Подводные камни педиатрического прикорма

Идеальный режим кормления ребенка

С преимуществами все ясно, и они не вызывают сомнения. Следующий вопрос, зачастую становящийся предметом споров – режим кормления ребенка. Существует две глобальные точки зрения – кормить нужно по часам (регламентированное кормление) и кормить нужно по требованию (свободное кормление).

Несмотря на строгие советы наших бабушек, сводящиеся, как правило, к почасовому кормлению, в наши дни взгляды родителей на этот вопрос не столь категоричны. Педиатры сегодня сходятся во мнении: оба режима имеют право на существование. В зависимости от уклада жизни родителей, а также от поведения ребенка кормящая мать, как правило, безошибочно определяет свой путь в этом вопросе. Серьезной разницы между двумя режимами не выявлено, если говорить об абсолютно здоровых младенцах. Единственного идеального режима кормления ребенка первого года жизни нет.

Примерное меню прикорма

Чтобы сформировалось правильное пищевое поведение, меню прикорма с 6 месяцев должно быть разнообразным и расширять «палитру» вкусов. Тем более что именно в полгода ребенок учится есть такой важный продукт как мясо.

6.00

1-е кормление

Грудное молоко/детская молочная смесь

200 мл

10.00

2-е кормление

Безмолочная каша, разведенная грудным молоком или смесью

Докорм грудным молоком/смесью

150 мл

50 мл

14.00

3-е кормление

Овощное пюре

Мясное пюре

Раст. масло

Докорм грудным молоком или детской молочной смесью

150 г

5–30 г

1 чайная ложка

20–30 мл

18.00

4-е кормление

Фруктовое пюре

Грудное молоко или смесь

30 г

170 мл

22.00

5-е кормление

Грудное молоко/детская молочная смесь

200 мл

На аппетит влияют не только вкус, но и запах, внешний вид, текстура блюда. Не нужно сужать набор возможных блюд, если малыш вначале отказывается есть что-то новое. Иногда он «входит во вкус» с десятого, а иногда даже пятнадцатого раза!

Как советуют ведущие педиатры, если ребенок отказывается от определенного продукта (например, мясного пюре), продолжайте предлагать его ежедневно, иногда даже не один, а 2–3 раза перед едой. Спустя неделю-две ребенок освоится с новым вкусом, а рацион станет разнообразнее.

При этом «предлагать» — ни в коем случае не значит «заставлять». Это только усугубит нежелание есть новый продукт.

Список использованной литературы

  1. Программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни. Методические рекомендации. Москва, 2019. https://minzdrav.midural.ru/uploads/document/4908/optimizatsii-vskarmlivaniya-detej-pervogo-goda-zhizni.pdf
  2. Введение прикорма. Союз педиатров России. https://www.pediatr-russia.ru/parents_information/soveti-roditelyam/ratsiony-pitaniya-v-razlichnye-vozrastnye-periody/vvedenie-prikorma.php
  3. Ю.А. Дмитриева, И.Н. Захарова, Н.Г. Сугян, И.В. Бережная. Современная практика введения продуктов прикорма: кому? Сколько? Когда?/ Здоровый ребенок. 2017 г. https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-praktika-vvedeniya-produktov-prikorma-komu-kogda-skolko/viewer
  4. В.А. Скворцова, Т.Э. Боровик, Т.В, Бушуева и др. Прикорм, особенности введения. Клинические случаи/ В помощь врачу. https://vsp.spr-journal.ru/jour/article/viewFile/1795/721
  5. Magnus Domellöf, Christian Braegger, Cristina Campoy и др. Iron requirements of infants and toddlers. Journal of Pediatric Gastroenterology and Nutrition. 2014 https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/24135983/
  6. И.Н. Захарова, Т.Э. Боровик, Л.Л. Степурина и др. Продукты промышленного производства на зерновой основе в питании детей раннего возраста. Учбеное пособие. http://irbis.rmapo.ru/UploadsFilesForIrbis/c2e051b430218d5bda9d3378e52fdcdc.pdf
  7. Qing Liu, Guo-Yi Tang, Cai-Ning Zhao и др. Antioxidant Activities, Phenolic Profiles, and Organic Acid Contents of Fruit Vinegars/Antioxidants. 2019 https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/30934715/
  8. María Ciudad-Mulero, Virginia Fernández-Ruiz и др. Dietary fiber sources and human benefits: The case study of cereal and pseudocereals/ Advances in food and Nutrition research. 2019 https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/31445601/
  9. Примерный рацион ребенка в возрасте 6 месяцев. Союз педиатров России https://www.pediatr-russia.ru/parents_information/soveti-roditelyam/ratsiony-pitaniya-v-razlichnye-vozrastnye-periody/6%20%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%8F%D1%86%D0%B5%D0%B2.pdf

Как легко и быстро ввести прикорм

Главная задача прикорма — наиболее мягко и бережно познакомить ребёнка с богатым миром вкусов и запахов, сохранив ему здоровье и обеспечив хорошие пищевые привычки. Главное, на что следует ориентироваться родителям при введении прикорма — самочувствие и состояние самого ребёнка. Не стоит форсировать события или нервничать, если введение прикорма идёт не по плану. Даже в таком юном возрасте ребёнок уже способен выбирать и отличать “вкусное” от “невкусного”. Прислушайтесь к нему — и введение прикорма пройдет легко и незаметно.

Вот несколько советов, благодаря которым введение прикорма пройдет гладко для вас и вашего малыша:

  • Ведите дневник. Отмечайте в нем, что, в каком количестве и когда вводили новый продукт, какая была реакция;
  • Если продукт стал причиной кожного высыпания, поноса или запора при введении прикорма, откажитесь от него как минимум на месяц;
  • Отдавайте предпочтение «летним» овощам. Используйте зимой замороженные летом овощи;
  • Давайте малышу только свежеприготовленную еду;
  • Добавить в кашу или овощи немного масла можно спустя некоторое время после начала прикорма, не вводите два продукта одновременно;
  • Не заставляйте ребёнка переедать. Здоровый ребёнок не откажется от еды, если он голодный, а грудничкам полезнее есть маленькими порциями;
  • Назначить правильное питание для детей с заболеваниями может только врач. При необходимости обратитесь за консультацией к педиатру.

Организуя правильное питание ребёнка на первом году его жизни, вы обеспечиваете его нормальное развитие. Прикорм формирует вкусовые предпочтения, обеспечивает развитие жевательных функций, пищеварительной системы, гарантирует поступление в организм необходимых витаминов, пищевых волокон, жирных кислот, что в конечном итоге стимулирует рост и развитие младенца.

Процесс введения прикорма — это приятный этап как для самого малыша, так и для родителей. Если радость новых открытий и впечатлений омрачается неприятными побочными эффектами в виде запора, может потребоваться слабительное средство, и оптимальным выбором может быть Дюфалак.

Дюфалак – мягкое слабительное с двойным действием2,4. С одной стороны, Дюфалак мягко очищает кишечник, а с другой, нормализует его микрофлору, увеличивая количество полезных бактерий2. Благодаря такому механизму действия, Дюфалак восстанавливает правильную работу кишечника ребёнка на длительное время2,3. А качественный состав микрофлоры кишечника до года формирует здоровый организм ребёнка на будущее7.

Благодаря своему высокому профилю безопасности, Дюфалак разрешён детям с самого рождения, а также при его приёме риск возникновения аллергических реакций сведён к минимуму2.

Кроме того, Дюфалак не вызывает привыкания*, его можно применять так длительно, как необходимо2,4. Препарат выпускается в удобной форме сиропа и имеет приятный вкус, его можно добавить в детское питание, йогурт или кашу.

Какие продукты нельзя использовать при вводе прикорма?

Для первого года жизни опасность представляют продукты, способные спровоцировать тяжелые аллергические реакции. Чаще других аллергию в детском возрасте вызывают:

  • куриные яйца;
  • цельное коровье молоко;
  • соевые продукты;
  • арахис;
  • пшеница;
  • рыба;
  • дары моря .

Но некоторые продукты из этого списка разрешены даже в младенческом возрасте – это яйца, рыба и коровье молоко

В рацион их вводят крайне осторожно:

  • яичный белок не используют – только желток, начиная с 7 месяцев;
  • коровье молоко – пристально наблюдая за общим состоянием малыша;
  • рыбное пюре – не ранее, чем с 8-месячного возраста.

На первом году жизни также под запретом:

  • конфеты, кондитерские изделия и сдобная выпечка;
  • еда с повышенным содержанием соли (соленья, орешки, соленая соломка, сухарики);
  • фрукты и ягоды красного и оранжевого оттенков;
  • продукты, вызывающие повышенное газообразование в кишечнике – виноград, бобовые, дрожжевая выпечка, ржаной хлеб;
  • грибы;
  • мед;
  • жирное мясо – свинина, баранина, мясо утки и гуся. 

Указанные продукты опасны не только аллергическими реакциями. Они плохо перевариваются и не усваиваются детским организмом, перегружают печень и почки. Вздутие живота, расстройства стула и сыпь – это далеко не полный перечень проблем, которые может спровоцировать неправильное детское питание.
При построении рациона младенца ориентируйтесь на рекомендации педиатров и на индивидуальные особенности. Периоды сезонных инфекций, недобор массы, хронические запоры или диарея будут вескими причинами для коррекции схемы прикорма из таблицы № 1.

Литература:
1. Agostoni C, Decsi T, Fewtrell M, Goulet O, Kolacek S, Koletzko B, Michaelsen KF, Moreno L, Puntis J, Rigo J, Shamir R, Szajewska H, Turck D, van Goudoever J. Прикорм: комментарий Комитета по питанию ESPGHAN. 2008; 46(1):99–110. 703
2.Michaelsen KF, Weaver L, Branca F, Robertson A. Кормление и питание грудных детей и детей раннего возраста. Региональные публикации ВОЗ. Европейская серия. 2003;87:368.
3. Отделение по вопросам грудного вскармливания Американской академии педиатрии. Грудное вскармливание и употребление грудного молока. Педиатрия. 2005; 115:496–506.
4. Национальная программа по оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации. М.: Союз педиатров России. 2011. 68 с.
5. Скворцова В.А., Боровик Т.Э., Нетребенко О.К., Лукоянова О.Л.,
Звонкова Н.Г., Маянский Н.А., Копыльцова Е.А., Мельничук О.С.
Научное обоснование схемы введения прикорма, изложенной
в «Национальной программе оптимизации вскармливания детей
первого года жизни в Российской Федерации». Часть 1. Вопросы
современной педиатрии. 2011;10(6):128–136.
6. Сорвачёва Т.Н., Гордеева Е.А., Аникиева Е.Н. Прикорм. От регламентов к индивидуальному подходу. Вопросы современной педиатрии. 2011;10(5):45–48.
7. Макарова С.Г., Вишнёва Е.А., Алексеева А.А. Рекомендации по введению прикорма пациентам с пищевой аллергией и детям из группы риска: что и когда? Педиатрическая фармакология. 2014;11(5):45–51.
8. Frederiksen B, Kroehl M, Lamb M.M, Seifert J, Barriga K, Eisenbarth G.S, Rewers M, Norris JM. Подверженность младенцев к развитию сахарного диабета 1 типа: Исследование аутоиммунного диабета у молодых (DAISY). JAMA Pediatr. 2013;167(9):808–815.
9. Баранов А. А., Намазова-Баранова Л. С., Боровик Т. Э., Макарова С.Г., Яцык Г. В., Скворцова В. А., Турти Т. В., Вишнёва Е. А.,
Алексеева А. А., Рославцева Е. А., Звонкова Н. Г., Лукоянова О. Л., Сновская М. А. Пищевая аллергия. Под ред. А. А. Баранова,
Л. С. Намазовой-Барановой,  Т. Э. Боровик,  С. Г. Макаровой.  Сер. «Болезни детского возраста от А до Я». Москва. 2013.
10. Muraro A., Werfel T., Hoffmann-Sommergruber K., Roberts G.,
Beyer K., Bindslev-Jensen C., Cardona V., Dubois A., duToit G.,
Eigenmann P.,  Fernandez  Rivas M.,  Halken S.,  Hickstein L.,  Host A.,
Knol E., Lack G., Marchisotto M. J., Niggemann B., Nwaru B. I.,
Papadopoulos N. G.,  Poulsen L. K.,  Santos A. F.,  Skypala I.,  Schoep-
fer A., Van Ree R., Venter C., Worm M., Vlieg-Boerstra B., Panesar S.,
de Silva D., Soares-Weiser K., Sheikh A., Ballmer-Weber B. K.,
Nilsson C., de Jong N. W., Akdis C. A. EAACI Пищевая аллергия и анафилаксия. Методические рекомендации. Диагностика и лечение пищевой аллергии. Аллергия. 2014; 69: 1008–1025.
11. Турти Т.В., Макарова С.Г., Зимина Е.П. Профилактика аллергии у детей в период введения продуктов прикорма (в помощь практическому врачу). Вопр. соврем. педиатрии 2014; 13 (6): 512–556.

Минусы

Не существует научной базы, обосновывающей пользу педагогического прикорма. Для некоторых мам это может стать причиной недоверия и отказа от методики.

Недостатки естественного прикорма:

  • тяжело понять, какой продукт вызвал аллергическую реакцию или расстройство кишечника, если это случилось;
  • нет норм и сроков введения новых продуктов;
  • всей семье придется перейти на здоровое питание, отказавшись от любимых, но вредных блюд;
  • в начале прикорма ребенок будет давиться кусочками пищи, а мама беспокоиться.

Зачастую отсутствие ограничений (ребенок пробует, что хочет) пугает родителей больше всего. Привыкнув к рекомендациям ВОЗ и знаменитых докторов, они не представляют, как малыш сам будет решать, что ему съесть. Некоторые мамы считают часы приема пищи личным временем и отдыхом от ребенка, поэтому для них такой прикорм неприемлем.

Принципы BLW

Ребенок на самоприкорме может обращаться с едой так, как сам посчитает нужным. Свобода действий поощряется и расценивается как познавательная активность. Соответственно, играть с едой тоже разрешается.

Большинство родителей, отдавшие предпочтение BLW, придерживаются позиции, что отдельно для малыша готовить не нужно. Об этом гласят каноны самоприкорма. Тем не менее они не мешают существованию целых серий книг с рецептами блюд для самоприкорма.

И все же в классической системе BLW пища предлагается ребенку прямо с общего семейного стола. При условии, конечно, что рацион семьи укладывается в рамки здорового питания. Это предполагает диетические способы приготовления еды, минимум соли и специй, жирных продуктов или полуфабрикатов. Минимум, но не полное их отсутствие. 

Педиатр Татьяна Гавриленко считает такой порядок вещей не самой здоровой тенденцией в BLW и в вопросе досаливания еды отдает предпочтение традиционному подходу. Ссылаясь на общепринятые нормы ухода за здоровым ребенком, доктор напоминает, что в период введения прикорма солить продукты для ребенка все же не рекомендуется.

Правила и ошибки при соблюдении BLW

Несмотря на всю свободу действий, существующую в BLW, в этой системе есть несколько правил, обязательных к соблюдению. 

Формат подачи еды. В начале прикорма следует предлагать мягкие фрукты и овощи. А твердые подавать в «слегка приготовленном» виде, настолько, чтобы их можно было жевать деснами. Продукты нужно нарезать кусочками размером с палец, чтобы малышу было удобно держать их в руке, или натирать на крупной терке.

Не нужно торопить ребенка во время приема пищи. Не стоит навязывать ему свой темп кормления. Следует предлагать еду в то время, когда родители тоже едят, чтобы показать пример и помочь в обучении посредством отзеркаливания. И, конечно, чтобы обеспечить безопасность. Ведь детей ни в коем случае нельзя оставлять с едой наедине.

Ребенок имеет право отказаться от еды, если не хочет. А также может сам решать, сколько он будет есть. И что самое интересное — кормление с ложки после того, как ребенок завершил трапезу, в системе BLW не приветствуется.

Когда переходить на общий стол

Когда ребенок ест одновременно со взрослыми, он быстрее учится пользоваться ложкой, пить из чашки и ест с бо́льшим интересом. Если малыш умеет жевать, у него есть хотя бы четыре зуба, введены основные продукты: мясо, крупы, кисломолочные продукты, фрукты и овощи, то его можно понемногу переводить на общий стол. Особенно, если он при этом интересуется содержимым родительской тарелки.

Сначала ребенок может разбрасывать еду или баловаться — это нормальный способ познания окружающего мира и к этому стоит подготовиться: приучить ребенка есть в фартуке и показывать своим примером, что именно взрослые делают с едой.

Резюме для родителей

Решение о методике введения педприкорма для малыша должно быть общесемейным: все члены семьи должны соблюдать принципы правильного питания. Четкого календаря для педагогического прикорма нет, как нет и научного обоснования пользы такого метода для малыша. Только мать может решить, что лучше для ее ребенка. При затруднениях с решением можно прислушаться к мнению педиатра. Главное, чтобы выбор педприкорма не был просто данью моде.

Врач-педиатр Е. О. Комаровский и перинатальный психолог Ксения Соловей говорят о педагогическом прикорме, его плюсах и минусах:

Мнение Е. О. Комаровского о педагогическом прикорме:

Кому подходит и не подходит

Педприкорм — идеальный вариант для родителей, которые берегут свое время и не боятся дать малышу немного самостоятельности, позволяя выбирать еду. Эта методика подойдет мамам, приветствующим кормление по требованию и не желающим часами уговаривать ребенка съесть ложечку безвкусной массы из баночки.

Естественный прикорм хорош для детей с плохим аппетитом. Прием пищи по выбору не формирует отвращения к еде, а возможность попробовать несколько блюд стимулирует желание перекусить.

Вряд ли удастся ввести такой прикорм в семье, где ни папа, ни другие родственники не соглашаются на диетическую пищу. Поэтому педприкорм нужно либо принять сразу и безоговорочно, либо вообще не практиковать.

Первая ложка

Олежке уже 6 месяцев и все, кто окружает его маму Свету, беспокоятся, что она до сих пор кормит его исключительно грудным молоком. Педиатр уже 2 месяца говорит о том, что пора давать крохе яблочный сок, желточек, да и овощные пюрешки с кашками как раз по возрасту. Конечно же, свекровь с мамой тоже не отстают — вторят доктору. Света пока удерживает осаду, она где-то читала о том, что вводить прикорм надо как раз после 6 месяцев. Единственное что ее волнует — это то, как его вводить. Рекомендации педиатра и бабушек Олеженьки не вселяют в нее уверенность, есть в них что-то противоестественное. Все время возникает мысль — как же с этими проблемами справлялись женщины лет 100–200 назад? Неужели они давали малышу сок яблока по капельке и кашку из бутылочки со специальным наконечником в виде ложечки? Вряд ли…

В этот момент мы и познакомились со Светой. Она мне рассказала о том, почему ее смущает, традиционная система введения прикорма — ее сестра таким образом вводила прикорм своему сыну. И в памяти Светы остались яркие образы: сестра сидит перед малышом: то ложечкой постучит, то прокукарекает, то газетку в руки крохе подсунет — лишь бы он увлеченный этим рот открывал для очередной ложки

Внимание племянника чуть ослабеет — он перестает открывать ротик, даже отворачивается, так она что-то новое придумывать начинает. Правильно ли это?

Вводим фруктовые соки

Соки предлагают малышу в возрасте 6 – 12 месяцев. В качестве самого первого нового вкуса рекомендуется давать малышам однокомпонентный сок из зеленого яблока без мякоти. Такой сок, как правило, является наименее аллергенным. Детские диетологи советуют начинать с соков промышленного выпуска, так как и сами ингредиенты, и процесс производства этих продуктов проходят очень строгую проверку. Сказанное относится к сокам и компотам «Агуша», созданным из отборных натуральных ингредиентов. Они содержат полезные минеральные вещества (такие как калий), пищевые волокна (в пюре и соках с мякотью), которые станут ценным дополнением к повседневному рациону малыша и мамы.

Правильное количество. 

Давать попробовать яблочный сок малышу следует после утреннего кормления, по одной чайной ложечке. Если маленький гурман хорошо отреагировал на свой первый «взрослый» напиток, на следующий день крохе можно дать на одну ложечку сока больше. В течение второй недели объем сока можно увеличить до 30 г в сутки, а число приемов — до 2 – 3 в день. К 12 месяцам в ежедневном рационе ребенка может быть около 100 г напитка.

  • Через 2 – 3 недели после яблочного сока ребенку можно дать другие однокомпонентные соки без мякоти: грушевый, банановый, персиковый, абрикосовый, сливовый, тыквенный. Эти продукты не должны содержать в своем составе сахар, который не рекомендован для питания грудничков. Если малыш хорошо воспринимает новый продукт, то его меню можно разнообразить соками из вишни, черной смородины.
  • Еще через 2 – 3 недели можно вводить соки из нескольких ингредиентов: яблоко – груша, яблоко – тыква, яблоко – абрикос и т. д. Соки с мякотью — яблочный, абрикосовый, персиковый, сливовый — содержат в составе пищевые волокна и способны участвовать в поддержании работы кишечника. Малыши очень любят их густой и насыщенный вкус!
  • Будьте осторожны с соками из фруктов-, овощей- и ягод-аллергенов: клубники, цитрусовых, малины, томатов, — их вводят в рацион детей не раньше года. Если после употребления любого сока у малыша появилась аллергическая реакция (диатез, сыпь, крапивница), то его следует тут же исключить из рациона.

Полезное видео о педагогическом прикорме

Педагогический прикорм – Доктор Комаровский

Список источников:

  • Л. Казакова и К. Соловей. Педагогический прикорм: естественное введение твердой пищи // Мой ребенок, 2003г
  • Леви В.Л. Нестандартный ребенок, 3-е изд.// М.: Знание, 1989г. 256 с.
  • Почему рекомендации наших педиатров и ВОЗ отличаются? Статья-размышление педиатра А. Парецкой «Новые правила введения прикорма»
  • А.А. Камалова. Обновленные европейские рекомендации по введению прикорма у детей – тема для размышлений // Российский вестник перинатологии и педиатрии, 2017; 62:(6)
  • Тутельян В.А., Конь И.Я. (ред.). Детское питание. Руководство для врачей // М: МИА 2009; 946 с.
  • Сорвачева Т.Н., Гордеева Е.А., Аникиева Е.Н. Прикорм. От регламентов к индивидуальному подходу // Вопросы соврем педиатрии 2011; 10 (5): 45–48.

Автор

Елена Медведева
Специалист

Поделиться

Вы здесь:

Главная

»

Питание ребенка

»

Педагогический прикорм: плюсы и минусы, руководство к применению

Прикорм с 8 месяцев:

  • Растертые или рубленые блюда и продукты;
  • Хорошо проваренные и прокрученные на мясорубке печень и мясо;
  • Растертые вареные овощи и фрукты (банан, дыня, помидор);
  • Зерновые (пшеница, овес, хлеб);
  • Грудное молоко – главный источник жидкости, пищевых веществ и энергии.

Еда должна быть разнообразной и ребенок может брать её пальцами.

Принцип введения прикорма – постепенное приучение к домашней пище.

Дети имеют разную готовность к восприятию прикорма и надо признавать индивидуальные схемы в темпах введения различных продуктов для прикорма.

Дети съедают больше, если пища разнообразная;
Прикорм воспринимается после 8-10 раз, после 12-15 раз – положительное восприятие пищи;
Ребенок должен научиться получать удовольствие от новой пищи;
Добавлять новые оттенки вкуса путем введения нового продукта со знакомым любимым продуктом (мясо и размятые овощи);
Важно с начала введения прикорма изменять консистенцию пищи –она должна быть постепенно более грубой по структуре, небольшими, но заметными кусками;
Пища должна быть не сладкой, а пряной;
Детей можно поощрять, уговаривать, предлагать добавку, ласково разговаривать с ним за едой и следить за тем, сколько они съели;
Количество еды, съеденной ребенком, в большей степени зависит от активного поощрения лица, осуществляющего уход, чем от предлагаемых порций;
При ласковом обращении и чуткости во время кормления дети часто съедают больше, чем когда их предоставляют самих себе.

Не следует давать коровье молоко до 9 месяцев (только для приготовления пищи с 6 месяцев), т.к.:

  • Оно может вытеснить потребление грудного молока;
  • В нем низкое содержание железа;
  • Оно может вызвать желудочно-кишечное кровотечение, особенно в возрасте до 6 месяцев;
  • В нем высокое содержание белков и натрия – в 3-4 раза выше, чем в грудном молоке.

Что такое педприкорм?

Существуют два основных принципа введения прикорма – педиатрический, или классический, и педагогический прикорм. Педиатрический прикорм предполагает четкий алгоритм введения конкретных продуктов определенной консистенции в рекомендованные сроки. Педагогический прикорм (или педприкорм) намного лояльней к маме. Суть в том, что ребенок начинает есть «из взрослой тарелки» самостоятельно или с помощью взрослого. Прикорм называется педагогическим потому, что вы обучаете ребенка в процессе кушать, как взрослые, развиваете у него быстрее навыки самостоятельности и жевания (период пюреобразной пищи исключен).

Чем не угодила ложка?

Итак, почему же в BLW нет места кормлению с ложки родителем? Во-первых, это противоречит самой философии подхода. При кормлении с ложки именно взрослый выбирает темп кормления и объем пищи, которая оказывается во рту ребенка. А также, момент, когда вложить ложку в рот. Иногда даже несмотря на то, что в этот момент ребенок открыл его с другой целью. Все эти факторы определяют «атмосферу» кормления. В ней нет места идее прислушиваться к своим «пищевым» желаниям. 

Во-вторых, считается, что когда ребенок ест сам, он развивает соответствующие возрасту навыки мелкой моторики. Также он учится справляться с твердой пищей, порезанной на кусочки. Жевание стимулирует развитие мышц лица, что в дальнейшем полезно для развития речи.

А как насчет пюрешки?

В BLW нет специально приготовленных пюре для ребенка, равно как и нет ниблеров и паучей. Сторонники идеи самоприкорма аргументируют это так: приучая ребенка к пище в состоянии пюре, мы лишаем его возможности обучаться правильным жевательным движениям. И тем самым оттягиваем его переход на питание с общего стола. 

В классическом самоприкорме нет также смешанных типов кормления: если ребенок на BLW, предлагать ему пюрированную еду можно только в тех случаях, когда его ест вся семья. Например, суп-пюре или картофельное пюре. Сторонники BLW считают, что смешивая пюре и еду кусочками, родитель повышает риск ребенка подавиться, поскольку пюре нужно только глотать, а пищу кусочками — пережевывать. А вот что и когда из этого делать, малыш может запутаться.

Вместе с тем опыт родителей показывает, что смешанный прикорм (традиционный + BLW) все же не так страшен. Его выбирают в качестве компромиссного варианта те родители, которые хоть и разделяют философию самоприкорма, но все же могут быть обеспокоены количеством получаемых малышом нутриентов и не прочь частично повлиять на процесс.

Почему нужно осторожно вводить прикорм?

С самого рождения ребенку приходится адаптироваться к новому питанию – молоку матери. Лактотрофное
питание в нежном возрасте – основа становления не только пищеварения, но и всех обменных процессов.
При правильном функционировании кишечника малыша все органы и системы получают необходимые вещества
для роста и развития
. Поэтому при введении прикорма есть риск возникновения негативных реакций со
стороны ЖКТ малыша.

Введение прикормов – сложный и тернистый путь, который приходится пройти каждой молодой маме. Если
организм ребенка еще недостаточно развит, то неподготовленная флора кишечника не сможет правильно
«воспринять» новые продукты, что может вызвать жидкий стул, запор или дискомфорт в животе
малыша.

В чем заключается важность первого прикорма?

И в грудном молоке, и в смесях для кормления новорожденных содержатся витамины, ферменты, микроэлементы, питательные вещества, необходимые ребенку. Этого достаточно в первые месяцы, но постепенно потребности малыша меняются. Он быстро растет и развивается, работа внутренних органов и систем совершенствуется, ребенку нужно больше энергии. Это требует дополнительного питания.

Правильное введение первого прикорма решает сразу несколько задач:

  • Ребенок получает макро- и микронутриенты, а также то количество энергии, которое ему необходимо, чтобы расти и развиваться. Если не начать вводить дополнительные продукты вовремя, возникнет риск дефицита железа, цинка, витаминов и некоторых других веществ.
  • Развитие внутренних органов и систем. Получая прикорм, ребенок учится снимать еду с ложки губами, а затем и держать саму ложку. Жевательный аппарат, пищеварительная система, кишечник тренируются и развиваются правильно.
  • Происходит социализация и развитие. Формируются правильные пищевые привычки, ребенок постепенно начинает питаться вместе со всей семьей, введение прикорма определяет вкусовые предпочтения и отношение к еде.

«Модель пищевого поведения человека формируется в младенчестве и раннем возрасте, когда закладываются устойчивые вкусовые предпочтения и воспитывается отношение к процедуре приема пищи».

Гмошинская М.В., доктор медицинских наук

То, как именно вводится прикорм, какие продукты используются, может влиять на здоровье ребенка и его развитие. Питание малыша планируют, учитывая, как быстро он набирает вес, насколько склонен к аллергии, какие особенности здоровья у него есть. Лучше делать это вместе с педиатром.

Прикорм может быть педиатрическим или педагогическим. Это — разные подходы к знакомству ребенка с новыми продуктами:

  • Педиатрический прикорм. «Медицинский» подход, который помогает организовать питание с учетом потребностей ребенка в питательных веществах, энергии, витаминах и микроэлементах. Такой подход считается основным и более безопасным, педиатры рекомендуют именно его. В этом случае новые продукты вводятся поэтапно, постепенно, так, чтобы органы пищеварения успевали адаптироваться к ним.
  • Педагогический прикорм. Основан на интересе малыша к еде. Ему дают пробовать «взрослые» блюда или продукты небольшими порциями, по необходимости измельчая их. Педагогический прикорм помогает поддерживать и развивать пищевой интерес, но в остальном является спорным. В первые месяцы жизни «взрослая» еда не подходит ребенку, так как она может содержать соль, сахар, компоненты, создающие нагрузку на печень или почки. Рацион при педагогическом прикорме не сбалансирован, он может не содержать достаточного количества макро- и микронутриентов.

Основные правила

Введение педагогического прикорма не имеет строгих правил, однако некоторые рекомендации нужно соблюдать:

  • Не следует дополнительно измельчать или блендерировать продукты, готовить отдельно. Ребенок должен есть блюда в том же виде, что и родители.
  • Пока малыш не способен сидеть сам, он ест на коленях у мамы. Позже ему предоставляют свой стульчик и посуду.
  • Младенец продолжает получать грудное молоко, употребляя его до или после пищи с тарелки взрослого.
  • Во время кормления не нужно развлекать малыша, уговаривать его, позволять игры с едой.
  • Не стоит отдельно допаивать грудничка. Если он потянулся к чашке с чаем, можно дать ему глоток.

Осваивая педагогический прикорм, следует исходить из того, что ребенку должно быть интересно за столом. Как только он начинает баловаться или безобразничать — спускают на пол и отправляют в свою комнату.

Если мама периодически позволяет себе вредные продукты, есть их нужно вдали от малыша и, конечно, не давать младенцу. Это будет не отступлением от правил педагогического прикорма, а проявлением благоразумия.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий