Бить или не бить ребенка: последствия физического наказания детей

Альтернативные способы воздействия на ребёнка

Многие родители не понимают, что наказывая ребёнка физически, они демонстрируют не свою силу, а, наоборот, слабость. Банальная отговорка «по-другому он не понимает» свидетельствует о полном непонимании детской психологии. Всегда можно найти альтернативу физическому насилию, каким бы упрямым ни был ребёнок:

Важно выяснить мотив поступка. Возможно, малыш сломал вещь не из-за своей безалаберности — он хотел выяснить её устройство.

Если малыш расшалился, нужно увлечь его каким-то увлекательным занятием

Конечно, для этого придётся пожертвовать частью своего драгоценного времени, например, оторваться от ноутбука и сделать поделку вместе с сыном или дочерью. Даже уборку игрушек можно превратить в забавное соревнование — кто первый наполнит свой ящик. Ведь очень часто непослушному ребёнку просто скучно, элементарно не хватает родительского внимания.
Наказанием за провинность может быть лишение на время любимого занятия (прогулка на детскую площадку, провести один день без планшета). При этом взрослому важно доводить начатое до конца, держать своё слово, иначе ребёнок не будет воспринимать его серьёзно.

Показать своё недовольство. Иногда ребёнку и невдомёк, что своим поведением он очень расстроил маму. Нужно обязательно рассказать малышу о своих чувствах и выразить надежду, что в будущем он поведёт себя иначе («ты ведь хочешь порадовать меня?»).

С раннего возраста приучать нести ответственность за свои поступки. Например, вымазал стол клеем — нужно взять тряпку и почистить его. Проблема будет решена, а ребёнок станет более самостоятельным.

Как взрослому успокоиться самому

В моменты детского непослушания взрослому очень важно самому взять себя в руки, чтобы не допустить рукоприкладства. Совладать с эмоциями помогут различные способы:

  • поставить себя на место ребёнка, которого бьёт самый близкий человек, представить себе его чувства;
  • задать себе вопрос: почему я не бью соседей, которые мешают своим шумом, или раздражающего самодура-начальника (получается, что собственное чадо хуже всех этих людей);
  • уйти в другую комнату и там досчитать до десяти;
  • умыться холодной водой;
  • поделать медленные вдохи и выдохи;
  • съесть плитку шоколада, выпить успокаивающего чая, настойки пустырника или валерианы (у каждого свой вариант).

У каждого есть свои способы успокоиться и справиться с эмоциями

Видео: некоторые способы сдержать свои эмоции

Физическое наказание — совершенно неприемлемый метод воспитания, способный нанести непоправимый ущерб детской психике. Послушание должно основываться на неуважении родителя, но не на страхе перед ним. Взрослому нужно пытаться понять психологию поведения своего чада и использовать более адекватные методы воздействия

Причём очень важно уметь самому уметь успокоиться

Шлепать или нет?

При этом множество французских родителей думают, что шлепок по попе не может считаться телесным наказанием.

Вероника — мама двух девочек (Жюльетт, 3 года, и Валентин, 11 месяцев) — признается: «До рождения второго ребенка я была категорически против телесных наказаний. Я не бью детей, конечно, но иногда шлепаю старшую, когда она доводит до слез маленькую. С двумя детьми тяжело, я устаю, у меня не хватает времени на старшую, я чаще выхожу из себя и шлепаю девочку просто на автомате. Мне совсем это не нравится, и я хотела бы найти какой-то выход».

Психотерапевт и автор многих книг И. Фийоза комментирует: «Одно из последствий таких шлепков — это то, что у ребенка создается впечатление, что можно решать проблемы насилием. Дети, которых шлепают родители, более агрессивны, у них чаще бывают трудности в школе. Психологи, психотерапевты давно это заметили.

Но теперь мы знаем точно, что происходит в голове у этих детей. Это страх и стыд. И еще это стимулирует миндалевидную железу, которая отвечает за состояние стресса. И весь организм ребенка приходит в это состояние. И ребенок уже не знает, как ему реагировать на страх. Если его шлепают часто, он теряет чувствительность к этому наказанию. У него просто исчезает страх. „Можешь делать, что хочешь, я ничего не чувствую, мне не больно, и я не боюсь“.

Если это происходит очень редко, если родитель потом просит у ребенка прощения, объясняется с ним („ты перебежал дорогу, не посмотрев по сторонам, а там была машина, и я очень испугалась за тебя“), не страшно. Если только это не такая оплеуха, от которой потом в голове у ребенка гудит… А вот если пощечины и шлепки становятся регулярными, ребенок уже не доверяет ни своим чувствам, ни родителю, который его шлепает, и это нарушает их связь, их привязанность.

Надо избегать даже угрозы шлепка. Если кричать „ты сейчас у меня получишь“ — ребенок становится агрессивным, а родителю кажется, что ребенок его провоцирует. Он думает: ага, ты и вправду хочешь ремня, так ты его получишь. И шлепает ребенка. А ребенок даже чувствует некое облегчение — ведь ему уже больше не угрожают…»

Вы почувствовали, что ваша рука готова дать пощечину? Остановитесь. Если ребенок уже большой, оставьте его, выйдите на улицу, если маленький — пойдите в туалет, закройте дверь. Главное, не видеть ребенка. Когда вы видите его испуганные глаза, сигналы поступают в ваш мозг, миндалевидная железа возбуждается, и ее надо успокоить, чтобы обрести способность размышлять. Есть еще масса приемов: надувать шарик, выпить стакан воды, пить воду через трубочку и т.д. Ведь проблема в том, что, когда мы начинаем орать или драться, мы учим ребенка: если ты рассержен, то кричать, распускать руки — правильно. Если же мы показываем, как стараемся справиться с эмоциями, он будет учиться держать ситуацию под контролем.

Чего не стоит делать

Бить своих детей нельзя. Даже в целях воспитания не стоит полагаться на физическую силу. Даже если кажется, что другого пути объяснить не существует и когда терпение на пределе, нельзя поднимать руку. Это не решит проблему, а станет благодатной почвой для развития новых. Исправить их будет гораздо сложнее.

Почему нельзя бить ребенка по попе рукой или ремнем

Нередко молодые мамы, да и папы, признаются, что шлепают малыша по попе. Цель – привести сына или дочь в чувства, успокоить.

Папа собирается шлепнуть малыша по попе

Родители не считают, что они не бьют, ведь они хлопают слегка. Но это физическое воздействие, даже если ударить не ремнем, а слегка коснуться рукой. Если такие методы в семье используются часто, малыш потеряет доверие к своим родителям. Он усомнится в том, можно ли доверять маме и папе в трудную минуту, ведь:

  • они причиняют боль;
  • делают ему неприятно;
  • унижают достоинство;
  • вторгаются в личное пространство.

С малолетства ребенку объясняют, что никто не имеет право его трогать, что он волен выбирать, с кем контактировать, кого держать за руку. А тут сами родители бессовестно рушат границы. И кроха уже не понимает, почему такое поведение стало дозволенным.

У родителей не должно возникать мысли о том, можно ли бить детей по попе. Даже незначительный шлепок может привести к серьезным проблемам.

Можно ли бить ребенка по рукам

Ударяя сына или дочь по рукам, родители чаще всего пытаются запретить лезть в опасные места или трогать вещи, которые кроха может испортить. Но это тоже физическое насилие.

Малыш испытывает боль и не понимает, чем вызвал гнев родителей. Он просто хотел поиграть, ему интересно исследовать окружающее пространство. С ребенком, даже самым маленьким, нужно разговаривать, объяснять, что можно делать, а от чего лучше воздержаться, пока родителей нет рядом. Так, например:

  1. Не надо бить кроху по рукам, если он тянет их к горячему чайнику. А лучше поставить его подальше, чтобы малыш не дотянулся, случайно не задел. Параллельно придется объяснить, что это опасно, будет больно и изобразить, что обжегся.
  2. Если малыш хватает фломастеры и пытается разукрасить папин паспорт, не надо применять силу. А дать ребенку бумагу, на которой можно рисовать.

Ребенок рисует фломастерами

Иначе кроха утратит желание изучать мир, он начнет опасаться, что за любым открытием последует боль.

Иногда детей бьют по рукам, если они сами начинают драться. Малыш замахивается на маму, а та в ответ шлепает его. Но это только навредит:

  • усилит агрессию;
  • спровоцирует новую истерику;
  • разрушит связь между родителем и малышом.

Если кроха разозлился, то его руки нужно мягко остановить. Надо удержать ребенка, обнять его, чтобы он не смог шевелиться. Но малышу не должно быть больно. В таком положении придется посидеть некоторое время, можно слегка покачиваться. Постепенно кроха успокоится, начнет меньше сопротивляться, тогда надо ослабить крепкие объятия.

Можно ли бить ребенка по губам

Когда ребенок ругается или громко кричит, родители могут шлепнуть его по губам. Даже если удар будет несильным, малышу будет неприятно. Он обидится, может замкнуться в себе. Это прямой путь к тому, что ребенок перестанет делиться своими переживаниями.

Мама замахивается на дочь

Почему нельзя бить по голове

Иногда, чтобы подкрепить свои аргументы, наказать малыша, родители дают ему подзатыльник. Это не столько больно, сколько унизительно. Но, замахиваясь, можно не рассчитать силу и навредить малышу. Кроха испытает, действительно, сильную боль, что, возможно, приведет к проблемам со здоровьем:

  • замедлится физическое и психическое развитие крохи;
  • пострадает зрение и слух;
  • проблемам неврологического характера.

Психология шлепка

Слово «дисциплина» происходит от однокоренного слова disciplinare, означающего учить, преподавать. Тем не менее, большинство американских родителей считают, что это понятие также предполагает применение телесных наказаний или трепку:

“Трепка огорчает меня больше, чем тебя”

Телесное наказание определяется как «применение физической силы с целью преподать ребенку опыт боли, но не телесных повреждений, с целью исправить или взять под контроль поведение ребенка».

Некоторые родители предпочитают использовать физические наказания в качестве дисциплинарного взыскания по следующим соображениям:

  • “Когда я был ребенком, меня били, и я вырос нормальным!”
  • “Лучше я их отшлепаю, чем потом их изобьет полиция!”

Но так ли это? Каковы последствия телесных наказаний на ребенка? Мы провели исследование, чтобы выяснить, действительно ли трепка больше ранит вас, чем их.

Как говорить ребенку «нет»?

Многие родители боятся, что если будут все время потакать желаниям ребенка, то избалуют его. Однако психологи утверждают, что бояться этого не стоит, ведь «перелюбить» ребенка невозможно. Тем более, что ежедневно родители сталкиваются с ситуациями, когда им приходится говорить ребенку «нет».

Как это делать правильно?

  • говорить «нет» надо спокойно и уверенно;
  • не повторять «нет» сто раз в минуту;
  • даже если вы сказали «нет», не подумав, необходимо придерживаться генеральной линии, которую вы уже выбрали;
  • даже если ребенок расплачется, обидится, убежит или скажет что-то колкое, необходимо оставаться спокойным и доброжелательным;
  • не меняйте своего решения — тогда ваше слово будет весомым;
  • если понадобится — объясните причину отказа и при этом будьте честны с ребенком.

Если вы будете отказывать ребенку правильно, со временем он поймет, что ваш отказ — не очередная «дурь», а действительно важная вещь. В таком случае ребенок будет слышать вас и всегда реагировать на ваши слова.

Поиск конструктивного решения проблемы

Очень хорошо, если естественное наказание сочетается с поиском конструктивного решения проблемы. Если ребенок своими неверными поступками загнал себя в сложное положение, можете быть уверены: он чувствует себя не слишком хорошо и испытывает те самые «естественные последствия», о которых мы уже поговорили. Усугублять это состояние, злорадствуя, напоминая о том, как неправильно он себя вел, ни к чему.

Намного достойнее в этой ситуации протянуть ему руку помощи. Это вовсе не означает, что вы должны за него исправить последствия его проступка — это сделало бы ситуацию бессмысленной. Нужно, чтобы ребенок сам вынес из своей ошибки позитивный опыт преодоления трудностей, убедился, что может решить проблему, которую сам же и создал. Ваша помощь должна заключаться в том, что вы предложите ему: «Давай подумаем, что тут можно сделать.

Получилось не слишком удачно, но ты наверняка можешь найти выход из этой ситуации». Можно подсказать ребенку несколько возможных вариантов решения проблемы, но выбрать должен он сам. Если он получил двойку за контрольную работу, вряд ли имеет смысл устраивать дома скандал по этому поводу. Если ребенок учится только под страхом родительского гнева, это означает лишь одно: в недалеком будущем он вообще учиться перестанет, и вы уже не сможете заставить его.

Специалисты, кстати, установили, что у самых отпетых двоечников, как правило, очень агрессивные родители. Когда их вызывают в школу, чтобы обсудить успеваемость их чада, они громко возмущаются, кричат и обещают «как следует всыпать» «этому негодяю». И будьте уверены, они не оставляют такое обещание невыполненным. Двоечников дома наказывают за двойки, порой весьма сурово, но они почему-то не перестают от этого быть двоечниками!

Все дело в том, что процесс учебы не имеет для этих детей никакого смысла, никакой ценности. Плохая оценка неприятна для ребенка лишь потому, что мать опять накажет. Поэтому все усилия будут направлены на поиск решения того, как избежать наказания. Можно спрятать дневник, сжечь классный журнал, попробовать куда-нибудь спрятаться от разгневанных родителей. Но к учебе все это не имеет никакого отношения!

Поэтому даже маленького ребенка можно постепенно приучать к тому, чтобы он искал способ решения проблемы, а не возможность спрятаться от последствий.

Психологи различают два мотива поведения: мотив стремления к успеху и мотив избегания неудач. Внешне два человека могут вести себя сходным образом, но мотивы у них разные. Один стремится решать возникающие проблемы, ищет ответы на вопросы, преодолевает препятствия, чтобы добиться своей цели. Другой осторожничает, все время пытается прокладывать свой путь таким образом, чтобы не было никаких препятствий. Такой человек тоже может добиться успеха, но это будет очень непрочное, неуверенное достижение. Какими бы предусмотрительными и осторожными мы ни были, никто из нас не застрахован от ошибок и неудач. А в любой проблемной ситуации человек, ведомый мотивом второго типа, беспомощно опускает руки.

Выбор мотива, как вы уже наверняка догадались, происходит в детстве. И во многом определяется именно тем, как вели себя родители: наказывали и упрекали или помогали и поддерживали, поощряя поиск решений.

Так что во многих случаях наказание вообще можно смело «пропускать» и сразу переходить к более полезному и информативному этапу: «Давай подумаем, как это исправить?»

Нарушают ли родители закон, когда кричат на детей?

Говорит Мария Меркурьева, юрист:

Нарушают. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей — это статья 63 Семейного кодекса.

Есть еще Декларация прав ребенка и Конвенция о правах ребенка — международные документы, обеспечивающие особую защиту детям как людям, у которых меньше возможностей защищать себя самим. В соответствии с ними ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Интересы ребенка должны быть предметом основной заботы родителей и государственных органов.

Принципы международных актов более подробно развиты в Законе об основных гарантиях прав ребенка в РФ и применяются судами при рассмотрении любых дел, связанных с детьми.

За неисполнение обязанностей по воспитанию детей установлены разные виды ответственности родителей: уголовная (ст. 156 Уголовного Кодекса РФ), гражданско-правовая (ч. 2 ст. 91 Жилищного Кодекса РФ), административно-правовая (ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), семейно-правовая (ст. 69, 73 Семейного Кодекса РФ).

Ключевые стили воспитания

История развития человечества выделяет три основных стиля воспитания, которые используют родители:

  • Авторитарный. Малыш в данном случае подвергается тотальному контролю и повиновению. Он должен в обязательном порядке выполнять все требования родителя, иначе будет наказан. Происходит быстрое привыкание к такому стилю.
  • Демократический стиль характеризуется тем, что малышу в такой семье дают право на свою позицию. Целью данного стиля является формирование гармонично развитой личности, родители для этого прикладывают немало сил и времени.
  • Смешанный метод включает в себя как поощрения, так и наказания. В нем объединяются несколько воспитательных стилей, что не всегда приводит к положительному результату.

Родители избивают ребенка, что делать?

В России 40% тяжких насильственных преступлений совершаются в семьях. Страдают и дети. Их убивают, насилуют, избивают. Как правило, мучения ребенка и неадекватное поведение отцов и матерей заметны соседям, но не каждый из них знает, куда обратиться за помощью.

Уголовный кодекс не предусматривает ответственности за несообщение о случаях избиения детей в правоохранительные органы, это дело совести.

У неравнодушных людей есть масса способов защитить ребенка в рамках законодательства. Для этого даже нет необходимости вступать в прямой конфликт с обидчиками. Существуют структуры, которые обязаны обеспечить безопасность ребенка, узнав, что его бьют.

Как в порыве гнева не ударить ребенка?

Даже шлепки по попе – мера, которая должна применяться в последнюю очередь. Рассмотрим несколько приемов, позволяющих сдержаться в стрессовой ситуации и научиться контролировать свой гнев.

Прежде всего, надо постараться понять, почему ребенок плохо себя ведет. Возможно, это связано с возрастными особенностями (кризис возраста) или его что-то спровоцировало. Бить в такой ситуации абсолютно бесполезно.

Нужно делать скидку на то, что дети еще только учатся правильно показывать свои эмоции

Непослушанием они часто выражают протест против каких-либо жизненных обстоятельств, который пока не могут доступно объяснить словами, или привлекают внимание родителей, слишком занятых другими делами

Если вы чувствуете, что уже не можете сдерживаться, нужно взять паузу и переключить внимание на занятия, помогающие справиться с негативом, например:

Попробуйте медленно сосчитать в уме до 5.
Выйдите в другую комнату и скажите ребенку, что вернетесь чуть позже. Оставшись с собой наедине, можно скомкать ненужные бумаги, чтобы освободиться от гнева. Если вас успокаивает наведение порядка, переложите вещи, протрите пыль.
Съешьте что-нибудь вкусное.
Представьте ситуацию со стороны – так ли она важна? Вспомните себя в детстве и свои чувства, когда родители вас наказывали.
Также хорошим способом успокоить нервы станет принятие теплого душа с любимым гелем.
Чаще используете юмор

Любую ситуацию можно разрядить шуткой и проблема уже не будет казаться настолько важной.

Конечно, эти способы помогают не всем. Но, при желании, вам удастся найти подходящее решение.

Возможные последствия

Можно ребенка бить ремнем или нет? Если данный вопрос возникает в ваших головах, то самое время узнать, почему такие действия недопустимы и противоправны.

  1. Если наказывать малыша физически, то с него вырастет безынициативный и покорный человек. Такие детки значительно чаще поддаются влиянию плохих ребят, начинают принимать наркотики, вступают в бандитские группировки.
  2. Если ваш ребенок обладает сильным темпераментом, по своей натуре он холерик, то подобное наказание от рук родителей будет трансформироваться в негатив, который перенаправится на других детей, особенно тех, кто меньше и слабее, также на собственных папу с мамой.
  3. Зачастую физическое наказание приводит к мысли, что «я провинился», но при этом малыш совершенно не понимает, что поступил неправильно. Порождается мнение, что нужно быть осторожнее, чтоб никто ничего не узнал.
  4. Подобный способ воспитания влияет на отсутствие «собственного я». Ребенок не будет задумываться над тем, что необходимо лично ему, а будет прислушиваться к мнению других людей.
  5. Родители должны понимать, что первые наказания ремнем будут восприниматься очень болезненно, в дальнейшем малыш сможет адаптироваться к этим ощущениям, но психологическая травма останется на всю жизнь.
  6. Ребенок может прийти к мнению, что все в этой жизни нужно получать с помощью силы.
  7. Когда родители решают, что можно бить детей по попе, они даже не понимают, какое оскорбление и унижение наносят своему малышу такими действиями, как это сказывается на его психическом здоровье.
  8. Малыш, которого в детстве наказывали физически, вырастет с пониманием того, что существуют агрессоры и жертвы. В будущем он будет строить свою семью, основываясь на таких положениях. Если этот человек вырастет, ассоциируя себя с ролью жертвы, так чаще происходит у девочек, то будет искать себе мужчину, властного и любящего применить силу. А мальчики — холерики, вырастая, применяют физическое насилие по отношению к своей жене и детям.
  9. Не стоит бить ребенка по губам за плохие слова. На фоне физических наказаний малыш может получить серьезный невроз, будет испытывать большие трудности в общении с другими детьми.
  10. Понимание того, что ты можешь быть наказан ремнем, заставляет находиться в страхе. А это вызывает постоянный стресс, который наносит вред не только психическому состоянию карапуза, но и работоспособности всех внутренних органов.
  11. Если сила применяется к ребенку в год, ты такой малыш будет расти, испытывая страх перед всеми, кто выше, крупнее и старше его. Карапуз будет расти замкнутым, застенчивым и неуверенным в себе.
  12. Не исключено, что малыш, которого часто воспитывали ремнем, станет применять силу против пожилых родителей, отплачивая им той же монетой.
  13. Карапуз будет расти с заниженной самооценкой, что вызовет серьезные проблемы при создании семьи и карьерном росте.
  14. Можно ли бить ребенка по рукам, наказывая его за нежелание делать уроки, плохой почерк или за то, что он пытается схватить горячий пирожок? Конечно, нет. Даже такое, на первый взгляд несильное нанесение побоев, может привести к тому, что малыш сильно отдалиться от своих родителей, будет скрывать все внутренние переживания, никогда не поделиться своими проблемами.
  15. Нельзя не сказать о самом страшном последствии, это о том, что почти 90% убийц в детстве получали наказание с применением силы, а некоторые из них, вырастая, убивали своих родителей.

Как видите, применение физических наказаний приводит к большим проблемам подрастающего поколения, серьезно травмирует психику детей. Они вырастают либо угнетенными, либо психически неуравновешенными, либо тиранами и деспотами.

Почему родители бьют детей?

Что же движет родителями, которые срываются и бьют своих детей? В основном такие воспитательные приёмы усвоились и закрепились в детстве, их били и они бьют, кто-то не понимает, что так не надо, а кто-то понимает, но ничего не может с собой поделать. Вот основные причины, заставляющие родителя поднимать руку на ребёнка:

  • Бессилие

  • Долго скрываемые и подавляемые негативные чувства

  • Неоправданные ожидания, неумение принять действительность, которая кардинально расходится с их представлениями о том как должно быть

  • Собственный негативный опыт

  • Садизм

  • Откровенная глупость

  • Обыкновенная недальновидность, непонимание возрастной психологии и долговременных последствий такого поведения

  • Родительское выгорание

  • Неумение справляться с эмоциями

Есть две основные причины, по которым ребёнок совершает проступок — либо непреднамеренно, либо для привлечения внимание взрослых. Нет никакого смысла наказывать, тем более физически за то, что человек сделал ненарочно

Что это, как не месть и необоснованная агрессия? Как правило, ребёнок либо не в состоянии понять, что он сделал не так, либо и без того расстроен произошедшим. Тут только обнять и простить, посочувствовать и объяснить как не допустить такого в будущем.

А если это проступок, чтобы привлечь к себе внимание, то понятно, что ему этого внимания не хватает, и родителям стоит сделать выводы.

Ибн Хальдун, выдающийся арабский мыслитель XIV в. считал, что «страх наказания притупляет способности детей, делает их ленивыми и лживыми, развивает у них хитрость, но не ум. По его мнению, родителю и воспитателю следует избегать не только подобного рода наказаний, но и вообще излишней резкости и грубости по отношению к детям, так как это разрушает в них человечность.»

Телесные наказания – мировая проблема

Лиза: Наталья, расскажите, пожалуйста, допустим ли такой метод воспитания, как физические наказания за провинности, с точки зрения психологии и психотерапии!

Наталья: Лиза, проблема насилия горячо обсуждается не только в соцсетях, на информационных платформах и вообще не только в России. Это острая тема для всего мира. ООН и Совет Европы добиваются законодательного запрещения применения телесного наказания детей. Но их рекомендации вызывают жаркие споры и разногласия. Лиза: Теперь понятно, почему в моих обсуждениях такая бурная реакция и столько сопротивления! Меня упрекали в том, что я ничего не понимаю в воспитании детей. Наталья: Мы не можем вторгаться в семейные отношения, но можно порекомендовать родителям, отстаивающим право на побои детей, книгу знаменитого российского психолога и социолога Игоря Семёновича Кона «Бить или не бить». Для тех, кто не знаком с этим именем, уточню, что это доктор философских наук, профессор, академик Российской академии образования. В этой книге, опираясь на многочисленные мировые и отечественные антропологические, социологические, исторические, психолого-педагогические и иные научные исследования, Кон попытался исследовать тему телесных наказаний детей как социокультурное явления. Именно в этой книге заинтересованные родители, которые действительно желают добра своим детям, найдут много ответов на свои вопросы. Например, они смогут узнать, в чём педагогический смысл наказаний и насколько они эффективны.

Лиза: Спасибо за рекомендованную книгу! Я сама с интересом её прочитаю, хотя я своего сына за 16 лет ни разу не била. С большим уважением отношусь к Игорю Кону. И как мама точно знаю, что обойтись без побоев не только можно, но это приводит к формированию здоровой личности ребёнка и к его большим личностным достижениям. Наталья: Согласна! Именно поэтому начала разговор с книги Кона. Задача её автора  – помочь читателям, прежде всего педагогам и родителям, осмысленно сформировать собственную жизненную позицию по этим непростым вопросам.

Психологические последствия насилия над ребенком

С возрастом может показаться, что обиды и злость у детей после наказания уходят, но это только внешне. Они скорее отодвигаются на дальний план и прочно поселяются в глубине души в виде комплексов и детских страхов. Затаившись, порой совсем неожиданно могут проявиться в явной агрессии, паническом страхе, асоциальном поведении.

Жестокое обращение с детьми будет проявляться на протяжении всей жизни. Рано или поздно последствия наказания всплывут из подсознания. Если с ними не работать психологу, разовьются с неимоверной силой. Наверняка, каждый из нас встречал жестокого, безжалостного, черствого человека.

Многие могут возразить: «Меня били, но при этом вырос нормальным». В том то и дело, что «нормальный» — это не описание полноценной, успешной и состоявшейся личности. Не забывайте, что каждый человек индивидуальность, со своим характером, психическим устройством и генами.

Неизвестно как отразится жестокое обращение с детьми на психике именно вашего ребенка. Сможет ли он избавиться от его последствий во взрослом возрасте или перенесет такую модель поведения в свою семейную жизнь, и сломает судьбы своих детей.

Почему малыш не слушается

Психологи выявили несколько причин непослушания детей. К ним относятся:

борьба за самоутверждение; способ привлечь внимание; желание противоречить; чувство неуверенности; непоследовательность в воспитании; завышенные требования к малышу. Ощущение уникальности присуще всем людям, однако, со временем оно может исчезнуть

К году кроха осознает себя личностью, у которой есть собственное мнение и позиция. Это взрослые воспринимают его крохой, но не он сам! Отсюда берут корни многие детские капризы и недоразумения

Ощущение уникальности присуще всем людям, однако, со временем оно может исчезнуть. К году кроха осознает себя личностью, у которой есть собственное мнение и позиция. Это взрослые воспринимают его крохой, но не он сам! Отсюда берут корни многие детские капризы и недоразумения.

Если карапузу не хватает внимания, он находит способ воздействия на взрослых – непослушание. Очень действенный способ! Делать все наоборот – тоже один из методов воздействия малыша на родителей. Причинами подобного поведения может быть обида либо недостаток внимания родителей.

Чувство неуверенности в себе возникает на почве постоянных одергиваний малыша и раздражения родителей по малейшему поводу. Маленький человечек просто пытается защититься и перестает воспринимать постоянные одергивания со стороны матери, абстрагируется.

Бессистемное воспитание получается тогда, когда у крохи очень много воспитателей – мамы с папами, бабули с дедулями, дяди с тетями. Каждый из воспитателей имеет свои представления о правильном воспитании, которые могут противоречить представлениям других членов семьи. Этот стиль можно назвать “лебедь, рак и щука”. Малыш просто не знает, как ему поступать: одни его хвалят, другие – наказывают.

Некоторые родители предъявляют маленькому человечку просто невыполнимые требования. Обычно это происходит у авторитарных родителей, которые свое слово и власть возводят в абсолют. Никто не прислушивается к ребенку, никто не интересуется его состоянием – только требуют. Если не выполнил требование, следует наказание. Находиться в такой атмосфере чрезвычайно сложно даже взрослым, не говоря о ребятишках.

Только для самых маленьких

В чём смысл любого наказания, будь оно физическим или психологическим? Любой родитель скажет, что конечная цель — исправления дурного поведения, причём желательно в долгосрочной перспективе. Однако эффект от шлепков короток. Со временем ребёнок станет изобретательнее и хитрее, находя способы уворачиваться от родительской руки. Для него главным будет не «вести себя правильно», а «избежать наказания». Не пойман, что называется, — не вор.

Кроме того, лишённый должного воспитания ребёнок может с возрастом стать агрессивнее и даже дать сдачи. Допустим, справиться с шести- или восьмилеткой несложно, но что делать, если шестнадцатилетний мальчик увернётся и замахнётся на родителя сам?

Одним словом, нельзя заменять шлепками психологические меры по исправлению детского поведения. Ребёнок должен чётко понимать, что такое хорошо и что такое плохо, и тогда у него просто не возникнет желания совершать пакости. Не потому что он будет бояться наказания, а потому что будет считать хорошее поведение правильным.

Градация физических наказаний

По статистике, чаще других наказаниям в физической форме подвергаются дети до четырехлетнего возраста: они еще не могут спрятаться, защититься либо возмутиться вопросом «За что?».

Причем к физическим наказаниям относят не только прямое использование грубой силы с целью повлиять на ребенка. Кроме ремней, используются полотенца и тапочки, подзатыльники и стояние в углу, одергивание за руки или рукава, насильное кормление либо, наоборот, лишение еды. Чаще всего родители поднимают руку на детей в следующих ситуациях.

Психологическая разрядка. Представляет собой разовый шлепок или подзатыльник. Совершается обычно в моменты раздражения, спешки, усталости. В норме сам родитель считает это своей слабостью, хотя и довольно объяснимой. Никаких особых последствий для ребенка не влечет, если потом родитель его утешит и восстановит контакт.
Стереотипное действие. «Потому что так надо», «Потому что так делали мои родители» и тому подобное. Взрослые часто наказывают своих детей так, как в свое время их самих наказывали родители. В этом случае действует так называемый «негативный семейный сценарий».
Стремление передать свои чувства. Физическое наказание в этом случае — своего рода высказывание, акт коммуникации, последний довод. Сопровождается очень сильными чувствами родителя.
Спонтанная реакция на опасность. Это когда мы ведем себя, по сути, на уровне инстинкта в ситуации непосредственной угрозы жизни ребенка.
Неспособность взрослого переносить фрустрацию. В данном случае фрустрацией становится несоответствие поведения ребенка ожиданиям взрослого.
Месть. Не так часто, но тоже бывает. Последствия такого поведения печальны для ребенка: аутоагрессия и даже суицидальное поведение.
Попытка подчинить и обрести полный контроль. Цель — не наказание, не изменение поведения и даже не всегда получение удовольствия. Цель — именно сломать волю, сделать ребенка полностью управляемым.

Чаще всего родительское насилие происходит по первым трем причинам, остальные встречаются реже.

Общая характеристика воспитательного процесса

С первых движений малыш подвергается корректировке своих действий взрослыми: «брось немедленно», «не ходи туда», «не делай так» и многое другое. Родители делают подобное в воспитательных целях, при этом формируя определенный стиль воспитания:

  1. Авторитарный – воспитание напоминает дрессуру животных или армейскую муштру.Кроха должен с точностью следовать указаниям взрослых, чтобы не быть наказанным. Вынужденно дети привыкают к такому обращению, хотя у некоторых возникают истерические проявления, вызывающие у взрослых потребность физического внушения приказов (могут шлепать ремнем или давать подзатыльник).
  2. Демократический– постоянное общение с карапузом, предоставление ему права на свое мнение и позицию. Этот стиль характерен родителям, максимально вкладывающимся в воспитательный процесс и стремящимся к формированию целостной личности у крохи.
  3. Смешанный – знаменитые «кнут и пряник», когда взрослые ориентируются по обстоятельствам, ужесточая ограничения или ослабляя их. Обычно такая методика используется, когда нет много времени на воспитание – в случае проступка легкое наказание и ввод ограничений, при послушании и хорошем поведении – поощрения и комфортный режим взросления.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий