«Он меня забыл…»
В Цюрихе Роберт провел четыре месяца. Ему сделали операцию, удалив опухоль только наполовину: по-другому нельзя — ее пронизывают нервные окончания. Врачи наблюдали за динамикой, корректировали курс химиотерапии, но астроцитома по-прежнему росла. Лечить мальчика дальше медики отказались: «Мы бессильны. Забирайте ребенка». Но куда его забрать? Домой? Мальчику больно, ему нужен морфин, нужны противосудорожные препараты — те, в которых нуждался Роберт, были разрешены в России совсем недавно, а тогда считались нелегальными.
Семья не смирилась, сына перевезли в Бостон, где он перенес вторую операцию. Врачи снова вырезали 50% опухоли, но теперь химию удалось подобрать так, что она тормозила увеличение астроцитомы! Однако мальчик уже ничего не видел и ел через зонд, его мышцы атрофировались, ведь в течение двух лет он не вставал.
Не переставать жить
— У него парез: одна ручка хорошо работает, вторая — хуже, одна половина лица улыбается, вторая — нет. При операции повредились глазные нервы, и теперь один глаз смотрит влево, другой — вправо, один — вверх, другой — вниз…
Врачи посоветовали перевезти Роберта в Чикаго: там есть специальные центры, где помогают восстановить некоторые двигательные функции. Например, заново учат самостоятельно держать спинку. Валерия была в Москве: муж настоял, чтобы она уехала, а сам летал из России в Америку, параллельно успевая работать.
— Это качели, ты постоянно ревешь: сыну хуже, сыну лучше, ты то плачешь, то радуешься, — с трудом рассказывает Валерия. — Роберт меня забыл… Я приезжаю в Штаты, а он не понимает, кто я. Когда ему больно, он зовет «мама-мама», но с мамой меня не ассоциирует. Он ничего не видит, реагирует на звуки. У него, например, была любимая медсестра, которую узнавал по смеху, а была нелюбимая.
Аффективно-респираторный приступ у ребенка: как лечить и как воспитывать
Татьяна Стецкая врач-невролог, кандидат медицинских наук, член Российского общества сомнологов
Есть дети, которые так эмоционально реагируют на запреты родителей, что это вызывает кратковременную остановку дыхания. Напуганные родители описывают происходящее примерно так: «ребенок закатился и перестал дышать». Опасно ли подобное состояние – и как воспитывать ребенка, который от гнева или испуга может потерять сознание?
Представьте, что вы спокойно играете со своим 8-месячным ребенком в комнате, как вдруг он переключает внимание на розетку и пытается до нее дотянуться. Вы немедленно реагируете и строго запрещаете это делать
Тут же малыш вскрикивает, синеет и перестает дышать.
Через несколько секунд дыхание возобновляется, он приходит в сознание. Картина не для слабонервных. Некоторые родители сами чуть не теряют сознание от пережитого, другие испытывают вину за то, что «довели» малыша, ведь в мыслях худшие диагнозы. Что же на самом деле скрывается за этими симптомами?
Почему ребенок ночью просыпается и плачет?
Многие родители недоумевают: целый день малыш веселился, играл, прыгал и бегал, а ночью, порой, даже не открывая глаз, ребенок плачет во сне. В чем же дело?
Если ребенок плачет ночью, самой частой причиной такого поведения является перевозбуждение в течение дня или во время последнего бодрствования перед сном. Мозг маленького ребенка устроен таким образом, что процессы возбуждения в нем преобладают над процессами торможения, иными словами, возбуждается ребенок куда быстрее и проще, чем успокаивается. Папа пришел вечером с работы и решил поиграть с крохой, слишком короткие дневные сны или довольно длинное для возраста ребенка бодрствование — поводов для переутомления много. Не успев окончательно «притормозить» перед сном, лишенный сил ребенок засыпает от усталости, но его мозг продолжает находиться в возбужденном состоянии. И как результат — долгое укладывание, беспокойная ночь с частыми пробуждениями и слезами, плач или вскрикивания с закрытыми глазами, когда кажется, что ребенок плачет во сне, и прочее.
Что делать? Пересмотреть режим, контролировать время бодрствования, грамотно распределять активность ребенка в течение дня (первую половину дня посвятить прогулкам, активным играм, отработке новых навыков, а вторую — более спокойным занятиям), не перевозбуждать малыша перед сном, исключить гаджеты (особенно в вечернее время) — решение будет зависеть от ситуации и причины, почему ребенок плачет ночью. Но нерешаемых проблем со сном нет.
Мифы о маленьких плаксах
Миф №1. Малыши всегда льют слезы по всяким пустякам
Для родителей проблема – это что-то серьезное, и они не понимают, как можно плакать из-за мелочей. Для маленького человека нет мелочей, для него любая неприятность приравнивается к катастрофе. Мама не обняла, когда уходила на работу – горе. Сломалась любимая машинка – повод для расстройства. Когда собрались гулять, пошел дождь? Вам это кажется мелочью, а у малыша серьезная трагедия.
Миф №2. Мальчики не должны плакать, ведь они – будущие мужчины
Сколько поколений мужчин расплачивается здоровьем за эту неправильную и опасную фразу, которую им неоднократно повторяли мамы и бабушки! Психологи не устают повторять, что не нужно говорить такое мальчикам. Настоящий мужчина – это не тот, кто упорно сдерживает в себе любые эмоции и никак не проявляет чувства. Если мальчик плачет, это ни в коем случае не говорит о том, что он вырастет недостойным мужчиной.
Миф №3. На плачущего малыша не нужно обращать внимания
Многие родители считают, что кричащего ребенка не стоит успокаивать. Если игнорировать кричащего ребенка, он быстро успокоится. На самом деле, ни в коем случае нельзя оставлять плачущего малыша. Причина слез не будет найдена, проблема останется, а кроха решит, что родители всегда его будут бросать в трудные минуты.
Причины раздражения
1. «Давай, быстрей»
У современного человека, казалось бы, есть всё: компьютеры, телефоны, автомобили, микроволновки и другие вещи, призванные упрощать жизнь
Отчаянно не хватает только самого важного — времени. Ускоренный темп жизни несёт нас вперёд напролом. И если что-то или кто-то хоть чуточку старается затормозить нас — это жутко раздражает
И это понятно. Посудите сами
И если что-то или кто-то хоть чуточку старается затормозить нас — это жутко раздражает. И это понятно. Посудите сами.
Утром надо быстрее затолкнуть ребенка в садик и успеть на работу. Вечером, ребёнок хочет показать рисунок, пообниматься, сидя на коленках, погулять. Нет — кружки! После кружка, быстрее домой. Ещё ведь обед приготовить, с мелкими хозяйственными делами разделаться, помочь старшему приготовить уроки и, хотя бы немного, отдохнуть. Потом быстрее спать, чтобы завтра начать с начала. Не удивительно, что от стотысячной просьбы ребёнка «я хочу последний раз скатиться с горки», мама может взорваться.
2. «Эмоциональные качели»
С нашим поколением в детстве не очень-то церемонились. Заботиться о детских чувствах как-то было не принято. Со своими эмоциями мы справлялись сами, как уж могли. Многие чувствовали недостаток любви. И вот мы выросли и у нас появились собственные дети. «В нашей семье всё будет по-другому», — решили мы и начали на полную катушку считаться с чувствами наших детей.
И всё бы хорошо, да не так всё просто. Иногда дети садятся на шею и весело болтают оттуда ногами, чувствуя вседозволенность, иногда родители срываются на усвоенную в детстве модель детско-родительских отношений. Причины могут быть разные, итог один — родители рано или поздно срываются. Потом приходит чувство вины. Вот тут-то и начинаются качели.
В итоге мы то всё позволяем своим детям и пытаемся разобраться с их эмоциями и реакциями, то вдруг прорывается «да сколько можно с ним носиться!». Потом гонки по поводу «опять не сдержалась». Родитель пытается загладить свою вину. Чувство вины давит, не дает покоя, что опять приводит к раздражению. Так замыкается круг: раздражение — вина — раздражение. И чем дальше, тем выбраться из него всё сложнее.
3. «Что обо мне подумают»
«В группе с моим сыном девочка уже бегло читает, а мой ещё алфавит не может выучить». Так сокрушается мама и упускает из виду, что сыну только пять, и это в общем-то нормально, что он еще не умеет читать. Сейчас ему важнее сформировать любовь к чтению. Мама упускает из виду, что эта девочка может невзлюбить книги как раз из-за постоянного принуждения к чтению с раннего возраста. Если конечно она не вундеркинд, что случается не так уж часто. Но родитель, сравнивая своего ребёнка не в его пользу, начинает смотреть на него критично, придираться и постоянно одергивать. Это убивает радость общения и неминуемо приводит к хроническому раздражению.
Болезненные состояния
Если во время кормления грудью ребенок ведет себя раздраженно, обратите внимание на состояние его здоровья. Его может беспокоить болевой синдром, который обостряется при движении челюстью, когда малыш начинает сосать молоко. Возможные физиологические причины и патологии:
Возможные физиологические причины и патологии:
- дисфункция желудочно-кишечного тракта – тошнота, замедленное переваривание, запор, метеоризм, вздутие;
- колики во время становления ферментативной системы;
- молочница на слизистых оболочках рта;
- инфекционные заболевания;
Нарушения в работе желудка и кишечника могут лишить малыша аппетита. Даже при небольшой тошноте или болях ребенок будет отказываться от груди, плакать, изгибаться. Такое же поведение наблюдается, когда у ребенка начинаются колики.
По мнению консультантов по вскармливанию, колики – это естественный процесс. Желудочно-кишечный тракт ребенка продолжает формироваться, начинается активная выработка ферментов. Пищевые массы и выделяемые газы могут застаиваться, растягивая стенки кишечника, что и провоцирует болезненность.
Лечить это состояние не нужно. Помогите ребенку пройти этот этап, предлагая грудь по требованию, успокаивая и постоянно находясь рядом с ним. Когда ферментативная система окрепнет и переваривание нормализуется, малыш не потеряет доверия к маме и вернется к груди.
Еще одна причина, по которой ребенок может протестовать и плакать у груди – это молочница во рту. Ее провоцируют грибки рода Кандида и состояние сопровождается появлением маленьких, зудящих язвочек на слизистых оболочках с белой творожистой массой поверх.
Эффективное лечение при молочнице должен порекомендовать педиатр или неонатолог. Используются противогрибковые препараты местного применения, но прекращать вскармливание нельзя, ведь с молоком малыш получит необходимые для иммунитета белки и питательные вещества.
Как проверить, слышит ли малыш?
Звуки, которые окружают нас в повседневной жизни, в том числе и звуки речи, имеют разную громкость и разную частоту звучания. Громкость звуков в акустике измеряется в Децибелах, а частота звучания — в Герцах.
В зависимости от их физической характеристики звуки бывают:
- низкочастотными — звук проезжающего грузовика, звучание отбойного молотка, а в речи — звук , .
- среднечастотными — звучание рояля, плач младенца, а в речи — звуки , .
- высокочастотными — шелест листвы, пение птиц; речевые звуки — , , .
При нарушении слуха у человека снижается способность воспринимать звуки определенных частот, в первую очередь — высокочастотные звуки.
Для проведения обследования необходимо приготовить:
1) Три одинаковые баночки из-под фотопленки, или капсулы из-под киндер-сюрприза. В банку № 1 на одну треть засыпьте манку, в баночку № 2 — гречку, в баночку № 3 — горох.
2) Вам потребуется игрушка-пищалка, которая наверняка есть у вашего малыша. В исследовании, которое вы будете проводить, пищащая игрушка является звуковым стимулом с высокочастотным звучанием, а коробочки с крупами передают звуки разной громкости звучания:
- манка — приблизительно 30 — 40 Дб;
- гречка — приблизительно 50 — 60 Дб;
- горох — приблизительно 70 — 80 Дб.
1 Мама не дает достаточно любви и заботы
Не все матери могут дать ребенку столько любви и заботы, сколько ему требуется, не все матери способны распознавать сигналы ребенка и чутко на них реагировать. Мать может находиться в состоянии послеродовой депрессии, может переживать утрату, горе, иметь серьезное заболевание.
Так или иначе, ребенок «прилипала» не получает опыта надежных и безопасных отношений. У него нет уверенности в том, что мать в нужное время окажется рядом. У него нет опыта чуткого реагирования на его потребности. Не успел он напитаться и насытиться материнской любовью и заботой.
Поэтому он будет просить ее еще достаточно долго, даже в том возрасте, когда все сверстники уже давно становятся самостоятельными. Это как встать из-за стола. Гораздо проще это сделать, будучи сытым, чем голодным. Голодный человек будет сидеть за столом и ждать, что его покормят.
«Какая же ты сука, мама»
На вопрос «Как вас представить в статье?» 47-летняя Анна Шулина ответила: «Напишите: „Не простила мать до сих пор“». Мама Анны умерла в 2012 году.
— Мама вышла замуж в 19 лет. Моему отцу было 37. Это был неравный во всех отношениях брак, — рассказывает Анна. — Мама быстро забеременела. Я не была желанным ребёнком, поэтому сразу стала «тяготами и невзгодами». Когда мама сбежала от отца через год, я уже откровенно мешала. Отцу я тоже никогда не была нужна. После развода родителей я видела его раз пять.
В пять лет мать научила маленькую Аню стирать свои вещи. С восьми лет на девочке были уборка и походы по магазинам. Мать могла поднять дочь рано утром и отправить за покупками.
— Игрушки у меня забрали в начале первого класса, потому что «большие девочки не играют в куклы». Когда родился брат, мама всем повторяла: «Сначала роди няньку. А потом ляльку», — вспоминает Анна.
Мама никогда не была дочери подругой и не говорила ей комплиментов. Иногда она спрашивала маленькую Аню: «И в кого ты такая уродилась? Мимо пройдёшь — даже не заметят». Тем не менее в детстве Аня не чувствовала злости на мать.
— Мама была для меня принцессой. Прекрасной и недостижимой. Я всегда пыталась заслужить её любовь и ласку. Мыла полы и посуду. Болела с высоченной температурой одна дома, потому что мамочке надо на работу и она не хочет брать больничный. Один раз пошла на улицу в будку звонить, что мне очень плохо. Не дозвонилась.
Триггерной ситуации, после которой Анна изменила отношение к ситуации, не было. Просто однажды она поняла, что очень плохо одета.
Чем взрослее становилась дочь, тем критичнее относилась к ней мать. В 20 лет Анна родила ребёнка. Вскоре отношения с мужем и отцом ребёнка серьёзно разладились и стали такими напряжёнными, что Анна решила переехать к маме. В тот момент та предлагала любую поддержку, говорила «ну я же мама». Но прошло чуть больше месяца, и мать выгнала Анну вместе с малышкой на улицу. Она объяснила это тем, что устала и имеет право на свою жизнь. Дочке Анны тогда было полтора года.
Анна первое время жила у подруг: несколько дней у одной, несколько — у другой. Ей на помощь пришёл друг, с которым в итоге сложились отношения.
— Из серии: она его за муки полюбила, а он её за состраданье к ним. Только наоборот, — шутит Анна. — Мы поселились у его родителей. Я по гроб жизни им буду благодарна.
Позже Анна пыталась проработать отношения с мамой. Обращалась к психотерапевтам за помощью. Ей посоветовали писать маме письма и сжигать их. Но ничего не помогло: Анна так и не смогла простить мать. Поговорить с ней уже невозможно.
— Вишенка на торте — мама умерла в мой день рождения. Мне исполнилось 40, — грустно говорит Анна. — До сих пор очень больно и обидно за всё, что было. Каждый день хочу ей позвонить и сказать: «Какая же ты сука, мама».
4 ошибки, которые совершают родители во время истерик
Для того чтобы понять, как быстро и правильно реагировать на истерики, а ещё лучше не доводить до них, нужно сделать работу над ошибками. Сейчас мы разберем 4 основные ошибки, которые совершают родители, когда дети плачут. Лично я совершала все четыре. Да, я не идеал и никогда им не была. Но сейчас я знаю, как надо помогать ребенку, если он плачет и готов впасть в истерику. Знаю и применяю довольно успешно.
Ошибка номер 1. Сила и агрессия
Мы призываем на помощь страх. «Сейчас я тебя сдам в участок!», «Прекрати орать, а то сейчас дам ремня!», «Перестань, а то вон тебя тот дядя заберет!» Подставьте ваше любимое сюда. Наверняка, у вас полно таких страшилок.
Что мы делаем? Тушим внешнее проявление истерики, а внутри ребенка остаются непрожитые эмоции, злость, обида, раздражение.
Куда это выйдет?
-психосоматические заболевания
— низкая самооценка
— неуверенность в себе
— агрессия на себя и окружающих
— тревожность
— капризность
— будет считать нормой и может во взрослой жизни выбрать позицию жертвы (девочка может подсознательно выбирать мужа-тирана, например)
Ошибка номер 2. Чувство вины
Никогда не вините ребенка за слезы, тем более не сравнивайте с каким-то на ваш взгляд хорошим ребенком. Вы же не хотите потом удивляться, почему ваш ребенок вырос, а так и не научился принимать самостоятельные решения, не уверен в себе и постоянно ждет одобрения извне.
Что мы делаем? Ударяем по психике, формируем чувство вины. Но при этом не объясняем, а как же правильно? Да, понятно, я плохой (ая) потому что сейчас плачу, а как хорошо? Как надо?
Куда это выйдет?
— сформируются блоки, чувство вины
— низкая самооценка (ссылка)
— боязнь совершать ошибки и принимать самостоятельные решения
— капризность
— тяжело сепарироваться от родителей (постоянно будет оглядываться, и ждать одобрения с их стороны)
Ошибка номер 3. Обесценивание
«Что ты плачешь из-за какой-то ерунды?», «Нашел из-за чего страдать!» А у ребенка в этот миг рушится целый мир, у него огромное горе, а тут ещё и мама или папа говорят, что это ерунда и ничего не значит.
Что мы делаем? Помогаем выстроить ребенку логическую цепочку: чувства – это плохо, выражать их нельзя. Или еще лучше: мои чувства никому неважны, меня не любят, я никому не нужен.
Куда это выйдет?
— сформируются понимание того, что чувства это плохо. Вырастет без эмоциональный, бездушный человек, в котором будет очень много рационального и мало чувств. Может быть, отсюда появляются неромантичные мужчины?
— я хуже других, мама меня не любит. Здравствуй, низкая самооценка
Ошибка номер 4. Жалость
Мама не выдерживает натиска и сдается. Позволяет или покупает то, что ребенок потребовал.
Что мы делаем? Учим ребенка манипулировать нами и добиваться своего с помощью истерик. У него растут аппетиты и желания становятся всё более частыми и глобальными.
Куда это выйдет?
— эгоизм
— трудности в социуме (если в семье привык, что все и всегда исполняется)
— не чувствует границ и правил
Мы не можем себе это позволить
«Мы не можем купить, потому что нет денег». Сказали, и, казалось бы, вопрос закрыт — ребенок больше не просит дорогих телефонов, модных игрушек или новые джинсы. «У нас нет денег» — не признание факта, а установка.
– Такая установка вредна не только доя детей, но и для взрослых
Да, дети часто что-то выпрашивают, но важно донести до ребенка, что вы экономите для чего-то более важного, но отметить, что на какую-то вещь он может накопить сам, — говорит Елена Данилова. — Важно понимать, что дети воспринимают мир через призму родителей. И если родителям нечем похвастаться, то стоит задуматься, хотят ли они такую же безрезультатную жизнь для своих детей
Давая свою субъективную оценку событиям, поведению ребенка и других домашних родители таким образом программируют будущее, свое в том числе (ведь отношение детей к родителям в старости имеет свои истоки в детстве), осознают они это или нет
И если родителям нечем похвастаться, то стоит задуматься, хотят ли они такую же безрезультатную жизнь для своих детей. Давая свою субъективную оценку событиям, поведению ребенка и других домашних родители таким образом программируют будущее, свое в том числе (ведь отношение детей к родителям в старости имеет свои истоки в детстве), осознают они это или нет.
Каким бывает плач новорожденного и чем ему помочь
«Ну почему же ты плачешь?» — самый популярный вопрос, который родители задают собственному ребенку по крайней мере до трех месяцев его жизни. Но такова природа: плач — единственный «язык», на котором малыш способен сообщить о том, что с ним не все в порядке. Поэтому не стоит игнорировать просьбы о помощи, который крошечный человек пытается до вас донести. Полезно ли малышу плакать? Он только пришел в этот мир, поэтому предполагать, что ребенок капризничает или «расправляет легкие» с помощью плача неправильно. Напротив: давая малышу возможность лишний раз поплакать, вы подвергаете его нервную систему сильному стрессу.
Как воспитывать ребенка с АРП?
Их можно отнести к разновидностям истерического приступа, им в большей степени подвержены дети с повышенной нервной возбудимостью. В то же время могут встречаться у малышей с обычным поведением.
Несмотря на то, что аффективно-респираторные приступы возникают непреднамеренно и не могут контролироваться, возможны эпизоды умышленной задержки дыхания у детей старше 1,5 лет при неправильной реакции со стороны родителей. Дети начинают осознавать, что такая модель поведения работает и позволяет достигать цели.
Поэтому крайне важна правильная реакция взрослых не только на завершение данного приступа, но и его предотвращение.
Сложность заключается в том, что родители, испытывая страх повторения, начинают избегать установления рамок в воспитании. Они готовы потакать капризам, оберегать от малейшего расстройства, разрешать делать все подряд, лишь бы подобное не повторялось.
Это напрямую сказывается на ухудшении поведения ребенка. Малыш воспринимает все как должное, при первом же отказе, например, та же ситуация с розеткой будет вызывать «бурную реакцию».
Одна из эффективных техник предотвращения приступов у детей раннего возраста — это отвлечение внимания при столкновении с потенциальным эмоциональным раздражителем. У детей старшего возраста принцип отвлечения работает менее эффективно, поэтому основной акцент необходимо делать на развитии эмоционального интеллекта и корректировке семейной модели воспитания.
Многие дети в силу возраста еще не научились правильно выражать желания, и в момент сверхсильной негативной эмоции чаще всего случается истерический плач. Основная задача родителей — познакомить ребенка с базовыми эмоциями, научить их правильному выражению. Ежедневная практика в озвучивании эмоций и их понимании в скором времени дает плодотворные результаты.
Помимо эмоциональных триггеров дети с АРП могут быть более чувствительны к переутомлению, голоду, спешке
Очень важно нормализовать режим ребенка посредством подсчета времени бодрствования, чтобы не допускать переутомления. В случае длительных прогулок или посещения какого-либо учреждения важно заранее подготовиться и не допускать длительных перерывов в приеме пищи
Довольно часто раздражителем может выступать спешка, которая обычно возникает при сборах на прогулку или в детский сад, когда родители настойчиво подгоняют малыша. Если ребенок болезненно реагирует, рассчитывайте время с запасом, чтобы не нагнетать ситуацию.
Если родители запутались в вопросах тактики воспитания, не будет лишним обратиться к психологу за консультацией. Специалист проанализирует семейную ситуацию и поможет выбрать адекватную тактику с учетом темперамента ребенка, а также поможет подобрать занятия и игры, способствующие расслаблению.
Врачам и родителям очень бы хотелось иметь волшебную таблетку от всех бед. Но, увы, в отношении аффективно-респираторных приступов такого средства не изобретено.
Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Истерика у ребенка. Как реагировать?
Практически каждый из нас был свидетелем сцены, когда маленькому ребенку а магазине не купили игрушку, и он падает на пол, начиная биться в истерике. Вокруг сразу же слышатся реплики: «Какой невоспитанный ребенок!», «Мать совсем не может с ребенком справляться!», «Бедный малыш! Купила бы уже ему эту машинку, не обеднела бы!»…. А приходилось ли вам самим оказываться на месте родителей такого малыша?
Летние, зимние, осенние, весенние
Сначала – о самых важных моментах.
Ученые доказали, что меньше всего болеют дети, которые появляются на свет летом. У них обычно и масса тела больше, и рост. Летние малыши вырастают выше сверстников – что связано с количеством витамина D в последние месяцы беременности. А еще они более оптимистичны, и причина в солнечных летних днях!
Витамин D настолько важен для беременных, что его рекомендуют начинать принимать заранее в профилактической дозе 800 МЕ, а лучше сдать анализ крови и рассчитать дозировку индивидуально!
«Зимние» дети обычно более активные, общительные и целеустремленные. Однако зимние месяцы – непростой период. У рожденный в это время несколько выше риск психических расстройств и опухолей центральной нервной системы. Ученые это связывают с влиянием сезонных эпидемий гриппа и ОРВИ.
Прививка от гриппа для будущих мам сегодня безопасна и показана на всех сроках вынашивания, хотя лучше все профилактические процедуры завершить до зачатия.
У весенних малышей выше риск аллергических заболеваний и астмы. Ученые связывают этот факт не только с зимними ОРВИ, но и с пребыванием в закрытых помещениях и недостатке свежего воздуха.
Выход – побольше гулять, и делать это лучше в парках: в городских условиях на мам и малышей влияет степень загрязнения зимнего воздуха в холодное время года.
Среди осенних детей больше левшей, и это пока необъяснимый факт. А вот что смогли объяснить эксперты – так это срок жизни. Люди, рожденные с сентября по ноябрь, чаще доживают до 100 лет. Связано это и с периодом солнечных дней, и с обилием овощей и фруктов в последние месяцы вынашивания.