Ребенок боится громких звуков и шума: причины страха и советы психолога

Содержание

Каждый скачок физического и психологического роста у детей сопровождается особым переходным периодом – кризисом. В семь лет ребенок встает на очередную ступень развития. Дошкольник становится школьником, меняется его социальный статус. Появляются новые обязанности, взрослые начинают выдвигать другие требования, другим становится режим дня. Психика переживает потрясение, которое сопровождается переживаниями, сменой привычного поведения, сложностями с коммуникацией. Поэтому в возрастной психологии у детей выделяют кризис 7 лет.

Когда игры меняются на активное обучение, меняется круг общения и формируется другая социальная роль, ребенок становится непослушным, упрямым, раздражительным. Признаки кризисного состояния психики могут проявляться в возрасте с пяти до восьми лет. Чтобы помочь правильно преодолеть этот сложный этап и занять новую социальную позицию, родители должны вовремя распознать кризис и правильно на него отреагировать.

Триггеры рефлекса Моро

Моро-рефлекс запускается при любых внезапных изменениях чувственной стимуляции. Есть много таких триггеров, но наиболее распространенными являются:

  1. Громкий шум.
  2. Внезапное прикосновение.
  3. Резкое изменение интенсивности света.
  4. Любое событие, которое выводит ребенка из равновесия, например, изменение высоты (при помещении в кроватку, например, из ванны).
  5. Изменение направления движения тела ребенка.

Некоторые из этих триггеров могут быть настолько незначительными, что родители их не заметят. Тем не менее, для ребенка, который до сих пор привык жить в утробе матери, даже самые незначительные изменения могут вызвать этот врожденный рефлекс.

7 ответов

Не забывайте оценивать ответы врачей, помогите нам улучшить их, задавая дополнительные вопросы по теме этого вопроса.Также не забывайте благодарить врачей.

Биттерлих Леонид Ростиславовичдетский невролог 2019-04-16 18:03

Это единственная проблема? А так ребенок всегда был спокойным, нормально спал?

Юлия 2019-04-16 18:13

Сейчас он периодически закатывает истерики, если ему что-то не дают и тп. Сам по себе спокойный, аккуратный очень, послушный, хотя ему только годик. Спит хорошо, если не беспокоят зубы, то не просыпается ночью вообще. Единственное иногда может теребить уши, в последнее время когда злится может расцарапать щеку.

Биттерлих Леонид Ростиславовичдетский невролог 2019-04-16 18:31

В общем есть повышенная нервность. Лечение зависит от причины — наблюдался ли у невролога после рождения?

Юлия 2019-04-16 18:37

Он проходил осмотр плановый в 3 месяца, было все в норме. Больше не ходили.

Биттерлих Леонид Ростиславовичдетский невролог 2019-04-16 19:50

Следует попить лекарства на подкрепление процесса торможения в нервной системе (это лечение), если не поможет — то на подавление процесса возбуждения (это уже больше для удобства и приспособления к стрессовым ситуациям).
Для этого нужно сходить к неврологу по месту жительства.А также почитайте рекомендации на моем сайте по этой ссылке: https://www.dokbit.com/vse-o-nervnykh-boleznyakh-detej/tridtsat-problem-s-kharakterom-rebenka-sovety-psikhologov.html

валерия 2019-04-18 10:08

Здравствуйте, у педиатра есть подозрения на проблемы по части неврологии у моего сына, ему 5 лет. Частые капризы, вчера в садике ему не понравился как девочка сидящая рядом громко кричала и он ее стукнул, с рождения писеет по ночам и в тихий час не просыпаясь, говорит с паузами (то ли воздуха не хватает то ли речевой аппарат недоразвит), педиатр советует пустырник, невролог глицин. Раньше до лет 3 не было к нему особых вопросов у невролога- переворачиваться начал чуть позже нормы, пошел в 11 месяцев и говорить начал чуть позже(старший в 1,5 года во всю стрекотал, а младший в 2 не говорил, не помню точно вроде в 2,5 года заговорил) больше вопросов у невролога не было. Меня беспокоит его энурез, капризы(но ночью спит хорошо, один боится, если есть кто то рядом спит не просыпаясь, если никого рядом нет идет ночью искать маму), частые вдохи! Есть аденоиды, узи сердца делали-уз патологии не выявлено, регургитация на тк и лк, срдла 14 мм. Рт. ст. С года и до 4 болел раза 2-3 в год бронхитами, один раз обструктивным, у пульмонолога был год назад ничего страшного не сказала, в последний год бронхитов не было только трахеит и фарингит.

Чувствительная нервная система у ребенка

С ранних лет дети со слабой нервной системой чрезмерно чувствительны. Они легко замечают изменения в настроении окружающих и активно на них реагируют, не могут спать в полной темноте или при наличии малейшего источника света, сильно переживают, когда смотрят мультфильмы или читают книги. Если ребенок 5 лет боится громких звуков, быстро устает, слишком эмоционален, то это может быть связано с гиперактивностью и легкой возбудимостью.

Таким малышам нужны продуманный режим дня, посильные трудности, которые не приведут к переутомлению, и умеренные новые эмоции. Впечатлительных детей обычно приходится учить преодолевать страх, оберегать их от внушений негативного характера и отрицательного самовнушения. Если ребенок в 9 месяцев боится громких звуков и часто плачет, нужно выработать ритуалы отхода ко сну днем и вечером. Полезны ванночки с успокаивающими сборами. В некоторых случаях применяются специальные препараты.

Страх звука будильника

Этот страх стоит особняком. Он тесно связан с несколькими переживаниями и убеждениями. Во-первых, чувствительных людей пугает сам резкий сигнал будильника

Они уделяют большое внимание той мелодии, которая их будит по утрам

Как правило, они стараются найти или даже самостоятельно создать звуковой файл, начинающийся едва слышным и редким пиканием, осторожно наращивающим громкость и в конце концов переходящим в громкую мелодию — на всякий случай, чтобы не проспать

Но не все так просто. Будильник обычно заводят перед трудовым днем, а значит завтра будет не только ограничение сна, но и, возможно, большая и ответственная нагрузка. Перед ней как раз бы и выспаться, но ведь как назло, чем больше необходимость поспать, тем труднее это удается. Ожидание сигнала будильника может превратиться в навязчивый кошмар, вообще не дающий уснуть.

Ситуация еще осложняется элементами самобичевания за то, что «все как люди, и только я один…» Ну и дальше по тексту. Немаловажным фактором служит и скрытое переживание по поводу потери контроля во сне

Если не увлечься чем-нибудь сильно поглощающим внимание, то наяву, как правило, мы никогда не пропустим нужное время, которого ожидаем

Патогенез заболевания

Патогенез подросткового ОКР сложен и мало изучен. Согласно общепринятому мнению, заболевание развивается вследствие нарушения функций головного мозга. Недостаточный уровень серотонина приводит к тому, что создается препятствие для передачи импульса нейронам.

В основе ОКР – страх перед неизвестностью, который парализует мысли и действия. Но человеческий организм устроен так, что на фоне тревожности и эмоциональной нестабильности включаются защитные психические механизмы, которые приводят к тому, что человек осознает свои страхи. И чем чаще возникает страх, тем сильнее человек пытается защитить себя, прогнать негативные мысли. 

Диагностика ОКР

Диагностика обсессивно-компульсивного расстройства у подростков затруднена тем, что это заболевание имеет сходные черты с другими патологическими процессами, в частности с шизофренией. Поэтому поставить точный диагноз может лишь специалист в профильной медицинской клинике. 

При диагностике ОКР у подростка необходимо исключить вялотекущую шизофрению, симптомы которой имеют схожие черты: скудность эмоциональных проявлений, непоследовательность и нелогичность мыслей и действий, наличие ритуальных поступков. Приступообразная шизофрения имеет общие черты с ОКР, но в отличие от навязчивых расстройств ярче выражена тревожность, навязчивые мысли и действия приобретают другой масштаб.

Различия в симптоматике определяет врач при сборе анамнеза, в результате осмотра пациента, беседы с ним и его родственниками. 

Когда ландшафт давит на ухо

Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет подобное поведение ребенка отсутствием навыка адаптировать звуковой стресс. Однако, этот навык можно и нужно развивать. Главное в этом вопросе – подойти к делу системно и найти точный баланс между «развить» и «навредить».

Слуховой сенсор ребенка со звуковым вектором является сверхчувствительным инструментом, для которого громкий шум или крики могут являться слишком сильным раздражителем, вызывающим стрессовую реакцию.

Почему этого не происходит у взрослых?

Потому что взрослый звуковик уже научился адаптироваться к шуму, хотя пребывание в сверхшумной среде для звуковика в сбалансированных состояниях никогда не станет приятным.

Ребенок же только начинает свой путь развития звукового вектора, и, конечно же, проявляет себя напрямую – в случае большой звуковой нагрузки он «уходит» из болезненной среды погружением в себя.

Конечно, в стрессовой ситуации маленький звуковичок не способен активно идти на контакт, завязывать дружбу или выполнять какие-либо задания. К тому же такой ребенок в силу своих психологических особенностей не сразу реагирует на обращенную к нему речь, а при шумовой нагрузке построить коммуникативный мостик получится с еще большим трудом.

Свойства звукового вектора проявляются интровертированным поведением ребенка, он постоянно находится в своем мире, продолжая внутренний диалог, перебирая цепочку своих мыслей. По этой причине нередко создается ошибочное впечатление некой заторможенности, отставания от остальных, более активных и шустрых детей.

Для того чтобы отреагировать на обращенную к ребенку речь, ответить на вопрос, звуковику необходимо выйти из собственных мыслей и создать коммуникативную связь, перенести фокус внимания изнутри вовне, на что может уйти несколько секунд. С этим же связана привычка маленького звуковика постоянно переспрашивать: «А?», «Что?», несмотря на то, что слышит он лучше всех.

Кроме того, именно звуковому ребенку совсем необязательно смотреть в глаза или вообще в сторону говорящего с ним человека, чтобы слышать и понимать его. Такое правило поведения прививается ему со временем в процессе культурного воспитания.

Тихий, безэмоциональный звуковик на фоне активных разговорчивых зрительных деток кажется странным, даже отрешенным. А все попытки развеселить его, расшевелить или заинтересовать игрой приводят к еще большему отчуждению.

Бывают случаи, когда именно звуковым деткам ошибочно навешиваются ярлыки вроде «отставание в развитии» или «аутичное поведение», вплоть до постановки диагноза аутизм и его интенсивного лечения. О подобных инцидентах говорят многие слушатели тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана в своих отзывах.

Громкий звук – помощник попавшего в беду человека

Умение вслушиваться в громкие звуки и способность их производить могут спасти человеческую жизнь. Известно немало случаев, когда стуком людям удавалось сообщить о своём тяжёлом, угрожающем жизни положении. Для привлечения внимания можно использовать сигнал автомобиля, свисток, огнестрельное оружие и любые другие приспособления и предметы, способные издавать громкие звук и.

Идеально, если попавший в беду человек может воспроизвести международный сигнал бедствия SOS. Для этого следует сначала издать три коротких звука подряд, затем произвести три длинных звука и снова повторить три коротких звуковых сигнала подряд. Через 1 минуту тишины необходимо проделать то же самое снова. Спасатели обязательно распознают в таком сигнале призыв о помощи.

Инструкция для детей по защите от терроризма

Мишенью для террористов чаще всего являются правительственные здания, аэропорты, крупные магазины, электростанции, школы, транспортные средства, места проведения массовых мероприятий

Поэтому, посещая такие места, нужно быть внимательным и обращать внимание на все подозрительное

Помните, что террористические акты бывают нескольких видов: это захват заложников, угоны транспортных средств, взрывы, угроза применения насилия.

В вашей семье должен всегда храниться специальный набор предметов первой необходимости. В нем должна быть аптечка (набор лекарств, бинтов), запас свежей воды и долго хранящихся продуктов, радио, фонарик, новые батарейки. Все это должно быть компактно упаковано в сумку, которую будет удобно нести.

В случае бедствия это поможет и вам, и вашим родителям. Вы сможете мгновенно эвакуироваться, имея с собой все необходимое. Помните, что набор предметов первой необходимости вашей семье, скорее всего, не понадобится, но лучше всегда быть готовым.

Помимо этого набора предметов первой необходимости, который должны собирать взрослые, вы также можете собрать свой детский набор. Его можно положить в старый портфель или сумку. Главное, чтобы его было легко нести.

Ознакомившись с инструкцией по защите от терроризма можно предложить детям собрать следующие вещи:

  • Пару любимых книжек:
  • карандаши, ручки, бумагу;
  • ножницы и клеи;
  • маленькую игрушку, головоломки;
  • фотографии семьи и любимых домашних животных.

Вашей семье следует разработать план эвакуации и встречи в случае теракта, чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия. Надо, чтобы каждый член семьи знал, что ему делать и где встречаться с остальными родственниками. Этот план надо запомнить, чтобы не потеряться, если вдруг что-то произойдет, когда вы будете далеко от дома; например, вы находитесь в школе или играете у товарища, ваши родители на работе, а сестренка или брат в детском саду.

Составлять план необходимо всей семьей. Для этого нужно сесть и обсудить, какие происшествия могут случиться, что нужно сделать, чтобы быть к ним готовым, что делать, если начнется эвакуация из вашего здания или из вашего района. Необходимо договориться всей семьей о том, где встречаться после эвакуации. Надо знать, куда звонить для того, чтобы проверить, где находятся ваши родственники. Например, стоит запомнить телефонный номер дяди, тети или бабушки, которые живут в другом конце города. Тогда, если что-то случится, вам следует позвонить им и сказать, где вы находитесь, чтобы родственники могли легко вас найти.

Бедствие или теракт может произойти в любой момент, без предупреждения. Вам и вашим родителям может быть страшно. Вероятно, вам придется покинуть дом, и вы не сможете, какое-то время ходить в школу, спать в своей любимой постели.

Есть несколько советов по поведению детей в опасных ситуациях, которые необходимо помнить, что бы ни произошло!

  • Бедствие не может длиться очень долго, скоро все будет нормально.
  • Если вы долго не можете вернуться домой, найдите себе какое-нибудь занятие. Думайте о том, что на новом месте вы найдете новых друзей, и скоро все будет хорошо.
  • Если вам страшно, попросите родителей или других взрослых помочь. Они объяснят, что происходит, и обязательно помогут. Не бойтесь задавать вопросы, например, такие: «Как долго мы будем находиться в убежище?», «Когда мы снова пойдем в школу?»
  • Если вы будете запоминать или записывать, что вы чувствуете, или рисовать картинки про то, что с вами происходит, это может вам помочь. Знайте, что если вы плачете, ничего плохого в этом нет. Но помните, что все обязательно наладится!
  • Ваша помощь тоже может понадобиться: например, если вы находитесь в убежище, можете сидеть с маленькими детьми, мыть полы или готовить еду.

Как жить в шумном мире с камертоном в ухе

Малыш, идущий в детский сад, находится в самом начале своего пути развития, его потенциал практически безграничен, а учится он быстро и много.

Системное мышление, которое формируется в процессе прохождения тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана, позволяет взглянуть на воспитание ребенка с учетом его уникальных психологических свойств и создать оптимальные для конкретного малыша условия развития звукового вектора.

Главным условием для развития любого ребенка является стойкое чувство защищенности и безопасности, которое дает мать.

Задача родителей – системно развивать звуковой вектор, социализировать ребенка в среде сверстников, только тогда он сможет влиться в общество и реализовать себя. Системное мышление родителей уже само по себе дает повышение уровня доверия звуковичка, ощущение, что его понимают, стимулирует его выход наружу из ракушки. Поддержать его увлечения, сформировать соответствующую библиотеку, атмосферу тишины, возможность уединения, звуковые кружки (плавание, музыка, астрономия), друзья-звуковики, поддерживать любые попытки реализации вовне – все это способствует гармоничному развитию звуковых свойств и значительно облегчает ребенку адаптацию в детском коллективе.

Чем большее наполнение звукового вектора ребенок получает дома, тем быстрее и легче формируется навык адаптации к шумным условиям детского сада. Воспитание здоровых звуковиков формирует здоровое общество, жалость не всегда идет на пользу ребенку, изоляция не идет на пользу никогда.

Безусловно, стоит реально оценить условия в саду или школе, поговорить с учителями/воспитателями, объяснить важность звуковой нагрузки на ребенка и чувствительность его слуха. К примеру, есть школы, в которых на перемене гремит музыка, чтобы дети, по их мнению, расслаблялись и делали зарядку

Такой вариант неприемлем для звуковых детей.

Каждый ребенок уникален, каждый маленький человек – это уже личность, ведь все психологические качества являются врожденными, и развить их можно только лишь до окончания пубертата.

Понимание необходимо любому ребенку, а звуковикам оно необходимо особенно. Да, им больно в шумном саду среди орущих детей. НО! При системном воспитании они способны научиться адаптироваться и нормально переносить шум. Им жить в шумном мире, и этот навык можно и нужно развить. Развивая звук, ребенку будет легче и легче, даже сам будет не прочь поорать за компанию.

Приходите на ближайшие бесплатные онлайн-лекции по системно-векторной психологии Юрия Бурлана и начните свои системные открытия детской души.

Как младенцы реагируют на звуки

Новорожденные достаточно чувствительны к тому, что происходит во внешней среде. Громкие и резкие шумы, неожиданные звуки вполне могут вызвать судорожную готовность, которая не говорит о наличии какого-либо заболевания или других проблем со здоровьем. Наоборот, такая ситуация свидетельствует о своевременной и соответствующей норме развития слуха. Но некоторые спокойные дети вполне могут совершенно не реагировать даже на резкие звуки. Возможен вариант вплоть до того, что родители начинают подозревать глухоту, но на самом деле это просто особенности функционирования нервной системы определенного ребенка.

Со временем новорожденный привыкает к окружающей среде и перестает остро реагировать на определенные шумы. Обычно это происходит к одному-двум месяцам. К этому времени ребенок будет демонстрировать четкую реакцию на темп речи, прислушиваться к спокойному разговору, время от времени пытаться найти глазами источник звука. Для развития слухового аппарата ребенка желательно читать ему стихотворения и детские сказки, включать ритмичные песни, больше разговаривать с ним, делиться впечатлениями об окружающем мире и рассказывать о прошедшем дне.

Из-за чего бывает чувствительность к звукам

Возрастная гиперчувствительность. Частая причина чувствительности к звукам — просто возраст. Ребенок не выдерживает большого количества информации извне, но постепенно привыкает к звукам, учится их различать и реагировать только на важные.

В этом случае специальное лечение не нужно. Чтобы облегчить жизнь ребенку, избегайте неприятных звуков, попробуйте звукоизолирующие наушники, беруши.

Врожденная особенность слуха — гиперакузия. Существует диагноз «гиперакузия» — врожденная острота слуха, которая не проходит со временем. В детском возрасте чуткий слух вызывает у ребенка испуг, непонимание, истерики.

Данный диагноз ставит врач-аудиолог.

Расстройства аутистического спектра. Если аудиолог не выявил гиперакузию, чувствительность к звукам — скорее всего часть расстройства аутистического спектра (РАС). Дети с РАС обладают повышенной чувствительностью — к звукам, цветам, тактильным ощущениям, вкусам.

Вот симптомы, которые помогут родителям заподозрить РАС:

у ребенка строгие предпочтения в одежде: он отказывается носить одежду с рукавами, одежду не из хлопка, жалуется на ярлыки на одежде или грубые швы
ребенок обращает внимание на консистенцию еды: не ест кашу, если она слишком густая или слишком жидкая
хронически не чувствует положение своего тела в пространстве, наступает окружающим на ноги, натыкается на людей, не держит равновесие
реагирует истерикой на крохотные ранки или порезы, не выносит прикосновения прохладных рук

Когда ребенок боится громких звуков — наша реакция

Везде шум, гам, детский смех и детский плач. Можно было наблюдать детей, которым явно не нравилось данное мероприятие. Они плакали, кричали, устраивали истерики, топая ножками. И при этом многие закрывали уши руками. Громкий, неприятный для них звук явно приводил их в состояние дискомфорта.

Задаешься невольно вопросом, почему дети так реагируют на громкий звук? Если ребенок боится громких звуков, что делать? Почему они боятся громких звуков не только на таких мероприятиях, но и дома. Фен, пылесос, блендер — стоит их включить, как ребенок начинает плакать или кричит от страха. Другие закрывают уши или прячутся туда, где потише.

Объясняешь ребенку, что бояться нечего, обнимаешь, вроде успокаивается, но стоит вновь услышать громкий звук, как все повторяется.

Почему ребенок боится громких звуков

Родители не знают истинной причины такой реакции. Бывает, начинают приучать малыша к громким звукам через постепенное знакомство с источником шума, проводят беседы, разъясняют, почему это устройство так гудит. Как правильно действовать на самом деле?

Ответы я получила на тренинге Системно-векторная психология Юрия Бурлана. Есть дети, которые в силу своих психических свойств определенным образом реагируют на громкие звуки. Это дети со звуковым или зрительным векторами. Дети со зрительным вектором открытые, общительные, ярко выражают свои эмоции. Замечают красоту окружающего мира, то, что не увидели другие — красивую капельку росы на травинке, необычные лепестки цветочка…

Дети со зрительным вектором наиболее подвержены страху и особо восприимчивы к любой опасности. Страх может принимать разный вид — темноты, пирата, волка, громких звуков. Услышав грохот, гром, звук перфоратора, они вздрагивают, пугаются, плачут, плохо спят по ночам.

Совет: Пугать и приучать такого ребенка к громким звукам не стоит. Дело в том, что если ребенка со зрительным вектором пугать, то можно остановить его развитие. Он еще мал и не способен справиться со стрессом. Наоборот, для правильного развития ему необходимо ощущение защищенности и безопасности, которое передается детям от матери. Подробнее о детях со зрительным вектором читайте здесь. 

А вот дети со звуковым вектором обладают чувствительными ушками и ощущают сильный дискомфорт от громких звуков. Они закрывают уши руками и зажмуривают глаза. Им больно.

С самого рождения такой малыш наделен определенным даром — лучше слышать, различать множество разных звуков, воспринимать их более громкими и отчетливыми. В то время как для других детей звуки не будут такими оглушительными или резкими, не причинят им боль.

Ребенок со звуковым вектором может пугаться звука работающего пылесоса, любой другой бытовой техники, шума хлопающих дверей. Но в отличие от ребенка со зрительным вектором испуг происходит из-за причиненных ему дискомфорта и боли. 

Именно такой ребенок может иметь прекрасный слух, ему самой судьбой предначертано развиваться музыкально. У него от природы есть способность тонко чувствовать интонации, звучание речи, распознавать волшебство музыки. Ему легко даются иностранные языки и точные науки.

Совет: Подойти к воспитанию такого ребенка с учетом его психических свойств. На самом раннем этапе его развития создать ему условия для комфортного времяпрепровождения.

Это значит:

— обеспечить дома моменты тишины, возможности уединения;— разговаривать с ним тихим голосом;— избегать посещения шумных мероприятий;— подобрать ему подходящие развивающие занятия.

Узнать больше информации об особенностях воспитания звуковых детей вам поможет статья:

Узнать больше о механизме формирования боязни громких звуков можно тут  

Разобраться с причинами, из-за которых ребенок боится громких звуков, понять своего ребенка, его психику поможет бесплатный онлайн-тренинг «Системно-векторная психология». Регистрация тут.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitter
Напишите комментарий