40 базовых вещей, которые должен уметь делать ребёнок по дому в возрасте от 2-ух до 13-ти лет

2-3 года

Как только кроха научилась понимать речь и реагировать на просьбы, вы можете рассчитывать на незамысловатую помощь, которая, тем не менее, освободит часть времени для других дел. Что можно поручить малышу:

  • сложить кубики и игрушки в корзину – сначала делайте это вместе, чтобы ребенок понял и запомнил, что и куда ставить и складывать;
  • cложить свою разбросанную одежду – это хорошая подготовка к садику, где дети должны одеваться и раздеваться самостоятельно;
  • вытереть стол и пыль с нижних полок;
  • сложить в стопки и коробки любые разбросанные предметы;
  • полить домашние растения – под присмотром старших.

Домашние обязанности девяти- и десятилетнего ребенка (четвертый класс)

  • Менять постельное белье и складывать грязное белье в корзину.
  • Уметь обращаться со стиральной машиной и сушилкой.
  • Отмерять стиральный порошок и кондиционер для белья.
  • Покупать продукты по списку.
  • Самостоятельно переходить улицу.
  • Самостоятельно приходить на назначенные встречи если туда можно дойти пешком или доехать на велосипеде.
  • Печь печенье из полуфабриката в коробках.
  • Готовить еду на семью.
  • Получать свою почту и отвечать на нее.
  • Готовить чай, кофе или сок, разливать по чашкам.
  • Ходить в гости.
  • Планировать свой день рождения или другие праздники.
  • Быть в состоянии оказать простую первую помощь.
  • Мыть семейный автомобиль.
  • Учиться бережливости и экономии.

Что должен уметь ребенок к 3,5 годам

Каждый ребенок индивидуален и развивается со своей скоростью. Умения ребенка 3 -3,5 лет обширны. Одни дети больше склонны к развитию физических навыков, другие — умственных, третьи — с малых лет проявляют тягу к творчеству. Оценивать умения разных детей одного возраста не совсем корректно, ведь каждый из них идет собственным путем. Но существует список навыков, которые должны освоить все дети к 3,5 годам в разной степени.

Физические навыки ребенка 3 — 3,5 лет:

  • Бег. Ребенок 3,5 лет должен уметь бегать с разной скоростью (быстро, медленно, с подскоком), менять направление движения на ходу, изменять темп при необходимости;
  • Прыгать на 1 или 2 ногах вверх, вперед, в стороны. К 3,5 годам ребенку под силу перепрыгнуть на 1 или 2 ногах небольшое препятствие;
  • Стоять и ходить на пятках, носках, сохраняя равновесие. Если малыш выполняет эти элементы, но при этом раскидывает в стороны руки для удержания равновесия не стоит волноваться. Навык усвоен, умение удерживать равновесие придет с опытом;
  • Лазать по турникам. Подниматься и спускаться по прямой или изогнутой стенке, полностью преодолевать “радугу”, висеть на перекладине и спрыгивать с нее самостоятельно;
  • Самостоятельно ходить по лестнице вверх и вниз, придерживаясь за поручень. При подъеме вверх может отпустить руки и подниматься, чередуя ноги, при спуске передвигаться приставным шагом;
  • Спрыгивать с небольшого возвышения, бордюра, стульчика. При приземлении слегка сгибать ноги в коленях для смягчения прыжка;
  • Играть с мячом. Ловить и бросать мяч на расстояние около 2 метров вперед, в стороны, назад. Для броска использовать две или одну руку. Кидать мяч из разного положения тела: стоя, лежа, из за головы, между ног;
  • Выполнять 2-3 действия синхронно. В одно и то же время хлопать и топать, прыгать и махать;
  • Наклоняться вперед, пытаться достать пальцами до земли;
  • При наличии велосипеда уверенно крутить педали, быстро передвигаться при помощи беговела, самоката.

Бытовые навыки:

  • Самостоятельно обувается и разувается, одевается и раздевается;
  • Застегивать и расстегивать удобно расположенные пуговицы, замки, застежки;
  • Следить за опрятностью своей одежды, при необходимости заменять испачканный предмет гардероба;
  • Выбирать подходящую по погоде и времени года одежду для прогулки;
  • Вытирать ноги после прогулки, входя в дом;
  • Использовать при необходимости носовой платок;
  • Мыть руки, лицо, использовать при необходимости мыло;
  • Правильно пользоваться горшком или унитазом, мыть руки после посещения туалета;
  • Самостоятельно есть ложкой, вилкой. Пить из кружки, чашки, стакана;
  • После окончания игры собирать свои игрушки, расставлять по местам предметы;
  • Проявлять инициативу в домашних делах, пытаться помогать взрослым убираться, готовить еду.

Интеллектуальные навыки и знания:

  • Свободно ориентироваться в пространстве. Знать и называть слова, обозначающие расположение предметов в пространстве: вверху, внизу, справа, слева;
  • Знать свое имя и фамилию, домашний адрес, имена родителей;
  • Употреблять в речи слова обобщения, подбирать к предложенному слову подходящие предметы;
  • Конструировать башни, замки, домики для игровых целей или по образцу;
  • Подбирать пару предложенному предмету по образцу;
  • Считать до 5 и выше;
  • Различать цвета спектра и их основные оттенки;
  • Находить и называть в книжке знакомые предметы, животных, растения;
  • Сравнивать между собой предметы, находить между ними общие и отличительные черты;
  • Знать основные геометрические фигуры, по просьбе взрослого находить очертания фигуры в окружающих предметах (окно — прямоугольное, спинка стула — квадратная);
  • Разделять предметы на группы по 1-2 признакам;
  • Находить в группе предметов лишний, не подходящий по обозначенному признаку.

Перечисленные навыки должны присутствовать у ребенка к 3,5 годам. Если малышу сложно дается тот или иной навык, он отказывается выполнять предложенное задание, рекомендуется пересмотреть подход к обучению, предложить более легкий, игровой вариант обучения. Дети учатся через непосредственный контакт с предметами, игровые задания. Не нужно стараться придать занятиям вид школьных уроков. Это не сработает. Постарайтесь во время обычной игры рассказывать и показывать на конкретных примерах новую информацию, активно привлекать ребенка к решению задач.

Интеллектуальное и психическое развитие

Данный возраст является одним из рубежных. Считается, что именно в этот период начинается интеллектуальное взросление ребенка. Однако, как и в случае с половым, оно может немного задержаться.

Довольно часто от девочки в 10 лет ожидают, что она будет читать более сложную литературу, выходящую за пределы школьной программы, а также иметь представление о будущей профессии. Но все эти требования не всегда здравы. Да, многие десятилетки и правда, кажется, начинают размышлять как взрослые. Обладатели незаурядных способностей в этом возрасте, они могут читать Ницше в оригинале и рассуждать о судьбах мира. Однако их знания не имеют под собой фактического жизненного опыта. Они не осмыслены и не прочувствованы. Так что на практике – это все равно, что выученный наизусть стих, не более того. Причем сами девочки могут даже не понимать, что не являются взрослыми, а попросту играют в них.

Задача родителей – проявить такт и твердость. В первом случае – не критиковать без нужды зазнавшихся дочерей, которые всерьез способны начать поучать жизни папу, маму и даже дедушку с бабушкой. Во втором – ставить на место девочку, если ее “игры” выходят за пределы разумного.

Для этой категории ранних да умных самое главное – научить дочь здраво оценивать себя. Одним из самых простых способов являются тесты для девочек 10 лет. Они могут быть нацелены как на проверку интеллектуальных способностей или знаний в определенных областях (школьная программа, литература, музыка, естественные науки), так и на анализ характера, уровня сформированности социальных навыков (умение общаться со сверстниками и взрослыми).

Подобные тесты для девочек 10 лет можно найти в специализированной литературе или попросить у школьного психолога. Кстати, с ним неплохо бы обсудить и их результаты. Хотя на постсоветском пространстве традиция обращения к подобному специалисту еще только формируется, не стоит пренебрегать ею. Тем более что иногда он способен заметить и помочь исправить те огрехи в психологическом развитии ребенка, которые сами родители не видят.

Другой крайностью для девочек этого возраста является “запоздалое взросление”, которое по ошибке принимают за отставание в развитии. Суть его в том, что ребенку комфортно оставаться в таком положении, как он есть. Не желая ничего менять и брать на себя дополнительную ответственность, девочка намеренно “саботирует” свое интеллектуальное развитие. Причем не всегда осознанно.

При кажущейся безобидности данная проблема может иметь серьезные последствия. Ведь, “отказавшись взрослеть”, десятилетка позже оказывается неприспособленной к жизни и нагонять упущенное ей придется в ускоренном темпе, что может привести ко многим психическим расстройствам, а также депрессии.

Как правило, просто разговоры при подобном “саботаже” малоэффективны. Поэтому лучше всего потихоньку формировать у девочки практические навыки, характерные для ее возраста. Поначалу это может вызвать сопротивление. Его удастся преодолеть постепенно, увеличивая зону ее личной ответственности (круг обязанностей).

Как приучить ребенка к домашней работе?

Привлекайте ребенка к домашней работе с раннего детства и постепенно, в соответствии с возрастом, затем усложняйте задачи!

Обсудите на семейном совете и четко сформулируйте, что именно и когда дети должны делать. При этом нужно учитывать интересы детей и их пожелания. Составляйте планы и графики – так ребенку легче сориентироваться. Это вписывается в рамки так называемого agile планирования, которое уместно в любой сфере.

Показывайте ответственность на собственном примере!

Это лучшая мотивация. Невозможно пояснить детям необходимость поддержания порядка, если сами родители не следят за чистотой.

Не стоит заставлять ребенка выполнять что-либо силой, или тем более применять физическое воздействие и угрозы!

Отношения выстраиваются на доверии и разговоре. Давайте задания по возрасту. Показывайте список дел и предоставляйте право выбора.

Нельзя перегружать ребенка и взваливать на него все хлопоты по дому!

Оставляйте время на бездельничество. Если в семье несколько детей, справедливо распределяйте обязанности между всеми. Будьте последовательны в своих решениях и действиях. Поощряйте, благодарите и хвалите детей за выполненную работу.

Семейное продолжение . . .

Знаете – Что должен делать мужчина по дому?

Знаете – Что должна делать женщина по дому?

Узнайте – Как везде успеть: и на работе, и дома?

Список домашних обязанностей для детей по возрастам

KidsVisitor составил инструкцию с обязанностями для детей разного возраста. Разумеется, этот перечень можно корректировать, учитывая индивидуальные особенности и умения вашего ребенка.

3-4 года

  • Собирать игрушки;
  • Чистить зубы, умываться, вытирать лицо и руки;
  • Надевать некоторые предметы одежды (брюки, футболку);
  • Помогать убирать постель;
  • Вытирать пыль;
  • Сервировать стол;
  • Мыть посуду (не всю);
  • Загружать и запускать стиральную машину.

5-6 лет

  • Убирать за питомцем и кормить его;
  • Делать мелкие покупки в магазине;
  • Завязывать шнурки;
  • Складывать одежду;
  • Поливать цветы;
  • Выносить мусор;
  • Самостоятельно подбирать одежду по погоде;
  • Собирать вещи в сад/школу.

7-9 лет

  • Самостоятельно просыпаться утром и без напоминания отправляться в кровать вечером;
  • Пылесосить;
  • Мыть пол;
  • Наводить порядок в шкафчике;
  • Самому набирать ванну для вечернего купания;
  • Помогать ухаживать за младшими братьями/сестрами.

10-12 лет

  • Менять постельное белье;
  • Покупать продукты по списку;
  • Готовить простые блюда (бутерброды, салат);
  • Помочь помыть автомобиль;
  • Самостоятельно распределять время на все свои дела.

Главное правило: не выполняйте за ребенка то, что он отлично умеет делать сам. Чуткость, последовательность слов и действий с вашей стороны – и приучить дите к совместной работе по дому удастся. Больше про тайм-менеджмент и организацию досуга школьника читайте на нашем сайте

8-9 лет

В этом возрасте дети уже подростки. Они увлекаются гаджетами, компьютерными играми, начинают проявлять предрасположенность к конкретным интересам. Что они могут сделать?

Они могут делать практически все:

  • ходить по магазинам в одиночестве;
  • берут на прогулку своих питомцев, полностью о них заботятся;
  • приготовить первую трапезу: бутерброды, тосты, салаты, напитки;
  • пользоваться бытовой техникой: стиральная машина, посудомоечная машина, микроволновая печь, пылесос
  • активно пользоваться телефоном, осваивать компьютер (кстати, это время, когда дети могут увлечься компьютерными играми и Интернетом).

4-5 лет

В этом возрасте у ребенка уже хорошо развиты мелкая моторика, слух, зрение, логическое мышление. Он все замечает, внимателен и активен, поэтому легко справится с такими домашними делами:

  • ухаживайте за домашними животными: кормите и меняйте воду;
  • Снести грязную одежду в мусорное ведро и аккуратно убрать его одежду в шкаф;
  • Помогать маме по хозяйству: вытирать пыль с полок, пылесосить (например, мой сын уже в этом возрасте моет посуду);
  • Поливаем комнатные растения, опудриваем их листья;
  • Принеси ему кровать;
  • мыть руки;
  • чистить зубы, мыть уши и умываться;
  • помочь маме накрыть стол и избавиться от грязной посуды;
  • выносить мусор;
  • помощь в приготовлении ужина (добавление, перемешивание, извлечение чего-либо из холодильника).

Что касается последнего, то мой пятилетний сын всегда рядом со мной, когда я начинаю готовить. Он не только наблюдает, но и принимает активное участие в процессе. Вместе со мной он режет еду, измельчает и перемешивает. Он даже помогает мне готовить котлеты и пельмени. Многие мамы мечтают иметь дочь-помощницу, а у меня есть сын-помощник.

Что должен уметь ребенок

  • пытается выполнять, но есть ошибки, неточности, сложности;
  • хорошо выполняет;
  • делает автоматически.

Физические навыки:

  • Бегать с разной скоростью, на ходу меняя направление движения без убавления темпа. Во время бега огибать или перепрыгивать небольшие препятствия, практически не падать;
  • Прыгать на 1 или 2 ногах вверх, вперед, в стороны;
  • Ходить задом наперед;
  • Лазать самостоятельно по турникам вверх и вниз, висеть на перекладине на 1 и 2 руках, спрыгивать, приземляясь на полусогнутые ноги;
  • Играть с мячом: бросать 1 и 2 руками вперед, назад, в стороны, вверх, из за головы, ловить 1 и 2 руками с расстояния 3 метров. Пытаться отбивать мяч об землю 1 рукой. Ловить мяч после отскока от стены;
  • Уверенно ходить по узкой доске, бордюру, наклонной плоскости, сохраняя равновесие;
  • Ездить на трехколесном велосипеде, самокате. К 4-м годам можно начинать учить кроху кататься на коньках, лыжах;
  • Самостоятельно подниматься по лестнице вверх без опоры на поручень, спускаться вниз, чередуя ноги, иногда используя приставной шаг;
  • Стоять на одной ноге 15-30 секунд, не падая;
  • Ходить на цыпочках, носочках, внутренней и внешней стороне стопы;
  • При помощи взрослого делать кувырок вперед;
  • Лежа на спине удерживать поднятые вверх ноги в течение 5-15 секунд;
  • Запрыгивать и спрыгивать с небольшой лавочки, бордюра, ступеньки;
  • Пролазить под веревкой или палкой, установленных на высоте 40 см.

Бытовые навыки:

  • Ест и пьет сам, старается делать это аккуратно. Уверенно пользуется ложкой и вилкой;
  • Одевается и раздевается, развязывает шнурки, расстегивает и застегивает пуговицы, застежки. Может самостоятельно надевать колготки, нижнее белье, кофты с длинными рукавами. Затруднение вызывает завязывание шнурков, удобнее приобретать обувь на липучках;
  • Выполняет основные гигиенические процедуры без напоминания:
      • моет руки после прогулки и посещения туалета, перед едой;
      • чистит зубы;
      • моется сам, под контролем взрослого и т.д.
  • Следит за собственной опрятностью;
  • Собирает игрушки перед сном, достает необходимые принадлежности для рукоделия;
  • Выражает активное желание помочь по дому, может вытирать пыль, поливать цветы, помогать мыть посуду, готовить пищу, подметать;
  • Умеет пользоваться ножницами, канцелярскими принадлежностями, правильно держит ручку или карандаш;
  • Старается беречь игрушки, книжки, одежду.

Интеллектуальные навыки:

Считает до 5 и обратно на пальцах, знает цифры до 10;
Хорошо ориентируется в понятиях 1 — много, много — мало, высоко — низко и т

д.;
Знает основные цвета спектра и их оттенки;
Ориентируется в основных геометрических фигурах, находит их очертания в окружающих предметах;
Может сравнить предметы между собой по предложенным признакам;
Находит и объясняет несоответствия на 2-х картинках;
Складывает пазл на 12 -18 деталей, разрезную картинку до 10 деталей;
Находит лишнее в группе предметов, объясняет свой выбор;
Запоминает последовательность предметов, слов, движений, по просьбе может воспроизвести заданную очередность без ошибок;
Концентрирует внимание на одном задании до 5-ти минут, может заниматься интересным занятием самостоятельно до 30-ти минут;
Знает много домашних, диких животных. Может рассказать, где они живут, что едят, как называются детеныши разных видов животных;
Знает и показывает в книжке до 10 птиц, рыб, насекомых;
Ориентируется в видах растений, знает названия до 10 чаще всего встречающихся в вашем регионе деревьев, кустов, цветов, грибов и т

д.;
Знает и различает употребляемые фрукты, овощи, ягоды, может рассказать, какие они на вкус;
Отличает основные виды материалов (пластик, дерево, камень), может определить на ощупь, из чего сделан предмет;
Ориентируется во временах года, суток. Может объяснить, чем отличается осень от весны, зима от лета, утро от вечера;
Знает основные явления природы, может схематически нарисовать дождь, грозу, ветер, солнце;
Знает, кем работают родители, основные профессии. Может высказываться о желаемой профессии для себя;
Отличает разные виды транспорта, марки машин;
Может рассказать, чем отличается город от деревни, море от реки, лес от луга.

Некоторые дети к 4-м годам готовы приступить к изучению букв

Быстрая оценка развития. Что умеет Ваш ребёнок в возрасте 1,5 года?

Специалисты Санкт-Петербургского Института раннего вмешательства разработали простую анкету, которая помогает родителям быстро оценить развитие своего ребёнка в первые годы жизни.
Ответы на вопросы анкеты позволяют предварительно оценить навыки малыша: соответствуют ли они норме или есть основания для более глубокого обследования.

Начало анкеты здесь ().

Вопросы анкеты, соответствующие возрасту ребёнка 15-17 месяцев:

109. Полностью называет предмет в момент заинтересованности.
110. Узнает предметы, игрушки и животных на рисунках книг и журналов.
111. Имеет в словарном запасе несколько десятков упрощенных слов.
112. Узнает знакомого взрослого по фотографии.
113. Катит мяч к взрослому, приглашая к игре.
114. Приседает.
115. Перешагивает через препятствия.
116. Различает большой и маленький предметы.

Для успешного развития ребёнка важно также важно и состояние сна ()

Физическое развитие: крупная и мелкая моторика

От 2 до 3 лет ребенок закрепляет двигательные навыки, с которыми он знакомился постепенно с того момента, как пошел. Теперь он оттачивает свое мастерство управления телом и конечностями, развивает ловкость, повышает скорость и точность выполнения движений.

Крупномоторные навыки

  • Ребенок хорошо ходит, бегает, прыгает на двух ногах, приседает и сидит на корточках, кувыркается, поднимается и ходит на цыпочках, перешагивает через препятствия и проползает под ними, уверенно спрыгивает с небольшой высоты, залезает на шведскую стенку, недолго балансирует и прыгает на одной ноге, может пройти по наклонной доске, стоя подбирает предметы, поднимается, не теряя равновесия, вверх по лестнице чередующимися шагами, в 2 года самостоятельно преодолевает лестничные спуски и подъемы, к 3 годам — не держась за перила, танцует, хорошо повторяя движения и чувствуя ритм.
  • Ловит мяч двумя руками, при броске попадает в цель (кольцо, корзина), перебрасывает его через препятствия, бьет ногой по мячу, не теряя равновесия, осваивает трехколесный велосипед, самокат, приобретает первые навыки плавания, катания на коньках и лыжах.
  • Выполняет одновременно несколько действий: поет, хлопает в ладоши, кружится, пританцовывает.

Мелкомоторные навыки

  • Ребенок хорошо оперирует маленькими и тонкими предметами: умеет держать карандаш, ручку, фломастер пятью или четырьмя пальцами (к возрасту 3 лет — тремя пальцами) и рисует ими простые линии и формы, проводит прямую линию, копирует круг, лепит из пластилина, нанизывает бусы на шнурок, листает книгу постранично, хорошо управляет указательными пальцами обеих рук, начинает осваивать ножницы.
  • Собирает пирамидку из восьми элементов, соблюдая размерность, строит башню из восьми кубиков, складывает сюжетные конструкции из кубиков (дом, мост, паровоз).
  • Расстегивает и застегивает пуговицы и молнии, липучки на одежде, пытается завязывать шнурки на ботинках; меняет одежду на кукле; осваивает кнопки на телефоне и клавиатуру компьютера; ловко управляется с ложкой, зубной щеткой, расческой.

Физиологические изменения

В 10-12 лет происходит активное перестроение организма ребенка, подготовка к половому созреванию. У девочек этот процесс начинается раньше: в 9-10 лет, у мальчиков чуть позже: 11-12 лет.

Основные признаки начинающегося полового созревания в 10-12 лет:

  • Быстрый неравномерный рост тела, рук, ног. Большинство детей в этот период вырастают на 8-10 см. Позвоночник, руки и ноги вытягиваются, а грудина и таз внешне кажутся непропорциональными. Долговязость тела в предподрастковый период часто становится причиной психологических комплексов у ребенка, рекомендуется поддержать сына или дочку, рассказав, что через пару лет все придет в норму, тело станет пропорциональным, красивым.
  • Повышенная возбудимость, вспыльчивость, быстрая смена настроения. Происходящие гормональные изменения влияют на нервную систему ребенка. Для выполнения привычных дел (домашнее задание, уборка) сыну или дочке необходимо больше времени, чем раньше. Лучше всего это заметно при выполнении домашнего задания: мальчики и девочки не только тратят больше времени, но и негативно реагируют на неудачи, сложности.
  • С 11-ти лет у большинства девочек увеличивается аппетит, заметен набор веса.
  • С 12-ти лет у мальчиков увеличивается размер яичек, может начаться ломка голоса.
  • К 12-ти годам у некоторых детей начинают расти волосы в интимной зоне (паху).

Ускорение темпов роста организма девочек и мальчиков сказывается на сердечно-сосудистой системе. Сердце детей растет быстрее, чем развиваются сосуды. В 10-12 лет на фоне этого процесса часто бывают головные боли, повышение утомляемости. Рекомендуется контролировать умственную и физическую нагрузку ребенка, не нагружать неподъемным количеством кружков и секций. В день у мальчиков и девочек должно быть минимум 1,5-2 часа на отдых, прогулку.

Рост и вес ребенка от 2 до 3 лет

В возрасте после 2-ух лет ребенок растет немного медленнее, чем в первые 2 года, хотя по-прежнему активно. За 3-й год жизни ребенок прибавляет: в росте — 8 – 10 см, в весе — 2 – 3 кг. Быстрее всего в этом возрасте у ребенка растут ноги, голова — медленнее, но мозг продолжает увеличиваться в объеме.

Как разобраться, соответствует ли развитие вашего малыша возрастным нормам? Вот простая формула для определения нормального соотношения показателей роста и веса (от 1 года до 6 лет): масса тела (кг) = возраст (годы) * 2 + 8; длина тела (см) = возраст (годы) * 6 + 77.

Чтобы судить о гармоничном развитии, необходимо рассматривать вес ребенка в соответствии с его ростом, а не возрастом. Нормой считаются значения веса в пределах 6 – 7 %, о склонности к «перевесу» или «недовесу» можно судить при отклонении этих цифр от средних показателей на 7 – 14 %, о легком «недовесе» или «перевесе» — на 12 – 14 %, о необходимости коррекции питания — на 20 – 25 %. Что касается показателей роста, то нормой здесь считаются значения в пределах 3 % от «эталона», при отклонении более чем на 10 % нужна консультация специалиста.

 Нормальное соотношение показателей для детей 3 лет:

  • Мальчики: рост — от 92 см до 100 см, вес — от 13,5 кг до 16 кг;
  • Девочки: рост — от 93 см до 98 см, вес — от 13 кг до 15,5 кг.

Малыш растет «по-разному» в сравнении не только со сверстниками, но и с самим собой: иногда у ребенка случаются скачки роста. Обычно такое происходит в районе 4 лет и в подростковом возрасте. Это здоровое закономерное явление. Замечено, что девочки опережают мальчиков на 1 – 2 года.

А что же определяет рост и вес ребенка?

Наследственность: телосложение, рост, вес — эти характеристики во многом определяются генами, которые малыш получает от родителей; при этом мальчики следуют в линии развития своим предшественникам по мужской линии, девочки — по женской.
Внутриутробное развитие: отсутствие травм, стрессов, болезней и патологий в течение беременности, а также сбалансированная диета будущей мамы — все это важно для здоровья ребенка.
Внешние факторы: экология, климат, питание, в том числе рацион мамы на этапе беременности. С питанием в организм ребенка должны поступать все необходимые витамины, минералы, макро- и микроэлементы

Особенно важны кальций и витамин К2, которые присутствуют в творожках «Агуша»: они помогают усваиваться другим веществам, например отвечающим за костную систему (кальций и фосфор). Ежедневные подвижные игры, особенно на свежем воздухе, тоже очень важны для полноценного развития.
Некоторые особенности здоровья, например гормональный баланс. За рост человека отвечает эндокринная система. И так как гормон роста выделяется ночью, важно соблюдать режим дня, вовремя укладывая малыша спать. Необходимо проконсультироваться с эндокринологом, если вы заметили, что ребенок недобирает сантиметров или слишком хорошо прибавляет в весе; при установлении правильного диагноза и устранении причины нарушения темпы роста и набора веса постепенно нормализуются.

Слух и зрение ребенка

Уже в 2 года малыш может распознавать объекты, которые ему не видны, по звукам. Ближе к 3 годам у ребенка сформировано осмысленное восприятие всех звуков родного языка, и только по высоте различать их ему пока трудно. Советуем тренировать слух: ставить крохе музыкальные произведения, находить примеры звуков в живой природе и в городе, играть «низким» и «высоким» голосами персонажей.

  • Зрение ребенка становится похожим на «взрослое» примерно в 3 – 4 года, цветовое зрение развивается к 4 – 5 годам. Но в отличие от слуха, рост глаз и их развитие не завершается к возрасту 2 – 3 лет, а продолжается все годы детства и юности.
  • До момента достижения школьного возраста (7 лет) у детей может быть диагностирована дальнозоркость. Если она имеет слабую степень, то это рассматривается как естественная возрастная особенность в пределах нормы. Обычно примерно к 10 годам это явление проходит.
  • Встречаются и такие случаи, когда за «идеальным» зрением у ребенка скрывается дальнозоркость, которая в меру возможностей регулируется мышечной работой глазного аппарата. Поскольку мышцы глаза постоянно испытывают повышенные нагрузки, пытаясь компенсировать нечеткость фокусировки, ребенок начинает утомляться, становится раздражительным, жалуется на головные боли и плохое самочувствие.
  • Дальнозоркость выявляется только при специальном обследовании, поэтому посещать офтальмолога следует не реже одного раза в год.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitter
Напишите комментарий