Всегда ли хорошо, когда ребенок послушный

Почему дети не слушаются

Источник девиантного поведения обычно легче установить в младшем возрасте, а если ребёнок постарше, то необходим более глубокий анализ его поступков.

К наиболее распространённым причинам детского непослушания относят:

  1. Кризисный период. В психологии существует немало проблемных этапов – 1 год, 3 года, 5, 7 лет, 10-12 лет. В эти возрастные фазы начинает меняться детская личность, совершенствуются способности крохи. Поэтому изменяется поведение и эмоциональный фон.
  2. Постоянные запреты. Если вы ежедневно по несколько раз что-то запрещаете, то бунт – адекватная реакция на ограничения. Ребёнок обязательно захочет доказать свою независимость и самостоятельность.
  3. Непоследовательность действий родителей. Если сегодня возникло новое табу, о котором вчера не упоминалось, малыш может растеряться, разозлиться и продемонстрировать негативную реакцию.
  4. Вседозволенность. Потакание всем прихотям и капризам ведёт к избалованности. Но ведь в какой-то момент вы начнёте запрещать, вот тогда и проявиться непослушание.
  5. Различные требования. Если вы ждёте от малыша одного, а ваш муж – другого, то ребёнок начинает страдать. Возникают разногласия, от которых дитя дезориентируется.
  6. Неуважение личности ребёнка. Не нужно относиться к 11-летнему тинэйджеру так же, как и к 5-летнему. Каждый возрастной период требует особого отношения и понимания.

Детские протесты чаще всего возникают на фоне конфликтов в семье.

Злиться — это нормально

Эмоция гнева — врождённая. Американский психолог Пол Экман отмечает, что это одна из пяти базовых эмоций. Среди них — отвращение, страх, счастье и печаль.

Хотя злость принято демонизировать, но на самом деле это полезная эмоция. Она сопровождается физиологической реакцией — повышением адреналина, кортизола, давления и сердечного ритма, приливом крови к мышцам. Гнев нужен, чтобы сделать человека сильнее и бесстрашнее в моменте, помочь ему защититься от «врагов». Злость подсказывает, что нам не нравится, и даёт энергию на изменение ситуации.

Восприятие и выражение злости — социальный паттерн. Дети учатся этому в ходе воспитания в семье, под влиянием культуры и опыта

Важно научиться правильно реагировать на детский гнев и объяснить ребёнку, как можно выражать злость экологично. 

Если транслировать ребёнку, что его «не любят», когда он злой, и отказываться признавать его право на гнев — это может вылиться в проблемы с агрессией и распознаванием собственных эмоций. Дети, которым приходилось подавлять злость, часто в более взрослом возрасте не понимают, что им нравится, а что нет, как с ними можно обращаться, а как нельзя. 

Что нужно делать с чересчур послушным ребенком?

Чаще интересуйтесь мнением ребенка, событиями и поступками, людьми из его окружения, ситуациями, в которых он оказывается. Успокойте малыша, объясните, что любите его таким, какой он есть, и всегда примете любую его позицию. Тогда ваш послушный ребенок вырастет уверенным в себе с чувством собственного достоинства, уважающим себя и окружающих людей.

Приучая малыша к чему-либо, объясняйте последствия – нужно быть аккуратным, потому что это полезная привычка в жизни. Если ребенок отказывается прибирать в своей комнате, пусть сам несет ответственность за свое пока что еще безобидное решение. Например, ему станет стыдно, когда к нему неожиданно нагрянут друзья или он не сможет найти в беспорядке нужную вещь.

Стоит посмотреть и на себя. Очень часто удобные дети растут у таких же удобных взрослых. Способны ли вы говорить «нет» и высказывать свое мнение открыто? Как часто не учитываете свои интересы ради сохранения хороших отношений с другими людьми? Если такое с вами происходит, начните быть «неудобным». Только самодостаточный взрослый может воспитать уверенного в себе ребенка.

За стеклом

Это наиболее сложный вариант «неконтактного ребенка». Он настолько замкнут, что будто отгораживает себя стеклянной стеной от внешнего мира. В психологии такое состояние называется РДА – ранним детским аутизмом (от греческого слова autos — сам, поэтому аутизм — это погруженность в себя). Психиатры диагностируют аутизм уже на первом году жизни, а иногда – в возрасте двух-трех лет.

Встречается РДА не так уж редко: от 4 до 15 случаев на 10 000 детей, причем у мальчиков чаще, чем у девочек. У этого заболевания есть несколько ярких признаков, которые, к сожалению, родители нередко принимают за особенности характера и не обращают на них особого внимания. И, если это единственный ребенок в семье, родителям просто не с чем сравнивать поведение своего чада.

Такой ребенок не вызывает проблем, не доставляет лишних хлопот, он опять же удобен – сидит себе все время в уголке: то кубики с места на места перекладывает, то машинку туда-сюда возит. Пять раз. Десять. Сто. И один не боится оставаться, а, напротив, очень любит.
И лишь когда такой ребенок попадает в детский коллектив, становится понятно, что он весьма отличается от других детей.

Какие же особенности поведения должны насторожить родителей?

  1. Ребенок никак не стремится к общению. Еще в младенчестве он не радуется маме, не оживляется при ее появлении.
  2. Когда его берут на руки, он не протягивает с готовностью ручки, не пытается в ответ ухватиться за шею взрослого, а висит, точно куль с мукой.
  3. Малыш не любит смотреть в глаза. Вместо этого он смотрит как бы сквозь людей.
  4. У таких детей поздно и трудно развивается речь. Они способны много раз монотонно повторять одну и ту же фразу. Повторяют они и одни и те же действия, могут подолгу раскачиваться, трясти погремушку, хлопать ладошкой и пр.
  5. У аутистов особенная походка: то на цыпочках, то вприпрыжку. Обычное выражение их лиц – задумчивая отрешенность.

Стратегия и тактика ваших действий

Психолог Мария Ряховская рекомендует:«Если вы заметили у своего ребенка какие-то признаки аутизма, покажите его психоневрологу. Он направит малыша на электроэнцефалограмму. После нее диагноз аутизма можно поставить или снять совершенно точно. В случае подтверждения диагноза ни в коем случае не паникуйте. Ваш ребенок – не сумасшедший! Это заболевание вполне поддается коррекции. Однако будьте готовы к совместной длительной работе с психологом»

Маленькому аутисту очень важно выйти из мира своих грез в реальный, сегодняшний день. Поэтому привлекайте его к домашним делам, давайте несложные поручения, приучайте помогать более слабым

Прекрасно, если он поможет вам ухаживать за «братьями меньшими» (причем лучше выбрать не рыбок или черепашек, а кого-то теплого и пушистого щенка, котенка, хомячка). Эти животные способны вызвать живой эмоциональный отклик и стать предметом заботы: «мы в ответе за тех, кого приручили».

Причина 5. Послушный ребенок рискует «пойти в разнос» и оборвать контакты с родителями

Другой способ выпустить наружу все «неправильные» чувства — это однажды сорваться. Терпеть-терпеть, а потом отомстить. Или, достигнув совершеннолетия, молча уйти из родительского дома и постараться там больше не показываться. Или, едва вырвавшись из-под родительской опеки, пуститься во все тяжкие, включая алкоголь, растрату денег, нездоровые отношения и прочие сомнительные удовольствия. То, что обычные дети пробуют делать дозировано в подростковом возрасте, послушные дети не пробуют вовсе. И став взрослыми, просто не имеют достаточного опыта, чтобы отличить опасное от безопасного, полезное от вредного. Раньше им запрещали всё. И если теперь не запрещают, то значит, всё можно?

Конечно, большинство детей не срываются, они так и остаются послушными до седых волос. Но вряд ли стоит надеяться, что став взрослым, послушный ребенок будет испытывать нежную привязанность к своим родителям. Ведь это люди, которых он привык бояться.

Что происходит с запретными чувствами

Но есть дети, которые считают, что существуют плохие эмоции, которые надо прятать и никому не показывать. «Это стыдно. Можно расстроить родителей. И вообще, боятся только трусы. А злятся — плохие мальчики и девочки».

И тогда дети забывают тропинки своего сада, на которых растут негативные эмоции. Ставят на повороте к ним таблички «запретная зона». Но взамен протаптывают другие, которые потихоньку начинают мешать им жить. Наверное, Баба-Яга к ним причастна.

Первая тропинка Бабы-Яги называется «заменяй». Чувствуй то, что одобряется взрослыми. Запрещенные эмоции — в клетку.

В жизни это может выглядеть так. К примеру, сын или дочь боится рассказывать о страхах и взамен этого проявляет в разных формах злость. «Злиться не так стыдно, как бояться», — думает ребенок в этом случае.

Вторая тропинка называется «не проявляй никогда». Вдоль нее расставлены банки, в которых мальчик или девочка консервирует свои чувства — страхи, злость, обиду. Банки все наполняются и наполняются, пока в определенный момент не начинают взрываться.

И тогда ребенок, казалось бы, ни с того ни с сего начинает кричать и топать ногами или горько плакать. Это уже совсем неуправляемые чувства выходят наружу. И никто не скажет ему: «Не надо копить свои чувства, лучше проявляй их потихоньку». Все только удивляются, что ребенок вдруг взрывается как вулкан.

Около третьей тропинки вывеска «в поликлинику налево». По ней бродят дети, которые прячут свои чувства в глубокие подземелья, откуда им никогда не вырваться. Но для того чтобы сдерживать их там, ребенку требуются силы. И когда они заканчиваются, ребенок начинает болеть. Можно сказать, это тропинка для часто болеющих детей.

Как себя вести если ребенок не слушается: 4 основных правила воспитания

Первое правил воспитания

На каждое родительское «нельзя» должно быть пояснение доступное пониманию ребенка «почему». Например: вы не разрешаете малышу кататься на определенных качелях. И, конечно, малыш расстроится и начнет плакать. Что делать: когда малыш просился на эти самые качели, тут же не откладывая объяснить почему именно на них ему опасно кататься. Там катаются детки постарше, они уже сами на них залазят, сами раскачиваются. Когда ты подрастешь немного, то обязательно тоже сможешь на них кататься. А сейчас попробуй сам раскачаться на вот этих качелях (поменьше).

Таким образом ребенок чувствует вашу заботу

И, что важно, вы предлагаете альтернативу – качели поменьше. Плюс он учится самостоятельности: сам попытается раскачаться

Если же ребенок после ваших слов все равно расстроен, то есть еще компромисс. На больших «опасных» качелях вы катаетесь вместе. Тоже отличный вариант: ребенок учится договариваться.

Отвлекать ребенка от «не желаемого родителями» нужно игрой. Именно в игровой форме дети учатся и познают этот мир.

Ребенок 3 года не слушается и истерит? Только на своей «шишке» он сможет понять почему так, а не иначе. Например: огонь – горячо – это опасно. Пусть дотронется пальчиком к горячей кружке. Это будет не опасно, но тем не менее он успеет почувствовать и понять, что вы до этого пытались ему объяснить словами.

Ребенок постоянно не слушается маму? Чаще всего это происходит, если в семье наказывает только папа. Или, наоборот, наказывает только мама, значит папу ребенок не слушается.

Важно: всегда у ребенка должен быть человек:

  • которому ребенок доверяет
  • который будет его баловать
  • с которым можно повеселиться
  • который его учит чему-то новому и интересному.

Второе правило воспитания

Хвалить или наказывать сразу после поступка ребенка. Если вы начнете поучать ребенка вечером за то, что он сделал утром, то вряд ли он вообще припомнит подробности события и воспроизведет свою вину в произошедшем.

Третье правило воспитания

Сколько наказаний – столько поощрений. Нельзя только хвалить и поощрять. Или исключительно ругать и запрещать. Необходимо воспитывать в той самой «золотой середине», когда на каждое «плохо» есть «хорошо».

Четвертое правило воспитания

Ребенок 9 лет не слушается: в этом возрасте ребенок внимательно отслеживает поведение и поступки взрослых. У него уже есть понимание что хорошо, а что плохо. И если ваш ребенок вас не слушается в этом возрасте, возможно вы учите его тому, что не транслируете сами своим поведением.

Родители должны сами следовать правилам, которые установили для ребенка. Не кричать в общественном месте – правило для ребенка и родителей.

Теперь вы знаете как себя вести если ребенок не слушается.

Требовательность в воспитании послушания

Мужчины, как правило, более требовательны, нежели мамы. Они не хотят идти на поведу у детей, и это верно. Женщины проявляют слишком большую мягкость, нетребовательность, идя на уступки детям, жалеют их, когда нужно твёрдо стоять на своём. Это неправильно. В воспитании послушания у детей разумная требовательность играет решающую роль.

Что значит разумная требовательность?

Во многих случаях, когда дело касается здоровья детей, их безопасности, а в некоторых случаях — и спокойствия взрослых, нужно потребовать, чтобы дети сразу же, с первого слова выполнили распоряжение. Запрещая, коротко объясните причину запрета, чтобы дети поняли, почему нельзя делать то или иное.

Иногда же не следует настаивать на немедленном выполнении своего требования. Это относится к тем случаям, когда ребёнок занят игрой, увлечён чем-нибудь

Хорошее увлечение, стремление закончить начатое дело очень важно поддерживать у детей

Так воспитывается настойчивость, воля, развивается умение преодолевать трудности. К примеру, сын или дочка увлеклись строительством дома из кубиков или игрой в куклы, а вы требуете прекратить игру, потому что пора ужинать. Несомненно, такое требование вызовет протест; малышам очень хочется достроить, доиграть. Дайте им эту возможность, предупредив заранее, что через пять минут игра должна быть закончена и надо идти мыть руки. Если же дети, скажем, только начали строить дом, посоветуйте им закончить завтра, а сегодня сделать только стены. Дочке предложите усадить куклу за столик; кукле тоже пора ужинать.

Поступая подобным образом, вы учитываете интересы детей, их законные желания и избегаете ненужных конфликтов. И когда вы будете последовательны в своих действиях, дети довольно быстро усвоят необходимое и не станут тратить силы на выпрашивания, уговоры, слёзы.

К сожалению, требование «нельзя» часто остаётся только на словах, и у родителей не хватает настойчивости и терпения, чтобы добиться от малыша выполнения своего указания.

Как сделать чтобы ребенок слушался (как себя вести если ребенок не слушается): 6 простых правил

  1. Выдохнуть и трезво оценить ситуацию, перед тем как накричать и наказать за непослушание. Что именно вам не нравится в поведении ребенка? Он действительно делает что-то опасного для него? Или мешает вам в вашем комфорте и вам не удобно перед окружающими? Если ребенок заслуживает вашего порицания, заранее продумайте что вы ему скажете, как понятным ребенку языком объясните его ошибку.

Поэтому важно успокоиться, взвесить всю тяжесть проступка. Тем самым, возможно, вы не совершите ошибки, не переборщите в наказании

  1. Разговор «глаза в глаза». Присядьте на уровне глаз ребенка. Он не должен чувствовать ваше явное доминирование.
  1. Альтернатива. На каждое «нельзя» должно быть «можно». А еще лучше, если вообще не употреблять запрещающие слова, а сразу предлагать альтернативу. Ну например, вместо фразы «Нельзя бежать через дорогу самому» скажите «Дорогу переходить можно только за руку со взрослыми».
  2. Инструкция, а не приказ. Каждый приказ и требовательный тон нарушает личные границы ребенка. И не удивительно, если реакция ребенка будет воспротивиться и восстать против этого нарушения его границ.

А вот подробно объяснив, что и как можно сделать вместо не желаемого вами, ребенок усвоит и уловит намного больше, чем вы думаете.

  1. Ругайте без имени. Что это значит: ребенок должен любить себя и свое имя. Старайтесь называть по имени ребенка при похвале, а во время порицания можно употребить «солнышко», «зайчик», «сынок».
  2. Никакого шантажа. Ну признайтесь, наверняка говорили: «Будешь себя так вести, я расстроюсь (обижусь)». Это же чистый шантаж. А теперь представим через 10 лет на вашем личном примере ребенок вам заявляет: «Не купишь новый планшет – уйду из дома». Ну как вам?

Что делать?

Но неужели ничего нельзя сделать? Ведь уступчивые дети – потенциальные жертвы, в том числе и возможных агрессивных или насильственных действий. А это угроза уже не только психологическому комфорту, но даже и жизни ребёнка.

К счастью, всё не так безнадёжно, как может показаться. Есть возможность снизить тревожность и градус психологического напряжения. И, конечно, первыми должны прийти на помощь родители. Учителя, воспитатели, школьные или детсадовские психологи – все они тоже могут и должны оказать содействие

А задача родителей, обратить их внимание на проблемы ребёнка

Какие же шаги необходимо предпринять?

  • По возможности отказаться от критических высказываний об уступчивости и безволии ребёнка.
  • Поощрять любые, даже самые незначительные проявления активности. Однако это должно быть делом добровольным, а не навязанной сверху инициативой. Если «ломать через колено», то ситуация только усугубится.
  • Поддерживать попытки высказывания собственного мнения.
  • Не навязывать свои вкусы, взгляды на жизнь, идеи.
  • Давать право выбора.
  • Советоваться с ребёнком, прислушиваться к его позиции.
  • Не ругать за излишнюю эмоциональность, острые реакции.
  • Признавать за ребёнком право на искреннее проявление чувств, даже негативных.
  • Если ребёнок решится на борьбу за независимость от одноклассников, обязательно поддерживать его.

Кроме того, необходимо учитывать, что уступчивые дети очень зависимы от мнения окружающих. Это может сказываться даже на учёбе, если в классе, например, не «модно» учиться хорошо. В этом смысле таким детям больше подойдут сильные школы, где у учеников высокая мотивация.

Как ещё помочь таким детям?

Обязательно постарайтесь найти ту область, в которой ребёнок если не талантлив, то хотя бы одарён. Среди единомышленников, разделяющих его увлечения, школьнику будет проще найти настоящих друзей.

Важно объяснить ребёнку, что общение – это шаги на встречу с двух сторон. Игра в одни ворота – это не дружба. Поэтому ему не стоит ругать себя, если отношения не складываются

Поэтому ему не стоит ругать себя, если отношения не складываются.

Ну, и самое главное: ребёнок должен знать, что у него есть право самому выбирать друзей, говорить «нет», отказываться от общения с неприятными ему людьми. Следование нормам поведения, принятым в обществе – это хорошо. Но иногда необходимо постоять за себя, сделать выбор, отказать кому-то.

Советы родителям пятилеток

Если ребёнку 5 лет, и он не слушается вас, огрызается, следует как можно быстрее начинать выстраивать с ним отношения (читайте по теме: Почему ребенок не слушается?>>>).

  1. Интересуйтесь его жизнью, по возможности проводите с ним больше времени, чаще организуйте какое-то общее интересное занятие;
  2. В 5 лет дети активно подражают взрослым, поэтому нет смысла требовать от них того, чего не делаете вы сами. Терпеливо рассказывайте ему, как следует себя вести и будьте достойным примером;
  3. Старайтесь не срываться на крик, всегда спокойно объясняйте, почему ребёнок вас огорчил и как ему следовало поступить.

Если вам тяжело сдерживаться, начните применять техники из семинара Мама, не кричи!>>>

Помните! Постоянные упрёки и нотации рано или поздно приведут к «психологической глухоте», когда дети перестают слышать потоки обвинений в свой адрес.

Родители раздражаются от этого ещё больше и конфликт вспыхивает с новой силой. Получается замкнутый круг.

Как быть?

  • Учитесь вести диалог с ребёнком;
  • Вовлекать его в обсуждение;
  • Искать компромисс;
  • Забудьте про назидательный тон, говорите спокойно;
  • Старайтесь смотреть ему в глаза.

Если ребёнок в 5 лет не слушается, что делать родителям?

Можно воспользоваться несколькими нехитрыми приёмами воспитания. Они помогут договориться с детьми и избежать капризов и истерик.

  1. «Виш-лист»;

Когда малыш просит какой-то подарок, лучше не отвечать категоричным отказом, который, скорее всего, приведёт к детской истерике, а спокойно сказать: «И правда хорошая вещь. Ты должен включить её в свой список желаний».

Как только у вас появляется возможность, что-то из списка можно покупать.

  1. Правило 5 минут;

Часто конфликт возникает из-за того, что ребенок увлечен интересным занятием, а взрослый что-то требует от него (например, немедленно убрать игрушки и лечь в кровать).

По этому вопросу есть хорошая статья: Как научить ребенка убирать игрушки?>>>

Введите правило 5 (10,15 – на ваше усмотрение) минут. Как только возникает необходимость, чтобы ребенок завершил своё дело, предупредите, что у него остаётся 5 минут.

«Давай ты ещё 5 минут покатаешься с горки и мы пойдем домой». Можно использовать колокольчик, оповещая ребёнка, что оговоренное ранее время подходит к концу.

Дети быстро привыкают к этому правилу и перестают протестовать.

  1. Посиди и успокойся;

Если ребенок не на шутку разбушевался, то можно посадить его на стульчик в центре комнаты и объяснить, для чего вы это делаете:

«Ты очень разгорячился, пожалуйста, посиди на этом стуле 5 минут и успокойся. Как только ты почувствуешь, что стал спокойнее – скажи мне и я разрешу тебе  покинуть стул»

Можно всякий раз после баловства усаживать его на стул, давать мячик или игрушку-антистресс, чтобы непоседа успокоился.

Важно! Очень травматично для детей, если за один и тот же проступок их то наказывают, то нет, поэтому родителям стоит быть последовательными в своих действиях. Главное, что нужно осознать: послушный ребёнок на родительском языке означает «удобный, беспроблемный»

А ведь малыш не обязан отвечать родительским ожиданиям и угождать вам

Главное, что нужно осознать: послушный ребёнок на родительском языке означает «удобный, беспроблемный». А ведь малыш не обязан отвечать родительским ожиданиям и угождать вам.

Своим непослушанием он отстаивает собственные границы, учится прислушиваться к себе и решать, что ему нравится, а что нет.

Важно сохранять с ребенком близкие и доверительные отношения, а возрастные кризисы всегда проходят. Относитесь к этому с пониманием

  • Как не кричать на ребенка?
  • Как вести себя с ребенком?
  • Ребенок-жадина

Стоит ли родителям забеспокоиться?

В первую очередь необходимо понять, испытывает ли ребенок негативные эмоции, проявляет ли их и как, объясняет Ольга Романив. «Если ребенок в силу характера является спокойным и уравновешенным, но при этом может проявлять раздражение, беспокойство, отстаивает личные границы, старается проявлять самостоятельность, может поспорить, что-то доказать, то есть проявляет весь спектр эмоций, и вы обсуждаете с ним какие-то проблемы, которые волнует как его, так и вас, в этом случае переживать не из-за чего», — успокаивает она. При этом надо поощрять его самостоятельность, а не стараться ее ущемлять.

Если ребенок зажат, вы наблюдаете только его «хорошую» сторону (ни разу не видели, что он чем-то расстроен, его что-то злит, беспокоит). Если он переживает за что-то, он никогда с вами не спорит, если у него есть свое мнение, то оно совпадает с вашим… В этом случае можно начинать беспокоиться и обращаться к психологу, предупреждает специалист. «Но, как правило, родители, у которых дети так себя ведут, редко задумываются о психологах, ведь нет повода. У нас принято идти к психологу, когда ребенок ведет себя плохо, чтобы вел себя как надо и слушался родителей», — отмечает психолог Романив.

Статья по теме

Своенравный, но не самостоятельный. Как найти управу на неуправляемое чадо

Как развивается речь до года. Норма и задержка

В возрасте до одного года начинает формироваться понимание речи. Ребенок устанавливает связь между предметом и обозначающим его словом. После нескольких повторений и показа предмета он сам отыскивает его после вопроса взрослого («Где часы?», «Где собачка?»).

До 12 месяцев активный словарь малыша насчитывает 15-20 слов, а пассивный – до 250 и более.

  • что-то с удовольствием, но пока непонятно для нас лепечет;
  • отзывается на свое имя;
  • улыбается, когда с ним разговаривают близкие люди;
  • удерживает пальчиками небольшие предметы;
  • узнает и гладит любимого мишку, катает машинку,

Причины «долгого молчания», не связанные с состоянием здоровья

  • Генетика. Возможно, один из родителей долго не начинал говорить. Может сработать наследственный фактор
  • Личные способности. Здесь играет роль не только генетика. Чем больше родители общаются с ребенком и развивают его, тем больше у него интерес к изучению всего нового. Если ребенок много времени проводит один в манеже, сидит один напротив телевизора, то развитие речи существенно замедляется, пассивный и активный словарь не развиваются.
  • Половая принадлежность. В большинстве случаев девочки начинают говорить раньше, и их словарь растет быстрее. При этом мальчики начинают говорить позже, но более осмысленно, легче переходят на простейшие фразы
  • Зачем напрягаться? Если родители по одному взгляду, указующему пальцу и выразительному «Ы» определяют, что нужно любимому чаду, то зачем учиться говорить в принципе?
  • Стресс. Долгое отсутствие мамы, переезд, ссоры, громкие пугающие крики могут психически травмировать ребенка, напугать его, сделать замкнутым и молчаливым на долгое время.

Как вызывать речь у неговорящего ребенка до 1 года

Игры на подражание у ребенка до 1 года

«Вынимаем из ведра». Показать ребенку, как можно по одному доставать из ведра (из коробки, из корзинки) кубики, шарики, мелкие игрушки. Побуждать его к повторению действий взрослого.

«Пирамидка». Снимать кольца с пирамидки, приговаривая «Так! Так!», побуждая ребенка к повторению.

Игры на развитие понимания речи до 1 года

«Прятки». Закрыть голову малыша, сидящего перед зеркалом, платком. Спросить: «Где Коля?», снять платок: «Вот Коля!»

«Ай, да мячик!». Поиграть с мячиком, отбивая его об пол, катая и бросая вверх. Покатить мячик, спрашивая малыша «Где?», «Кати!», «Дай!».

«Игрушка и картинка». Показать картинку с изображением машинки, затем показать игрушечную машинку. Спросить: «Где машинка?», пусть малыш покажет и игрушку, и картинку.

Игры на активизацию речи до 1 года

«Пришла собачка». Спрятать под легким платком игрушку, «найти» ее, эмоционально сняв накидку. «Где собачка?» — поднести к ребенку игрушку, — «Ав-ав!». Побуждать малыша к звукоподражанию. «Скажи собачке : «Иди!»

«У медведя дом большой». Развести ручки малыша шире: «У медведя дом большой! Ой-ой-ой!», свести их друг с другом: «А у зайца маленький! Ай-ай-ай!». «Наш медведь пошел домой! Топ-топ-топ! Заинька лег баиньки! Баю-бай!» Побуждать ребенка к договариванию междометий (ой, ай, топ-топ, баю-бай).

«Труба». «Мы пришли и сели, играем на трубе!», дуем в игрушечную трубу: «Ту-ту-ту! Ду-ду-ду!» Можно вместо трубы сжать руки в кулак и поднести их к губам.

Когда стоит обратиться к специалисту

  • к концу первого месяца ребенок никогда не кричит перед кормлением;
  • к пятому месяцу он не улыбается, когда с ним заговаривают, не гулит;
  • к шестому месяцу не прислушивается к музыке;
  • к семи месяцам не узнает голоса близких;
  • после девяти месяцев у него нет лепета.

К какому специалисту обратиться?

Важно начать обследование с консультации педиатра. Врач оценит состояние здоровья малыша, направит при необходимости к профильным специалистам

Обязательно нужно на приеме отоларинголога исключить повреждения слуха, так как у плохо слышащего ребенка речь не развивается даже при здоровой нервной системе и правильно развитых органах артикуляции

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий