Ребёнок боится смерти: как выработать правильную тактику поведения родителям

Формы проявления болезни

Танатофобия способна проявиться несколькими вариантами.

  • боязнь непосредственно процесса захоронения;
  • боязнь кремации;
  • болезненное ожидание самой смерти;
  • тантофобия – боязнь насильственной смерти. В этом случае большая роль принадлежит СМИ, систематически информирующих население о случаях насильственной погибели.

В современном мире панический ужас перед своей кончиной возникает у пожилых людей. И дело здесь вовсе не в высоких материях, страхом перед неизведанной загробной жизнью или религиозных мотивах. Паническое неприятие своей кончины исходит от банальных вещей: пожилые люди пугаются, что их накопленных средств будет недостаточно для погребения.

Расстройству сопутствует боязнь покойников, надгробий, даже призраков.

Существуют определенные возрастные периоды, являющиеся критическими для формирования фобии. В данных возрастных рамках особо велика вероятность проявления танатофобии. Для детского возраста это периоды 4–6 лет, 10–12. Для взрослых – 17–24 и 35–50 лет.  

Никогда не забывайте, что вы здесь взрослый

Думаю, у вас в России нет такой присказки, но у нас есть такой детский стишок: «Я резина, а ты клей, что ни скажешь, от меня отскочит, к тебе прилепится». Идея в том, что дети будут плохо себя вести, обязательно будут. Они будут ругаться, будут пытаться вывести вас из себя. Их действия будут вызывать у вас страх, беспокойство и злость, они будут вас расстраивать. Мне очень часто приходится напоминать себе: «Эй, это я здесь взрослая». Если мой ребенок меня обзывает, я не должна быть второй маленькой девочкой и расстраиваться из-за этого.

Моя дочь еще ребенок, она учится, она неизбежно будет совершать ошибки, но я уже взрослая, и я не должна принимать ее ошибки на свой счет. Я делаю глубокий вдох и говорю себе: «Я здесь взрослая, я не буду воспринимать это как личные нападки. Я спокойна, я совершенно спокойна. Я могу с этим справиться».

Потому что если вы будете остро реагировать на поведение ребенка, вы можете только усилить проблему

Поэтому иногда очень важно сделать шаг назад, глубоко вдохнуть и напомнить себе, что вы не идеальны, и вы тоже будете совершать ошибки, и даже если вам нужен перерыв, то ничего страшного, вы сможете разобраться с этим, когда успокоитесь, не нужно чувствовать себя виноватыми

И наконец, важно помнить о том, что каждый случай проблемного поведения не просто расстраивает нас, он учит нас чему-то полезному. Когда ребенок плохо себя повел, вы можете сказать: «Ага! Этот момент может меня чему-то научить»

Ребенок не пытается расстроить и «довести» вас. Ребенок пытается сообщить вам о какой-то проблеме, которая требует решения. Ребенок пытается показать, что она не знает, как это делается, или чего я от нее хочу. Или ребенок показывает, что она не хочет этого делать. Так что моя задача как родителя, либо научить ее это делать, либо гарантировать, что она получит что-то в результате, так что в следующий раз она будет мотивирована выполнить это задание.

Так что да, иногда нужно отойти в сторону подумать: «Хорошо, о чем говорит это поведение? Какому навыку мне нужно учить ребенка?» Это не значит, что у меня плохой ребенок, это не значит, что я плохая мать, это просто момент, который сообщает о проблеме, требующей решения. И мы оба можем использовать этот момент, чтобы научиться чему-то новому.

И очень важно разделять то, что мы, как родители, можем контролировать, а что нам неподвластно. Я не могу изменить тот факт, что у моего ребенка инвалидность, я не могу изменить тот факт, что у моего ребенка аутизм, я не могу изменить тот факт, что у моего ребенка отцовский характер

Все эти причины, которыми люди пытаются объяснить поведение, мы не в силах изменить. Но мы можем повлиять на те переменные, которые находятся в окружающем мире, и которые влияют на поведение гораздо больше, чем нам кажется.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Разница понятий

До сих пор мы в основном говорили о нормальном горе (говоря языком психологов). Однако существует еще и вариант патологического горя. Что это такое?

Прежде всего это означает, что процесс переживания горя у детей может характеризоваться явным отрицанием, болезненными размышлениями о потере уже спустя месяцы после случившегося события, личностными изменениями. Ребенок, который навязчиво занят фантазиями о воссоединении или который через месяцы отказывается принять, что любимого человека действительно нет, не смог успешно справиться с горем. И его депрессию нужно воспринимать очень серьезно, как и все, что касается детской психики.

Симптомы депрессии у детей могут выражаться в отгороженности, апатии, эпизодических психосоматического характера желудочных или головных болях, ночных кошмарах. Он может отказаться от друзей в результате агрессивности или ухода в себя.

Нормальная «работа горя» может стать патологическим процессом, если человек «застревает» на одной из фаз. Как правило — на второй. Это приводит к тяжелейшим последствиям, когда человек обречен бесконечно долго переживать острую фазу горя — самую тяжелую, самую болезненную. Все симптомы второй фазы усиливаются и подчеркиваются.

Причинами возникновения патологического горя являются конфликты или ссоры с близким человеком перед его уходом, невыполненные обещания, определенные обстоятельства смерти близкого, отсутствие на похоронах. Причиной может стать и то, что близкий человек пропал без вести, тело не было найдено, — причин много.

Чтобы понять, к чему все это может привести, необходимо четко различать понятия «горе» и «травма».

Горе — нормальный процесс, а травма — процесс образования синдрома посттравматических нарушений.

Легче всего переносится ожидаемая утрата, когда ребенок при смерти не присутствует. Например, если речь идет о бабушке и дедушке, которые находятся не рядом. В своей жизни ребенок сталкивается с уходом прежде всего этих членов семьи. При этом ребенок заранее знает, что бабушка или дедушка уже старенькие, они скоро должны умереть, они долго болеют. В этом случае, если ребенок подготовлен заранее и не присутствует в самый момент умирания, процесс горя, как правило, протекает легче всего.

Тяжелее бывают случаи, когда ребенок в принципе знает, что бабушка или дедушка могут скоро умереть, но это становится полной неожиданностью.

И гораздо более травматичными являются случаи, когда ребенок сталкивается с насильственной смертью.

Наконец, к самым травматогенным относятся ситуации, когда ребенок был вовлечен в тот несчастный случай, катастрофу или войну, которые унесли жизнь его близких, но он сам выжил. «Работа горя» значительно осложняется в таком случае виной выжившего («Почему я выжил, а он погиб?»).

Тяжело пережить смерть, смириться с мыслью, что близкий человек умер, но в ситуации неопределенности это приходится делать несколько раз в день, переходя от надежды к полному отчаянию. Это состояние разрушительно для любого. И даже надежда здесь играет отрицательную роль. Собственно, она-то и не дает возможности начать процесс переживания горя. Пока жива надежда, человек обречен вечно за нее цепляться. Так что в какой-то мере безнадежность лучше.

Поэтому вы можете помочь человеку, отнимая у него надежду, как ни странно это звучит. Вот почему всегда и во всех случаях надо сообщать о смерти близкого человека сразу. Детям нужно сказать правду сразу же, в естественной манере. Лучше всего это сделать родителям или кому-то из близких людей.

Чем больше веры и поддержки найдет ребенок, тем лучше будет проходить его адаптация к новой жизненной ситуации. «Высылка» детей из семьи или из ситуации горя, как и игнорирование их переживаний, показывает неуважение к их чувствам и отрицает их право на печаль. Быть «отосланным» из семьи для ребенка выглядит ужасным наказанием, и это увеличивает уже возникшую душевную боль. Ведь дети очень интуитивны. Они видят, что у взрослых «что-то не так», мамы (папы) рядом нет, на все вопросы о них отвечают что-то невразумительное. Неизвестность вызывает страх.

Запоздалое сообщение о смерти может породить у ребенка обиду на близких.

Причины страха смерти

Вряд ли найдется человек, который ни разу не задумывался о конечности своего существования или возможности жизни без самых близких людей, которые однажды его оставят. Но не у всех эти мысли вызывают развитие фобии. По словам Николая Чадаева, несмотря на то, что сегодня танатофобия встречается часто, многие люди успешно преодолевают ее. Они стараются не думать о смерти, гонят грустные мысли прочь и отвлекаются на простые жизненные радости, которые и считают смыслом своей жизни.

Но некоторым людям справиться с этой психологической нагрузкой не удается. Тревожные мысли настолько прочно поселяются в сознании, что это меняет восприятие жизни. Человек начинает рассматривать ее с совершенно нового ракурса, отмечая, настолько бессмысленным является все вокруг. Не понимает, зачем смеяться, зачем общаться, зачем есть и пить, если в конечном счете все окончится по одному «сценарию».

К развитию танатофобии подталкивают как внутренние переживания, так и окружение. В нынешнем году на фоне пандемии, ежедневного информирования в СМИ о количестве умерших тревожность в обществе достигла пика. И люди, которые потеряли своих близких или сами оказались на грани жизни и смерти, попали в ситуацию, из которой очень сложно выбраться своими силами.

История из жизни

«После развода Ольга М. воспитывала дочь Марину самостоятельно, без поддержки со стороны отца ребенка. Денег в семье постоянно не хватало, потому женщина была вынуждена несколько лет работать на двух работах, приходила домой поздно вечером и не могла уделять дочери достаточно внимания. По мере взросления ребенка в семье участились конфликты: Марина обвиняла мать в разводе, утверждала, что Ольга М. не позволяет отцу навещать её, упрекала в холодности и безразличии. Во время острых конфликтов в речи девочки мелькали фразы, которым Ольга поначалу не придала значения, считая эмоциональным шантажом: «Лучше умереть, чем так жить!», «Хочу уснуть и не проснуться», и т.д. Ольга всерьез испугалась, когда обнаружила в истории браузера ссылки, которые её дочь забыла удалить: 12-летняя девочка искала в Сети советы, как можно быстро и безболезненно уйти из жизни».

Что в таких случаях делать родителям? Нельзя заниматься нравоучениями, высмеивать подростка, устраивать скандал, выносить проблему на общее обсуждение. В первую очередь, нужно постараться вызвать подростка на доверительный разговор тет-а-тет и предложить вместе посетить центр психологической помощи. Ребенок должен знать, что его проблемы можно решить.

Поговорив с дочерью, Ольга предложила вместе съездить в центр психологической помощи, не упоминая, что обнаружила в истории браузера напугавшие её ссылки. На встречах с психологом Марина вначале вела себя замкнуто, «раскрывалась» с неохотой. Девочка признавалась, что дороже и ближе матери у неё человека нет. Вместе с тем, у Марины было острое ощущение, что она лишь обуза для семьи, что именно из-за нее им так тяжело. Случалось, что Ольга в порыве гнева бросала фразы типа: «Если бы не ты, мне бы не приходилось пахать как лошадь. Я все для тебя делаю, а ты даже спасибо мне порой сказать не хочешь».

Мать была обижена на дочь, что та не желает помочь ей хотя бы с домашними хлопотами, а дочь – злилась на то, что единственный родной человек как будто не замечает ее, не видит ее слез и переживаний, «даже в кино со мной ни разу не сходила». Встречи с психологом иногда проходили только с девочкой и были направлены на стабилизацию ее эмоционального состояния, иногда – только с матерью, где разбирались семейные конфликты и пути выхода из них, а чаще – совместно, чтобы помочь научиться понимать друг друга. После работы со специалистом доверительные отношения матери и дочери удалось восстановить, после чего депрессия и суицидальные мысли больше не возвращались к ребенку».

Факторы (причины) возникновения детского страха

Исследователи выделяют следующие факторы (причины) возникновения детских страхов:

  1. Гнев и угрозы по отношению к ребенку;
  2. Внушение со стороны взрослых, которые эмоционально предупреждают ребенка об опасности, которую он еще не осознает;
  3. Внушение со стороны детей, которые придумывают себе чудовищ и монстров, а потом рассказывают о них других детям;
  4. Конкретный случай, который напугал ребенка (например, укусила собака или застрял в лифте);
  5. Невроз;
  6. Детская фантазия;
  7. Конфликты в семье (ребенок очень часто считает себя причиной конфликта между родителями);
  8. Обиды со стороны сверстников.
  9. Жилищные условия семьи. А. И. Захаров отмечал, что у детей, живущих в коммунальных квартирах, где больше возможностей контактировать со сверстниками, меньше вероятность возникновения страхов, чем у детей (особенно девочек) из семей, живущих в отдельных квартирах;
  10. Количество детей в семье. У единственного ребенка в семье, который находится в тесном эмоциональном контакте с родителями, обычно сильнее перенимает их беспокойство. Увеличение количества детей в семье обычно способствует уменьшению страхов;
  11. Возраст родителей. У родителей в возрасте старше 30 дет (и особенно в возрасте старше 35 лет) дети более беспокойны;
  12. Пол ребенка. Девочки более склонны к страхам, чем мальчики.

В чем суть расстройства

Неврастения у детей – это реакция на внешние раздражающие факторы, окружающую среду, какие-либо события. Прогрессировать она может в трех направлениях:

  • гиперстеническая – повышенная активность, шумное поведение, эмоциональное возбуждение. Ребенок теряет самообладание, проявляет недовольство по любому поводу. Постоянно меняет вид деятельности, но не может сосредоточиться ни на одном занятии. Преобладает плохое настроение, раздражительность;
  • гипостеническая – слабость, плаксивость, пугливое состояние. Сопровождается повышенной утомляемостью. Наблюдается вялость в движениях, снижение интереса к вещам, раньше вызывавших всплеск эмоций;
  • переходная – неврастения, при которой симптомы и признаки первых двух видов у детей и подростков проявляются поочередно. Присутствуют серьезные расстройства сна, истощение нервной системы.

В целом это психогенное расстройство, основой которого является противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами (скорее всего, ближайшими родственниками), решаемое непродуктивно, неудачно и нерационально. Оно вызывает тягостные, болезненные переживания. Развивается в детском возрасте, в период формирования личности. 

Неврастения – функциональное, обратимое нарушение психики, при котором не происходит органического повреждения головного мозга.

Болезненное перенапряжение психофизиологических потенциалов выводят ребенка из привычного ритма жизни. Не в силах соответствовать завышенным требованиям окружающих, он заранее считает себя неспособным преодолевать трудности. Причин для создания такого состояния можно найти множество, но чаще всего это взаимоотношения с родителями. 

Именно самые близкие люди неосознанно рушат внутренний мир малыша. Они не могут принять своего ребенка таким, какой он есть, проявляют строгость и требовательность. Их чада пытаются соответствовать ожиданиям, но часто запросы завышены и не соответствуют их возможностям. На этом фоне складывается расстройство – неврастения. 

У детей ее симптомы выражены ярко, но быстрее поддаются коррекции. У взрослых все намного сложнее. В сознательном возрасте невроз данного типа способен доставить гораздо больше проблем, чем в детстве. 

Без соответствующей медицинской помощи у подростков и детей формируются проблемы с социальной адаптацией, трудности в построении отношений со сверстниками, вплоть до развития депрессии. Если же недуг замечен вовремя и приняты соответствующие меры, то приобретенные нарушения нервной системы вполне обратимы.

Навязчивые страхи у детей, лечение

Навязчивые страхи у детей встречаются бовольно часто. К навязчивым страхам относятся: гипсофобия (страх высоты), клаустрофобия (боязнь закрытых пространств), агорафобия (боязнь открытых пространств), ситофобия (боязнь принимать пищу) и другие. Навязчивых детских страхов сотни и тысячи; все, безусловно, перечислить, невозможно. Эти страхи ребенок испытывает в определенных, конкретных ситуациях, боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь. Бредовые страхи – это страхи, причину появления которых найти просто невозможно. Как, например, объяснить, почему ребенок боится ночного горшка, отказывается принимать ту или иную пищу (фрукты, овощи или мясо), боится надеть тапочки или завязать шнурки.

Когда ребёнок не испытывает страха?

Если малыш не беспокоится за свою жизнь или за жизнь родителей, то это может быть тревожным сигналом. Полное отсутствие беспокойства свидетельствует о том, что у ребёнка или низкая эмоциональная чувствительность, или в семейных взаимоотношениях есть серьёзные проблемы. Малышу не о чем тревожиться только тогда, когда со смертью родителя он ничего не потеряет.

Притупляются детские эмоции и в случае, если взрослые создают иллюзию такого мира, в котором нет повода для беспокойства. Тем самым родители пытаются уберечь своё чадо от переживаний, не хотят травмировать детскую психику. Однако, если ребёнок созрел для того, чтобы осознать неизбежность смерти, на эту тему следует говорить с ним честно.

Не нужно искусственно тормозить процесс переосмысливания законов природы. Самая большая ошибка – это уверить ребёнка в том, что мама и папа никогда не умрут. Дети жизнерадостных и оптимистичных родителей тоже могут не испытывать глубоких переживаний.

Как работают психологи со взрослыми, пережившими психологическую травму в детстве

Часто взрослые люди обращаются за помощью к психологу, жалуясь на разные неприятные симптомы. В процессе психотерапевтической работы оказывается, что причина недомоганий – травма, полученная в детские годы. В таких случаях специалист помогает проработать психологическую травму и предлагает пациенту способы решения проблемы для устранения негативных ощущений и возвращения к полноценной жизни. Вот некоторые из них:

«Метод пустого стула» – техника, при которой пациент представляет себе, что перед ним на пустом стуле сидит важный для него человек, с которым связано травмирующее событие. Пациенту предлагается высказать «пустому стулу» свои ощущения, проработав таким образом свою травму

После чего он сам садится на этот стул и от имени важного человека отвечает на свои вопросы. Таким образом возможно вновь пережить сложную ситуацию, но под наблюдением и с поддержкой психотерапевта.

«Схема-терапия» основана на теории, что человеку присущи убеждения (схемы), в которые он верит автоматически, не разобравшись, что к чему

При помощи диалога, игрового метода или ведения дневниковых записей пациент может изменить самовосприятие, преодолеть ненужные страхи и научиться не избегать ситуаций, которые кажутся сложными или непреодолимыми, а как бы «встречать опасность лицом к лицу» и легко справляться с ней.

«Десенсибилизация и обработка движением глаз» – это особая методика, которая применяется при посттравматическом стрессовом расстройстве и помогает избавиться от привычной реакции пациента на эмоциональную травму. Во время сеанса психолог предлагает клиенту вообразить травмирующие события заново и сосредоточиться на внутренних ощущениях, а сам в это время водит рукой (или указкой) перед глазами клиента. Такие движения заставляют оба полушария головного мозга включиться в работу, что способствует тому, что человек не воспринимает случившееся так остро, как раньше.

Дорогие взрослые! В огромной степени от вас зависит счастье и успешное будущее ваших детей, помните об этом и почаще обнимайте своих малышей просто так, без всякого повода. Если ребенок грустит – отложите свои дела и не поленитесь спросить у него, в чем причина плохого настроения, чем вы можете ему помочь. С теплого разговора и искреннего участия и начинается как доверие, так и выздоровление.

Что делать, если ребенок боится темноты: советы родителям

Избегать травмирующих для ребенка ситуаций необходимо. Но сам по себе страх темноты от этого никуда не уйдет. По мере того как малыш растет, растет и его диапазон чувственных переживаний, количество разных страхов может увеличиваться.

Единственный верный способ избавления от страхов — правильно развивать и направлять эмоциональную сферу ребенка. Достигается это чтением классической детской литературы на сопереживание и сострадание главным героям. Когда малыш переживает не за себя, а за другого — его чувственный диапазон направляется в сопереживание и страхи уходят.

Например, у Андерсена есть множество великолепных сказок на сопереживание: «Девочка со спичками», «Гадкий утенок», «Оловянный солдатик» и т. д. Богато хорошими сказками творчество русских и советских писателей: Бианки, Гайдара, Успенского, Заходера, Бажова. Развернутый список подходящей литературы можно найти здесь.

Совместное чтение такой литературы в кругу семьи способствует не только гармоничному развитию ребенка, но и созданию крепких семейных связей, душевного тепла между всеми членами семьи. Как только ребенок освоил навык самостоятельного чтения — привлекайте и его тоже читать вслух для остальных.

И пусть вас не пугает, если в результате чтения малыш рыдает взахлеб от сострадания героям. Это слезы, от которых его чувственность раскрывается, и ребенок получает сбалансированное внутреннее состояние.

По мере того как ребенок растет, направляйте его навык сопереживания и на реальных людей

Напомните ему, что важно позвонить и справиться о здоровье больного одноклассника. Проведать пожилую бабушку, помочь старенькой соседке

Диагностика

На выявление детских страхов в маленьком возрасте обычно уходит 1 сеанс у психолога. Чем старше ребёнок, тем затруднительнее диагностика, так как появляется скрытность, недоверие и прочие возрастные паттерны поведения.

Для диагностики в дошкольном и младшем школьном возрасте используются самые разнообразные методики.

«Домики»

Самая распространённая и точная методика выявления детских страхов, составленная М. А. Панфиловой и А. И. Захаровым на основании исследования М. Кузьминой. Её таблица «Детские страхи по возрастам (норма)» была представлена выше. Ребёнку дают два листа бумаги с нарисованными на них домиками. Один — чёрный, мрачный, устрашающий. Другой — разноцветный, яркий, весёлый, красивый. Педагог-психолог перечисляет страхи из таблицы, а малыш их «расселяет» по этим двум домикам. Перед этим ему нужно объяснить: в чёрный идёт то, что страшно, в разноцветный — то, что не страшно. Далее подсчитывается количество фобий, оказавшихся в первом домике. Если оно превышает норму, ребёнок отправляется на коррекцию.

«Силуэт человека»

Автор — Л. Лебедева. Методика определяет эмоциональное состояние по цветовому выбору, согласно Люшеру. Ребёнку предлагается нарисовать и раскрасить человека (или даётся уже готовый контур). На наличие страхов указывает преобладание чёрного, серого и коричневого.

«Рисунок семьи»

Авторы — Г. Т. Хоментаускас и В. К. Лосева. Методика позволяет отследить панические переживания, порождённые обстановкой в семье. Оценивается местоположение ребёнка на рисунке, наличие остальных родственников, близко или далеко они от него находятся, держат за руку или нет, цвет одежды и многое другое. Диагностика чаще всего используется семейными психотерапевтами.

Используются также диагностические опросники:

  • П. Бейкера и М. Алворда;
  • Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко.

И. В. Самойленко предлагает использовать сказкотерапию для диагностики. Зачитывается сказка с проблемной концовкой, которую должен додумать ребёнок. Если у него всё закончится хорошо, вряд ли у него есть проблемы с фобиями.

Помимо всех этих методик, родителям и воспитателям предлагается понаблюдать за ребёнком в течение 3-5 дней. Если он страдает от фобий, на это укажут определённые маркеры:

  • частая смена настроения;
  • мускульное напряжение, мышечные конвульсии в области лица и шеи;
  • чрезмерная возбудимость, нервозность;
  • плаксивость, капризность;
  • отсутствие аппетита;
  • нарушения сна;
  • трудности в концентрации внимания.

Для диагностики ночных кошмаров используется полисомнография. С помощью компьютерных программ проводится наблюдение за ребёнком, пока он спит. Результатом является гипнограмма, содержащая информацию о качестве и структуре сна, количестве и продолжительности стадий и фаз. На его основании делается вывод о наличии или отсутствия патологии и назначается лечение.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий