Музыка для развития детей

Влияние музыки на развитие мозга

Обучение музыке в раннем возрасте (до семи лет) вызывает реальные физические изменения в структуре и функциях мозга. Известно, что при этом увеличивается белое вещество в мозолистом теле, что приводит к увеличению связности мозга.  

Также раннее музыкальное обучение способствует увеличению серого вещества в коре головного мозга, особенно в сенсорно-моторной области.

Музыка и воспитание детей

Музыка улучшает эмоциональную регуляцию и способность быстро реагировать на события. Это повышает способность ребенка справляться с разочарованиями и избегать чрезмерных стрессов.

Одним из последних открытий нейровизуализации является то, что даже краткая музыкальная тренировка приводит к увеличению кровотока в левой части мозга

Это, например, приводит к улучшению языковых способностей, когнитивных функций, включая внимание, и зрительно-пространственного восприятия

Из-за возросшего интереса к взаимосвязи между музыкой и мозгом была создана целая область исследований – нейромузыкология.

Все исследования, проведенные за последние несколько лет, сходятся в одном – музыка активирует каждую известную область мозга и способствует ее развитию.  

Известно, что мозг музыкантов больше, чем у среднестатистических людей. Они обладают превосходной рабочей памятью, слуховыми навыками и когнитивной гибкостью. С течением времени музыка «перестраивает» мозг, либо укрепляя существующие связи, либо формируя новые нейронные цепочки.

Влияние музыки на обучение

Развитие ребенка через музыки идет по многим направлениям, например:

  • Развитие перцептивных и языковых навыков;
  • Интеллектуальной развитие;
  • Увеличение внимания и концентрации;
  • Физическое развитие и здоровье;
  • Социальная адаптация и эмоциональное развитие.

Также не стоит забывать, что игра на музыкальных инструментах всегда приводит к повышению самооценки.

Музыка как средство развития ребенка в раннем возрасте

Слушать или заниматься музыкой в любом возрасте полезно. Тем не менее, эксперты считают, что максимальные преимущества достигаются, когда музыкальное обучение начинается в возрасте до семи лет.

Сейчас даже доступны наушники для живота, поэтому мамы могут позволить своему ребенку начать слушать музыку еще до его рождения.  

Влияние классической музыки

Польза классики для малышей ученые уже давно доказали.

Они даже составили список композиторов, произведения которых рекомендуется прослушивать в разных ситуациях:

  • Шопен, Штраус помогают избавиться от тревоги;
  • успокоительный эффект отмечен у композиций Бетховена и Шуберта;
  • снять напряжение помогают записи Баха;
  • Моцарт и Хачатурян вселяют бодрость и оптимизм;
  • улучшению концентрации внимания способствуют Чайковский и Мендельсон.

Прослушивание классических композиций не только позволяет выровнять эмоциональное состояние малыша, но и помогает ему развиваться интеллектуально. Благотворное воздействие классической музыки на детей отмечают и сами родители. Они часто ставят свои любимые произведения, подбирают те, которые нравятся малышам.

Дело в том, что мелодические переходы и колебания в произведениях совпадают с биоритмами мозга, что способствует его работе и развитию, благоприятно сказывается на творческих способностях, интеллекте и внимании новорожденного.

Именно поэтому специалисты советуют включать малышам Моцарта. Они даже составляют список из композиций, рекомендованных к прослушиванию.

Что включать малышам от года до трёх

Запрос для музыки в этот период — танец и веселье, повторяющиеся ритмы, строчки, которые будут тренировать у малыша способность к запоминанию. Попробуйте включить знакомую песенку и подпойте ей, заменив какое-нибудь слово: малыш наверняка засмеётся.

Детки постарше любят песни, в которых их просят что-то делать «поднять ручки, топнуть ножкой», а ещё им очень нравятся песни о знакомых вещах, животных, людях. Как показывает практика, многим детям в этом возрасте «заходит» и «взрослая» музыка, которую слушают их родители. Включайте свой внутренний родительский фильтр и предлагайте крохе своих любимых исполнителей, но избегайте агрессивных жанров.

Что слушаем:

  • детские песни из мультфильмов в исполнении Григория Гладкова
  • музыкальные сказки от студии «Мелодия»
  • обучающие песни: например, Pinkfong — Акулёнок
  • музыкальные потешки на разные ситуации: для чистки зубов, купания, сборы на прогулку
  • саундтреки из детских фильмов: Павел Смеян — 33 коровы, Алексей Рыбников — Звёзды, Детский сад
  • Десткий поп: Барбарики — Волна, Фиксики — Помогатор
  • песни современных инди и поп-исполнителей с простыми повторяющимися ритмами: Ed Sheeran, Dua Lipа, Сoldplay, а также всё, что вы любите сами

Ещё больше детской музыки — в нашем совместном проекте с сервисом Яндекс.Музыка. Просто переходите по этой ссылке.

Рецензент Ковтун Татьяна Анатольевна

Научный советник АО «ПРОГРЕСС», кандидат медицинских наук

Все статьи эксперта

Влияние классической музыки

Правда в том, что музыка по-разному действует на людей, но точно известно, что человеческий мозг реагирует на музыку. Звуки влияют на состояние души и тела. Музыка воздействует на мыслительную деятельность человека, активизирует различные отделы головного мозга вызывает сильный эмоциональный отклик. Определенные шумы повышают творческие способности, а иногда даже помогают при травмах мозга.

Ещё лучше, если ребёнок сам играет классику на музыкальном инструменте. Это способствует развитию невербального мышления и помогает связать левое полушарие с правым. Зрительный, слуховой и моторный отделы головного мозга работают одновременно, когда ребенок занимается музыкой.

Влияние музыки на развитие ребенка

Песни, которые слушают дети, развивают в них определенное мировоззрение

Важно, чтобы оно было позитивным, радостным, полным надежды на лучшее. Эти задачи в полной мере осуществляют популярные детские мелодии – они всегда излучают задор, веселье, хорошее настроение

Благодаря им ребенок, словно губка, впитывает представления об окружающем мире, справедливости, добре, дружбе, любви. Он начинает понимать, какое поведение похвальное, а какое следует осудить.

С самого рождения малыша песни оказывают на него воздействие, не ограничивающееся только убаюкиванием. Чем чаще ребенок слышит колыбельную, тем быстрее осваивает речь, и тем лучше развивается его память. Повторяющиеся звуки откладываются в голове ребенка, и он ассоциирует их с какими-то предметами или людьми. Музыка может помочь и во время логопедических занятий, потому что участвует в развитии голоса и слуха.

Полезны детские мелодии еще и тем, что приучают к танцам, использовать которые в воспитательном процессе совершенно необходимо, ведь они воздействуют на нервную систему малыша, возбуждая его или успокаивая. Большая роль отводится звукам цоканья, хлопков, щелчков, шлепанья, притопывания. Они настраивают ребенка на нужный ритм и приобщают тем самым к пению.

Музыка для грудничков: первые уроки музыки

Лучше всего начать приобщать своего малыша к прекрасному с самого его рождения. Музыка, пение, танцы – это ведь сплошные положительные эмоции, из которых и состоит внутреннее благополучие человека. Гармоничное всестороннее развитие – вот фундамент душевного и физического здоровья ребенка, закладывать который нужно с момента его появления на свет. И вам совершенно не обязательно быть виртуозом в оркестре или солистом филармонии, чтобы помочь крохе получить свои первые познания в музыке, открыть для себя такой разнообразный и бесконечно прекрасный мир гармонии звуков.

Так помогите же вашему малышу взять как можно больше от музыки. Тем более что на начальном этапе музыкального образования ребенка от вас не требуется даже знания нотной грамоты.

«Магическое» действие музыки на детей

В результате многочисленных исследований было научно установлено, что музыка действительно содействует более активному развитию детей. Многие мамы практикуют музыкотерапию даже для малышей, еще находящихся в утробе. Конечно, воспринимать текст песен ребенок начинает только в более зрелом возрасте, но способность распознавать мелодию в той или иной степени наблюдается еще до рождения. Как же конкретно проявляется влияние музыки на развитие детей, в том числе дошкольного возраста? Среди положительных эффектов от ее прослушивания малышом можно выделить следующее:

• Улучшение памяти. Ребенок запоминает мелодию и текст, причем происходит это, скорее, на подсознательном уровне.

• Формирование речи. Подпевая любимым песням, малыш тренирует свои артикулярные навыки.

• Музыкотерапия как способ контролировать эмоциональное состояние ребенка. Чрезмерно активные и легко возбудимые детки лучше расслабляются под спокойную музыку. А веселые и задорные мелодии помогут растормошить и взбодрить пассивных малышей.

• Развитие творческих способностей. Слушая музыку, ребенок учится ее интерпретировать и понимать, а это значит, что в процесс активно включается воображение.

• Развитие письменных и математических способностей. Удивительно, но регулярное прослушивание музыки оказывает влияние и на умение ребенка писать и считать. Есть этому и научное объяснение — музыка развивает пространственное восприятие.

Детское пение

Положительно влияет на формирование творческих и умственных способностей ребенка пение. Малыш выражает с помощью пения свои чувства, а для этого сочиняет мелодию, слова, или привносит в песню свою интонацию. Напевая детские мелодии, ребенок развивается эмоционально, психически и физически. Ведь когда он подпевает, он должен одновременно с этим слышать музыку, вспоминать текст песни и следить за собственным голосом

Это значит, что в его мозгу активны многие процессы, такие как память и внимание

Кроме того, пение пробуждает в ребенке чувство общности, оно сближает его с другими людьми, поющими рядом с ним. Это может упростить его адаптацию в обществе или больше сблизить с родителями. Полезно пение и для растущего организма ребенка. Некоторые исследователи рассматривают его как одну из форм дыхательных упражнений. Часто поющий ребенок имеет крепкий голосовой аппарат и легкие. Вырабатывает пение и правильную осанку.

Популярность пения среди детей объясняется тем, что они предпочитают активно осваивать искусство, быть причастным к нему. Это важная особенность их возраста, которую следует всегда учитывать. Также пение – наиболее доступный для маленького ребенка вид музыкального творчества, поскольку он не требует использования дополнительного оборудования.

Классическая музыка для детей. Слушать

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

ПОМОЧЬ

Наши читатели уже 18 лет поддерживают «Правмир». Благодаря этому вышел материал, который сейчас перед Вами.

И поскольку Вы здесь, у нас есть небольшая просьба: подпишитесь на посильное регулярное пожертвование

Даже маленький вклад — это возможность и дальше рассказывать о том, что важно для каждого человека.. Поддержите «Правмир» сейчас.

Поддержите «Правмир» сейчас.

ПОДДЕРЖАТЬ

Спасибо, что дочитали до конца! Наши корреспонденты, фотографы и редакторы работают благодаря поддержке наших читателей.

«Правмир» 18 лет рассказывает о людях и проблемах, которые волнуют каждого из нас. Даже небольшое регулярное пожертвование — это новые истории, которые помогают людям.

Сейчас ваша помощь особенно нужна.

ПОМОЧЬ

Выбор музыкального инструмента

Кроме того, обращайте внимание на музыкальные инструменты, на которых исполняются классические произведения. Замечено, что малыши не очень любят орган

Это сложный по восприятию инструмент. Он может раздражать нежный детский слух и нервную систему, которая еще не адаптировалась. Поэтому и Бах многим малышам приходится не по душе.

Традиционное фортепиано, пианино или рояль формируют устойчивую психику. А игра на клавишных инструментах нормализует работу щитовидной железы, почек и мочеполовых органов. Пианино, скрипка и флейта успокаивают, снимают напряжение и стресс. Арфа, скрипка, виолончель и другие струнные инструменты создают звуки, которые нормализует функционирование сердца и сосудов, стабилизируют давление.

Игра на духовых инструментах, среди которых труба, саксофон, флейта и контрабас, улучшают дыхание и укрепляют органы дыхательной системы, снижают риск заболеваний бронхов и легких, очищают кровеносные сосуды. А барабаны, тарелки и прочие ударные налаживает работу печени и почек, сердца и сосудов.

Раннее прослушивание классики формирует у ребенка музыкальный слух, чувство ритма и творческие навыки. Многие родители, когда отмечают, что малыш к семи-девяти годам обладает музыкальными способностями, решают отдать ребенка в музыкальную школу.

Подписывайтесь на нашу группу Вконтакте

Как влияет классическая музыка на малышей

Прослушивание классической музыки развивает умение воспринимать и ценить произведения искусства, «пропускать через себя» эмоции и ощущения от услышанного

Замечено, что дети, которые слушают много классической музыки, способны к более выраженным и глубоким эмоциям, обладают более тонким восприятием мира и людей

У ребенка, с раннего детства слушающего классическую музыку, лучше развиты творческие способности, внимание, воображение и абстрактное мышление. Ведь его ухо «приучено» улавливать различные музыкальные интервалы, долготу и высоту звуков

Ученые выяснили, что музыка не только развивает детей, обогащает их внутренний мир, но и влияет на их здоровье, гармонизирует психологическое состояние

Результаты исследований показали, что младенцы, которые постоянно слушают классическую музыку, лучше справляются с неврологическими нарушениями.

Какая классическая музыка для малышей подходит лучше всего? Что включать?

При выборе композиций для малыша руководствуйтесь такими правилами: музыка должна быть светлой, гармоничной, умиротворенной и приятной на слух. Лучше избегать трагических и тревожных композиций.

Немецкие ученые, изучающие влияние классической музыки на малышей, в основном рекомендуют давать слушать младенцам Моцарта, Шуберта, Гайдна, Баха. Особенно выделяют произведения Моцарта, их отличает простота и гармоничность. Этот великий композитор приступил к работе в возрасте четырех лет, возможно, поэтому он наилучшим образом сумел передать то настроение, которое порадовало бы детей. Поэтому из творчества Моцарта ребенку можно включать практически все, пожалуй, только за исключением «Реквиема».

Примерный список классических произведений для прослушивания с малышом (классическую музыку из списка одним архивом можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ)

  • Моцарт «Колыбельная», «Волшебная флейта», «Свадьба Фигаро», «Турецкий марш», «Дон жуан», да и практически все его произведения, за исключением трагических;
  • Вивальди «Времена года»;
  • Произведения Баха (не в исполнении органа);
  • Чайковский «Детский альбом», «Времена года», музыка из балетов «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро»;
  • Прокофьев «Детская музыка», вальс из балета «Золушка»;
  • Шопен «Мазурка», «Прелюдия №15» («Капли дождя»);
  • Штраус «Увертюра к оперетте  «Летучая мышь», «Императорский вальс», «Венский вальс»;
  • Шуберт «Вечерняя серенада», вальсы;
  • Бетховен «Лунная соната», «К Элизе»;
  • Брамс «Венгерский танец №5», «Венгерский танец №1»;
  • Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»;
  • Лядов «Музыкальная табакерка»;
  • Рахманинов «Итальянская полька»;
  • Лист «Грезы любви»;
  • Грибоедов «Вальс»;
  • Верди Триумфальный марш.

Если вы хотите с помощью музыки скорректировать психоэмоциональное состояние ребенка, вот несколько рекомендаций:

  • Чтобы снять эмоциональное напряжение, успокоить малыша, а также гиперактивным детям подойдут Бетховен «Лунная соната», «Симфония ля-минор», ода «К радости», Бах «Итальянский концерт», «Кантата №2», Чайковский «Сентиментальный вальс», Моцарт «Маленькая ночная серенада» 2 часть, Дебюсси «Лунный свет», Шуберт «Аве Мария», Брамс «Колыбельная», «Зима» из «Времен года» Вивальди.
  • И наоборот, если вам необходимо немного активизировать ребенка, а также малышам, которые плохо сосут, помогут «Весна» из «Времен года» Вивальди, Чайковский «Спящая красавица», «Марш оловянных солдатиков» из балета «Щелкунчик» Чайковского, Бетховен увертюра «Эгмонт», Лист «Венгерская рапсодия №2», произведения Моцарта, Шуберта, Гайдна в темпе «аллегро» и «аллегро модерато».

Что такое музыкальный слух?

Под музыкальным слухом понимается комплекс способностей человека, позволяющих ему воспринимать музыку, оценивать ее узкоспециальные характеристики, такие как высота, тембр, наличие призвуков, входящих в спектр музыкального звука. Наличие музыкального слуха является обязательным условием для успеха в таких профессиях как музыкант, композитор, певец, дирижер, аранжировщик, звукорежиссер, танцор.

Кроме того, музыкальный слух помогает во всех видах деятельности, так или иначе связанных с восприятием, правильной интерпретацией и/или правильным воспроизведением звуков. Например, изучение иностранных языков, декламация стихов, охота на диких зверей и птиц, работа с эхолотом для исследования морского дна, служба на флоте в качестве гидроакустика на подводной лодке.

Различают более десятка разновидностей музыкального слуха, причем в разных классификациях можно встретить разные названия и разную степень детализации каждого определения. Однако в повседневной практике даже профессиональные музыканты оперируют лишь основными понятиями.

Основные виды музыкального слуха:

  1. Абсолютный – способность точно определять и запоминать высоту звука (ноту) без сравнения с заранее заданной высотой звука (нотой).
  2. Относительный (интервальный) – способность идентифицировать звуковысотные соотношения, т.е. расстояния (интервалы) между нотами.
  3. Внутренний – способность мысленно «услышать» музыку. Классический пример обладания таким слухом – Бетховен, потерявший способность слышать, но не потерявший дар писать музыку, воспринимая ее звучание лишь внутренним слухом.
  4. Ритмический – способность идентифицировать длительность и последовательность звучания нот (ритм), а также скорость звучания музыки (темп).
  5. Мелодический – способность воспринимать движение мелодии и изменение высоты звуков друг относительно друга.
  6. Гармонический – способность воспринимать ноты, звучащие вместе, и воспроизводить их по одной.
  7. Ладовый – способность слышать взаимоотношения между нотами и их сочетаниями, различать минорную и мажорную тональность, устойчивые и неустойчивые звуки, напряжение и разрежение в музыке.
  8. Архитектонический – способность различать формы музыкального произведения, идентифицировать закономерности его строения.
  9. Фактурный – способность воспринимать фактуру («музыкальную ткань») произведения, определять способ оформления многоголосной композиции, слышать нюансы звучания всех участвующих в оформлении произведения голосов и музыкальных инструментов.
  10. Полифонический – способность слышать и мысленно представлять ход двух и более мелодий и/или голосов внутри произведения.

Полифонический слух считается самым сложным для развития, т.к. разные мелодии и/или голоса внутри музыкального произведения могут возникать и развиваться несинхронно, догонять по ходу произведения или запаздывать со вступлением, как фуга или канон. Классическим примером обладания полифоническим слухом считается Моцарт. В 14-летнем возрасте он с отцом посетил Сикстинскую капеллу, где услышал произведение Грегорио Аллегри Miserere.

Там, помимо музыки, звучало 9 голосов, однако Моцарт на слух запомнил и потом записал ноты этого сложнейшего почти 15-минутного произведения. К слову, ноты хранились в тайне, а за их копирование грозило отлучение от Церкви. Однако, когда Папа Римский узнал, что юный Моцарт смог запомнить это произведение на слух, и лично удостоверился, что воспроизведенные Моцартом ноты не содержат ошибок, он наградил его орденом Рыцаря золотой шпоры.

Наличие полифонического слуха дает выраженные преимущества, но для начала следует развить относительный или интервальный музыкальный слух. Когда речь заходит о развитии музыкального слуха, в первую очередь подразумевается именно работа над развитием способности слышать интервалы между нотами. В программу обучения в музыкальных школах, колледжах, академиях включена специальная учебная дисциплина, направленная на развитие музыкального слуха, которая называется сольфеджио.

О приемах и методах развития музыкального слуха мы расскажем чуть позже, а сейчас подробнее остановимся на вопросе, который волнует многих людей. Можно ли развить музыкальный слух, если он не развит от природы? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вникнуть в природу человеческого слуха, и понять, как он работает.

«Белый шум»

Концепция, которая используется в педиатрии относительно недавно. Белым шумом называют сочетание звуков, создающее монотонный фон. При этом набор может сочетать в себе звуки разной частоты и громкости, но при этом они будут сливаться воедино, поглощая все иные шумы и равномерно заполняя весь частотный диапазон.

Отсутствие перепадов или резких вклинивающихся звуков создает спокойную обстановку, что позволяет малышу быстро успокоиться. Белый шум часто используется вместо музыки для сна детям.

Есть природные звуки, создающие белый шум: шум водопада, шелест травы и листвы, ветер, журчание ручья. Техногенные звуки также могут относиться к белому шуму: звуки работы различных приборов достаточно монотонны, например, пылесоса, насоса, вентилятора, фена и пр.

Для создания белого шума можно использовать специальные аудиозаписи, а можно создавать его искусственно.

Здесь нужно только наблюдать за реакцией ребенка: какие звуки ему нравятся, какие вызывают напряжение, какие – расслабление, какие становятся успокаивающей музыкой.

Правильный фон способствует:

  • быстрому засыпанию;
  • успокоению;
  • расслаблению;
  • крепкому сну без пробуждений;
  • более плавному переходу из одной фазы сна к другой;
  • исключению пробуждения от резких посторонних звуков;
  • поглощению посторонних шумов;
  • более качественному отдыху, релаксации.

Что включать младенцам

Задача музыки в этот период жизни малыша — успокаивать. Попробуйте петь короткие песни сами, покажите малышу природу извлечения звуков: из погремушек, колокольчиков, дудочек.

Что слушаем:

  • Бетховен, «Лунная соната» (исполнение на арфе)
  • Звуки природы: шум волн, шелест леса, тихие трели птиц
  • Брамс, «Колыбельная»
  • Дебюсси, «Свет луны»
  • Michael Kolmstetter — Mozart’s Lullaby
  • Современных композиторов: Ludovico Einaudi — Una Mattina, Jeroen Van Veen — No. 8, Password Olafur Arnalds — saman

Ориентируясь на подобные произведения, вы можете сами составлять плейлисты: вовсе не обязательно включать малышу только многовековую классику. Ведь если вы будете ставить музыку, которая нравится вам, это благотворно скажется и на малыше. Подойдут тихие одноплановые фоновые мелодии с простым мотивом. Избегайте ритмичных композиций: это может чрезмерно возбудить ребёнка.

Что слушать?

Согласитесь, когда мы задумываемся, о том, какую музыку включить малышу, первое, что обычно приходит нам на ум, — это детские песенки типа «Чунга-Чанга». Бывает, мы и вовсе не заморачиваемся и включаем первое, что попадется по радио – как правило, это что-то из поп-музыки. Нет, я вовсе не хочу сказать, что ребенку нельзя слушать веселые детские песенки, без них никуда. Но если уже сейчас, в самом раннем возрасте, ограничить прослушиваемый малышом репертуар только такой «несложной» музыкой, в дальнейшем привить любовь к истинным музыкальным произведениям будет нелегко и, более того, малыш, скорее всего, будет настаивать на том, чтобы вы их немедленно выключили. И это неудивительно, ведь с самого раннего возраста он ничего другого не слышал! В его сознании уже сформировались определенные представления о музыке, и воспринимать более сложные музыкальные произведения он не в состоянии.

Поэтому нужно позаботиться о том, чтобы с самого раннего детства малыш знакомился с классической музыкой. Масару Ибука, автор книги «После трех уже поздно» пишет «Если у ребенка в мозгу, который еще как чистый лист бумаги, запечатлеется истинное искусство, оно останется там на всю жизнь. Его мозг откажется воспринимать подделку, когда он станет взрослым и родители не смогут влиять на его вкусы.»

Влияние классической музыки на детей

Любовью к классической музыке могут похвастаться далеко не все взрослые. Большинству она кажется слишком скучной и сложной для ежедневного прослушивания. Однако детские психологи уверяют, что влияние классической музыки на психику детей колоссально. Конечно, все очень индивидуально. Некоторые малыши, услышав звуки оркестра, закатывают истерику, другие — заряжаются энергией или, наоборот, полностью успокаиваются. Реакция детей зависит непосредственно от темперамента, и для каждого нужно составлять индивидуальную музыкальную программу.

Польза классической музыки для детей всех возрастов доказана научно. Регулярное прослушивание Моцарта, Баха, Шопена и других «золотых» композиторов заметно развивает творческие, умственные и коммуникативные способности ребенка. Существует даже так называемый «Эффект Моцарта», выведенный французским оториноларингологом А. Томатисом. Сводится он к тому, что дети, слушающие произведения В. А. Моцарта, демонстрируют более динамичное развитие мышления, чем их сверстники, не слушающие музыку этого композитора. Доктор объясняет такое явление особым тональным звуковым рядом, характерным для произведений Вольфганга Амадея. Конечно, о стопроцентном проявлении эффекта говорить еще рано, однако факт остается фактом — классическая музыка определенно содействует более активному умственному и творческому развитию детей.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий