Жадный ребенок: советы родителям

Детская жадность – это естественно?

Как ни странно – да. Просто мы привыкли любое нежелание делить своими вещами называть жадностью. Грубо, резко, иногда хлёстко, но одно слово описывает все стороны чувства собственности. А между тем отстаивание своих границ не обязательно обусловлено «скупостью» или «алчностью» ребёнка. Всё гораздо сложнее.

Психологическое обоснование «жадности»

Маленькие дети, в силу возрастных особенностей, не понимают разницы между действительно ценной вещь и какой-либо безделушкой. Для них одинаково дороги и шикарные велосипеды, и собранные на поляне опавшие листья. А всё потому, что ещё нет устоявшихся границ между «Я», «Моё» и остальным миром.

И подобное отношение к вещам необходимо уважать. По двум причинам.

  1. Во-первых, воспитание ребёнка, уступающего свои вещи всем и каждому, приведёт к тому, что в будущем из него получится безвольная личность, не могущая отстоять своё мнение, собственные права и права близких людей.
  2. Во-вторых, посмотрите на ситуацию детскими глазами и примерьте её на себя. Обрадовались бы вы, если кто-то потребовал отдать ему ваш смартфон, холодильник, автомобиль? Вот и малышу его игрушечная машинка столь же дорога, как вам – недавно купленный джип.

Тем более что в просьбе взрослого поделиться с другом машинкой есть определённое лицемерие. Мы постоянно учим ребёнка уважать чужое личное пространство: «Не трогай вещи сестры», «Не бери мамину косметику», «Это папины инструменты, нельзя их брать». А вот детские вещи почему-то считаем возможным отдавать без его согласия или под нажимом родительского авторитета.

Так что не стоит принуждать ребёнка делиться личными вещами. «Жадность» исчезает с возрастом, когда приходит понимание, что игрушками можно меняться, а отданная машинка вернётся через несколько минут.

Возрастные особенности

Специалисты выделяют несколько возрастных этапов формирования чувства собственности у детей.

  • 12-24 месяца. Ребёнок ещё не делит вещи, людей на своё и чужое. В этом возрасте даже нет границ, которые бы проводили чёткую черту между этими понятиями. Следовательно, нельзя говорить о жадности. Малыш берёт чужие вещи, отдаёт или не отдаёт свои игрушки.
  • 2 года. Приблизительно в двухлетнем возрасте ребёнок начинает осознавать свою самость. У него появляется преставление о себе, в лексиконе возникают слова «Я» и «Моё». Последним словом дети чётко фиксируют своё личное пространство и свои вещи. Вот почему двухлетки так остро реагирует, когда чужой человек берёт его игрушки или одежду. И это не жадность.
  • 3 года. Почему ребенок жадничает в 3 года? Дети вступают в кризисный период, когда обнаруживается несоответствие социума меняющимся детским потребностям. Ребёнок упрямится, своевольничает, командует, упрямится, а то и открыто бунтует против «режима». Что касается жадности, то она может как гипертрофироваться, так и пропасть из поведенческого арсенала.
  • 4 года. Это возраст активной социализации, когда дети играют не просто рядом, а вместе. Взаимодействие выходи на передний план, а личные вещи и игрушки превращаются в инструментарий, помогающий наладить общение с ровесниками. Малыш методом проб и ошибок понимает, что с теми детьми, которые делятся, играют чаще и охотнее.
  • Предшкольный возраст. На этом возрастном этапе уже можно говорить о формировании такой черты характера, как жадность. Скорее всего, ребёнок развивается негармонично, испытывает психологический дискомфорт, который и компенсирует излишней рачительностью.

То есть в некоторых ситуациях здоровое чувство собственности принимает и крайние формы. В чём же причина подобного поведения детей?

Жадность у детей

Очень часто случаются ситуации, когда маленький ребенок отбирает игрушки у других детей. Практически все маленькие дети все окружающие их вещи считают своими, им очень тяжело представить, что они могут принадлежать какому-то другому ребенку

Именно поэтому так важно с самого раннего детства научить своего ребенка отличать «свои» вещи от «чужих»

В возрасте до двух лет ребенок считает, что весь окружающий мир должен принадлежать только ему одному, как и все окружающие его предметы. Но уже после двух лет ребенок «чужими» и «своими». Но это может случиться только в том случае, если родители относятся к своему ребенку с пониманием.

Когда ребенок начинает говорить, что определенная вещь принадлежит только ему, таким образом, он старается показать всем окружающим, что она ему очень дорога. Ребенок не желает кого-то обидеть, а только очертить четкую грань между своим миром и всеми остальными людьми. Поэтому если вы, хоть немного, знакомы с детской психологией, вы никогда не назовете своего ребенка жадиной.

В это же время у каждого ребенка начинает формироваться способность говорить другим людям слово «нет». Если родители настаивают и делают это очень строго, чтобы ребенок делился с окружающими своими любимыми вещами, то в будущем он может вырасти слабохарактерным человеком, которым очень просто управлять и манипулировать.Но жадность у ребенка может носить и негативный характер. Поэтому чтобы родителям точно понять, нужно ли бить тревогу или же все в полном порядке, нужно постараться со всеми возможными причинами возникновения жадности.

Самая главная причина возникновения жадности у ребенка – это полное отсутствие проявления любви со стороны родителей ребенка. Подобные явления обычно наблюдаются в неблагополучных, неполных семьях или в детских домах. В данной ситуации каждый подарок от родителей кажется детям самым ценным и дорогим на этом свете, вот поэтому он старается как можно больше его оберегать и поэтому он никому его не дает. В этом случае следует научиться правильно себя вести как можно больше корректно бороться с подобным недостатком, при этом нужно постараться не ранить чувства ребенка.

Также жадность может быть главным проявлением ревности ребенка. В том случае, когда в семье рождается второй малыш, в результате чего старший ребенок думает, что мама теперь любит его гораздо меньше, чем младшего, поскольку все свое время она проводит с маленьким ребенком. Таким образом, ребенок показывает свое негативное отношение, к самому младшему малышу отказываясь делиться с ним своими игрушками и другими вещами.

Достаточно часто дети стараются быть главными практически во всем, стараясь доминировать во всех сферах жизни. По своей натуре такие дети прирожденные лидеры, таким образом, показывая это всем окружающим, и присваивают себе разные вещи. Ставя интересы окружающих детей гораздо ниже своих, ребенок не желает с ними делиться какими-либо предметами, считая, что они попросту не достойны их. Помимо жадности такой ребенок может закатывать регулярные скандалы и истерики.

За жадностью ребенка может скрываться и его бережливость. Он не дает свои игрушки другим детям не потому, что он очень жадный, а просто боится за то, что его игрушки могут сломать или испортить. Обычно такие дети очень аккуратны со всеми своими вещами и дают их только тем детям, которым они могут доверять.

Кроме того излишняя застенчивость ребенка может приводить его к жадности. Если ребенок пока не научился знакомиться с другими детьми или же у него не получается играть с ними, он замыкается в себе и всегда находится в стороне от всех остальных детей. В этом случае игрушки становятся его лучшими друзьями и поэтому ему очень тяжело расставятся с ними.

В таких случаях никогда не ругайте своего ребенка за его жадность. Ведь нужно поощрять его право на собственность и не заставляйте своего ребенка отдавать вещи другим детям, если он не хочет этого. Постарайтесь все время говорить своему ребенку, какой он щедрый и добрый, и как бы было хорошо, если бы ненадолго он поделился своим мишкой или куклой с другим ребенком.

Можно показать ребенку правильный пример. Давайте при нем другим людям какие-то свои вещи, таким образом, ваше чадо должно понять, что такое поведение является самым корректным. Никогда не называйте своего ребенка жадиной, поскольку вы еще больше будете стимулировать развитие этого, а также остальных негативных качеств.

Почему нельзя заставлять малыша делиться игрушками: три значимых аргумента

Можно выделить три значимых причины, почему нельзя принуждать ребёнка делиться своими игрушками с другими детьми.

Аргумент 1: ребёнок должен иметь личное пространство

Уже в двухлетнем возрасте малыши начинают ощущать себя личностями. В этот период они отделяют собственное «я» от окружающих. У них появляется понимание того, что некоторые вещи — свои, а другие — чужие. Все игрушки, принадлежащие ребёнку, являются его собственностью и частью личного пространства.

Игрушки ребёнка — часть его личного пространства

Любое посягательство на вещи маленького человечка воспринимаются ребёнком как вмешательство в его собственный мир. Большинство взрослых не учитывают такую особенность детей, и заставляя малышей делиться, нарушают целостность личного пространства ребёнка.

Видео: психолог Марина Романенко рассказывает о причинах детской жадности

Аргумент 2: воспитание в ребёнке избыточной щедрости — негативный сценарий для будущей жизни

Бывает так, что родители в своём стремлении «правильно» воспитать ребёнка заставляют малыша делиться с другими детьми не только второстепенными для него предметами, но и самыми любимыми вещами. Однако в такой ситуации взрослые не учитывают, что у малышей с любимыми игрушками устанавливается тесная эмоциональная связь. Порой для детей игрушки становятся настоящими друзьями, с которыми они разговаривают и делятся своими проблемами.

Порой ребёнок вопринимают игрушки, как своё продолжение

Заставляя ребёнка делиться с другими детьми самыми ценными для него игрушками, родители закладывают в голове у ребёнка неправильный сценарий будущей жизни. Из таких детей вырастают чрезмерно добрые люди, щедрость которых ненормальна. Такие взрослые готовы для кого-то снять с себя последнюю рубашку, подчас необоснованно, а также не умеют отстаивать собственные интересы ,не знают, чего хотят в жизни и зависят от мнения окружающих.

Аргумент 3: ребёнок может стать агрессивным

Когда ребёнка вынуждают делиться с другими детьми игрушками, у малыша могут возникать негативные эмоции:

  • обида;
  • злость;
  • чувство несправедливости.

И это вполне нормально, ведь происходит «разрушение» личного пространства малыша. А если учесть, что детская нервная система отличается повышенной возбудимостью, то заставляя ребёнка делиться, вы можете столкнуться с агрессивным поведением малыша: плачем и истериками.

Принуждение ребёнка делиться может закончиться детской итерикой

Не стоит поступать согласно стереотипам, к сожалению, процветающим в нашем обществе. Чувства ребёнка справедливы, поддержите его, помогите ему объяснить, почему он может дальше играть со своей игрушкой сам. Всегда можно сказать, например, «Извини, эта игрушка новая, и он ещё сам с ней не наигрался» или «Знаешь, это его самая любимая игрушка, и он без неё будет очень грустить».

Добрые советы

«Моему Васе почти 2 года. Когда мы выходим на площадку, он расставляет свои игрушки в линеечку, а сам играет чужими. Если кто-то возьмет его машинку, то тут же отнимает, да и ударить может. Даже неудобно перед другими мамами, ведь Вася может обидеть их малышей. Боюсь, что он вырастет жадиной…» – рассказывает Елена.

Как «лечить» детскую жадность? Что делать родителям? Специалисты делятся своими рекомендациями.

Как общаться?

– Убедитесь, что вы уделяете малышу достаточно внимания и ласки: разговаривайте, обсуждайте прошедший день, гуляйте, играйте. Хороший эмоциональный контакт с ребенком – лучшая профилактика жадности.

– Присмотритесь, какое положение занимает ребенок в семье. Не позволяйте ему становиться маленьким тираном.

– Читайте книги, вместе смотрите мультфильмы о жадности и щедрости (например, «Мы делили апельсин»).

– Учите щедрости в семье – именно вашу модель поведения ребенок видит и перенимает: помогайте тем, кто нуждается в помощи, кормите брошенных животных в приютах.

– Не стыдите ребенка при окружающих: «Все будут думать, что ты – жадина!» Так вы воспитаете неуверенного человека, который будет зависеть от мнения посторонних людей. Если ему внушить, что он жадный, то потом от этого порока не избавить.

– Рассказывайте малышу о радостях обмена игрушками: «Другому человеку приятно, он начинает лучше к тебе относиться». Если карапуз свои игрушки прячет за пазухой, а чужие берет с удовольствием, объясняйте, что такой «обмен» не является честным.

– Хвалите ребенка за доброту. Пусть он запомнит, что мама радуется, когда он с кем-то делится игрушками. Сто случаев жадности оставим без внимания и осуждения, а вот один случай щедрости превратим в событие.

Как вести себя на детской площадке?

– Заранее готовьте ребенка перед прогулкой или походом в гости, что «там будут детишки»: «Возьми с собой игрушки, которыми не жалко поделиться», перед приходом гостей: «Спрячь все, чем ты делиться не готов». Захватите на площадку игрушки, о которых ваш ребенок волноваться не будет.

– Позвольте малышу защищать свои игрушки от других детей. Помните, что сейчас у него формируется умение постоять за себя. Придерживайтесь стратегии «он может поделиться, если захочет».

Depositphotos

– Ребенок злится? Мягко и спокойно объясняйте ему – почему он испытывает такие чувства. Учите его распознавать и конструктивно выражать свои эмоции.

– Учите даже совсем маленького ребенка спрашивать владельца игрушек, можно ли ими пользоваться. Понятно, что если кроха еще совсем маленький, спрашивать разрешения поиграть другой игрушкой должна мама.

Если конфликт уже начался…

1. В тот момент, когда ваш ребенок грубо отобрал свою игрушку у другого, возьмите себя в руки. Не сердитесь и не кричите на малыша. Собственно, также не сердитесь и не называйте жадиной того, кто отобрал игрушку.

2. Вы можете мягко предложить малышу все же поделиться («Видишь, Коля расстроился, может, покажешь ему машинку?»).

3. Можно предложить «обиженному» ребенку другую игрушку вместо спорной, но обязательно спросив согласия маленького владельца.

4. Если мама «обиженного» ребенка смотрит на вас осуждающе, то у нее или еще совсем маленький малыш, или она придерживается стратегии «он должен делиться». В любом случае не вступайте в полемику.

5. Нельзя отнять у своего малыша игрушку и дать ее другому против воли своего ребенка – им это приравнивается к предательству. «Если сильная мама отнимает у меня, слабого, игрушку, то отчего же и мне, подражая маме, нельзя отнять игрушку у того, кто слабее меня?» – подумает ребенок.

6. Когда разгорается нешуточный спор за обладание игрушкой сразу несколькими детьми, взрослому человеку разумнее всего самому урегулировать конфликт, для этого достаточно будет организовать совместную игру малышей.

Помните, что жадность – нормальное явление для малышей. Наберитесь терпения. Подрастая, ребенок увидит и почувствует положительную отдачу от своей щедрости, а поддержка и одобрение мамы с папой еще больше укрепят в нем понимание, что он действует правильно. Если вы чувствуете, что не в состоянии справиться с жадностью, то, возможно, дело вовсе не в ней, а в проблеме, лежащей глубже. Не стесняйтесь обратиться за помощью к психологу.

Невозможно заставить ребёнка делиться своими игрушками

Итак, мы поговорили об всём, что не является детской жадностью, и не требует срочного воспитания щедрости. Но когда-нибудь надо делать и это. Так как же получить щедрого ребёнка?

Чтобы понять направление действий, важно понять суть: что происходит, когда человек уже щедр? Он находится в безопасности и благополучии. То есть у него нет дефицита ни в каком важном ресурсе, и есть избыток — хотя бы в одном. У ребёнка есть интерес в контакте с другими (вообще и конкретно в виде желания вместе поиграть, достичь общей цели или что-то ещё)

Тогда у него может (не должно, но может) возникнуть желание поделиться тем, чего у него в избытке: формочками, карандашами, яблоком, поддержкой, душевным теплом, верой в успех, хорошим настроением, решениями, любовью, уважением, временем

У ребёнка есть интерес в контакте с другими (вообще и конкретно в виде желания вместе поиграть, достичь общей цели или что-то ещё). Тогда у него может (не должно, но может) возникнуть желание поделиться тем, чего у него в избытке: формочками, карандашами, яблоком, поддержкой, душевным теплом, верой в успех, хорошим настроением, решениями, любовью, уважением, временем.

Чтобы научить ребёнка щедрости, нужно совсем немного: принятие, поддержка, уважение и щедрость взрослых вокруг него. Обязательно и к ребёнку, и к себе, и друг другу. Это не простое и не быстрое «немного». Уважение к ребёнку требует дисциплины от взрослого. Уважение от ребёнка возможно только там, где взрослый создаёт условия ребёнку научиться уважительному поведению.

Создайте условия, где сотрудничество и забота будут нормой

Мы можем устанавливать для ребёнка границы, чтобы помочь ему научиться конструктивным моделям поведения. Но дети очень отзывчивы к возможностям быть полезными, значительными, компетентными. Если им позволяют включаться в бытовые дела, помогать, брать на себя ответственность, ухаживать за другими, — дети будут делать это.

Научившись сервировать стол для себя, они с удовольствием накроют для всех. Положив себе – предложат другим. Будут видеть взрослых, которые делятся своими занятиями и инструментами — начнут так поступать сами. Мне дали поливать цветок, когда я захотел, — я дам кому-то порисовать. Меня одобряли за вложенные усилия, а не ругали за ошибки, и я ожидаю от общения хорошего. Понятные правила взаимодействия дают благоприятный социальный опыт.

Мама варит нам кашу, а я сделаю сок

Я видел, как мама ровно и корректно общается с другими мамами на площадке, когда возникает конфликт. Вижу, как она гибко и конструктивно реагирует на агрессивное поведение других детей и родителей, — и копирую её манеру.

Вижу, как мама готова делиться хорошим и заботиться о других — и я постепенно становлюсь таким

Часто именно проявление заботы предваряет желание поделиться. Сначала ребёнок охотно раздаст присутствующим что-то не своё и не дорогое сердцу — подарки, приготовленные взрослыми для гостей, столовые приборы, порции. В этом больше будет гордости «я могу сделать», а не «я даю».

Но по мере того как набирается опыт положительного отклика на подобные действия, возникает желание давать, чтобы порадовать другого; давать, чтобы лучше сделать что-то вместе; давать, чтобы сделать мир вокруг лучше.

Анна Федосова ­— детский психолог, Монтессори-педагог, эксперт онлайн-курса для родителей «Развитие и воспитание ребёнка с 1 до 3 лет»

Фото из нашего Монтессори-центра «Отрада»

Добрые советы:

  • Пока ребенку 1,5-2,5 года позвольте ему защищать свои игрушки от других детей. Помните, что в этом возрасте у ребенка формируется умение постоять за себя и свою собственность. Придерживайтесь стратегии «он может поделиться, если захочет».
  • Присмотритесь, какое положение занимает ребенок в семье. Не позволяйте ему становиться «маленьким тираном».
  • Убедитесь, что вы уделяете малышу достаточно внимания и ласки. Разговаривайте, обсуждайте с ним прожитый день. Проводите время вместе: гуляйте, играйте и развлекайтесь. Хороший эмоциональный контакт с ребенком – лучшая профилактика жадности.
  • Применяйте игротерапию, читайте книги, вместе смотрите мультфильмы о жадности и щедрости. Именно так, а не назидательно можно дать ребенку модель адекватного поведения.
  • Поощряйте совместные игры детей, особенно начиная с 3 лет. Взаимодействуя с друзьями, ребеноксам научится делиться, ведь это залог интересного общения.
  • Учите щедрости в семье. Именно вашу модель поведения ребенок видит и перенимает.
  • Если вы чувствуете, что не в состоянии справиться с жадностью, то, возможно, дело вовсе не в ней, а в проблеме, лежащей глубже. Не стесняйтесь обратиться за помощью к психологу.

Журнал “Мама и малыш” №09, 2006

В каких ситуациях вмешиваться в процесс

Некоторые дети бросаются с кулаками на любого, кто осмелится лишь подойти достаточно близко к их игрушкам. Такое поведение необходимо методично пресекать, а иногда даже резко и строго, даже если это не твой ребенок. Только, конечно, нужно понимать, что перед тобой — всего лишь малыш, чьи родители и так не очень-то забивают голову воспитанием своего чада, поэтому будь хоть и строгой, но спокойной и доброжелательной.

Самый оптимальный способ разрядить обстановку при ссоре из-за игрушек — это отвлечь обоих детей

Если у тебя получится переключить их внимание на какую-то затеянную тобой игру, малыши забудут о предмете спора

Как справиться с жадностью?

Допустим, вы поняли, почему ваш ребенок жадный – что делать теперь, чтобы исправить ситуацию?

Первое, что надо усвоить в воспитании – не заставлять. Это касается не только жадности;

Акцентируйте внимание ребенка на том, что вы делаете, когда хотите, чтобы он это запомнил. Поделились конфетами из подаренной лично вам коробки, объясните, почему так сделали

Также, посмотрите полезную статью по теме: Как заставить ребенка слушаться?>>>.

Внимание! А заставлять не только бесполезно, но и вредно. Так воспитывается безвольная личность, которая не умеет говорить «нет»

А если «сломать» малыша не удастся, то вы не только потеряете его уважение, но и никогда не сможете найти общий язык.

Договаривайтесь, объясняйте, показывайте на примерах, находите компромиссы. Но заставлять – самое плохое, что вы можете сделать.

В каком возрасте жадность естественна

Вы знаете, когда у ребёнка начинается период самостоятельности? В тот момент, когда вы услышите первое «Я сам!» или «Я сама!» от малыша. Чаще всего эти слова можно услышать от двухлетнего ребёнка. Именно в этом возрасте малыш начинает говорить о себе в первом числе, а не в третьем. И как результат — ребёнок начинает предъявлять претензии по поводу принадлежности некоторых вещей именно ему. Это могут быть игрушки, одежда, посуда, личные предметы, окружающие его.

И если раньше ребёнок с удовольствием делился всем с малышами ваших друзей или с вами, то именно в два года (+/-) начинается период, когда из маленького ангелочка малыш превращается в маленького монстрика, готового поколотить того, кто посягает на его личные вещи.

Как на самом деле воспитать жадину

В развитии чувства собственности может быть и другая крайность. Когда ребенок на самом деле становится «жадным»? Например, когда его к этому приучают родители. Конечно же, не стоит думать, что они ему внушают прямо: «Никому не давай своих игрушек!» (хотя и такие случаи бывают). А знакомы ли вам такие восклицания: «Если будешь разбрасывать игрушки — подарю их чужому мальчику!», «Сломаешь машинку — отдам все твои игрушки в садик»? Родители не задумываются о том, что все слова дети понимают буквально, усваивают, и вскоре из этих «ростков» вырастут «плоды», неприятно удивляющие папу и маму.

Как это ни странно, родители могут «предназначить» ребенку то или иное качество. Очень часто, к сожалению, при любом нежелании ребенка «делиться», сразу же навешивают на него «ярлык»: «Ты жадный! Фу, как это некрасиво! Ты жадина!». При таком подходе ребенок очень быстро «сдается», перестает защищаться и в будущем постарается соответствовать негативной характеристике родителей — это касается любых «ярлыков»: глупый, медлительный, грязнуля, нытик и прочее. Обзывать ребенка подобными словами — самый верный способ воспитать эти качества.

Нужно замечать и такие ситуации, когда ребенок провоцирует других детей тем, что не хочет дать им свои вещи, вызывает слезы и даже драки. Родителям необходимо быть чуткими и стараться различать, когда действительно невозможно дать свою вещь даже на короткое время, а когда ребенок намеренно изводит своего приятеля или младшего братишку.

Когда стоит обратить особое внимание на отношение ребенка к собственности:

Сначала ребёнок отказывается делиться игрушками потому что маленький

Для начала важно уметь отличать нормальное поведение малыша от того, что может показаться жадностью. Младенец живёт в мире желаний

И поначалу скорее они владеют им, чем он их испытывает. Один из самых первых этапов развития психики состоит как раз в том, чтобы научиться выделять свои желания среди моря других впечатлений. Затем — правильно их определять и как-то реагировать на собственные чувства, ощущения, потребности

Младенец живёт в мире желаний. И поначалу скорее они владеют им, чем он их испытывает. Один из самых первых этапов развития психики состоит как раз в том, чтобы научиться выделять свои желания среди моря других впечатлений. Затем — правильно их определять и как-то реагировать на собственные чувства, ощущения, потребности.

Как только малыш научится передвигаться в пространстве, усилится его интерес к конкретным предметам и действиям с ними

Это познание мира важно для развития, и в малыша заложен великий зов исследовать всё вокруг

Инстинкт подсказывает: родители знают, как быть взрослыми людьми, так что они сами и всё, что имеет к ним отношение, приковывает внимание. Малыш старается завладеть вашими вещами

Но они для него не столько вещи, сколько головоломка — решу и стану как мама и папа. И если он увлечённо решает эту задачку, своими детскими способами развивая себя, то чувствует, что занят важным делом.

Подробный разбор проверенных развивающих игрушек. Как показывать ребёнку и что говорить, чтобы заинтересовать — в нашем мини-курсе

Как любой человек, поглощённый самым значительным, он не любит, когда ему мешают. Если попытаетесь забрать у малыша любимую вещь, которая ему сейчас очень нужна (чтобы вдумчиво облизать ботинок со всех сторон, например), вы, вероятнее всего, поймёте, что ему не хочется отдавать её вам. Он честно добыл экспонат для опытов, и вот взрослые опять мешают, пытаясь научить ребёнка делиться игрушками и не жадничать. Сложно сохранять доброжелательность в такой ситуации. Если экспроприация будет повторяться по сто раз на дню, это кому угодно может подпортить характер.

Почему ребенок жадничает — мнение психологов

Малыш развивается и начинает осознавать свою значимость, ощущать собственное «Я». Такие понятия как «дружба», «щедрость» придут позже, а пока ребенок воспринимает, как личность, только себя, а родителей, вещи, игрушки — как свою неотъемлемую часть. Это его мир. Малыш еще не умеет пользоваться разумом, он думает чувствами и эмоциями. Когда кто-то пытается разрушить его мир и посягнуть на целостность, кроха начинает истерить.

Значит у ребенка проявление жадности не порок, а ступень развития, связанная со становлением личности. Это не означает, что можно все пускать на самотек. Если не исправлять проявления скупости у малыша, она укоренится и плавно перейдет в черту характера, свойственную эгоистам. Бороться с жадностью нужно.

А некоторые говорят, что не нужно

И приводят примеры вроде этого:

«Стали бы вы давать соседке губную помаду?»

Пример некорректный, ведь существует такое понятие как «вещи для индивидуального пользования». Ребенка нужно учить различать, что можно давать другим, а что нельзя.

Хорошо бы познакомить малыша с новыми словами и их значением. С тем, что «отдать» и «одолжить» — это разные действия. С хорошим словом «поделиться».

Наши бабушки не были знакомы с психологией, как наукой, но старались искоренять проявления жадности обучая детей противоположному качеству – щедрости. Как результат: соседи хорошо знали друг друга, не стеснялись одалживать друг у друга предметы хозяйственной необходимости, были дружны и готовы прийти на помощь.

Современных детей тоже нужно учить щедрости, но возникает следующий вопрос: «Как правильно это делать?»

Основные причины жадности у детей: так почему ребенок – жадина?

Чтобы «вылечить» жадность, нужно понять – откуда она появилась. Специалисты выделяют несколько основных причин:

    • Ребенку не хватает родительской любви, внимания, тепла. Чаще всего маленький жадина растет в семьях, где проявлением любви является очередной подарок от слишком занятых родителей. Малыш, тоскуя по вниманию мамы с папой, воспринимает их подарки как особо ценные, и в этом случае жадность становится естественным (но неправильным!) следствием ситуации.
    • Ревность к братьям (сестричкам). Чаще всего – к младшим. Если брату (сестре) достается больше внимания и родительской ласки, то ребенок автоматически выражает свою обиду проявлениями жадности и агрессивности по отношению к брату (сестре).

  • Избыток внимания и родительской любви. Конечно, родительской любви много не бывает, но позволяя ребенку все (с пеленок), и удовлетворяя каждый его каприз, мама в итоге воспитывает маленького тирана. И даже если резко прекратить потакать его капризам – это не изменит ситуацию. Ребенок просто не поймет – почему раньше можно было все, а теперь – ничего?
  • Застенчивость, нерешительность. Единственные друзья скованного в общении малыша – это его игрушки. С ними ребенок чувствует себя в безопасности. Поэтому и делиться ими малыш, конечно, не хочет.
  • Излишняя бережливость. Это тот самый случай, когда малыш настолько переживает за сохранность и целостность дорогих ему игрушек, что никому не позволяет в них играть.

Возрастные периоды формирования чувств собственности

В маленьком возрасте дети тесно связаны со своими игрушками, те становится их неотделимой частью, ведь в этот период малыши считают себя центром этого мира и являются весьма эгоцентричными. Они сконцентрированы на себе и своих желаниях, не задумываются над тем, что чувствуют другие дети.

Когда ребенку около года, он совершенно не реагирует на сверстника, и частенько относится к нему как к очередной игрушке

Став чуть постарше он начинает замечать, что оказывается рядом есть еще кто-то, кто играет и что-то делает, это порой притягивает внимание. Ближе к двум годам жизни ребенок уже радуется, когда в его поле зрения возникает такой же милый карапуз, но игра или другой предмет может быстро отвлечь его внимание

Со временем, когда ребенок взрослеет и все чаще играет с другими детьми, он не только начинает осознавать их как приятелей, но и учится главному принципу, без которого в мире не проживешь «ты – мне, я – тебе». Зачастую, развитие подобного мышления происходит только к возрасту 5-ти лет, поэтому родителям стоит запастись недюжинным терпением и помнить, что это обязательно принесет свои результаты.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий