Какие условия среды можно создать, чтобы помочь такому ребенку?
Создайте ребенку уголок уединения
Для ребенка с СДВГ очень свойственна полярность поведения, что вызвано низким уровнем самоконтроля. Чтобы успокоить таких детей — им нужен уголок уединения пусть даже во время урока. Если вы видите, что ребенок перевозбужден, предложите ему выйти, где-то посидеть.
Создайте уголок двигательной активности
Понятно, что есть определенные правила и в школе бегать нельзя, но из-за этого нервная система ребенка еще больше перенапрягается. Таким детям нужно сбрасывать энергию, бегать, кричать. Потому можно использовать перемены для организации двигательной активности, проводить физкультминутки.
Введите правила
Такому ребенку нужно четко ставить границы, правила и расписания
Если вы едете с ребенком на экскурсию, важно проговорить что и когда вы делаете. Этому очень важно следовать, ведь если будут какие-то сбои в графике, ребенку будет сложно перестраиваться, это дополнительный стресс.
Обезопасьте ребенка
Место ребенка должно быть максимально безопасным, где нет острых углов и острых предметов. Такие дети могут пораниться как случайно, так и неслучайно.
Случай из практики:
Как помочь ребенку в саду и школе
Ребенок должен иметь возможность легально сбрасывать лишнюю энергию;
Правил не должно быть слишком много, но они должны четко соблюдаться;
Для помощи в концентрации внимания нужно использовать различные упражнения на самоконтроль;
Важно визуально подкреплять свою речь при обучении ребенка;
На определенный отрезок времени необходимо давать только одно задание ребенку;
Дети с СДВГ очень хорошо реагируют на успокаивающей массаж, который можно делать, не обладая специальным образованием;
Необходимо поддерживать любые, даже самые незначительные успехи ребенка;
Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
Как помочь ребенку дома?
Поддерживайте дома четкий распорядок дня;
Избегайте, по возможности, скопления людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т. д. оказывает на такого ребенка чрезмерно стимулирующее, возбуждающее воздействие;
Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;
Предоставьте ребенку возможность расходовать избыточную энергию
Полезны ежедневная физическая активность на свежем воздухе, длительные прогулки, бег, спортивные занятия, игры;
Для детей с СДВГ особенно полезны занятия в бассейне и любые занятия, связанные с водой;
Таким детям и родителям очень полезно и важно посещать занятия, направленные на работу с телом;
Выберите только одно направлении в коррекции поведение;
Будьте последовательны. Последовательность — это ключ.
Напоследок приведем «посыл» от ребенка с СДВГ, который поможет вам взглянуть на мир его глазами:
Литература
1.Альтхерр,П.Гиперактивныедети. Коррекцияпсихомоторногоразвития / АльтхеррП., БергЛ., ВельфльА.,
ПассольтМ. – М:Издательскийцентр
«Академия», 2004
2.Брязгунов,И.П. Непоседливый ребенок или
все о гиперактивных детях / БрязгуновИ.П.,
КасатиковаЕ.В.
– М.:ИздательствоинститутаПсихотерапии,
2002
3.Брязгунов,И.П..Дефицитвниманиясгиперактивностьюудетей / БрязгуновИ.П., КасатиковаЕ.В. – М.:Медпрактика-М,
2002
4.Заваденко,Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания вдетском возрасте
/ Заваденко Н.Н. – М.:Издательскийцентр “Академия”, 2005.
5.Заваденко,Н.Н. Как понять ребенка: дети
с гиперактивностью и дефицитом внимания / Заваденко Н.Н. – Школа-Пресс, 2001
6.Монина,Г.Б.Гиперактивныедети. Психолого-педагогическаякоррекция / МонинаГ.Б., Лютова-РобертсЕ.К., ЧуткоЛ.С.. – СПб.:Речь, 2007
7.Рассел,А. БарклиВашнепослушныйребенок / РасселА. Баркли, КристинаМ.
Бентон.. – СПб.:Питер, 2004
8.Чутко,Л.С. Синдром нарушения внимания
с гиперактивностью у детей и подростков /ЧуткоЛ.С., ПальчикА.Б., КропотовЮ.Д. – СПб.:ИздательскийдомСПбМАПО, 2004
9.Чутко,Л.С. Синдром дефицита внимания
с гиперактивностью и сопутствующие расстройства /
Л.С. Чутко.-СПб.:Хока, 2007
A
MODERN APPROACH TO THE TREATMENT OF ADHD
BukhtoyarovI.,
Kutasov V. A., Shulga A. S.
Abstract. The article is devoted to modern
methods of diagnosis and treatment of attention deficit disorder and hyperreactivity. Considers drug and non-drug methods of
correction of this condition.
Keywords: ADHD, impaired attention and
hyperactivity.
References:
1. Altherr,
P. Hyperactive children. Correction of psychomotor development / Altherr P., Berg L., Wolfl A., M.
Passolt – M: Publishing center “Akademiya”, 2004
2. Bryzgunov,
I. P. Restless child, or all about hyperactive children / Brezgunov
I. P., Kustikova E. V. – M.: Publishing house of
Institute of Psychotherapy, 2002
3. Bryzgunov,
I. P..attention Deficit with hyperactivity in children
/ Brezgunov I. P., Kustikova
E. V. – M.: Medpraktika-M, 2002
4. Zavadenko,
N. N. Hyperactivity and attention deficit in childhood / Zavadenko
N. N. – M.: Publishing center “Akademiya”,
2005.
5. Zavadenko,
N. N. How to understand the child: children with hyperactivity and attention
deficit / Zavadenko N. N. – The Moscow School Press,
2001
6. Monin,
G. B. Hyperactive children. Psycho-pedagogical correction / Monina
G. B., Lyutova-Roberts E. K., Sensitively HP. – SPb.: Speech, 2007
7. Russell A. Barkley Your naughty
child Russell A. Barkley, Christine M. Benton.. – SPb.: Piter, 2004
8. Sensitively, L. S. the Syndrome of
attention disorders with hyperactivity in children and adolescents / Chutko L. S., Tom A. B., Kropotov
Yu. d. – SPb Publishing house of the medical Academy of postgraduate
education, 2004
9. Sensitively, L. S. attention
deficit disorder with hyperactivity and related disorders / HP-Sensitively.-SPb.: Hawk, 2007
Категории
- Анализы и диагностика(0)
- Беременность и роды(86)
- Бесплодие(3)
- Болезни сосудов(1)
- Болезни уха, горла, носа(0)
- Гастроэнтерология(1)
- Генетика и прогнозы(8)
- Гинекология(19)
- Глазные болезни(0)
- Диетология(1)
- Диетология и грудное вскармливание(49)
- Иммунология(3)
- Инфекционные болезни(0)
- Кардиология(3)
- Кожные болезни(5)
- Косметология(1)
- Красота и здоровье(0)
- Маммология(12)
- Маммология для Пап(1)
- Наркология(4)
- Нервные болезни(0)
- Онкология(9)
- Онкология для Папы(3)
- Ортопедия(0)
- Педиатрия(76)
- Первая помощь(0)
- Пластическая хирургия(0)
- Половые инфекции(0)
- Проктология(1)
- Психиатрия(0)
- Психология(16)
- Психология для Папы(6)
- Пульмонология(0)
- Ревматология(0)
- Репродуктивная система мужчины(4)
- Сексология(0)
- Спорт, Отдых, Питание(4)
- Стоматология(0)
- Счастливое детство(18)
- Урология и андрология(7)
- Хирургия(1)
- Эндокринология(0)
Причины гиперактивности у детей
Точная причина синдрома до конца не определена, но считается, что это сочетание нескольких факторов:
Генетическая предрасположенность: у гиперактивных детей проявления причины семейной предрасположенности хорошо прослеживаются. Если у одного из родственников было диагностировано СДВГ, вероятность того, что у другого члена семьи также разовьется это расстройство, составляет 25-35% по сравнению с 4-6% населения в целом.
Проблемы во время беременности и родов: угроза прерывания беременности, преждевременные роды, тяжелый токсикоз, инфекционные или хронические заболевания матери, злоупотребление спиртным во время беременности и так далее. Согласно статистическим данным, более чем в 80% случаев у гиперактивного ребенока причины и последствия этих состояний будут встречаться в анамнезе.
Особенности функционирования центральной нервной системы, повреждения головного мозга и дисбаланс нейромедиаторов. У людей с СДВГ обнаружен низкий уровень дофамина
Также позитронно-эмиссионная томография головного мозга показывает, что метаболизм мозга у детей с СДВГ ниже в областях, которые контролируют внимание, социальные суждения и движение.
Неблагоприятная экологическая и социальная среда.
Неправильное питание.
На появление гиперактивного ребенка причины оказывают влияние в сочетании друг с другом. Нельзя выделить единый фактор, однако исследования, проводимые в США и Европе, дают возможность предполагать, что возникновение расстройства на 80% зависит от генетики. Но даже если при гиперактивности причинами первой линии являются генетические факторы, для развития полной клинической картины этой патологии необходимо влияние окружающей среды.
Диагностика
Многие люди ошибочно полагают, что синдром дефицита внимания является заболеванием мальчиков с избыточной активностью. Но среди больных встречаются те, которым не присуща гиперактивность. В этом случае симптомы расстройства бывают смазанными, и выявить их еще сложнее. Часто на заболевание у таких детей не обращают должного внимания, их постоянно упрекают в лени, своенравности, отсутствии мотивации, а также называют глупыми.
Главным отличием данного синдрома от других видов психических расстройств является полное отсутствие четких лабораторных или инструментальных методов диагностики. Специалисты в диагностическом процессе, в основном, полагаются на рассказы родственников, учителей и других людей из близкого окружения ребенка.
Постановке диагноза СДВГ предшествует кропотливая работа. На протяжении длительного периода времени осуществляется наблюдение за ребенком, поведение которого вызывает опасения. Педиатр или детский психолог проводит сбор информации, опрашивает учителей и других наставников, интересуется мнением родителей, опекунов или других членов семьи. Также на этапе диагностики проводится полный медицинский осмотр ребенка, это позволяет СДВГ симптомы дифференцировать от других психологических расстройств или заболеваний, способных привести к изменению поведения.
Во время проведения бесед с целью сбора информации о пациенте, врач уделяет большое внимание ситуации в его семье. Родители также заполняют анкеты и опросники в отношении себя и близких родственников
Это позволяет определить наличие проблем в семейных отношениях, которые могут привести к тому, что у ребенка будут проявляться симптомы СДВГ. Также оценивается психическое здоровье других членов семьи, ведь, как упоминалось, наличие синдрома обусловлено генетической предрасположенностью.
Завершающим этапом диагностики является анализ полученной информации. Диагноз может быть поставлен в том случае, если будут подтверждены такие утверждения:
- основные симптомы СДВГ (невнимательность, импульсивность и т.д.) интенсивно выражены, степень их проявления не соответствует возрасту пациента. Проявления расстройства наблюдаются длительное время;
- проявления расстройства проникают во все сферы жизни, приводя к значительным осложнениям. Дети могут капризничать могут в разных ситуациях, когда устанут, не выспятся, хотят есть и т.д. Но для постановки диагноза необходимо найти подтверждение того, что поведение ребенка создает проблемы окружающим и ему самому;
- признаки СДВГ появляются в раннем возрасте и проявляются постоянно. Если признаки патологии демонстрируют себя время от времени, то они, скорее всего, обусловлены другими причинами;
- СДВГсимптомы не связаны с наличием у ребенка других соматических, психосоматических или психических расстройств. Для выявления такой взаимосвязи проводится тщательнее медицинское обследование пациента.
Несмотря на то, что специалисты в своей работе используют некоторые диагностические критерии, все же конечный диагноз ставится исключительно из субъективного мнения врача, которое, в свою очередь, также основывается на субъективных мнениях учителей и родственников. Поэтому велик риск ошибки. Чтобы избежать этого, необходимо подходить к проведению диагностики синдрома дефицита внимания с особой тщательностью.
Как определить СДВГ
Основные симптомы:
Дефицит внимания
При дефиците внимания ребёнок не может сконцентрировать внимание на задании необходимое время, переключается с
одной
задачи на другую и не доводит до конца ни одну из них. Такие дети отличаются забывчивостью, легко отвлекаются и
испытывают трудности при любой деятельности.
Гиперактивность
В зависимости от возраста чрезмерная двигательная активность может проявляться по-разному. Более явной
гиперактивность становится в случаях, когда ребёнок должен контролировать себя и следовать правилам, а также в
условиях монотонной, скучной и неинтересной для него деятельности.
Импульсивность
Этот симптом проявляется в безрассудном и нетерпеливом поведении, а также расторможенностью в социальных
ситуациях.
Например, ребёнку с импульсивностью может быть трудно дождаться своей очереди, он склонен вторгаться или
прерывать
деятельность других и отвечать собеседнику ещё до того, как он закончил задавать вопрос.
Чтобы точно определить, страдает ли ребёнок СДВГ, необходимо пройти обследование.
Важно помнить: диагноз ставит врач-психиатр!
Как ставят диагноз
Согласно DSM-5, диагноз СДВГ ставится при наличии у ребенка не менее 6 критериев (см. симптомы), наблюдаемых постоянно в течение более полугода.
Пики заболевания приходятся на возраст 7 лет – начало учебы в школе, смена окружения, появление нагрузок – и 12-14 лет – переходный возраст, организм претерпевает значительный стресс от гормональных и физических перестроек.
Диагноз ставит врач-психиатр!
Во время консультации он будет задавать ребенку и родителям вопросы об образе жизни ребенка, поведении, успеваемости. Может также дать анкету для самостоятельного заполнения.
Оценивается психический статус ребенка. Не беспокойтесь, в этом нет ничего страшного. Доктор просто проверит следующие функции:
Ориентация в пространстве и времени
Способность концентрировать внимание
Умение приводить логичные аргументы
Память
Способность строить умозаключения
Коммуникативные способности
Помимо психического, необходимо оценить неврологический статусребенка. При этом исследуют:
- Наличие сознания
- Уровень функционирования всех органов чувств и черепных нервов
- Качество движений и т.д.
При сборе анамнеза уточняют, были ли у родителей в детстве похожие симптомы, так как СДВГ имеет тенденцию наследоваться.
Дополнительные диагностические мероприятия включают в себя ЭЭГ и МРТ головного мозга – для исключения органической патологии.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка, диагностика
- Сбор информации – интервью с ребенком, беседа с родителями, диагностические опросники.
- Нейропсихологическое обследование.
- Консультация педиатра.
- Сбор информации
Диагностический опросник
- Диагностический опросник СДВГ для подростков Вандербильта. Существуют версии для родителей, педагогов.
- Родительский симптоматический опросник проявлений СДВГ;
- Структурированный опросник Коннерса.
диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивности» у ребенка
Нарушение адаптации
Выражается несоответствием характеристикам нормальным для этого возраста; Нарушение внимания, когда ребенок не может сосредоточить свое внимание на одном предмете; Импульсивность и гиперактивность; Развитие первых симптомов в возрасте до 7-ми лет; Нарушение адаптации проявляется в различных ситуациях (в детском саду, школе, дома), при этом интеллектуальное развитие ребенка соответствует возрасту; Данные симптомы сохраняются на протяжении 6-ти и более месяцев
на протяжении 6-ти и более месяцев минимум 6 симптомов невнимательности и минимум 6 симптомов импульсивности и гиперактивностиПризнаки невнимательности
Не удерживает внимание на деталях. В работе допускает большое количество ошибок из-за небрежности и легкомыслия
Легко отвлекается. С трудом сосредоточивает внимание при игре и выполнении заданий. Не слушает речь, обращенную к нему. Не в состоянии довести до конца выполнение задания, сделать домашнюю работу. Не может придерживаться инструкции. Испытывает трудности в выполнении самостоятельной работы. Нуждается в руководстве и контроле со стороны взрослого. Сопротивляется выполнению заданий, которые требуют длительного умственного напряжения: домашних заданий, задач учителя или психолога. Избегает такой работы под разными поводами, выказывает недовольство. Часто теряет вещи. В повседневной деятельности проявляет забывчивость и рассеянность.
Признаки импульсивности и гиперактивности
- Совершает большое количество ненужных движений. Не может спокойно сидеть на стуле. Вертится, совершает движения, стопами, кистями, головой.
- Не может сидеть или оставаться на месте в ситуациях, когда это делать необходимо – на уроке, на концерте, в транспорте.
- Проявляет необдуманную двигательную активность в ситуациях, когда это недопустимо. Встает, бегает, крутится, без спросу берет вещи, пытается куда-то забраться.
- Не может спокойно играть.
- Чрезмерно подвижен.
- Излишне болтлив.
- Отвечает, не дослушав вопрос до конца. Не задумывается перед тем, как дать ответ.
- Нетерпелив. С трудом дожидается своей очереди.
- Мешает окружающим, пристает к людям. Вмешивается в игру или беседу.
- Нейропсихологическое обследование при СДВГ
С целью исследовать особенности работы мозга ребенку делаютэлектроэнцефалографическое обследование (ЭЭГ).бета-ритм снижен, а тета-ритм увеличен. в несколько раз выше нормы. Это говорит о том, что
- Консультация педиатра
Проявления сходные с СДВГ могут быть вызваны анемией, гипертиреозом и другими соматическими заболеваниями. Подтвердить или исключить их может педиатр, после анализа крови на гормоны и гемоглобин.
- Минимальная мозговая дисфункция (ММД) – легкие неврологические расстройства, вызывающие нарушения двигательных функций, речи, поведения;
- Повышенное внутричерепное давление (ВЧД) – повышенное давление ликвора (спинномозговой жидкости) которая находится в желудочках головного мозга, вокруг него и в спинномозговом канале.
- Перинатальное повреждение ЦНС – повреждение нервной системы, возникшее во время беременности, родов или в первые дни жизни.
В каком возрасте проявляется гиперактивность у ребенка
Большинство здоровых детей в то или иное время бывают невнимательными, гиперактивными или импульсивными. Дошкольникам свойственна короткая продолжительность концентрации внимания и неспособность долго заниматься одним делом. Даже у детей старшего возраста и подростков продолжительность концентрации внимания часто зависит от уровня интереса.
То же самое относится и к активности. Маленькие дети от природы энергичны — они часто еще полны энергии даже после того, как утомили своих родителей. Кроме того, некоторые дети от природы имеют более высокий уровень активности, чем другие. И это — вариант нормы.
Патологическая гиперактивность у детей и подростков определяется врачом по четким критериям, и она обычно заметна в возрасте до 6 лет. Симптомы проявляются более чем в одной ситуации, например, дома и в школе.
Совет шестой — не игнорируйте профессиональную помощь
Ждать, пока ребенок «перерастет» — не самая верная тактика. Дело не только в том, что СДВГ может не «пройти» сам собой, ведь бывает, что у детей школьного возраста этот синдром только проявляется. Само по себе состояние не дает ребенку успешно общаться с окружающими, социализироваться, успешно учиться.
Проблемы с обучением всегда идут рука об руку с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания. При полном отсутствии каких-либо проблем с интеллектом, ребенок не успевает в школе
Поэтому очень важно постараться как можно раньше скорректировать это состояние
Кто может помочь:
Невропатолог. Этот специалист диагностирует состояние ребенка и может назначить медикаментозное лечение.
Психолог — поможет наладить поведенческие проблемы, займется работой над развитием эмоционально-волевой сферы.
Дефектолог — профессионал, занимающийся коррекцией работы высшей психической деятельности
Занятия с этим специалистом помогут развить внимание, память, научиться выполнять последовательные задания и подготовиться к успешной учебе в школе.
Для того, чтобы добиться успеха, лучше всего совмещать лечение лекарственными препаратами и корректирующие занятия.
Суть и особенности
Основная характеристика психологического кризиса 7 года жизни – это стремительное приобретение новых черт, которые характерны для взрослых. Психика малыша теряет наивность и открытость, а внутренний мир становится более сложным. Он учится анализировать поступки окружающих и их причины, начинает обдумывать свои слова, может скрывать настоящие мотивы собственных поступков.
Переход из дошкольного возраста в школьный требует от ребенка совершенно новых для него действий: поиска своего места среди одноклассников, адаптации в непривычном круге общения. Новоиспеченный школьник сравнивает свои успехи с достижениями других детей, мирится с утратой лидерских позиций, находит свои сильные и слабые стороны, впервые сталкивается с критикой, конкуренцией и даже насмешками. Это удар по детской самооценке, который может стойко выдержать далеко не каждый малыш.
Ребенку приходится быстро взрослеть, так как во многих новых ситуациях он может рассчитывать только на себя. Для этого нужно быстро развивать самостоятельность, учиться принимать решения. Чтобы справляться с новыми задачами, организм стремительно набирает силу, выносливость, координацию.
В связи со спецификой воспитания мальчики и девочки проживают кризисный период по-разному:
- Кризис 7 лет у мальчиков проявляется в неусидчивости, отсутствии концентрации, чрезмерном чувстве соперничества. Им нужно выплескивать энергию, поэтому уроки и домашние занятия для них кажутся непреодолимым препятствием. Необходим четкий распорядок дня, дисциплина, и спорт, который поможет тренировать выдержку и расходовать энергию.
- Кризис 7 лет у девочек выражается в агрессии, которая проявляется в домашней обстановке. Девочки часто бывают отличницами и гордостью класса, а наедине с родителями проявляют накопленную раздражительность, которая выливается в истериках. Причина кроется в грузе обязанностей, с которыми ребенку сложно справляться. Родителям нужно проявлять максимум внимания к жизни девочки, разговаривать по душам, обсуждать ее чувства и эмоции.
Ранние признаки СДВГ
Как же можно выявить заболевание и своевременно приступить к лечению синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребенка? У детей первых лет жизни отмечаются определенные симптомы патологии, появление которых должно насторожить родителей:
- Быстрое физическое развитие (раньше срока начинают держать голову, не ползают, а сразу стремятся вставать и ходить и т. д.).
- Тяжело и подолгу засыпают, спят меньше положенной нормы в сутки.
- При утомлении не успокаиваются, а впадают в истерику и капризы.
- «Полевое» поведение – невозможность сконцентрироваться на одном деле более 1-2 минут; бросают игрушки до того, как их рассмотреть.
До 3-х лет еще трудно определить, являются ли вышеперечисленные проявления признаками патологии. К 5-12 годам симптомы становятся видны отчетливо. Поэтому лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребенка необходимо проводить в обязательном порядке.
Причины
Кризисный период у семилеток не случайно совпадает со школьной адаптацией. Внутренние изменения психики в основном обусловлены именно сменой социальной роли ребенка, новыми видами деятельности и обязанностями. В целом причины кризиса можно разделить на три группы:
- Прием новой социальной роли. Ребенок занимает важную социальную роль и становится школьником. Вместе с ролью он принимает и новые обязанности: учебу, отсиживание уроков, соблюдение режима, выполнение домашних заданий. При этом малыш становится одноклассником, участником совместного обучения и игр, дружбы, симпатий, конкуренции. Требования к нему растут, и он, в свою очередь, начинает предъявлять претензии к окружающим.
- Утрата детской непосредственности. Непосредственные ситуативные реакции, которые характерны для малышей, быстро теряются в связи с необходимостью занять новую социальную роль. Поэтому резко появляются атрибуты «взрослости»: самостоятельность, принятие решений, оценка ситуаций. Причины поступков ребенка не всегда понятны, действия могут казаться нелогичными, так как он скрывает их мотивы.
- Осознание внутренних переживаний. Малыш начинает осознавать свое внутреннее «я» и изучать собственные эмоции. Помимо физиологических потребностей, начинает чувствовать психические нужды. Понимает, что хорошие оценки нужны для того, чтобы не разочаровать родителей, получить похвалу учителя, самоутвердиться среди сверстников. Но все не так однозначно. Ведь с одной стороны хочется гулять, а с другой – нужно оправдать надежды старших. Постоянная необходимость выбора также становится серьезной причиной кризиса самосознания.
Классификация СДВГ у детей
В результате имеющихся признаков СДВГ разделяют на определенные типы:
- При отсутствии внимания без гиперактивности у детей такой тип называют невнимательный.
- При наличии гиперактивности без дефицита внимания у детей такой тип называют гиперактивно-импульсивный.
- Сочетание гиперактивности, невнимательности и импульсивности у детей характеризуется как комбинированный тип – самый распространенный.
Формы СДВГ, учитывая его коморбидность:Простая форма — наличие СДВГ у детей без сопутствующих заболеваний.Осложненная форма — наличие СДВГ отягощен дополнительными нарушениями:
- церебрастеническая (нарушение сна, раздражительность, снижение аппетита, мигрень, нарушения функционирования внутренних органов);
- неврозоподобная (гиперкинез, недержание мочи, расстройство речи);
- сочетанная (расстройство аутистического спектра, внезапное возникновение судорожных приступов, тревоги, депрессии).
Учитывая оценочную шкалу Коннерса СДВГ у детей разделяют на степени:
- минимальная – при незначительном отклонении от поведения здоровых детей;
- легкая – при нарушении нормального поведения у детей в незнакомом месте;
- умеренная – значительные проблемы в плане контроля и порядка при учебе в школе у детей;
- выраженная – острые трудности в школьной жизни, на уроках и при других обстоятельствах.
Лечение СДВГ
Лечение включает два обязательных компонента:
- Психотерапия – может быть индивидуальной или семейной, в зависимости от ситуации.
- Медикаментозная коррекция – препараты необходимы для того, чтобы стабилизировать работу мозга и помочь ребенку адаптироваться в обществе и справляться с нагрузками.
Врач-психиатр назначит индивидуальный курс препаратов группы корректоров поведения. Они дают мягкий седативный эффект, убирают импульсивность и повышенную возбудимость, улучшают усидчивость и концентрацию внимания.
Терапию необходимо принимать – без нее ребенок не сможет адаптироваться в обществе и его психика будет страдать.
Из практики врача:
Совет восьмой — контролируйте время
Дети с СДВГ совсем «не дружат» со временем. Это чувство у них развито очень плохо. Предупреждайте о том, что нужно закончить какое-то занятия немного заранее и несколько раз.
Фраза о том, что игру надо закончить до прихода с работы папы, не скажет ребенку ни о чем. В итоге, когда придется убирать игрушки, он окажется к этому не готов. То же с уроками, заданиями, сборами на прогулку или занятия. Предупредите более конкретно — за 10 минут, потом — за 3 минуты до того момента, когда действие действительно должно быть закончено.
С некоторыми детьми неплохо работает игра в таймеры. В определенное время таймер зазвонит. Только используйте систему театральных звонков — первый, второй и третий.
Прогноз при СДВГ
Благополучный исход вполне вероятен – 75% людей выходят во взрослую жизнь без симптомов СДВГ.
Однако важно понимать, что для победы над синдромом необходимо лечиться, наблюдаться у врача и соблюдать все его рекомендации. Если просто оставить ребенка наедине с проблемой, то со временем он не сможет найти себе место в социуме, он будет одиноким и очень странным для окружающих
Если просто оставить ребенка наедине с проблемой, то со временем он не сможет найти себе место в социуме, он будет одиноким и очень странным для окружающих.
Не корректируя особенности характера, свойственные заболеванию, человек будет доведен до состояния психопатии – негативные черты характера начнут восприниматься им как норма и встроятся в его личность.
У 25% людей с диагностированным в детстве СДВГ симптомы сохраняются и во взрослом возрасте.
В чем это выражается:
- Трудности с концентрацией внимания
- Нетерпеливость
- Неспособность сидеть на месте без каких-либо движений
- Сложности в планировании событий
- Трудности в личных отношениях
Если вы узнали себя или своего ребенка в описанных симптомах, обратитесь к врачу-психиатру. Вы можете записаться на прием к специалисту нашей клиники прямо сейчас.
И будьте здоровы!
Ваши Василий и Екатерина Шуровы
Как лечат синдром?
Коррекция СДВГ осуществляется в комплексе – лекарственная терапия, физиотерапия, психотерапия.
В самых сложных случаях назначается медикаментозное лечение. Но, в основном, до этого не доходит, серьезные лекарства не рекомендуются детям в столь юном возрасте. Если психоневролог или педиатр все-таки назначает психокоррекционный препарат, принимать его следует только под контролем врача, а родителям рекомендуется внимательно следить за изменениями в поведении и настроении ребенка.
Физиотерапия поможет улучшить мозговое кровообращение, нормализовать сосудистый тонус, стабилизировать психоэмоциональный фон, уменьшить возбудимость.
Консультации у детского психолога проходят в игровой форме и помогают вовлечь малыша в коллектив, правильно реагировать на окружающий мир и ситуации
При помощи эффективных психологических методов специалист научит ребенка лучше понимать собственные эмоции, контролировать импульсивность и поведение, снизит уровень тревожности и разовьет внимание и усидчивость.
Совет первый — режим
Уж сколько говорят про этот распорядок дня — как будто это панацея какая-то! Действительно, привычный режим очень важен для детей. А для гиперактивного ребенка — вдвойне.
Привычный уклад, сон, отдых, занятия и прогулка должны происходить в одно и то же время.
Постепенно организм ребенка сам станет настраиваться на нужный вид деятельности, а значит активному энерджайзеру будет значительно проще гасить возбуждение и справляться с переизбытком эмоций.
Введите в обиход семейные традиции и ритуалы. Например, утро может начинаться с одной и той же песенки на музыкальном центре, ласковых объятий под привычный стишок, вечером — в одно и то же время и в строгой последовательности начинаются гигиенические процедуры, стакан кефира, сказка перед сном.
Все новое и непривычное вызывает у ребенка перевозбуждение нервной системы. В ответ на это он ведет себя неадекватно — кричит, бегает, суетится. Не изменяйте правилам. Ритуал очень важен для детей с СДВГ. Если в ванну пора в 9 вечера, значит, так тому и быть, придется строить и ваши дела с учетом детского режима.
Синдром гиперактивности с дефицитом внимания у детей заложен в генах
Ученые нашли гены, «отвечающие» за развитие гиперактивности у ребенка, а также за присутствие синдрома дефицита внимания. Специалисты из медицинского университета имени Сеченова вместе со своими зарубежными коллегами решили изучить геномы малышей, у которых наблюдался синдром гиперактивности с дефицитом внимания. У детей и их родственников в результате обнаружились схожие особенности строения некоторых генов.
Комментарий эксперта:
Нарушения в генах, которые кодируют белок, могут стать причиной развития гиперактивности у ребенка, поскольку продукты этих генов принимают участие в трансляции сигналов его нервной системы. Нам удалось обнаружить ранее неизвестные формы генов, которые могут быть связаны с возникновением СДВГ. Результаты этих исследований могут быть полезны для диагностики этой патологии на генетическом уровне. И, возможно, помогут разработать методы лечения гиперактивности у детей. Смысл исследования заключался в том, чтобы проанализировать полный набор генов в семьях, где наблюдалась гиперактивность у ребенка. Таким образом были «отслежены» два гена — AAED1 и ATAD2. Изучив их, мы сделали вывод, что изменения в структуре генов могут воздействовать на возбудимость определенных отделов нервной системы. Что и приводит к гиперактивному поведению.