4 группы причин суицидального поведения подростков

Очные и онлайн консультации

ГБУ «Московская служба психологической помощи населению» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

+7 (499) 173-09-09 c 9 от 18 с пн. по пт.

Для жителей Москвы, во время специальных ограничений, связанных с короновирусом, только онлайн. В другое время проводятся очные консультации.

5 консультаций в год бесплатно.

Онлайн работают только с родителями и подростками. Очно с детьми, подростками, родителями, семьей.

С подростками возможны индивидуальные консультации без родителей.

Конфиденциально, но не анонимно.

Онлайн помощь для детей и подростков от 11 до 23 лет

Бесплатно, онлайн, анонимно.  Ежедневно с 15:00 до 22:00. Профессиональные психологи. Можно написать в чат и проконсультироваться с психологом. Можно написать письмо и получить на него ответ.

Горячая Линия Российской ЛГБТ-сети

8 (800) 555-73-74

.

По телефону, онлайн чат, ответы на письма.

Анонимно. Психологическая и юридическая помощь.

Чат работает с 15 до 22:00. Можно оставить заявку в чате для обратной связи.

Кризисный центр по вопросам незапланированной беременности

8 (800) 100-44-55

Бесплатно, анонимно, по телефону. Медико-психологическая служба. Консультируют подростков с 12 лет и взрослых.

 Мы пообщались со всеми указанными здесь службами, все консультанты были доброжелательны и отзывчивы.

Причины суицидального поведения подростков

Мысли о суициде и последующие попытки его совершить являются воздействием как внешних, так и внутренних факторов. Предпосылками к ним становятся:

  1. Биологический фактор. Мысли о суициде могут возникать в результате снижения активности серотонина, нарушения связей гипоталамо-гипофизарной оси, наследственности.
  2. Психологический фактор. Сосредоточенность на себе, низкая устойчивость к стрессам, зависимость от мнения других.
  3. Медицинский фактор. Употребление наркотических и иных психотропных веществ, психические расстройства.
  4. Культурный и религиозный фактор. Представители некоторых религий считают самоубийство актом очищения и жертвоприношения. Некоторые молодежные субкультуры расценивают суицид как самостоятельность, решимость, а сам акт преподносится как романтическое переживание.
  5. Социальный фактор. Конфликты со сверстниками, травля, булимия, тотальный контроль, высокие нагрузки в школе – все это давит на ребенка, вынуждая отгородиться от мира, замкнуться в себе и провоцирует мысли о своей никчемности.
  6. Семейный фактор. Недопонимания с родителями частые конфликты, упреки с их стороны и халатное отношение к своим обязанностям, особенно, в асоциальных семьях, тотальный контроль и насилие, незаинтересованность ребенком становятся еще одним фактором, способствующим суицид среди подростков.
  7. Фактор стресса. Смерть близкого человека, новость о его неизлечимой болезни, эмоциональный шок, изнасилование могут спровоцировать мысли о суициде и его последующие попытки.

Рекомендации родителям

Считается, что одним из сильных факторов, удерживающих молодых людей в жизни, являются отношения с родителями. Если отношения строятся на доверительной основе.

Родитель относится к ребенку как к партнеру, тогда формируются защитные механизмы, предохраняющие подростка от суицидального поведения.

Родителям можно рекомендовать:

  • ни в коем случае не оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;
  • анализировать вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;
  • учить ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков. Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: “Что будет, если…”;
  • воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;
  • не опаздывать с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии;
  • не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы. 

Профилактика депрессий у подростков является важной для профилактики суицидов. В профилактике депрессий огромную роль играют родители

Как только у подростка отмечается сниженное настроение, и другие признаки депрессивного состояния – необходимо сразу же, принять меры для того, чтобы помочь ребенку выйти из этого состояния.

Во-первых, необходимо разговаривать с ним, задавать вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными и добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить подростка-сегодняшнего с подростком-вчерашним и настроить на позитивный образ подростка-завтрашнего.

Во-вторых, постараться как можно больше сблизиться с ним, заняться совместными делами, внести разнообразие в обыденную жизнь, ездить в выходные на увлекательные экскурсии, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки. Можно завести домашнее животное – забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.

В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта.

В-четвертых, обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психиатру.

Диагностика и коррекция суицидального поведения

Диагностику и коррекцию суицидальных мыслей и поступков проводит психиатр или клинический психолог.

Специалист действует примерно по следующей схеме:

  1. беседует с пациентом, стараясь выявить симптомы и их выраженность;

  2. использует психологические тесты и проективные методы, чтобы понять причину возникновения суицидального поведения;

  3. исходя из причины и состояния клиента, назначает лечение (психолог использует только коррекционные методы, а врач-психиатр может прибегнуть к дополнительной медикаментозной терапии);

  4. сопровождает суицидальных пациентов на протяжении всего лечения;

  5. применяет профилактические меры для купирования возможных попыток суицида в дальнейшем.

Для выполнения этих действий специалист должен знать психологию, характеристики суицидального поведения, разбираться в психических расстройствах и других причинах возникновения суицидальных мыслей.

Наш дистанционный курс по суицидологии готовит грамотные кадры в области психологии для помощи людям, которые отличаются суицидальным поведением. После окончания обучения наши выпускники умеют определять уровень риска совершения самоубийства и способны применить коррекционные и профилактические приемы в работе с клиентами, имеющими суицидальные наклонности или уже совершившими попытку самоубийства.

В помощь родителям

Оказание суицидологической помощи является сложным и многоуровневым процессом. В нём должны быть задействованы не только родители, но и специалисты различного профиля: педагоги, психологи, медицинские и социальные работники. Только вместе возможно создать счастливое детство и будущее наших детей!

Режим дня

Нормализация биологических ритмов сна и бодрствования важна в рамках профилактики аффективных нарушений, в частности, депрессий. Необходимо грамотно организовывать день подрастающего организма – чередовать учёбу и отдых, физические нагрузки и расслабление.

Время ребёнка должно быть расписано по часам, тогда возникает меньше вероятностей асоциального и аддиктивного поведения. Ограничивайте проведение свободного времени за компьютером, игрой в жестокие и агрессивные компьютерные игры. Ребёнок не достаточно чётко понимает грань между реальностью и вымыслом.

Общение с ребенком

Когда ребёнок просит совета, обращается к вам, настойчиво требует внимания, отложите своё важное дело и выслушайте. Возможно, ребёнку просто необходимо ощущать ваше присутствие и участие

Одобрение, озвучивание своих чувств – важные ключи к сердцу и переживаниям вашего чада.

Спорам – нет

Упрёки и споры приводят к конфликтам в семье. Между родителями и детьми пропасть становится всё больше с каждым спором. Помните! Непонимание между самыми близкими людьми может стать мощным толчком для суицида подростка.

Учимся внимательно слушать

  1. Чтобы ребёнок вам доверял, станьте внимательным слушателем.
  2. Не перебивайте, интересуйтесь чувствами, задавайте уточняющие вопросы.
  3. Предлагайте совместно решить проблему, помогите словом и делом.
  4. Сформируйте у ребёнка веру в положительный исход обстоятельств.

Блокируйте сайты и программы, освещающие проблемы суицида. Дети и подростки являются самой беззащитной категорией населения. Будьте внимательны и бдительны! Некоторые сайты побуждают вступать в «игру», выполнять поручения. Конечный итог этого квеста – приказ убить себя. Контролируйте поток негативной информации, поступающий к вашему ребёнку!

Оценка суицидального риска

Чрезвычайно серьезной проблемой при депрессии являются суицидальные желания пациента. Чтобы выбрать правильные и эффективные техники для работы с данной проблемой, терапевту прежде всего необходимо выяснить, почему пациент совершает или обдумывает возможность совершения столь страшного шага.

Среди профессионалов до сих пор бытует миф о том, что, расспрашивая пациента о наличии суицидальных желаний, терапевт рискует “подбросить” ему эту идею и тем самым подтолкнуть к самоубийству. Однако, по нашему убеждению, эти опасения являются беспочвенными. Мы обнаружили, что обсуждение суицидальных намерений полезно как для пациента, так и для терапевта; первый принимает более объективный взгляд на вещи и, поделившись своими идеями, испытывает некоторое облегчение, а второй извлекает из разговора ценную информацию, необходимую для определения стратегии и тактики терапевтического вмешательства.

Терапевты, так же как друзья и родственники пациента, часто бывают удивлены, узнав о совершенной пациентом попытке самоубийства. Это удивление вызвано тем обстоятельством, что они учитывают только те факторы, которые (с их точки зрения) должны были бы поддерживать в пациенте желание жить. Заявления вроде: “У него было неплохое настроение в последнее время”, “Он добился прогресса в терапии” или “Ведь у него было все, чтобы жить” свидетельствуют либо о невнимательности терапевта и близких пациента, либо о том, что последний искусно скрывал свои суицидальные мысли. Кроме того, подобные утверждения показывают, насколько различно воспринимают пациент и его окружение одни и те же обстоятельства.

При оценке степени суицидального риска терапевт должен учитывать, каким способом человек намеревается покончить с собой, знает ли он летальные дозы лекарств и отравляющих веществ и имеет ли доступ к огнестрельному оружию и химическим препаратам. Степень суицидального риска зависит также от наличия средовых ресурсов для вмешательства. Иными словами, нужно учитывать, насколько велика вероятность выявления суицидальных намерений близкими пациента, способны ли они помешать совершению самоубийства и оказать своевременную и адекватную медицинскую помощь в случае совершения суицидной попытки. Очевидно, что надежная система социальной поддержки в данном случае является мощным терапевтическим ресурсом.

О наличии суицидальных намерений можно судить по поведению и высказываниям человека. Повышенная скрытность или внезапное составление завещания должны насторожить близких пациента. Такие заявления, как: “Я не хочу больше жить”, являются прямым выражением суицидных мыслей. Самого серьезного отношения заслуживают и такие высказывания, как: “Я устал от этой жизни”, “От меня одни только неприятности”, “Мои дела никогда не поправятся”, “Я жил напрасно”. Иногда человек выражает свои суицидальные намерения в столь завуалированном виде, что смысл его намеков может быть понят только ретроспективно. Так например, депрессивный пациент, уходя из клиники домой на выходные дни, может сказать: “Думаю, мы больше не увидимся с вами” или “Спасибо, что пытались помочь мне”. Или, отправляясь спать, человек вместо “спокойной ночи” говорит своим близким “прощайте”. Примечательно, что 40% людей, совершивших самоубийство или пытавшихся покончить с собой, предприняли суицидную попытку в течение недели после посещения медицинского или психиатрического заведения (Yessler, Gibbs, Becker, 1961).

Как показывают данные некоторых систематических исследований, решение о совершении самоубийства может сопровождаться периодом умиротворения (Keith-Spiegel, Spigel, 1967). Спокойствие, внезапно охватывающее ранее тревожного пациента, является опасным знаком, хотя окружающие нередко трактуют его как признак выздоровления. Это неверное понимание приводит к снижению бдительности и в конечном счете облегчает совершение суицида.

Признаки готовящегося суицида

Признаки суицидального поведения у подростков могут включать в себя эмоциональные, поведенческие нарушения. В некоторых случаях подготовку к самоубийству выявить по внешним признакам не удаётся.

Суициды условно можно разделить на несколько групп:

  • скрытые: жажда риска, опасные увлечения, самоповреждения;
  • истинные: с желанием умереть;
  • демонстративные: шантаж смертью для получения желаемого.

Нужно отметить, что истинные суицидальные действия редко спонтанны. Почти все подростки каким-либо образом подают сигналы о надвигающейся катастрофе, которые остаются незамеченными.

Депрессивные состояния

Основные симптомы, присущие депрессии, имеют такие же проявления и у детей: стойкое снижение фона настроения в течение 2 недель и более, снижение психической и физической активности. Внешне это проявляется снижением успеваемости в школе, трудностью усвоения нового материала и воспроизведения уже изученного.

Ребёнку не хочется общаться и веселиться, заниматься любимым видом деятельности, ходить в школу. Нарушается аппетит и сон. Возможны высказывания об отсутствии желания жить и о своей никчёмности.

Поведенческие признаки

В некоторых случаях может наблюдаться демонстративно-шантажное поведение. Ребёнок выдвигает свои требования и угрожает суицидом взрослым, если эти требования не будут удовлетворены.

Эмоциональные нарушения

В подростковом возрасте могут возникать перепады настроения от депрессивного до приподнятого. Жизнь может казаться совершенно никчёмной и приносить серьёзные страдания подрастающему человеку.

Что делать, если вы думаете, что ваш близкий хочет покончить с собой?

Между мыслями и серьёзными попытками лежит целая пропасть, до действий так никогда может и не дойти. Однако если вам кажется, что ваш близкий хочет покончить с собой, то вот несколько советов:

  1. Поговорите с человеком прямо. Задавайте простые вопросы, узнайте причины его поведения, настроения. Разговор должен быть построен дружеский, искренний и добрый, без нравоучений и обвинений. Задавайте вопросы откровенно, без наводящих и каверзных предложений.

  2. Нельзя недооценивать ситуацию. Если вам кажется, будто кто-то неспособен на самоубийство — это неправда. Решиться может любой человек, в самое неожиданное время. Поэтому угрозы покончить жизнь самоубийством, пусть даже самые призрачные пускать на самотёк нельзя.

  3. Относитесь серьёзно к причинам суицида. Даже если причина, по которой человек больше не хочет жить вам кажется смешной и нелепой, это не значит, что для него это не вопрос жизни и смерти. Если вы не поддержите собеседника, а начнёте его поучать — скорее с вами больше не поделятся сокровенными мыслями. Поэтому старайтесь заверить, что вы все понимаете, но уверены, что в этой ситуации можно найти выход. Не спорьте, а предлагайте свою помощь.

  4. Занимайте позицию активного слушателя. Люди с суицидальными мыслями часто страдают от сильного чувства одиночества, отчуждения. Они очень остро нуждаются в обсуждении больных для себя тем: своей боли, горя, отчаяния. Предоставьте возможность выговориться. Слушайте, вникайте, постарайтесь определить истинные мотивы поведения.

  5. Никогда не спорьте и не учите. Если начать объяснять последствия его смерти в виде расстроенных родственников или позора на всю деревню, в ответ можно получить ещё большую подавленность, обиду и даже агрессию человека. Выиграть спор у вас вряд ли получится, а вот потерять человека запросто.

  6. Утешать надо правильно. В этом случае противопоказаны варианты: “Нашёл из-за чего умирать. Мне бы твои проблемы”; “Да ладно тебе, всё пройдёт и наладится”; “Всё будет хорошо”. Все эти высказывания не имеют ничего общего с утешением, наоборот, усугубляют чувство собственной беспомощности и ненужности.

  7. Предложите ценные и конструктивные советы, если можете. Подумайте вместе, как можно решить данную ситуацию, предложите конкретные действия. Возможно есть знакомые, которые помогут или есть опыт решения таких проблем.

  8. Вселяйте надежду честно и убедительно. Поговорив о конкретной печали, вы можете внушить близкому, что трудные периоды временны, а жизнь вернуть не получится. Укрепляйте силу и возможности страдающего, приводите блестящие примеры его побед в прошлом, расскажите свой похожий опыт и как вы с ним справились, если он готов и хочет вас выслушать. Надежда — это вера в жизнь, в доброе, во всё хорошее, что было и будет.

  9. Никогда не оставляйте человека один на один с суицидальными мыслями. Проводите как можно больше времени с ним, попросите друзей или знакомых с ним посидеть.

  10. Обращайтесь к специалистам. При всём искреннем желании помочь, человек, вряд ли, сможет вылечить близкого от депрессии или суицидальных мыслей. Для такого уровня проблемы необходим психотерапевт и психиатр. Не бойтесь, не стесняйтесь обращаться за помощью. Суицидальную угрозу недооценивать нельзя. В наше время существуют не только частные, но и государственные клиники, которые могут оказать психологическую помощь. Используйте все возможные ресурсы, ведь “на кону” жизнь человека.

  11. Оберегайте, дарите любовь и заботу. Даже если страшная трагедия миновала, ваш близкий успокоился и как будто забыл про смерть, вы забыть это не имеете права. Окружайте его заботой, продолжайте наблюдать за поведением. По статистике половина суицидентов совершают повторные попытки лишить себя жизни спустя три месяца. Поэтому нужно быть начеку.

Как не упустить суицидальное поведение у подростка?

Психическое здоровье человека является одной из основных ценностей личности и общества в целом. Именно этот показатель определяет физическое и социальное благополучие человека. Детско-подростковый возраст сопровождается радикальными комплексными изменениями тела и психики.

В формировании отклонений нервно-психического развития важны не только предшествующие негативные факторы, такие как токсикоз матери во время беременности, недоношенность, родовые травмы, действие токсических веществ. Значительное влияние оказывают условия микроклимата, отношения в близком окружении ребёнка.

Неблагополучие в семье, алкоголизация родителей, плохие взаимоотношения между членами семьи приводят не только к психическим расстройствам ребёнка, но и к асоциальному поведению и суициду. Суицид детей страшен по своей сути, порой совершенно непредсказуем.

Немного терминологии

  1. Суицидом называют лишение себя жизни тем или иным методом.
  2. Суицидальные мысли – это мысли о способе ухода из мира, о реакции окружающих людей, о болезненности самого процесса лишения себя жизни.
  3. Суицидальные замыслы отличаются от суицидальных мыслей тем, что человек начинает продумывать детали планируемого суицида: где, каким способом, с наличием свидетелей или оставив предсмертную записку и т.д. Это первый этап перед моментом подготовки к суициду.
  4. Парасуицид – некая инсценировка лишения себя жизни, осуществляется напоказ, при свидетелях. Основной его смысл не уход из жизни как таковой, а получение желаемого: внимания, жалости, исполнения требований.
  5. Расширенный суицид характеризуется не только лишением себя жизни, но и убийством окружающих людей.
  6. Завершённый случай суицида – суицидальное поведение, завершившееся смертельным исходом.

Грустная статистика

Как это ни печально, Россия находится в лидерах в мире по уровню самоубийств среди детей и подростков. Показатели более чем в 3 раза выше, чем в других странах. За последние десятилетия пики суицидальной активности наблюдались в 1990 – х годах, затем в 2002 г. Уровень среди подростков в среднем остаётся высоким – около 21 на 100 000 человек.

Стоит отметить, что юноши чаще совершали суицид, чем девушки: 33 и 8 на 100 000 человек соответственно. За последние 5-6 лет суицидальная активность держится на одном уровне.

Различается количественный показатель суицидов относительно регионов Российской Федерации. Самое большое число самоубийств среди подростков регистрируется в Чукотском автономном округе – 255 на 100 000 населения. Самый низкий этот показатель в Чечне — до 2,3 на 100 000 населения. Таким образом, южные регионы и области страны характеризуются более низкой смертностью от суицидов, чем северные районы (Чукотка, Бурятия, Алтай, Якутия, Тыва, Хакасия, Иркутск, Камчатка, Калмыкия).

Несмотря на такие высокие показатели частоты суицидов, даже эта статистика не способна в полной мере отразить реальную картину самоубийств. Колоссальное количество людей, совершивших суицид, остаётся за гранями отчётности психиатрической службы.

Это происходит в связи с различными причинами, такими как отрицание родственниками случившегося, проблемами со страховыми компаниями и т.д.

Первые «звоночки»

Распознать и предотвратить самоубийство не так просто, ведь далеко не каждый человек, планирующий суицид, сообщает о своих намерениях окружающим.

Суицидальный риск в разы увеличивается при присутствии в психическом состоянии депрессивных расстройств.

Первыми явными признаками возможного наступления суицида у детей и подростков является депрессивное состояние.

Основные моменты, на которые стоит обращать внимание:

  • сниженное настроение;
  • потеря аппетита;
  • апатия;
  • нарушение сна (кошмарные сновидения, поверхностный, тревожный и чуткий сон, бессонница или повышенная сонливость);
  • мысли и высказывания о нежелании жить;
  • снижение школьной успеваемости;
  • ограничение общения с друзьями и знакомыми;
  • слезливость,;
  • отказ от посещения учёбы и секций.

Рекомендации по профилактике суицидального поведения

При своевременном вмешательстве родных, друзей и опытных специалистов, суицид можно предотвратить, внушив потенциальному самоубийце надежду на лучшую жизнь и показав путь к решению проблем. Но почти половина людей, страдающих этой формой поведения, повторяют попытку уйти из жизни через некоторое время

Поэтому так важно быстро принять профилактические меры, устранить факторы риска и спасти человеку жизнь.

Психологи советуют:

  • обучать людей с суицидальным поведением способам разрешения конфликтных ситуаций;

  • честно и открыто побеседовать с человеком, узнать причины его поведения и подавленного настроения;

  • отнестись серьезно к мыслям потенциального самоубийцы, даже если причины его состояния кажутся вам нелепыми, фраза «Нашел из-за чего переживать» только усугубит ситуацию;

  • постараться не спорить, не осуждать и не наставлять человека, решившегося на страшный шаг;

  • предложить конструктивное решение для выхода из сложившейся ситуации, подумать вместе, что можно сделать, чтобы справиться с проблемой;

  • не оставлять человека наедине с негативными мыслями, стараться проводить с ним больше времени;

  • оберегать и заботиться;

  • обратиться к психологу или психиатру, если справиться самостоятельно с тяжелым состоянием не получается.

Если человек оказался в безвыходной ситуации и поделился с вами планами уйти из жизни, не бездействуйте, ведь на кону самое дорогое – человеческая жизнь.

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей: 8(800)2000-122. Звонок бесплатный и анонимный. Вас выслушают и постараются помочь.

Исследование мотивов суицида

Как будет показано в следующей главе, терапевтическая работа с суицидальными желаниями начинается уже в ходе первой беседы терапевта с пациентом. Перед терапевтом стоит задача понять, какими мотивами руководствуется пациент, совершившивший суицидную попытку или вынашивающий подобные планы.

Как показывают наши наблюдения, депрессивные пациенты чаще всего обосновывают свои суицидальные желания двумя категориями мотивов. Одни решаются на самоубийство, желая положить конец своим страданиям и видя в самоубийстве единственно возможный способ избавиться от тягостного напряжения. Эти пациенты обычно говорят о “невыносимости” и “бессмысленности” жизни, о том, что они устали от “постоянной борьбы”.

Другие пациенты признаются, что пошли на этот шаг в надежде добиться желаемого от окружающих. Кто-то пытается таким образом вернуть любовь или расположение эмоционально значимого человека, другие хотят показать близким, что нуждаются в помощи, третьи просто желают попасть в больницу, чтобы вырваться из “невыносимой” обстановки. Довольно часто наблюдается одновременное присутствие обоих мотивов, а именно мотива бегства от жизни и манипулятивных стремлений. У пациентов с преимущественно манипулятивной мотивацией суицидные попытки обычно носят менее серьезный характер.

Из двухсот обследованных нами пациентов, госпитализированных в связи с суицидной попыткой, 111 (56%) в качестве объяснения назвали причины, принадлежащие к категории бегства/избавления, и только 13% объяснили суицидную попытку желанием повлиять на окружающих и/или изменить неблагоприятную ситуацию. У остальных пациентов (31%) обнаружилась та или иная комбинация мотивов. У пациентов с высокими показателями безысходности и депрессии превалировали мотивы “бегства от жизни” и “избавления”, а пациенты с низкими показателями по данным шкалам объясняли суицидную попытку преимущественно манипулятивными мотивами (Kovacs, Beck, Weissman, 1975).

Первым и важнейшим шагом в работе с суицидальным пациентом является проникновение в его мир. Направление и методы терапевтического вмешательства будут зависеть от того, какие мотивы лежат в основе суицидального поведения пациента. Если, например пациент ищет избавления от тягостной ситуации, узловым моментом вмешательства будет работа с чувством безысходности и негативными ожиданиями. Если обнаруживается, что у пациента есть реальные основания для отчаяния, например он стоит на грани нищеты или страдает серьезным заболеванием, необходимо принять меры социального порядка. Но если всеобъемлющие негативные ожидания и чувство безысходности вырастают из искаженного или патологического самовосприятия и восприятия мира, то терапевтические усилия должны быть направлены на исправление ошибочных представлений и иррациональных убеждений пациента.

В тех случаях, когда суицидная попытка совершена с целью оказания воздействия на окружающих, необходимо понять, какие конкретно желания побуждали человека к действию. Хотел ли он добиться любви и понимания от окружающих, или желал отомстить кому-то, или пытался таким образом выразить свои враждебные чувства? Не связано ли это с рападом конвенциональных способов межличностной коммуникации? Если обнаруживается, что суицидная попытка вызвана недостаточным развитием коммуникативных и межличностных умений, необходимо показать пациенту, что его способы межличностной коммуникации имеют дезадаптивный характер, и научить его более адаптивным способам общения с людьми.

Терапевт должен уметь “вжиться” во внутренний мир пациента, должен уметь “прочувствовать” его отчаяние и безысходность. Польза такого рода эмпатии в том, что она позволяет адаптировать терапевтические стратегии к нуждам пациента и дает пациенту ощущение, что он “понят” терапевтом. Терапевт должен “вжиться” в образ мыслей пациента настолько, чтобы не считать его суицидальные намерения “ненормальными”. Напротив, он должен понять и принять логику суицидальных причинноследственных связей. И только после этого он вместе с пациентом может начать работу по поиску ошибок в посылках и умозаключениях, лежащих в основе суицидального импульса.

Особенности суицидального поведения детей и подростков

Суицидальное поведение детей и подростков имеет ряд особенностей, свойственных растущему организму и личности. Случаи суицидального поведения у детей, например, суицидальные высказывания, могут отмечаться уже в 5-6-летнем возрасте, далее в 7-10-летнем возрасте и старше, наряду с суицидальными высказываниями, дети могут совершать и суицидальные попытки, которые иногда к несчастью, заканчиваются гибелью ребенка. Суицидальная активность резко возрастает в подростковом возрасте с 14-15 лет и достигает своего максимума в 16-19 лет.

Одной из причин выбора суицидального способа решения проблем, является неадекватное отношение к смерти. У ребенка не сформировано представление, что смерть необратима. Свою «временную» гибель ребенок воспринимает как способ воздействия на значимых близких- вызвать сочувствие, наказать. Только к концу подросткового возраста формируется правильное представление о смерти как необратимом прекращении жизни. Ввиду незрелости суждений и отсутствии жизненного опыта даже незначительная конфликтная ситуация кажется безвыходной, а потому становится чрезвычайно суицидоопасной.

Считается, что половина суицидальных попыток в подростковом возрасте являются демонстративными, т.е. без настоящего намерения умереть. Тем не менее, различить истинные и демонстративные попытки не всегда легко. Отсутствие страха смерти лежит в основе выбора всевозможных опасных игр, отсутствие жизненного опыта приводит к драматическим способам ухода из жизни. 

Анализируя чувства, стоящие за суицидальными действиями, выделяют 4 причины самоубийства:

  • изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой не интересуется);
  • беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать свою жизнь, все зависит не от тебя),
  • безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);
  • чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).

Причиной суицида подростка, чаще всего, является длительная конфликтная ситуация в семье, где преобладают: давящий стиль воспитания, а в форме наказаний используются унижающие высказывания, болезненные для самолюбия и снижающие самооценку подростка; кризисные ситуации , как смерть близких, развод родителей или уход из семьи одного из родителей, такие стрессовые факторы как пережитое физическое или сексуальное насилие.

Школьные причины суицидального поведения обычно связаны с отношениями с учителями, одноклассниками. Отношения со сверстниками (особенно противоположного пола) являются весьма значимым фактором суицидального поведения подростков

Одним из объяснений важности этих отношений служит чрезмерная зависимость от другого человека, возникающая обычно в качестве компенсации плохих отношений со своими родителями, из–за постоянных конфликтов и отсутствия контакта с ними. Бывает, что отношения с другом или подругой становятся столь значимыми, что любое охлаждение привязанности, а тем более, измена, уход к другому воспринимается как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь

Покушение на жизнь может быть подражанием поведению, демонстрируемому с экранов телевидения или на деструктивных сайтах в интернете ,где поощряются депрессивные настрои и аутоагрессивное поведение. В подростковых компаниях наблюдается повышенный интерес к темам смерти и самоубийства, обсуждается их «тайна» и «красота». Помимо этого склонны к самоубийствам подростки, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками, страдающие психическими и соматическими заболеваниями. Среди психических заболеваний это прежде всего депрессивные состояния, психопатические наклонности и другие психические расстройства.

Суицидологи отмечают во внешнем поведении детей и подростков ряд изменений, которые могут свидетельствовать о суицидальных намерениях:

  • недостаток сна или повышенная сонливость; 
  • нарушение аппетита;
  • признаки беспокойства, вспышки раздражительности;
  • усиление чувства тревоги, печальное настроение;
  • признаки вечной усталости, упадок сил, потеря свойственной детям энергии;
  • неряшливый внешний вид;
  • усиление жалоб на физическое недомогание;
  • склонность к быстрой перемене настроения;
  • отдаление от семьи и друзей;
  • излишний риск в поступках; 
  • выражение безнадежности, поглощенность мыслями о смерти, разговоры о собственных похоронах;
  • открытые заявления: “Ненавижу жизнь”; “Не могу больше этого выносить”; “Жить не хочется”; “Никому я не нужен”.

Иногда индикатором суицида могут быть поступки типа: раздаривание ценных личных вещей, предметов увлечений, улаживание конфликтов с родными и близкими.

Типы и виды суицидального поведения

В психиатрии существует множество классификаций суицидального поведения. Разберём самую популярную, в которой суицид разделяют по его цели. Выделяется три вида: истинный, демонстративный и маскированный.

  • Истинный. В данном случае все действия чётко спланированы и продуманы. Решение принимается не спонтанно, оно долго обдумывается. Целью является собственная смерть, которая чаще всего достигается.

  • Демонстративный. Действия направлены на привлечение к себе внимания. Цель — быть услышанными и замеченными, получить помощь. Окончательным результатом смерть не планируется, является больше представлением. Однако, нередки случаи, когда план не срабатывает и наступает летальный исход. Например, подросток пытается достучаться до родителей и преднамеренно выпивает огромное количество таблеток, но находится дома и рассчитывает, что его вовремя спасут.

  • Маскированный. Больше касается подростков, которые самоубийство совершить не могут и понимают, что это в корне неверно. Тем не менее косвенным способом пытаются свести счёты с жизнью. Например, участвуют в экстремальных видах спорта, драках, ездят на больших скоростях, принимают запрещённые препараты.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий