Содержание
Каждый скачок физического и психологического роста у детей сопровождается особым переходным периодом – кризисом. В семь лет ребенок встает на очередную ступень развития. Дошкольник становится школьником, меняется его социальный статус. Появляются новые обязанности, взрослые начинают выдвигать другие требования, другим становится режим дня. Психика переживает потрясение, которое сопровождается переживаниями, сменой привычного поведения, сложностями с коммуникацией. Поэтому в возрастной психологии у детей выделяют кризис 7 лет.
Когда игры меняются на активное обучение, меняется круг общения и формируется другая социальная роль, ребенок становится непослушным, упрямым, раздражительным. Признаки кризисного состояния психики могут проявляться в возрасте с пяти до восьми лет. Чтобы помочь правильно преодолеть этот сложный этап и занять новую социальную позицию, родители должны вовремя распознать кризис и правильно на него отреагировать.
Кормление
Вид вскармливания младенца зависит исключительно от желания и возможности матери. Предпочтительным всегда будет грудное вскармливание.
Количество суточных кормлений определяется, исходя из индивидуальных особенностей малыша. Перерыв между едой рекомендуется делать не более двух-трех часов, но если ребенок проявляет беспокойство, подает знаки о том, что проголодался, то кормить его следует по требованию.
Продолжительность приема пищи при грудном вскармливании составляет 10–15 минут с каждой груди. При искусственном вскармливании объем необходимой порции рассчитывается согласно инструкции и составляет не более 90 мл за один раз.
Чтобы понять, наедается ли новорожденный грудным молоком, достаточно обратить внимание на его поведение. Если он спокоен, хорошо спит, стабильно набирает вес, мочится 5–6 раз и несколько раз опорожняет кишечник – волноваться не о чем
Причины
Кризисный период у семилеток не случайно совпадает со школьной адаптацией. Внутренние изменения психики в основном обусловлены именно сменой социальной роли ребенка, новыми видами деятельности и обязанностями. В целом причины кризиса можно разделить на три группы:
- Прием новой социальной роли. Ребенок занимает важную социальную роль и становится школьником. Вместе с ролью он принимает и новые обязанности: учебу, отсиживание уроков, соблюдение режима, выполнение домашних заданий. При этом малыш становится одноклассником, участником совместного обучения и игр, дружбы, симпатий, конкуренции. Требования к нему растут, и он, в свою очередь, начинает предъявлять претензии к окружающим.
- Утрата детской непосредственности. Непосредственные ситуативные реакции, которые характерны для малышей, быстро теряются в связи с необходимостью занять новую социальную роль. Поэтому резко появляются атрибуты «взрослости»: самостоятельность, принятие решений, оценка ситуаций. Причины поступков ребенка не всегда понятны, действия могут казаться нелогичными, так как он скрывает их мотивы.
- Осознание внутренних переживаний. Малыш начинает осознавать свое внутреннее «я» и изучать собственные эмоции. Помимо физиологических потребностей, начинает чувствовать психические нужды. Понимает, что хорошие оценки нужны для того, чтобы не разочаровать родителей, получить похвалу учителя, самоутвердиться среди сверстников. Но все не так однозначно. Ведь с одной стороны хочется гулять, а с другой – нужно оправдать надежды старших. Постоянная необходимость выбора также становится серьезной причиной кризиса самосознания.
Как объяснить ребенку, что такое гигиена. Конспект занятия «Личная гигиена»
Ольга Дитянцева Конспект занятия «Личная гигиена»
Цели и задачи: раскрыть понятие « личная гигиена » , познакомить детей с основными правилами личной гигиены , объяснить, что соблюдение их – важное средство сохранения здоровья человека, формировать гигиенические навыки и умения , воспитывать культуру здоровья, ведение здорового образа жизни. Планируемые достижения: усвоить, что необходимо соблюдать правила личной гигиены для сохранения здоровья, научиться правильно мыть руки и лицо, заботиться о своем здоровье
Планируемые достижения: усвоить, что необходимо соблюдать правила личной гигиены для сохранения здоровья, научиться правильно мыть руки и лицо, заботиться о своем здоровье.
Оборудование: схема состава кожи, таблица «Правила личной гигиены » , гигиенические средства для практической работы.
Ход занятия
Организационный момент.
Вводная часть. – Здравствуйте ребята! А вы знаете, что обозначает слово (здравствуйте) .
-правильно люди желают здоровья друг другу при встрече.
– Что вам известно о здоровье? Почему люди заботятся о своем здоровье?
(Свободные высказывания детей) .
Здоровье Наше государство проявляет постоянную заботу о здоровье детей. Здоровье – главная ценность человеческой жизни.
Быть здоровым – нормальное желание любого человека. Ж.Руссо писал: “Большая часть болезней наших – это дело наших собственных рук; мы могли бы почти всех их избежать, если бы сохранили образ жизни простой, однообразный, уединенный, который предписан нам был природою”.
Здоровье человека не только является эстетической ценностью, но и зависит от окружающей среды. Здоровье – это один из источников счастья и радости каждого человека и вместе с тем достояние целого общества, потребность заботиться о своем здоровье в человеке надо воспитать. Это происходит в семье, в детском саду. Посещая садик, вы получаете научные знания, которые помогают вам лучше организовать свой здоровый образ жизни, правильно работать, рационально питаться, правильно отдыхать.
Здоровый образ жизни – поведение, стиль, способствующие сохранению и укреплению здоровья. Здоровый образ жизни связан с выбором стиля жизни в отношении здоровья, что предполагает определенный уровень гигиенической культуры .
Личная гигиена – это те действия , выполнения которых, поддерживают свое тело и жилище в чистоте, и не болеют. Вот сегодня на занятии мы поговорим о личной гигиене .
-Как вы думаете, что значит « личная гигиена » ?
– Это значит быть чистым. Нужно каждый день утром умываться,
мыть руки, лицо, шею с мылом. Обязательно чистить зубы.
-Правильно, личная гигиена дошкольника – это значит уход за своим телом, содержание его в чистоте
Насколько это важно и необходимо, мы узнаем на занятии
-А теперь послушайте стихотворение, подумайте.
По воде под ивняком
Ходит аист босиком,
Потому что эта птица
По утрам привыкла мыться.
Клювом трогает лозу,
На себя трясет росу.
И под душем серебристым
Моет шею чисто – чисто,
И не хнычет: «Ой, беда,
Ой, холодная вода!»
– Что рассказал поэт про аиста?
(Аист любит мыться каждое утро. Он принимает серебристый душ, моет свое тело, не боится холодной воды.)
– А что такое, ребята, «тело» ?
Затем учитель вызывает одного из воспитанников к себе и, обведя одним движением руки его голову, туловища, ноги, объясняет, что все это в целом называется – «тело человека» .
Самонаблюдение
– Чем покрыто наше тело?
– Рассмотрите кожу на своих руках, обратите внимание на то, что кожа гладкая, эластичная, она способна растягиваться при движениях. -Кожа равномерно покрывает все тело, но это не только оболочка, а сложный орган со многими функциями
Кожа состоит из трех слоев
-Кожа равномерно покрывает все тело, но это не только оболочка, а сложный орган со многими функциями. Кожа состоит из трех слоев.
(Воспитатель показывает схему на доске)
-Первый слой – сверху наружная оболочка, которая предохраняет нашу кожу от повреждений. В ней находятся поры, через которые кожа дышит.
-Второй слой – сама кожа. В ней находятся сальные и потовые железы. В коже расположены кровеносные сосуды и нервы. Поэтому кожа чувствительна к холоду, теплу, боли.
-Третий слой – это подкожный жир. Он предохраняет кожу от ушибов и сохраняет тепло.
От 0 до 1 года
Не бойтесь крика младенца — это его защитный механизм
Ситуация: кажется, что новорождённый только и делает, что плачет. Стоит присесть на минуту отдохнуть, как из кроватки снова раздаются вопли и вы уверены, что младенец делает это назло.
Что происходит на самом деле: новорождённый живёт инстинктами. Младенец не способен ни ходить, ни добывать пищу, ни найти себе убежище. Ему известно только одно: для выживания рядом нужен взрослый. Если о тебе заботятся и защищают — будешь жить и расти. Если нет — увы, попытка не удалась. Поэтому для младенца забота взрослого — это не просто «хорошо, когда мама рядом». Это про жизнь и смерть. Стань чьим-то или умри — третьего не дано.
Чтобы взрослый оказался рядом, его нужно позвать. В борьбе за жизнь младенец использует своё первое и главное оружие — крик. И он не просто кричит — он вопит, орёт. Не потому, что хочет потрепать нервы родителям. Он всерьёз борется за жизнь. Каждый раз, когда хочет есть, мёрзнет, испытывает боль. Так его научила эволюция миллионы лет назад.
Кстати в распоряжении младенца есть и пряник. Обычно на втором месяце жизни он делает то, от чего родители начинают возбуждённо звать друг друга, достают камеру и звонят друзьям и родным, — в первый раз улыбается. У взрослых улыбка младенца вызывает состояние эйфории. И тут снова поучаствовала природа. Это она сделала так, чтобы мы хотели снова и снова ощутить этот кайф. Ребёнок получит всё, что нужно для роста и развития, вознаграждая родителей за труды мгновением неземного блаженства.
Чего не нужно делать: игнорировать крик младенца.
Что лучше сделать: набраться терпения и уделять внимание потребностям малыша. Понять, что он не пытается превратить вашу жизнь в ад, просто сейчас им управляют природные инстинкты, нацеленные на выживание. Со временем младенец научится другим способам коммуникации
Со временем младенец научится другим способам коммуникации.
Не отлучайте новорождённого от рук насильно
Ситуация: старшие учат, что от частого ношения на руках у ребёнка искривится спина, что он вырастет избалованным и вообще крик развивает лёгкие.
Что происходит на самом деле: На нас давят суеверия. Во многих культурах новорождённый не считался полностью пришедшим в этот мир. Ему не давали имени в первые месяц-два, не показывали посторонним, не выносили из дома. С одной стороны, основанием для суеверий был высокий уровень детской смертности. Но если присмотреться, новорождённые и правда выглядят как не от мира сего. Большую часть времени спят, окружающими не интересуются, понять их тоже непросто. Они словно ещё не вполне здесь.
Поэтому беременность сменяется периодом донашивания. Младенец всё ещё слит с матерью, он также находится на уровне живота, просто с другой стороны. И ему надо побыть там ещё немного.
Чего не нужно делать: пытаться отучить ребёнка от рук. Особенно когда он плачет и явно зовёт вас. Так в душе родителя укореняются чувства вины и несостоятельности. Они оборачиваются гиперопекой, тревожностью или защитной привычкой отстраняться от боли ребёнка. И потом рождаются фразы «сам разберись, не маленький», «не драматизируй, это пустяк».
А у малыша возникнет «голод привязанности». И тогда вступает в дело правило «борись». Он начинает ненасытно требовать внимания взрослых, капризничать, выматывать своим недовольством и прилипчивостью
И даже получая внимание родителей, ребёнок уже не может насытиться. Это может повлечь за собой и дальнейшие психологические проблемы. Отчаяние остаётся с малышом навсегда, накрывая в трудные моменты невесть откуда взявшимся убеждением, что всё бесполезно и он обречён
Отчаяние остаётся с малышом навсегда, накрывая в трудные моменты невесть откуда взявшимся убеждением, что всё бесполезно и он обречён.
Что лучше делать: брать малыша на руки, сколько нужно. Дети, которые получили достаточную дозу донашивания, более самостоятельны и независимы к двум годам, чем те, кого так боялись избаловать. На вопрос, почему так происходит, есть простой ответ. Если мы наелись, то не будем выходить из-за стола с куском в руке. Если мы выспались, то не будем весь день искать возможность прилечь. Так же и с потребностью ребёнка находиться на руках родителей.
Unsplash / Aswin
“Опрелости – нормальное явление”
Опрелость – это признак некачественно проводимых гигиенических процедур или недостаток воздушных ванн. Кроме того, покраснения и опрелости могут быть спровоцированы каким-либо аллергическим раздражителем (питание, подгузники, моющие средства). В случае с одноразовыми подгузниками стоит внимательно отнестись к выбору подходящего. Если вы заметили на теле малыша опрелости, воспользуйтесь специальными присыпками или успокаивающими кремами. Использование детского масла рекомендуют лишь на шелушащихся и пересушенных участках, поскольку чрезмерное его использование препятствует дыханию детской кожи.
Занимаясь уходом за новорожденными детьми, рекомендуется приобретение специальной научной литературы. Выбирая руководство, приобретайте лишь те издания, которые написаны врачами-специалистами. Главными критериями ухода всегда остаются: соблюдение чистоты, правильное и своевременное кормление, а также регулярное посещение детской консультации. Кроме того, не забывайте гулять и говорить со своим малышом, а также чаще брать его на руки. При ежемесячном плановом посещении педиатра, не стесняйтесь задавать интересующие вас вопросы, и тогда ваш малыш будет развиваться правильно безо всяких возможных отклонений.
Читаем также:
- 15 наиболее устаревших советов по уходу за малышом
- Самые важные советы по уходу за новорожденным. Лучшая статья-памятка для мам и пап
- О гигиене новорожденных детей
- Ежедневный и еженедельный уход за ребенком от рождения и до года
- Мои ошибки в уходе за новорождённой дочкой
- 5 самых распространенных и типичных ошибок в уходе за новорожденным ребенком
Обязательно пеленать
«В чем это у тебя ребенок, что еще за кокон?! Дай, я его нормально запеленаю» — сетует бабушка над внуком. Отношение к пеленанию у людей старшего возраста всегда было одно — надо и как можно крепче.
Аргументы самые простые: так ножки младенца будут в прямом положении и это позволит предотвратить косолапие и кривизну ног, а туго затянутые руки не будут пугать во время сна малютку.
Однако современные детские врачи сходятся во мнении, что пеленание приводит к дисплазии тазобедренного сустава, а вздрагивание от резких движений ручек проходит достаточно быстро и помогает быстрому приспособлению к самозасыпанию.
Советы по уходу за кожей малыша
- Купать новорожденного ребенка следует каждый день до тех пор, пока ему не исполнится шесть месяцев, в дальнейшем можно будет сократить количество купаний до одного-двух раз в неделю.
- После каждого опорожнения кишечника, нужно омывать попу ребенка теплой водой с использованием мыла.
- Рекомендуется использовать для кожи ребенка косметику высокого качества проверенного производителя.
- Человек, купающий малыша и ухаживающий за его кожей, сам должен быть абсолютно здоров. Недопустимо доверять уход за ребенком человеку, у которого есть какие-либо заболевания кожи – грибок, фурункулы, бородавки и др.
Совет 5: как гулять с новорожденным
Что касается взаимодействия мама-малыш — советы про прогулку могут быть в интернете весьма различны. Остановимся на ключевых моментах.
Прогулки с новорожденным взаимосвязаны прежде всего с тем, что малыш должен адаптироваться к новому пространству — к коляске. Все советы мамам новорожденных говорят о том, что лучше всего приучить малыша к коляске заранее. Пусть он поспит в ней дома несколько раз, чтобы привыкнуть.
Первая прогулка должна быть совсем короткой: 15-20 минут. Если речь идет о холодном зимнем времени, тогда можно «потренировать» малыша сначала на балконе, чтобы он привык к холодным температурам. В среднем в течение первых 30-40 дней жизни малыши привыкают к прогулкам и тем новым ощущениям, которые они испытывают.
Каждый день можно прибавлять 5-10 минут к прогулке, постепенно увеличивая ее до 2-2,5 часов. Помните, что ходьба полезна и вам. Прогулка по 2 часа 2 раза в день будет способствовать, помимо пользы малышу, и улучшению фигуры мамы после родов.
Гигиена тела
Первоочередным правилом Личной гигиены является соблюдение чистоты тела. В среднем в течение недели сальные железы выделяют от 100 до 300 г кожного сала, а потовые — от 3,5 до 7 л пота. Накопление на коже кожного сала, выделенных с потом продуктов обмена веществ, загрязнение кожи пылью и различными веществами окружающей среды приводит к снижению ее защитной и дыхательной функций и созданию условий для размножения на коже патогенных микроорганизмов. Особенно важна чистота рук. Установлено, что при нанесении на кожу чисто вымытых рук культуры бактерий количество их через 10 мин. уменьшается на 85%, а на коже немытых рук их количество через 20 мин. уменьшается только на 5%. Под ногтями обнаруживается примерно 95% общего количества микроорганизмов, находящихся на коже рук. Поэтому важен правильный уход за ногтями и тщательное мытье рук после пользования туалетом, перед едой и перед приготовлением пищи, при уходе за грудным ребенком и т. п.
Чистота тела, одежды и особенно рук работников общественного питания, воспитателей яслей и детских садов, а также медперсонала является обязательным условием их работы. Сан.-гиг. и противоэпидемические мероприятия на предприятиях общественного питания, пищевой промышленности, среди работников системы водоснабжения, в дошкольных, школьных и других учреждениях проводятся под контролем санитарно-эпидемиологических станций (см.). Однако вопросы Л. г. сотрудников этих предприятий и учреждений должны непрестанно контролироваться их руководителями, врачом, проводящим периодические медосмотры, а также лечащим врачом.
Каждому человеку необходимо знать особенности своей кожи и волос, чтобы учитывать это при уходе за ними. Так, напр., при очень тонкой и подверженной раздражению коже нельзя применять постоянно мыло, не всегда следует мыть мылом тонкие и сухие волосы и т.д. После мытья полезно протирать складки кожи туалетным уксусом или лосьоном (см. Косметические средства). Людям, страдающим повышенной потливостью, рабочим производств, связанных с загрязнением кожи, сельскохозяйственным рабочим, особенно в условиях полевых работ, необходимо по окончании трудового дня тщательно вымыться или принять душ. В общественных банях и душевых целесообразно надевать собственные резиновые тапочки для купания во избежание заражения грибковыми заболеваниями кожи (см.). Рекомендации по уходу за кожей тела, волосами, кожей рук и ног — см. .
После мытья в бане, ванне следует сменить белье. Рекомендуется ежедневно менять белье людям с повышенной потливостью, в жаркое время года, людям, работающим в условиях жарких цехов и повышенной запыленности воздуха, т. к. поглотительные и воздухопроницаемые качества белья в этих условиях быстро теряются, под одеждой скапливается влага, кожа мацерируется, особенно в складках. Необходимо менять белье перед сном — надевать ночную сорочку, пижаму; всегда надо пользоваться индивидуальным полотенцем для лица и простыней — для вытирания тела; для рук и ног также нужны отдельные полотенца. Каждому члену семьи рекомендуется иметь отдельную постель. Сроки смены и стирки белья, а также гиг. требования к белью — см. Белье.
Основным правилом пользования одеждой и обувью является выбор их в соответствии с климатом и сезоном года во избежание переохлаждения или перегревания (особенно это относится к детям). Рекомендуется всегда, придя домой, сменить одежду и обувь на домашнюю во избежание переноса возбудителей инфекции, особенно если в доме живут маленькие дети; в здании школы дети должны надевать так наз. сменную (домашнюю) обувь. Рабочую одежду на пром. предприятиях оставляют в специальных шкафах, переодеваясь после принятия душа в одежду для улицы; дома эту одежду и обувь надо сменить на домашнюю. Гиг. требования к одежде и обуви — см. Обувь, Одежда, Одежда защитная.
Гигиена полости рта включает индивидуальный уход за зубами и санацию полости рта (см.). Уход за полостью рта заключается в тщательном удалении зубной щеткой мягкого зубного налета, постоянно образующегося и содержащего большое количество микроорганизмов, участвующих в разрушении поверхностного слоя эмали зубов; если зубной налет не удалять, он довольно быстро превращается в зубной камень (см.), который вызывает и поддерживает заболевание десен (см. Гингивит). Индивидуальный уход за зубами — см. . Санация полости рта должна проводиться два раза в год стоматологом; она является обязательным мероприятием для ряда возрастных групп (дошкольный и школьный возраст), для беременных женщин и рабочих некоторых промышленных предприятий.
Гигиена и погода: от 1 года до 4 лет
Гигиена — это не только чистые руки, но и сухие ноги! Погода — жаркая, влажная, морозная, ветреная — оказывает влияние на состояние кожи, это не надо никому доказывать. Защищайте нежную кожу малыша от суровых погодных условий: сильного ветра, проливного дождя, открытого солнца, мороза. При выборе средств по уходу отдавайте предпочтение тем, что разработаны с учетом особенностей кожи детей и не содержат красителей, консервантов, сильных ароматических веществ.
Защищаемся от ветра и мороза
Обычные увлажняющие средства не годятся для ветреной и морозной погоды. Их основным компонентом является вода, которая, испаряясь с поверхности кожи, вызывает шелушение. Поэтому в суровых погодных условиях кожа нуждается в более надежной защите. Выбирайте жирные кремы: в состав таких средств входят масла. Они создают невидимую защитную пленку на поверхности кожи, предотвращая потерю влаги и, как следствие, обветривание. Не забывайте, что крем необходимо наносить на кожу не менее чем за 20 – 30 минут до выхода на улицу.
Защищаемся от солнца
Известно, что под солнечными лучами вырабатывается витамин D, который необходим для правильного физического развития и роста ребенка. В солнечную погоду основная задача — дать возможность организму получить необходимую ему дозу витаминов и уберечь кожу от чрезмерного воздействия ультрафиолета одновременно.Следуйте правилам здорового режима пребывания под солнцем и грамотно используйте солнцезащитные кремы.
Что это за правила?
- Малышу до 3 лет не рекомендовано находиться под прямыми солнечными лучами. Защитите его кожу легкой одеждой, голову покройте панамой с большими полями.
- Всегда уходите с открытого солнца на время от полудня до раннего вечера: это период наибольшей солнечной активности.
- Когда ребенок принимает солнечные ванны, смазывайте открытые участки кожи солнцезащитным кремом с высоким фактором. Наносите средство каждый час и всегда — после купания.
- Регулярно давайте малышу отдыхать от прямых солнечных лучей: пусть он играет в тени тента.
- Первое нанесение солнцезащитного крема осуществляйте не менее чем за 20 – 30 минут до выхода на улицу.
- После завершения солнечных ванн необходимо принять душ и смазать кожу специальным кремом после загара.
- Не забывайте про воду! Помогите коже и организму поддерживать необходимый баланс жидкости. В жаркую погоду всегда имейте при себе бутылку воды и предлагайте малышу пить часто и понемногу.
Зачем ребенку смесь, лучше молоко
При упоминании о смеси для кормления, многие из них схватятся за сердце с криками «Это же все химия!» и начнут лекцию о натуральности и пользе молока, которое дает их буренка. Только эта натуральность может сильно навредить новорожденному, так как минеральные вещества, содержащиеся в животном молоке, не усваиваются детскими почками, в нем нет достаточного количества жизненно важных на первых этапах младенца витаминов D и С.
Также содержащийся в молоке коровы белок может не усвоиться, вызвав при этом пищевую аллергию. Все вышеперечисленное учтено производителями детских адаптированных смесей и рекомендовано педиатрами всего мира.
Зачем ребенку смесь, лучше молоко
При упоминании о смеси для кормления, многие из них схватятся за сердце с криками «Это же все химия!» и начнут лекцию о натуральности и пользе молока, которое дает их буренка. Только эта натуральность может сильно навредить новорожденному, так как минеральные вещества, содержащиеся в животном молоке, не усваиваются детскими почками, в нем нет достаточного количества жизненно важных на первых этапах младенца витаминов D и С.
Также содержащийся в молоке коровы белок может не усвоиться, вызвав при этом пищевую аллергию. Все вышеперечисленное учтено производителями детских адаптированных смесей и рекомендовано педиатрами всего мира.