Мобильный этикет
Иногда дети, разговаривая по мобильному телефону, забывают, что вокруг них находятся люди
Поэтому важно соблюдать этикет, не только для общения по стационарному телефону, но и при разговоре с мобильного телефона
Правила мобильного этикета для школьников и студентов
Собираясь присутствовать в месте, где соблюдается тишина, важно установить низкую громкость или перевести телефон на виброзвонок. На уроках или парах нужно выключать телефон
Если вы ждете важный звонок, когда находитесь на уроках или парах, тогда заранее вежливо предупредите учителя, что это срочный вызов, и вам нужно будет на него ответить. Дождавшись звонка, вежливо попросите выйти, чтобы ответить. Находясь за обеденным столом, не отвечайте на мобильный звонок. Никогда не принимайте фотографии от людей, не спрашивающих вашего разрешения переслать фото. Также сами избегайте отправлять фотографии, предварительно не спросив разрешения. Пересылать смущающие фотографии одноклассникам — некрасиво.
Когда неуместно делать или принимать звонки
- Неуместно звонить в библиотеках, кино, лифтах, музеях, театрах, кладбищах или присутствуя на ритуальных речах.
- Когда ждете очереди к врачу, в местах отправления религиозного культа, учебных аудиториях, в больницах или в скорой помощи, общественном транспорте.
- Во время обеда в столовой, кафе, ресторанах.
- Когда рассчитываетесь за покупки или стоите в очереди. Если возникла необходимость позвонить или принять звонок, находясь в очереди, отойдите на несколько метров в сторону и тихо переговорите.
- Возьмите за правило звонить или отвечать на звонки за несколько метров от остальных присутствующих.
Заключительные слова
Как видно телефоны полезны, они держат детей в контакте с друзьями и семьей, приносят неоценимую помощь в чрезвычайной ситуации. Но также могут раздражать, если дети не соблюдают телефонный этикет.
Поэтому обучение детей телефонному этикету дома и на уроках является для них важным жизненным навыком. Независимо школьники это или малыши, желающие поговорить с бабушкой. Соблюдая этикет телефонного общения, дети будут производить хорошее впечатление на окружающих людей, а также приносить почет своим родителям.
Почему же нельзя заставлять
Принуждать малыша говорить безобидное «Здравствуйте!» нельзя. Причём это касается и знакомых, и малознакомых людей. Такой подход чреват целым рядом проблем психологического характера.
Это противоречит темпераменту. Даже если родители терпеливо объясняют, почему здороваться нужно, сами приветствуют всех знакомых, ребёнок может отказываться это делать из-за природной застенчивости
Здесь важно проявить терпение, помочь малышу преодолеть себя: ведь он чувствует, что есть определённые границы, которые он перейти не может, а от него именно этого преодоления и ждут. Тем более, ждут те, кто является для ребёнка эталоном поведения: его близкие люди
Такое столкновение «не могу» с «надо» опасно для формирования правильной самооценки.
Это нарушает личные границы ребёнка. Чем старше становится карапуз, тем с бо́льшим количеством ограничений он сталкивается: «нельзя», «нужно вот так» и пр. Если в таком маленьком возрасте малыш постоянно находится в состоянии, когда от него ждут определённых действий и реакций, ребёнок не чувствует границ своего личного пространства, где хозяин своих желаний он, а не кто-то, навязывающий ему правила поведения. К тому же недопустима ситуация, когда ребёнку говорят: «Поздоровайся с бабушкой Светой» в её присутствии. Такое давление со стороны взрослых провоцирует ещё более сильный зажим.
Это приводит к стиранию понимания границ свой — чужой. Очень явная и очень опасная для жизни причина, почему заставлять малыша здороваться с малознакомыми нельзя: приветствуя тех, кто ребёнку знаком плохо или совсем не знаком, ведёт к тому, что он будет без опасений отзываться на приветствия всех, даже незнакомых. А это, в свою очередь, чревато опасными, порой непоправимыми последствиями.
Ответы на вопросы:
1. Ребенок находится в квартире один, в помещение пытается проникнуть злоумышленник.
Необходимо срочно позвонить родителям, а только после набрать полицию – 102. За это время родители смогут предупредить соседей по телефону, и ребенку окажут помощь.
2. У незнакомых людей брать еду, игрушки и другие вещи нельзя ни в коем случае! Исключение – это соседская бабушка, которую хорошо знает вся ваша семья.
3. При возникновении пожара или угрозе воспламенения/утечки газа, необходимо быстро покинуть квартиру и набрать номер полиции – 101 или 104 (служба газа). Самостоятельно тушить пожар ребенку категорически запрещается!
4. Когда человек нуждается в помощи, то, в первую очередь, он обратится ко взрослым. Поэтому если какой-то незнакомец просит о помощи, следует ему ответить категорическим отказом. Причем, отвечать нужно четко и быстро, и сразу же уходить.
5. В ситуациях с животными главное – это сохранять спокойствие и не провоцировать их на агрессию. Можно отвлечь собак с помощью какого-нибудь предмета – подойдет кепка, зонт и т.д. Также не следует смотреть животному в глаза. Нужно постепенно отдалятся, но нельзя при этом поворачиваться к собакам спиной.
6. Запретите своему чаду ходить в гости к малознакомым людям, даже если это его ровесник.
7. Тут следует поступить аналогично с пунктом номер 3 из этого списка.
8. На предложение зайти в лифт с незнакомцами нужно отвечать однозначным отказом. Научите ребенка в такой ситуации отвечать, что он ждет родителей, которые вот-вот подойдут.
9. Нужно зайти в людное место, например – супермаркет, парикмахерскую или другое заведение, и уже оттуда позвонить своим родителям и сообщить о слежке.
10. Чужим людям открывать дверь категорически запрещается! Опасность могут представлять и добрые тети, и милые бабушки, и даже, как бы страшно это не звучало, дети.
11
Нужно как можно быстрее привлечь внимание людей. Можно кричать и драться. Также можно бить по машинам, которые стоят рядом – возможно, заработает сигнализация
12. В таком случае следует сохранять спокойствие. В толпе необходимо постепенно смещаться на ее край, однако не идти против «течения».
13. Во время следует найти безопасное укрытие. Это может быть ближайший магазин или подъезд. Нужно держаться подальше от водоемов, металлоконструкций, высоких деревьев и машин.
14. Об угрозах любого характера следует незамедлительно сообщить родителям, или же позвонить в службу доверия.
15. Кататься на замерзшем водоеме категорически запрещено!
16. Чтобы ребенок осознавал последствия, ему следует разъяснить подробнее об опасности лекарственных средств. Поэтому чадо должно знать, что брать домашнюю аптечку без родителей не стоит.
Пусть ваш ребенок будет внимателен и осторожен в определенных ситуациях!
Многие родители, зачав ребенка, начинают размышлять, а иногда и спорить, кто же у них родится. Как выяснить пол ребенка заранее?
Как не вырастить ребенка-эгоиста?
Часто мамы пренебрегают своими желаниями и потребностями в пользу детских
Это неверно! Ребенок должен знать, что у родителей тоже есть свои интересы, которые по важности не уступают детским. Это же касается и покупок: ребенок не должен видеть, что вы экономите на себе, пытаясь позволить ему все, что он хочет. Родители могут не придавать значение своей работе на фоне забот о ребенке
Получается ситуация, когда на утренник к малышу приходит вся семья, включая бабушек и дедушек, его делами интересуется вся родня, а малыш может при этом не знать, где и кем работают мама с папой. Я часто с этим сталкиваюсь. Дети должны знать обо всех достижениях семьи, но не нужно говорить о карьерном росте или улучшении материального положения на фоне неудач других людей
Родители могут не придавать значение своей работе на фоне забот о ребенке. Получается ситуация, когда на утренник к малышу приходит вся семья, включая бабушек и дедушек, его делами интересуется вся родня, а малыш может при этом не знать, где и кем работают мама с папой. Я часто с этим сталкиваюсь. Дети должны знать обо всех достижениях семьи, но не нужно говорить о карьерном росте или улучшении материального положения на фоне неудач других людей.
Другие особенности проведения допроса несовершеннолетнего
Место проведения
Ведущий дознание сам определяет целесообразность места проведения планируемой беседы. Обычно для нее ребенка вызывают в кабинет следователя. Для этого допрашиваемого обязательно вызывают через официальных представителей или администрацию следственного изолятора, где он содержится. В повестке обязательно указывают, в качестве кого собираются допрашивать гражданина.
Продолжительность допроса
Ранее мы уже писали об этом. Тем не менее нужно уточнить несколько деталей, а именно:
- Допрос несовершеннолетних подразумевает ограничения по времени, даже если следователь считает, что у него есть все основания расспрашивать вызванного дольше. Даже кажущаяся целесообразность и заинтересованность в быстром раскрытии дела не может быть извинительным обстоятельством для нарушения этих ограничений.
- Если речь идет о совсем маленьком опрашиваемом, которому меньше семи лет, у следователя есть не более тридцати минут на проведение беседы. Если человеку еще нет четырнадцати, времени отводится вдвое больше, но не более двух часов суммарно за день, а если нет шестнадцати — на беседу есть соответственно два часа максимум для однократной беседы или четыре — суммарно.
- Если проводящий дознание сомневается, что успеет в отведенный промежуток, лучше заранее пригласить квалифицированного детского психолога или педагога, чтобы задавать правильные вопросы и в необходимой, понятной для незрелого опрашиваемого форме. Причем большинство следователей вызывают их даже если опрашиваемому более шестнадцати лет.
Следователь обязан фиксировать на видео проведение допроса подростка. Исключения из этого могут составлять случаи, когда ребенок или его законный представитель возражают против съемки.
Следователь может фиксировать проведение допроса на видео. Законный представитель или ребенок может отказаться от проведения видеозаписи допроса.
Кто вправе присутствовать
Еще раз обсудим тему участия на допросе родителей и педагогов. На допросе вправе присутствовать:
- законные опекуны опрашиваемого — мать, отец, законные попечители, либо представители детского дома;
- педагог или психолог.
Это все. Если есть необходимость в присутствии других лиц (дядя, бабушка и т.д.), следователь решает этот вопрос индивидуально и может отказать.
Также родителей могут и не вызывать, если :
- проводящий дознание обоснованно подозревает, что они могут давить на ребенка и принуждать его к тому, чтобы он озвучил то, что выгодно им, а не правдиво отобразил события;
- если речь идет об интимной неприкосновенности ребенка;
- если у следователя есть основания подозревать родителя в жестокости или недопустимых действиях по отношению к сыну или дочери.
Пример №2: Антошкин А.В. воспитывал девочку 11 лет. Как выяснило следствие отец регулярно прикладывался к бутылке, после чего домогался ребенка и наносил ребенку побои. Тренер по гимнастике обратился в полицию, в отдел по делам несовершеннолетних, где пояснил суть происходящего и что ребенок отказался пояснять природу синяков. Ольгу вызвали вначале на беседу, а после выяснения всех обстоятельств вызвали на допрос в качестве потерпевшего, но повестку передали через тренера, а не через родителя, который подозревался в причинении побоев
Однако всем участникам процедуры следует помнить, что прямого запрета на присутствие родителей на допросе нет даже в этих случаях.
ВАЖНО, обратите внимание!
Присутствие психолога обязательно в случае, если ребенку не исполнилось 16 лет
Как научить ребенка защищать свои границы
Ребенок познает границы и учится быть автономным от пяти до семи лет. Границы тела, границы себя, свои возможности и страхи. «Что чужое, а что мое». Только осознавая все это, он начинает понимать, что такое опасность: «Идти с незнакомым человеком нельзя, потому что это опасно для МЕНЯ. Для МОЕГО здоровья. Мама не сможет мне сейчас помочь, ее нет рядом, я должен позаботиться о себе сам».
Есть список элементарных навыков самообслуживания и самоконтроля, которым должен овладеть ребенок до первого класса школы:
- приготовить простое блюдо;
- оказывать себе элементарную медицинскую помощь (помазать порез зеленкой, заклеить пластырем);
- самостоятельно помыться;
- следить за своим расписанием и планировать день;
- самостоятельно встать и собраться в школу.
Разговоры про безопасность должны идти от того, что ребенок должен максимально многому научиться именно в этот период (пять — семь лет). Например, умение правильно переходить дорогу, это тоже про безопасность, которая связана с навыком — развитием глазомера. Развитие глазомера происходит, например, в процессе игры в мяч или бадминтон, где нужно уметь оценивать расстояние от себя до движущегося предмета.
Над чем и как стоит «поработать» с ребенком дошкольного возраста особенно внимательно:
1 Над границами тела. Чтобы ребенок быстрее познавал себя, стоит не просто заставлять его выполнять простые задачи, но и обсуждать действия на каждом этапе. Например, он начинает самостоятельно мыться. Первое время вы все же ему немного помогаете и при этом комментируете: «Вот это спина, вот это руки, вот, смотри, на волосах остался шампунь». Так он учится инспектировать собственное тело.
Опытные психологи о воспитании детей
Получайте новые статьи раз в неделю:
- на эл. почту
2 Над самостоятельными перемещениями. Впервые доверить ребенку сходить в ближайший магазин можно начиная лет с шести. Ходить в школу одному и возвращаться домой, если школа находится рядом, ребенок может с первого класса (шесть-семь лет). Если дорога до места требует перехода через участок оживленного движения автомобилей — лет с восьми.
3 Над ответственностью и управлением временем. Знание ребенком распорядка собственной жизни — расписания — способствует принятию ответственности за все, что с ним происходит. Знает ли ваш малыш во сколько и когда у него тот или иной кружок? Может ли вовремя начать собираться? Отдает ли себе отчет, что это его занятия, а не мамины и бабушкины дела? Повесьте расписание жизни ребенка над его кроватью, научите его следить за временем и планировать день.
4 Над взаимодействием с окружающими. Позвольте ребенку самому решать, какой формат общения с окружающими для него комфортный. Например, если он не любит, когда его часто обнимают и «сюсюкают» с ним, прислушайтесь к этому и не заставляйте его терпеть то, что ему неприятно. Если он медленно адаптируется в новом коллективе, дайте ему столько времени, сколько нужно, а не подгоняйте замечаниями «Ну что ты такой стеснительный, вон все дети уже играют! Иди и играй (дружи) с этим мальчиком (девочкой) прямо сейчас». Вы же сами не бежите навстречу всем незнакомцам с распростертыми объятиями тут же общаться и дружить.
Как отучить ребенка есть с гаджетами?
По-хорошему, к этому не нужно приучать. Нет ничего полезного в том, что вы пытаетесь накормить малыша, включая ему мультики. Так развиваются проблемы с пищевым поведением. Ребенок должен чувствовать голод, понимать, когда он насытился, ощущать вкус еды. Сначала вам может показаться: «Как здорово! Ребенок хотя бы поел!». На самом деле, лучше бы он остался голодным и позже сам попросил еду.
Если проблема все-таки есть, хладнокровно забирайте гаджеты и разграничивайте понятия: мультики, игры и еда. Ребенку можно предложить поиграть после, но за столом он должен быть сфокусирован на еде.
Вопросы о домашнем адресе
Даже если вам кажется, что вы не оставляете своего малыша ни на минуту одного, все равно ребенку стоит знать: в обычной ситуации с незнакомыми и малознакомыми людьми в общение лучше не вступать вообще. Достаточно ограничиться приветствием.Под «обычной» мы понимаем ситуацию, когда ребенку не требуется помощь посторонних взрослых, например, если он потерялся…Не надейтесь, что ребенок оценит ситуацию и самостоятельно сориентируется, на какие вопросы отвечать не стоит.Нельзя отвечать незнакомцу (даже если он представился вашим новым соседом) на подобные вопросы: «Где ты живешь?», «Где окна твоей комнаты?», «Какой номер вашей квартиры?», «Кто сейчас дома?»Если, конечно, речь не идет об экстренных ситуациях в доме (задымление, прорыв трубы и прочее).Однако статистика говорит, что наибольшую опасность для детей представляют именно знакомые, которые прекрасно знают, где вы живете.
Ответ – Г, бегемот.
1Gai.Ru / Getty Images
У бегемота огромный рот, который открывается на 150 градусов и 1 м в высоту. Внутри челюстей расположены массивные зубы длиной около 45 см. При этом такие клыки не являются инструментом для употребления пищи, т. к. основной объект рациона бегемота – трава.
Большие зубы демонстрируют доминирование над другими существами и позволяют животным сражаться с другими представителями вида. Их массивные рты и зубы могут представлять опасность для людей. В случае обнаружения потенциальной опасности бегемоты превращаются в свирепых хищников, готовых до конца защищать свое потомство.
Рецепт сильного лекарства
Под «сильным лекарством», мы подразумеваем не только медикаменты, направленные на помощь страждущим людям, но и любые технологии, способные улучшить жизнь человечества. К примеру, человек, умеющий лечить людей руками, конечно же, может помогать им своим умением. Однако рассказывать об имеющемся рецепте или обладающей технике все же не следует.
Дело в том, что вокруг нас немало нечистых на руку людей, которые только и ждут возможности заработать на окружающих. Узнав ваш рецепт, они станут подделывать лекарство и торговать им ради прибыли
Им будет совершенно неважно, приносит лекарство пользу или получившаяся подделка является настоящим ядом. Главное нажива! Поэтому помните, рассказав окружающим то, что знаете лишь вы одни, есть риск причинить огромный вред людям
Нужны ли детям школы раннего развития?
К программам раннего развития я отношусь с восторгом, если это нужно маме. Если она к шести или двенадцати месяцам жизни ребенка «одурела» от сидения дома и от соцсетей, где постоянно сравнивает себя с гламурными картинками, и ей нужны люди – пусть хоть в три месяца ведет ребенка на занятия, где счастливые мамы топают и танцуют вокруг своих малышей.
Ребенка не нужно в 2-3 года усаживать за парту на полчаса и просить выполнять задания по шаблону: солнце должно быть желтым с пятью лучами. Ты не нарисовал солнце? Значит не получишь наклейку! Оценивание неприемлемо в таком возрасте. Шаблонное мышление тормозит развитие творческого потенциала. У детей же образное мышление, они мыслят картинками, много фантазируют и так развиваются – они должны играть и бегать. А после таких занятий ребенок к семи годам будет ненавидеть все, что связано с учебой, а вы получите большие проблемы в школе.
Вопросы о воспитании детей
Вопросы, касающиеся детей, могут быть очень разнообразны. Выше мы рассмотрели ситуацию, когда задают неудобные вопросы про отсутствие детей
А здесь поговорим о той ситуации, когда дети у вас уже есть, но окружающие очень интересуются вашими методами воспитания и развития, а также намекают что вы на слишком-то уделяете внимание своим детям и не особенно хорошо справляетесь с ролью родителя
Как справедливо замечено кем-то, лучше всех в воспитании детей разбираются те, у кого своих детей нет, или они давно выросли. Например, вопросы типа «А что же вы в садик еще не отдали сыночка?» или «А почему это вы не водите его на занятия спортом / живописью / музыкой?» могут сильно раздражать, если у вас есть дети. В самом деле, какое право имеют другие люди решать, как лучше ВАШЕМУ ребенку?
См. также: Что делать, если ребенок застенчивый?
Почему задают такие вопросы
Все семьи разные, дети в них, соответственно, тоже отличаются друг от друга, и только вам решать, как заниматься и чему учить вашего ребенка. Даже если это, по мнению компетентных экспертов с детской площадки, неправильно. Бестактности в отношении чужих детей и их воспитания подвержены люди самого разного возраста, но чаще всего это люди, которые гораздо старше вас.
Конечно, не все их советы и вопросы направлены на то, чтобы дискредитировать вас как родителя в глазах окружающих, и к некоторым стоит прислушиваться. Однако чаще всего недовольство вашими методами воспитания возникает не от того, что они действительно противоречат всем мыслимым и немыслимым общественным нормам, а потому, что когда оппонент воспитывал своих детей, всё было не так. То есть это даже не претензии, а проявление зависти, что ли.
Серьезный ответ
Конечно, обидно, когда ты двадцать-тридцать лет назад воспитывал детей без подгузников, компьютеров и мультиварок, а теперь мамы могут уделять время и себе благодаря инновациям. Если замечания вроде «Ну что ты ему эти мультики включаешь, в наше время вон росли без и ничего» исходят от ваших родителей и родственников, и вы уверены, что они не хотят при этом вас обидеть или уколоть, проще всего соглашаться во всем. «Да, мамочка, ты права – наше поколение родителей совсем обленилось, я не представляю, как ты воспитывала меня. Ты героиня!» – подобный ответ сразу же сделает диалог исчерпанным.
См. также: Развитие речи у детей — полезные советы родителям
Как реагировать на бестактные вопросы о детях
Если же, к примеру, ваша дальняя знакомая ехидно интересуется, мол, а чего ж ещё сынок-то ваш не разговаривает, и при этом приводит в пример ровесников вашего ребенка, которые уже знают некоторые слова и фразы – не обижайтесь. Во-первых, потому, что обида заставит вас искать недостатки в своем чаде, что совершенно недопустимо.
А во-вторых, если вы дадите понять, что вас задевают или обижают чьи-то слова – значит, этот кто-то добился своего: вывел вас из равновесия и показал вашу несостоятельность как родителя. Поэтому такой бестактный вопрос не должен вызывать у вас волну негодования или прочих сильных эмоций. Просто осознайте, что мотивы вопрошающего относятся скорее к его личным проблемам, а не к вашим.
На все неудобные бестактные вопросы о детях и необоснованные претензии можно отвечать, что вы воспитываете будущего гения по методике известнейшего детского врача и психолога (фамилию придумайте сами) и крайне удивлены, что ваш собеседник о нем не слышал.
См. так: Как научить ребенка играть самостоятельно
Варианты ответов
А вообще, на бестактные вопросы о воспитании детей можно ответить: «Делаю так, потому что считаю нужным», сослаться на мнение известных детских врачей или психологов по этому вопросу, или же вовсе послушать доводы оппонента, покивать и сделать все так, как сами считаете нужными. Переубеждать кого-либо в вопросах воспитания детей не стоит, да и незачем.
Это ваш ребенок, за его воспитание отвечаете лично вы, а не какой-то посторонний человек со своим «авторитетным» мнением (которое, кстати, на поверку может оказаться и не таким уж правильным, как ей представляется).
Ответ – В, 6.
1Gai.Ru / Wikipedia
Официально в географии существует шесть континентов: Северная Америка, Южная Америка, Африка, Евразия, Австралия и Антарктида. Однако в некоторых странах существует иное разделение земель на материки и части света.
Так, по мнению части стран (к примеру, в Китае, Индии, части Западной Европы, англоговорящих странах) континентов 7, поскольку Евразию там принято делить на 2 континента – Европу и Азию. В испаноговорящих странах популярна модель из 6 континентов, где Америка не делится на Южную и Северную.
Есть и модель из 5 континентов (в Греции), где Евразия и Америка не делятся на части; и даже из 4-х – где Африка объединена с Евразией и называется Афроевразией.
Как отвечать
В теме отношений не может быть готовых рецептов, каждая ситуация индивидуальна. Кто-то с благодарностью принимает советы мамы, а кто-то заводится даже от безобидного замечания. Тем не менее есть техники, которые помогают отрабатывать некоторые ситуации с неловкими вопросами.
Отзеркаливать. Если родственник задает бестактный вопрос, нужно попробовать вернуть этот вопрос ему же. Например:
- — И за сколько же вы купили квартиру.
- — Хех. Мне больше интересно, почему тебя это интересует?
- — Да так, из любопытства.
- — Ну тогда можно посмотреть цены на квартиры на Авито.
Конечно же, это не простое любопытство: родственник хочет узнать цену, чтобы потом посчитать чужие деньги и рассказать кому-то из знакомых. Но когда мы спрашиваем его, зачем ему эта информация, он вынужден что-то ответить. И если у него нет уважительной причины, пусть идет на Авито.
С другой стороны, это может быть не простое любопытство. Например, родственник спрашивает, сколько вы потратили на ремонт просто потому, что он тоже собирается его делать и не знает, какую сумму закладывать. Но тогда и вопросы будут более предметными: «А где заказывали кухню? А из чего? Во сколько обошлось на вашу площадь?»
Говорить с я‑позиции. Чтобы ответ на бестактный вопрос не выглядел как защита, нужно говорить о себе и своих чувствах, а не обвинять родственника.
Обвинение | Я‑позиция |
Ты постоянно задаешь бестактные вопросы. Ты что, не понимаешь, что это очень личное? Нельзя так общаться с людьми! | Мне неприятно говорить на эту тему, она слишком личная. Расскажи лучше, как прошла твоя командировка в Карелию? |
Заодно можно перевести разговор на другую тему. Люди любят говорить о себе, но не любят, когда их обвиняют. Поэтому, если ответить «мне это неприятно», а дальше задать вполне тактичный вопрос собеседнику, ситуация быстро разрешится.
Просить совета. Это тоже своего рода отзеркаливание. Если человек так интересуется вашей личной жизнью, пусть расскажет, как ее настроить:
- Ну что, когда замуж-то собираешься?
- Да что-то никак пока. А может, расскажешь, что делать, чтобы выйти замуж?
Такой ответ показывает, что человек сам признает проблему и готов выслушивать идеи на этот счет — а значит, задеть его этим не удастся. Скорее всего, у родственника не найдется ответа на вопрос, зато пропадет желание задавать его в следующий раз, ведь он сам попадет в неловкое положение.