Руки во рту у ребенка: нужно ли волноваться маме и отучать?

Содержание

Каждый скачок физического и психологического роста у детей сопровождается особым переходным периодом – кризисом. В семь лет ребенок встает на очередную ступень развития. Дошкольник становится школьником, меняется его социальный статус. Появляются новые обязанности, взрослые начинают выдвигать другие требования, другим становится режим дня. Психика переживает потрясение, которое сопровождается переживаниями, сменой привычного поведения, сложностями с коммуникацией. Поэтому в возрастной психологии у детей выделяют кризис 7 лет.

Когда игры меняются на активное обучение, меняется круг общения и формируется другая социальная роль, ребенок становится непослушным, упрямым, раздражительным. Признаки кризисного состояния психики могут проявляться в возрасте с пяти до восьми лет. Чтобы помочь правильно преодолеть этот сложный этап и занять новую социальную позицию, родители должны вовремя распознать кризис и правильно на него отреагировать.

Симптомы болезни

  • Внезапно растет температура, появляется рвота и головная боль, общее состояние становится хуже.
  • У детей постарше может появиться боль при глотании. Появляется ангина, зев — ярко-красного цвета, язык с белым налетом.
  • Грудь, шея, плечи покрываются сыпью очень характерного вида. Она быстро переходит на живот, спину, внутренние поверхности рук и ног. Щеки больного краснеют и наоборот подбородок и верхняя губа становятся белыми. Продолжительность острого периода около 5-7 дней.
  • По истечении пика болезни температура постепенно нормализуется, проходит ангина, сыпь исчезает. Язык, начиная со 2-го дня болезни, постепенно очищается и к 4—5-му дню становится красным и зернистым.
  • Если в дальнейшем не наступает осложнений, то при нормальной температуре и относительно удовлетворительном состоянии силы больного довольно быстро восстанавливаются.
  • К концу 1-й или на 2-й неделе болезни может появиться шелушение (в легких случаях оно бывает не всегда). Кожа рук и ног, от кончиков пальцев становится сухой и поверхностный слой ее в виде пластинок снимается. Так обычно протекает скарлатина среднетяжелой формы.

Скарлатина симптомы

Адаптация в обществе

Дети, как известно, по своей природе жестоки, поэтому ребенку с явными проявлениями гиперкинеза адаптироваться в новом коллективе будет весьма проблематично. Но он ведь не виноват в том, что нервный тик случился именно у него

В общении со взрослыми ему очень важно чувствовать толерантное отношение

А если дома на этой теме постоянно заостряют внимание, одергивают малыша, считая, что он делает это намеренно, ситуация лишь усугубляется

 Родители должны быть всецело на стороне ребенка, причем он это должен чувствовать не только на словах. Вот как это должно выглядеть: 

все разговоры о нервных расстройствах, в том числе и тиках, должны быть под запретом, тем более в присутствии малыша.
не акцентировать внимание на проблеме, вести себя свободно и естественно.
провести разъяснительную беседу с преподавателями или воспитателями коллектива, который посещает ребенок, призвать их к содействию.
подобрать малышу подходящее занятие для проведения досуга. Приветствуются одиночные виды активного спорта, например, лыжи или плавание.
обеспечить полноценное и разнообразное питание.. В период переходного возраста организм подростка непредсказуем, к тому же претерпевает гормональные изменения

Если на этом этапе еще и обнаруживаются нервные тики, то это вообще может обернуться личной трагедией. В первую очередь страдает самооценка, ребенок замыкается в себе, не желает ни с кем общаться, а зацикливается лишь на своем недуге

В период переходного возраста организм подростка непредсказуем, к тому же претерпевает гормональные изменения. Если на этом этапе еще и обнаруживаются нервные тики, то это вообще может обернуться личной трагедией. В первую очередь страдает самооценка, ребенок замыкается в себе, не желает ни с кем общаться, а зацикливается лишь на своем недуге.

Задача родителей – вовремя рассмотреть угрозу и принять все меры по их устранению. Даже если тики не прошли сами собой, есть все шансы, что от них поможет избавиться правильно подобранная терапия или медикаментозное лечение. В любом случае можно и нужно стремиться жить полноценной жизнью.

Уважительные причины взять на руки

Болезнь. Не заставляйте малыша испытывать еще большие страдания во время лечения. Отложите все свои дела и проводите с ним максимальное количество времени. Спокойствие от сознания того, что мама рядом, поможет быстрее уснуть и ускорит процесс выздоровления.

Дискомфорт. Ребенок иногда капризничает из-за дискомфорта от неудобной одежды, жесткого матраца или чувство перегревания или замерзания. Внимательный осмотр поможет выявить опрелость от подгузника, холодные руки, вспотевшую спину или передавленные носочками ноги.

Испуг. Привычные для взрослых звуки окружающего мира могут вызвать испуг у малыша. В этом случае немедленно возьмите его на руки и постарайтесь успокоить или отвлечь. Ведь тактильный контакт — наилучший способ подарить чувство защищенности и комфорта.

Скука. Маленькие дети не могут долго заниматься одним делом. И даже любимая игрушка или книжка через некоторое время надоедает и вызывает раздражение

Чтобы переключить внимание не обязательно иметь целый арсенал развлечений. Попробуйте заинтересовать кроху солнечным зайчиком, бумажным самолетиком или другим новым предметом.

Психологи выделяют несколько ситуаций, когда следует подождать с отучением от рук.

  1. Родственники и знакомые уверяют, что ребенок вырастет избалованным. Современная система воспитания значительно отличается от той, что применялась несколько десятилетий назад, когда любая уступка считалась непростительной педагогической ошибкой. Последние наблюдения доказывают, что дети, получившие достаточно объятий и ласки в грудном возрасте, вырастают более послушными, спокойными и уверенными в себе.
  2. У мамы не хватает сил на ребенка и домашние дела. В этом случае разумнее будет распределить домашние обязанности между членами семьи. Не стесняйтесь попросить помощи у родственников или воспользоваться услугами няни. Очень полезно пару раз в неделю встречаться с подругами вне дома. За эти несколько часов мамы успевают соскучиться по своему крохе и после возвращения с удовольствием проявляют заботу и ласку.
  3. Ребенок растет слабым, застенчивым или немного отстает от сверстников. Такие малыши нуждаются в особой заботе, и в этом возрасте можно переломить ситуацию или, напротив, усугубить проблемы. Для того чтобы детский организм быстрее окреп, следует развивать ребенка физически и умственно. Делайте ежедневный массаж, упражнения на фитболе, учите потешки и рассказывайте сказки. Вместе с педиатром разработайте систему закаливания и строго придерживайтесь ее правил.

После девяти месяцев ребенка нужно постепенно приучать к самостоятельности. При этом следует прислушаться к материнской интуиции, чтобы понять, когда можно настоять на своем, а когда — немедленно отреагировать на плач.

Хорошим началом будет игра в прятки, когда мама прячется сначала в той же комнате, а затем – в соседней. Так малыш поймет, что даже когда родителей не видно, они находятся недалеко и при необходимости быстро придут на помощь.

Держа ребенка на руках, наклоняйтесь с ним так, чтобы он мог самостоятельно взять игрушку или потрогать большой предмет. Во время ползания и первых шагов размещайте интересные вещи в пределе досягаемости, чтобы побудить малыша изучать окружающий мир.

Обеспечьте кроху разнообразными развлечениями. Приобретите конструктор с крупными деталями, развивающий коврик, игрушки, произносящие несколько фраз. Девочек способна увлечь кукла с длинными волосами и множеством одежды и заколок.

Когда мама занята работой на кухне, ребенок может находиться с ней рядом. Усадите его на стульчик для кормления и надежно закрепите. Предложите ему рисовать, лепить из пластилина, играть мелкими игрушками и при этом общайтесь с ним и следите за его действиями.

Для того чтобы не возникало проблем с засыпанием, придерживайтесь режима дня, проветривайте комнату, гуляйте на свежем воздухе. Прекращайте укачивание постепенно. Сначала укладывайте малыша рядом и обнимайте его во время рассказывания сказки, а через несколько месяцев попробуйте уложить сразу в кроватку или манеж. Если ребенок капризничает, не настаивайте. Лучше повторите попытку попозже.

Помните, что дети растут быстро, и скоро вы будете с удовольствием вспоминать время, когда ребенок просился на ручки.

Как не грызть ногти: принимаем неотложные психологические меры

Онихофагией страдают как женщины, так и мужчины. Психологи связывают это со стрессом, который излучают люди и их окружение. Разработан ряд методов: одни отвлекут от грызения ногтей, другие – устранят причину. Если привычка возникает от переживаний, пытайтесь бороться со стрессом самостоятельно или с помощью специалиста.

фото с сайта medaboutme.ru

Выберите для себя несколько наиболее удобных техник, из предложенного списка, и используйте их одновременно.

Уделите больше внимания хорошим вещам в жизни, сделайте их запоминающимися: рассказывайте больше о позитиве и меньше – о негативе, делайте снимки памятных моментов, хвалите себя, заведите дневник и записывайте туда все хорошее, что произошло за день и т.п.

Избавьтесь от тревожности, четко проговаривая действия наедине. В голове появляется много мыслей и трудно уследить за их ходом, а простые предложения: «Я зашел на кухню. Попил воды. Иду смотреть фильм», успокаивают вас. Заикнувшись, что грызете ногти, вы одернете себя раньше, чем успеете это выговорить.

Пропейте витаминный курс, чтобы сделать нервную систему не подверженной стрессам. Они взаимозаменяемы здоровым сном и питанием: покупайте больше полезных продуктов. Чтобы много не переживать, пейте отвары из валерьянки и пустырника. Кроме того, заряд витаминов сделает ногтевую пластину крепче, что актуально для людей, у которых вредная привычка связана с истончением и ломкостью ногтей.

Вам следует отпустить себя и расслабиться как духовно, так и физически, чтобы понимать, как избавиться от вредной привычки грызть ногти. Периодически принимайте умиротворяющую ванну, ходите на массаж или уделяйте время спа-процедурам или ароматерапии. Чтобы убедиться в действенности метода и почувствовать состояние расслабления, начните с успокаивающего чая на ночь или йоги в домашних условиях. Чем чаще вы будете делать что-то подобное, тем быстрее увидите результат.

фото с сайта http://hochu.ua

Чтобы избавиться от переживаний, зафиксируйте их на листе бумаги. Напишете все, что вас тревожит, проанализируйте, откуда это чувство появилось. Когда перед вами будет лежать проблема, можно приступить непосредственно к ее решению, а не к переживаниям по этому поводу.

Используйте свое хобби, чтобы выкинуть плохую привычку из головы. Танцуя или играя в музыкальной группе, вы не вспомните о ногтях на время репетиции.

Вам нужно сконцентрировать внимание? Вместо ногтей погрызите соломку или кукурузные палочки. Монотонность действий отвлечет от неприятной привычки и создаст ощущение сосредоточенности. Будем честны, не все с первого раза способны навсегда отказаться от привычки

При решении избавиться от чего-либо, удобно создавать напоминание, которое находится на видном месте: нарисовать крестик пальце, надеть нитку яркого цвета или канцелярскую резинку. Смотря на эту вещь, вы будете ассоциировать ее с мыслью о негативной привычке, и одергивать себя, когда пальцы потянутся ко рту

Будем честны, не все с первого раза способны навсегда отказаться от привычки. При решении избавиться от чего-либо, удобно создавать напоминание, которое находится на видном месте: нарисовать крестик пальце, надеть нитку яркого цвета или канцелярскую резинку. Смотря на эту вещь, вы будете ассоциировать ее с мыслью о негативной привычке, и одергивать себя, когда пальцы потянутся ко рту.

Попросите знакомых держать вас в поле зрения и реагировать на попытки погрызть ногти. Десять напоминаний в день не позволят вам забыть о самоконтроле.

фото с сайта http://www.matrony.ru

Причины

Кризисный период у семилеток не случайно совпадает со школьной адаптацией. Внутренние изменения психики в основном обусловлены именно сменой социальной роли ребенка, новыми видами деятельности и обязанностями. В целом причины кризиса можно разделить на три группы:

  • Прием новой социальной роли. Ребенок занимает важную социальную роль и становится школьником. Вместе с ролью он принимает и новые обязанности: учебу, отсиживание уроков, соблюдение режима, выполнение домашних заданий. При этом малыш становится одноклассником, участником совместного обучения и игр, дружбы, симпатий, конкуренции. Требования к нему растут, и он, в свою очередь, начинает предъявлять претензии к окружающим.
  • Утрата детской непосредственности. Непосредственные ситуативные реакции, которые характерны для малышей, быстро теряются в связи с необходимостью занять новую социальную роль. Поэтому резко появляются атрибуты «взрослости»: самостоятельность, принятие решений, оценка ситуаций. Причины поступков ребенка не всегда понятны, действия могут казаться нелогичными, так как он скрывает их мотивы.
  • Осознание внутренних переживаний. Малыш начинает осознавать свое внутреннее «я» и изучать собственные эмоции. Помимо физиологических потребностей, начинает чувствовать психические нужды. Понимает, что хорошие оценки нужны для того, чтобы не разочаровать родителей, получить похвалу учителя, самоутвердиться среди сверстников. Но все не так однозначно. Ведь с одной стороны хочется гулять, а с другой – нужно оправдать надежды старших. Постоянная необходимость выбора также становится серьезной причиной кризиса самосознания.

Источники заражения

Источник заражения скарлатиной больной или только что переболевший ребенок.

Заражение происходит воздушно-капельным путем. Вместе с вдыхаемым воздухом в носоглотку здорового ребенка возбудители болезни попадают вместе с брызгами слюны и слизи при кашле и чихании.
Вещи больного сохраняют возбудителей скарлатины и также могут быть источником заражения. Чешуйки кожи, отделяющиеся при шелушении сами по себе не заразны, но если они загрязняются выделениями больного, болезнь может передаться и через них

Возможна передача возбудителя и через третье лицо, через ухаживающего за больным при несоблюдении им предосторожности.
В передаче инфекции может также иметь значение и пылевой фактор. Капельки слюны, оседающие на пыль, которая потом рассеивается в воздухе распространяя инфекцию

При высыхании возбудитель скарлатины еще некоторое время сохраняет свою жизнеспособность и с пылью попадает в дыхательные пути ребенка.

Очень опасны с точки зрения заражения больные со стертой формой болезни, которая нередко остается нераспознанной. Такие больные, продолжая общаться в классе или детском саду заражают других детей. То есть, пропущенное, нераспознанное заболевание у одного ребенка приведет к вспышке скарлатины среди других детей.

Первичные причины задержки речи

Значительно чаще задержка формирования речи возникает у совершенно здоровых детей. Это первичные причины задержки речи.

Причины позднего формирования речи у здоровых детей на сегодня изучаются, и пока только предполагаются, но точного определения, почему сегодня всё больше увеличивается число поздно заговоривших детей — нет.

Вместе с тем, все эти предполагаемые причины можно разделить на 3 группы:

  1. Некий «поздний старт созревания» центра экспрессии речи. Именно на воздействие на укрепление межнейронных связей между центрами надеются врачи, назначая этим детей лекарственные средства, направленные на улучшение процессов обмена в клетках мозга.
  2. Связь с неразработанным артикуляционным механизмом речи – слабая подвижность языка, губ, околоротовых мышц и мышц дна ротовой полости.
  3. Интенсивное обучение ребенка – поток информации, множество звуков, особенности речи в семье, форма общения с ребенком. Гиперопека.

Ведущий ребенка врач-педиатр может уже с первых дней жизни ребенка готовить семью к тому, что возможно сделать для более быстрого развития разговорной речи.

  • Прежде всего своевременно обсудить с родителями как связана игра с ребенком, кормление ребенка, общение с ним, атмосфера в доме с речью и начинать эту работу надо буквально с первых месяцев жизни.
  • С ребенком надо много и правильно разговаривать, но при этом контролировать громкость фоновых звуков. Исключить постоянную фоновую музыку, включенный телевизор, громкие голоса в доме, так как фоновые звуки тормозят межнейронные сигналы, которые необходимы для создания перехода между центром понимаемой и экспрессивной речи.
  • Развивать двигательную активность, это способствует желанию коммуникации.
  • Развивать мелкую моторику, «речь находится на кончиках пальцев младенца». В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики расположены близко друг от друга и тесно взаимосвязаны.
  • Заниматься артикуляционной гимнастикой – звукоподражанием.
  • Проводить поглаживание, массаж околоротовой области, щек, дна ротовой полости.
  • Вводить прикорм, давая еду с ложечки.
  • Обучать жеванию как можно раньше.

Лечение стоматита у детей

Общее лечение должно быть направлено на устранение причины заболевания, для этого назначаются противовирусные, антимикробные, противогрибковые препараты. При тяжёлых формах стоматитов лечение проводится в стационаре. Также назначаются поливитамины, иммуномодулирующие препараты, щадящая диета. Симптоматически назначают обезболивающие, жаропонижающие и противоаллергические препараты.

Местное лечение крайне важно при лечении стоматитов у детей. Из-за боли дети могут отказываться от еды, поэтому важно в первую очередь облегчить дискомфорт во рту

Для этого существуют специальные спреи, растворы, гели, например с Бензидамином в составе. Обезболивание производится непосредственно перед кормлением.

Тантум Верде удобен в использовании, поскольку обладает одновременно обезболивающим, антибактериальным и противогрибковым действием. Бензидамин в его составе легко проникает в слизистую и накапливается в нужной концентрации , а обезболивающий эффект наступает крайне быстро .

Тантум Верде спрей подойдёт для детей старше 3 лет. Он имеет мягкий приятный вкус, дети его очень любят.

Спрей Тантум Верде
подробнее

Раствор Тантум Верде
подробнее

Таблетки Тантум Верде
подробнее

Важно! Антибактериальные, противовирусные антимикробные препараты назначает только врач!

Как жевание стимулирует речь

Лучшим массажем околоротовой области ребенка является обучение его жеванию, и связанный с этим наиболее быстрый переход на еду ложечкой. Конечно, первоначально это должна быть гомогенезированная пища, чтобы ребенок только учился захватывать губами порцию, перемещать её в ротовой полости для формирования пищевого комка, и проглатывать, не поперхиваясь. Но как только ребенок научится это сделать, надо стремиться переходить на менее гомогенизированную пищу, чтобы процесс пережевывания (даже деснами!) становился более интенсивным.

Я часто слышу от родителей «он/она/ попёрхивается, вырывает, выплевывает, я боюсь, что ребенок подавится», что заставляет идти по пути наименьшего сопротивления. Конечно, когда-нибудь ребенок научится жевать, но не сетуйте на то, что заговорит он поздно и иногда неполным словом, так как произношение длинных слов, требующее определенного уровня развития артикуляционного аппарата, будет замедленно. Надо сказать, что иногда ситуация длительной гомогенизации пищи неизбежна, например у детей с особенностями развития, у недоношенных детей. В этой ситуации, необходима беседа с родителями, как другими способами укреплять мышцы языка и ротовой полости – самим или с помощью специалиста-логопеда.

Если родители помнят и понимают взаимосвязь между жеванием, формированием речи и общим интеллектуальным развитием ребенка, они направят свои усилия и обсуждение с педиатром как и когда возможно в питании данного ребенка начинать переход от жидкой гомогенной консистенции еды к более сложной, к кусочкам, хотя бы во время «перекусов» для обучения ребенка жеванию, активизации и укрепления артикуляционного аппарата.

Автор статьи
Кешишян
Елена
Соломоновна

Педиатр-неонатолог, детский невролог, доктор медицинских наук, главный педиатр АО Ильинская больница

Все статьи эксперта

Медикаментозный стоматит

Возникает при аллергии на лекарственный препарат. Часто аллергии могут возникать на антибактериальные, антимикробные препараты, вакцины, йод. Слизистая красная, отёчная, также часто отекают губы, язык, появляются пузыри, которые лопаются, оставляя эрозии. Дёсны воспалённые, кровоточат при прикосновении. Возможны общие проявления, такие как крапивница, тошнота, рвота. В тяжёлых случаях возникает анафилактический шок (неотложное состояние, которое проявляется снижением давления, одышкой, обмороком, удушьем), отёк Квинке (нетипичная реакция организма, проявляющаяся быстрым и сильным отёком)

Оба состояния чрезвычайно опасны и требуют немедленных действий и вызова скорой помощи!

Лечение колик у младенцев

В первую очередь важно психоэмоциональное состояние матери. Психологический климат в семье – одна из важнейших предпосылок для правильного развития ребенка

Cледует нормализовать рацион питания матери. Исключить цельное коровье молоко. При этом кисломолочные продукты обязательно должны входить в рацион кормящей женщины. Ограничить употребление продуктов, вызывающих избыточное газообразование (огурцы, капуста, виноград, бобовые, кукуруза, свежий дрожжевой хлеб, квас и т.д.) При искусственном вскармливании рекомендуются смеси, содержащие в качестве жирового компонента короткоцепочечные триглицериды, при выраженных коликах возможно применение смеси с частично гидролизованным белком.

Необходимо внести коррективы в режим кормления ребенка: сократить интервалы между кормлениями и, соответственно, уменьшить объем разового кормления (особенно при искусственном вскармливании).
После кормления необходимо подержать ребенка в наклонном положении под углом 45°, животиком вниз в течение 10–15 минут, для отхождения воздуха, заглоченного во время кормления. Между кормлениями и во время приступа колик малыша выкладывают на живот. Рекомендуется тактильный контакт кожи живота ребенка и живота матери.

Необходимо соблюдение правильной техники грудного кормления. Живот младенца должен быть прижат к животу матери, его шея и туловище – находиться на одной линии. Для профилактики аэрофагии важен правильный захват соска матери. Необходимо, чтобы ребенок сосал грудь не менее 20 минут, так как прикладывание к груди менее 15 минут приводит к получению ребенком в основном «переднего молока», чрезмерно насыщенного углеводами, которые могут способствовать увеличению газообразования. Не перекармливать ребенка!

Целесообразно проведение курса общего массажа, массажа живота

Массаж животика при коликах

• легкое поглаживание животика ребенка по часовой стрелке (около 10 оборотов);

• поочередное сгибание–разгибание его ножек, прижимая их к животу (по 6–8 повторений);

• выкладывание малыша на животик и проведение поглаживающих движений по спинке, по направлению от живота к пояснице;

• для достижения лучших результатов необходимо проведение массажа после 5–минутной грелки.

Обычно колики у детей исчезают при оптимизации режима вскармливания или при подборе адекватной молочной смеси. При неэффективности данных мероприятий можно использовать фитопрепараты ветрогонного и мягкого спазмолитического действия, содержащих различные травы (экстракт фенхеля, ромашки, вербены, лакричника, мяты перечной). Одним из таких препаратов является Плантекс, содержащий экстракт плодов и эфирное масло фенхеля, а также лактозу. Плоды и эфирное масло фенхеля стимулируют пищеварение, усиливая секрецию желудочного сока и улучшая перистальтику кишечника, поэтому пища быстрее расщепляется и всасывается. Активные вещества препарата предупреждают скопление газов и способствует их лучшему отхождению. В Плантексе содержится лактоза, которая является основным углеводным компонентом грудного молока, обладающим бифидогенным действием, а также источником глюкозы и галактозы. Лактоза необходима для поддержания кислой среды фекалий, угнетающей рост патогенных микроорганизмов.

Плантекс состоит из натуральных компонентов и поэтому безопасен для детей грудного возраста, в том числе и для длительного применения. Препарат дают ребенку в несколько приемов: как после еды, так и в перерывах между приемами пищи. Детям до 2–месячного возраста рекомендуется 1 пакетик, от 3 месяцев до 1 года – по 1–2 пакетика (5–10 граммов в сутки). Для приготовления раствора необходимо высыпать содержимое пакетика с Плантексом в бутылочку или чашку, добавить 100 мл теплой кипяченой воды и размешивать до полного растворения гранул.

Применение газоотводных трубочек, очистительной клизмы (эти мероприятия способствуют отхождению газов и купированию боли).

Спазмолитические препараты (дротаверин внутрь, свечи с папаверином).

Коррекция нарушений кишечного микробио­ценоза. Оправдано применение пробиотиков, не содержащих лактозы и белка коровьего молока (Нормо­флорин L, Нормофлорин–B, Примадофилюс, Бифи­форм беби, Бифиформ малыш и др.). Применение пробиотиков у детей грудного возраста c функциональными нарушениями ЖКТ способствует купированию кишечных колик, срыгиваний, нормализации стула, начиная со второй недели коррекции, а также нормализации уровня лакто– и бифидобактерий, снижению содержания условно–патогенных микроорганизмов.

Слышит ли ребенок в утробе мамы

Начиная со второй половины беременности, малыш уже реагирует на слуховые раздражители и отвечает на них учащением сердцебиения или изменением ритма движений. Орган слуха развивается стремительно, с 26-й недели (а по данным некоторых авторов, с 22-й недели) ребёнок уже может дифференцировать различные звуки. До рождения слух играет ведущую роль в познании малышом внешнего мира. Мозг крохи уже работает вовсю, и работа эта изначально заключается в реакции на слуховые раздражители. Но восприятие звуковой информации — сложный процесс и часто зависит от положения, которое ребёнок занимает в матке. Например, у восьмимесячного плода в головном предлежании (в этом случае малыш как бы висит вниз головой) будет больше возможностей для получения информации извне. На этом сроке его среднее ухо вполне созрело для «внешнего» пользования и реально воспринимает звуки окружающего мира. Другое дело — тазовое предлежание: из-за близости органов слуха плода к сердцу и лёгким мамы ребёнок будет, прежде всего, воспринимать их ритм, а не звуки извне.

Сейчас малыш слышит звуковые сигналы из двух миров: внешнего и внутреннего. Не думайте, что внутри матки тихо, как в банковском сейфе, — шумит кровь, бегущая по артериям, стучит сердце, работает пищеварительный тракт, а ведь мама ещё и говорит. Начиная с последнего триместра беременности, кроха может слышать голоса других людей, музыку, различные шумы. При этом у него формируются свои пристрастия: классическая музыка его успокаивает, ритмичная — вызывает желание немного помаршировать. Это неудивительно, ведь гармония произведений Моцарта и Вивальди близка к альфа-ритмам головного мозга. Кстати, некоторые учёные считают, что будущая мама, регулярно устраивая себе сеансы музыкотерапии, может не только привить малышу любовь к классическим мелодиям на всю оставшуюся жизнь, но и сформировать у него прекрасный музыкальный слух. Поэтому сядьте спокойно, расслабьтесь, настройтесь на общение с ребёнком. Положите под ноги подушечку, включите музыку и думайте о приятном.

Правда, количество звуков, доходящих до ушек разных малышей, неодинаковое. Это зависит и от того, насколько вес будущей мамы близок к идеальному (как правило, жировые излишки откладываются именно на передней брюшной стенке, создавая для крохи надёжный шумовой заслон), а также от количества околоплодных вод (чем их больше, тем глуше звуки). Понять, что именно слышит ребёнок, можно, произведя в домашних условиях нехитрый эксперимент. Нырнув в на-полненную ванну с головой, попросите кого-нибудь произнести пару слов прямо в воду. Теперь вы знаете, как воспринимает малыш мир внешних звуков.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий