Как развить сосательный рефлекс?
Развитие рефлекса требует лечения в стационаре и обязательного контроля со стороны специалистов (неонатолога и невролога). Длительность восстановления сосательного рефлекса зависит от первопричины его слабости и индивидуальных особенностей новорожденного.
Ребенок, рожденный раньше срока, имеет малый вес, недостаточно развитые головной мозг, легкие, другие органы и системы. Сосательный рефлекс у таких деток ослаблен или полностью отсутствует вследствие недоразвития мышц лица. Недоношенные малыши требуют особого подхода к питанию:
- При глубокой недоношенности дети получают парентеральное питание (введение раствора глюкозы через капельницу). В дальнейшем кормление грудным молоком проводится с применением зонда.
- Когда мышцы, отвечающие за глотание и сосание, сформировались в полном объеме, ребенка кормят их бутылочки не менее 10 раз в сутки, чтобы развить сосательный рефлекс.
- Как только рефлекс достаточно развился, подключают кормление грудью. Сначала чередуют прикладывания к груди с кормлением из бутылочки, затем постепенно переходят на грудное вскармливание.
Восстановить рефлекс в случае его частичной несформированности поможет следующее:
- докармливание ребенка сцеженным молоком из ложечки или бутылочки;
- кормление каждые 2-2,5 часа;
- использование пустышки;
- проведение массажа лица перед кормлением (при поражении лицевого нерва).
С чем связана слабость сосательно-глотательного рефлекса?
Снижение рефлекса у грудничков обусловлено такими причинами:
- родовые травмы, гипоксия плода (в родах или внутриутробная), которые привели к поражению нервной системы;
- паралич или парез черепно-мозговых нервов (блуждающего, тройничного, лицевого, подъязычного и языкоглоточного);
- тяжелые заболевания внутренних органов, сопровождающиеся выраженной слабостью, вялостью, недомоганием;
- плоская форма сосков у матери;
- умственная отсталость;
- поражение слизистой оболочки полости рта (стоматит);
- заболевания, при которых нарушается дыхание через нос (ОРВИ, острый или хронический ринит любого происхождения).
Детки с ослабленным рефлексом вяло сосут грудь или соску бутылочки либо вообще отказываются от еды, быстро засыпают при кормлении. Таких малышей выписывают домой только тогда, когда они уже научатся хорошо сосать. В дальнейшем они должны наблюдаться у невролога, чтобы не пропустить неврологическую патологию.
Как сохранить крепкое здоровье малыша
Новорожденный кажется таким крохотным и беспомощным, что хочется сделать все возможное, чтобы оградить его от любых опасностей и болезней. Следуйте нашим советам, и пусть ваши малыши растут здоровыми и крепкими.
Постарайтесь наладить грудное вскармливание
Мамино молоко — это лучшее средство для профилактики заболеваний у ребенка, волшебная формула, которую дала нам сама природа, чтобы защитить кроху. Ученые доказали, что малыши на грудном вскармливании не только менее подвержены вирусным заболеваниям, но также и в будущем реже страдают от различных аллергических реакций (согласно исследованию Американской академии аллергии, астмы и иммунологии за 2015 год). Если же грудное вскармливание по какой-то причине пришлось отменить, отнеситесь ответственно к выбору смеси — доверяйте лишь проверенным производителям.
Следите за своим рационом
Очень важно, чтобы грудное молоко не содержало никаких вредных компонентов, которые могут ослабить иммунитет малыша, вызвав аллергическую реакцию или даже отравление. Для этого следуйте рекомендациям специалистов, посвященным правильному питанию для мамы.. Исключите контакты с инфекцией
Исключите контакты с инфекцией
Перед тем как малыш появится в доме, желательно, чтобы все домочадцы посетили врача и прошли обследование на возможное наличие инфекций. Рекомендуется не только сдать анализы крови, но также сделать флюорографию — чтобы исключить подозрение на туберкулез. Это заболевание может протекать в скрытой форме, но для малыша оно представляет жизненную угрозу. В первые недели после родов, конечно, все родственники и друзья горят желанием увидеть малютку, но врачи все же советуют придерживаться карантина
Это важно не только для новорожденного, но и для мамы, которой сейчас требуется отдых. Принимая гостей, не стесняйтесь заранее спросить у них об их самочувствии и здоровье
Объясните, что это требование педиатров: люди, проходящие лечение от инфекционных заболеваний или же подозревающие наличие у себя вирусной инфекции, не должны оказываться в доме, где есть кроха.
Не перегревайте малыша
Старайтесь чаще проветривать помещение, не кутайте кроху.
- Оптимальная температура в детской комнате — 18 – 19 °С, и она точно не должна быть выше 22 °С;
- Потовые железы у ребенка развиты плохо, а обмен веществ идет очень активно. Даже при небольшой нехватке жидкости ему становится жарко, что приводит к дискомфорту, покраснению кожи, возникновению потницы. Поэтому при жаре рекомендуется допаивать малыша водой;
- Следите за тем, чтобы подгузник не приводил к перегреву ребенка, особенно в жару. Если кожа под ним красная — нужно помочь малышу охладиться и желательно на время избавиться от подгузника.
Если помещение не слишком холодное, оставляйте его на некоторое время полежать без подгузника и одежды. Бывайте на свежем воздухе. И не приучайте малютку к купанию в слишком горячей воде — выше 37 – 38 °С.
Следите за эмоциональным фоном
Журнал Parenting Science приводит исследования 2011 года, результаты которых говорят: чем меньше подвергался стрессу малыш в возрасте до года, тем ниже у него риск в будущем приобрести метаболический синдром (целую гамму расстройств, связанных с гормональным обменом и пищевыми нарушениями). И это далеко не единственное заболевание, которое вызвано чрезмерной выработкой маленьким организмом гормона стресса — кортизола. Также следует опасаться возникновения воспалительных, инфекционных процессов и даже снижения скорости развития умственных реакций (исследования Университета Британской Колумбии за 2011 год). Поэтому старайтесь по возможности поддерживать спокойную атмосферу в семье.
Давайте себе отдых
Связь мамы с малышом в первые полгода его жизни настолько крепка, что любые нарушения в вашем физическом или эмоциональном состоянии немедленно отражаются на поведении и самочувствии крохи. Поэтому отдых, забота о собственном здоровье — пусть даже в ущерб хозяйственным делам — это для вас необходимость. Не упускайте минутки поспать в течение дня, чтобы наверстать ночной недосып, не забывайте правильно питаться и пить много воды и свежих соков, уделяйте время любимому занятию и общению с подругами — хотя бы по телефону или через интернет.
Пусть ваша забота о малыше обеспечит его крепкое здоровье!
Список использованной литературы
- Аптулаева Т. Г. Первый год вместе. Важнейшая книга начинающей мамы. Москва: Издательство «Эксмо-Пресс», 2016 — 672 с.
- Конева Л. С. Мать и дитя. Большая энциклопедия. Минск: Издательство «Харвест», 2015. — 432 с.
- Аптулаева Т. Г. Я мама первый год. Книга о счастливом материнстве. Москва: Издательство «Эксмо», 2012. — 800 с.
- Комаровский Е. О. Начало жизни вашего ребенка. Москва: Издательство «Клуб 36`6», 2008 — 320 с.
Сколько продолжается это явление
До какого возраста у новорожденного реализуется сосательный рефлекс?
Как уже было отмечено, родившийся ребенок начинает сосать спустя 2-3 часа, а формирование и возникновение этого рефлекса осуществляется задолго до рождения. Через несколько часов после рождения кроха начинает активные поиски материнской груди с целью реализации своего природного инстинкта.
Продолжительность, при которой сосательный рефлекс у грудничков наиболее выражен — это первые 12 месяцев жизни. Потом, ближе к году, он начинает слабеть. И приблизительно к 3-4 годам исчезает окончательно.
По этой причине многие специалисты сходятся во мнении — грудное вскармливание необходимо вплоть до полного исчезновения рефлекса сосания в соответствии с заложенными в природе нормами.
К основным причинам снижения сосательного рефлекса у новорожденного следует отнести:
- гипоксию во время беременности или родов;
- тяжелые соматические состояния;
- умственную отсталость;
- парезы лицевых нервов;
- иногда ОРВИ, стоматит.
Причиной может быть и неправильное прикладывание малыша к материнской груди:
1. Для начала удостоверьтесь, что малыш окончательно проснулся и хочет есть. Для этого проведите пальцем по уголку рта. Если грудничок голоден, он попытается ухватить ваш палец, перепутав его с соском груди.
- подбородок грудничка прижат к груди;
- его ротик широко раскрыт;
- нижняя губка отодвинута вниз;
- расстояние между верхней губкой ребенка и соском должно быть больше, нежели под нижней.
3. Если у малыша затруднено дыхание (при простуде или насморке) — это тоже является препятствием к полноценной реализации рефлекса. Грудничок при этом станет сосать вяло, делать перерывы.
4. Также причиной ослабления инстинкта может являться неправильная форма сосков (втянутые) – используйте специальные накладки.
Если вам не удается справиться с проблемой, целесообразнее будет обратиться к специалисту по вопросам грудного вскармливания, поскольку за этой неприятностью могут скрываться серьезные нарушения в работе ЦНС.
Если сосательный рефлекс отсутствует, это является первым признаком того, что нарушена работа центральной нервной системы, а конкретно ствола головного мозга и это является опасным неврологическим симптомом. При полном отсутствии данного рефлекса у грудничка шансов на выживание практически нет.
Причиной отсутствия сосательного рефлекса, как правило, является неврологическая патология:
- слабость жевательной мускулатуры;
- языка;
- круговой мышцы рта.
Любое самолечение со стороны родителей в этом случае недопустимо. Первое время нужно будет кормить малыша из ложечки. Но консультация специалиста необходима.
Наличие рефлексов свидетельствует о полноценном состоянии его ЦНС. В процессе их формирования происходит поэтапное, полноценное развитие ребенка.
Жизнедеятельность организма во многом зависит от рефлексов
Для новорожденных они тоже имеют крайне важное значение. Организм крохи определенным образом реагирует на различные раздражители. Врожденные рефлексы в нервной системе малыша закладываются еще в утробе
Врожденные рефлексы в нервной системе малыша закладываются еще в утробе.
У каждого новорожденного ребенка обязательно должен проявиться сосательный рефлекс. Когда ему вкладывают в рот бутылочку с питанием или мама дает грудь, он начинает активно ее сосать. Этому ребенка никто не учит. И это является не привычкой, а важным рефлексом, обеспечивающим нормальную жизнедеятельность. Сосательный рефлекс формируется в утробе матери и оказывает влияние на развитие новорожденного. Этот рефлекс позволяет ребенку утолить голод.
Уже в самые первые часы после рождения сосательный рефлекс срабатывает, чтобы обеспечить выживание. На данном этапе жизни он является самым главным для ребенка. Когда во время кормления грудь или соска касается неба, малыш автоматически начинает их сосать. Если ребенок голоден, рефлекс будет более выраженным, если же сыт – будет проявляться слабее. Через час после того, как кроха накормлен, рефлекс снова становится сильнее. Ритмичное сосание прекрасно успокаивает кроху.
За этот врожденный рефлекс отвечают черепные нервы. Посасывание груди для ребенка — трудная задача, но при сосании пустышки он получает удовольствие.
Чтобы проверить наличие сосательного рефлекса у новорожденного, необходимо слегка погладить его щечку или коснуться губ. Он должен приоткрыть ротик и начать движения языком.
Как выбрать пустышку?
По форме пустышки бывают круглыми и ортодонтическими. Кроме того, некоторые фирмы выпускают пустышки формы «капля» для самых маленьких (0-3 мес.).
Размер пустышки меняется с учетом возраста: чаще всего это 0-3 мес., 3-6 мес. и 6-12 мес.
Щиток — основание пустышки — должен быть достаточно широким, чтобы предотвратить случайное заглатывание пустышки; иметь вырез для носика и вентиляционные отверстия около основания соски, чтобы не образовывались опрелости. Лучше, если пустышка сделана из цельного куска латекса или силикона. Тогда малыш не сможет разобрать её и подавиться мелкими деталями, не пораниться во сне.
Сейчас для изготовления сосок и пустышек используют три материала: резину, силикон и латекс. Резиновые соски постепенно уходят в прошлое.
Силиконовые соски более тугие, меньше подвержены деформации. Силикон долговечнее латекса. Силиконовые соски рекомендуется использовать лишь до того, как у ребенка появятся первые зубы.
Латекс мягче силикона. После появления зубов у ребёнка рекомендуется перейти на мягкую латексную соску, которая меньше влияет на рост зубов. В отличие от силикона, на латекс отмечены случаи аллергических реакций.
Менять латексные соски нужно один раз в 2-3 недели, а силиконовые один раз в 4-5 недель, даже если на сосках нет никаких повреждений. Поврежденную соску из любого материала нужно заменить сразу же, потому что оторвавшийся от нее кусочек может попасть в дыхательные пути ребенка.
Для того, чтобы пустышка не потерялась, её можно подвесить на цепочку со специальной клипсой. Некоторые родители надевают на шею ребёнку веревочку с пустышкой. Так делать ни в коем случае нельзя: это может привести к удушению.
Как определить, что сосательный рефлекс в норме
Дабы пробудить рефлекс сосания, в ротик младенца на 2-3 см вводят согнутый палец. Здоровый доношенный ребенок сразу начинает его сосать. Если реакция хорошо развита, достаточно прикосновения к губкам и поглаживания по щечке. Малыш откроет ротик и начнет интенсивно поводить язычком как при сосании.
При оценке сосательного рефлекса используют проверочное кормление. Малышу дают грудь или бутылочку со смесью, и смотрят, как он справляется. При слабом рефлексе младенец вяло высасывает пищу. Он быстро теряет силы, редко сглатывает и засыпает. Впоследствии утрачивается интерес к груди, и кроха даже способен от нее отказаться.
Нарушение сосательного рефлекса у новорожденного
Жизнедеятельность организма каждого человека, в том числе и новорожденного, определяют рефлексы.
Рефлексы новорожденного — это ответная реакция на раздражители из внутренней и внешней среды организма. Врожденные рефлексы заложены в нервной системе еще до рождения ребенка.
Подробная статья об основных рефлексах новорожденных
Сосательный рефлекс у новорожденного — это способность сосать грудь матери или соску на бутылке с искусственным питанием, вложенную в рот. Никто не обучает ребенка сосанию.
Это не привычка, а один из важных рефлексов. Он формируется еще во внутриутробные процесс развития. И в дальнейшем оказывает воздействие на формирование психики в раннем детстве.
При помощи сосательного рефлекса новорожденный утоляет свой голод.
Во время кормления, когда происходит касание неба, ребенок начинает сосать молоко из груди матери или из бутылочки, всасывает ее. Выраженность сосательного рефлекса у новорожденных определяет голоден или сыт ребенок. После еды сосательный рефлекс ослабевает.
Но уже через час вновь дает о себе знать. Очень хорошо успокаивает ребенка ритмичное сосание.
Проверить сосательный рефлекс у ребенка очень легко: необходимо погладить щечку или прикоснуться к губам. Ребенок откроет ротик и задвигает языком будто хочет сосать.
Слабый сосательный рефлекс
Слабость или отсутствие сосательного рефлекса определяют методом кормления. Здоровые дети сразу и энергично берут грудь матери и жадно сосут.
В отличие от здоровых малышей, новорожденные со сниженным сосательным рефлексом засыпают во время кормления, вялые, сглатывают очень редко, а зачастую и вовсе отказываются от груди.
Ослабленных и недоношенных детей выписывают из больницы, когда малыш может самостоятельно сосать.
Норма
Учеными было выяснено, что описываемая реакция организма способна оказать огромное воздействие на здоровье психики малыша. Благодаря тому, что он ею владеет, карапуз может утолить голод, а это способно обеспечить ему выживание
Если сосательный рефлекс не очень хороший, мама и папа должны обратить внимание на то, что следует предпринимать меры для его восстановления. Если повременить, можно просто опоздать
Как же молодые мамы и папы могут узнать о существовании патологии? Только при сравнении ее с нормой и путем проверки ее симптомов.
Интересный факт. Сосательный рефлекс начинает закладываться спустя пятнадцать неделек после зачатия, то есть, за много времени до рождения малыша. Давно существует норма, когда появляется (какой возраст имеется в виду?) и когда угасает сосательный рефлекс у ребенка. Это действительно необходимо знать, потому что требуется отслеживать, все ли с развитием карапуза нормально. Любое возникшее отклонение будет являться показателем того, что требуется коррекция и помощь докторов.
Роль проведения патронажа новорожденного
Зачем нужен патронаж новорожденных? Первый месяц жизни — это один из наиболее важных периодов в развитии малыша и один из наиболее сложных периодов для родителей
Поэтому так важно, чтобы специалист регулярно навещал новорожденного, осматривал пупочный остаток, контролировал вес, следил за процессом кормления и обучил маму правильному прикладыванию малыша к груди.. При этом не менее важным является постоянный осмотр систем и органов грудничка. Во время патронажа доктор также контролирует состояние слизистых и кожи, активность сосания, дыхание и рефлексы новорожденного
Во время патронажа доктор также контролирует состояние слизистых и кожи, активность сосания, дыхание и рефлексы новорожденного.
При этом не менее важным является постоянный осмотр систем и органов грудничка. Во время патронажа доктор также контролирует состояние слизистых и кожи, активность сосания, дыхание и рефлексы новорожденного.
С маленьким ребенком очень неудобно и опасно ездить самостоятельно в поликлинику, поэтому патронаж новорожденных значительно облегчает жизнь родителей.
Патронаж осуществляется педиатром и медсестрой. Задачи у этих специалистов разные. Педиатр оценивает состояние здоровья грудничка, при необходимости назначает лечение. А в задачи медицинской сестры входит объяснить маме, как ухаживать за новорожденным, дать советы о прогулках, купании, питании. Также медсестра дает рекомендации по поводу правильного питания кормящей мамы, предоставляет необходимую информацию о часах приема в поликлинике, дает необходимые контакты.
Патронаж для новорожденных предусматривает следующее:
- Оценка цвета кожи и состояния слизистых ребенка.
- Оценка дыхательной и сердечно-сосудистой системы малыша.
- Оценка двигательной активности грудничка, детальный осмотр на наличие травм и деформаций костно-мышечной системы, кривошеи и т.д.
- Оценка работы желудочно-кишечного тракта, пальпация живота.
- Оценка нервной системы и психического развития посредством наблюдения за ребенком и общения с ним — оценка активности, выраженности безусловных рефлексов. Наибольшую диагностическую значимость имеют рефлексы: сосательный, поисковый, хватательный, ползания, защитный, опоры и автоматической ходьбы, рефлекс Бабкина. Врач определяет их симметричность, мышечный тонус.
- Диагностика возможных пороков развития, признаков инфекции.
- Предоставление родителям рекомендаций по уходу за малышом.
Как определить, почему ребенок плохо сосет грудь?
Обнаружить слабость безусловных рефлексов могут мама и неонатолог еще в родильном доме
Если ребенок здоров, врач обращает внимание на процесс кормления грудью. Возможно, причина связана с тем, что ребенок не может захватить губами сосок из-за неудобного положения на руках у матери. Если ослабление сосательного рефлекса обусловлено плоскими сосками, мама может использовать при кормлении накладки-корректоры или выполнять специальные упражнения, которые помогут вытянуть соски
Если ослабление сосательного рефлекса обусловлено плоскими сосками, мама может использовать при кормлении накладки-корректоры или выполнять специальные упражнения, которые помогут вытянуть соски.
В том случае, когда предполагаемой причиной слабости сосательно-глотательного рефлекса является неврологическая патология, для ее обнаружения рекомендуется проведение ряда исследований:
- неврологический осмотр,
- электроэнцефалография;
- эхоэнцефалография;
- рентгенография костей черепа;
- магниторезонансная и компьютерная томография головного мозга;
- ангиография церебральных сосудов.
При подозрении на инфекционные и воспалительные заболевания малышу назначают проведение общих клинических анализов крови и мочи. При необходимости детки консультируются другими специалистами узких профилей (эндокринолог, инфекционист, генетик, нейрохирург, стоматолог, ЛОР).
Причины патологии
Родители должны понимать, что если у ребёнка отсутствует сосательный рефлекс, у него есть серьёзные проблемы со здоровьем, которые нужно немедленно решать с помощью медиков. Существует несколько причин такой патологии:
- гипоксическое или травматическое повреждение центральной нервной системы, которое может произойти либо в утробе, либо при родах (о гипоксии плода, читайте );
- нарушение одного из нервов, участвующих в формировании сосательного рефлекса, чаще всего – парез или паралич, в частности – лицевого нерва;
- родовая травма продолговатого мозга;
- слабость языка, круговой мышцы рта, жевательной мускулатуры;
- соматическая болезнь в тяжёлой стадии;
- умственная отсталость;
- некоторые заболевания рта и глотки: ярко выраженный стоматит, ринит, респираторные вирусные инфекции ( , ОРЗ);
- плоская форма сосков у матери;
- глубокая недоношенность, когда вес крохи не превышает 1,5 кг.
Если течение беременности или родов было осложнено данными факторами, у новорождённого отсутствует сосательный рефлекс вовсе или снижен до минимума, что чревато голоданием малыша и его неполноценным развитием (как физическим, так и психическим) в дальнейшем. Если вы попадаете в группу риска, необходимо с первого момента появления ребёнка на свет проверить степень сформированности данной безусловной реакции маленького организма. Есть несколько способов сделать это. Причём сами родители могут увидеть патологию, представляя её явные симптомы.
АСИММЕТРИЧНЫЙ ШЕЙНЫЙ ТОНИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС (АШТР)
АСИММЕТРИЧНЫЙ ШЕЙНЫЙ ТОНИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС (АШТР) является одним из наиболее выраженных рефлексов при детском церебральном параличе. Выраженность АШТР зависит от степени повышения мышечного тонуса в руках. При тяжелом поражении рук рефлекс появляется почти одновременно с поворотом головы в сторону. Если руки поражены незначительно, что имеет место при легкой спастической диплегии, асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР) возникает непостоянно и для его появления требуется более длительный латентный период. Асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР) более ярко выражен в положении на спине, хотя его можно наблюдать и в положении сидя. АШТР, сочетаясь с тоническим лабиринтным рефлексом, препятствует захвату игрушки, развитию зрительно-моторной координации. Ребенок не может вынести руки вперед, чтобы приблизить кисти к средней линии, и соответственно удержать обеими руками предмет, на который он смотрит. Вложенную в руку игрушку ребенок не может поднести ко рту, глазам, так как при попытке согнуть руку голова поворачивается в противоположную сторону. Из-за разгибания руки многие дети не могут сосать свои пальцы, как это делает большинство здоровых детей. АШТР в большинстве случаев сильнее выражен на правой стороне, поэтому многие дети с церебральным параличом предпочитают пользоваться левой рукой. При ярко выраженном АШТР голова и глаза ребенка часто фиксированы в одну сторону, поэтому ему трудно проследить за предметом на противоположной стороне. В результате развивается синдром односторонней пространственной агнозии, формируются спастическая кривошея и сколиоз позвоночника. Сочетаясь с тоническим лабиринтным рефлексом, АШТР затрудняет повороты на бок и на живот. Когда ребенок поворачивает голову в сторону, возникающий АШТР препятствует движению туловища вслед за головой, и ребенок не может высвободить руку из-под туловища. Затруднение поворота на бок препятствует формированию у ребенка возможности переноса центра тяжести с одной руки на другую при выносе вперед тела, что необходимо для развития реципрокного ползания. Асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР) нарушает равновесие в положении сидя, так как распространение мышечного тонуса на одной стороне (повышение его преимущественно в разгибателях) противоположно распространению его на другой (преимущественное повышение в сгибателях). Ребенок теряет равновесие и падает в сторону и назад. Чтобы не упасть вперед, ребенок должен наклонить голову и туловище. Влияние асимметричного шейного тонического рефлекса (АШТР) на “затылочную” ногу может со временем привести к подвывиху в тазобедренном суставе в связи с комбинацией флексии, внутренней ротации и приведения бедра.