Спокойствие, только спокойствие, или агрессия у ребенка

От 0 до года

Пишет мама полугодовалой девочки: «Во время кормления дочка кусает грудь, шлепает меня ручками по лицу. А вчера я держала ее на руках, а она укусила меня за нос! Мне больно! Это что, у меня драчунья растет?» И на молодую маму сыплются советы: «Шлепните ее в ответ», «Стукните пальцем по губам», «Отругайте ее».

Малыш познает мир доступными ему способами – руками и «на зуб». Осознать, что такое «маме больно», он еще не может, да и совсем не стремится причинить вам боль. Можно ли его за это наказывать? Конечно, нет!

Что делать родителям. Не кричать и не шлепать малыша. Держать под руками прохладный прорезыватель, игрушки из мягкой резины или ломтик яблока в сеточке-ниблере – то, что можно грызть и кусать. Обратиться к консультанту по грудному вскармливанию, он подскажет, как прикладывать к груди, чтобы маме было не больно. Не злиться.

«Кастрюлька со злостью»

Отличный способ «переварить» детскую злость и агрессию — терапевтические рассказы. Ирина Млодик предлагает рассказать ребенку, что у каждого есть кастрюлька, куда он складывает все непрожитые чувства: обиды, злость, раздражение. День за днем кастрюлька заполняется и заполняется, пока не достигнет предела. В один прекрасный день, от одной единственной капли, кастрюлька переливается. И на того, кому не посчастливилось добавить эту самую последнюю каплю, обрушивают все обиды, раздражения, вся злость, которая адресована вовсе не ему. Но еще хуже, когда кастрюлька закрыта очень плотно: тогда ее содержимое начинает поглощать ее саму.

Разыграйте перед ребенком спектакль с кастрюлькой и комочками бумаги, чтобы он увидел все наглядно и почувствовал.

«„Пора браться за очистку кастрюли!“ — говорю я ребятам. И мы начинаем со страшными воплями кидать в стенку какой-нибудь матерчатый мячик или мягкую игрушку, вспоминая всех тех, кто нас обидел, или колотим кулаками по мягкой подушке. Чем тише и послушнее ребенок, тем с большим чувством и силой он это делает, при условии, что его удается уговорить на это мероприятие. Особенно воспитанные соглашаются не сразу, но потом останавливаются, только совершенно обессилев».

Так Ирина Млодик работает с маленькими посетителями. И нам есть чему поучиться.

Самое главное, дорогие родители, не забывайте, что ребенок берет с вас пример. Учитесь понимать и контролировать свои чувства, и тогда, возможно, даже не придется учить этой науке ребенка. Он сам все поймет, просто следуя вашему примеру.

Удачи вам! Злитесь на здоровье, но с пользой для себя и окружающих.

Что такое агрессия у детей?

Проблема агрессии довольно остро стоит в современном мире. И мы, взрослые, не всегда умеем мирным путем решать свои споры, а как это происходит у маленьких? Они ведь учатся, глядя на вас — родителей.

Агрессия — нормальная реакция любого живого организма, она необходима для выживания и достижения поставленных целей. Без агрессии мы бы не строили городов, не делали научных открытий и изобретений. Психологи трактуют агрессию как силу, с которой человек стремится к осуществлению задуманного, и это, безусловно, ценное качество. Но иногда агрессия выходит из под контроля и причиняет вред как самому человеку, так и его окружению.

Когда нужна помощь специалиста?

Специального вмешательства требуют два типа агрессивности ребенка:

Первый – когда ребенок старше пяти лет получает удовольствие, мучая других детей и животных. Такой тип редок, но всегда требует специального лечения у психоневролога.

Второй – гиперактивный ребенок. Такой ребенок беспокоен, агрессивен, все и вся задевает, за ним тянется «шлейф» разрушений и обид. Поведение такого ребенка отличается импульсивностью, необдуманными поступками, нарушением запретов. Такой ребенок может быть в душе любящим, великодушным, милым, но биохимический дисбаланс коры головного мозга делает его поведение сверхактивным. Такой импульсивный ребенок – предмет забот врача, который может предписать нужные лекарства.

Предупреждение агрессивности Лучший способ избежать чрезмерной агрессивности в ребенке – проявлять к нему любовь. Нет малыша, который чувствуя себя любимым, был бы агрессивным.

  • Родители должны постараться понять причины агрессивного поведения ребенка и устранить их.
  • Давайте ребенку возможность выплескивать свою энергию. Пусть он порезвится один или с приятелем. Не давайте гиперактивному ребенку сидеть без дела. Пусть его энергия расходуется в «мирных» целях: спорт, научные кружки, «мастерилки» и т.п..
  • Исключите просмотр фильмов и телепередач со сценами насилия и жестокости. – Помогите ребенку найти друзей, научите его общаться с ровесниками. В совместных занятиях дети быстрее усвоят нормы общепринятого поведения. – Не прибегайте к физическим наказаниям.
  • Показывайте ребенку личный пример эффективного доброжелательного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева и ярости, оскорблений своих коллег, разработок планов ,,мести,,.

Как проявляется агрессия в подростковом возрасте ​

Характерные психологические особенности агрессивного поведения детей и подростков :

отказ от участия в общих играх, мероприятиях;
чрезмерная самозащита, переходящая в нападение, в отношении детей и взрослых;
отрицание авторитета взрослых (родителей, учителей);
решение спорных вопросов конфликтным путем;
перекладывание вины на другого, не признание собственных ошибок;
использование истерики как последнего доказательства;
быстрый переход от словесных препираний к угрозам и физическому насилию;
склонность преувеличивать враждебность окружающих;
повышенная возбудимость и двигательная активность;
пассивное сопротивление, негативизм;
непонимание и невнимание к чувствам окружающих.

На физиологическом уровне агрессивность может проявляться в виде постоянного напряжения мускулов, неконтролируемых движений — сжатые кулаки, губы. Профилактика подростковой агрессии начинается с изучения причин, а они могут быть внешними и внутренними.

В этой и подобных ситуациях родители часто задают вопросы:

1.     Почему дети мучают животных и что делать с этим?

2.     Агрессивный ребенок — какие причины к этому привели?

4.     Жестокость в подростковой среде — как действовать?

5.     Есть ли эффективная профилактика жестокости в подростковой среде?

Для начала обратимся к причинам проблемного поведения.

Особенности агрессивного поведения детей и подростков

Чаще всего агрессивное поведение детей и подростков направлено на самых близких людей. Страдают товарищи, одноклассники, родственники, воспитатели. Психологи причисляют такое поведение к феномену «самоотрицания». Агрессивные дети не обязательно воспитываются в неблагополучных семьях. Очень вероятно, что агрессивный ребенок растет в богатой семье и не имеет лишений.

Агрессивное поведение у детей и подростков может не иметь реального мотива. Подавлять агрессию у ребенка строго запрещается. Например, нельзя запрещать фантазии и игры, в которых есть жестокость. Ребенок начинает подавлять свои мысли о гневе и жестокости, откуда вытекает масса психологических проблем. Подавленная агрессия накапливается на бессознательном уровне. Однажды она все таки найдет выход, и это будет взрыв ярости, от которого могут пострадать даже ни в чем неповинные взрослые и дети. Родители часто просят ребенка вести себя спокойно не потому, что воспитывают его таким образом, а потому, что хотят покоя для себя. В таких случаях взрослые должны в этом признаться себе, а потом объяснить ребенку, почему именно он должен вести себя спокойно («мама должна отдохнуть после работы»). Не выдавайте заботу о себе за заботу о ребенке. Дети очень тонко чувствуют такой обман.

Если ребенок никогда не проявлял агрессии вследствие подавления такого поведения со стороны взрослых, он не научится находить грань между нормальным поведением в социуме и антисоциальными действиями. У них, так сказать, не будет хватить жизненной практики. Проявляя агрессию определенным поступком, ребенок потом чувствует страх за того, кого он обидел, и за себя (боязнь наказания со стороны взрослы и/или мести со стороны обиженного ребенка и его родителей). Кроме того, он получает наказания. И это последствия поступка влияют на его оценку необходимости проявлять агрессию в будущем. Так что это очень важный жизненный опыт.

Виды подростковой агрессии

В зависимости от отношений в семье, индивидуальных нюансов характера подростки выражают агрессивность по-разному. Ее можно разделить на скрытую и явную.

Явно выраженная агрессия может проявляться в следующих вариантах:

  • Физический – применение физической силы против окружающих;
  • Вербальный – выражение негативных чувств словами, угрозами, криком;
  • Повышенная раздражительность – ребенок становится грубым, вспыльчивым, резким в общении;
  • Подозрительность – негативный настрой, недоверие к окружающим;
  • Косвенный – выражение агрессивности против конкретного человека посредством других людей (травля, сплетни, злые шутки);
  • Обида по любому, даже самому незначительному поводу.

Скрытый негатив выражается в пассивно-агрессивном поведении. Подросток намеренно делает все медленно или не делает то, о чем ему говорят, вообще. Он может легко забыть или проигнорировать просьбы, поручения.

Лечение детской агрессии

Программа терапии агрессии у детей зависит от её причины.

Лечить нужно не болезнь, а конкретного пациента.

Поэтому терапия всегда начинается с обследования. Врач осматривает ребёнка, изучает анамнез, опрашивает родителей, анализирует школьную характеристику, назначает диагностические процедуры для исключения или подтверждения органических нарушений, например, ЭЭГ и МРТ.

Значение имеет всё:

  • В какой семье воспитывается ребёнок
  • Какой коллектив его окружает в детском саду или школе
  • Как складываются отношения с педагогами, другими детьми и родственниками
  • Насколько учителя, воспитатели, родители готовы к сотрудничеству с психиатром и т.д.

Полученная информация сводится к одному решению. Психиатр ставит диагноз и назначает лечение, которое обязательно включает:

  • Индивидуальную психотерапию. На специальных занятиях ребёнок учится осознавать и контролировать свои эмоции, психотерапевт прорабатывает с ним психологические аспекты агрессии.
  • Семейную психотерапию. Родители учатся правильно взаимодействовать с ребёнком, создавать в доме благоприятную психологическую атмосферу.

И будьте здоровы!

Как выйти из стрессовой ситуации

При сильном стрессе кажется, что такое состояние может поглотить вас надолго. Поверьте, это абсолютно не так. Есть несколько простых приемов, позволяющих избавиться от неприятного влияния раздражителей.

  • Поверните мысль в позитивное русло. Причину вашего стресса нужно представить в смешном, даже нелепом виде.

  • Возьмите перерыв на 5 минут. Уйдите от источника напряжения ненадолго. Это даст вам возможность спокойно вдохнуть и взять себя в руки.

  • Не повышайте голос. Как бы вам не хотелось покричать, непосредственно во время попадания в стрессовую ситуацию, сохраняйте спокойствие. Покричать и выпустить пар вы сможете позже, наедине с собой.

  • Пообещайте себе награду за выдержку и терпение. Ожидание скорой вкусняшки или обновки настроит вас на более спокойный и мирный лад.

Разбор и анализ страхов

Чтобы избавиться от постоянных переживаний, так досаждающих ежедневно, нужно провести огромную работу над собой. Если этого не делать, вы будете мешать жить не только себе, но и окружающим. Что жить не переживая и не тратя много энергии на стресс, учитесь разбираться со всеми своими страхами. Разделите их на два списка: решаемые и нерешаемые. 

Начнем с разрешаемых проблем. Если вы понимаете, что при должных усилиях вы легко с ними справитесь, тогда не стоит тратить нервы на волнения по этому поводу. Теперь разберемся с другим списком. Задайте себе вопрос, могу ли я что-либо изменить? И если ответ — нет, тогда прекращайте переживать за то, что от вас никак не зависит.

Клинические рекомендации при истерии

Профилактика детской истерии включает в себя следующие мероприятия:

  1. Соблюдение режима дня. Полноценный отдых, питание, творческие занятия, подвижные игры на свежем воздухе – все это обязательное условие для здорового развития ребенка. То же самое касается и подростков. Перекусы, долгое сидение за компьютером и гаджетами тормозят развитие мозговой деятельности и негативно влияют на психику.
  2. Озвучивание своих чувств. Делитесь с ребенком переживаниями, призывайте его делать то же самое.  
  3. Ослабьте контроль. Ребенок должен знать, что вы находитесь рядом, однако, ему нужно больше личного пространства, особенно, если это касается подростков. Дайте ребенку чуть больше самостоятельно и выбора в некоторых вещах, которые не нанесут ему вред.
  4. Объясняйте каждый свой запрет. Обычный отказ звучит категорично и провоцирует ребенка делать все наоборот. Каждое «нет» должно быть обоснованным.

В большинстве случае, истерики у детей проходят без чьей-либо помощи к 4-м годам. Правильный режим дня, полноценное питание, благоприятная атмосфера в семье способствуют положительному прогнозу детских истерик. Не нужно игнорировать ребенка, его желания и чувства, тем более, высмеивать их. Родители должны найти со своим чадом общий язык и не быть столь бескомпромиссными. Для эффективного и быстрого избавления от истерик следует обратиться к опытным врачам в специализированную клинику. 

Список литературы:

Эти «ужасные» подростки

Подростковая агрессия – тема непростая. Гормональный всплеск, желание поднять свой рейтинг в глазах сверстников, отношения с родителями, шаткое положение: то тебе говорят, что ты уже взрослый, и тут же – что еще маленький. Да еще добавляется давящая необходимость делать выбор «кем быть», да еще взрослые утверждают, что если сейчас не решишь, будет поздно.

Тяжело быть подростком! Но и родителем подростка быть тоже нелегко, ведь именно против взрослых направлен бунт растущего ребенка. Одно из его самых характерных проявлений – пассивно-агрессивное поведение. Ваше чадо будто нарочно перестает слышать обращенные к нему слова, не выполняет даже самых простых поручений, нарочно «тянет резину», когда вы просите его поторопиться, опаздывает к назначенному времени, на все расспросы отвечает: «Норм!» Кажется, что ему снова три года, и он на любое ваше предложение готов сказать «нет».

Что делать родителям. Спокойствие, только спокойствие! Прежде всего, постарайтесь выслушать и понять, что беспокоит ребенка. Избавьтесь от привычки задавать риторические вопросы: «Почему ты не помыл посуду? Почему не убрала постель?» Просто напомните, что надо сделать. Старайтесь не вступать в бессмысленные споры с подростком и не угрожать тем, что сами выполнить не готовы.

Если с самого раннего возраста вы учили его контролировать проявления агрессии, эти навыки не ушли в песок, не забылись, но сейчас подростку трудно о них вспомнить, особенно в пылу ссоры. Самое главное – остаться другом своему ребенку, даже если он внезапно кажется вам чужим и непонятным.

Подводя итоги, хотелось бы отдельно сказать вот о чем. Мы можем учить ребенка абсолютно правильным вещам, в которые верим. Но если мы говорим одно, а в семье дети видят другое – можно не сомневаться, они скопируют не то, что слышат, а то, что видят. Если мама шлепает тебя, когда ей что-то не нравится, – значит, драться можно? Если папа кричит на маму – значит, ругаться можно? Как ответит себе ребенок на эти вопросы?

Давайте постараемся сделать так, чтобы все способы управления агрессией, о которых мы сегодня говорили, ребенок перенимал у нас « с рук на руки».

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

ПОМОЧЬ

Наши читатели уже 18 лет поддерживают «Правмир». Благодаря этому вышел материал, который сейчас перед Вами.

И поскольку Вы здесь, у нас есть небольшая просьба: подпишитесь на посильное регулярное пожертвование

Даже маленький вклад — это возможность и дальше рассказывать о том, что важно для каждого человека.. Поддержите «Правмир» сейчас.

Поддержите «Правмир» сейчас.

ПОДДЕРЖАТЬ

Спасибо, что дочитали до конца! Наши корреспонденты, фотографы и редакторы работают благодаря поддержке наших читателей.

«Правмир» 18 лет рассказывает о людях и проблемах, которые волнуют каждого из нас. Даже небольшое регулярное пожертвование — это новые истории, которые помогают людям.

Сейчас ваша помощь особенно нужна.

ПОМОЧЬ

Работа на опережение

Вот основные правила:

  • Не бывает плохих эмоций
    Ребенок не видит разницы между собой и своими эмоциями, поэтому когда мама или папа говорят, что злиться — плохо и неправильно, малыш считает плохим и неправильным себя. Чем больше мы его ругаем, тем больше он убеждается в своей правоте и рано или поздно приходит к выводу, что, если ты все равно плохой, то можно вести себя, как хочется.
  • Эмоциями нужно управлять, а не подавлять
    Подавление эмоций — не лучшая стратегия в работе с ними. Чем больше мы их подавляем, тем больше проблем получим в итоге. Подавление гнева приводит к психосоматическим заболеваниям и аутоагрессии. Кроме того, если периодически не выпускать пар, рано или поздно его станет так много, что агрессия переходит на другой уровень и станет опасной не только для ребенка, но и окружающих его людей.
  • Научи ребенка проявлять эмоции экологично
    Дети из-за незрелости коры головного мозга не могут силой воли управлять собой и своими эмоциями. Они плачут и злятся, могут драться и кусаться. Нам, родителям, нужно научить ребенка проживать эти эмоции экологично, ведь они ранят не только окружающих, но и его самого.
    — Вначале покажите ребенку, что его эмоция нормальна, и вы любите его, несмотря ни на что.
    — Обязательно проговаривайте, что он чувствует: «Ты злишься из-за того, что у тебя не получилось / ты не получил того, что хотел». Ребенок должен знать, что это нормально.
    — Позже, когда малыш научился распознавать эту эмоцию, учите его экологично проявлять ее. Бить подушки или игрушки — не лучший вариант. Лучше покричать в специальный пакет злости или заняться любой физической активностью — приседать или бегать, пока вся злость не закончится.
    — Также можно рисовать злость, а потом разорвать ее на мелкие кусочки. По мере роста и взросления ребенку все реже придется прибегать к таким «костылям»: он сможет заранее понимать, что с ним происходит и купировать приступы злости.
  • Направляй ребенка
    Если вы видите, что ребенок склонен к агрессии и злости, найдите ему подходящее занятие. Не стоит отдавать его в бокс. Это может усилить агрессию. Лучше выбрать активные виды спорта типа футбола. Также, когда ребенок подрастет, вы можете подобрать ему кружки по интересам: театр, исторической реконструкции, рисования или лепки.
  • Не дави на ребенка и делегируй ему возможность принимать решения
    Это очень тонкий момент. С одной стороны, ребенок не всегда может принять верное решение и понять, что ему действительно нужно. С другой — если мы будем принимать все решения за него, не будем учитывать его мнение, склонности и интересы, то рано или поздно ребенок будет бунтовать. Мы должны давать ему право выбора в соответствии с возрастом и ментальными особенностями. Это не значит, что мы потакаем всем его желаниям. Это значит, что ребенок вполне может решить, что он хочет есть на ужин или в какой футболке ему идти в детский сад. Чем старше ребенок, тем большую зону ответственности мы на него перекладываем.

С поправкой на возраст эти правила работают и с подростками. Да, это может казаться глупым или неуместным, когда вы проговариваете эмоции со взрослым ребенком. Но это поможет ему лучше понимать себя и справляться со сложными ситуациями.

Причины агрессии

Но нередко эмоциональные перепады становятся слишком радикальными, перерастая в агрессию

Если не обращать внимание на бунтарство ребенка, оставить его наедине со своими проблемами, то последствия могут быть плачевными

Причинами агрессивного поведения бывают следующие факторы:

  • Биологические;
  • Личностные;
  • Семейные;
  • Внешние.

Каждые из них проявляются по-разному, требуют соответствующей корректировки нежелательного поведения.

Биологические

Агрессия без видимой причины может быть признаком гормонального дисбаланса организма. В этом случае требуется тщательное медицинское обследование подростка. К биологическим факторам также можно отнести наследственность, злоупотребление антидепрессантами, алкоголем, прием наркотических средств. Агрессивные побуждения могут возникать при переутомлении, нарушении рациона, неправильном, несбалансированном питании.

Личностные

Дети часто ведут себя агрессивно в знак протеста на какие-то ограничения – в семье, школе. Деструктивное поведение может вызываться желанием самоутверждения среди сверстников при помощи конфликтов со взрослыми, учителями. Значительное влияние на возникновение агрессивности у подростка оказывают конфликты в семье.

Ребенок, склонный к ожиданиям худшего, имеющий выраженные страхи, в равной степени может быть подвержен самоедству и агрессии. Агрессивность также бывает защитной реакцией, когда подросток не уверен в себе, собственной безопасности.

Деструктивным поведением дети часто прикрывают чувство вины за какое-то действие. Иногда такие проявления не являются осознанными. Это усложняет борьбу с ними. Агрессивность, ненависть могут быть следствием одиночества. Их также могут провоцировать определенные ситуации.

Проблемы в семье

Нарушения в эмоциональной сфере часто вызывают агрессивность несовершеннолетних. Равнодушие родителей к детским проблемам, не оказание поддержки в нужной ситуации приводит к образованию у ребенка эмоционального вакуума. Со временем это перерастает в невозможность самостоятельного контролирования своих поступков. Родители часто игнорируют потребности подростка, откупаясь от него свободой действий или подарками.

Внешние причины

На ребенка могут негативно влиять внешние факторы, которые способны вызвать агрессивное поведение. Это средства массовой информации, интернет, плохая компания, агрессивные компьютерные и реальные игры, а также многое другое.

Последствия агрессии

Стоит отметить, что агрессия сама по себе неплохая и нехорошая. Это одно из естественных состояний человека, которое помогало ему выжить. Проблемой агрессия становится тогда, когда человек не умеет управлять этой эмоцией и использовать ее конструктивно. Агрессия может проявляться конструктивно и деструктивно.

Агрессия, направленная на себя (аутоагрессия)

Очень часто в семьях, где есть запрет на негативные эмоции, а родители подавляют детей и контролируют каждый их шаг, ребенок быстро понимает, что нельзя проявлять агрессию. Но она в любом случае требует выхода. И тогда ребенок направляет ее на себя. Он физически или психологически причиняет себе боль.

Проявлениями такой агрессии становятся: 

  • негативные установки,
  • отсутствие веры в себя и свои силы,
  • низкая самооценка,
  • замкнутость.

В крайних случаях такая агрессия переходит на физический уровень: ребенок намеренно причиняет себе вред — ударяется о какие-то предметы, например, бьется головой о стену, режет кожу, щиплет себя до синяков и так далее. Аутоагрессия намного опаснее обычной агрессии. Она тихая, часто незаметная, но может стать причиной большой трагедии. Однажды ребенку может надоесть терпеть, и его злость переместится с себя на внешний мир.

Агрессия, направленная на других

Достижение результата — это один из немногих конструктивных выходов для агрессии. Поэтому ребенка, который часто ведет себя не сдержанно, нужно обязательно отдать в спорт. Занятия, например, скалолазанием, рафтингом или исторической реконструкцией помогут ему выплеснуть свои эмоции. При этом он всегда будет под присмотром тренера. Родителям следует поощрять именно такой выход агрессии.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий