Воображаемый друг у ребенка — это нормально?

За несколько лет до

Первые признаки шизофрении способны проявиться задолго до расцвета заболевания. Они носят название форпост-синдрома. Мало кто способен заподозрить в них коварную болезнь.

Такие начальные симптомы шизофрении появляются за несколько лет (3–15) перед развитием недуга. Характерны астенические проявления, когда наблюдается быстрая утомляемость и невозможность длительно сохранять физическую и умственную активность. Сон нарушен, настроение неустойчивое, теряется самообладание, человек не контролирует свои эмоции и становится раздражительным.

К астении присоединяется апатия – бессилие, пониженное настроение, отсутствие желания выполнять привычные действия, безразличие к людям и происходящим событиям, снижение эмоционального фона.

К первому отсроченному признаку болезни также причисляют дисфорию. Это патологически заниженное настроение, сопровождающееся раздражительностью, неудовлетворенностью своей жизнью и всем происходящим вокруг. Наблюдается выраженная неприязнь к другим людям.

Изначально кажется, что такие проявления – это реакция на определенное неблагоприятное событие. Но впоследствии становится понятно, что они возникают сами по себе.

Агрессия, вспышки гнева, склонности к противоправным действиям также присущи подобному состоянию. Случается, что дисфория сопровождается восторженностью, приподнятостью духа. Человек становится чрезмерно болтливым, может развиться бред величия.

Обычно дисфория сохраняется от нескольких дней до нескольких недель. Затем проходит.

Естественно, что перечисленные признаки неспецифичны, и практически никто не подумает о том, что они способны предсказать развитие шизофрении. 

Почему возникают вымышленные друзья?

Заглянув в глубь детского мира и в корень проблемы, ученные-психологи восстановили, что, чаще всего вымышленные друзья появляются в семьях где:

есть один-единственный ребенок: то-есть, единственному ребенку хочется иметь близкого друга, которым мог бы стать брат или сестра;
разница в возрасте между детьми в семье очень большая: если между братом и сестрой в семье разница около 10 лет — то им тяжело найти общий язык и понимание;
недавно, в семье появился еще один малыш: наличие еще одного «центра-вселенной» у родителей, ребенок достаточно сильно переживает

Не забывайте общаться и уделять внимание старшим детям.. Если ребенок несколько раз за день вспоминает своего придуманного друга, говорит с ним или о нем — в этом нет ничего страшного. Тревожится стоит тогда, когда малыш просто неразлучен с плодом своей фантазии и очень угнетен, когда его друг уходит или они ссорятся

Тревожится стоит тогда, когда малыш просто неразлучен с плодом своей фантазии и очень угнетен, когда его друг уходит или они ссорятся

Если ребенок несколько раз за день вспоминает своего придуманного друга, говорит с ним или о нем — в этом нет ничего страшного. Тревожится стоит тогда, когда малыш просто неразлучен с плодом своей фантазии и очень угнетен, когда его друг уходит или они ссорятся.

Стоит обратить внимание на характер общения малыша и его друга. Например: Малыш может дружить с интересным персонажем мультфильма или сказки, или обычным ребенком, который появляется и уходит тогда, когда удобно выдумщику, с этим другом он играет, разговаривает, мечтает… Такой друг появляется скорее всего от наличия прекрасной фантазии и, вполне возможно, от недостатка общения с ровесниками и родителями, или просто от «детской рутины» — дом — детсад — прогулка — дом. В таком случае развлеките своего малыша, съездите в зоопарк, на качели, в цирк и т

п

В таком случае развлеките своего малыша, съездите в зоопарк, на качели, в цирк и т. п

Например: Малыш может дружить с интересным персонажем мультфильма или сказки, или обычным ребенком, который появляется и уходит тогда, когда удобно выдумщику, с этим другом он играет, разговаривает, мечтает… Такой друг появляется скорее всего от наличия прекрасной фантазии и, вполне возможно, от недостатка общения с ровесниками и родителями, или просто от «детской рутины» — дом — детсад — прогулка — дом. В таком случае развлеките своего малыша, съездите в зоопарк, на качели, в цирк и т. п.

В общем, если общение вашего ребенка с придуманным другом похоже на вполне нормальные дружеские отношения, не стоит слишком тревожится.

Бывают случаи, когда характер общения малыша с призраком напоминает характер взаимоотношений между членами семьи или отношениями ребенка и взрослых. В таком случае следует приглядеться и прислушаться к монологам выдумщика, возможно вы увидите со стороны какую либо проблему, которая волнует и не дает покоя вашему чаду. Если самостоятельно разобраться в детских фантазиях вы не можете, но чувствуете, что в играх вашего малыша есть скрытый подтекст — обратитесь к психологу.

Если ваш дошкольник все время в своих монологах наказывает кого-то или ссорится, он скорее всего копирует отношение взрослых к самому-себе. В таких случаях ребенок выступает в роли умудренного и требовательного взрослого человека, а выдуманный друг выполняет роль самого малыша. Таким образом ребенок наверняка снимает стресс и переживание, возможно пытается понять ситуацию.

Друг — безупречный защитник и исполнитель всех желаний появляется у детей, которым не совсем комфортно в их реальном мирке. С такими друзьями они часто наказывают своих обидчиков и отправляются в удивительные страны, с этими друзьями у детей прекрасные отношения. Вам стоит хорошенько задуматься если у вашего ребенка появился такой друг.Фантастический добрый друг может появиться у тех детей, которым родители не предоставляют свободы действий и выбора, слишком опекают.

Друг «Супер-мен», сказочна фея, маг или фантастическое существо — с которым малыш говорит на сокровенные темы и весело проводит время, возникает у самых смелых фантазеров.

Осложнения болезни

На фоне имеющегося ОКР могут развиваться другие нарушения психики. Навязчивые мысли, фобии и страхи приводят к излишней тревожности, депрессивному состоянию. При этом последствия депрессии у подростков могут быть самые разные. Кому-то удается справиться с негативными эмоциями, для кого-то навязчивость на фоне депрессии оказывается разрушительной, приводит к суицидальным мыслям. Стараясь справиться с эмоциями самостоятельно, подростки начинают принимать лекарства и алкоголь, что значительно ухудшает клиническую картину болезни. Качество жизни больного с ОКР резко меняется, он замыкается в себе, возникает социальное дистанцирование. 

Важно обратиться за помощью к профессионалам уже при первых признаках начинающегося заболевания. Специалисты медицинских клиник разработают индивидуальный маршрут лечения, подберут лекарственные препараты и методы психотерапии

Лечение может проходить в условиях стационара, амбулаторного центра, лечебно-оздоровительных комплексов. 

Узок круг…

Если ребенок все свое время проводит наедине с мамой (бабушкой, няней и пр.), то возникает ощущение, что ему «больше никто не нужен». Увы, мама часто поддерживает эту иллюзию. Так приятно осознавать, что есть маленькое беспомощное существо, которому ты жизненно необходима… Иногда это ощущение описывают словами: «Я чувствую его, как себя». Психологи называют эту связь симбиотической, мама и ребенок, как во время беременности, ощущают себя одним организмом.

В этом случае маме очень трудно отпустить подросшего птенца из-под своего теплого крылышка. И все-таки это надо сделать, ведь он не сможет провести под ним всю свою оставшуюся жизнь.

Кстати, замечена любопытная вещь. Когда круг общения у ребенка слишком узкий (на площадках маме тоскливо, друзей маловато, в доме редко бывают гости), тихий и покладистый ребенок, попав в общество сверстников, вдруг начинает драться. А дело все в том, что он просто не умеет общаться иначе. Он отлично знает, как обратиться с просьбой ко взрослому, как показать свою заинтересованность, а что делать со сверстником, он просто не представляет.

Стратегия и тактика ваших действий

  • Старайтесь постепенно расширять круг общения (как свой, так и детский). Ведь подобные проблемы обычно возникают, когда мама сама несколько замкнута. Личный пример в этом случае – лучший способ «вывести малыша в свет».
  • Чаще выбирайтесь с ребенком в новые места. Совсем не обязательно, чтобы эти места были многолюдными (как раз наоборот: большое скопление народа не способствует тесному общению). И как раз в большом коллективе ребенок может почувствовать себя наиболее дискомфортно. Ведь часто малыш боится не столько общения, сколько агрессии, громких криков. Например, когда такой ребенок впервые попадает в детский сад, ему очень тяжело переносить шум и крики большой детской группы. Он как бы отключается, кружится, поет сам себе песни, пытаясь никого не замечать рядом с собой.
  • Попробуйте подружиться семьями, как говаривал незабвенный Гоша из «Москвы, что слезам не верит». Выберите спокойного, неагрессивного «одногруппника», наиболее симпатичного вашему наследнику. Зовите его в гости, приходите в гости сами. И постепенно пытайтесь организовать детскую игру. На своей территории ваш «неконтактный ребенок» будет чувствовать себя более уверенно.
  • Психолог Мария Ряховская, сотрудник центра «Образование в развитии», советует : «Если сначала ваш сын или дочка не желает включаться в игру, начните сами играть с другим ребенком. Только не нужно демонстративно противопоставлять детей: «Раз ты не хочешь играть, значит, я буду это делать только с Ваней»! Дайте своему малышу спокойно понаблюдать за ходом действия. Он будет наблюдать столько, сколько ему нужно. А потом в какой-то момент и сам захочет принять участие в такой интересной деятельности».

Как общаться с воображаемыми друзьями детей?

Зачастую родители, узнав о существовании у ребенка невидимого приятеля, не знают, как себя с ним вести. Нужно ли игнорировать его или, наоборот, вступить в игру и общаться, как с реально существующим?

  1. Не говорите ребенку, что иметь вымышленных приятелей – признак сумасшествия, иначе он поверит, что с ним не все в порядке. Хотя ничего неправильного и тем более страшного с ним не происходит. Также не игнорируйте возникновение нового Карлсона, иначе малыш может замкнуться в себе.
  2. Не подавляйте детскую фантазию, а, напротив, интересуйтесь, не станет ли возражать девочка Катя, если вы отодвинете стул, мешающий вам пройти в комнату. Не сопротивляйтесь, если малыш попросит поставить тарелку воображаемому другу или расстелить ему кровать. Включитесь в игру и потренируйте собственное воображение.
  3. В то же время не выступайте инициатором взаимодействия с невидимым приятелем ребенка. Не спрашивайте у своего чада, пойдет ли его друг Петя с вами в магазин. Подождите, пока сам малыш вспомнит о нем и предложит вам подключиться к игре.
  4. Не следует разрешать детям перекладывать ответственность за свои проступки на воображаемых друзей. Дошкольники по-прежнему должны отвечать за недостойное поведение, а ваша задача – напоминать о последствиях. Малыш обвиняет в разбросанных игрушках прилетевшего Карлсона? Попросите навести порядок в комнате вместе с ним.
  5. Если причина подобного явления – одиночество, постарайтесь проводить с ребенком больше времени. Чтобы выдуманный друг не заменил реальных приятелей и родителей, развлекайтесь вместе: надевайте костюмы супергероев, играйте в кукольный театр, читайте вслух и по ролям приключенческие книжки.
  6. Иллюзорные товарищи придут вам на помощь, если вы захотите узнать, что чувствует ваше чадо на самом деле. Если невидимый друг пугается темноты, вероятно, именно ребенок испытывает эту боязнь. Впрочем, чаще всего малыши придумывают таких приятелей, чтобы веселиться.

Таким образом, возникновение выдуманных приятелей у деток до шести лет можно считать совершенно нормальным явлением.

Но иногда воображаемый друг появляется у детей постарше. В этом случае всплеск воображения работает в качестве защитного механизма.

Своеобразным пуском, способствующим появлению друга-невидимки, может стать любое травмирующее событие: переезд на новое место жительства, смерть домашнего любимца или близкого человека, развод родителей.

Возможно, вам понадобится помощь специалиста, однако его совет будет однозначен – уделять больше внимания ребенку или записать его в художественную студию.

Наличие воображаемых друзей у малыша является признаком нормального развития. Зачастую они помогают детям справляться с тревожащими переменами и помогают приобрести социальные навыки. Поэтому относитесь к ним как к естественному этапу взросления вашего чада.

«Мама, а у меня есть друг! Он самый лучший, мы с ним играем и веселимся!» — взволновано говорит малыш маме. Мама очень рада, что ее ребенок уже дружит с кем-то, ведь дружба очень важна в жизни детей. Но ее радость сменяется растерянностью, а затем и страхом, потому что у малыша друг не настоящий, а придуманный. Сайт для мам сайт рассказывает, стоит ли паниковать, если у вашего чада появился вымышленный друг.

Причины появления воображаемых друзей

Гиперопека. Если ребенок зажат в тесные рамки запретов и ограничений, он будет «уходить» в выдуманный мир, где можно шалить, завести собаку, гулять до вечера, не есть невкусный суп. С выдуманными друзьями малыш придумывает приключения, в которых становится настоящим героем. Это первый звоночек для родителей и повод пересмотреть свое поведение.

Вина. Смоделируем ситуацию: кроха разбил любимую мамину вазу, что проще: признаться во всем и получить заслуженное наказание или свалить все на выдуманного друга? – В углу стоять все равно придется, зато часть чувства вины малыш перекладывает на вымышленного персонажа, да и наказание он тоже разделит с ним.

Скучная жизнь. Взрослые люди часто страдают от рутины, нехватки впечатлений и эмоций, но иногда в такой ситуации оказываются и маленькие дети. Особенно, если каждый день подчиняется расписанию: будильник, прогулка, детский сад, ужин, сон. Никаких фантастических миров и интересных приключений. Что делает ребенок? – создает виртуальную модель жизни, где каждый день он оказывается в новом месте с новыми друзьями.

Одиночество. Если у ребенка нет друзей, и он чувствует себя одиноко, то будет придумывать себе товарища. Ведь общаться с невидимкой и заранее придумывать его ответные реплики и действия легче, чем пытаться наладить контакт со сверстниками или родителями.

Сложная ситуация

У многих детей друзья-невидимки появляются в трудные периоды жизни: болезнь, рождение брата или сестры (когда все внимание родителей переключено на малыша), ссора со сверстниками – именно воображаемые друзья дают крохе необходимую поддержку и советы. Такая же проблема появляется, если ребенка обижают, только теперь в товарище он будет искать защиту

Причины появления воображаемых друзей у детей

Самое главное – не запрещайте ребенку проводить время с вымышленным товарищем, иначе он будет встречаться с ним тайно. Правильное решение – постараться выяснить причину такого явления и устранить ее. Чаще всего к появлению воображаемых друзей приводит:

  1. Фантазия. Некоторые дети общаются с игрушками, а другие, более творческие, обзаводятся воображаемыми друзьями. Не одергивайте малыша и уж тем более не ругайте за «вранье», иначе он замкнется в себе, разучится мечтать, а главное – может потерять доверие к взрослым. Лучше направьте его способности в другое русло: сочините вместе сказку, попросите придумать продолжение рассказа, нарисовать несуществующее животное и т. д.
  2. Одиночество. Если вы услышали, как ребенок разговаривает с воображаемым другом, это может свидетельствовать о нехватке общения и чувстве одиночества. Несмотря на загруженный график, постарайтесь больше внимания уделять малышу, и проблема со временем разрешится.
  3. Подражание. Прислушайтесь к тому, что говорит карапуз. Наверняка он поучает или отчитывает несуществующего товарища. Кого-то напоминает, не так ли? Скорее всего, ребенок будет использовать ваши фразы или реплики воспитателя в детском саду. Это нормально: все дети подражают старшим, хотят казаться большими и иметь влияние на кого-то. Если чадо не проявляет агрессии, поводов для беспокойства нет. Просто предложите поиграть в дочки-матери, где роль последней будет исполнять ребенок.
  4. Страх. Нередко дети ищут у своих воображаемых друзей поддержки: вдвоем не так страшно, как одному. Особенно часто так бывает, если рассказать о своих тревогах родителям не получается (вспомните, как вы отмахивались от ребенка, считая его страхи глупыми). Относитесь ко всему, что беспокоит малыша, серьезно – для него это не ерунда, а настоящие кошмары. Раз за разом терпеливо объясняйте ребенку, почему бояться не нужно, расскажите, как вы справлялись со своими страхами в детстве, проверяйте все темные уголки в его спальне, купите ночник и т. д.
  5. Боязнь наказания. Если чадо ломает игрушки или устраивает беспорядок, утверждая, что во всем виноват воображаемый друг, стоит задуматься: быть может, вы слишком часто ругаете его по поводу и без. Спокойно скажите ребенку, что поведение его друга вас огорчает, но устранять последствия случившегося все равно придется хозяину.

К сожалению, не всегда родителям удается заметить, что у чада появился невидимый товарищ. Если ребенок намеренно скрывает от вас своих воображаемых друзей, это свидетельствует о недоверии и страхе. Однако может быть и так, что вы просто не обратили внимания на то, как малыш обзавелся новой компанией. И в самом деле, кто бы мог подумать, что милейший Сережка, фигурирующий во всех историях карапуза, в действительности всего лишь плюшевый заяц с оторванным ухом?

Воображаемые друзья, как правило, «самоликвидируются» к 7-9 годам. Если этого не произошло или поведение ребенка стало подозрительным (он не играет в другие игры, проявляет агрессию, плохо ест и спит, путает реальность и вымысел), имеет смысл записаться на консультацию к психологу.
5
из 5 (1
голос)

Мультипликационный фильм «Головоломка» сплошь наполнен эмоциональными моментами. В голове юной Райли существует тайная жизнь, где главными действующими лицами являются эмоции Страх, Гнев, Радость или Печаль

Они разыгрывают свое действо и борются за звание самой важной. Там же существует и вымышленный друг по имени Бинго-Бонго. Как только девочка переезжает в другой город, она полностью погружается в свои воспоминания и теряет незримую связь со своим другом

В конце повествования видение исчезает. Кажется, создатели ленты не могли придумать более душераздирающей смерти. Однако до недавнего времени потеря воображаемого друга не воспринималась психологами как траур. Напротив, многие специалисты считали воображаемых компаньонов чем-то нездоровым

Как только девочка переезжает в другой город, она полностью погружается в свои воспоминания и теряет незримую связь со своим другом. В конце повествования видение исчезает. Кажется, создатели ленты не могли придумать более душераздирающей смерти. Однако до недавнего времени потеря воображаемого друга не воспринималась психологами как траур. Напротив, многие специалисты считали воображаемых компаньонов чем-то нездоровым.

Как «общаться» с воображаемым другом

Прежде всего, следует понять, что воображаемые друзья у детей – это не симптом психического отклонения. Скорее это показатель того, что у ребёнка развитое воображение. А подавление фантазии или тем более насмешки над малышом лишь отдалит его от вас, он перестанет делиться со взрослыми своими мыслями, планами и желаниями.

Тогда что же делать? Как себя вести с невидимым «человеком» или животным?

  1. Узнайте больше о воображаемом приятеле ребёнка, послушайте его историю, понаблюдайте за их игровым взаимодействием. Это поможет вам узнать много нового о своём чаде. Ведь именно на своего «Карлсона» малыш нередко проецирует мечта, планы, потребности, а также страхи и тревоги.
  2. Включайтесь в игру, соглашайтесь с детской фантазией. Нет ничего сложного или ужасного в том, что вы поставите лишнюю кружку для невидимого приятеля или прикроете дверь в комнату, чтобы ребёнок смог спокойно поиграть с другом. Такие действия лишь укрепят детско-родительские отношения.
  3. Не будьте инициатором общения с «Карлсоном». Не нужно интересоваться у ребёнка, пойдёт ли его приятель кататься на качелях. Пусть инициатором воображаемых игр и взаимодействий выступает только сам малыш. Это его внутренний мир, его правила и желания.
  4. Ни в коем случае не разрешайте ребёнку снимать с себя ответственность и перекладывать её на приятеля. Иногда малыш винит во всех неблаговидных поступках невидимого персонажа. Ваша задача – объяснить ему, что за все последствия несёт ответственность именно он, а не кто-то другой.
  5. Не позволяйте ребёнку манипулировать собой и сами не манипулируйте малышом с помощью его друга. Одно дело, если ваше чадо просит поставить на стол ещё одну чашу, совсем другое – если требует приготовить целый званый ужин. Обратная ситуация – нельзя говорить о том, что воображаемый друг просит малыша доесть манную кашу.

Ну и, разумеется, расширяйте круг общения ребёнка, если причиной появления выдуманного приятеля является одиночество и отсутствие реальных друзей.

Советы психолога

Не высмеивайте ребенка и не заставляйте категорически отказаться от вымышленного друга – вы добьетесь того, что чадо перестанет вам доверять;

Выясните причину такого поведения и постарайтесь ее устранить: помогите ребенку социализироваться, уделяйте больше внимания, разрешите семейные проблемы и конфликты, которые оказывают разрушительное влияние на неокрепшую психику;

Если ребенку не с кем поделиться переживаниями, научите его вести дневник;

Стоит обратиться к психологу, если ребенок теряет интерес к реальной жизни, воображаемый друг не исчез к девяти годам. Если игры приобрели иной характер: они стали жестокими, ребенок все чаще наказывает и старается доминировать, плохо спит или ест, начинает путать фантазии с реальностью.

В остальных случаях не нужно паниковать: дети перерастают своих вымышленных друзей, редко «общение» длится более полугода. 

Что такое синдром Туретта?

Синдром Туретта относится к группе диагнозов, называемых нейропсихиатрическими нарушениями, то есть мозг не работает должным образом. В данном случае симптомы выражаются в виде моторных и вербальных тиков. Тики — это похожие на рефлекторные движения, например, моргание глазами, пожимание плечами и касание предметов. А также такие звуки, как кашель, откашливание или посвистывание.

Многие ассоциируют тики с употреблением бранных слов и неуместных комментариев. Это называется копролалия и проявляется далеко не у всех, кто страдает синдромом Туретта.

Тики обычно возникают в детском возрасте от пяти до семи лет, но не означают, что у ребёнка развивается синдром Туретта. Они могут быть временными и не требуют лечения. Чтобы диагностировать синдром Туретта, необходимо, чтобы тики проявлялись как минимум в течение одного года и не менее трёх месяцев без перерыва. Болезнь в основном поражает мальчиков и является наследственной.

Ребенок не слушается: Поведенческая особенность или болезнь?

Чаще всего детское непослушание имеет психологические и поведенческие корни и легко корректируется после проведения семейной консультации, на которой будут присутствовать значимые члены семьи. Возможны и медицинские причины непослушания, например, избыточная нервная возбудимость при повышенном внутричерепном давлении. В этом случае мы предложим Вам помощь детского невролога или психиатра.

Детское упрямство имеет несколько физиологических кульминационных моментов, которые совпадают с возрастными кризисами.

Первый кризис происходит в год-полтора. В этот период ребенок плачет, что называется, «до посинения», переворачивает тарелку с кашей, выбрасывает игрушки и т.п.
Следующий, самый известный – так называемый «кризис трех лет», когда ребенок впадает в сильный негативизм и проявляет излишнюю строптивость и упрямство. Ребенок может ежедневно устраивать бунт против сложившихся устоев и правил в семье.
В дальнейшем, в 6-7 лет, кризис может повториться, снова создав родителям немало проблем. Это новый виток сопротивления ребенка против всего и попытка занять свое место в жизни наравне со взрослыми людьми. Ребенок не хочет просто подражать, играя во взрослого, а пытается им стать через самоидентификацию и  пробу новых ролей в социуме.
Последний, не менее яркий кризис взросления, проходящий в 11-12 лет – «подростковый кризис». Когда ребенок уже полностью осознает, кто он и что из себя представляет. Начинает сравнивать себя с другими, стремительно расти как физически, так и интеллектуально. Этот кризис отличается от предыдущих периодов по своей продолжительности, потому как длится несколько лет. Примерно до 16-18

Основной лейтмотив этого важного периода – самоутверждение и выбор своего жизненного пути.

Распространенные психологические причины детского упрямства и непослушания:

Борьба за внимание и/или выживаниепри нарушении основных условий для развития, с которыми ребенок приходит в мир: «Я есть!», «Я – хороший», «Я любим», «Я нужен, обо мне заботятся». Часто оказывается следствием частого отсутствия матери дома или нарушением эмоциональной связи между мамой и ребенком.

Самоутверждение (кризис 3-х лет).Ребенку хочется быть уверенным, что он не хуже других, что он что-то значит, как сам по себе, как личность, так и для своих родителей и окружающих его людей

И при недостатке этой уверенности он пытается добиться признания и уважения при помощи таких несложных манипуляций, как упрямство и невыполнение того, что от него просят, обращения на себя внимания через хулиганство и т.д.

Желание отомстить. Часто эта эту проблему запускают болезненные для ребенка жизненные ситуации, как развод родителей, ревность к другому ребенку, ссоры между родителями, частые или длительные периоды проживания у бабушек-дедушек, долгое пребывание в детских лагерях, резкие замечания. Длительный психологический дискомфорт может вызвать ответную реакцию ребенка «вы сделали мне плохо – и я сделаю вам плохо».

Различия в воспитании родителей с воспитанием бабушек и дедушек.При такой постоянной двойственности и противоречии, ребенок не может понять что правильно, а что нет. И, выбирая одну сторону, начинает сопротивляться другой.

Не всегда в ситуации, когда ребенок не слушается, фигурируют лишь поведенческие и психологические причины. Этому также могут способствовать заболевания нервной системы или неблагоприятная атмосфера в семье.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий