определить наличие проблем в семейных отношениях, которые могут привести к тому, что у ребенка будут проявляться симптомы СДВГ. Также оценивается психическое здоровье других членов семьи, ведь, как упоминалось, наличие синдрома обусловлено генетической предрасположенностью.
Завершающим этапом диагностики является анализ полученной информации. Диагноз может быть поставлен в том случае, если будут подтверждены такие утверждения:
- основные симптомы СДВГ (невнимательность, импульсивность и т.д.) интенсивно выражены, степень их проявления не соответствует возрасту пациента. Проявления расстройства наблюдаются длительное время;
- проявления расстройства проникают во все сферы жизни, приводя к значительным осложнениям. Дети могут капризничать могут в разных ситуациях, когда устанут, не выспятся, хотят есть и т.д. Но для постановки диагноза необходимо найти подтверждение того, что поведение ребенка создает проблемы окружающим и ему самому;
- признаки СДВГ появляются в раннем возрасте и проявляются постоянно. Если признаки патологии демонстрируют себя время от времени, то они, скорее всего, обусловлены другими причинами;
- СДВГсимптомы не связаны с наличием у ребенка других соматических, психосоматических или психических расстройств. Для выявления такой взаимосвязи проводится тщательнее медицинское обследование пациента.
Несмотря на то, что специалисты в своей работе используют некоторые диагностические критерии, все же конечный диагноз ставится исключительно из субъективного мнения врача, которое, в свою очередь, также основывается на субъективных мнениях учителей и родственников. Поэтому велик риск ошибки. Чтобы избежать этого, необходимо подходить к проведению диагностики синдрома дефицита внимания с особой тщательностью.
Причины детской невнимательности
Если у ребенка хромает успеваемость в школе, взрослые легко списывают проблемы на лень или ограниченные умственные способности. На самом деле неусидчивость, невнимательность школьников ученые чаще всего связывают с тем, что родители не уделили достаточно внимания развитию соответствующих способностей в дошкольном возрасте.
Причины невнимательности:
- Отсутствие интереса, мотивации. Ученик не видит в учебе смысла, удовольствия, пользы, поэтому просто не хочет этим заниматься.
- Чрезмерная загруженность в учебе и внешкольных занятиях. Это проблема детей, чьи родители считают, что «ребенок должен быть постоянно чем-то занят» и что «всестороннее развитие — залог успешного будущего». Отсутствие свободного времени на простые детские игры, отдых и шалости может стать причиной снижения концентрации внимания.
- Особый тип темперамента. Неусидчивость, трудности с запоминанием наблюдаются и у гиперактивных детей с синдромом дефицита внимания, и у учеников, которые от природы очень медлительны (такая особенность нервной системы).
- Проблемы со здоровьем. Порой причиной низкого уровня внимания является банальная гиподинамия — школьник не занимается спортом, мало бывает на свежем воздухе, много времени проводит за компьютером, перед телевизором.
Что стоит за нерешительностью?
Можно сказать совершенно точно, что главная причина нерешительности – всевозможные страхи, которые, в свою очередь, напрямую связаны с повышенной тревожностью.
Мы имеем в виду психологические страхи, которые могут проявиться у ребёнка уже в самом раннем возрасте. Среди таких страхов:
- Страх не оправдать ожидания. Родители надеются, что их дети вырастут здоровыми, сильными, состоятельными и успешными, а потому очень рано, порой с самого детсада, ставят перед ними разные цели: от идеального поведения до успехов в освоении навыков письма или чтения. Как правило, ожидания касаются также спортивных и иных достижений. Иногда бывает так, что родители просто излишне требовательны или выражают наибольшую любовь именно в моменты каких-либо побед, не нарочно делая акцент на достижениях. Постепенно в голове ребёнка формируется чёткое представление, которое часто даже не осознаётся: хочешь, чтобы тебя любили – покажи, на что ты способен. Малыша всё это очень тяготит, и уж точно не придаёт уверенности в своих силах. Отсюда и нерешительность.
- Страх перед неудачей. Когда взрослые слишком бурно реагируют на неудачи ребёнка, он начинает бояться делать новые попытки, да и вообще что-то делать. Он думает: вдруг у меня опять не получится, и папа посмотрит на меня, как в тот раз? Ребёнок чувствует, когда им гордятся, а когда им недовольны. Он боится увидеть разочарование в глазах близких. К тому же, его может пугать возможность насмешек со стороны друзей. Всё это порождает в нём нерешительность. Для него она – возможность обойтись «малой кровью» (пусть меня не замечают, зато нет осуждения и насмешек).
- Страх перед реакцией взрослых. Речь идёт не только о наказании, но и о резких высказываниях, крике, а также о непредсказуемости последствий неудачи. Когда ребёнок не может предвидеть, что он получит дома – поддержку или нагоняй, то каждый раз, сталкиваясь с неудачей, он испытывает колоссальное напряжение. Всё это порождает повышенную тревожность и, как следствие, страх перед проявлением инициативы и принятием решений.
Из-за страхов ребёнок становится излишне тревожным, что выражается в повышенном беспокойстве, ранимости, эмоциональности и мнительности.
Случай из практики психолога
Родители 8-летнего Андрея всерьёз обеспокоены его нерешительностью и пассивностью. Раньше это был активный любознательный малыш, но с тех пор, как он пошёл школу, что-то в нём кардинально изменилось. Учителя в один голос говорят, что Андрею нужно быть смелее и активнее. Но родители не знают, как повлиять на своего ребёнка, боятся сделать неверный шаг и вообще отбить всяческое желание учиться.
Однажды школа Андрея провела конкурс на лучшую поделку-оригами. Это его конёк, он умеет делать такие сложные поделки, какие не под силу даже взрослым. Естественно, мама и папа стали побуждать его принять участие в конкурсе. Но, как ни странно, Андрей так и не отважился участвовать. Предвидя, что в будущем нерешительность станет для Андрея большой проблемой, родители привели его на консультацию к психологу.
Патогенез (что происходит?) во время Рассеянного склероза у детей:
Для рассеянного склероза характерен процесс демиелинизации с преимущественным поражением миелина (вещества, образующего миелиновую оболочку нервных волокон) с образованием бляшек. Наиболее часто бляшки обнаруживаются в перивентрикулярных зонах, мозжечке, полушариях мозга, зрительных нервах, боковых и задних канатиках спинного мозга, стволе мозга. Электронная микроскопия на ранней стадии заболевания определяет признаки деструкции миелина, разрушение в олигодендроцитах эндоплазматической сети, деструктивные изменения в митохондриях, наличие в астроцитах волокнистых структур. Наряду с изменениями в нервной ткани наблюдается и поражение сосудов: расширение мелких сосудов, стаз, периваскулярная инфильтрация, агрегация тромбоцитов и эритроцитов.
Причины
Точных причин возникновения рассеянного внимания не установлено. Но гипотетически выделяют физиологические и психологические факторы развития этого синдрома.
Физиологические
К физиологическим факторам относят:
- генетическую предрасположенность или наследственность;
- воздействие на организм неблагоприятных экологических изменений окружающей среды;
- тяжелый процесс родов, повлекший за собой асфиксию, гипоксию новорождённого или какие-либо травмы (например, черепно-мозговые);
- перенесенные женщиной заболевания во время беременности (например, те, что могут привести к внутриутробному инфицированию плода, что, в свою очередь, негативно сказывается на его развитии);
- курение, употребление алкоголя и наркотиков будущими матерями приводит к развитию различных патологий плода, среди них и развитие синдрома дефицита внимания и гиперактивности;
- перенесенные в раннем детстве травмы черепа и головного мозга;
- перенесенные в младенческом возрасте заболевания, сопровождающиеся очень высокой температурой (гипертермией);
- серьезные нарушения в работе внутренних органов (хронические заболевания головного мозга, сердца, почек и т. д.);
- резус-конфликт между мамой и вынашиваемым плодом – такое бывает, когда у женщины отрицательный резус-фактор, а у будущего малыша – положительный.
Психологические
Психологических факторов меньше, чем физиологических, но их наличие может оказать серьезное воздействие на развитие личности ребенка. Чаще всего это неблагоприятная и неблагополучная обстановка в семье:
- неправомерные действия взрослых по отношению к ребенку (физическое насилие, угнетение и унижение личности, агрессия со стороны взрослых, недостаток общения, внимания, любви и ласки, отсутствие разумных способов и методов воспитания);
- вредные привычки родителей (курение, алкоголь, наркотики);
- напряженные отношения между родителями (частые ссоры, скандалы, ругань, драки);
- врожденные характерные особенности ребенка, отсутствие своевременной корректировки которых может привести к развитию данного синдрома на их почве;
- проблемы с коммуникабельностью и социальной активностью, то есть ситуации, когда ребенку трудно влиться в коллектив, найти свое место в обществе (детский сад, школа, детская площадка).
Причины рассеянного поведения
С невнимательностью ребенка необходимо бороться. Иначе ему будет очень трудно усваивать материал в школе. Чтобы избавиться от этой проблемы, в первую очередь, необходимо определить, по какой причине ребенок так рассеян и невнимателен. Специалисты определили несколько факторов, которые провоцируют рассеянность у детей в раннем возрасте.
Важное значение имеет особенность характера ребенка. Если ваш ребенок холерик, то он постоянно будет стремиться делать одновременно большое количество дел
Из-за этого он будет часто отвлекаться
Если малыш меланхолик, то переключать внимание ему будет трудно. Такие дети легче сосредотачиваются на конкретной задаче.
Ребенок может быть невнимательным из-за того, что его организм ослаблен заболеванием
Возможно, у него низкое давление или уровень гемоглобина
По разным причинам дети могут страдать от частых головных болей. Причиной может стать даже простая простуда.
Иногда ребенок проявляется рассеянность не всегда, а только в том случае, когда занимается какой-либо конкретной деятельностью. Например, ему трудно дается математика или изучение иностранных языков. Возможно, ребенок просто не проявляется к этому интерес или нужно подождать, пока он немного подрастет.
ПОЧЕМУ ОН ТАК СЕБЯ ВЕДЁТ?
Спонтанная реакция многих взрослых (особенно старшего поколения советской закалки) обвинить в сложившейся ситуации ребёнка, который якобы совсем избаловался и отбился от рук. Тем не менее, опыт многих родителей говорит о том, что ужесточение воспитательных мер только усугубляет нежелательное поведение.
Часто за действиями ребёнка могут стоять совсем неочевидные для родителей мотивы. В своём развитии дети проходят непростые этапы, часто плохое поведение связано с кризисами роста, кроме того, на него может повлиять огромное число факторов: переезд, прибавление в семье, новая воспитательница в детском саду и т.п. Ситуация усугубляется тем, что поведение ребёнка в большой мере управляется инстинктами, а потому неосознанно. Проще говоря – ребёнок сам не может объяснить, что он чувствует и почему так себя ведёт. Понимание бессознательных механизмов поведения ребёнка помогает принять тот факт, что его поступки не могут быть актом манипуляции
Кроме того, представление ребёнка в роли врага, строящего родителям козни, совсем не способствует тому, чтобы разглядеть скрытые мотивы его поведения и начать относиться к нему с большим вниманием и нежностью.
Нередко неприемлемое поведение ребёнка продиктовано острым желанием обратить на себя внимание родителей. Многим взрослым это может показаться крайне нелогичным – зачем кому-то может быть нужно внимание, которое принимает вид крика и ругани? Системный подход в психотерапии, рассматривающий семью как единый механизм, в котором все взаимосвязано, даёт нам ключ к пониманию того, что поведение любого из членов семьи появляется и закрепляется, потому что именно оно эффективно в рамках этой семейной системы
Другими словами, ребёнок ведёт себя плохо, потому что это единственный в сложившихся обстоятельствах способ гарантированно обратить на себя внимание, а другие способы часто просто не срабатывают.
Детский бунт может быть вызван и желанием влиять на ситуацию. Родителям бывает сложно выйти из режима «всё решаю я». Родители несут за ребёнка ответственность и им приходится ежедневно принимать сотни решений, чтобы обеспечить ему безопасность и необходимый уход. Но отпрыск постепенно растёт, становится самостоятельнее, у него формируется своё «я» и ему хочется, чтобы с его мнением тоже считались. В особенно острой форме это проявляется у детей в кризисе 3-х лет и подростков, но и детям, воля которых постоянно подавляется, приходится воинственно отстаивать своё право что-то решать в своей жизни. В данной ситуации усиление дисциплинарных мер только усугубит потребность ребёнка отстаивать свою зону влияния.
Не умаляя важности предыдущего пункта о том, что ребёнок должен иметь возможность проявлять свою волю и реализовывать свои желания, стоит помнить, что задача родителей состоит в том, чтобы обозначить для ребёнка приемлемые границы поведения. Если складывается ситуация, когда родители непоследовательны в своём подходе к воспитанию ребёнок находится в смятении относительно того, что ему можно и что нельзя и начинает проверять, до какого предела он может дойти.
Как пример этого явления можно назвать ситуацию, когда взрослые, то жестко наказывают, то игнорируют один и тот же проступок, или папа и мама придерживаются разной воспитательной политики (то, на что мама закрывает глаза, у папы вызывает бурю эмоций с последующим наказанием провинившегося). В перечисленных случаях, понимание того, что движет ребенком, позволит родителям выстроить новую соответствующую ситуации линию взаимоотношений
Часто осознание скрытых мотивов ребёнка само по себе может принести родителям облегчение и помогает начать относиться к сыну или дочери с большим вниманием и пониманием.
Общие рекомендации
Если ребенок страдает от отсутствия концентрации, то нужно показать при необходимости неврологу и психологу. Специалисты помогут выяснить основные причины и способы избавления от них.
Обеспечьте режим дня, рабочее место. Не следует оставлять детей в одиночестве со своими проблемами. Помогайте в учебе, но при этом не делайте домашнее задание за школьников.
Приучите сына и дочь проверять написанное им дополнительно. Вторичная проверка приучит их вовремя находить неточности и ошибки. Не забывайте хвалить и поощрять за самые небольшие успехи.
Создавайте мотивацию. Объясняйте, что компьютерные игры — это далеко не все, чего стоит добиваться в жизни. Сначала делаются первостепенные дела, а затем второстепенные
Помогите организовать свой день.
Подключите дополнительные занятия: собирайте вместе пазлы, развивающие внимание, рекомендуется учить наизусть стихи или описывать картинки с нарисованными предметами по памяти. Вы можете заранее написать текст с ошибками и попросить ребенка его проверить
Проводите занятия в игровой форме.
Как понять, что ребёнок рассеян?
- Ребёнок неусидчив, легко отвлекается и часто не слушает собеседника.
- Приходится по несколько раз произносить просьбу, прежде чем малыш её выполнит.
- Ребёнок быстро выполняет задачи только под надзором извне (чтобы от него отстали).
- Вы замечаете, что малыш забывает только что поступившую информацию, например, из книг и мультфильмов (а в старшем возрасте – материалы урока).
- Многие дела ребёнок бросает на полпути, оставляя незаконченными поделки, рисунки, домашние задания.
- Выполняя несколько действий одновременно или в строгой последовательности, малыш устаёт и жалуется.
- Школьник делает уроки, но не вникает в суть заданий и допускает массу ошибок.
- Ребёнок регулярно что-то теряет, не запоминает, куда положил вещи, а также может потеряться сам даже на ежедневном маршруте.
Лечение
При лечении часто применяют медикаменты, позволяющие купировать СДВГ симптомы. К ним относятся различные стимуляторы, чаще всего назначается метилфенидад, ноотропные препараты, а также антипсихотические средства, способные снизить возбудимость ребенка и его гиперактивность.
Медикаментозное лечение направлено на устранение физической проблемы, приведшей к развитию расстройства. Основные СДВГ симптомы становятся менее выраженными благодаря нормализации кровообращения во всех отделах головного мозга и коррекции патологий в шейном отделе позвоночника, часто возникающих на фоне родовых травм.
Какие есть виды внимания
Внимание бывает трёх видов: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное
Непроизвольное внимание возникает само собой с первого года жизни малыша, ребёнок без усилий
концентрируется на всём необычном и интересном.
Произвольное внимание формируется ближе к школе, примерно к 7 годам, и продолжает развиваться с каждым годом. Школьнику требуется прикладывать усилия, чтобы сосредоточиться на том, что он должен сделать, а не на том, что хочется ему.
Послепроизвольное внимание похоже на произвольное, однако особенность его заключается в том,
что ребёнок выполняет все задачи с удовольствием.>. Например, у первоклассников отлично развито непроизвольное внимание: их легко привлечь чем-то неожиданным, интересным
и ярким
При этом детям не надо прикладывать никаких усилий, чтобы на этом концентрироваться. А вот
сосредоточиваться на неинтересной и однообразной работе им гораздо сложнее
Например, у первоклассников отлично развито непроизвольное внимание: их легко привлечь чем-то неожиданным, интересным
и ярким. При этом детям не надо прикладывать никаких усилий, чтобы на этом концентрироваться
А вот
сосредоточиваться на неинтересной и однообразной работе им гораздо сложнее.
Почему возникает СРВ?
Ученые не озвучивают четкую причину, по которой может возникнуть такое расстройство, но существуют факторы риска, способные спровоцировать синдром рассеянного внимания.
Такой детский недуг может возникнуть из-за:
- наследственной предрасположенности (ген, который отвечает за поведение человека, может передаться по наследству);
- неблагоприятной экологии;
- сложностей в период беременности (вредные привычки, инфекции или другие заболевания матери могут стать причиной нарушений развития плода);
- родовых травм или трудных родов;
- резус-конфликта матери и ребенка во время беременности;
- перенесенной ребенком черепно-мозговой травмы;
- болезней мозга, почек, сердечно-сосудистой системы;
- высокой температуры при заболеваниях, перенесенных в первые месяцы жизни.
Получается, что основные причины появления синдрома у детей связаны с поведением и состоянием здоровья матери во время беременности. Отказ от курения и алкоголя, соблюдение норм питания, прием витаминов и регулярные обследования и будут являться профилактикой здоровья малыша.
Что делать, если ребенок рассеян и невнимателен?
Прежде всего обратиться за советом к врачу-педиатру, чтобы он установил, нет ли у ребенка какого-нибудь недомогания, и если так, то немедленно приступить к лечению.
Но вот оказывается, что ребенок здоров, и врач не прописал никаких лекарств, но дал совет: ни в коем случае не бранить ребенка за рассеянность, не высмеивать в нем этот недостаток, как это часто бывает в кругу семьи и даже в школе.
Насмешливое отношение не помогает, а приносит большой вред: ребенок перестает себя уважать, теряет веру в себя, озлобляется. Надо помогать маленькому школьнику учиться, но при этом обязательно давать ему самостоятельные дела, и если ему удалась хотя бы даже самая пустячная работа, надо непременно похвалить: «Смотри-ка ты, какой молодец! Сам ведь отлично справился!»
Все родители знают, какое огромное значение имеет правильная организация быта детей (сон, питание, свежий воздух), но часто недооценивают ту роль, которую в общем физическом и моральном состоянии ребенка играет вся атмосфера жизни и быта семьи.
Несколько примеров:
1. Девочка в школе очень уж рассеянна. У нее всегда какой-то отсутствующий взгляд, она точно не слышит, что делается вокруг, невпопад отвечает на вопросы. Она стала получать плохие отметки, хотя раньше была хорошей ученицей. С ней что-то случилось.
Классная руководительница заинтересовалась ее домашним бытом и узнала, что родители расходятся. Конечно, девочка тяжело переживает этот семейный разлад, она потрясена этим страшным и таким непонятным для нее фактом. Где уж тут слушать объяснения учителя!?
Это уже не слабое внимание или болезненная рассеянность, а тяжкое горе, которое не дает покоя и лишает возможности сосредоточить мысли на учебной работе. А родители отделываются пословицей: «Перемелется — мука будет»
2. Первоклассница, которая квалифицируется как «трудный ребенок»: в классе она ни минуты не может сидеть спокойно, вертится, оглядывается, так рассеянна, что не слышит, когда к ней обращается учительница. Не успевает. Вызвали, наконец, в школу родителей. Пришел отец. Из разговора с ним все выяснилось.
Воспитание девочки зависит всецело от настроения мамы. В хорошем настроении мама ласкает и балует дочку, в плохом — придирается, бьет девочку и даже выгоняет из дому. Она лишена душевного равновесия, отсюда — нервозность и рассеянность, что легко было бы устранить при условии разумного отношения к ней матери.
Диагностика и лечение
Нужно понимать, что синдром рассеянного внимания не относится к психическим отклонениям. Это сугубо поведенческая особенность детей. Именно по этой причине иногда диагностика расстройства бывает сопряжена с трудностями.
Детский невролог использует в своей практике субъективные методы диагностики:
- специальные тесты;
- наблюдение за поведением ребенка;
- психологическое исследование;
- выявление сопутствующих патологий.
О наличии СРВ можно судить по следующим критериям:
- Повторение характерных симптомов в течение полугода.
- Демонстрация особенностей поведения ребенком не только дома, но в школе и других общественных местах.
- Плохая успеваемость, отсутствие нормальных отношений в детском коллективе.