Обзор международных развивающих методик: как выбрать то, что нужно?
Сегодня существует огромное количество разнообразных методик, направленных на раннее развитие детей. Программы можно условно разделить на развивающие и обучающие. Хотите узнать, в чём разница? Развивающие методики помогают малышам изучать окружающий их мир в игровой форме. А обучающие – это уже учёба, пусть на детском уровне, но всё же…
Так как все родители стремятся к тому, чтобы их малыш учился в комфортной атмосфере, приоритет следует отдавать именно развивающим программам – дети их воспринимают положительно.
Методика Бейби Сенсори
Эта уникальная методика была разработана в Великобритании. Она популярна и присутствует в 28 странах мира, в том числе в России. В Москве сейчас работает 10 центров Бейби Сенсори.
В чём же уникальность Бейби Сенсори (Baby Sensory)? Она – в самом подходе к развитию. Развитие с рождения по программе Бейби Сенсори происходит по таким направлениям, как физическое, эмоциональное и речевое. И вот в какой форме: в развивающих групповых классах, где интересно всем, дети получают сенсорный и социальный опыт, а мамы – полезную информацию для развития ребёнка.
Вас удивит, но с Бейби Сенсори дети активно проявляют интерес к другим малышам, по-своему общаются и даже заводят друзей на первом году жизни. А ещё эта методика позволяет раскрыть детский потенциал уже с нежного возраста – в первые 365 дней жизни.
Классы всегда делятся с учетом возраста. Поэтому заниматься по Бейби Сенсори можно с первых дней жизни малыша — все активности на уроках будут соответствовать возрасту. Занятия в Москве проходят в разных районах города, что позволит вам выбрать ближайший центр развития.
Методика Макото Шичида
Японский профессор Макото Шичида стал автором методики раннего детского развития, цель которой – стимулирование правополушарного развития ребёнка. Чтобы получить результат, необходимо плотно учиться по 30-45 минут. Те, кто уже пробовали ею заниматься, признавались, методика требует очень большого вовлечения мамы – то есть просто в игровой форме здесь заниматься с ребёнком не получится.
Методика Марии Монтессори
Эта методика очень популярна в нашей стране. По ней работают многие детские сады и развивающие центры. Цель методики — развитие чувств, речи и понимание у ребёнка порядка. У нее есть «сильные» стороны» — к примеру, когда малыши определяют предметы тактильно, без использования органов зрения. Однако есть и спорные моменты — практически полное отрицание детского творчества и требование соблюдать ритуальность событий, повторяющихся каждый день.
Методика Никитиных
Авторами этой методики стали многодетные родители, которые так воспитывали своих детей. В её основе очень простые вещи — труд, близость к природе, естественность и практичное творчество. Дети самостоятельны, они несут ответственность за свои действия. А родители создают благоприятные условия для детского развития. Сильная сторона методики – в развивающих играх, построенных по системе от простого к сложному. Но не все могут её принять – так как методика Никитиных это не просто система развития, а образ жизни.
Методика Гленна Домана
Основоположником идеи интенсивного физического и интеллектуального развития в чистом виде является американский врач-физиотерапевт Гленн Доман. Разработанная им методика раннего развития проросла из его программы реабилитации детей с тяжелыми поражениями центральной нервной системы. Ему принадлежит идея интенсивной стимуляции внешними раздражителями головного мозга, способствующей тому, что непораженные клетки этого органа берут на себя функцию пораженных и обеспечивают нормальное когнитивное (познавательное) и физическое развитие детей раннего возраста.
Доман придумал показывать младенцам карточки с картинками, поначалу — с точками, позже — с изображениями предметов и явлений окружающего мира. Помимо этого, с детьми занимались специальной гимнастикой, стимулируя их двигательную активность. Интенсивность занятий увеличивалась, вместе с ней росли успехи детей, которые довольно быстро показывали отличные результаты в физическом и интеллектуальном развитии, обгоняя своих здоровых сверстников.
- Успех методики так впечатлил общественность, что ее решили применять в обучении здоровых детей.
- Суть метода в том, что ребенок усваивает символы, понятия и факты, запоминая визуальную информацию, многократно показываемую ему в виде карточек, на которых изображены знаки, слова, математические и химические формулы, географические единицы, исторические события, животные и растения, планеты Солнечной системы и т. д. Взрослый быстро показывает карточки, четко произнося названия соответствующих объектов, и дает некоторые поясняющие комментарии.
- Материал подается тематическими блоками (по дисциплинам), повторяется несколько раз с разной скоростью и постепенно усложняется, обрастая деталями. Предполагается, что таким образом можно вырастить гения, вложив в ребенка с любыми стартовыми интеллектуальными возможностями энциклопедические знания.
- Доман и его последователи верили в то, что человеческий мозг наивысшими темпами развивается до 3 лет, а к возрасту поступления в школу этот процесс прекращается. И задача сопровождающего взрослого — родителя, педагога — успеть в первые 3 года вложить максимум знаний. Ребенок при этом выступает как пассивный объект обучения.
- Активность ребенка, по Доману, проявляется в других занятиях — физических. На них он делал особую ставку, придерживаясь точки зрения, что они являются залогом успешного интеллектуального развития.
- Гленн Доман разработал систему гимнастических упражнений по стимуляции двигательной активности. С рождения малыша не пеленают, выкладывают на живот, не дают затухать его врожденным рефлексам (хватание, ползание), а, наоборот, при помощи определенных упражнений и приспособлений («треки Домана») их поддерживают и развивают. В результате дети рано начинают ползать, ходить, бегать, выполнять сложные акробатические трюки.
Дети с раннего возраста отрабатывают упражнения на тренировку вестибулярного аппарата, хваты, висы, кувырки, преодолевают различные препятствия, карабкаются, прыгают, приседают, лазают по канату и деревьям и делают многое другое. Невероятно, но факт: те, кто справляются с таким объемом разнообразной физической нагрузки, уже к возрасту 2, 3, 4 лет прекрасно плавают, скачут на лошадях и выполняют сложные элементы на гимнастических снарядах. В нашей стране широкое хождение получила динамическая гимнастика, элементы которой пришли в том числе и из системы Домана.
Методика Зайцева
Методике Зайцева уже более 20 лет, и она успешно доказала свою эффективность. Несомненный плюс методики раннего развития академика Николая Зайцева в ее результативности. Дети начинают бегло читать, не изматывая при этом ни себя, ни родителей. Они играют обучаясь при этом грамотному письму и счёту. Для этого им на помощь дают специальные кубики, позволяющие знакомить маленького ученика с основами языковой фонетики. Кубики могут быть золотистого цвета, их делают из дерева или металла. Кубики не полые, внутри их находится специальный наполнитель.
Малыш быстро осваивает чтение, запоминая склады. Он сразу произносит, например, БА, а не думает над тем как прочесть отдельные буквы. На кубиках есть только те сочетания букв, которые возможны в русском языке. Например, неправильные сочетания ЖЫ, ШЫ, ЧЯ, ЩЯ вообще исключены! Методика зарекомендовала себя, как эффективная. Обучаясь по ней, дети учатся читать в игровой форме, попутно они обучаются грамотному письму, тренируют память и логическое мышление. Методика Зайцева придется по душе любому родителю-новатору.
Плюсы методики
- По методике Зайцева можно начинать заниматься с 1 года;
- Нет нужды сидеть за партой, а двигательная активность очень полезна для детей;
- У детей активно задействована мелкая моторика, что положительно влияет на развитие интеллекта;
- Методика Зайцева эффективно развивает органы чувств, музыкальный слух, чувство ритма и память;
- Без всякой зубрёжки, в чисто игровой форме, детей обучают правильному сочетанию букв;
- Пропевание складов улучшает качество речи;
- Правильное расположение таблиц способствует хорошей осанке;
- За счет того, что малыш глазами в таблицах ищет нужный склад, тренируются глаза, что приводит к улучшению зрения;
- Много упражнений которые формируют навыки самостоятельности;
- Методика Зайцева прекрасно подходит детям (и взрослым), для которых русский является неродным языком.
Минусы методики
- Пособия для обучения по методике Зайцева довольно дорогие, их может позволить себе не каждая семья, причем удешевить обучение вам вряд ли удастся, даже если вы будете делать кубики самостоятельно;
- Не каждый родитель способен обучить ребенка по этой методике, но специалисты с многолетним практическим опытом добиваются успеха в 100% случаев;
- Бывают ситуации, когда уже бегло читающему малышу скучно в 1-м классе общеобразовательной школы среди только начинающих обучение сверстников.
Школа для дошколят «Чудо-Чадо» является ведущим центром развития ребёнка обучающим по методике Зайцева в Бишкеке. Вы можете записать своего малыша на занятия в любое время. Подробную информацию по стоимости и расписанию занятий вы найдёте на нашем сайте.
Опубликовано: 2017-10-28
Плюсы и минусы Монтессори-педагогики
- Методику можно адаптировать под разные культуры, ведь она опирается на базовые потребности ребёнка.
- Ребята учатся всему с удовольствием, ведь они сами выбирают, чем им заняться. Нет скуки, страха перед трудным заданием, которое навязывает взрослый.
- Дети, которых обучали по Монтессори, лучше других справляются с бытовыми обязанностями, более ответственные, могут правильно распределять своё время, умеют занять себя, при этом уважая потребности окружающих.
- Дидактические пособия и упражнения с ними способствуют ускоренному развитию мыслительной деятельности, логики и моторики.
Методика Монтессори способствует ускоренному развитию интеллекта, логического мышления
Однако же у методики есть и свои противники. И их критические замечания можно изложить в следующих тезисах:
Отсутствуют спонтанные творческие игры, например, сюжетно-ролевые
А это очень важно для развития воображения ребёнка, его эмоциональной сферы. Система не уделяет достаточного внимания творческим видам деятельности (изобразительному искусству).
Преимущественное интеллектуальное развитие искажает нормальную психологию, лишает малыша беззаботной радости детства
Монтессори недооценивает роль игры в развитии ребёнка, заменяет её полезными занятиями с обучающими пособиями.
В педагогическом процессе игнорируется чтение сказок. Мария Монтессори считала их уходом от реальности и заменяла реалистическим описанием предметов. Отсюда у ребёнка не формируется умение сопереживать, фантазировать, вести внутренний диалог с героями произведения.
Ребёнку, который дома занимался по этой системе (а также посещавшему такой детский сад) будет довольно сложно в обычной школе, где все ученики сидят за партами, выполняя конкретное задание учителя. К тому же у такого школьника уже сформировано отношение к взрослому как к помощнику, а не как к авторитету.
Многие дети воспитываются в семьях с авторитарным порядком и поэтому не каждая мама способна выступать в роли старшего товарища, помощника (что предполагает система Монтессори).
Методика подходит не всем детям. Это неудачный вариант для слишком подвижных, активных ребят, имеющих проблемы с усидчивостью, концентрацией внимания. Кроме того, если у малыша выражены творческие способности, то они будут невостребованными, поскольку методика опирается на рациональный способ познания мира.
Методика Монтессори не подойдёт для слишком активного, подвижного ребёнка, поскольку она нацелена на спокойные занятия, предполагающие концентрацию внимания
Обзор основных методик ускоренного развития
Методика М. Гмошинской
«Грудничковое рисование» – рассчитана на детей от 6 мес. Малыши более раннего возраста физически не готовы к рисованию. Занятия проводятся 2 раза в неделю в первой половине дня. Материал: краски для пальчикового рисования, бумага.
Выбор времени суток обусловлен желанием уберечь детей от эмоциональной перегрузки. Первые занятия длятся от 1 минуты. По достижении малышом возраста одного года время занятий увеличивается на порядок.
Маленький человечек трогает краски, мнет в кулачке, размазывает по бумаге пальчиками, ладошками и ножками.
Как дополнение к этой системе после достижения ребенком возраста одного года ему можно предложить, рисовать с помощью нестандартных средств: крышки от пластиковых бутылок, фасоль, пуговицы, тряпочки.
Плюсы этой техники: прекрасный способ для дополнения к логическим программам, не требует больших финансовых вливаний и посещения специальных обучающих центров.
К минусам можно отнести узкую направленность метода на развитие творческого потенциала.
Методика — блоки Дьенеша
«Блоки Дьенеша» рассчитаны на тренировку аналитического и логического аппарата, способствуют тренингу речи, формируют мыслительные навыки, умение выявлять и удерживать в памяти несколько свойств предмета одновременно, манипулировать предметами в зависимости от выявленных свойств. (Пример, найти такие\не такие фигуры по размеру\цвету\форме).
Плюсы этого способа обучения заключаются в большом возрастном диапазоне, его легко можно предлагать детям от 1-го года до 7-ми лет. Сами блоки можно приобрести в магазине или изготовить самостоятельно. Это позволяет использовать данный метод в домашних условиях, без дополнительных затрат.
Методика А.А. Сабурской
«Интеллектуальная музыка», основана на способности музыки влиять на психофизиологию человека. Музыка способствует научению вербальной речи и формированию образного мышления. Улучшает арифметические способности, стимулирует проявление эмоций. Детьми самого раннего возраста информация, преподнесенная с музыкальным сопровождением (потешки, развивающие песенки) воспринимается и усваивается в значительно более высокой степени.
Метод М.Монтессори
Основан на использование сенситивных периодов развития детей, «подстройке» обучающих программ под эти периоды. Например, период становления вербальной речи от 0 до 6 лет.
Игровые программы по Монтессори используют дидактический материал, направленный на все сферы жизни: сенсорную активность, становление речи письменной и устной, практику бытовых, когнитивных и мыслительных навыков, мелкую моторику. Ребенок научается на глаз отличать размер предметов, оценивать их объем и количество.
Достоинства: многофункциональная методика, способствующая развития речи, индивидуальности и самостоятельность ребенка.
Недостатки: не развивает творческий потенциал малыша.
Работа доктора Г. Домана
Эта работа основана на блочном восприятии информации.
Методы познавательного развития в дошкольном возрасте
Достоинства: требует мало времени, один этап занятия составляет от 10 до 30 секунд, затем до 60 секунд.
Ребенок быстро накапливает большой объем информации.
Недостатки: ребенок запоминает названия животных целым словом в именительном падеже. При изменении падежа слово перестает быть узнаваемым. Ребенок усваивает знания, но не учится думать. Готовый дидактический материал отсутствует.
Сравнение с другими методиками
Ранее развитие ребенка может обеспечивать множество методик, и каждая по-своему полезна. Отличаются они материалами, местом и ролью взрослого. Рассмотрим самые популярные методики:
Методика | Отличия |
Зайцева | Методика Зайцева, по сути, является игрой. Система Монтессори не имеет прямой игровой составляющей. Это специальным образом организованная жизнь ребенка и взрослых, которые его окружают. |
Глена Домана | Методика Глена Домана предусматривает обучение, используя карточки. Она не влияет на осязание ребенка, хотя оно – ведущий источник восприятия ребенка до пяти лет. |
Никитиных | В методике Никитиных родители также не воспринимаются как кто-то главный. Здесь они – это старшие товарищи. Но Никитины предусматривают закалывание малыша, тогда как Монтессори не затрагивает физическое развитие настолько активно. |
Сессиль Лупан | Предусматривает, что за первый год жизни нужно выучить как можно больше. Монтессори говорит о дозированной подаче материала, но процесс освоения чего-то нового беспрерывный. |
Родители могут сами выбрать, какая методика ближе им и больше подходит крохе. Монтессори разработала действительно уникальный сценарий для развития детей, но он не единственный. Возможно, некоторые идеи из других методик могут подойти для воспитания лучше.
Ускоренное развитие – польза или вред
Можно спорить о том, полезно развивать детей или это отнимает их детство. Есть педагоги и родители, которые считают, что ребенок научится познавать мир самостоятельно. Безусловно, формирование мозга ребенка, становление речи, мышления, самосознания будет происходить с вашим участием или без.
Если вы смотрите телевизор в присутствии детей, их мозг усваивает данные, поступающие с экрана, а будет ли это «ужастик» или развивающий мультфильм – решать вам.
Практические советы и эффективные методы по развитию детей дошкольного возраста
Современные методы в большинстве своем используют технологии тотального чтения, количественной математики, музыку, как катализатор формирования речи и мышления, и «подстройку» обучающих программ под периоды развития детей.
К сожалению, любой метод предоставляет выбор: или сенсорное развитие в сенситивные периоды («метод Монтессори»), или тренинг логического аппарата («Блоки Дьенеша»), или «грудничковое рисование», направленное на выработку творческого начала или метод доктора Г. Домана – призванный стимулировать накопление энциклопедических знаний ребенком.
Потому выбирая программу раннего обучения, которую детский ум будет осваивать в домашних условиях, придется использовать несколько схем.
Правое полушарие – тренируется методом быстрой смены изображений.
Левое полушарие – совершенствуется методом медленного многократного повторения обучающего материала.
Основные методики
Существует огромное количество методик раннего развития ребенка до года. Ни одна из них не может применяться в 100 процентах случаев. Также не существует универсальной техники занятия с целью обучения младенца. Наиболее популярные следующие.
Методика Сесиль Лупан
Сесиль Лупан являлась последовательницей метода Глена Домана, который заключался в целенаправленном систематизированном ознакомлении младенца с основными понятиями, изображенными в виде картинок на карточках. Сесиль Лупан внесла эмоциональность в этот метод, поскольку она считала, что обучение должно доставлять удовольствие малышу.
Развитие ребенка
Она разработала систему упражнений и игр, направленных на развитие разных навыков ребенка. Для ознакомления с ней необходимо прочитать ее книгу «Поверь в свое дитя». Эта методика предназначена для развития младенцев и детей до 7 лет.
Методика Масару Ибука
Масару Ибука – это японский инженер, который начал интересоваться возрастной психологией и методиками развития детей после того, как его сын перенес тяжелое заболевание, вследствие которого у него развилась умственная отсталость. Он долго консультировался со всеми возможными специалистами, как улучшить когнитивные функции своего чада, что в результате привело к созданию его собственной методики.
В ее основе лежит идея, что формирование мозга ребенка почти полностью завершается до 3 лет. Поэтому, если до этого времени не заложить фундамент, дальше будет значительно тяжелее (если не невозможно) наверстать упущенное. Поэтому он делает основной упор на всестороннем развитии малыша до 3 лет.
Основные принципы методики:
- Основное влияние на способности ребенка оказывают не генетические особенности, а окружающая среда, в которой он развивался. Поэтому труд родителей должен быть направлен на ее обеспечение.
- Цель этой развивающей методики – в развитии человека, который будет поистине счастливым. Она не ставит собой целью сделать человека вундеркиндом, а через ощущение внутренней гармонии способствовать росту в нем самого созидательного.
- Воспоминания из детства играют очень важную роль в формировании взрослой личности.
- Нельзя критиковать детей за негативные эмоции, особенно за гнев. Необходимо понять, что стоит за этими состояниями. То есть надо бороться не со следствием, а с причиной.
- Основной упор нужно делать на материнском воспитании в раннем возрасте, хотя отец также должен много внимания уделять малышу. По мнению Ибука, отец может вырастить гения, но только мать может сформировать в крохе нужные моральные качества.
- Поощряются присутствие в доме бабушек и дедушек, а также общение детей между собой. В более взрослом возрасте Масару поощрял ссоры между маленькими людьми, поскольку для них это первые уроки решения конфликтов.
Важно! Чтобы применять методику, нужно ориентироваться на интересы малыша. При этом Масару Ибука сам говорил, что универсальных рецептов воспитания ребенка не существует, найти индивидуальный подход ко крохе может только мама
Методика Марии Монтессори
Этот метод является одним из самых популярных. Его базовая идея звучит так: нужно следовать за интересами малыша и помогать ему самостоятельно решать жизненные задачи. В свою очередь, взрослый старается заинтересовать кроху путем создания развивающей среды.
Методика М. Монтессори
О необходимости использования методик для развития детей дошкольного возраста говорили энтузиасты еще до начала 20-го в. Они предлагали свои теории и идеи, одни из которых были успешны, а другие – нет. Первой по-настоящему продуманной системой для раннего развития детей стала методика, разработанная Марией Монтессори. Данная система не только смогла выдержать проверку временем, но и получила признание практически во всем мире. Подтверждением этому являются институты в Америке, Азии и в Западной Европе, специально созданные для изучения дидактических и педагогических идей М. Монтессори. Помимо этого, во многих государствах мира открыты и успешно функционируют школы, где по данной методике обучают миллионы детей.
На сегодняшний день эта система раннего развития ребенка является одной из самых распространенных. Она охватывает возрастные периоды от 0 до 3 лет, а также от 3 до 6.
Методика познавательного развития детей основана на наблюдении за малышом, находящимся в естественных условиях, с одновременным принятием его таким, какой он есть. Основным принципом Монтессори-педагогики является направление ребенка к саморазвитию, самообучению и самовоспитанию. Девизом данного метода является фраза «Помоги мне сделать это самому».
Сама М. Монтессори указывала на то, что ее педагогическая система предусматривает развитие малыша в заранее подготовленной дидактической среде. Автор данной теории и методики развития детей считала, что все дети обладают потребностью к освоению и познанию мира вокруг себя. А для того чтобы ребенок образовывался и обучался самостоятельно, его не нужно поощрять или наказывать. Взрослым необходимо лишь вовремя создать для него необходимые условия, «подкидывая уголек в топку ума».
Согласно методике развития детей и теории Монтессори, раннее обучение предполагает собой следующее:
- создание развивающей среды;
- выполнение вместе с детьми нескольких простых и четких правил;
- отсутствие вмешательства взрослого в процесс без просьбы и необходимости, а лишь его наблюдение за детьми.
На перечисленных выше пунктах и основана педагогика Монтессори. Взрослые должны установить определенный порядок, в рамках которого и будет развиваться ребенок. Но делать он это будет в своем темпе и ритме, исходя из индивидуальных потребностей.
Для того чтобы до конца понять систему Монтессори, необходимо представить себе детский сад. В обычном дошкольном учреждении воспитатель сам предложит малышу, рассматривающему игрушки, взять в руки ту или иную из них. Ребенок при этом лишается проблемы выбора. Педагоги, работающие по системе Монтессори, поступают иначе. Они ждут того момента, когда ребенок сам выбирает для себя, чем он будет заниматься. В этом случае учителя могут только показать ребенку, что ему делать с тем или иным предметом и как пользоваться пособием или игрой. От взрослого требуется лишь поддержать интерес малыша, вмешиваясь в процесс только по просьбе воспитанника. Таким образом, педагог только объясняет и показывает. Это и позволяет малышу обучаться самому, познавая мир в собственном темпе.
Судя по отзывам педагогов, применение данной методики возможно только в том случае, когда вокруг ребенка будет создана необходимая развивающая среда, попадая в которую, он сможет получать знания самостоятельно.