10 игр на преодоление детской агрессии

Как бороться

Справиться с агрессией у детей не так сложно, как кажется. Есть достаточно много методов и способов. Рассмотрим основные.

  1. Бесконечная и безусловная любовь. Ребенок должен ежедневно и ежеминутно чувствовать, что вы его любите несмотря ни на что. Ни в коем случае не следует шантажировать ребенка «Если будешь так делать — я тебя разлюблю» — это не решит проблему, а только нанесет вред.
  1. Общение. Разговаривайте, спрашивайте, интересуйтесь делами ребенка, его поступками и мыслями. Не забывайте рассказывать и о себе — например, если вы не настроены на беседу, то скажите ребенку правду: вы устали, у вас болит голова, у вас плохое настроение… Ребенок должен знать, почему в данный момент вы не хотите общаться, и должен понимать, что он в этом не виноват.
  1. Наказание. Наказание со стороны родителя — адекватная мера противостояния агрессии детей. Но нужно помнить о том, что наказания должны зависеть не от вашего настроения, а иметь строгую систему.
  • Неправильно: если у вас хорошее настроение — сердито пошутить, если плохое — ремень.
  • Правильно: серьезность наказания зависит от поступка ребенка, а не от вашего настроения.
  1. Поощрение хороших поступков. Ребенка необходимо хвалить. За любой, даже самый пустяковый (на ваш взгляд) поступок, ребенок должен получить искреннюю и достаточную порцию похвалы.
  1. Обоснованные запреты. Все, что вы запрещаете ребенку, должно иметь под собой прочное основание. Нельзя запрещать что-либо делать потому что «Я твоя мама!» или «Я так сказал!». Любой запрет должен быть объяснен ребенку в понятной для него форме.
  1. Контроль над собой. Если вы склонны нервничать, переживать, ругаться, демонстрировать свой гнев — неудивительно, что ребенок будет делать то же самое.
  2. Установление правил. Пример: поход в парк развлечений. Перед тем, как отправиться развлекаться, нужно заранее объяснить ребенку правила, по которым вы будете отдыхать. Так, он покатается на трех аттракционах (если будет хорошо себя вести — на четырех), он съест одну сахарную вату, ему купят один воздушный шарик.

Компьютерные игры повышают агрессивность у детей?

Итак, шлепки дают — и то под вопросом — незначительное увеличение детской агрессии. А как другой давний ее виновник, компьютерные игры? Вопрос существенный, ведь это большой бизнес, и во многих странах, в том числе в США, индустрия игр по финансовым параметрам превосходит и музыку, и кино.

Эта проблема широко обсуждается в научной литературе, но, скорее всего, правильный вывод окажется все тот же: эффект есть, но он исчезающе мал. Если вглядеться в реальные проявления агрессии (и нужно еще сделать поправку на то, что люди с агрессивными тенденциями охотнее играют в игры с элементами насилия), то результат примерно совпадет с данными по отшлепанным и неотшлепанным детям.

Вероятно, интереснее было бы присмотреться (хотя СМИ на это почти не обращают внимания) к положительному эффекту видеоигр. Ряд исследований показал, что игры повышают способность визуализировать пространство, улучшают память и зрительно-моторную координацию. В одном исследовании выяснилось даже, что хирурги, играющие на досуге в видеоигры, делают на 32% меньше ошибок и оперируют на 24% быстрее, чем не играющие.

Некоторые игры также способствуют социальному взаимодействию: одно исследование обнаружило, что 2% познакомившихся в интернете пар встретились именно в виртуальных игровых мирах (например, World of Warcraft).

А вот самый впечатляющий результат: в одном опыте дети-дислексики после 12 часов игры в Rayman Raving Rabbids на Nintendo Wii стали лучше читать — вероятно, потому что игра помогает сосредоточиться. И напоследок о личном: все, что я знаю о терпении, упорстве, умении справляться с проблемами, я усвоил, играя в Lemmings на Amiga.

Итак, мой совет родителям: вряд ли вы сумеете отвратить детей от агрессивных видеоигр, но попытайтесь уговорить их добавить и сколько-то интеллектуальных. А если не удастся, утешайтесь мыслью, что зрительно-моторная координация у них постепенно достигнет совершенства.

Появление детской агрессии

Во многих случаях агрессия – это своего рода защита, которая естественна не только для детей, но и для взрослых. В случае возникновения угрозы, мы стараемся защититься. Дать сдачи обидчику – это адекватная реакция. Другой вопрос, что довольно часто агрессивное поведение становится нормой. В это случае кроха не только выказывает защиту, но и старается напасть сам, без всяких на это объективных причин. Это может говорить о том, что ребенок в силу каких-либо причин просто вынужден проявлять агрессивность. Для того, чтобы скорректировать данное поведение, необходимо разобраться в истоках.

Эмоциональная атмосфера в доме

Если ребенку приходится наблюдать за постоянными ссорами и конфликтами родителей, ему становится некомфортно. Маленькие дети могут ощущать, что именно они являются виновниками испорченных отношений между значимыми взрослыми. Более того, в результате семейных разборок, у ребенка закладывается модель поведения семьи, вследствие чего, в будущем, он будет неосознанно воспроизводить ее в своей семье.

Неправильно выбранный стиль воспитания

Когда мать и отец не могут справиться с эмоциями, позволяют себе кричать на ребенка, бить его, игнорировать, высмеивать интересы, малыш может проявлять агрессивность, чтобы заставить таким образом уважать себя. Более того, во многих благополучных семьях считает нормой напугать кроху разлукой, возможностью отдать его посторонним, отправить в детский дом или оставить на улице, если он не начнет слушаться. Эти методы, также как и проявление гиперопеки, когда ребенок пытается отстоять личные границы и сделать самостоятельный выбор, способный привести к появлению агрессивному поведению.

Некомфортная атмосфера в детском учреждении

К сожалению, в детских коллективах можно встретить не только агрессивно настроенных детей, но и взрослых, которые позволяют себе физическое и моральное унижение над воспитанниками и учащимися. Немудрено, что ребенку приходится защищаться, чтобы не дать ощутить моральное превосходство над собой и защитить, таким образом, чувство собственного достоинства.

Обесценивание чувств и эмоций ребенка

Маленький ребенок – это не только радостные моменты, связанные с его улыбкой, смехом, какими-либо достижениями и хорошим отношением к родителям. Каждый человек имеет право выразить свои чувства, которые могут быть, как положительными, так и негативно окрашенными. Не стоит говорить ребенку, что он не имеет право плакать, злиться, выказывать раздражение и показывать, что ему в данный момент некомфортно. Ни одно чувство и эмоция не проходят для психики бесследно, трансформируясь в психосоматические расстройства, проблемы с доверием, с построением отношений с другими людьми и попыткой выразить себя через неформальные увлечения и экстремальные виды спорта, чтобы почувствовать себя «живым».

Повышенный уровень тревожности у ребенка

Родители, руководствуясь благими намерениями, могут стараться обезопасить малыша от каких-либо опасностей, выказывая предостережение относительно тех или иных действий ребенка. Это лишает кроху инициативы, здоровых амбиций, желания узнавать окружающий мир. Нередко мнительность и впечатлительность – черты характера самого ребенка. В том и другом случае можно наблюдать проявление агрессивности как способа обезопасить себя от возможных трудностей.

Игры и упражнения, которые помогут ребенку выплеснуть злость:

***Упражнение «Эмоции».

Показать картинки с эмоциями, узнать какое настроение. Желательно картинки показывать утром и вечером. После того, как ребенок укажет свое настроение, спросить почему оно такое.

*** Игра «Волны».

Игра в ванной. Предложите ребенку сделать волны на воде, волны можно делать воздухом (дуть на воду) или руками.

*** Игра «Салют».

Порвать бумагу на мелкие кусочки и бросать их вверх, затем вместе собирайте.

**Нужно запастись бумагой и дать ему возможность порвать столько бумаги, сколько он захочет. На каком-то этапе ребенок должен остановиться сам (иногда это бывает после того, как вся комната оказалась в бумаге).

*** Игра «Каракули».

Ребенок поднимает руки вверх и на потолке рисует разводы, линии, фигуры в произвольной форме. Чем интенсивней движения, тем лучше. Затем все то же делает на листе бумаги ручкой, карандашами и фломастерами. Это и будут «каракули».

*** Нарисовать свою злость.

Для этого у ребенка должны быть различные инструменты: карандаши, фломастеры обычные и маркеры, краски, ручки. Так, например, нарисовала свою злость моя маленькая клиентка. (картинка агрессия в рисунке)

***Часто дети входят в азарт, их трудно остановить. К этому нужно подготовиться заранее (запастись достаточным количеством бумаги, влажными салфетками для уборки, приготовить точилку и т.д.), желательно не останавливать ребенка и выход его эмоций.

«Мы — актеры»

Цель: развитие эмоциональной сферы, умения понимать эмоции и чувства персонажей игры, других людей; обучение умению выразительно передавать эмоциональные состояния с помощью движений, мимики и жестов.

Возраст: 4–7 лет.

Оборудование: иллюстрации с основными эмоциями и чувствами персонажа стихотворения; детали костюмов мальчика Задаваки (Снеговика, Гномика, Шарика).

Описание игры

Психолог читает стихотворение, сопровождая текст показом иллюстраций с эмоциональными состояниями персонажа игры. Затем взрослый предлагает детям назвать эмоции главного героя.

Стихотворение читается второй раз, дети выразительными движениями, с помощью мимики и жестов передают эмоции персонажа игры. На следующих занятиях детям предлагается стать актерами.

Ребенок, желающий изобразить главного героя стихотворения, наряжается и выразительно передает эмоции и чувства персонажа игры.

Комментарий: для детей младшего и среднего дошкольного возраста на одном занятии используется текст одного стихотворения, обыгрывание эмоциональных состояний одного персонажа.

Для детей постарше задачу можно усложнить. После знакомства со всеми игровыми персонажами можно предложить игру «Мы — актеры», где каждый ребенок по желанию может сыграть роль героя любого стихотворения.

«Задавака»

Познакомьтесь с задавакой: Иногда он весельчак, Иногда сердит иль грустен, Не узнать его никак. Иногда пуглив он очень, А спокоен чаще ночью. Иногда он удивляка, Вот так мальчик-задавака!

«Снеговик»

1. Я люблю, друзья, морозы, Снегопадам очень рад, И сейчас я приглашаю Поиграть со мной ребят.

2. Вы слепили меня ловко, Ну, а где же нос-морковка? Очень я, друзья, смущен И, признаюсь, удивлен.

3. Что? Сломать меня хотят? Я разбойникам не рад. Грозно топну, рассержусь, Снежной тучей закружусь!

4. В марте я всегда грущу, Расставаться не хочу. Солнце будет припекать, А я — таять, исчезать. Сейчас я крепкий снежный ком, Но стану лужицей потом.

5. Вот как славно поиграли! Всем улыбку я дарю, За театр эмоций ярких Всех детей благодарю!

«Гномики»

1. Этот гномик — весельчак, Улыбается он так (показ взрослого). Гномик просит всех детей: Улыбнитесь поскорей!

2. Этот гном, друзья, сердит, У него здесь хмурый вид. Гномик-гномик, не сердись, Лучше с нами подружись.

3. Этот гномик испугался, Глазки округлил и сжался. «Ой!» — пугливый гном сказал И от нас он убежал.

4. Этот гном — печальный гном: Потерял дорожку в дом. Гномик, слезки вытирай, Лучше с нами поиграй!

«Шарики»

1. Веселый шарик вверх летит, Он улыбается, кружит. С тобою, шарик, полетим, И в танце вместе закружим.

2. Дружочек-шарик, что с тобой, Ты почему сказал нам: «Ой!»? Ты испугался вдруг ежа? Ползет он к нам сюда, шурша.

3. На ежика наш шар сердит, У шарика серьезный вид, Пыхтит и хмурит брови он, Шар не на шутку возмущен.

4. Вот успокоился наш шар, Ведь ежик мимо пробежал. Вверх шарик быстро полетел, На нас спокойно посмотрел.

Основные причины детской агрессии

Для возникновения агрессии у ребенка существует множество поводов и пусковых механизмов. И они разнятся от семьи к семье. И все же, психологи называют пять самых распространенных причин, которые способствуют появлению детской агрессии.

1. Проверка границ дозволенного

Подросший малыш с удивлением понимает, что не всегда он является центром вселенной. Ему хочется потрогать то и другое, взять третье, но взрослые отвечают: «Нельзя!»

Если же мама с папой непоследовательны в своих запретах, после детских истерик меняют собственное решение, то не следует удивляться агрессивности ребенка.

2. Неудовлетворенные желания

Мама не разрешает смотреть мультик? Запрещает брать на прогулку машинку? Детские желания не удовлетворены. А они захватывают кроху целиком и полностью. Не умея высказывать свое разочарование, малыш начинает толкаться, щипаться, швыряет машинку на пол.

3. Непринятие чувств ребенка

Очень часто родители запрещают выражать детям негативные эмоции, особенно это касается мальчиков.

Малышу говорят: «Мужчины не плачут!» или «Не реви, ты же не девочка!» Не имея возможности проработать и отразить подобные чувства, ребенок копит негатив и переводит его в агрессию.

4. Особенности воспитания в семье

Не секрет, что от характера взаимоотношений между детьми и родителями зависит и формирование личностных качеств ребенка.

Так, при авторитарном стиле воспитания, малыш может стать неуправляемым в ответ на излишнюю строгость взрослых. При попустительском стиле ребенок ведет себя так, как хочет, не ощущая родительского контроля.

5. Подражание

Еще одним фактором возникновения детской агрессии может стать подражание негативному поведению взрослых (ругань, повышенный голос, рукоприкладство, категоричные приказы), любимых персонажей кинофильмов и мультиков.

1. «Уходи, злость!»

Игра «Волшебные подушки»

Цель: отреагирование негативных эмоций, снятие агрессивности.

Возраст: 4–7 лет.

Оборудование: простая подушка, «подушка злости», «подушка добра».

Описание игры

«Подушка злости», на которой будет вымещаться агрессия, кладется перед ребенком на большую мягкую подушку или спортивный мат. Психолог (или педагог) читает стихотворение, демонстрируя игровые действия, затем предлагает ребенку повторить их: ударять по «подушке злости» расслабленными кулачками. Также можно предложить ребенку поколотить по «подушке злости» надувными или деревянными молоточками. При ударах можно выкрикивать слова, выражающие чувство гнева.

«Подушка злости»

Кулачки (молотки) стучат, Злость прогнать они хотят, Чтобы злость не обижала Ни меня и ни ребят!

Затем ребенку предлагается «подушка добра». На нее можно положить расслабленные руки, ее можно погладить или обнять. Таким образом, отреагированное чувство гнева меняется на приятные ощущения спокойствия и эмоционального равновесия.

«Подушка добра»

Ах ты, моя душечка, Добрая подушечка, Мои ладошки успокой, Я люблю играть с тобой!

Игра «Мешочек гнева»

Цель: отреагирование негативных эмоций, снятие агрессивности.

Возраст: 4–7 лет.

Оборудование: «мешочек гнева».

Описание игры

Психолог (или педагог) показывает ребенку «мешочек гнева», читает стихотворение, затем озвучивает любыми звуками или словами негативные эмоции. Взрослый предлагает ребенку прокричать в «мешочек гнева» накопленное недовольство, обиду, гнев.

«Мешочек гнева»

Гнев в мешочек прокричу, Иногда и порычу. Гнев так быстро исчезает, И обида тоже тает. Ловко завяжу мешок И скажу себе я: «Ох!»

Игра «Волшебные коврики»

Цель: отреагирование негативных эмоций, снятие агрессивности.

Возраст: 4–7 лет.

Оборудование: «коврик злости», «коврик радости».

Описание игры

«Коврик злости», на котором будет вымещаться агрессия, кладется перед ребенком.

Психолог (или педагог) читает стихотворение, демонстрируя игровые действия, затем предлагает ребенку повторить их: протопать негативную эмоцию на «коврике злости», можно предложить ребенку попрыгать. При активных движениях можно выкрикивать любые слова, выражающие чувство гнева.

«Коврик злости»

Коврик злости — вот потеха! Ну а если не до смеха? Топну ножкой: раз-два-три… Улетела злость — смотри!

Затем ребенку предлагается «коврик радости», на нем можно полежать, расслабиться, помечтать о чем-то приятном, почувствовать спокойствие и эмоциональное равновесие.

«Коврик радости»

Коврик радости, привет! Даришь ты сердечку свет. На тебе могу лежать, На тебе могу мечтать, Отдыхать, летать, кружить. Я хочу с тобой дружить!

Комментарий: в процессе использования в играх необычных игровых пособий дети осознают и понимают, что можно освободиться от разрушительных эмоций не агрессивным способом, а с помощью волшебных помощников.

Упражнения на преодоление агрессии

Чтобы снять физическое напряжение, скопившееся в теле:

  • Спортивное соревнование с мамой/папой на выход физического напряжения в ребенке. Кто дальше прыгнет? Кто быстрее пробежит?

  • Устроить прыжки на кроватях или батутах.

  • Пойти на улицу и бегать в догонялки с захватом заложника.

  • Устроить бой с подушками

  • Кусать все мягкое, что попадется под руку.

  • Поиграть в корриду, где ребенок бык или тореадор.

  • Щекотка и бессмысленная возня с родителями на кровати или на полу.

Снять напряжение можно с помощью голоса и работы рук:

  • Покричать в баночку или коробочку.

  • Порвать, покомкать бумагу, пластилин, почеркать на бумаге

  • Повыть голосами разных зверей.

Словесную агрессию можно преодолеть так:

  • Устроить словесные поединки, игру с вычурными обзываниями.

  • Придумать, над чем в ситуации можно посмеяться?

Можно использовать деликатную Холдинг- терапию. Это терапия удерживанием агрессивного ребенка. Когда его берут(хватают) в охапку и удерживают. Такой способ подходит для маленьких детей, которые точно не смогут вырваться из маминых рук. Это попытка «смирить ребенка насильно» с неизбежностью, что ничего не остается, как только успокоиться, расслабиться и поплакать. Может сработать только, если родители не впадают в крайность.

Агрессия ребенка- это «боль» родителей, воспитателей и учителей. И ее снимать, преодолевать успешно и быстро не всегда получается. Но главное, что нужно помнить – агрессия ребенка не должна влиять на отношения между родителями и ним.

Автор статьи, Елена Садовниченко, психолог, мама двоих детей.

10 игр на преодоление детской агрессии

В возрасте 2-4 лет малыши иногда становятся неуправляемыми и агрессивными. Предлагаем несколько игр, с помощью которых можно помочь ребенку выплеснуть негативные эмоции.

Психологи утверждают, что нельзя подавлять негативные эмоции. Что же делать? Надо найти для них выход!

Откуда берется агрессия

В каждом человеке от природы есть агрессия. Это своеобразный защитный механизм, реакция на раздражение. Когда возникает опасная ситуация – например, кто-то отобрал игрушку или дал лопаткой по голове, ребенок защищается от нападения. Но иногда агрессивным становится фоновое поведение – ребенок нападает сам, акцентируется на плохих героях в сказках, говорит обидные слова. Это не значит, что он вдруг стал плохим. Это значит, что есть раздражитель, который постоянно приводит его агрессию в активную фазу.

И прежде всего, родители должны понять, что стало причиной агрессии:

  • Обстановка в семье.
    Если папа и мама ругаются и спорят, ребенок принимает это на свой счет. Как мыслит ребенок: «Они ругаются, значит, я плохой».
  • Физическое и моральное наказание, унижение, психологический отказ от ребенка.
    Например, в надежде ускорить действия ребенка мамы часто говорят: «Я сейчас уйду, а ты останешься». Страх разлучения с мамой – самый страшный для ребенка. Если она пользуется такими приемами, малыш находится в постоянном стрессе.
  • Неблагоприятная обстановка в детском саду или в школе.
    В группе есть дети-агрессоры, которые провоцируют малыша на постоянную защиту или воспитатели пользуются угрозами для достижения своих целей.
  • Непринятие чувств ребенка, запреты выражать грусть, обиду, горечь.
    Ребенку говорят: «Фу, какая ты некрасивая, когда плачешь!» или «Не реви, ты же мальчик!». Если эмоции не прорабатываются, они накапливаются и выливаются в агрессивное поведение.
  • Повышенная тревожность малыша.
    Если мама сама находится в постоянном стрессе или чрезмерно опекает малыша: «Не лезь на горку, это опасно!» или «Не ходи туда, упадешь». Мир начинает казаться малышу опасным и он защищается от него.

Как выглядит детская агрессия?

Агрессия у ребенка выражается по-разному:

  • он дерется,
  • кусается,
  • бьет родителей,
  • говорит обидные или грубые слова
  • причиняет боль себе – бьется об пол головой, кусает себя, царапает,
  • он не идет на компромисс с друзьями, ни в чем никому не уступает,
  • он любит отрицательных героев (Кащея, Бабу-Ягу), старается им подражать, не замечает положительных героев.

Снимаем стресс

Чтобы направить агрессию ребенка в нужное русло и дать ей выплеснуться, психологи советуют играть в определенные игры, где это негативное поведение может быть управляемым. В эти игры могут играть и родители, и сами дети в садике. Чем большим количеством времени вы располагаете, тем лучше: малыш первое время будет подолгу заигрываться в «Салют» и «Упрямого барашка».

Игра 1. «Обзывалки»

Мама и ребенок встают друг напротив друга и кидают друг другу мяч. Когда ребенок кидает, он может назвать маму «обидным» словом, которое на самом деле разрешено, например, «Ты капуста!» — «А ты помидор!» и т.д.

Игра 2. «Пыль»

Предложите ребенку выбить пыль из подушки. Пусть он колотит ее, кричит.

Игра 3. «Борьба на подушках»

Включите веселую музыку, возьмите в руки подушки и слегка подеритесь ими. Но родители четко должны установить правила – не бить руками, не кричать обидные слова. Если правила нарушаются, игра останавливается.

Игра 4. «Снежки»

Предложите ребенку комкать листы бумаги и бросать ими друг в друга.

Игра 5. «Салют»

Ребенок рвет бумагу и с силой бросает ее вверх. Потом все вместе убирают мусор с пола.

Игра 6. «Мячик, катись!»

Теннисный мячик кладется на ровную поверхность. Ребенку предлагают сдуть его, чтобы он прокатился по заданной траектории. Игры с участием дыхательных элементов психологи считают самыми эффективными.

Игра 7. «Лягушка»

Если малыш любит купаться, предложите ему дуть на поверхность воды, чтобы получились волны. Усилия ребенка должны быть достаточно интенсивными.

Игра 8. «Ураган»

Сядьте напротив малыша и предложите ему вас сдуть. Пусть он наберет в легкие побольше воздуха и как следует дует на вас – мама при этом делает вид, что сопротивляется потокам воздуха.

Игра 9. «Упрямый барашек»

Малыш ложится на пол и с силой выпрямляет ноги, в воздух или бьет ими об пол. На каждый удар он может говорить «Нет!».

Игра 10. «Футбол»

Ребенок и взрослый играют в футбол подушкой. Ее можно отнимать, пинать, бросать – главное, соблюдать все правила.

Спорт как лекарство

Спорт — один из самых эффективных способов справиться с детской агрессией. Для детей очень важна возможность «выпустить пар», и спортивные занятия подходят для этого как нельзя лучше. Однако не стоит воспринимать эту связь буквально и слепо отдавать агрессивного ребенка на бокс или борьбу. Контактный спорт даст правильный результат только под контролем хорошего опытного тренера, а найти именно такого не всегда получается.

Давайте же разберемся, какие виды спорта наиболее подходят агрессивным детям.

Футбол, хоккей, волейбол, баскетбол и другой командный спорт — самая популярная рекомендация для детей, имеющих проблемы с агрессией. Эти виды спорта не только позволяют израсходовать лишнюю энергию, но и учат ребенка работать в команде, развивают социальную уверенность и делают его более дисциплинированным.

Детей с ярко выраженными лидерскими качествами стоит отдавать в индивидуальный спорт: большой теннис, спортивную или художественную гимнастику, конькобежный спорт, фехтование и т.д.

Плавание подойдет ребенку любого психотипа и телосложения. Оно равномерно тренирует все группы мышц и полезно для здоровья, а вода снимает стресс и восстанавливает эмоциональный баланс.

Мощный успокаивающий эффект оказывает взаимодействие с лошадьми, поэтому гиперактивного и легковозбудимого ребенка можно отдать в конный спорт. Контакт с животными будет полезен и замкнутым детям, которые тоже бывают агрессивными.

Главное в восточных единоборствах — строгое соблюдение правил, уважительное отношение к партнеру и к учителю. Именно эти качества в агрессивном ребенке воспитают ушу, дзюдо, айкидо и иже с ними. Также восточные единоборства делают детей более уравновешенными и спокойными, а дисциплина помогает обуздать агрессию. Однако, как и в борьбе, в подобных видах спорта очень важен грамотный тренер.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий