Какие развивающие игрушки нужны для детей от 0 до 1 года и как правильно выбрать

Какие игрушки нужны в 2 года?

Двухлетние дети активны и подвижны, концентрированно заниматься одним делом они могут около получаса, поэтому нужно подбирать игрушки разной функциональности для всестороннего развития маленькой личности. В зависимости от назначения игрушки могут быть:

  • обучающими;
  • развивающими;
  • дидактическими;
  • музыкальными;
  • развивающими активность;
  • интерактивными.

Обучающие

Многие развивающие игрушки от 2 лет имеют образовательную специфику. К обучающим игрушкам относятся разные кубики, пирамидки, вкладыши, крупные конструкторы, сортеры, пазлы, доски магнитные и для рисования, шнуровки, лабиринты и лото.

При игре с ними ребенок знакомится с цветами, формами и размерами, овладевает знаниями о буквах и цифрах, узнает простейшие геометрические фигуры, названия растений и животных. При помощи обучающих игрушек маленькие дети получают азы чтения, письма и счета. Малышом познаются основные законы окружающего мира, развивается его память и интеллектуальные способности.

Развивающие

Двухлетние дети быстро развиваются, их интересуют игрушки, влияющие на моторику пальцев и речь, логику и сообразительность. Пластилин и тесто для лепки, различные коврики для рисования, вкладыши и пирамидки, мягкие пазлы и крупные конструкторы (до 12 деталей), мозаики и картинки для раскрашивания — любимые и полезные игры для гармоничного воспитания ребенка.

В этом возрасте большой популярностью пользуются различные шнуровки и пазлы-раскраски. Становятся понятными сюжетно-ролевые игры в виде наборов строителя, доктора, учителя и т. п. Любимые игрушки для девочек 2 лет — куклы, маленькие и большие, а также большое кукольное хозяйство: от одежды и посуды до комнат и домиков.

Дидактические

В дидактических играх смоделирована жизненная ситуация с какой-нибудь целью, стремление к которой и есть процесс игры. Этими играми достигается эффективное обучение в ходе занимательного сюжета. Дети с удовольствием изучают цвета и формы предметов, распознают овощи и фрукты, находят нужные предметы. В коллективном варианте игры малыши учатся стремиться к первенству, соревновательный азарт захватывает и увлекает их.

Дидактические материалы широко используются воспитателями детских садов для обучения детей в процессе совместной игры. Такие игры можно моделировать самостоятельно, придумывая сюжетно-ролевые сценки. Дидактическими игрушками считаются пирамидки с кольцами, матрешки, различные вкладыши, кубики, мозаики и шнуровки.

Музыкальные

Детские музыкальные инструменты, такие как барабаны, синтезаторы, металлофоны, пианино, дудочки и др., надолго увлекают внимание малышей. Они приобщают детей к творчеству, вырабатывают первые навыки усидчивости, внимания и терпения, способствуют развитию моторики и музыкальных способностей. Музыкальные игрушки применяются при терапии от заикания, речевых спотыканий и детских неврозов

Музыкальные игрушки применяются при терапии от заикания, речевых спотыканий и детских неврозов.

Любят дети и различные музыкальные шкатулки и шарманки, механические имитаторы голосов зверей и птиц, звуковые азбуки и макеты детских мобильных телефонов. Мелодичные игрушки развивают у малышей высокочастотный слух, прививают любовь к музыке, становясь иногда первым увлечением нового музыкального дарования.

Для активности ребенка

Малыши 2 лет полны энергии, они активны и непоседливы. Для подвижных игр им нужны мячи, каталки, самокаты и трехколесные велосипеды. Хорошим подарком на 2 года девочке может стать кукольная колясочка для игры на улице. Популярны летние бассейны и другие надувные игрушки для пляжного отдыха.

Каждому ребенку хочется иметь свои наборы для игры в песочнице: ведерки, совочки и лопатки. Детям в этом возрасте будут интересны пластмассовые горки, кегли, массажные коврики и спортивный инвентарь, помогающий физически развиваться, совершенствовать координацию движений, ловкость и скорость реакции.

Интерактивные

Интерактивные игрушки развивают творческие способности ребенка. К таким игрушкам относятся: звуковые плакаты и азбуки, говорящие куклы и животные, наборы для рисования водой различных тематик, чудомобили, роботы-трансформеры, герои мультфильмов. Любимые игрушки для мальчиков 2 лет — машинки разных размеров со многими электронными функциями. Большим спросом пользуются детские мобильные телефоны, музыкальные книжки и интерактивные сюжетно-ролевые наборы. Этот вид игрушек имеет большой познавательный диапазон для маленьких детей.

2 Коврик

Коврик – универсальное приспособление, помогающее не только развивать ребенка до года, но и занимать его на некоторое время. На него наносятся яркие рисунки и крепится специальная конструкция с игрушками сверху. До 3-х месяцев малыш лежит и наблюдает за ними, либо пытается их потрогать, затем яркие изображения снизу стимулируют его переворачиваться, в более старшем возрасте он уже учится ползать по коврику и с удовольствием рассматривает его.

Игрушки разных форм и материалов учат малыша отличать текстуры, цвета, звуки. Их даже можно грызть, что очень нравится детям до года. Но с момента как ребенок начинает сидеть коврик чаще всего перестает быть ему интересен.

Игрушки для годовалых детей на развитие моторики

Развитие моторики очень важно для становления речи, правильной и ловкой работе пальцев и впоследствии пригодится малышу для успешного обучения письму. Поэтому с раннего возраста дети должны играть с игрушками, которые подразумевают работу пальцев

Для развития крупной и мелкой моторики подойдут игры с «серпантинками» — бусинками на твердой проволоке, сортерами, вкладышами, магнитами, игрушками со шнуровками и липучками. Перебирая бусинки, вкладывая фигурки в соответствующие отверстия, дети тренируют моторику пальцев. Развивает моторику и учит соотносить предметы по размеру игра с матрешками, пирамидками, кубиками. Тренирует пальцы рук и развивает моторику игра с пластилином, тестом для лепки, кинетическим песком.

Для развития моторики и тактильных ощущения хорошо подходят мягкие игрушки, которые выполнены из различных по текстуре материалов. У таких игрушек часто бывают различные шнуровки, за которые можно браться и пытаться завязывать. Хороши липучки, которые отлично тренируют мелкую моторику; пуговицы, которые можно пытаться застегнуть и просто короткие тесемки, и другие детали, которые можно просто перебирать пальцами.

Как отличить хорошую игрушку от плохой?

Игрушка имитирует реально существующий объект и должна повторять его форму, цвет и основные свойства. И тут фиолетовые ежики и зеленые слоны нам не помогут.

Любая игрушка несет прежде всего эмоциональную информацию, и для неокрепшей детской психики важно, чтобы эта информация была позитивной, не развивала в ребенке тревожность и агрессию, формировала правильные модели поведения. Яркие монстры с уродливыми лицами и искаженными пропорциями тела, фигурки агрессивно настроенных персонажей из мультфильмов, куклы, воспроизводящие слишком натуралистично образы людей, — по поводу таких игрушек специалисты бьют тревогу. . Себя вы можете радовать любыми игрушками

Но вам надо помнить о том, что мы закладываем в детей в первые годы жизни. Конечно, у ребенка могут и должны быть игрушки, которые проявляют эмоцию агрессии, например «злые» и «страшные» животные (тигр, паук, хищный динозавр). Такие игрушки помогают отрегулировать чувства агрессии и страха у ребенка, принять их как неотъемлемую сторону личности и научиться справляться с ними. Но злые и страшные они не из-за своего внешнего вида — это ребенок наделяет их в игре соответствующими характеристиками, а значит, в следующий раз тигр может оказаться сытым и смягчить свой нрав. Фигурка монстра-пришельца, вооруженного до зубов, такой трансформации образа не допускает, что осложняет усваивание правильных представлений о социальной стороне жизни.

Себя вы можете радовать любыми игрушками. Но вам надо помнить о том, что мы закладываем в детей в первые годы жизни. Конечно, у ребенка могут и должны быть игрушки, которые проявляют эмоцию агрессии, например «злые» и «страшные» животные (тигр, паук, хищный динозавр). Такие игрушки помогают отрегулировать чувства агрессии и страха у ребенка, принять их как неотъемлемую сторону личности и научиться справляться с ними. Но злые и страшные они не из-за своего внешнего вида — это ребенок наделяет их в игре соответствующими характеристиками, а значит, в следующий раз тигр может оказаться сытым и смягчить свой нрав. Фигурка монстра-пришельца, вооруженного до зубов, такой трансформации образа не допускает, что осложняет усваивание правильных представлений о социальной стороне жизни.

Как ухаживать за игрушками?

Не секрет, что ребёнок до 12 месяцев (а то и старше) всё тянет в рот, в результате чего в организм могут попасть грязь и бактерии. Именно поэтому необходимо тщательно ухаживать за игрушками, которые всегда рядом с крохотным человечком. Каковы основные правила ухода? Всё зависит от материала.

  • пластик и резина. Игрушки из этих материалов замачивают в тазике с мыльным раствором, потом промывают и насухо протирают. Уличные и домашние игровые пособия необходимо мыть отдельно друг от друга;
  • текстиль. Мягкие игрушек в ассортименте должно быть очень мало, поскольку они великолепно вбирают пыль, неприятные запахи и различные жидкости. Помимо стирки в машинке (если это разрешено инструкцией), их следует пылесосить или даже «охлаждать» в морозильной камере;
  • дерево. Игрушки из дерева также следует регулярно мыть. Единственное условие – нельзя их замачивать и оставлять в воде на длительный срок, иначе дерево рассохнется;
  • изделия с батарейками. Мыть их, разумеется, нельзя, иначе механизм придёт в негодность. Пластиковые игрушки лучше протирать влажной салфеткой, а мягкие – пылесосить.

Для дезинфицирования подойдёт следующий раствор: в литре воды растворяют четыре столовых ложки содового порошка. Также можно уничтожать патогенные бактерии с помощью разведённого уксуса. Поверхности протирают и спиртосодержащими жидкостями.

Игрушки, используемые на улице, дезинфицируют и обрабатывают несколько раз в неделю. Предметы для домашнего использования следует мыть единожды в неделю.

Виды развивающих игрушек по возрасту

Еще один важный фактор при выборе развивающих игрушек – это разделение игрушек по возрасту. По мере роста детей будут меняться и игрушки.

Развивающие игрушки условно можно разделить на несколько категорий:

  • интерактивные – игрушки, которые умеют двигаться, проигрывать мелодию, рассказывать стишки и сказки, учат азбуке и счету, лают, мяукают и разговаривают;
  • пазлы –  маленькие картинки, из которых можно сложить целый рисунок, помогают развить мелкую моторику, логику и воображение;
  • сортеры – игрушки – вкладыши, пирамидки, матрешки: предметы с определенными признаками, отличающиеся размером, цветом и формой, помогут развить логику, изучить цвета, буквы и цифры;
  • головоломки – развивают логику и мышление;
  • конструкторы – наборы из множества деталей и соединительных элементов, которые позволяют собирать различные конструкции;
  • настольные обучающие и спортивные игры помогают познавать мир и расширить кругозор;
  • кубики  – настоящая находка, многоразовый «строительный материал», из которого можно бесконечно строить дома, башни, тоннели, мосты, а кубики с буквами помогут научиться читать и считать.
  • каталки – игрушки для самых маленьких, на колесах с ручкой или веревочкой, помогают ребенку быстрее научиться ходить;
  • игрушки для купания, песочницы, игрушки – пищалки, стучалки, мячики и другие.

Как правильно выбрать игрушку по возрасту ребенка: конечно, на всех игрушках производитель указывает возраст ребенка, для которого предназначена игрушка: она должна быть функциональна и безопасна.

Развивающие карточки и первые книги

Простые и недорогие развивающие пособия для детей младшего возраста – это наборы карточек. С их помощью можно выучить буквы, цифры, цвета, названия различных групп предметов, профессий. При желании такие наборы совсем несложно сделать своими руками. Просто распечатайте подходящие картинки или вырежьте их из журналов. Для прочности можно наклеить изображения на картон.

Некоторые мамы дополнительно ламинируют свои пособия при помощи скотча. Что особенно приятно, подобные развивающие игрушки для детей 1-2 года можно приобрести и в магазинах. Играть с карточками просто – показывайте их малышу и называйте изображение. Со временем ребенок начнет сам находить картинки по названию. Обязательно приобретите и детские книжки. Годовалому малышу понравятся текстильные издания и специальные книги для купания. Первую библиотечку можно дополнить плотными картонными экземплярами и интерактивными книжками.

От 0 до 3 месяцев

Новорождённый ребёнок только адаптируется к незнакомому для него миру, привыкает к маминому и папиному лицу и голосу. Поэтому дети первого месяца жизни в игрушках как таковых не нуждаются, поскольку всё их время занято кормлением, сном или взаимодействием с родителями.

Какие игрушки нужны ребёнку в 1 месяц? Следует понимать, что в этом возрасте младенец уже обучается относительно неплохо видеть и слышать, поэтому для его развития могут пригодиться такие игрушки, как:

  • чёрно-белые картинки с чёткими орнаментами, геометрическими фигурками и символами (их развешивают по бортам постельки или наклеивают на стены спальни);
  • мобиль с несколькими игрушками и спокойным музыкальным сопровождением;
  • погремушки (несколько видов), с которыми ребёнок будет играть в течение нескольких месяцев.

Польза мобиля

Это приспособление – один из лучших игровых аксессуаров для маленьких ребятишек. Он выполняет сразу две функции: развивающую и развлекательную.

Ребёнок второго месяца жизни слушает музыкальные произведения, совершенствуя тем самым слуховое восприятие. А когда он немного подрастёт, можно использовать и двигательные способности мобиля, чтобы кроха учился следить за перемещающимися объектами.

Кроме того, такая игрушка способна развлечь и отвлечь малыша на короткое время. А за этот срок мама сможет или немного отдохнуть, или выполнить какую-либо домашнюю работу, не отвлекаясь на требовательные детские крики или слёзы.

В магазинах можно приобрести простые модели с небольшим количеством функций (мелодии плюс движение фигурок) или многофункциональные игровые карусели, которые, помимо основных опций, можно использовать в качестве музыкального плеера, проектора и ночника.
Электронный мобиль

Погремушки

Гремящие и шумящие игрушки будут с ребёнком практически все 12 месяцев. Для этого необходимо приобрести сразу несколько погремушек, к примеру:

  • простейшую игрушку с держателем;
  • игрушку с пищалкой;
  • браслеты;
  • булавы;
  • подвески.

Не следует думать, что погремушки необходимы только для развлечения и успокоения малыша. Эти игровые приспособления способствуют всестороннему развитию и особенно совершенствованию мелкой моторики.

Вкладывая погремушку в детскую руку, вы тем самым стимулируете развитие тактильного восприятия. С этой целью нужно приобретать самые лёгкие, компактные и удобные игрушки. Трёхмесячный ребёнок будет постепенно учиться играть с ними самостоятельно.

Помимо развития пальчиков, погремушки совершенствуют координированность глаз и ручек, учат действовать целенаправленно: ребёнок берёт игрушку, затем подтягивает её к себе, чтобы внимательно изучить со всех сторон.

Выполняйте с малышом простое упражнение для развития координированности движения глаз. Демонстрируйте ребёнку погремушку, дождитесь, пока он начнёт фиксировать на ней взгляд, затем водите ею в различные стороны. Кроха будет следить глазками за ярким предметом.
Погремушка

Игрушки для годовалого ребёнка

Первый годик – важная веха в жизни малыша. Главное достижение 12-месячного карапуза – умение ходить самостоятельно, без родительской поддержки или дополнительной опоры. Для совершенствования равновесия стоит приобрести лошадку-каталку, толокар.

Теперь мелкая моторика и ловкость стали ещё совершеннее. Годовалые ребятишки начинают специально бросать игрушки на пол, чтобы мама поднимала и снова давала их в руки. Этот фактор нужно учитывать при выборе игровых приспособлений для малышей.

Детям в годик обязательно понравятся металлофон и барабан. Они не только развивают слуховое восприятие, но и учат ребёнка учитывать силу воздействия при извлечении звуков.

Годовалые ребятишки любят возиться с пластмассовыми телефонами, комплектами игрушечной посуды. С этими игрушками кроха совершает те же действия, что и родители. Наверняка вы наблюдали, как малыши «звонят» по пластиковому мобильнику или «пьют» из пластиковой чашки.

Набор для песочницы – обязательная игрушка для годовалого человечка. Ребёнок, возясь с песком, развивает мелкую моторику и речь, учится держать совочек, что ему в дальнейшем пригодится при обучении пользованию столовыми приборами. Также идёт развитие творческих способностей.

Кроме того, ребёнку дают в распоряжении мягкие карандаши и мелки. Предметы, оставляющие след, вызывают восторг у маленьких исследователей. А регулярное «рисование» помогает скорее овладевать речью и навыками письма.

Играем и развиваемся. Подбираем полезные игрушки

Чтобы подобрать нужную игрушку малышу, нужно учесть его поэтапное развитие. В возрасте 1 месяца у новорожденного преобладает сосательный и хватательный рефлекс (узнайте о других рефлексах новорожденного>>>). В этом возрасте новорожденный привыкает к новым звукам и новым тактильным ощущениям. Поэтому полезными развивающими игрушками для детей от 1 месяца будут:

  1. Музыкальная карусель (мобиль);
  2. Не очень громкие погремушки;
  3. Подвеска на коляску (кроватку);
  4. Развивающий коврик;
  5. 7 цветных, пластмассовых шариков (для игры, купания и дальнейшего изучения цветов).

Мобиль по своей природе уникальная игрушка. В ней заложено 2 функции: развивающая и развлекательная. В возрасте 1 месяца, новорожденный учится фокусировать и концентрировать свой взгляд на предметах, а также учится улавливать различные звуковые частоты.

В этом возрасте новорожденному не стоит покупать слишком сложные музыкальные игрушки, остановите свой выбор на покупке мобиля с негромкой, спокойной музыкой, лучше классической. Не зря говорят, что классика хорошо влияет на малыша. Под классику малыш легко успокаивается и быстро засыпает.

Если вы надумали купить малышу погремушки, можно взять несколько разных, например:

  • простую погремушку с ручкой;
  • погремушку с несколькими соединенными деталями;
  • и книжку с пищалкой и шелестящими страничками.

Правильна погремушка – та, которая пригодится вашему малышу, несколько месяцев подряд и в которую новорожденный захочет играться даже в 2 года.

Резиновые игрушки всегда привлекали малышей, помимо звукового эффекта, который не оставит равнодушным новорожденного, резиновые фигурки очень удобно кусать деснами в период прорезывания зубов. Главное правило для мамы: купить игрушку не тонкую и без запаха. Тонкую резину, со временем новорожденный может прокусить, а наличие запаха говорит о некачественном составе резины.

Покупая подвеску на коляску, стоит также, обратить внимание на запах, а также структуру деталей. Фигурки должны быть гладкими, без острых, выступающих углов, не очень яркого цвета и без запаха

Сейчас в магазинах можно найти огромное количество развивающих ковриков, на любой вкус и для любого новорожденного. Я выделю несколько вариантов:

  1. Растущий коврик. Этот вариант развивающего коврика для младенца можно со временем трансформировать. Такая игрушка всегда будет радовать новорожденного. Вначале можно поднять бортики, создав таким образом, дополнительную защиту для малыша, а со временем опустить их и увеличить площадь;
  2. Сумка — коврик. Легко собирается и легко разбирается. С таким ковриком можно часто отдыхать с малышом на природе. Много места он не занимает, зато сколько радости приносит новорожденному;
  3. Коврик пазл. Сейчас можно купить напольные пазлы любых размеров и расцветок. Некоторые коврики идут с дополнительными игровыми элементами (мини-пазлами), которые со временем обязательно увлекут вашего малыша новой игрой.

Интересно! Самые безопасные по составу игрушки, те, которые сделала мама.

В интернете можно найти большое количество идей хенд мейда начиная от шелестящих тканевых кубиков, заканчивая слингобусами ручной работы. А еще, игрушки ручной работы, это память на долгие годы!

Что подойдет для новорожденных детей?

Первый месяц жизни для новорожденных детей – время привыкания к новым условиям. Это адаптация малыша к миру, и большую часть суток младенец ест и спит, мало реагируя на внешние раздражители. Тело еще совсем не поддается его контролю, движения хаотичные, а кулачки постоянно сжаты. Поэтому новорожденному ребенку игрушки пока не требуются – ему нужно тепло, уют и мамины разговоры.

Ближе к 1 месяцу малыш становится активнее и проявляет интерес к миру. Он начинает смотреть по сторонам и прислушиваться к окружающим звукам. В это время можно познакомить месячного ребенка с первыми игрушками:

  • мобиль – музыкальная карусель с движущимися по кругу маленькими фигурками, наблюдая за которыми, ребенок пытается сфокусировать взгляд, а музыка его успокаивает и стимулирует поворачивать голову в сторону источника звука;
  • двухсторонний бортик-книжка – это жесткий складной бортик в кроватку из ткани разной фактуры с дополнительными элементами (пластиковые колечки, зеркальце), разглядывание которого способствует развитию зрения и тактильных ощущений.

Какие ошибки допускают родители, занимаясь ранним развитием ребенка?

Есть две главные ошибки, которые актуальны и сейчас, и сто лет назад, да и, наверное, в течение всей истории человечества.

Первая ошибка раннего развития — решить все за ребенка. Некоторые родители еще до рождения малыша «знают», кем он вырастет, и прикладывают все усилия для достижения своей цели, невзирая на желания и склонности крохи. Эта стратегия поведения подпитывается историями успеха, как упорный папа воспитал теннисиста с мировым именем или настойчивая мама сделала из своей дочери популярную певицу

Важно понимать, что на один такой счастливый случай приходятся сотни и тысячи неизвестных сломанных судеб. Родителям нужно выявлять и развивать одаренности малыша, но никак не насаждать их против воли ребенка

Вторая ошибка — считать малыша глупее себя. Конечно, на стороне родителей опыт и знания, зато у крохи есть открытый, чистый, свободный от стереотипов ум. Вдумайтесь в перлы своего ребенка — ведь иногда маленький философ выдает потрясающие своей глубиной и нетривиальностью высказывания! Пожалуйста, не загубите в нем прекрасную способность сомневаться и мыслить вне шаблонов. Всегда помните, что методики раннего развития не должны наполнять мозг малыша готовыми решениями, они должны учить его их искать.

Чем полезен сортер

Удивительным открытием для малыша становится взаимодействие предметов, например их способность помещаться друг в друга. Ребенок может долго складывать разные вещи и игрушки в коробочки большего размера, доставать их и снова прятать.

И здесь незаменим сортер — коробочка (она может быть в виде куба, домика, лодочки, животного) с прорезями или углублениями разных форм и размеров. Для каждого отверстия нужно подобрать подходящую деталь и вставить внутрь. В идеальном сортере для малыша должно быть не больше трех-четырех отверстий. Иначе ему будет не под силу с ним справиться, а чем чаще у вашего крохи не будет получаться, тем вероятнее, что он решит, что у него «ничего не выходит». 

После полугода на ура идут игрушки для купания: рыбки, кораблики, стаканчики разных форм и цветов. Малыш будет с удовольствием переливать воду из одной емкости в другую, удивляться непотопляемости уточки и добывать из губки облакоподобную пену.

В возрасте от 9 до 12 месяцев дети доводят до совершенства навыки ползания и карабканья на небольшую высоту. 

Они с удовольствием поучаствуют в игре, в которой нужно толкать перед собой мягкий мяч, будут преодолевать мягкие тоннели, забираться на игрушечную горку с лесенкой из двух-трех ступеней и спускаться по ней.

Ближе к году жизни им все больше нравится стоять на ногах — ведь это дает возможность получать больше новых впечатлений. 

Детям, осваивающим ходьбу, может понравиться ходунок-тележка, на которой часто имеется обучающая панель с мелкими деталями и фактурными материалами. Но есть мнение, что эта игрушка может замедлить развитие двигательных навыков, способствовать неправильному формированию стопы, помешать ребенку держать равновесие (вес ребенок переносит на руки, опираясь ими о тележку) и правильно группироваться перед падением. Ходунки противопоказаны детям с тонусом ног и нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий