Особенности составления режима дня для младенца, дошкольника, первоклассника и подростка

Особенности режима дня – общие советы

Правильный режим дня ребенка укрепляет нервную систему, стимулирует деятельность остальных систем растущего организма, повышает стрессоустойчивость и иммунитет. Поговорим, как должен выглядеть режим у детей в период активного роста, т. е. от 1 года до 10 лет.
Правильная организация зависит, в первую очередь, от возраста ребёнка ― чем младше малыш, тем больше времени отводится для сна. Педиатры рекомендуют ориентироваться на эти показатели:

• 1-2,5 года ― сон 12-14 часов в сутки;
• до 5 лет длительность сна в сутки ― 12-12,5 часов;
• с 5 до 7 лет ―11,5-12 часов;
• первоклассникам нужен 12-часовой сон;
• школьникам младших классов ― не менее 10 часов.

Но детство ― возраст познания окружающего пространства и себя. Значит, период бодрствования должен быть максимально насыщен полезными для ребёнка мероприятиями. Чёткий план действий, согласованный с физиологическими биоритмами, помогает организовать занятия и досуг с оптимальной отдачей.

• Утро
Утро для большинства людей любого возраста начинается около 7.00 часов. Индивидуальные предпочтения могут смещать время пробуждения, но для своих расчётов примем среднестатистический срок.
Ребёнок получил свою порцию крепкого ночного сна и проснулся полным энергии. Вокруг него уже кипит жизнь семьи: приведение себя в порядок, сборы на работу, последние наставления и напоминания друг другу о задачах на грядущий день.

Зарядка
Тем не менее, родители должны выделить небольшой отрезок времени на проведение утренней зарядки для малыша. Конечно, это не будет классическая утренняя гимнастика с соблюдением всей череды упражнений ― к такому готовы редкие семьи. Но небольшая разминка, в которой присутствуют элементы игры в соответствии с возрастом ребёнка, должна быть обязательно:

• для одно-двухгодовалых детей подойдут подражательные движения ― присядем несколько раз, как зайчики в лесу; вытянемся, как подъёмный кран; потопаем, как слон; попрыгаем, как мячики;
• для детей постарше может использоваться другая мотивация, навеянная миром их увлечений: движения роботов, Человека-паука, Супермена, друзей Доктора Плюшевой;
• маленькие школьники должны запасаться бодростью для того, чтобы перейти в категорию старшеклассников, стать пожарными, лётчиками, космонавтами, супермоделями, спортсменами.

В общем включайте всю свою фантазию и богатый житейский опыт!
Водные процедуры
Следующий пункт программы ― гигиенические процедуры: чистка зубов, влажное обтирание маленьких детей или прохладный душ для школьников. Температура воды постепенно снижается, продолжительность процедуры ― увеличивается. Так растущий организм будет закаливаться.
1. Для того чтобы чистка зубов стала ежедневной потребностью ребёнка, следуйте простым правилам:

• другие члены семьи должны подавать пример;
• подарите ребенку красиво оформленную детскую щётку и приятную на вкус детскую пасту;
• объясните малышу пользу процедуры;
• хвалите ребенка – «какие у тебя сверкающие зубы!».

2. Привычка к холодному душу тоже будет легко привита, если его приверженцами являются другие члены семьи. Если же мать будет кутаться и ёжиться при одном упоминании холодной воды, вряд ли дело пойдёт дальше благих советов.
Для еще большей мотивации перед водной процедурой ребёнку-школьнику приводите пример известных людей:

• полководца Суворова, практиковавшего утренние обливания водой;
• А.С. Пушкина, который начинал утро с ванны со льдом;
• Льва Толстого и баснописца Крылова, ходивших босиком по снегу и купавшихся в проруби.

Но всё это не сравнится с личным примером родителей.

Первый приём пищи
Зарядка и водные процедуры возбуждают аппетит. Но утренний цейтнот не позволяет родителям организовать степенный завтрак с долгим нахождением за столом. Поэтому мамы и папы должны продумать варианты с использованием продуктов питания с быстрым приготовлением.
Это общие рекомендации. Но в деталях режим текущего дня для детей разного возраста разнится. Поговорим об этом наглядно.

Примерный распорядок дня первоклассника

«Универсального» режима дня, который бы подошёл каждому первокласснику, попросту не существует. Тут очень много «переменных» — начиная школьным расписанием и заканчивая биологическими часами ребёнка.

Вот примерный режим дня первоклассника, если он учится очно:

7:00 — пробуждение, подъём.
7:00–7:30 — гигиенические процедуры, зарядка, уборка постели.
7:30–7:50 — завтрак.
7:50–13:00 — дорога в школу, занятия.
13:00–13:30 — дорога из школы (совмещаем с прогулкой).
13:30–14:00 — обед.
14:00–15.00 — свободное время (или «тихий час»)
15.00–16.00 — прогулка на свежем воздухе, активный отдых или развивающие кружки.
16.00–16:30 — полдник (совмещаем со спокойным отдыхом).
16:30–17:30 — выполнение домашних заданий.
17:30–19:00 — прогулка на свежем воздухе, спокойный отдых или развивающие кружки.
19:00–19:30 — ужин.
19:30–20:30 — свободное время, тихие игры.
20:30–21:00 — отход ко сну (гигиенические процедуры, сказка на ночь).

Практика показывает, что у детей на семейном обучении, расписание дня немного сдвигается — дети позже ложатся спать и позже просыпаются. Но в целом, здесь присутствуют всё те же пункты — отдых, учёба, прогулки. Домашняя обстановка может очень «расслаблять», а значит чёткий распорядок дня необходим как никогда. Вот примерный режим для первоклашек на домашнем обучении.

9:00 — пробуждение, подъём.
9:00–9:30 — гигиенические процедуры, зарядка, уборка постели.
9:30–10:00 — завтрак.
10:00–13:00 — онлайн-занятия, выполнение домашних заданий.
13:00–13.30 — обед.
13.30–15.00 — отдых, свободное время (или «тихий час»).
15.00–15.30 — полдник.
15.30–18.00 — дополнительные занятия (кружки, секции или выполнение домашних заданий).
18:00–18:30 — ужин.
18:30–21.30 — свободное время (тихие игры или повторение учебного материала).
21.30–22.00 — подготовка ко сну, сон

Плюсы и минусы соблюдения режима дня

Не все психологи и педиатры сходятся во мнении о пользе введения в жизнь ребенка четкого распорядка дня. Есть как положительные, так и отрицательные отзывы в соблюдение режима. Выбор остается за родителями, только они могут понять действует ли распорядок дня на их ребенка положительно или присутствует гораздо больше отрицательных моментов.

Отрицательные отзывы:

  • Соблюдение жесткого режима противоречит естественной биологии: организм ребенка на уровне интуиции понимает свои потребности, и режим не является необходимостью.
  • Режим – это своего рода насилие и принуждение делать «как надо». Далеко не каждому дошкольнику режим приносит психологическую пользу.
  • Ребенок – личность творческая, обладающая индивидуальностью и открытостью. А режим – это ограничения, которые нужны иногда больше родителям.

Положительные отзывы:

  • Соблюдение режима дня для дошкольника – это путь к здоровому телу: одно время для приёмов пищи, прогулок на свежем воздухе, сна.
  • Врачи считают, что именно соблюдение режима способствует укреплению здоровья; всему свое время: еде, сну, прогулкам, и организм привыкает – сон становится крепким, а аппетит улучшается.
  • Именно режим помогает организовать время ребенка, а это значит, что все будет предсказуемо, запланировано, как следствие, у дошкольника не будет чувства беспомощности от попадания в неожиданные ситуации, не будет суеты и беспокойства.
  • Ребёнка, который привык к режиму нужно меньше контролировать. Это хорошо как для родителей, так и для дошкольника.
  • Именно распорядок дня часто становится тем «спасательным кругом», который спасает малыша в новом мире школы. Это та стабильность и неизменность, которая придает уверенности.
  • Режим часто способствует формированию самодисциплины.

Важно понимать, что режим дня ребенка – это не строгий график, когда с точностью до секунды нужно уложиться во время для выполнения задания, это хороший способ удовлетворить потребности крохи. Взрослея, распорядок дня у малыша может и должен меняться

Для каждой семьи режим будет строиться согласно их представлениям о необходимой деятельности для ребенка, хобби и традициях.

Перед важнейшим событием для малыша – поступлением в школу – задача родителей заранее перестроить его распорядок дня, так, чтобы минимально изменять его в начальной школе. Ребенок должен высыпаться, гулять, делать уроки не поздно вечером, а заранее. Чтобы дошкольник мог не только учиться, но и уделить время играм, хобби или любимому делу.

Составляя распорядка дня помните:

  • важна гибкость режима дня;
  • разумность его составления;
  • необходимо исходить из интересов и потребностей именно вашего ребенка.

Активный период

Когда у мамы много забот по дому и не всегда хватает времени заниматься малышом, можно совмещать домашние хлопоты с развитием карапузов. Например, пригласите кроху присоединиться к процессу приготовления ужина или пусть малыш поможет вытереть пыль. Еще можно предложить ребенку попаливать цветочки. Полезным будет обучать малыша, например, видам ткани, предложив ему отобрать из стопки одежды только шерстяные вещи.

В трехлетнем возрасте дети еще более любопытны, чем ранее. Теперь они умеют говорить, а этот период еще называют временем почемучек. Поэтому, старайтесь отвечать на вопросы крохи, объясните, как действует то или иное устройство. Когда вы убираете, не поленитесь, рассказать карапузу, как работает пылесос или стиральная машинка, что делает утюг с одеждой и так далее.

Вам и дальше стоит уделять время для развития творческих способностей своего ребёнка. Следите, чтобы обязательно в его распорядке присутствовали рисование, лепка. В данном возрасте некоторые родители уже учат детей игре на музыкальных инструментах.

Важно понимать, что активные игры лучше проводить до обеда, после — только спокойные занятия

15:00 Время после школы

К сожалению, этим временем мало кто умеет грамотно распоряжаться. Родители ещё в дошкольном возрасте нагружают ребёнка кружками и секциями, часто начало школьной жизни воспринимается родителем как обязательная необходимость записать первоклассника в школу искусств, спортивные секции, что создаст непосильную нагрузку на организм ребёнка в сложный период адаптации к школе.

Лучшим временем для начала серьёзных занятий вне школы будет период за год-два до школы либо начиная со второго класса. Откажитесь на этот год от обилия кружков, которые требуют усидчивости, длительной концентрации внимания, занимают много времени. Дайте школьнику адаптироваться и привыкнуть к учебной нагрузке.

Конечно, непросто представить первоклассника, у которого не было бы смартфона, планшета или игровой приставки. Напомним, что продолжительность непрерывного использования устройств с жидкокристаллическими экранами для учащихся 1–2 классов – не более 20 минут. Выполнение режима использования электронных устройств в течение дня поможет избежать первокласснику многих неврологических и офтальмологических проблем.

В качестве заключения

Распорядок дня – это важнейшее условия для нормального развития ребёнка и в 10 месяцев, и в 7 лет, и в 15 лет

Однако важно понимать, что для каждого возраста имеются собственные параметры основных режимных моментов – сна, питания, свободной деятельности, занятий и отдыха

Чтобы разработать график, подходящий для ребёнка, необходимо обращать внимание на индивидуальные особенности воспитанника. Помощью и основой может служить режим дня в стихах, специальные шаблоны, картинки, которые можно распечатывать и развешивать в комнате. Организм восьмилетнего ребенка еще достаточно хрупок

В этом возрасте он выдерживает большие нагрузки в школе. Поэтому быстро утомляется. Если правильно организовать его день, то малыш меньше будет болеть, лучше учиться и развиваться. Кроме того, именно в этот период активно формируется сила воли человека. А режим дня помогает ее выработать

Организм восьмилетнего ребенка еще достаточно хрупок. В этом возрасте он выдерживает большие нагрузки в школе. Поэтому быстро утомляется. Если правильно организовать его день, то малыш меньше будет болеть, лучше учиться и развиваться. Кроме того, именно в этот период активно формируется сила воли человека. А режим дня помогает ее выработать.

Основные элементы режима дня младших школьников

Среди основных компонентов режима дня младшего школьника выделяют:

  • сон;
  • прогулки на свежем воздухе;
  • учебная деятельность в школе и дома;
  • отдых и прием пищи;
  • процедуры личной гигиены.

Режим дня целесообразно поддерживать и в каникулярный период, и в выходные дни, поскольку только его систематическое соблюдение может принести положительные результаты. При составлении режима дня детей младшего школьного возраста, как правило не пользуются какой-либо жесткой системой или схемой. Для этого существует ряд объективных причин: семейный уклад жизни и собственные традиции, время занятости родителей.

Для формирования правильного режима дня детей младшего школьного возраста необходимо соблюдать ритм чередования различных видов активности в течение дня

Также важно соблюдать временные аспекты режима дня

При составлении режима дня для младшего школьника целесообразно учитывать несколько моментов:

  • обеспечить правильное чередование труда и отдыха;
  • ночной сон младшего школьника должен быть не менее того времени, которое считается физиологически оптимальным для людей в данном возрастном периоде;
  • утренняя зарядка должна выполняться в определенное время и сочетаться с гигиеническими процедурами, обязательными для всех возрастов;
  • выполнение домашних учебных заданий должно быть регламентировано по времени и предусматривать 10 – 15 минутные перерывы;
  • продолжительность отдыха должна быть четко установлена, также необходимо выделить время, в течение которого ребенок будет гулять на свежем воздухе.

Утром целесообразно выполнять зарядку, гимнастику, чтобы усилить работу сердца, улучшить обмен веществ, оптимизировать работу нервной системы. Затем ребенок выполняет определенные гигиенические процедуры, принимает душ. На утренний туалет достаточно отвести 30 минут. Все эти мероприятия подготавливают организм ребенка к трудовому, учебному дню.

После возвращения из школы лучше сразу не приступать к выполнению домашних заданий. Необходимо организовать на некоторое время активный отдых, предусмотреть 1 – 2 часа для пребывания ребенка на свежем воздухе. На выполнение домашних заданий необходимо предусмотреть 1,5 – 2 часа.

Перед сном для младших школьников рекомендованы спокойные занятия, возможно прогулку. Это необходимо для того, чтобы нервная система не была в возбужденном состоянии, а работала спокойно. Недосыпание может негативно повлиять на нервную систему, привести к существенным колебаниям вегетативной реактивности, снизить работоспособность ребенка. Если установить правильный режим сна и активности, то все подобные негативные факторы сойдут на нет.

Определение 2

Регламент деятельности – это способ ее организации.

Безусловно, необходимо строить режим дня с учетом особенностей функционирования нервной системы младшего школьника. Если кора больших полушарий активна в утренние часы и днем, то после обеда активность несколько снижается, а в вечерние часы падает. Работоспособность школьников в течение дня имеет два подъема, совпадающих по времени с периодами высокого уровня физиологических функций: в 8 -12 ч и в 16 -18 ч. При этом первый подъем работоспособности, как правило, выше и продолжительнее второго.

При учете всех вышеописанных обстоятельств необходимо строить режим дня. При этом в школе активная деятельность также регламентируется. Для этого используются санитарно-эпидемиологические нормы и учебный план. Самостоятельная работа младших школьников должна планироваться на период повышенной функциональной активности всех систем органов.

Увеличение продолжительности учебных занятий также должно быть связано не только с объемом домашних заданий, но и с тем, что младший школьник и его семья выбирает для себя оптимальное время активности.

Нельзя забывать о том, что для детей в данный возрастной период очень важна организация активного отдыха на свежем воздухе. Лучше всего проводить вне дома не менее трех часов в день. В случае нарушения режима дня «страдает» именно время, проводимое ребенком на свежем воздухе, что снижает двигательную активность ребенка.

Немаловажно уделять внимание питанию младших школьников, которое должно быть среднекалорийным, учитывать потребность ребенка в органических веществах, витаминах и минералах. Рекомендуется питание не реже трех раз в день, с перекусом и полдником

Также следует выделить 1.5 – 2 часа в день, которые ребенок может использовать в собственных интересах: читать, играть, рисовать. Это поддерживает стабильность его эмоционального состояния.

Помимо того, ребенок может заниматься в кружках и секциях, соизмеримо с собственными возрастными возможностями, а также индивидуальными интересами.

Учим учиться

Здесь родителей поджидает самая большая сложность. Дети привыкли и любят играть. А вот обучение для них является чем-то непонятным в принципе, а потому – скучным и ненужным. В коллективе ровесников дети занимаются вместе, что является дополнительным стимулом. К тому же, опытные педагоги умеют находить подход к детям и заинтересовывать их предстоящей работой. А вот как объяснить ребенку дома, какой смысл в обучении?

Большинство из нас начнет пугать малыша тем, что «неучи, когда вырастают, работают дворниками или грузчиками». Ребенку такая перспектива кажется весьма далекой и туманной. И кроме того, что он обесценит для себя труд грузчика или дворника, толку от таких внушений не будет.

Вариант второй, и тоже не лучший, – подкуп: прочитаешь – получишь игрушку, сладости или поиграешь за компьютером. Такой подход лишь породит между дошкольником и взрослыми товарно-денежные отношения. Малыш не будет заинтересован в результате своего труда

Ему будет важно побыстрее закончить то, что мешает ему развлекаться, и получить желаемое вознаграждение

Как же помочь ребенку принять необходимость занятий?

  • Цените все достижения своего чада: и уже имеющиеся, и предстоящие. Учите его, чтобы научить, а не чтобы удовлетворить свои нереализованные амбиции.
  • Не впихивайте в него максимум знаний – всего не знает никто. Учитывайте прежде всего то, что интересно самому малышу, сопоставляя с требованиями по готовности к школе.
  • Не сравнивайте собственного ребенка с чужими, более успешными – это занизит самооценку малыша и отобьет желание учиться. Сравнивайте с тем, как прогрессирует он сам.
  • Нельзя покупать старания дошкольника какими-то благами, как и заставлять учиться в качестве наказания за провинность.
  • Нельзя наказывать за допущенные ошибки или неумение. Родители – помощники, наставники и советчики.
  • Всегда хвалите свое чадо за любые успехи, поддерживайте, выказывайте свою гордость его успехами и веру в его силы.
  • Сложные задания исключать нельзя. Они максимально полезны для развития малыша. Просто показывайте ему, что вы всегда готовы помочь.
  • Придерживайтесь установленного времени занятий, соблюдайте возрастные нормы по их количеству в день и продолжительности.
  • Разнообразьте уроки веселыми физкульт-перерывами, чтобы малыш не засиживался и не утомлялся.

Режим дня дошкольника направлен, прежде всего, на его развитие и подготовку к обучению

Поэтому так важно составить его правильно и непреклонно придерживаться. Ребенку эта привычка будет помогать всю жизнь. Она сделает его более уверенным, организованным и трудоспособным

Она сделает его более уверенным, организованным и трудоспособным.

Режим дня ребенка 1 года

Второй год жизни ребенка ознаменован значительными изменениями в психическом и физическом развитии: он продолжает совершенствовать речевые навыки и уже освоил ходьбу, наклоны, приседания, преодоление препятствий, хотя движения все еще плохо скоординированы. Выносливость пока невысокая: ребенок довольно быстро устает.

Малыш становится все более самостоятельным и с удовольствием осваивает навыки самообслуживания: мытье рук, чистка зубов, умывание. Все это требует выделения малышу некоторого времени на уход за собой.

Работоспособность нервной системы ребенка повышается, что расширяет возможности для познавательного и умственного развития. В дневной распорядок дня уже могут включаться простые развивающие занятия продолжительностью несколько минут.

Сон. Среднесуточная продолжительность сна ребенка после 1 года составляет 14 – 16 часов, из них на ночной отдых приходится 10 – 12 часов. Периоды бодрствования уже могут достигать 3,5 – 4 часов подряд, дневной сон пока еще двухразовый — по 1,5 – 2 часа. К концу второго года жизни малыш перейдет на одноразовый сон с периодами бодрствования длительностью 4 – 4,5 часа. Готовность к одноразовому дневному сну очевидна, когда ребенок может поддерживать хорошее настроение весь день, крепко спит, не переутомляется ближе к вечеру. Если отказ от второго сна произошел слишком рано, у малыша будут заметны перепады настроения, снижение аппетита, всплески гиперактивности, капризность. Эти признаки могут проявиться не сразу, а только через некоторое время, когда усталость накопится. В этом случае, если ночной отдых удлинить не получается, разумно было бы на некоторое время вернуть второй сон. Периоды бодрствования включают в себя прогулки, прием пищи, игры и ритуалы ухода и подготовки ко сну. Подробнее о сне мы пишем здесь.

Прогулки. Прогулки у ребенка этого возраста двухразовые, после завтрака и полдника, продолжительностью 1,5 – 2 часа

Если погода хорошая, важно, чтобы малыш активно двигался, совершенствуя свои моторные навыки и координацию движений. Прогулка во второй половине дня, особенно если в нее включены подвижные игры, крайне важна для крепкого ночного сна;

Игры и занятия

Диапазон внимания у малыша после 1 года пока невелик, он не может долго сосредотачиваться на одном занятии. Поэтому чтение книг, лепку из пластилина, упражнения с рамками-вкладышами и другие развивающие занятия лучше организовать в течение дня так, чтобы они были непродолжительными (10 минут) и разнообразились другой активностью: прогулками на свежем воздухе и играми (мяч, кубики, пирамидки, сортеры и другие любимые малышом игрушки без высокой интеллектуальной составляющей);

Питание. Перерывы между приемами пищи у малышей после 1 года составляют примерно 3 часа, к 2 годам — 4 часа. Завтрак необходимо устраивать в течение часа с момента пробуждения, последнее кормление на ночь — не позднее чем за час до укладывания. В 1 год у ребенка 5-разовое кормление, к 2 годам — 4-разовое. Режим питания строится таким образом, чтобы после кормления ребенок не отправлялся сразу спать, а некоторое время бодрствовал и только после этого засыпал до следующего приема пищи. Такой ритм дня обеспечивает и бодрое состояние, и высокую познавательную активность, а главное, постепенно приучает к пониманию цикличности времени суток, сопровождающегося определенными ритуалами;

Гигиена и ритуалы. Гигиенические процедуры проводятся утром, перед полдником и на ночь. Умывание, мытье рук в течение дня, чистка зубов утром и вечером — при помощи родителей малыш постепенно учится справляться с этими занятиями самостоятельно. Обтирания, душ, купание в ванной — эти мероприятия пока происходят при активном участии взрослого. Купание на ночь становится частью вечернего ритуала отхода ко сну. Обычно от 1 года до 2 лет родители начинают постепенно приучать ребенка к горшку. Даже если малыш пока не приступил к использованию его по прямому назначению, высаживание на горшок можно включить в список ежедневных ритуалов и предлагать после сна, каждые 1,5 – 2 часа во время бодрствования, до прогулки и по возвращении с нее. Готовить ребенка ко сну лучше заранее, прекратив шумные игры, приглушив свет, совершив все необходимые ритуалы (высаживание на горшок, умывание, купание, сказка на ночь и другие приготовления, которые у вас появятся со временем и станут традиционными). Для выработки режима отход ко сну и в дневное, и в ночное время следует осуществлять в один и тот же час: так у ребенка будет формироваться условный рефлекс на определенное время. Впоследствии малыш будет чувствовать усталость к установленному времени укладывания и легче засыпать.

Как приучить ребенка к распорядку дня?

Некоторые родители с большим предубеждением относятся к необходимости введения распорядка дня для своих детей. Есть мнение, что жизнь «по графику» приучает ребенка делать то, что НАДО, а это обрекает его на безволие и слабость характера.

Но на самом деле, грамотный распорядок дня — это не желание уничтожить в ребенке творческое начало, а стремление упорядочить его жизнь. Если подойти ответственно к составлению режима, он станет основой для гармоничного развития ребенка.

Психолог Дженнифер В. Малатрас провела интересное исследование, основанное на опросе около 300 респондентов

Его цель — установить важность дневного распорядка дня в детском возрасте. Оказалось, что взрослые, которые росли в семьях с установленным режимом, имеют меньше проблем с концентрацией внимания и умением распоряжаться своим временем. А школьники демонстрируют лучшее поведение, если до поступления в учебное заведение следовали дневному режиму

А школьники демонстрируют лучшее поведение, если до поступления в учебное заведение следовали дневному режиму.

Итак, как приучить ребенка к режиму дня? При составлении дневного графика для детей раннего возраста психологи советуют соблюдать следующие принципы:

  • установить правильную последовательность и обеспечить необходимое суточное количество сна и приемов пищи;

  • обеспечить своевременную смену различных видов деятельности на протяжении периода бодрствования ребенка;

  • установить длительность отрезков бодрствования, не превышающую предела работоспособности нервной системы ребенка.

Если режим дня составлен правильно и выполняется точно, ребенок активен в течение всего времени бодрствования. Он сравнительно быстро и спокойно засыпает, крепко спит и просыпается бодрым. У него хороший аппетит.

Как безболезненно приучить ребенка к режиму? Родителям важно быть последовательными и соблюдать ряд правил:

Во главе угла — базовые потребности

Сон, питание, гигиенические процедуры — базовые физиологические потребности ребенка. Именно вокруг них следует выстраивать режим дня. Прогулки, игры и обучающие занятия планируют, исходя из того, когда именно ребенок бодрствует и спит.

Постепенное приучение к графику

Если родители решили ввести в распорядок дня ребенка строгий график только после 5-6 лет, им придется запастись терпением. Скорее всего, будущий школьник устроит протест четкому режиму

Важно не давить на малыша, все изменения вводя плавно

Правило постепенного «погружения» в новый график работает всегда

И неважно, что это — приучение к горшку или поступление в первый класс

Индивидуальный подход к составлению распорядка дня

Организация режима дня ребенка должна учитывать особенности его здоровья, физического развития и психотипа, какие у него увлечения. У каждого малыша свои потребности. Один съедает все и просит добавки, а другого приходится долго уговаривать «осилить» хотя бы половину порции. Важен индивидуальный подход. Простой пример — не нужно кормить малыша тогда, когда он не голоден. А думая над тем, как заставить ребенка лечь спать вовремя, стоит понимать, что, возможно, он просто не устал.

Родителям не помешает понаблюдать за естественным распорядком дня ребенка — когда он обычно засыпает, сколько бодрствует, в какое время голоден.

График должен быть гибким

Любой распорядок дня рано или поздно себя исчерпает и потребует корректировки. Ребенок растет и развивается. Естественно, что режим дня грудничка будет сильно отличаться от распорядка жизни трехлетнего ребенка и тем более школьника

Родителям важно постоянно менять расписание, подстраивая его под потребности и привычки малыша. Со временем в дневном графике ребенка появляются все новые и новые «дела» — обучающие занятия, секции, уроки

Разумный компромисс

Даже незначительные отклонения от распорядка дня могут привести к нарушению сна и питания ребенка. Если установлены определенные правила, им нужно следовать.

Но ребенок — не робот. Во всем надо знать меру и не подходить к режиму дня как к непреложному закону жизни. Могут возникать ситуации, когда дневной распорядок придется поменять. Это нормально. Родителям не стоит паниковать, если сборы на прогулку затянулись или ребенок захотел есть на полчаса позже. Также режим меняется на период болезни малыша.

Зачем нужен режим?

Режим дня имеет огромное значение для состояния здоровья ребенка и воспитания. Распорядок позволяет максимально продуктивно организовать жизнь ребенка и родителей, в результате чего все члены семьи способны справиться с большим количеством дел с минимальными потерями ресурсов на суету, панику и переживания, связанные с возможными опозданиями. Если приемы пищи, сон, прогулки и другая необходимая деятельность ежедневно проходят в одно и то же время, ребенок привыкает, начинает понимать, что такое дисциплина, и легче перестраивается с одного вида деятельности на другой.

Грамотно составленный режим, учитывающий рекомендации педагогов и педиатров, способствует гармоничному развитию личности ребенка. Организм привыкает жить «по часам», он «знает», когда необходимо принимать пищу или ложиться спать, и подготавливается к процессу. Нарушения режима могут привести не только к капризам, но и к развитию болезней. Чаще всего дети, привыкшие соблюдать распорядок дня, чувствуют себя бодро по утрам и в течение всего дня, пребывают в хорошем настроении и уравновешенном состоянии.

Проблемы могут возникать, когда ребенку приходится перестраиваться с одного режима на другой, а это неизбежно в процессе взросления и смены вида деятельности. По началу дети капризничают, плачут, не желая признавать новый распорядок, но в итоге успокаиваются, привыкают, и все становится на свои места.

Дети, посещающие детский сад, привыкают к режиму, который работает в дошкольном учреждении

Важно, чтобы и дома родители придерживались режима, тогда ребенку будет намного легче следовать распорядку дня в садике. Однако многие родители придают распорядку гораздо меньшее значение, чем нужно

Часто они позволяют детям отклоняться от установленного графика. Этого делать нельзя, поскольку постоянное попустительство мешает выработке привычки.

Соблюдение режима делает ребенка самостоятельным. Он четко знает, что ему необходимо делать, делает это без напоминания и без помощи (в определенном возрасте). Четкое выделение времени на выполнение каждой определенной задачи позволяет равномерно распределить нагрузку на организм ребенка, что исключает переутомление, капризы и истерики.

Характер закладывается именно в первые годы жизни, к пяти годам он является уже полностью сформированным, дальше возможна только незначительная корректировка. С помощью внедрения режима дня можно воспитать в ребенке дисциплинированность, самостоятельность, пунктуальность. Все эти качества благоприятно сказываются на качестве игрового и учебного процесса.

В итоге соблюдение режима дня имеет следующие преимущества:

  • Ребенок растёт здоровым, поскольку своевременно принимает пищу, хорошо спит, много времени уделяет активным играм. Врачи считают, что соблюдение режима укрепляет иммунитет, поскольку организм подстраивается под него, в результате ребенок лучше спит и ест с аппетитом. В свою очередь, крепкий иммунитет защищает от болезней.
  • Ребенок становится спокойным и уверенным, поскольку распорядок позволяет избежать нервозности, суеты, хаоса и беспорядка. Жизнь приобретает упорядоченность.
  • Дети, которые дома соблюдали режим, гораздо легче проходят адаптационный период в детском саду и школе. Детям, которые дома не следовали распорядку дня, бывает тяжело привыкнуть к новым требованиям.
  • Малыш рано становится самостоятельным, у родителей нет нужды постоянно контролировать его действия.
  • Много времени уделяется развивающим занятиям и тем мероприятиям, которые не происходят ежедневно, тогда как постоянные регулярные задачи выполняются автоматически, на них тратится минимум времени.

Лайфхаки раннего режима

Как можно раньше вводите ритуалы засыпания. Перед ночным сном рассказывайте малышу сказки, пойте колыбельные. Хорошо работают спальные мешки – специальная одежда для сна, в которой тепло и удобно. С 1-1,5 лет можно предлагать ребенку мягкую игрушку. За 2 часа до ночного засыпания исключите возбуждающие ребенка факторы: яркий свет, громкие звуки. На ночь ребенок должен сытно поесть (грудного молока, смеси). Часто рекомендуют на ночь давать кашу на смеси, но еда с ложки – активное занятие. А вот грудь или бутылочка, из которых можно сосать, дарят ощущения покоя и убаюкивают.

В ранний период в режиме обязательно будут сбои. Зубы, новые впечатления, возрастные кризисы, новые важные умения (ползать, сидеть, стоять, ходить) нарушают привычный распорядок. Если вы знаете, что около 13:00 начинается истерика, начните укладывать дитя в 12:30. Измените очередность занятий. Снизьте интенсивность развивающих игр, или наоборот, введите их, если малышу не хватает впечатлений днем. Старайтесь, чтобы ребенок получал больше положительных эмоций. На установку режима «с нуля» уходит до 2 месяцев, поэтому не ждите результатов слишком рано. Но и не отступайте. Формирование характера вашего ребенка уже началось, а народная мудрость гласит: «Посеешь характер – пожнешь судьбу».

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий