Вредные советы: как вырастить ребёнка неуверенным в себе

Развитие уверенности у девочек

Залогом воспитания уверенности в себе у девочки является необходимость воспринимать ее как личность, обладающую только хорошими качествами.

  • Нужно часто напоминать девочке, что она добрая, умная, красивая, имеет хороший характер. Хорошо, если отец называет свою дочку «моя принцесса», «моя красавица». Это дает девочке понимание, что ее любят, ценят и придает ей уверенности в себе;
  • Важным для дочери человеком является её мама. Именно она является примером для подражания. Прививая в дочери важнейшие качества уверенности, необходимо демонстрировать их собственным примером. Девочки с раннего возраста подражают мамам, пытаются примерять одежду, обувь мамы, наносить косметику, красить ногти;
  • С раннего возраста необходимо рассказывать дочери, как устроены взаимоотношения между людьми. Помогите понять, что иногда её будут отталкивать, не все захотят дружить, и это не должно быть для нее поводом затаить грусть и недоверие к внешнему миру в себе;
  • Заинтересуйте дочку дополнительными видами деятельности, предложите записаться в кружки. У каждого ребенка есть предрасположенности к различным видам искусства, необходимо лишь приложить усилия и развить их. В этом должны помочь родители. Когда девочка занимается танцами или музыкой, она выделяется среди сверстников. Повышается уверенность в своих силах, так как укрепляются черты характера;
  • В подростковом возрасте девочке придётся столкнуться с межличностными проблемами. Маме с раннего возраста необходимо расположить ребенка к себе, чтобы дочь могла без стеснения и опаски обратиться за советом. И вместе было бы гораздо легче справиться со сложившейся ситуацией.

Ведите себя жёстко и авторитарно

Как правильно: Постарайтесь вести себя как можно более жёстко и авторитарно. Чтобы ребёнок был послушным, понимал, кто в семье главный, и всегда слушался, чтобы избежать гнева родителя. Подавляйте любую инициативу с его стороны, отвергайте все его предложения с аргументом: “Нет, я так сказал, значит, так будет”. Ребёнок адаптируется к условиям жизни и сделает вывод, что его мнение не представляет ценности, как и он сам, все его желания и инициативы – глупый вздор, не заслуживающий внимания. Единственное, на что он годится, – делать то, что говорят другие, и так, чтобы их это устраивало.

Как неправильно: Если же мы хотим воспитать активную, деятельную личность, ребёнка лучше слушать, вместе с ним анализировать идеи, строить планы и их реализовывать. Вместе рассуждать, какие действия приводят к определённым последствиям, и придумывать другие способы достижения целей. И разговаривать лучше не авторитарно, а с позиции старшего товарища. Таким образом взрослый помогает ребёнку осваивать стратегии достижения целей и ребёнок получает опыт конструктивного взаимодействия, который будет использовать во взрослой жизни.

Пугать волком или собакой

Если угрожать своему чаду собакой или волком, это отразится на его психике так же серьезно, как и запугивание доктором и полицией. Одним из последствий станет боязнь животных. На любой лай на улице малыш будет реагировать слишком остро. Он может резко подпрыгнуть, испугаться или сильно занервничать.

Страх большого Серого Волка приведет к ночным кошмарам, бессоннице и боязни темноты. Чадо просто перестанет нормально спать и начнет искать убежище в родительской кровати. Он не будет чувствовать себя в безопасности, находясь в собственной комнате. Поэтому ни в коем случае не пугайте детей животными или выдуманными страшилками. Постоянное чувство страха приводит к неврозам и паническим атакам, бороться с которыми можно будет только при помощи врача.

Как формируется самооценка младших школьников

Особый смысл для становления психики дошкольника имеет взаимодействие его с другими детьми. Положительные связи с другими дошкольниками помогают ребенку обрести чувство целостности и общности с ними. Если же эти взаимоотношения не образуются, тогда появляются чувства тревожности, настороженности или агрессии, что ведет к дальнейшей эмоциональной изоляции, желанию быть в одиночестве. Выделяют одно из самых значительных условий становления личности дошкольника – игру. Игра является ведущей формой детальности малышей. При помощи игры у них развиваются все стороны личности.

Делая свои первые шаги в школе, дети мысленно начинают делить своих одноклассников на хороших и плохих, слабых и сильных. Однако, по прошествии некоторого времени, социальные роли и иерархические связи в детском коллективе начинают меняться. Этому способствуют успехи в учёбе, спортивные или иные достижения. На самооценку детей начинают оказывать влияние замечания педагогов. Школьная жизнь заставляет ребёнка постоянно сравнивать себя с другими детьми.

Большое значение имеет восприятие ребёнком своих первых оценок. Часто дети нелегко смиряются с невысокой оценкой их домашних заданий или ответов у доски. Эмоциональное напряжение и волнение возрастают, что приводит ребенка к растерянности и подавленности.

Как же преодолеть чувство неуверенности?

Прежде всего, я бы рекомендовал доверять окружающим — хотя бы в малом. Когда человек чувствует поддержку, ощущает, что не одинок, ему намного проще преодолевать трудности. Это не значит, что надо делиться сокровенным со всеми подряд. Я имею в виду возможность просто с кем-то поговорить, попросить совета. Таким собеседником может стать не только член семьи, но и друг, близкий человек, даже священник.

Второе: найти в себе смелость сделать шаг. Мы так часто о чём-то мечтаем, но не делаем ничего, чтобы достичь мечты. Страх перед неудачей ограничивает и сковывает нас. Надо постараться перебороть его.

Третий шаг — радоваться своим удачам. Получилось что-то? Сумел обуздать страхи, победить неуверенность? Расскажи об этом, не стесняйся показать свою радость!

Четвёртый — заняться тем, что приносит удовольствие. Возможно, вы всю жизнь мечтали рисовать, но никогда не решались попробовать. Запишитесь в художественную школу или на курсы. Не стесняйтесь своих предпочтений и увлечений. У меня есть знакомый, который очень хорошо вышивает, но стесняется своего увлечения, потому что оно «не мужское». Я всегда говорю ему, что если это хобби ему нравится, приносит удовлетворение — значит, надо заниматься им, наслаждаясь и радуясь. Нельзя пресекать порывы души.

Пятый шаг — надо всё время учиться. Сейчас в интернете множество вебинаров, курсов, лекций, которые позволяют узнавать новое, развиваться. Я стараюсь хотя бы раз в три месяца смотреть курсы лекций на важные для меня темы. Для этого подписался на разные каналы в YouTube. Мне всегда была интересна риторика, поэтому регулярно смотрю и слушаю материалы на эту тему в сети. Однако вокруг я постоянно вижу людей, которые не стремятся узнать что-то новое, не видят смысла в саморазвитии, хотя для этого есть все возможности. Порой у человека много свободного времени, но он тратит его совершенно попусту. Предлагаешь ему пойти на какие-то курсы, почитать, посмотреть что-то — он отвечает: «Зачем мне это нужно? Мне тридцать лет!» То есть он сам на себе ставит крест, и это большая проблема

Особенно важно развиваться человеку, страдающему от собственной неуверенности. Когда становишься лучше, умнее, осваиваешь что-то новое, то гораздо проще преодолеваешь неуверенность в себе

Последствия

Если родители помогут преодолеть кризисный период, ребенок успешно преодолеет важный переломный момент, сформирует новые правильные психические реакции, обретет социальные навыки и роли. Это поможет ему:

  • сформировать ответственное отношение к учебе, правильное понимание и восприятие учебного процесса;
  • обрести новые эмоциональные навыки;
  • осознать свое место в социуме, занять желаемую роль среди одноклассников;
  • найти новые увлечения и интересы.

Если же родители будут подавлять проявления социального развития и усложнят ситуацию неправильным поведением, конфликтами или проблемами внутри семьи, это может нанести детской психике серьезный ущерб. Ребенок может:

  • потерять интерес к учебе;
  • слишком остро воспринимать любую критику;
  • занизить самооценку;
  • развить в себе комплексы;
  • проявлять агрессию, жестокость;
  • замкнуться в себе, не пройти адаптацию в школьном коллективе;
  • потерять доверие к родителям, утратить с ними близкую связь.

Что делать если ребенок нерешительный

    1. Не тревожьтесь и не нервничайте. Не стоит слишком часто употреблять слова: «отойди – это опасно», «не бери – оно грязное», «не пей», «осторожнее». Подобные реплики закладывают в подсознание чувство неполноценности, ребенок будет думать, что он неумелый, хуже и слабее окружающих. Речь не идет о каких-то крайних мерах, но взобраться на дерево под присмотром родителей вполне можно.
    2. Не пренебрегайте. Любое преодоление себя – большая победа для ребенка. Дочка после долгих тренировок села на шпагат или сын преодолел половину детского бассейна кролем – дети ждут одобрения и похвалы родителей. Мамина поддержка — это будущая золотая медаль на соревнованиях.
    3. 3.Общайтесь на равных. Когда вашему чаду исполнилось 7, психологи рекомендуют общаться с ним, как с другом. Уважение со стороны родителей определяет отношение ребенка к самому себе. Спрашивайте его мнение в какое кафе пойти, где бы он хотел провести лето и почему ему не хочется общаться с Сережей.
    4. Не требуйте. Бесконечные требования не сделают из вашего ребенка олимпийского чемпиона или вундеркинда. Если он заметит, что не оправдывает ваших ожиданий, это уязвит его самолюбие, и самооценка стремительно упадет, даже большие таланты невозможно будет возродить. Родительская похвала – мотивация, ступень к будущим успехам и великим победам вашего ребенка.
    5. Позвольте ему сделать самому.Чувство, что тебе доверяют придает силы и уверенность в себе. Давайте ребенку задания по возрасту: регулярно поливать цветы, гулять с собакой, кормить рыбок. Не забывайте рассказывать родственникам, что у вас растет настоящий помощник. Ребенок научится брать ответственность и станет уверенным в себе.

Суть и особенности

Основная характеристика психологического кризиса 7 года жизни – это стремительное приобретение новых черт, которые характерны для взрослых. Психика малыша теряет наивность и открытость, а внутренний мир становится более сложным. Он учится анализировать поступки окружающих и их причины, начинает обдумывать свои слова, может скрывать настоящие мотивы собственных поступков.

Переход из дошкольного возраста в школьный требует от ребенка совершенно новых для него действий: поиска своего места среди одноклассников, адаптации в непривычном круге общения. Новоиспеченный школьник сравнивает свои успехи с достижениями других детей, мирится с утратой лидерских позиций, находит свои сильные и слабые стороны, впервые сталкивается с критикой, конкуренцией и даже насмешками. Это удар по детской самооценке, который может стойко выдержать далеко не каждый малыш.

Ребенку приходится быстро взрослеть, так как во многих новых ситуациях он может рассчитывать только на себя. Для этого нужно быстро развивать самостоятельность, учиться принимать решения. Чтобы справляться с новыми задачами, организм стремительно набирает силу, выносливость, координацию.

В связи со спецификой воспитания мальчики и девочки проживают кризисный период по-разному:

  • Кризис 7 лет у мальчиков проявляется в неусидчивости, отсутствии концентрации, чрезмерном чувстве соперничества. Им нужно выплескивать энергию, поэтому уроки и домашние занятия для них кажутся непреодолимым препятствием. Необходим четкий распорядок дня, дисциплина, и спорт, который поможет тренировать выдержку и расходовать энергию.
  • Кризис 7 лет у девочек выражается в агрессии, которая проявляется в домашней обстановке. Девочки часто бывают отличницами и гордостью класса, а наедине с родителями проявляют накопленную раздражительность, которая выливается в истериках. Причина кроется в грузе обязанностей, с которыми ребенку сложно справляться. Родителям нужно проявлять максимум внимания к жизни девочки, разговаривать по душам, обсуждать ее чувства и эмоции.

8 полезных советов, которые помогут вырастить уверенного ребенка

1. Чаще говорите о его талантах и сильных сторонах

Одна из главных родительских ошибок – привычка акцентировать внимание на недостатках вместо того, чтобы дать ребенку полную картину его личности. Но ведь никто не может быть безупречным во всем

Важно осознавать, в чем мы лучше других, что у нас получается особенно хорошо? Понимание своих сильных сторон позволит ребенку правильнее расставить приоритеты, выбрать подходящую профессию, научит его ценить себя и опираться на свои лучшие качества. Для этого не только ругайте, но и хвалите чадо, обсуждайте с ним его способности, показывайте, в чем он особенно хорош

2. Откажитесь от давления и контроля

Родитель может участвовать в жизни ребенка, направлять его и поддерживать, но никак не указывать, как тому жить. Когда взрослые берут на себя роль критиканов, заставляют чадо воплощать свои собственные мечты, внушают ему свои страхи – они отбирают у ребенка право жить своей жизнью, лишают его свободы и ответственности. Такие дети не умеют принимать самостоятельные решения, не доверяют миру, не чувствуют себя достойными хорошего отношения. Поэтому всю жизнь работают на потребности окружающих, «заслуживают» чужую любовь. Нужно ли говорить, как это убивает их самооценку?

3. Уважайте мысли и эмоции ребенка

Ваш ребенок имеет право быть с вами несогласным, испытывать злость, обиду, раздражение. Прекратите стыдить ребенка за его «неудобность», перестаньте обесценивать его достижения, высмеивать особенности характера, оскорблять только на том основании, что вы старше и «мудрее». Сложно поверить в свои силы, когда самые близкие люди считают тебя маленьким и ничтожным, обвиняют во всех грехах, игнорируют и умаляют твои потребности. Это не делает нас сильнее. Злее, обиженнее, униженнее – да. Но не сильнее.

4. Учите его отстаивать свою точку зрения

Пока родители руководят жизнью ребенка, принимают за него решения, он никогда не научится понимать, чего хочет на самом деле? И это плохо, ведь человек без целей и желаний, который не умеет слышать себя, отстаивать свое видение ситуации – это безвольная марионетка. Не делайте этого, прививайте вашему ребенку умение анализировать и отстаивать свои интересы. Не бойтесь спрашивать его мнения по важным вопросам, предоставляйте ему свободу выбора – на какой кружок пойти, что приготовить на завтрак, как провести выходные, какое кино посмотреть?

5. Покажите, что просить о помощи не стыдно

Самодостаточность – хорошо, но мы на то и социальные существа, чтобы учиться взаимодействовать с миром. Уверенный в себе человек – не тот, кто все умеет делать сам (пресловутый «комплекс отличника»), а тот, кто не боится признать свою слабость и попросить о помощи. Кто умеет опираться не только на себя, но и доверять миру, делегировать полномочия, признавать ошибки. В противном случае все закончится стрессом, жутким перенапряжением и одиночеством.

6. Научите ребенка не бояться отказывать людям

Чтобы быть успешным и реализованным, нужно четко разграничивать свои и чужие обязанности, не бояться ставить на место выскочек, которые привыкли использовать чужой труд. Научите ребенка отстаивать свои границы, говорить «нет» вещам и людям, которые ему не нравятся, проявлять здоровую агрессию, если нужно себя защитить. Это важный навык, который поможет ему не растратить талант вхолостую, а еще научит спокойнее реагировать на отказы других.

7. Объясните ему его права и свободы

Многие родители стараются навесить на ребенка побольше обязательств. Они учат его быть послушным, хорошо учиться, помогать по дому, заботиться о младших. При этом не спешат знакомить чадо с его правами, которые бы позволили ему отстоять себя. Такая халатность прививает ребенку позицию жертвы, мол, ты всем должен, но сам ни на что не имеешь прав. Ложь! Покажите чаду, что у него тоже есть достоинства, с которыми окружающие должны считаться. Если хотите видеть его самореализованным и счастливым.

8. Не нагружайте ребенка взрослыми обязанностями

Привычка навязывать чаду ответственность за вещи, которые ему не по силам – та еще глупость. Ну не может 6-летний ребенок опекать двухлетнего брата, он сам еще ребенок. Как и восьмилетний сорванец не обязан понимать душевные страдания матери, давать ей стабильную эмоциональную поддержку. Не путайте семейные роли, не вменяйте детям обязательств не по возрасту. Иначе они обязательно ошибутся и будут мучиться чувством вины до конца жизни, страдая от внутренней тревоги и неуспешности.

Помните, ребенок заслуживает любви просто по праву рождения

Он не должен бороться за внимание родителей, выслуживаться, быть не собой. Как избавить сына или дочь от комплексов? Любить их и принимать со всеми недостатками, в конце концов, вы сами далеко не святые

Обучайте детей с умом

Недавно меня пригласили на рождественский ужин, и, поскольку это была не моя семья, я могла внимательно понаблюдать за общением гостей. На вечеринке было много людей разных возрастов — они постоянно общались, пили и ели. На таких семейных встречах они делились новостями. В этом есть что-то очень милое: все общались с интересом и очень дружелюбно.

Мое внимание привлек молодой человек, который наклонился над детским манежем и сказал: «Привет, ребята! Как дела? Ну что, получается справиться с головоломкой?» Потом он обратился к дедушке: «Привет, дедушка! Очень рад, что ты пришел. Ты сегодня особенно хорошо выглядишь!» Затем он повернулся ко мне: «Здравствуйте! Меня зовут Ричард Броуди. А вас?»

А вас?»

А вас?»

Основываясь лишь на одном наблюдении, могу предположить, что его ждет легкая и успешная жизнь. Я не имею ни малейшего представления о том, как он стал таким общительным, ведь я только видела его поведение в доброжелательной атмосфере семейной вечеринки.

Родители могут помочь своим детям стать успешными в жизни, если научат их непринужденно завязывать беседу. Правила общения, выученные в детстве, пригодятся подрастающему поколению в будущем. Пример тому — Ричард. Как помочь нашим детям и как поддержать их, чтобы они преуспели в общении?

Сначала давайте разберемся, чего не надо делать. Вспомните свое детство. Готова поспорить, вы терпеть не могли, когда взрослые говорили вам:

  • «Ну разве ты не милашка?»
  • 
«Ты разобьешь не одно сердце, когда вырастешь».
  • «Это мама купила тебе такое красивое платье?»
  • «В каком классе учишься, юная леди?»

Хуже всего, когда они собирались вокруг и обсуждали тебя, как будто тебя там не было:

  • «На самом деле у него глаза матери».
  • «Ты так думаешь? Мне кажется, он многое унаследовал от отца».
  • «Жаль, что у меня нет такой милой девочки!»
  • 
«Разве эти кудри не очаровательны? Откуда у тебя такие кудри, милая?»

Лично мне последний вопрос задавали постоянно, а я понятия не имела, откуда у меня такие кудри. Но взрослые только усмехались, словно ждали, что я им что-то отвечу. Казалось, подобные разговоры веселили их, но не помню, чтобы мне было весело.

Я привела эти примеры, чтобы показать: ни дети, ни взрослые не знают, что отвечать в таких ситуациях. Как ребенок может поддержать беседу? По-моему, мы должны больше задумываться о том, как мы общаемся с младшим поколением.

Что делать если ребенок нерешительный

    1. Не тревожьтесь и не нервничайте. Не стоит слишком часто употреблять слова: «отойди – это опасно», «не бери – оно грязное», «не пей», «осторожнее». Подобные реплики закладывают в подсознание чувство неполноценности, ребенок будет думать, что он неумелый, хуже и слабее окружающих. Речь не идет о каких-то крайних мерах, но взобраться на дерево под присмотром родителей вполне можно.
    2. Не пренебрегайте. Любое преодоление себя – большая победа для ребенка. Дочка после долгих тренировок села на шпагат или сын преодолел половину детского бассейна кролем – дети ждут одобрения и похвалы родителей. Мамина поддержка — это будущая золотая медаль на соревнованиях.
    3. 3.Общайтесь на равных. Когда вашему чаду исполнилось 7, психологи рекомендуют общаться с ним, как с другом. Уважение со стороны родителей определяет отношение ребенка к самому себе. Спрашивайте его мнение в какое кафе пойти, где бы он хотел провести лето и почему ему не хочется общаться с Сережей.
    4. Не требуйте. Бесконечные требования не сделают из вашего ребенка олимпийского чемпиона или вундеркинда. Если он заметит, что не оправдывает ваших ожиданий, это уязвит его самолюбие, и самооценка стремительно упадет, даже большие таланты невозможно будет возродить. Родительская похвала – мотивация, ступень к будущим успехам и великим победам вашего ребенка.
    5. Позвольте ему сделать самому.Чувство, что тебе доверяют придает силы и уверенность в себе. Давайте ребенку задания по возрасту: регулярно поливать цветы, гулять с собакой, кормить рыбок. Не забывайте рассказывать родственникам, что у вас растет настоящий помощник. Ребенок научится брать ответственность и станет уверенным в себе.

Уверенность в себе и рефлексия

Человек — сложно устроенное живое существо, способное анализировать происходящее вокруг и адаптировать свое поведение под текущие нужды. Эволюционный механизм научил приматов выживать в сложных условиях путем взаимодействия с окружающим миром и планирования собственных действий. Этот механизм сохранился и не утратил свою роль. В сознании человека возникают отражения его поступков, мыслей и взглядов на мир. Такая психологическая особенность называется рефлексией.

Виды рефлексии:

  1. Ситуационная. Требуется для адаптации к определенным обстоятельствам. Субъект анализирует ситуацию и находит оптимальный способ решения проблемы. Такой вид рефлексии прочно связан с уровнем мотивации и самооценкой.
  2. Ретроспективная. Человек периодические вспоминает свои поступки и дает им свою оценку. Умеренная ретроспективная рефлексия помогает проводить работу над ошибками и менять свое поведение.
  3. Проспективная. Необходимо думать не только о прошлом, но и о будущем. Требуется анализ возможных действий для достижения результатов. Правильный анализ делает человека более уверенным в себе.

Внутренний взгляд индивида на себя, свою личность и качество собственных поступков имеет двоякое значение. Умеренная рефлексия развивает положительные качества, вроде собранности, эмпатии и сдержанности. Сниженная рефлексия является чертой чрезмерно уверенных в себе психопатов, способных нарушать законы и причинять другим людям боль без каких-либо угрызений совести. Другая крайность также является негативной чертой. Индивид становится зажатым, боязливым и неуверенным в себе. Люди с высокой рефлексией опасны в первую очередь для себя, поскольку это качество становится причиной неудовлетворенности и социальной неустроенности.

Формируем адекватную самооценку малышу (до 6 лет)

На дошкольном этапе ребенок уже имеет довольно развитую волю и жизненный опыт, освоил основные правила безопасности, но все еще совершает досадные ошибки.

Для самооценки важно, чтобы ребенок не слышал установочных фраз: «Ты упадешь!», «У тебя не получится!» Следует правильно выстраивать процесс набивания шишек:

  1. Предупредить ребенка о возможных последствиях по формуле: «Не прыгай оттуда. Там высоко – можно больно упасть».
  2. Дать возможность совершить ошибку (обеспечив безопасность).
  3. В случае положительного результата повторить предупреждение: «Ты молодец, справился, давай в следующий раз попробуем вместе». В случае ошибки: «Я очень тебе сочувствую. Я знаю, что тебе больно. Но ведь мы с тобой говорили, что можно упасть?»

Такой подход демонстрирует малышу, что родители верят в него и опасаются за него, но готовы поддерживать любой выбор. В конце концов, этот выбор оказывается мнимым: ребенок станет доверять мнению мамы и папы больше, чем прямым запретам. В дошкольном периоде это хороший способ управления поведением и формирования адекватной оценки своих возможностей.

Важные способы освоения опыта взрослых в 2–5 лет:

  • наблюдение за правильным поведением, подражание;
  • посещение детского садика;
  • игра по возрасту и целям;
  • прием «Один мальчик…» (поучительная история, выдуманная специально для проработки ситуации)
  • сказки, народные и терапевтические.

Именно сказки позволяют не только формировать поведение, я–оценку и представления об основных жизненных процессах, но и избавляться от страхов! А игры способны творить чудеса, если использовать их обдуманно и системно, организовывать игровое пространство и получать искреннее удовольствие от процесса.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий