АСИММЕТРИЧНЫЙ ШЕЙНЫЙ ТОНИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС (АШТР)
АСИММЕТРИЧНЫЙ ШЕЙНЫЙ ТОНИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС (АШТР) является одним из наиболее выраженных рефлексов при детском церебральном параличе. Выраженность АШТР зависит от степени повышения мышечного тонуса в руках. При тяжелом поражении рук рефлекс появляется почти одновременно с поворотом головы в сторону. Если руки поражены незначительно, что имеет место при легкой спастической диплегии, асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР) возникает непостоянно и для его появления требуется более длительный латентный период. Асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР) более ярко выражен в положении на спине, хотя его можно наблюдать и в положении сидя. АШТР, сочетаясь с тоническим лабиринтным рефлексом, препятствует захвату игрушки, развитию зрительно-моторной координации. Ребенок не может вынести руки вперед, чтобы приблизить кисти к средней линии, и соответственно удержать обеими руками предмет, на который он смотрит. Вложенную в руку игрушку ребенок не может поднести ко рту, глазам, так как при попытке согнуть руку голова поворачивается в противоположную сторону. Из-за разгибания руки многие дети не могут сосать свои пальцы, как это делает большинство здоровых детей. АШТР в большинстве случаев сильнее выражен на правой стороне, поэтому многие дети с церебральным параличом предпочитают пользоваться левой рукой. При ярко выраженном АШТР голова и глаза ребенка часто фиксированы в одну сторону, поэтому ему трудно проследить за предметом на противоположной стороне. В результате развивается синдром односторонней пространственной агнозии, формируются спастическая кривошея и сколиоз позвоночника. Сочетаясь с тоническим лабиринтным рефлексом, АШТР затрудняет повороты на бок и на живот. Когда ребенок поворачивает голову в сторону, возникающий АШТР препятствует движению туловища вслед за головой, и ребенок не может высвободить руку из-под туловища. Затруднение поворота на бок препятствует формированию у ребенка возможности переноса центра тяжести с одной руки на другую при выносе вперед тела, что необходимо для развития реципрокного ползания. Асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР) нарушает равновесие в положении сидя, так как распространение мышечного тонуса на одной стороне (повышение его преимущественно в разгибателях) противоположно распространению его на другой (преимущественное повышение в сгибателях). Ребенок теряет равновесие и падает в сторону и назад. Чтобы не упасть вперед, ребенок должен наклонить голову и туловище. Влияние асимметричного шейного тонического рефлекса (АШТР) на “затылочную” ногу может со временем привести к подвывиху в тазобедренном суставе в связи с комбинацией флексии, внутренней ротации и приведения бедра.
Несколько полезных рекомендаций для обеспокоенных родителей
Не надо пытаться поднимать младенца на ножки, если он сам этого не делает. Его тело может быть просто к этому не готово, и своими действиями можно ему навредить. Если ребенок стоит, но не ходит, можно поощрять его к движениям: записаться в бассейн на плавание, делать детские зарядки, учить малыша ползать, проводить занятия с фитболом и пр.
Если ребенок неустойчиво ходит, самое время позаботиться о пространстве в доме, где ему будет достаточно безопасно. Тренировки должны проходить на открытой территории. Малыш ходит вдоль дивана? Нужно убрать стоящий поблизости журнальный столик или цветок: сделать все, чтобы даже неосторожные падения не привели к серьезным травмам.
Стоит почаще оставлять карапуза босиком: хождение без носочков хорошо стимулирует нервные окончания. Так получится не только помочь малышу в обучении ходьбе, но и обеспечить правильное закаливание.
Для ребенка, который делает первый шаг, важно, чтобы ходьба стала средством передвижения, а не непосредственной целью. Можно использовать естественную любознательность карапуза: помогать ему добраться до игрушек или быстрее попасть в ручки к маме
Цели нужно располагайте достаточно близко — в 1–1,5 метрах, постепенно увеличивая это расстояние. Поэтому рассмотрим следующие моменты:
Нет никаких категорических правил о том, как должны ходить дети в год. Не стоит ориентироваться в этом вопросе на сверстников ребенка. И точно не следует впадать в панику, если карапуз только ползает, хотя ему исполнился годик. Всему свое время.
Слишком холодный пол в доме или квартире? Не надо спешить надевать на ребенка ботиночки. Лучше купить ему теплые носочки с прорезиненными фиксаторами на подошве.
Нужно стараться не реагировать ярко на любые падения крохи. Запретите себе громко вскрикивать, впадать в панику. Лучше спокойно подойти к малышу, погладить ушиб, чем-то отвлечь — сделать все для того, чтобы падения не записывались в памяти как что-то страшное и ужасное. Иначе через время придется разбираться с проблемой, что делать, если ребенок боится ходить.
Во время прогулки стоит чаще позволять крохе находиться вне коляски. Непонятно, как стимулировать ребенка ходить? Пусть он двигается, держась за руку взрослого или другую опору: осматривает все вокруг, знакомится с другими детками на площадке. Чем больше стимулировать интерес, тем быстрее и незаметнее окажется сам процесс обучения.
Нужно всерьез озаботьтесь о том, как сделать дом безопасным. Стоит на время убрать все небольшие предметы декора с пола, закрыть острые углы мебели накладками, повесить детские замки на шкафчики, где хранятся опасные средства бытовой химии, колющие и режущие предметы, закрыть заглушками розетки
Важно помнить, что маленькому человеку будет интересно все вокруг!
Нужна информация о том, как правильно учить ребенка ходить? Важно помнить, что малышей нельзя поддерживать под руками! Это опасно, поскольку может навредить позвоночнику и обернуться деформацией стоп. Младенец должен сам опираться на ножки
Поддерживать его можно только за кисти рук или за предплечье.
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УМЕНИЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ
Малыш быстро растёт и развивается, в 9 месяцев он самостоятельно садится из вертикального положения, ползает на четвереньках, встаёт с опорой. К настоящему моменту ваш ребёнок научился так ловко, умело, быстро и уверенно ползать на четвереньках, что его не смутит никакая поверхность. С помощью дивана, кресла, стола ребёнок поднимается на ноги, придёт день, когда он встанет и выпрямится в полный рост, период ползания подходит к концу, и теперь малыша внизу не удержать. Итак, ребёнок пошёл и он заработал это право, совершенствуясь на всех предыдущих стадиях, все ранее приобретённые навыки помогут ему. Когда малыш только начинает делать свои первые шаги, помогите ему, пусть, сделав 1-2 самостоятельных шага, он попадёт в ваши любящие объятия
Но первое время ребёнок часто падает, падение- неотъемлемая часть процесса обучения ходьбе, однако многие мамы и, особенно, бабушки при каждом неловком движении малыша начинают выражать свою тревогу и озабоченность криками: «осторожно! Не упади!» дети прекрасно чувствуют страх взрослых и тоже начинают бояться ходить самостоятельно, становятся менее инициативными. Уберите все опасные вещи из комнаты, и освободите достаточное пространство для ходьбы, предметы мебели, которые могут служить опорой, должны находиться неподалёку друг от друга, так, чтобы ребёнок мог переходить от одного к другому
Постепенно можно будет отодвигать их подальше, увеличивая дистанцию, для ходьбы хорош ровный (но не скользкий) пол, плотный ковёр лучше, чем ковёр с длинным ворсом
До тех пор, пока ребёнок не будет твёрдо стоять на ногах, желательно не надевать ему обувь, хотя бы дома он должен ходить босиком, это очень важно для правильного формирования стоп и профилактики плоскостопия. ходьба, как и речь- эти два чуда из чудес, к которым мы настолько привыкли, что оцениваем их по достоинству лишь в случае их отсутствия, когда обычный ребёнок начинает ходить, мы воспринимаем это как вполне естественное, само собой разумеющееся дело, а вот ребёнок прекрасно понимает всё чудо ходьбы и просто ликует по этому поводу, разделите с ним это ликование, ведь это- ликование самой жизни
Обеспечьте малышу свободу движений, стимулируйте желание ребёнка лазать, преодолевать препятствия, пусть он падает и встаёт из различных положений. Детский организм нуждается в разнообразных движениях в большей степени, чем взрослый, если есть возможность, поставьте в комнате ребёнка специальный детский спортивный комплекс или соорудите горку со скатом и лесенкой. игрушки должны быть различны по форме, по цвету и на ощупь, специалисты по детской психологии рекомендуют предлагать ребёнку предметы жёсткие и мягкие, грубые и нежные, тупые и острые, тяжёлые и лёгкие. Ребёнку интересно всё, что его окружает, он трогает и ощупывает разные предметы, а иногда опрокидывает или рвёт их на части, всё, что малыш делает руками- собирает или разбрасывает игрушки, рвёт бумагу и тому подобное- развивает его интеллект и творческие задатки. К этому возрасту ребёнок не говорит ещё ни слова, но уже многое понимает, продолжайте сопровождать каждое упражнение краткой и точной речевой инструкцией-просьбой. Название действия сочетается с самим действием, и после многократных повторений ребёнок запоминает название всех упражнений и в дальнейшем выполняет их по просьбе взрослого. Некоторые уже знакомые упражнения выполняются из новых исходных положений: сидя или стоя, это немного усложняет и разнообразит занятия. Массаж проводится по прежнему плану с использованием всех приёмов. Итак, основной задачей занятий с ребёнком в возрасте девяти-двенадцати месяцев является: максимальное разнообразие движений и развитие самостоятельности ребёнка, используйте комплекс предложенных здесь упражнений, а также массаж и плавание.
Сроки и нормы
Умение сидеть довольно сложное и требует соблюдения ряда определенных условий. Во-первых, к этому должны быть готовы мышцы спины, во-вторых, достаточно зрелыми должны быть позвоночный столб и тазобедренные суставы младенца.
Однако нормы эти потому и называются среднестатистическими, что они не учитывают индивидуальных особенностей отдельного ребенка. А потому, с точки зрения практики, разумнее считать, что сидеть малыш начинает в промежутке между полугодом и 8-9 месяцами. От того, насколько хорошо готовы мышцы его спинки, живота и ручек и зависит в конечном итоге срок освоения нового навыка. Научившись сидеть, малыш получит существенное расширение своих возможностей в познании мира. К тому же такая поза считается переходной к умению стоять, а потом и перемещаться на своих двоих.
Более активные ребята могут предпринимать попытки сесть и раньше полугода, а менее активные вполне могут медлить до последнего. В этом также нет ничего необычного или патологического. Хотя многое зависит от того, как наблюдающий ребенка педиатр относится к средним нормам. Не слишком утруждающий себя специалист может сухо констатировать отставание ребенка от физических норм развития, чем сильно расстроит родителей.
Правила безопасной ходьбы
Прежде, чем перейти к практическому решению вопроса как научить ребенка ходить, убедитесь, что он к этому готов. Ведь переход от ползания к хождению должен происходить только при полной готовности опорно-двигательного аппарата.
Ваша помощь ребеночку состоит в следующем:
- Обеспечьте его удобной обувью. Это могут быть кожаные туфельки или тапочки. Обувь должна быть легкой, но достаточно жесткой. Вязаные носочки и мягкие тапочки уже не подойдут. Обувь должна дать крохе чувство устойчивости и уверенности.
- Чтобы малютка не падал, пол должен быть не скользким и не очень гладким. Падение может привести не только к травмам, но и к потери уверенности в себе.
- Покупайте обувь с не скользкой подошвой. Гладкая подошва скользит при ходьбе. Можно обработать ее наждачной бумагой.
- Чтобы младенец не спотыкался и не падал, уберите коврики и половики. Будьте внимательными, если малыш подходит к порожку или предметам с острыми углами.
Гимнастика на укрепление мышц ног
С первого месяца жизни малышу нужно давать умеренную нагрузку на ножки, которая позволит ему вовремя встать и пойти. Для этого требуется:
- укладывать ребенка на живот, подставляя опору к стопам, – рефлекторно он будет отталкиваться от нее, скользя вперед;
- каждое утро полезно разминать суставы и мышцы с помощью гимнастики-велосипеда;
- после трех месяцев дети осваивают «прыгающие» движения ножками, по минуте каждые три часа можно помогать прыгать, поддерживая ребенка за тело.
Помимо пользы для тела, такие упражнения лишний раз позволяют родителям устанавливать тактильный контакт с грудничком.
Учимся правильно падать
Да, маме больно смотреть на падающего малыша. Но не забывайте: падения — часть работы и лучший стимул для развития равновесия. Если кроху все время ловят и страхуют, как же он научится безопасно падать? Даже если ребенок плачет, не стоит его чересчур жалеть: через некоторое время он успокоится и опять будет пытаться встать и пойти. Не вмешиваясь в этот процесс, вы даете ему возможность пережить опыт преодоления себя и победы над неудачами, без которого он не научится добиваться своего.
Однако некоторые падения все-таки можно предотвратить — это падения на скользком полу. Для этого позвольте ребенку ходить с босыми ножками или в специальных носочках с прорезиненной подошвой.
Дополнительным фактором, который будет работать в пользу ходьбы, является включение в рацион ребенка достаточного количества содержащих кальций продуктов
В этот период очень важно поддержать растущий организм питанием, направленным на укрепление костей и связок
И напоследок — веселитесь! Чаще включайте музыку и танцуйте — ребенок будет повторять движения за вами, приседая, пружиня и делая повороты. Это укрепит его ножки и спинку и поможет осваивать ходьбу.
Игрушки в помощь
Чтобы малыш начал самостоятельно ходить без поддержки, позволяйте ему больше двигаться. Для этого подойдут игрушки-каталки с удобной ручкой. Помогут и коляски для кукол, держась за которые карапуз будет шагать.
Для прогулок по улице подойдут так называемые вожжи. Они похожи на шлею для собаки. Ими пользуются, когда малыш уже пробовал сделать самостоятельный первый шаг. Они подстрахуют его, не позволяя упасть.
Профилактика острых респираторных инфекций
Действительно эффективных мер по специфической профилактике ОРВИ пока не существует. Рекомендуется строгое соблюдение санитарно-гигиенического режима в зоне вспышки, включающего:
- регулярную влажную уборку и проветривание помещений;
- тщательное мытье посуды и средств личной гигиены;
- ношение ватно-марлевых повязок;
- частое мытье рук и т.д.
Чтобы повысить устойчивость детей к вирусу, их нужно закаливать. Возможен прием иммуномодуляторов. Также эффективный метод профилактики — вакцинация против гриппа.
Во время эпидемии необходимо избегать мест скопления людей, чаще гулять на свежем воздухе, принимать поливитаминные комплексы или препараты аскорбиновой кислоты. Рекомендуется в домашних условиях есть лук и чеснок каждый день.
Как помочь ребенку в хождении
- Предоставление максимально свободного пространства для передвижения малыша. Ребенок, ограниченный рамками манежа, может поздно начать ходить. Можно расставить по комнате различные предметы мебели, чтобы опираться во время ходьбы. Расположение любимых игрушек должно быть на таком расстоянии, чтобы можно было дотянуться, или чтобы малыш смог дошагать уже своими силами. С каждым разом расстояние можно увеличивать, чтобы у ребенка была мотивация проходить всё большее количество шагов.
- Процедура массажа. С его помощью можно укрепить и расслабить мышцы, которые функционируют во время ходьбы. Родители могут поглаживать, растирать, постукивать стопы и голени ребенка, что поспособствует прекрасному эффекту в дальнейшем.
- Каждый день можно устраивать для малыша гимнастику со специальными упражнениями. Ребенку можно сгибать и разгибать ножки, приседать, потягивать, обеспечивать прыжки на коленях у взрослого и усаживать на фитбол.
- Особые игрушки с колесиками могут помочь крохе ощутить уверенность. Малыш сможет толкать перед собой приспособления, что обеспечит полноценное передвижение практически своими силами.
Советы молодым родителям
Не нужно торопить малыша. Все приведенные примеры – лишь условность. Многие дети в возрасте 1 год и 3 месяца еще не проявляют интереса к ходьбе и это не повод для паники. Главная задача родителей – дождаться, когда малыш созреет, чтобы начать осваивать новый навык
Если поспешить, можно столкнуться с негармоничным формированием стоп, мышц и суставов
Важно создание безопасной обстановки: никаких острых углов, розеток, шнуров, неустойчивых предметов. Не нужно оставлять малыша совсем одного в этот период
Проведение физической подготовки
Необязательно придумывать специальные упражнения. Достаточно поэтапной тренировки всех мышц с самого рождения. Выкладывание на живот, стимулирование переворачиваться
Крохе важно научиться садиться, уметь ползать. Родитель не должен ограничивать двигательную активность ребенка
Можно применять игрушки, заставлять ползти. Не стоит забывать про традиционные прыжки на коленях родителей. Это прекрасно укрепит ножки малыша. Массаж способствует отличному развитию и снятию напряжения в мышцах. Если родители не уверены в своих силах, можно обратиться к специалисту. Мотивировать малыша к началу ходьбы. Можно воспользоваться любимой игрушкой, положив ее на расстоянии от ребенка, чтобы тот смог добраться, лишь приподнявшись на ноги. Как только ребенок начнет делать первые шаги, игрушка может переместиться чуть дальше. Частые прогулки окажут благотворное воздействие: можно посмотреть на других детей, активно вышагивающих по дорожкам. Поощрение. Улыбка любящего родителя, похвала, поддержка – самый лучший приз, какой только может получить ребенок. Не нужно сдерживаться в проявлении эмоций. Ребенок сможет ощутить собственную значимость и поймет, что на правильном пути, а потому не стоит бояться исследоваться мир.
О чем не нужно забывать:
- Первые шаги рекомендуется начинать босиком, что обеспечит правильное развитие стопы, а заодно жизненно необходимое закаливание. воспользоваться носочками с прорезиненной подошвой.
- Для прогулок по улице нужна качественная и удобная обувь с плотной задней стороной, которая не будет натирать ноги малыша.
- Не нужно приобретать ходунки. Детям будет сложно впоследствии ходить самим, без опоры.
- Не стоит удерживать ребенка при обучении ходьбе за подмышки. Грамотнее за руку, предплечье или капюшон.
- Родителям следует проявлять терпение, не считая за эталон в этом вопросе детей знакомых и родственников. Главное быть настоящим помощником для малыша, что обеспечит ему нормальное развитие.
Цели и задачи реабилитации
Сильная боль в спине появляется при грыже, когда хрящевой диск, соединяющий позвонки, разрушается. Из него выходит ядро, которое пережимает нервы, идущие от головного мозга к разным частям тела. Из-за боли человек не может поднять руку, наклониться, повернуть шею. Иногда она настолько сильна, что обычное лечение грыжи не помогает, нужна операция.
Выделяют 2 типа хирургического вмешательства по удалению грыжи позвоночника:
- Открытая операция (дискоэктомия, ламинэктомия) – хирург снимает остеофиты, части тел, дуги позвонков и другие образования, которые вызвали защемление. Чтобы снизить давление на нервные волокна, укрепляет соседние позвонки специальными вставками. Открытые операции сложные, прибегают к ним в крайних случаях. Восстановление занимает несколько месяцев.
- Малоинвазивные вмешательства – врач устраняет грыжу через небольшой разрез с помощью эндоскопического оборудования или нуклеопластики. Пациент восстанавливается через несколько дней.
После дискоэктомии болевой синдром, спровоцированный защемлением спинного мозга и его корешков, исчезает быстро. Также устраняются причины, которые вызвали проблемы с движением, наклонами.
Но операция – не окончательный этап лечения грыжи. Впереди больного ждет реабилитация, цель которой – ускорить заживление восстановить функции позвоночника.
Врач разрабатывает действия, последовательное выполнение которых помогает решить такие задачи:
- предотвратить рецидивы;
- снизить риск осложнений, которые появляются после операций (тромбоза, келоидных рубцов);
- восстановить нормальную работу мышц;
- устранить проблемы, связанные с походкой, осанкой;
- выработать привычку правильно распределять нагрузку на спину.
Вопрос №2: возможные проблемы и их решение
В освоении навыков ходьбы есть свои «подводные камни», это обстоятельства, которые могут тормозить их развитие.
Первый пункт – физиология.
Часто причиной того, что ребенок поздно начал ходить, становится его физическое состояние. Крепыши-малыши с большой массой тела труднее встают на ноги, первые шаги тоже даются им значительно труднее, чем более стройным сверстникам.
Умеренные, но регулярные нагрузки, сбалансированное питание и консультация специалиста помогут разрешить эту проблему;
- Второй пункт – генетика. Малыш обычно повторяет развитие родителей в ранний период. Поэтому есть смысл расспросить бабушек и дедушек о собственных успехах на поприще хождения;
- Третий пункт – вид темперамента.
Спокойный, меланхоличный ребенок предпочитает больше лежать или сидеть. Ему в большей степени интересно наблюдать за чем-нибудь, и в меньшей – двигаться.
Чтобы флегматичный малыш захотел ходить, надо придумать ему забавное развлечение, способное его расшевелить и вызвать интерес к двигательной активности;
Четвертый пункт – малыш бегает в ходунках, но не может или не хочет самостоятельно ходить.
Эта проблема решается легче всего – нет ходунков, нет проблемы. Кроха будет вынужден «работать» самостоятельно, когда «помощник» исчезнет;
Пятый пункт – психологический.
Если малыш уже начинал ходить, и, несколько раз упав, перестал, то надо помочь ему перебороть страх перед новыми падениями.
Например, подать руку, предложить пройтись вместе. Поиграть с ним: широко распахивая объятия на некотором отдалении от крохи, ловить, когда ребенок делает первые шаги. Малыш почувствует себя увереннее, когда поймет, что мама всегда поймает его и поддержит;
О других возможных причинах читайте в статье Ребенок боится ходить самостоятельно>>>
Шестой пункт – индивидуальные обстоятельства.
Недоношенные дети немного отстают от сверстников, и это нужно понимать. Ребенок, родившийся на 2 месяца раньше срока будет развиваться в соответствии со своим биологическим возрастом.
Поначалу ему будет трудно «догнать» тех, кто является его сверстниками, но родившимся в срок.
Поэтому, если малыш начинает ходить позже по этой причине, то это должно быть не поводом к расстройству, а стимулом еще больше физически развивать ребенка. Как правило, к году-полутора «ранние» младенцы выравниваются с родившимися в правильный срок;
Седьмой пункт – болезни, стрессовые ситуации и расстройства неврологического характера. Как научить ребенка ходить самостоятельно в этих случаях?
После болезни требуется время, чтобы малыш вспомнил все то, чему успел научиться до болезни. Если нежелание ходить у крохи связано со стрессом, то ему понадобится поддержка близких, чтобы он чувствовал себя в максимальной безопасности.
Если хождение тормозят иные причины, связанные с нарушениями в организме по ортопедической или неврологической части, то лучший вариант – обратиться за квалифицированной помощью к врачам.
Раньше существовало мнение, что принадлежность к определенному полу тоже имеет значение. Однако сейчас специалисты, которым задают вопрос: «во сколько начинают ходить девочки», отвечают: «так же, как и мальчики. По-разному.»
Особенности распространения респираторных вирусов
Термин «респираторные вирусы» используется для описания группы, включающей порядка 200 типов вирусов, отличающихся особым тропизмом к дыхательной системе.
Таблица 1. Распространенные вирусы, вызывающие ОРВИ
Группа вирусов | Статистика, % случаев инфекции |
Риновирусы (hRV) | 30-50 |
Коронавирусы (hCoV) | 10-15 |
Вирусы гриппа (FluAV и FluBV) | 5-15 |
Респираторно-синцитиальный вирус (hRSV) | 5-10 |
Метапневмовирусы (hMPV), бокавирус (hBOV) | 6% |
Аденовирусы (hAdV), энтеровирусы и вирусы парагриппа (hPIV) | до 5 |
Респираторные вирусы эффективно распространяются при прямом и непрямом контакте. Прямое воздействие вирусных частиц происходит в основном:
- Через воздействие многомолекулярного аэрозоля, выделяемого инфицированным при кашле и чихании.
- Через контакт с биологическими выделениями, содержащими вирусные частицы при прикосновении, контакте с загрязненными предметами или поверхностями.
- Косвенный контакт также происходит через воздух, где находится мелкомолекулярный аэрозоль.
Таким образом, капельный путь — основной путь распространения вирусов в окружающей среде, хотя доминирующие механизмы передачи респираторных вирусов чрезвычайно разнообразны. Например, вирусы гриппа распространяются в основном низкомолекулярными аэрозолями. При этом период инфекционности пациента с инфекцией дыхательных путей начинается еще до появления первых клинических симптомов.
Помощь в освоение навыка ходьбы
Вашему чаду непросто обучаться новому, особенно ходьбе. Это скачок для ребенка, выход на новый этап развития. Хоть и торопить малыша в освоении нового навыка не нужно, но все-таки кое-что от вас потребуется, чтобы научить чадо ходить правильно.
- Родителям требуется с пеленок заниматься физическим развитием ребенка и укреплением его здоровья с помощью массажей, укрепляющих процедур, гимнастики и т.д.
- Позаботьтесь о том, чтобы у малыша было побольше пространства. Не стоит «заточать» ребенка в манеж, ограничивать его передвижения. Так он скорее захочет научиться ходить, ведь ребеночку интересно изучать все вокруг. Главное следите за своим чадом.
- Внимательно подходите к выбору первой обуви.
На самом деле этот момент является одним из главных. Насколько удобно и комфортно будет передвигаться малышу, зависит от обуви. У «черевичек» должен быть твердый задник и обязательно супинатор – для правильного формирования стопы.
Если кроха ходит на носочках, скорее всего у него проблема со стопами. Вам требуется обратиться за консультацией к ортопеду и неврологу. Врачи пропишут по необходимости специальную обувь и назначат лечение.
В остальных случаях не стоит терять голову, позвольте своему отпрыску развиваться гармонично!