У моего ребенка плохие друзья: что делать

Симптомы кризиса 7 лет у ребенка

В этот период даже самый спокойный и послушный малыш может превратиться в настоящего домашнего тирана, капризного и раздражительного. Особенности проявления кризиса 7 лет чаще всего заключаются в том, что ребенок:

  • не выполняет просьбы, не слушается;
  • капризничает, упрямится;
  • выражает протест, недовольство, паясничает и грубит;
  • не воспринимает критику, на замечания выдает крайне отрицательные реакции;
  • пытается казаться взрослее, стремится общаться со старшими ребятами, избегает младших;
  • осознанно поступает наперекор взрослым;
  • обесценивает то, что раньше казалось ему важным;
  • подвержен перепадам настроения.

Для диагностики кризиса 7 лет необходимо, чтобы у ребенка четко проявлялись как минимум четыре-пять признаков. В противном случае речь идет не о кризисном периоде, а о локальной конфликтной ситуации.

Что делать, если причина серьезная, а разговоры не помогают

Свяжитесь с родителями друга. Не стоит думать, что «плохие» дети вырастают у «плохих» родителей. Во-первых, вы не знаете, почему друг вашего ребенка подвергает его опасности. Во-вторых, возможно, что родители друга тоже тревожатся за своего сына и не знают, что с этим делать. Возможно, вместе вы поймете, как дальше действовать.

Обратитесь за помощью. Если вы чувствуете, что ребенок попал в зависимые отношения, его склоняют к суициду или употреблению ПАВ, обратитесь к психологу. Во-первых, он поможет вам взять себя в руки и рассуждать рационально. Во-вторых, он сформирует стратегию вашего поведения с ребенком.

Если вы знаете, что с ребенком вот-вот случится беда, то можно обратиться в полицию. Да, у вас могут испортиться отношения, но здоровье ребенка важнее.

Если у вас доверительные отношения с другим другом ребенка, которого он может послушать, обратитесь к нему. Это антикризисная мера: возможно, ребенок расценит это как предательство, но сейчас вы спасете ему жизнь.

Постарайтесь сохранять спокойствие. Сходите к психологу сами, если верите в этот инструмент. Он поможет справиться с паникой, которая только мешает думать и разбираться в ситуации. К сожалению, родители не всегда могут помочь ребенку и иногда могут только наблюдать

Но важно делать это спокойно, аккуратно и внимательно

Зачем детям общаться?

Первые социальный опыт ребенок получает еще в семье. Кстати, нередко, в наш просвещенный век родители, увлекшись новомодными теориями раннего развития, забывают о простых играх, вроде «ладушек», «ку-ку», о самых простых игровых сюжетах. А ведь наши предки, оставившие нам в наследство эти нехитрые забавы, были мудры

Именно эмоциональные игры и эмоциональное общение наиболее важно в этом возрасте для дальнейшего развития ребенка

Вы видели в нашем обществе человека, который не умеет читать? Если не принимать во внимание социальные низы, то таких очень мало. А встречались ли вам люди, которым тяжело общаться? Да у каждого второго возникают проблемы с общением!

Конечно, в колыбели у малютки нет необходимости постоянно контактировать со сверстниками. Ему пока вполне достаточно родительского общества. Но уже после полутора-двух лет его мир расширяется. И чем дальше, тем больше нужны ему будут и контакты, и конфликты с другими детьми.

Первый опыт взаимоотношений во многом определяет, как человек в дальнейшем будет их выстраивать, как будет относиться к себе, к окружающим людям. Ведь только в общении друг с другом дети могут проявить яркие эмоции, вволю покричать, посмеяться, позлиться, наконец. Они учатся сами выходить из конфликтных ситуаций, мириться и включаться в новую игру. Взрослый с высоты своего авторитета устанавливает в отношениях с ребенком жесткие правила. А дети, общаясь друг с другом, каждый раз находят нестандартное решение, ведь поведение сверстников непредсказуемо.

Но почему одни дети легко вступают в контакт, а другим это сделать крайне сложно?

***

Такова грустная история дружбы двух второклассниц.

Как нужно было поступить родителям Ольги? Следовало вместо тотального запрета «не дружить вообще», использовать ряд условных запретов. То есть сформулировать ряд условий.

Оля, мы тебе ни с кем не запрещаем дружить, но:

1. Если друг у тебя что-то просит, давай, но не дари насовсем. Все что ты имеешь, это пока подарки от родителей. А дареное не дарят. Если очень настаивает, говори «нет», но скажи, что на праздники ты обязательно ему будешь делать подарки.

2. Играй со всеми, с кем хочешь. Но если игра покажется неприятной, сразу выходи из игры. Можно сказать: «я в такие игры не играю», предложить другие игры.

3. Если кто-то из ребят предлагает куда-то пойти, сначала звони нам.

4. Если видишь, что вы пошли не туда, куда договаривались, звони опять нам. Если даже мы не ответим, сделай вид, что ответили, скажи, что тебе нужно домой. Ты не знаешь намерений того, кто почему-то ведёт вас в другое место. Это, скорее всего, опасно.

5. Приглашай ребят в гости, только если кто-то из взрослых дома и по договоренности заранее. Тут ты можешь столкнуться с насмешками ребят, мол, ведёшь себя как маленькая, не самостоятельная. На это можно ответить: «Наоборот, соблюдаю правила нашей семьи, чтобы не расстраивать близких людей. Маленькие на это неспособны».

6. Если кто-то из посторонних интересуется, где дома хранятся украшения, ценности, говори, что не знаешь, что тебе это не интересно. (По факту действительно детям не нужно этого не знать). Но это тревожный сигнал. Обязательно сообщи нам об этом. С добрыми намерениями о таком никто не спрашивает.

7. Если дома что-то пропадет после посещения твоего гостя, расстраиваться не нужно, за всем не уследить. Но обязательно нужно сообщить нам об этом. Во все века, все народы отказывали от дома гостям с плохими намерениями. Сядем и вместе подумаем, что будем говорить такому человеку.

Нужные фразы для звонков родителям и отказов рекомендуется прямо заучить с ребенком, прорепетировать.

Далее, ситуацию мониторить не вопросами-утверждениями типа: «Ты же делаешь, как мы договорились?», а расспросами как прошел день, кто, что говорил, кто, чем занимался. Не перебивая, не критикуя (а рассказывая, в ответ, как ваш день прошел), можно сформировать полезную привычку доверительного общения.

#консультации психолога из детсада

Да, на это уйдет больше времени, чем на формальный вопрос. Но пользы принесет больше.

Сегодня рассказала вам недетсадовскую историю, т.к. имею пятилетний опыт работы и в школе. Ваш Психолог из детсада.

КОГДА НАКАЗАНИЯ ОПРАВДАНЫ

Первое, с чем необходимо определиться родителю, когда он готов применить наказание: с какой целью вы это делаете? Поэтому я рекомендую перед введением санкций подумать хотя бы сутки. 

Обсудите с ребенком правила и предупредите, что ждет за их нарушение! Тогда у малыша не будет “осадка” в виде чувства несправедливости, он не испугается родительского гнева и не ощутит себя отверженным. 

О других правилах и технике безопасности в применении наказаний вы можете узнать в моей статье “Как наказывать ребенка, чтобы не травмировать”. 

Но для начала давайте разберемся, за какие поступки наказания оправданы, а в каких случаях лучше применить другие воспитательные методы.

За что НЕЛЬЗЯ наказывать ребенка

  • За случайные проступки – например, быстро-быстро бежал и кого-то толкнул, разбил предмет, повредил мебель или сломал игрушку. Надеюсь, все мамы уже знают, что за такое ребенок не должен “огребать”. Более того, сам малыш может быть опечален, расстроен или напуган своим поступком – в таком случае, помогите ребенку успокоиться, проявите сочувствие и помогите исправить оплошность, если это возможно. 

  • За несдержанность, присущую возрасту – маленькие дети очень импульсивны, только после 4-х лет у них начинает формироваться самоконтроль и способность удерживать свои порывы внутри. Не ругайте и не наказывайте ребенка, если понимаете, что в этой ситуации он попросту не может себя остановить: его отрывают от интересного занятия, он перевозбужден, ему очень нравится производимый эффект (например, от показывания языка или бросания предметов в кошку). Помогите ребенку остановиться! Можете считать, что пока самоконтроля у ребенка нет, то эту функцию выполняете вы. Подробнее о том, как это сделать, далее в статье. 

  • За то, что ребенок еще не умеет в силу возраста – как-то одна подписчица поделилась со мной жалобой: ее 6-летний ребенок не может помыть пол, не расплескав воды. Ну, что тут сказать? Завышенные родительские ожидания – одна из самых популярных причин плохого поведения детей. А как вести себя иначе, если от тебя требуют невозможного, еще и наказывают за это? Поэтому перед тем, как отругать ребенка, подумайте: а может ли он в принципе выполнить мою просьбу. Или он еще слишком мал?

Чтобы проверить, не допускаете ли вы ошибки, которые приводят к печальным последствиям для ребенка, обязательно пройдите мой тест “ТОП-5 ошибок в наказаниях детей”. 

В каких ситуациях можно применять наказания

Я не могу запретить вам использовать наказания как воспитательный метод, но прошу, перед его применением, убедиться в том, что:

  • Ваше наказание – это НЕ слив эмоций и выражение вашей досады, а крайняя мера установления границ, к которой вы прибегаете осознанно и с холодным рассудком;

  • Ваш ребенок знает правило, которое нарушил. А если это само собой разумеется, значит, был предупрежден заранее и может повторить, что от него требуется;

  • Ребенок в силах выполнить ваше требование без дополнительной помощи. К примеру, когда в “Послушном ребенке” мы с участницами проставляем степень реалистичности тех или иных требований к детям, выясняется, в среднем она составляет лишь 4-5 из 10 баллов. То есть сам, без помощи импульсивный ребенок, ну никак не может остановить свой порыв укусить, разбросать вещи, крикнуть. Да, не все дети в силах успокоиться самостоятельно из-за преобладания возбуждения над торможением! Наказывать в такой ситуации – все равно, что карать за то, что брызнули слезы у стоматолога без анестезии.

Когда же наказание оправдано? В идеале НИКОГДА. Ведь вырасти без ошибок невозможно.

Однако бывает ряд ситуаций, когда введение санкций оправдано. А именно: в случаях хронического пренебрежения правилами поведения, неуважения к родителям, хамства, грубости, намеренной агрессии.

Но даже в этих ситуациях наказание необходимо как способ четко и безапелляционно провести черту, переходить за которую нельзя, иначе ребенок столкнется с последствиями своего поведения.

При соблюдении этих условий наказание становится более справедливым, последовательным и осмысленным.

Ребенок в плохой компании – чего родителям категорически нельзя делать и говорить дочке или сыну?

В своих попытках переориентировать чадо с «плохих» на положительных людей, помните следующее:

  • Не заставляйте ребенка поступать так, как хочется вам. Корректировать ситуацию нужно мягко и незаметно для ребенка.
  • Никогда не обвиняйте ребенка во всех смертных грехах, которые он якобы допустил. Все его «грехи» — только ваша вина. Это не он грешит, это вы не досмотрели.
  • Никогда не кричите, не ругайте и не запугивайте. Это НЕ РАБОТАЕТ. Ищите способы «переманить» ребенка более интересными вещами, событиями, людьми, компаниями, группами.
  • Никаких запретов. Объясняйте про «хорошо и плохо», но не держите на поводке. С любого поводка хочется сорваться. Просто будьте рядом, чтобы успеть подстелить соломки. Гипер-опека никогда еще не принесла пользы ни одному ребенку.
  • Не пытайтесь задавить ребенка авторитетом и приказным тоном. Только партнерские дружеские отношения дадут те результаты, которые вам нужны.
  • Не указывайте ребенку, с кем дружить. Если вам не нравятся его товарищи, ведите ребенка туда, где он сможет найти действительно хороших друзей.
  • Нельзя запирать чадо дома, отбирать телефоны, отключать его от интернета и проч. Тем самым вы толкаете ребенка на еще более радикальные действия.

С какого возраста дружба важна?

С года до трёх
Первый интерес к взаимодействию со сверстниками возникает около двух лет
Ребёнок начинает обращать внимание на окружающих его малышей на улице, в песочнице или на качелях. По большей части этому способствуют родители, показывая, как играют другие детишки
Однако, в этом возрасте все отношения чаще всего мимолётные и несерьёзные. Главную роль друзей выполняют мама с папой, а также другие родственники или близкие.
Первые попытки взаимодействия с ребятами, не всегда бывают удачные. Малыши только начинают оценивать реакции своих действий. Им предстоит ещё многому научиться, например, учитывать желания и интересы своих приятелей, уступать, делиться или сочувствовать. Помочь на данном этапе должны родители. Они могут подсказывать как вести себя в разных ситуациях.

С 3-5 лет
В возрасте 3-5 лет, дети уже активно общаются друг с другом. Но дружба в основном основана на интересах. То есть, ребёнку важны только те ребята, которые играют в любимые игры или у них есть новые игрушки, красивые вещи. Другом часто становится удобный или “подходящий” ребёнок. Например, общительная хохотушка и девочка-лидер прекрасно подружится со спокойным тихим мальчиком. Потому как он будет её внимательно слушать и участвовать во всех идеях. В этом возрасте дружба всё равно ещё не крепкая и друзья могут меняться по несколько раз в день, в зависимости от настроения или детской площадки. Родителям не стоит навязывать детям друзей или серьёзно относиться к их выбору.

С 5-7 лет
Теперь ребята становятся старше и уже намного дольше могут проводить время вместе. Общение уже не ограничивается только играми. Они могут обсуждать интересные мультики, книги, секретничать друг с другом

В этот период становится очень важным – собственная репутация, например, во дворе или в группе в садике.
Теперь родителям важно понять следующие нюансы общения. Для того чтобы не навредить репутации своего ребёнка, нужно всегда и везде относится к нему с уважением: не зацеловывать на улице при ребятах, если ему это неприятно; не ругать и не унижать, тем более прилюдно

В любой, даже самой неприятной ситуации, стоит отойти в сторонку и там уже обсуждать вину, ошибки и возможные наказания.

Младшие школьники
В этом возрасте родители теряют свои полномочия подбора друзей. Новоиспечённый ученик теперь сам определяет свою компанию. Выбор делается на основании личной симпатии. Дружба может зародиться с девочкой, которая умеет прекрасно шутит и умело танцует, или с мальчиком, который умеет подтягиваться. Если родителям кажется, что их ребёнок выбрал совсем неподходящего друга или компанию, то стоит набраться терпения и просто наблюдать.
Возможно, с течением времени, интересы изменятся, а ребёнок начнёт общаться с кем-то другим. Приглашайте почаще друзей своего школьника к себе домой. Таким образом, вы сможете немного понять, что их связывает и объединяет, из каких они семей, какие ценности разделяют их родители, и, в случае проблем вовремя помочь своему ребёнку.

Подростки от 12 лет
Подростковая дружба очень важна, благодаря ей ребёнок чувствует себя “своим” в социальной среде. В этот период появляется потребность делиться секретами, сопереживать. Более того, в данном возрасте, по теории великого русского психолога Д. Б. Эльконина — дружба является ведущей деятельностью, необходимой для нормального развития личности.
Другом становится тот, кто сможет всегда выслушать, понять и может даже дать совет. Авторитет родителей и их мнение уходит на последний план. Часто совету подруги девочка может доверять больше, чем своей маме. Это нормально, потому как ребёнок получает важный опыт жизни.

Рекомендуем статью Адаптация первоклассника в школе

Как помочь ребенку наладить отношения с другими детьми?

Есть дети, которые с легкостью заводят новые знакомства, быстро находят общий язык со сверстниками и комфортно себя чувствуют в любой социальной группе. Есть те, для кого взаимодействие с другими детьми дается довольно непросто. И для каждого ребенка помощь родителей в установлении и поддержании дружбы будет разной. Но есть несколько универсальных советов, которые помогут родителям поддержать своего ребенка.

Слушайте ребенка. Будьте внимательны и участливы к тому, что говорит ваш ребенок. «Петя сказал, что не будет больше со мной играть!» — это может стать настоящей трагедией для пятилетнего малыша! Даже если вам кажется, что очередная ссора между ребенком и его друзьями пустяк, поймите: масштаб горя для незрелого ребенка совсем иной.

Наблюдайте и помогайте, только если просят. Глобальная задача родителя — не мешать ребенку учиться устанавливать социальные контакты. Даже если, наблюдая за своим ребенком, вы считаете, что ребенок ведет себя не так, как вам казалось бы правильно, не вмешивайтесь. Вы лишь сторонний наблюдатель. И лишь в случае прямой просьбы от ребенка помогайте ему.

Ищите решение вместе. Если ребенок стал участником конфликта, попробуйте вместе с ребенком прийти к пониманию того, что именно послужило причиной недопонимания и как лучше выйти из этой ситуации. Не навязывайте свое мнение, дайте ребенку учиться мыслить критически самому. Ненавязчиво направляйте его к правильному решению.

Приводите примеры. Детям трудно мыслить абстрактными понятиями и размышлять в долгосрочной перспективе. Да и опыта дружбы с другими детьми у ребенка тоже нет. Поэтому гораздо понятнее будет, если какие-то ситуации вы будете объяснять ребенку на примерах их собственной жизни, мультфильмов, книг.

Дайте понять ребенку, что вы всегда рядом. Взаимоотношения со сверстниками невозможно без конфликтов

И ребенку важно понимать, что у него есть любящий и принимающий его взрослый, к которому он всегда может обратиться за помощью и поддержкой

Причины плохого поведения в школе

Психолог Ольга Латынцева в беседе с «Ямал-Медиа» напомнила, что ребенок — это зеркало семьи.

Ребенок плохо ведет себя в школе, потому что вы плохо ведете себя дома. Все родители говорят: «Почините моего ребенка», а я всегда говорю: «Посмотрите на себя. Что вы делаете дома? Ругаетесь, деретесь, обзываете друг друга или ребенка? Сколько времени вы выделяете на общение с ребенком?»

Ольга Латынцева

психолог

По словам Латынцевой, в первую очередь родителям надо смотреть на себя. Работают ли они в хорошем месте, читают ли интересные книги, посещают ли с ребенком мероприятия, делают ли вместе с ним то, что он хочет, налажен ли между ними диалог.

Фото: Taylor Flowe/Unsplash

Чем плоха «плохая компания»?

Классическое представление о плохих друзьях – это малолетние гопники, проводящие досуг где-нибудь за гаражами, рано подсаживающиеся на сигареты, алкоголь и даже наркотики, отлынивающие от учебы и не имеющие в жизни никаких адекватных интересов. И да, такие подростковые компании в современном мире бывают, и они действительно плохие, и отваживать сына от плохих друзей из такой компании непременно нужно!

Но еще плохой друг – это интеллигентный мальчик из обеспеченной семьи, который ходит с вашим сыном в музыкальную школу, и под видом дружбы изощренно гнобит его за то, что у того нет фирменных шмоток и дорогих гаджетов.

Плохая подруга – это девочка, которая приходит в гости к вашей дочери только тогда, когда та пообещает ей сделать за нее домашнее задание. Плохие друзья – это те, кто зовут вашего ребенка гулять лишь тогда, когда он обещает угостить всех чипсами и колой за свой счет…

Не все мы, взрослые люди, вовремя отслеживаем появление в нашей жизни плохих дружб, не всегда набираемся смелости сразу оборвать тягостные для нас отношения. А что уж говорить о детях, чей опыт коммуникации с людьми намного меньше? Конечно же, задача родителей – уберечь свое чадо от болезненного, негативного опыта приятельства, и помочь ему завести здоровые дружеские отношения.

Признаки, указывающие на то, что у ребёнка есть проблемы с социализацией

Переживания родителей, связанные с отсутствием друзей у ребёнка вполне понятны. Вот несколько основных причин такой ситуации:

  • Не проявляет инициативы. Порою для того чтобы подружиться, необходимо просто подойти и познакомиться. “ Привет, я Маша, а тебя как зовут? Давай дружить?” Всего лишь несколько фраз и вот вам новый друг. Тем не менее далеко не все дети с лёгкостью могут обратиться к незнакомому ребёнку. Поэтому можно потренироваться на ребятах во дворе или на площадке, этот навык разработать не так сложно.

  • Неуступчивость. Есть ребятишки, которые очень тяжело идут на компромисс, или вообще отказываются от него. Они не любят уступать, делиться, договариваться и принимать чужие точки зрения.

  • Отсутствие отзывчивости, внимательности и интереса к окружающим. Это касается детей, сосредоточенных только на своём внутреннем мире и желаниях.

  • Стеснительность, страх, агрессия — проявление любых особенностей психики, которые мешают строить отношения. В данном случае необходима консультация психолога.

  • Особенности физического здоровья или внешние отличия. Дети очень часто с подозрением и недоверием относятся к тем, кто непохож на большинство. Такое возможно ещё тогда, когда ребёнок значительно младше или старше в компании.

  • Сильные обиды. Иногда громкая фраза или прилюдная насмешка ровесников способна сильно обидеть, вследствие чего, ребёнок замыкается и не хочет общения ни с кем.

В разном возрасте дружба имеет весомые отличия. Настоящая дружба начинается с 5-7 лет, с окончания детского сада и в начальных классах. От воспитания родителей и их примера зависит очень многое, ведь они всегда могут подсказать как себя вести, чтобы стать настоящим другом и иметь таких же.

Рекомендуем статью Стили воспитания

Если же вы чувствуете, что дурное влияние на чадо все-таки имеет место, то возьмите на заметку рекомендации специалистов…

Негативный опыт – тоже опыт. Как карапуз должен убедиться, что мамино «нельзя, горячо!» вполне реально, на собственном опыте, так и более старший ребенок должен понять это самостоятельно. Но лучше, если ребенок поймет это еще до получения горького опыта – разговаривайте, показывайте, приводите примеры, включайте соответствующие фильмы и проч.

Сеем сомнения в ребенке относительно нового друга (если, конечно, это действительно требуется). Не говорите прямо, что он – плохой, ищите способы, которые помогут ребенку понять это самостоятельно.

Увлекайте ребенка чем угодно – лишь бы у него не оставалось времени. Да, это сложно, и некогда, и сил нет после работы, и времени мало, но если вы не сделаете усилие сегодня, то завтра может быть уже поздно. Желательно не пихать ребенка в бесполезные кружки и секции, а заниматься им самостоятельно. Никакие друзья не сравнятся с возможностью провести время с родителями на пикнике, в походе, в путешествии, на футболе или катке, и проч. Разделите с ребенком его желания и увлечения, и вам не нужно будет отгонять от него плохих друзей, потому что именно вы будете лучшими друзьями своему чаду.

Доверие

Самое важное, что вы должны сделать – установить доверительные отношения с ребенком. Чтобы он не боялся вашей реакции, вашей иронии, сарказма или неодобрения, или даже наказания

Доверие ребенка – ваша страховка его безопасности.

Будьте примером для своих детей. Не используйте бранные слова в речи, не пейте алкоголь, не курите, выражайтесь культурно, развивайте кругозор, занимайтесь спортом и проч. И приобщайте ребенка к правильному образу жизни уже с пеленок. Глядя на вас, чадо не захочет становиться похожим на тех странных сверстников, у которых уже в школьном возрасте пальцы и зубы желтые от сигарет, а среди матных слов лишь иногда попадаются культурные, и то случайно.

Чаще приглашайте товарищей своего чада в гости. И берите их с собой, когда отправляетесь гулять и проч. Да, это утомляет, но зато они всегда будут у вас на виду, и вам будет легче понять, чего ищет от дружбы ваш ребенок. Кроме того, может оказаться, что тот «сомнительный типчик» — вполне приличный и хороший мальчик, просто любит вот так странно одеваться.

Помните, что вы тоже были ребенком и подростком. И когда вы надевали косуху и бандану (или штаны клеш и платформы, или что иное), плели фенечки на запястья и орали с друзьями песни под гитару по ночам, вы не были «плохим» подростком. Просто это часть взросления – у каждого своя. Каждый подросток хочет выделиться, и каждого поколения – свои способы. Учитывайте это, прежде чем паниковать и проводить жесткую ревизию в гардеробе ребенка.

В целом, главная задача родителей – мягко и незаметно направлять своих чад на правильный путь, не злоупотребляя своими правами родителей. То есть, «властью».

Как родитель может помочь ребенку завести друзей?

Татьяна Береза, основатель и директор трех детских садов, воспитатель

Иногда маленькие дети любят всех угощать. Что-то незначительное, что передано из рук в руки, помогает проявиться симпатии между детьми. Детям приятно, когда их друг принес и подарил наклейки, разделил мандаринку на дольки и угостил, раздал друзьям бублики. Мы, педагоги, часто помогаем наладить первичную коммуникацию детей друг с другом, давая угощение на презентации. Учим детей самих угощать и вежливо принимать подарки.

Светлана Песцова, детский и подростковый психолог

Об окружении ребенка нужно заботиться с самого раннего возраста, также важно читать детям сказки и рассказы про друзей. Старшим детям можно рассказывать свои истории из детства, связанные с дружбой, отдавать детей на кружки и секции, где они смогут с кем-то познакомиться

Дети часто копируют родительскую манеру общения, поэтому полезно, если они видят пример близких отношений родителей с их друзьями.

Анастасия Копылова, детский психолог, фасилитатор

Важно, чтобы у детей был опыт «свободной» игры, где взрослые их не контролируют и не ограничивают. В таких играх ребенок понимает, что его интересы совпадают с интересами других детей, он может быть лидером в каких-то ситуациях, его слова и эмоции принимают и поддерживают

У некоторых детей нет такого опыта. Одна из причин — проблемы с самооценкой

Международная программа поддержки ребенка (ICDP) говорит о важном аспекте развития детей — поддержании инициативы. 

В возрасте от 6 до 14 лет ребенок ищет ответ на вопрос: «Могу ли я быть настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру?». Поощрение инициатив ребенка, доверие ему ответственной работы, демонстрация его значимости и вклада в развитие семьи поможет ему утвердиться в позитивном ответе на его вопрос: «Я умелый, я нахожу выход из новых жизненных ситуаций».

С 14 до 18 лет подростку важно найти и почувствовать свою уникальность. Потому он будет искать ответы на следующие вопросы: «Кто я такой?», «Какие у меня взгляды, убеждения, позиции?»

В этот период можно помочь ребенку почувствовать уверенность в себе. Для этого подростку стоит нарабатывать позитивный опыт от разной работы. Составьте список дел, которые приносят удовольствие подростку. Часто он ограничивается играми в компьютере, пассивным общением и отдыхом. Это результат малоподвижного образа жизни.

Отсутствие опыта активности в раннем детстве формирует опасную привычку — не двигаться. В чем опасность? В неуверенности, которая будто «запечатывается» в теле. В неконтролируемых играх, когда дети бегают по улицам, строят замки из песка, взбираются на деревья, горки и заборы, кричат, проявляя весь спектр эмоций, происходит важный процесс — сенсорная интеграция, развитие координации, быстроты реакции.

От этого напрямую зависит самооценка ребенка, можно сказать — «социальная смелость». То есть уверенность и готовность справляться с неожиданными поворотами в общении с любым человеком. Чем увереннее физически себя чувствует ребенок, тем легче ему отреагировать на чужую агрессию и проявления злости. 

Физически развитый ребенок сможет за себя постоять или убежать. Он это чувствует. Если ребенок думает о себе плохо, он не пойдет искать знакомств просто из чувства самосохранения. Если взрослый ребенок мало двигается — помогите ему поменять это. Пригласите его на тренировку вместе с собой. Начните. Через какое-то время он обязательно присоединится или повторит ваши действия, но самостоятельно. Что это даст? Прежде всего, навык эмоциональной саморегуляции. После тренировки или физической работы сложно грустить. Приятная усталость и осознание объема проделанной работы только вдохновляют.

Вот это да

Приведем пример. Вот наступил день, когда ваш кроха пришел домой и вслух сказал такие матерные слова, от которых уши сворачиваются в трубочки! Ребенок спокойно рассказал, кто его научил этому (Коля, Оля, Петя), и, конечно, вы твердо решаете оградить свое чадо от тлетворного влияния вышеперечисленных персонажей. Но не все так однозначно:

  • Вы должны понимать, что в жизни бывают такие ситуации, от которых нельзя полностью спрятать своего ребенка. От всего не застрахуешь.
  • Тот самый «негативный персонаж» мог также не знать смысла ругательства и произнести его случайно, толком ничего не осознавая.
  • В целом, ничего катастрофичного не случилось, это лишь не совсем лицеприятный опыт, который нужно правильно трактовать и верно на него отреагировать.

Вашему ребенку предстоит совершить немало глупостей в жизни. И оградить его от сверстников, закрыв ушки, вы не сможете

Самое важное – объяснить ему, что с ним произошло. Нельзя просто наказать ребенка после произнесенных матерных слов или одного-единственного неверного проступка и запретить общаться со сверстником, научившим малыша плохим вещам

Так, ваш резкий запрет повлечет за собой иной результат – неприятные слова и поступки станут притягательнее для чада, а запретные встречи с «плохишом» будут проходить тогда, когда вас нет.

Как понять, что друзья ребенка – плохие? По каким «симптомам» можно определить, что друзей пора менять?

  • Отношения с друзьями существенно отражаются на учебе.
  • Отношения ребенка с родителями стали напоминать «войну».
  • Новые друзья приобщают ребенка к чему-либо противозаконному (секты, наркотики, сигареты, и др.).
  • Друзья становятся для ребенка важнее семьи.
  • Среди новых друзей ребенка появились реальные хулиганы или даже дети, которых уже «взяли на карандаш» в полиции.
  • Родители новых друзей ребенка привлекались к уголовной ответственности либо являются алкоголиками (наркоманами). Стоит отметить, что дети за родителей не в ответе, и дети алкоголиков не обязательно должны быть хулиганами и асоциальными «элементами», но руку на пульсе все-таки держать стоит.
  • Ребенок начал пробовать то, что всегда находится под запретом (курил, выпивал, пусть даже просто «пробовал»).
  • В компании новых друзей пропагандируются идеи, идущие в разрез с законодательством или с моралью.
  • Друзья постоянно подначивают ребенка на какие-либо экстремальные действия (пусть даже в качестве ритуала «посвящения»). Очень серьезно нужно присматриваться к таким компаниям, особенно, в свете появления в последнее время многочисленных «групп смерти», в которых детей склоняют к суициду.
  • Поведение ребенка кардинально изменилось (стал замкнутым или агрессивным, игнорирует родителей, скрывает свои контакты и переписки, и проч.).

Важно понимать, что в каждом возрасте влияние «плохих друзей» отражается на ребенке по-разному

Какие друзья детей – плохие: учимся вычислять плохое влияние друзей на ребенка

Размышлять на тему «какие должны быть друзья у чада» следует еще на том этапе, когда он не достиг переходного возраста.

Потому что сориентировать ребенка с выбором друзей еще можно до 10-12 лет, но как только любимое чадо становится упрямым подростком, будет крайне сложно менять ситуацию.

Родителям всегда кажется, что они лучше знают, какие друзья должны быть у ребенка. И при появлении сомнительных товарищей мамы и папы спешат убедить ребенка в его «близорукости» или просто запрещают общение.

Однако не всегда сомнительный друг является «плохим» — и, прежде чем «ломать копья», следует разобраться в ситуации.

Что делать, если ребёнок ни с кем не дружит


Изображение: Moy Lee / Dribbble

Столкнувшись с лакунами в социализации ребёнка и решив искать первопричину проблемы, родителям лучше начать с себя. Образ жизни родителей непосредственно влияет на поведение и ценности ребёнка — это так же касается дружбы, как и всех сфер жизни. Если у ребёнка перед глазами нет примеров общения родителей с их друзьями, он с меньшей вероятностью будет стремиться заводить приятелей и быть социально активным. Разумеется, привычки взрослых сложнее корректируются, но можно попробовать чаще брать ребёнка в гости, приглашать к себе гостей на праздники, устраивать совместный досуг, чтобы дети могли видеть на примере родителей ценность дружеского общения. Чтобы передать ребёнку навыки, которые позволяют поддерживать дружбу с людьми, вам необходимо сформулировать для себя, что для вас значит дружба.

<<Параграф c цитатой>>

Крайне важно вести с ребёнком, особенно в подростковом возрасте, беседы о дружеских конфликтах, о ценностях, связанных с общением, о роли друзей в вашей жизни. Постарайтесь научить ребёнка тому, что в общении участвуют несколько человек с разными интересами

Детям и подросткам нужно научиться вставать на место другого человека в общении, а вы можете им в этом помочь, поделившись своим опытом и взглядом со стороны. Не всегда дети готовы делиться своими насущными проблемами — в таком случае можно обсудить с ребёнком ситуации из собственной жизни. Хорошим началом для такого разговора будет просьба дать совет — так вы сподвигнете ребёнка к тому, чтобы он сформулировал свою позицию, а потом сможете обсудить её подробнее.

Полезные инструменты для родителей:

  • игротерапия — моделирование и обсуждение ситуаций с ребёнком;‍
  • курсы и пособия по развитию эмоционального интеллекта у детей;‍
  • книги по психологии для детей, например книга А. Курпатова «Как научиться дружить? Книга о важнейшем навыке 21 века», которую вы можете дать своему ребёнку почитать или начать изучать её вместе.‍

Ваш ребенок – не идеал

Многие родители считают, что причиной дурного поведения ребенка является исключительно плохое влияние сверстников, однако это неверное суждение. Нельзя воспринимать малыша, как чистый лист, на котором мы выводим правильное мировоззрение, а «плохие» люди кругом только все портят. Также не стоит думать, что именно ваш ребенок – ангелочек, а другие – настоящие «исчадия ада», крушащие идеалы везде и всюду.

Мамам свойственно «обелять» собственные огрехи, оправдывая себя: «Я не так воспитывала ребенка, мой на такое не способен!» или «Мой уж точно никогда плохого не делал, пока не задружил с соседскими мальчишками». Но так ли это? Неужели верным способом будет – запереть ребенка под замком, оградить от негативного влияния окружения?

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий