Как часто встречается буллинг
Согласно результатам опросов, проведённых специалистами из Европы, жертвами буллинга в той или иной степени становился каждый второй ребёнок школьного возраста. Только представьте эту цифру! Если экстраполировать эти результаты на отечественную учебную систему, то можно предположить, что сотни тысяч детей в этот момент страдает от нападок агрессивных одноклассников.
Эти маленькие жертвы невнимания взрослых каждую минуту испытывают страх, стыд, другие негативные эмоции. Некоторым так плохо, что иногда они даже задумываются о самоубийстве. Нормально ли это? Нет, конечно.
Причины травли
Причины буллинга — ментальные проблемы, например, психопатии (нарциссизм, асоциальное расстройство личности) и личностная несостоятельность того, кто нападет. Например:
- в офис пришел новый работник, который предлагает идеи по оптимизации рабочего процесса, а коллеги хотят работать по привычной схеме и недовольно говорят, что он «лезет в чужой монастырь со своим уставом»;
- начальник выделяет одного из сотрудников за нестандартные идеи и предлагает коллегам прислушиваться к нему, но те считают, что лучше выжить «белую ворону», потому что эта рекомендация задевает их;
- у сотрудника синдром самозванца, он боится потерять свое место, поэтому выживает того, кто, как ему кажется, может это место занять;
- школьника систематически избивают, унижают и наказывают дома, а он вымещает свою боль и злость на однокласснике или младшем брате / сестре;
- школьник опасается травли и бьет первым — указывает на особенности сверстника и оскорбляет его, чтобы спрятать то, что он не принимает в себе;
- некто завидует успеху и счастью другого, поэтому пишет ему неприятные вещи в интернете, достает звонками или пакостями;
- педагог испытывает личную неприязнь к матери или отцу школьника и вымещает это на нем;
- преподаватель не любит свою работу и на фоне этого возненавидел школьника, который задает много вопросов или слишком активно себя ведет.
Существует миф, что травля возникает из-за особенностей того, кого обижают. Например, в школе часто достается отличникам, мальчикам и девочкам с лишним весом, ребятам из неполных или неблагополучных семей. Однако это не причины, а то, за что может зацепиться хулиган. Причина же живет в буллере.
Если мы говорим буллинге в школе, то также причиной могут быть педагогические ошибки родителей. Например, они сами высмеивают и дискриминируют мужчин / женщин по какому-то признаку и научили этому сына или дочь. Или они бьют детей, привыкли любые проблемы решать через агрессию и рукоприкладство. Сын или дочь принимает это за норму, копирует поведение родителей.
Моббинг может начаться из-за ошибок начальника: например, он закрывает глаза на конфликты в команде или выделяет любимчиков и «козлов отпущения». Более того, исследователи отмечают, что в большинстве случаев травля в коллективе начинается сверху и идет вниз по рядам, все больше разрастаясь.
Буллинг: как остановить детскую травлю
Существует масса простых и неверных рецептов, как остановить буллинг. Они сводятся к разным педагогическим беседам, играм и тренингам. Если такие меры и приводят к каким-то результатам, то только к модификации издевательств, способствуя их переводу на более высокий уровень.
Буллинг не просто побочные эффекты социализации детей (и взрослых), это проявления у них подсознательного, результаты действия инстинктов первобытного человека времён палеолита, которыми, по сути, остаются дети в 6–12 лет.
Психологические механизмы выживания сообщества, приводящие в наши дни к травле, сформировались у человека в процессе его развития на протяжении сотен тысяч лет в эпоху палеолита, когда человек был номадом, охотником-кочевником.
Для выживания кочующего сообщества людей в трудных условиях требовалась жёсткая унификация, единство, даже уничтожение больных, детей и стариков, чтобы они не мешали передвижениям и совместным действиям группы.
Психологические основы и механизмы буллинга, как и многих действий у детей, имеют такую палеоантропологическую природу, и противопоставить ей можно лишь более позднюю культуру, связанную с гуманизацией общества в современный период истории.
Необходимую атмосферу в детском коллективе мы создаём, реализуя метод Монтессори. Известные в российской педагогике методики Макаренко, опыт Сухомлинского, методика коллективных творческих дел Игоря Петровича Иванова позволяли создавать детские коллективы, свободные от насилия.
Однако к сожалению, мы переживаем сейчас такой период, когда с гуманизацией школы, равно как и с уважением к личности и творчеству ученика дело обстоит не лучшим образом.
Причины буллинга. Основные мотивы
Агрессия — одна из защитных функций психики человека. Чаще всего тираны на самом деле очень тревожные и неуверенные в себе личности, которые остро чувствуют свою незащищённость. Недаром большинство булли — дети из неблагополучных семей. Заласканный и любимый ребёнок редко самоутверждается подобным образом.
Основные мотивы буллинга:
привлечение к себе внимания;
демонстрация своего могущества, физических преимуществ;
стремление к власти и потребность в доминировании;
попытка скрыть свою неуверенность или страх;
зависть;
столкновение различных ценностей, взглядов, субкультур и неумение находить компромисс.
Причины можно структурировать на группы:
Педагогические ошибки. Часто буллинг встречается в тех школах и классах, где и сами преподаватели позволяют себе насмешки, издевательства над подопечными. Школьная атмосфера, устои и правила очень влияют на развитие подобных ситуаций. Случается, что даже учитель знает о травле, однако никак не вмешивается;
Психологическая причина. Проблемы с психическим здоровьем самого агрессора, асоциальное поведение;
Пропаганда агрессивного и жестокого поведения, посредством интернета, телевидения и прочих источников;
Внутрисемейные причины. Насилие, жестокость, контроль со стороны родителей, недостаток их внимания и любви.
Рекомендуем интересную статью”Можно ли бить ребенка в воспитательных целях”
Что такое буллинг?
Буллинг (с англ. bullying) означает запугивание, травля, издевательство, дедовщина. Это психологическое, порой физическое давление на ребенка со стороны агрессора. Нападающим может быть одноклассник, старшеклассник или любой человек из окружения. Порой в роли агрессора выступает не один человек, а группа лиц, которых объединяет ненависть и издевательство над одним подростком.
Что такое буллинг простыми словами:
Буллер (агрессор) чувствует свое превосходство над пострадавшим, поэтому позволяет себе терроризировать жертву в разных проявлениях: унижает морально, задевает физически. Такие выходки чаще всего преднамеренные, запланированные и регулярные.
Своим поведением нападающий хочет показать превосходство над сверстниками. Для самоутверждения выбирает человека, заведомо слабее, чем сам буллер.
Что позволяет себе буллер:
- Глупо шутить
- Обсуждать и осуждать внешний вид
- Сплетни
- Забирать личные вещи (сумка, деньги, гаджеты)
- Физическая сила: толкать, бить.
- Унижать способности и достижения
Многие могут осуждать такое поведение агрессора, но при этом никак не воздействуют на него, боясь, что такое поведение может преследовать их самих. Поэтому большая часть коллектива молча наблюдает за издевательствами, а некоторые подростки присоединяются к лидеру.
Буллинг в школе со стороны учителя
Профессиональное выгорание – термин, знакомый многим взрослым людям. Учителя — не исключение. Помимо этого, низкий уровень квалификации или личный фактор могут негативно сказываться на отношении с конкретными учениками.
Про буллинг в школе со стороны учителя говорить не принято. В понимании многих родителей, учитель – это надежный человек, который ведет детей к знаниям, оберегает их и дает им только лучшее. Информация о том, что преподаватель нахамил, ударил учебником или поставил двойку по нелепой причине, часто воспринимается родителями нейтрально.
Оскорбление ученика при всем классе, занижение оценок, необъяснимые поступки, разговоры на повышенных тонах, незаслуженные наказания – все эти действия могут восприниматься как буллинг со стороны учителя.
Некоторые учителя позволяют себе придумывать прозвища ученикам и оглашать их на весь класс. Кинуть тетрадь в лицо или ударить указкой – такое поведение недопустимо со стороны учителя.
«Иванова, хватит уже руку тянуть, мы все устали от твоих постоянных комментариев, зазнайка» или «Какой же ты непутевый и дурной ребенок!». К сожалению, такие учителя встречаются в современных школах.
Родители должны прислушиваться к жалобам своего ребенка и чаще интересоваться о том, как обстоят дела не только с одноклассниками, но и с учителями. При возникновении конфликтных ситуаций обратитесь к директору школ и постарайтесь выяснить причины такого поведения по отношению к вашему ребенку.
Что такое буллинг?
Буллинг – это агрессивная
травля одного из представителей группы другим её представителем, имеющая
постоянный характер.
Буллинг может проявляться как в
физической, так и психологической форме, а также обретать как открытый, так и
скрытный характер. Видами травли являются: угрозы, преследование, физическая
агрессия, оскорбление, негативная оценка, постоянное недоверие, порча имущества
и другое.
Обычно организовывается одним
или несколькими буллерами, занимающими лидерские позиции в данной социальной
группе. Также в группе могут быть свидетели – те, кто просто наблюдает со
стороны, не нанося прямого вреда, но и не защищая жертву.
Почему возникает буллинг
В любой группе существует иерархия: есть те, кто занимает лидирующие позиции, и те, кто находится внизу списка – именно эти люди иногда становятся изгоями. Все потому, что в обществе существует борьба за лидирующие места. Это нужно, чтобы получить симпатию учителя, лучшие оценки, более лояльное отношение. И здесь есть два варианта, почему проявляется буллинг.
Фото: pexels.com/ru-ru/@thirdman
Попытки приблизиться к лидирующим позициям
Дети начинают травить одноклассников, чтобы приблизиться к лидерским позициям. Они создают коалицию против кого-то, чтобы самим чувствовать себя лучше. Возникает энергия агрессивности: самооценка обидчиков растет, поскольку они утверждаются за счет тех, кто младше и слабее. Это становится возможным из-за безнаказанности, потому что люди, отвечающие за порядок в школе, закрывают на это глаза: это негласное разрешение, что травить человека можно и ничего за это не будет.
Перенаправление агрессии
Вторая причина буллинга – это перенаправление агрессии с лидера группы. То есть вместо того чтобы проявлять агрессию в сторону учителя или школьного задиры, дети начинают травить более слабого. Потому что если проявлять агрессию в сторону учителя, будут последствия.
Может ли у человека появиться чувство вины из-за травли
Фото: pexels.com/ru-ru/@yankrukov
Если ребенок будет сам себя давить в этой ситуации и говорить, что это он какой-то не такой, то он просто уничтожит сам себя, свою самооценку. Защитный механизм психики устроен так, что человек не может сказать, что он виноват в том, что его травят. Что бы он ни делал, как бы ни выглядел – его травить нельзя. Травля – это систематическое преследование, унижение и агрессия в сторону другого человека. Она не может вызывать чувство вины. И если у человека вдруг возникло такое ощущение, то стоит обратиться хотя бы в бесплатную группу психологической помощи.
Ни один человек не может нести полную ответственность за поведение другого человека: каждый сам отвечает за свои поступки. Даже если один человек бегает и кричит «ударьте меня, ударьте меня!», приглашает, чтобы в его сторону проявляли агрессию, окружающие не должны отвечать на эту провокацию.
Как понять, что ребенка обижают в школе
Подростки часто предпочитают молчать о своих проблемах: они думают, что вмешательство родителей или учителей лишь усилит конфликт. Ещё одна причина молчания – боязнь того, что взрослые не поймут или осудят (мол, уже большой, сам разбирайся).
И всё же существует ряд признаков, которые могут свидетельствовать об издевательствах со стороны одноклассников.
- Физические повреждения, причины появления которых подросток не в силах объяснить. Либо его объяснения кажутся надуманными.
- Изменения в характере, поведении.
- Проблемы со сном. Ребёнка мучают кошмары, он не может заснуть.
- У него «теряются» вещи: телефоны, наушники, золотые серёжки, куртки. Либо эти вещи «вдруг» ломаются, рвутся, пачкаются.
- Подросток придумывает всяческие отговорки, лишь бы не идти в школу. То у него живот заболел, то температура поднялась. Кстати, возможно, боли в животе действительно присутствуют, поскольку так может проявляться психосоматика.
- Меняется пищевое поведение. Подростки, особенно девочки, перестают есть. Такое часто происходит, если ребёнка дразнят из-за лишнего веса.
- Портится успеваемость, учителя жалуются на то, что ребёнок потерял интерес к учёбе. В дневнике появляются соответствующие записи.
- Внезапные ссоры с приятелями, одноклассниками. Подросток не гуляет после уроков, не звонит друзьям.
- Любое отклоняющееся от прежней нормы поведение: скандалы, аутоагрессия, побеги из дома, истерики.
Когда пора бить тревогу?
Буллинг в школе и не только там может проявляться в разной степени. Рассмотрим его стадии:
- Инаковость. Кто-то просто отличается от других
внешностью, акцентом и прочим. - Конфликт. Обычно это разовые ссоры,
после которых всё встаёт на свои места. - Вражда. Конфликты имеют некоторую периодичность,
появляется «сильная» и «слабая» стороны. - Самозащита. На этой стадии жертва
начинает бояться буллера, избегать его и сильно не проявлять себя (чтобы не
нарываться на конфликт). - Злоупотребление. «Сильная» сторона
регулярно и преднамеренно нападает на «слабую» сторону. - Растущая
неуверенность жертвы. Жертва боится рассказывать о травле и винит в
происходящем себя. - Изоляция
жертвы. Травля становится менее явной, жертва – более замкнутой, а
окружающим всё сложнее увидеть буллинг. - Длительный
стресс. Несмотря на внешнее спокойствие, у жертвы
развивается хронический стресс. - Исключение
жертвы из сообщества. Буллеры хотят лишь убрать жертву из своего общества
(например, одноклассника из класса). - Болезнь жертвы. Стресс перерастает в болезнь: жертва жалуется на головную боль,
проблемы со сном, кошмарные сны, постоянную усталость. У жертвы даже могут быть
мысли о суициде.
Если дело дошло до
пятой стадии, то без сторонней помощи уже не обойтись.
Причины агрессивного поведения у подростков
За счет агрессивного поведения подросток чаще всего хочет самоутвердиться среди друзей и сверстников. Психологи выделяют цели подросткового буллинга:
Ребенок хочет доказать и показать свою силу и влияние в коллективе.
Обращает на себя внимание.
За таким поведением пытается скрыть комплексы и свою неуверенность в себе.
Жажда доминирования.
Своей агрессией ребенок пытается показать, что он главный, ему все можно. Пытается захватить инициативу в свои руки, чтобы не стать жертвой агрессии самому.
Просто так человек не становится жестоким и безжалостным. Счастливый и жизнерадостный ребенок не будет смеяться над сверстником, потому что, например, у него футболка не того цвета. Должно быть объяснение поведения, которое побуждает подобные действия. К основным причинам буллинга среди подростков можно отнести:
Недостаток воспитания
Родители, которые не уделяют должное внимание воспитанию детей, или своим примером показывают, что агрессия, крики, физическая сила – это норма поведения в семье, получают склонных к агрессии подростков. Бывают исключения: ребенок смотрит на происходящее в семье и принимает решение быть добрым, справедливым и благородным
Но чаще всего в рамках такого психологического климата взращиваются будущие тираны и агрессоры.
Семейное насилие. Как известно, у большинства деспотов и тиранов были психологические травмы, полученные в детстве. Если над ребенком издеваются родители, а он не может дать им отпор, то свою агрессию он вымещает на более слабых сверстниках. К сожалению, такое поведение часто перетекает и во взрослую жизнь. Вместо консультации психолога и проработки детских травм и переживаний, человек выбирает новых жертв и подвергает их травле.
Самоутверждение. Агрессия и нападки на более слабых – популярный способ доказать свое лидирующее положение в обществе. Когда ребенок не может показать свое первенство успешными результатами или выдающимися талантами, он скорее всего, выберет путь унижения слабых. Кроме того, если у буллера в семье нездоровые психологические отношения, ситуация только усугубляется.
Различные психические отклонения:
- Нарциссизм –самовлюбленный агрессор считает себя выше всех остальных. Позволяет себе любые действия по отношению к другим.
- Театральное расстройство – желание всегда быть в центре внимания. А буллинг – самое простое средство достижения этой цели.
- Обсессивно-компульсивное расстройство – действует как средство снятия стресса при таком состоянии.
От школьного буллинга в первую очередь страдает жертва. В тяжелых случаях некоторые пострадавшие впадают в затяжную депрессию и могут быть склонны к суициду
Но стоит принять во внимание и самого буллера. В первую очередь это ребенок, которому нужна поддержка, любовь и забота
Если вовремя не оказать помощь агрессору, он не научится взаимодействовать с людьми. Как следствие, люди не смогут самореализоваться в жизни и еще больше будут страдать от этого.
Что делать, если ваш ребенок агрессор?
Родители буллера должны понимать, что их ребенок может быть опасен для окружающих. Необходимо разобраться, откуда появилась агрессия и с чем связано такое поведение. Возможно в семье присутствует грубость и неуважение, жестокое поведение одного из родителей, или влияние СМИ. Если ребенок видит, что отец бьет маму, ребенок считает это нормальным поведением и разрешает себе делать то же самое по отношению к более слабым.
В первую очередь, начните налаживать микроклимат в семье: создайте доброжелательную атмосферу, разговаривайте без грубости и негатива. Покажите ребенку, что такое любовь, понимание и взаимоуважение. Расскажите, как можно решать конфликты без применения физической силы и эмоционального прессинга.
Посмотрите, с кем общается ваш ребенок. Убедитесь, что в кругу его общения нет отрицательного воздействия. Поинтересуйтесь, какие сериалы смотри ребенок, какую музыку слушает на досуге. Постарайтесь исключить негативные факторы из его жизни.
Запишите ребенка на кружок или секцию – пусть направит лишнюю энергию в спортивные достижения.
Если факт буллинга повторился, серьезно поговорите с ребенком. Объясните ему, что такое поведение недопустимо. Ребенок должен знать жесткую позицию родителей.
Как помочь ребёнку
Но самое главное – помочь объекту травли. Как это сделать?
- Продемонстрируйте, что вы на стороне подростка. Нельзя говорить ему, что это пройдёт, что он сам виноват, мол, не обращай внимания и пр. Ребёнок ищет у вас защиты и поддержки. Вы обязаны их предоставить.
- Обратитесь психологу. У ребёнка из-за травли неизбежно страдает самооценка, нарушается понимание о том, как нужно общаться с ровесниками в социуме. Нужна квалифицированная помощь психолога.
- Поднимите самооценку ребёнку. Конечно, это нелёгкий процесс, комплексный, продолжительный. Но без этого невозможно будет вернуть подростка к нормальной жизни. Что можно сделать? Предложите хобби, спортивные секции. То есть то занятие, где он сможет увидеть собственную значимость.
Не ждите, что ситуация наладится без вашего вмешательства. Конечно, в какой-то момент агрессорам может надоесть издеваться над вашим ребёнком и они переключатся на другую жертву (что тоже ужасно). Но к этому времени проблема зайдёт уже слишком далеко, а детская самооценка опустится ниже нижнего предела.
Последствия травли
Издевательства негативно сказываются на психическом и соматическом здоровье, социальном благополучии участников буллинга. Узнаем, с чем именно они сталкиваются.
Психологические последствия
Ученые Кристин Харальдстад, Лисбет Г. Кварме, Кнут-Андреас Кристоферсен провели исследование, согласно которому травля негативно влияет на психическое здоровье как жертв, так и обидчиков. Первые сталкиваются с депрессией, тревожностью, заниженной самооценкой, проблемами в обучении, например, при поступлении в вуз после школы. Вторые имеют проблемы со здоровьем и увязают в антисоциальном поведении.
Исследователи установили, что издевательства наносят как краткосрочный, так и долгосрочный вред здоровью, а также социальному и психологическому благополучию. Результаты исследования были опубликованы в 2019 году в журнале BMC Public Health volume. В нем приняли участие 723 подростка (12-18 лет). Из них 13% сообщили, что подвергались издевательствам (гендерных отличий нет). Среди тех, кто обижал других, выявлено больше мальчиков, чем девочек. У всех буллеров и пострадавших был выявлен низкий уровень самоэффективности (вера в себя, автор теории — психотерапевт А. Бандура), но у первых он был ниже, чем у вторых.
Наблюдатели буллинга тоже сталкиваются с проблемами — например, злоупотребляют алкоголем. Многие из них страдают даже больше, чем другие участники травли. Согласно еще одному исследованию, их преследует тревога и неуверенность.
Те, кто пострадал от буллинга, входят в группу риска по суициду.
Прочитайте нашу статью о том, как распознать суицидальное поведение. В ней мы анализируем причины суицида главной героини сериала «13 причин почему» — школьницы Ханны Бейкер. Одна из них — буллинг.
Последствия для здоровья
По данным ВОЗ, пострадавшие сталкиваются со следующими проблемами:
- зависимости (алкоголизм, наркомания);
- проблемы в сексуальной сфере;
- психические расстройства;
- трудности с поиском и сохранением работы;
- расстройства пищевого поведения;
- агрессия и аутоагрессия (нанесение самоповреждений, негативное и грубое отношение к себе).
Среди соматических проблем встречаются плохой аппетит, головные боли, нарушения сна, боли в животе, усталость, частые простудные заболевания.
Социальные последствия
Согласно другому исследованию, и пострадавшие, и буллеры с трудом адаптируются в обществе. Первые чувствуют себя одинокими, им сложно заводить друзей. Вторые и те, кто побывал в обеих ролях, чувствуют себя изолированными от общества. Кроме этого, пострадавшие отличаются социальной незрелостью. Они словно застревают в роли школьника / школьницы, боятся людей.
Пострадавшие от моббинга страдают ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство), депрессией, тревожным расстройством, проблемами с адаптацией и сном. ПТСР проявляется навязчивыми воспоминаниями о травле, избеганием ситуаций, напоминающих ее (например, столкновение с новым коллективом), хроническим напряжением и возбуждением. С точки зрения работы компании моббинг приводит к текучке кадров, снижению эффективности сотрудников, невыходам на работу.
Что такое буллинг в школе и на работе и как с ним бороться
Говоря простыми словами, это травля — форма насилия. По данным ВОЗ, 42% школьников и 37% школьниц подвергаются издевательствам. Однако травля возникает не только в школе, но и на работе, в быту. Разберем подробнее буллинг: что такое, каким бывает, как его победить.
Что такое буллинг — определение
Буллинг (от английского bullying — запугивание, издевательство) — это систематические и продолжительные издевательства группы или одного человека над ребенком или взрослым. Речь идет только об умышленном причинении физического или психического вреда.
Как отличить насмешки от издевательств
Насмешки могут быть частью эмоционального насилия, если они грубые и систематические. Говорить об отличиях некорректно, о чем свидетельствуют определения из словаря Т.Ф. Ефремовой:
- насмешка — обидная шутка, издевка;
- издевательство — злая, оскорбительная насмешка, обидная шутка.
Издевательства бывают не только вербальными (насмешки, оскорбления), но и физическими (побои, порча имущества, принуждение к чему-то унизительному). То же подтверждает АПА: «Издевательства могут принимать форму физического контакта, слов или более скрытых действий».