Как бороться с буллингом в школе
Учителям стоит помнить: если в классе появилась ситуация, когда одноклассники травят сверстника, необходимо внимательно отнестись к этой проблеме. Желательно побеседовать с детьми — при всем классе, убеждены эксперты. Необходимо рассказать, что испытывает человек в момент издевательств и унижений. Но ни в коем случае не следует вступать в перепалки или пререкания с агрессорами.
Также специалисты рекомендуют преподавателям не затягивать, а сразу обратиться к родителям, чей ребенок постоянно подвергается давлению со стороны сверстников. Умалчивать о таком положении дел нельзя. Ведь нет оснований стопроцентно считать, что ребенок решится и самостоятельно все расскажет. Кроме того, сами обидчики могут припугнуть свою «жертву», мол, если та обратится за помощью — станет хуже. Помимо этого есть смысл пообщаться с родителями буллеров. Бывает и так, что они сами не понимают, что вытворяют их дети.
Следует вовлечь в решение проблемы и школьного психолога, директора, а также всех остальных педагогов. Ребенку, который подвергся травле, просто необходимо чувствовать поддержку и понимать, что он не один. Ведь в школе нет его родителей, которые могли бы в любую минуту вступиться за свое чадо. Именно поэтому учителю следует дать понять, что ребенок может рассчитывать на поддержку и защиту с его стороны.
Фото: Africa Studio / Shutterstock.com
Если вы думаете, что ваш ребенок подвергается травле
Оцените ситуацию: почему вам кажется, будто что-то идет не так?
Дети чаще рассказывают об издевательствах родителям, чем учителям, однако у родителей обычно меньше возможностей действовать. Но далеко не все дети говорят взрослым, что их травят: многие испытывают чувство вины, думая, что они сами послужили причиной травли, поскольку что-то сделали не так, или стесняются делиться своими переживаниями, полагая, что должны разобраться сами.
«Я сегодня в школу не пойду» – почему дети часто не говорят, что их травят
Если травля связана с чем-то происходящим дома, ребенок может пытаться защитить свою семью и даже будет чувствовать себя виноватым за то, что открыл другу нечто личное, о чем никто не должен знать. Иногда дети не хотят раскрывать правду, поскольку считают, что взрослые ничем им не помогут или даже могут все испортить, — а так действительно иногда бывает.
Одни виды травли идентифицировать легче, другие — сложнее. Например, прямые физические издевательства — когда ребенка толкают, пинают, отбирают и портят его вещи — очевидны. Могут присутствовать явные признаки — скажем, порезы и ушибы, регулярная пропажа или порча личных вещей (чаще, чем вы ожидаете от ребенка этого возраста) без убедительных объяснений.
Относительное или косвенное запугивание выявить труднее (даже сотрудникам школ) — например, когда ребенка игнорируют или говорят о нем неприятные вещи, чаще всего скрытно, но прямым издевательствам не подвергают. Другие дети быстрее взрослых узнают, что происходит в их группе на самом деле, однако мы не советуем родителям расспрашивать их.
Если ваш ребенок молчит, а вы встревожены, первым делом обратите внимание на его поведение. Изменилось ли что-то за последнее время?. Он может быть молчаливым и замкнутым, не желая говорить о том, что происходит, или выходить из своей комнаты только на ужин
Иногда он пытается спрятать какую-то вещь (например, порванную толстовку), что может послужить вам подсказкой, или отрицает, что у него не все ладится. Или плачет и легко расстраивается, а вы тревожитесь и гадаете, что же могло стать причиной такого состояния
Он может быть молчаливым и замкнутым, не желая говорить о том, что происходит, или выходить из своей комнаты только на ужин. Иногда он пытается спрятать какую-то вещь (например, порванную толстовку), что может послужить вам подсказкой, или отрицает, что у него не все ладится. Или плачет и легко расстраивается, а вы тревожитесь и гадаете, что же могло стать причиной такого состояния.
Некоторые дети срываются на близких, поэтому дома ваш ребенок может сильно раздражаться, ни с того ни сего начинать драться или спорить, хотя обычно такого с ним не бывает. Могут проявляться физические симптомы (боли в животе, головные боли) и другие признаки (нежелание идти в школу, видеться с друзьями или приглашать их в гости).
Дети помладше начинают хуже учиться. Нарушается сон, они становятся привередливыми в еде или даже мочатся в постель. Некоторые снова перед сном кладут рядом с собой мягкую игрушку.
Конечно, все эти колебания в поведении могут иметь причину, не связанную с травлей, например какое-то заболевание
Так что важно поговорить с ребенком, понаблюдать за ним, а также выяснить, нет ли какой-либо еще настораживающей причины, вызывающей такое поведение
Как понять, что ребенка травит учитель?
Жертвой травли может стать абсолютно любой ребенок. Однако есть такие дети, которые находятся в особенно уязвимом положении. Если вы недавно переехали и сменили школу, если в вашей семье произошел развод или умер кто-то из близких, если ребенок чем-то отличается от других, например, имеет какое-то заболевание или дефект речи, например, картавит или носит очки, он с большей вероятностью станет объектом насмешек. Также на мнение учителя о ребенке влияет материальное положение семьи или интеллектуальное развитие. Педагог может придираться и к тем, кто, по его мнению, не дотягивает до общего уровня класса, и к «слишком умным».
По статистике, каждый второй ребенок предпочитает не рассказывать родителям о том, что подвергся травле и унижению со стороны учителя. Это происходит по разным причинам: кто-то считает, что заслужил такое отношение, кто-то — что ему все равно не поверят, кто-то — что он уже взрослый и может справиться со всем самостоятельно. Однако есть несколько косвенных признаков, которые говорят о том, что учитель издевается над ребенком:
- Ребенок замыкается в себе. Он перестает рассказывать про школу, а на ваши вопросы отвечает односложно без подробностей. Иногда в школе действительно не происходит ничего нового и интересного. Но если ребенок до этого активно делился школьными новостями, но неожиданно перестал, это повод поговорить с классным руководителем.
- Он не хочет идти в школу или прогуливает конкретный предмет. Конечно, многие дети периодически не хотят идти в школу. Но если ребенок постоянно говорит о том, что не хочет учиться, плачет перед школой или после возвращения из нее, нужно как минимум обсудить, почему так происходит.
- Снижается успеваемость по одному из предметов. Если в целом у ребенка нет проблем с обучением, но по одному из предметов он постоянно получает двойки, стоит выяснить, в чем тут дело и понять, действительно ли сыну или дочери тяжело дается этот предмет или дело в негативном отношении учителя?
- Появился страх перед учителем или школой. Чем сильнее давление, чем больше педагогов в нее включено, тем больше снижается самооценка ребенка. Уроки и время, проведенное в стенах школы, становится травмирующим событием, которого ребенок хочет всеми силами избежать. Все это выливается в навязчивые страхи и фобии.
Если вы заметили один или несколько таких признаков у вашего ребенка, это повод аккуратно обсудить с ним, что произошло и почему его поведение изменилось.
Как распознать буллинг и к чему он может привести?
Травля в школе отличается от непопулярности, конфликтов, агрессии тремя факторами:
- наличие насильственных действий,
- постоянство (регулярен и в отношении одного и того же человека),
- наличие группы (агрессивной или поддерживающей агрессора).
Только три пункта в совокупности свидетельствуют о буллинге, по отдельности они указывают на другие явления, с которыми нужно бороться иначе.
Непопулярность — это явление, при котором группа постоянно не принимает ученика, неохотно контактирует, не заводит дружеских связей с ним. Непопулярный ребенок может чувствовать обиду, грусть, одиночество. Однако от буллинга это отличается отсутствием любой из форм насилия: так, ученик не испытывает страха, не переживает за свою безопасность, так как не подвергается нападкам со стороны коллектива.
При этом, травля в школе непопулярного ребенка, если она есть, не закончится с повышением его популярности: более того, выделяемого ученика могут травить чаще
Поэтому важно отличать буллинг от непопулярности
Конфликты — это единичное проявление агрессии между равными детьми. В таком случае ни один из участников драки или ссоры не испытывает реальный страх, может дать полноценный отпор. Чаще всего, конфликты заканчиваются на позитивной ноте: через несколько дней его участники добровольно общаются и играют друг с другом. В обратном случае — роли в драке могут меняться, зачинщик может стать жертвой, а жертва зачинщиком. При буллинге смена ролей и равенство участников невозможно: травля в школе происходит регулярно, одна из сторон всегда страдает, а другая всегда нападает.
В конфликтах помогают медиации, так как в них виноваты обе стороны как равные. Травля в школе же не зависит от жертвы, поэтому подобное утверждение нанесет жертве буллинга непоправимый вред: оно покажет, что взрослый на стороне агрессора.
Агрессивность — это систематическое проявление насилия со стороны одного или нескольких людей без поддержки группы. В отличие от буллинга, один терроризирует класс, а не класс терроризирует одного.
В таком случае работать необходимо с агрессором. Травля в школе устроена иначе: группа способна выдвинуть другого зачинщика или скрыть свои действия от глаз контролирующего взрослого, поэтому работа только с агрессором не поможет.
Травля в школе — это травматичный опыт для всей группы.
Жертва ежедневно подвергается насилию и осуждению, она теряет способность сосредоточиться и уверенность в себе, впадает в депрессивное и тревожное состояние, не хочет жить.
Зачинщиков травля в школе развращает, показывает вседозволенность. Это мешает формированию здоровых отношений и способов достижения целей, а значит, у агрессоров впоследствии меньше шансов на успешную карьеру и здоровые отношения с людьми.
Для свидетелей травля в школе не менее опасна: у них происходит внутренний конфликт, при котором они осознают аморальность буллинга, но не имеют возможности без страха это прекратить. Это сильно подрывает их оценку себя как «хорошего человека». Также, если травля в школе разрешена, кто сказал, что они не станут следующей жертвой. Это не позволяет им расслабиться и посвятить себя развитию.
Травля в школе оказывает разрушительное влияние также и на личность педагогов: осознавая, что в классе происходит буллинг, они не могут найти решение проблемы, что заставляет их сомневаться в себе и своем призвании, обвинять детей и их семьи.
Нередко впоследствии травля в школе приводит к несчастным случаям, самоубийствам или же ответному насилию со стороны жертвы (массовым убийствам в учебных заведениях).
Почему дети травят других
За агрессивным поведением того или иного ребенка кроется неудовлетворение потребностей. Каждому человеку нужно, чтобы его любили, понимали, признавали, уважали, чтобы он был кому-то нужен и близок, и чтобы он мог себя реализовать. И когда эти потребности не удовлетворяются, у школьника может появиться стойкое разочарование в себе и своих силах.
Положительное отношение к себе – это основа психологического выживания, ребенок постоянно его ищет и даже борется за него. И когда эмоциональное ощущение самого себя складывается из отрицательных переживаний, начинают страдать многие сферы жизни ребенка. Некоторые дети даже впадают в депрессию. Особенно подвержены этому неуверенные в себе дети. В результате разочарование, гнев и злость такие дети могут выплескивать на своих сверстников.
Как помочь ребенку прекратить буллинг
Если родитель заподозрил, что ребенка буллят, он должен отнестись к этому со всей серьезностью и не откладывать решение проблемы. С буллингом ребенок не может справиться сам, поэтому ожидать, что все решится само собой, точно не стоит.
Первый этап — после того как вы наладили с ребенком контакт и проговорили ситуацию, похвалите его за открытость и поддержите, дайте понять, что вы рядом и готовы прийти на помощь.
При этом не давайте нереалистичных обещаний. Не надо говорить, что вы оставите все в секрете и никому ничего не скажете. Или что быстро во всем разберетесь, и с завтрашнего дня буллинг прекратится. Решение этой ситуации — долгий и сложный процесс.
Дальнейший план действий нужно обсудить и согласовать с вашим ребенком, не стоит отодвигать его в сторону и говорить: «Все, дальше я сам». Ребенок должен чувствовать, что теперь он тоже влияет на происходящее. Буллинг — это, безусловно, негативная ситуация, но вы можете показать способы выхода из нее. В конечном итоге, когда ситуация с буллингом будет закончена, ваш ребенок получит положительный опыт решения трудных жизненных ситуаций.
При этом помните, что вы боретесь не с самим обидчиком, а с ситуацией.
Второй этап — обсудите происходящее сначала с классным руководителем, а потом и со школьным психологом, возможно, понадобится поговорить с другими учителями. Выясните, знают ли они о ситуации, как она выглядит с их точки зрения, как они ее оценивают, что они уже предприняли или что собираются сделать для решения вопроса. Буллинг — это проблема группы, коллектива, и решить ее на расстоянии, без участия педагогов, невозможно. Поэтому план действий должен быть совместным.
Если на этом уровне проблема не решается, надо связываться с администрацией учебного заведения. Все факты общения с администрацией нужно сохранять в письменном виде, собирать доказательства на случай, если вопрос не будет решаться и на этом уровне.
Третий этап — пообщайтесь с родителями обидчика
Важно понимать, что этот разговор должен состояться лично, без свидетелей, на холодную голову и без эмоций. Подготовьтесь к тому, что родители обидчика скорее всего воспримут информацию «в штыки»
Важно показать, что вы хотите разобраться с проблемой, а не мстить самому обидчику. При этом дайте понять, что вы всерьез настроены решить проблему, и если родители не готовы идти на контакт, не бросите все на самотек.
Если разговоры не помогают, обращайтесь в вышестоящие организации и в правоохранительные органы
Для этого родителям важно собирать доказательную базу: письма, следы физического насилия, скриншоты переписки и т.д. — все это пригодится, если дело не будет двигаться с места
Конечно, есть еще и вариант перевода ребенка в другую школу, если ситуация заходит в тупик, но нет гарантий при этом, что проблема не повторится.
Что делать, если травят вашего ребенка?
В случае регулярного физического насилия в адрес своего ребенка, вы можете обратиться в полицию. Не бойтесь обращаться к администрации школы и другим родителям, чтобы ситуация была решена, даже если травля в школе остается вербальной.
Главное — объяснить ребенку, что он не виноват в происходящем. Возможно, ему потребуется помощь психотерапевта и даже уход из группы, если ситуация не будет улучшаться.
Таким образом, бороться с травлей в школе необходимо. Иногда это задача сложная, иногда простая, однако оставлять ее без внимания нельзя. Травля в школе — серьезная проблема, приводящая к ужасным последствиям, и только взрослые способны ее решить.
Разработайте дальнейшую стратегию
Выясните, какова политика школы в отношении травли. Какие методы используются для профилактики буллинга и борьбы с ним? В зависимости от возраста вашего ребенка, серьезности происшествия и вашего доверия к учителю (и его отношений с ребенком) для начала, скорее всего, следует потребовать, чтобы ребенок поговорил с сотрудниками школы.
“У нас в школе это исключено”. Но травля не закончится, пока не вмешаются взрослые
Мы стремимся поддерживать своих детей, где это возможно, в том, чтобы при решении повседневных проблем они продумывали свое поведение в той или иной ситуации и умели действовать уверенно и самостоятельно (или с товарищем). Но если эти стратегии не работают или ситуация усложняется, придется обращаться к школьному персоналу, выбирая более прямой и реактивный подход.
Если вы чувствуете, что правильнее настоять на том, чтобы ребенок разобрался сам (с вашей поддержкой), прочитайте следующий раздел. Но не следует забывать, что буллинг подразумевает иерархию власти и ребенок может оказаться не в состоянии изменить ситуацию без поддержки сотрудника школы. Что бы вы ни решили, вполне вероятно, вы предпочтете поговорить с классным руководителем
Важно сообщить ему, о чем рассказал ребенок. При наличии доказательств предоставьте их
Если травля длится уже какое-то время, полезно вести записи об инцидентах. Узнайте, какие меры предпримет школа для разрешения ситуации. Обе стороны (вы и школа) могут начать обвинять друг друга, поэтому лучший подход — совместное решение проблем до того, как кто-либо пострадает или попадет в еще более неприятное положение.
Что делать, если ребёнок стал жертвой буллинга
Жертвой буллинга может стать абсолютно любой ребёнок, вне зависимости от благополучности семьи, заботы родителей и уровня развития
Важно, чтобы взрослые не оставляли без внимания случаи травли, даже если агрессия (пока) не направлена на их детей
Как распознать буллинг и чем он опасен
Если ребёнок стал жертвой, но не рассказывает об этом напрямую, о травле можно догадаться по другим физическим и психологическим признакам:
Расскажите анонимно о важном в проекте«Справиться с тревогой»Поделитесь тем, что наболело,а мы соберём советы психологов и поделимся с вами
беспричинные боли в животе и груди;
нежелание идти в школу и плохая успеваемость;
нервный тик, энурез;
печальный вид, беспокойство, тревожность;
нарушенный сон, кошмары;
длительное подавленное состояние;
участившиеся простуды и другие заболевания;
склонность к уединению, нежелание общаться;
проблемы с аппетитом;
излишняя уступчивость и осторожность.
Школьная травля имеет самые неприятные последствия для всех участников. Ученики, подвергающиеся буллингу, пребывают в депрессии, склонны к развитию психических расстройств и нередко предпринимают попытки самоубийства.
Дети-агрессоры испытывают проблемы со школьной успеваемостью, приобретают криминальные наклонности и вынуждают педагогический коллектив заниматься поддержанием дисциплины вместо ведения уроков.
Очевидцы травли зачастую испытывают страх оказаться на месте жертвы и могут присоединиться к буллерам. Либо испытывают чувство вины за своё невмешательство и получают травму наблюдателя. Таким образом, школьные издевательства подрывают всю систему образования, провоцируя общее напряжение, отчуждение и жестокость.
Что родителям нужно знать о буллинге?
- Это всегда неравенство сил.
- Обидчик действует целенаправленно и не хочет заканчивать травлю.
- Насилие регулярно повторяется, становится системой.
- Жертвой буллинга может стать любой ребенок, это не зависит от его личности и черт характера.
- Прекратить его могут только взрослые.
В вопросах буллинга есть два перегиба. С одной стороны, в связи с плохой информированностью часто люди остаются толерантными ко многим видам насилия, и какие-то толчки, обидные клички, распространение слухов воспринимаются как игра или шутка, даже когда это происходит систематически.
С другой стороны, люди все чаще смешивают понятия и используют слово «буллинг» для описания любых конфликтов между детьми. Но это не так. Да, в детском коллективе дети часто ссорятся, спорят, дерутся, но конфликт — это нормальный этап развития группы. Часто он еще больше объединяет детей. Не стоит путать «буллинг» с непопулярностью ребенка или агрессивным поведением. Если взрослые и весь коллектив не поддерживают агрессивное поведение, то буллинг и не возникнет.
Здесь, пожалуй, стоит привести отличительные черты конфликта:
- равенство сил;
- случается разово;
- примерно одинаковая реакция сторон;
- без серьезных последствий для психики и здоровья;
- непродолжительность;
- роли меняются.
По нашим наблюдениям, как правило, дети младшего школьного возраста чаще сталкиваются с физической агрессией: толчками, подножками, подзатыльниками. В начальных классах авторитетом для ребенка является взрослый (учитель или тренер). Именно от его поведения и от того, как он выстраивает систему взаимоотношений в группе, зависит появление и распространение буллинга.
В подростковом возрасте инициаторами буллинга, как правило, становятся ребята, у которых есть определенные трудности, а единственный известный им способ решения — использование власти и своей силы. Подростки чаще подвергаются психологическому и вербальному буллингу: слухи, обидные клички, обзывательства, бойкотирование, игнорирование. Подросшие дети также используют для травли и цифровые технологии, поэтому все чаще мы сталкиваемся с кибербуллингом.
Как учителю прекратить травлю в классе
В первую очередь важно понимать, что травля не пройдет сама собой, а со временем будет набирать все больший оборот, создавая негативные психологические последствия не только для жертвы и агрессора, но и свидетелей происходящего. Учителю необходимо вмешаться
Вот несколько советов о том, как справиться с травлей:
Признайте, что проблема существует, и назовите ее. Если в классе систематически один ученик не разговаривает с другим, чьи-то вещи постоянно портятся, о ком-то распускаются слухи, – это не шутки или игра, а явные признаки травли, которую нужно остановить. Травля – это проблема всего класса, а не отдельных детей, поэтому педагогу нужно назвать происходящий процесс всем ученикам, и дать понять, что такого проявления насилия никто не заслуживает. Нужно дать травле однозначную оценку, сказать, что это плохо, и не должно происходить в классе
Важно не переходить на критику отдельных детей и их личных особенностей, иначе дети займут оборонительную позицию. Покажите, что травля – общая проблема, от которой страдают все, и с этой ситуацией нужно бороться вместе.
Сформулируйте правила поведения в группе – скажите детям, как им можно друг с другом общаться, а как нельзя
Перед педагогом не стоит задача сделать участников травли лучшими друзьями, достаточно будет того, чтобы они научились цивилизованно друг с другом сосуществовать, не причиняя друг другу боль и страдания. Не стоит ждать, что дети запомнят эти правила сразу
Но если вы сами будете им следовать, постоянно акцентировать на них внимание и следить за их соблюдением, у детей не будет возможности их забыть. Социальный психолог Альберт Бандура, создатель теории социального научения, говорил о том, что дети следуют за поведением взрослого.
Ситуация травли не прекратится сразу, потому что дети не умеют действовать по-другому
Чем старше дети, тем сложнее им научиться вести себя иначе. Будьте настойчивы и постоянно возвращайтесь к правилам поведения на уроке.
Отслеживайте позитивные изменения в поведении детей, потому что позитивное подкрепление работает лучше, чем негативное. Детям важно знать, что у них что-то получается, и видеть, что учитель замечает их успех и хвалит их даже за небольшие продвижения.
Что такое трудное поведение и каким оно бывает
Трудное поведение – это поведение, которое мешает обучению и отношениям ребёнка с другими, причиняет вред окружающему пространству и вещам и создает риски для самого ребёнка, сверстников, взрослых и других живых существ. Из этого определения понятно, что от трудного поведения страдают не только окружающие, но и сам ребёнок, который себя так ведет.
У трудного поведения есть много разных видов: невыполнение домашнего задания, пропуск занятий, рискованное поведение, курение, употребление психоактивных веществ. Иногда это агрессия и травля – когда ребёнок выражает свои сильные эмоции деструктивными способами, которые задевают окружающих, наносят урон вещам и создают психологический дискомфорт.
Кто участвует в школьном буллинге
Буллинг наиболее распространён в начальной и средней школе. К 10–11 классам на фоне процессов созревания мозговых структур и способности у подростков к саморегуляции он постепенно сходит на нет.
Исследование о частоте проявлений буллинга в зависимости от класса, проведённое Даном Ольвеусом.
Частота проявления буллинга в школе в зависимости от пола и возраста детей
Если в коллективе началась травля, сложно не включиться. В буллинге много ролей. Три основные: булли (придумывают и возглавляют издевательства), наблюдатели (вроде в стороне от конфликта, но всё равно одобряют либо осуждают агрессоров) и жертва.
Распределение ролей участников и наблюдателей конфликта
К сожалению, в ситуации буллинга бесполезно занимать отстранённую позицию. Даже если нападкам подвергается только один одноклассник и вашего ребёнка «это не касается», наблюдатели получают не меньшую, а порой и большую травматизацию.
В психологии даже есть термин «травма наблюдателя». Часто ребёнок не может самостоятельно справиться с опытом наблюдения за продолжающимся насилием. Буллинг причиняет ущерб психическому здоровью не только жертвы, но и детей, которые находятся в позиции безмолвных свидетелей.