Признаки начала кризиса
Как проявляется кризисное состояние малыша? На что нужно обязательно обратить внимание взрослым? Прежде всего нужно сказать, что предугадать его наступление довольно сложно. Однако по-настоящему заботливые и внимательные родители, непременно отметят следующие изменения в характере и поведении своего ребенка:
- дитя не хочет разговаривать, стало замкнутым, не хочет обсуждать с вами или разделять радость по поводу какого-то события, хотя раньше такого не наблюдалось;
- ребенок потерял уверенность в себе, чего-то боится, не хочет воспринимать все новое и незнакомое для себя;
- дети теряют интерес к играм, некоторые даже могут специально ломать любимые игрушки;
- малыш бурно реагирует на ваши промахи, грубит в разговоре, и может разозлиться по любому пустяку – например, если товарищ по песочнице на дал ему поиграть своей лопаткой;
- он сочиняет рассказы и фантазирует на ходу, выдавая желаемое за действительное;
- дитя совершает поступки назло родителям – даже в том случае, если сам понимает, что это принесет вред ему самому;
- в поведении появились истерики, ребенок может очень долго плакать, или раздраженно кричать;
- все время проявляет недовольство по любому поводу;
- малыш долго и часто копирует разные действия взрослых – например, у девочек это проявляется в виде ужимок и кривляний по поводу уборки мамы в доме;
- малыш хочет казаться диктатором, указывая членам семьи, что им делать, ведь собственно так, по его суждению, и ведут себя окружающие его взрослые;
- ребенок стал требовать много свободы и самостоятельности – к примеру, у мальчика это может проявиться в виде требований отпустить его одного гулять во двор.
В это время происходит интенсивное развитие головного мозга, в связи с чем ярко проявляются эмоции. Иными словами, дети в 5 – 6 лет уже ощущает себя взрослым, и хочет таким быть наяву. «Я сам или сама» – именно такие слова чаще всего слышать родители в это время. А поскольку желаемое почти всегда не совпадает с действительностью, то и реакция на запреты может быть действительно бурной.
Говоря другими словами, этот период можно назвать периодом быстрого развития малыша. У него появляется много новых увлечений, хобби, обязанностей. И чаще всего это приводит к тому, что кроха просто не может справиться с нагрузкой.
Что со всем этим делать?
Сохраняйте спокойствие! Чем больше вы ругаетесь и распаляетесь, тем интереснее ребенку вас раздражать. Но если нет реакции — нет и желания закатывать истерику.
Начните поощрять самостоятельность ребенка. Не одергивайте его, а подсказывайте, как сделать правильно и хорошо. Ему это действительно необходимо. Вспомните метод Монтессори и предоставьте крохе действовать самому, пока он не попросит у вас помощи. И не пытайтесь контролировать его действия. Ваша задача — обезопасить малыша, чтобы он ни делал, и похвалить.
Ругайте только за провинность, за действительно неправильный поступок и ни в коем случае не критикуйте личность ребенка. Забудьте о фразах «Ты плохой», «Ты жадный» и подобных. Лучше сказать: мне не нравится такое поведение. Или спросить у него самого: ты уверен, что поступаешь правильно?
Наделите ребенка некоторой властью, дайте ему право выбора
Трехлетке очень важно чувствовать, что с его мнением считаются. Пусть он сам решит, какой суп будет на обед, сколько ложек каши он съест на ужин и какой мультфильм посмотрит после завтрака
Принцип таков: взрослые решают, между чем и чем будет выбирать ребенок. Но право сделать выбор остается за малышом. Не говорите маленькому упрямцу: сейчас же иди есть! Спрашивайте его: ты будешь есть сейчас или через пять минут?
Учите ребенка говорить о своих чувствах, обсуждайте с ним, почему произошел тот или иной конфликт с вами или между ним и мальчиком на площадке. А главное — помогите ребенку найти выход из ситуации и обсудите, что можно сделать, чтобы такое больше не повторилось.
И самое важное: не переставайте любить своего непослушного, капризного, требовательного непоседу. И постоянно напоминайте ему, что вы его любите
Пройдет пара месяцев — и все образуется. А пока что — спокойствие, только спокойствие!
Рецензент
Ковтун
Татьяна
Анатольевна
Научный советник АО «ПРОГРЕСС», кандидат медицинских наук
Все статьи эксперта
Классификация
Предусмотрена классификация патологии по разнообразным признакам:
- локализации;
- причине возникновения болезни;
- механизму развития (патогенезу);
- объёму тканей, которые оказались вовлечены в патологический процесс.
По причине возникновения болезни выделяют разные виды пневмонии:
- типичную;
- аспирационную;
- болезнь, возникшую на фоне ослабления иммунитета.
Типичная пневмония возникает у пациентов без выраженных нарушений иммунитета. Она может быть:
- грибковой;
- вирусной;
- бактериальной;
- паразитарной;
- микобактериальной. Микобактерии способны, подобно грибкам, образовывать мицелий на одной из стадий своего развития.
Пневмония, возникающая на фоне снижения иммунитета, диагностируется у больных СПИДОМ, пациентов, страдающих другими заболеваниями. Аспирационный тип болезни выступает следствием проникновения (пассивное попадание или вдыхание) чужеродного агента в лёгкие.
По механизму развития выделяют пневмонию:
- первичную. Она возникает в качестве самостоятельной патологии;
- вторичную. Подобная пневмония является следствием других болезней;
- посттравматическую. Воспалительный процесс возникает из-за задержки мокроты. Посттравматическая пневмония чаще всего обусловлена травмами грудной клетки;
- радиационную. Она возникает после лучевого лучения онкологических болезней.
По локализации различают пневмонию:
- двустороннюю;
- одностороннюю.
По вовлечённости тканей следует выделить пневмонию:
- тотальную, приводящую к полному поражению лёгких;
- очаговую. При таком виде пневмонии формируется очаг инфекции небольшого объёма. Пример данной патологии – бронхопневмония. Она затрагивает бронхи, респираторные отделы;
- сливную (предусматривающую образование нескольких патологических очагов);
- сегментарную. В таком случае оказываются поражены один или несколько сегментов лёгкого;
- долевую. Она сопровождается поражение болей лёгкого. Наиболее распространённая её разновидность – крупозная пневмония. При наличии этого заболевания наблюдается распространение патологического процесса на альвеолы, частичное поражение плевры.
Пневмония без температуры представляет собой особую опасность. Она предусматривает бессимптомное течение. Организм не сигнализирует о наличии болезни даже кашлем. Бессимптомная терапия зачастую является следствием слабого иммунного ответа.
Крупозная пневмония характеризуется острым началом с повышением температуры тела (более 39°С),одышкой, болями в районе грудной клетки, слабостью. Пациента беспокоит кашель. Сначала он непродуктивный, сухой. Затем на 3-4 день после начала болезни возникает кашель с «ржавой» мокротой. У больного постоянно держится высокая температура тела. Отличительные черты этой формы пневмонии – кашель, лихорадка, отхождение мокроты. Подобные симптомы сохраняются на срок до 10 дней.
При тяжёлом течении крупозной пневмонии наблюдается цианоз носогубного треугольника, возникает гиперемия кожных покровов. В области щёк, губ, крыльев носа, подбородка появляются герпетические высыпания. Состояние пациента длительное время остаётся тяжёлым. Его дыхание учащённое, поверхностное. Пульс больного зачастую аритмичный, частый. Сердечные тона глухие, артериальное давление остаётся сниженным.
Очаговой пневмонии свойственно малозаметное, постепенное начало. Болезнь нередко развивается после недавно перенесённого острого трахеобронхита, острой респираторно-вирусной инфекции. Очаговая пневмония симптомы предусматривает разнообразные. Температура тела держится на отметке 38-38,5°С. Кашель при очаговой пневмонии сопровождается отхождением слизисто-гнойной мокроты, отмечаются слабость, потливость. При дыхании возникают болевые ощущения в грудной клетке при кашле, на вдохе.
При очаговой сливной пневмонии состояние больного стремительно ухудшается. Возникают такие симптомы, как цианоз, выраженная одышка.
Развитие мышления ребенка в 2-3 года
В 2 – 3 года у малыша улучшается способность концентрировать внимание. Он умеет:
- Называть цвета, величины, формы, группировать и различать предметы по признакам;
- Формировать простые числовые представления (один, два, много, мало);
- Запоминать расположение предметов в пространстве (близко, далеко); указывать место, где стояла убранная взрослым игрушка;
- Узнавать на ощупь и называть знакомые геометрические или другие фигуры; определять предмет по фактуре;
- Воплощать в рисунке свои фантазии и рассказывать, что изображено; дополнять недостающими деталями нарисованное взрослым;
- Понимать причины и следствия простых событий жизни и проводить аналогии («в прошлый раз я промочил ноги, гуляя после сильного дождя, значит, если сегодня лужи все еще не высохли, я опять могу промокнуть»);
- Тренировать память и логику — в аналогичных ситуациях способен разглядеть систему и адаптировать к ней свое поведение;
- Демонстрировать целенаправленность действий — теперь главное не манипуляция с предметом, а результат. Игрушкам малыш начинает предпочитать реальные предметы, в игре подражает увиденному и имитирует все, что усвоил из ближайшей внешней среды.
К 3 годам малыш входит в возраст «почемучки»: тысяча вопросов про все на свете — так развиваются познавательные потребности ребенка.
Как вести себя, если у ребенка истерика?
Родители морально должны быть готовыми к тому, что проявления негативизма со стороны любимого чада их будут поджидать не только дома. Истерика может случиться в общественном транспорте, в поликлинике, в магазине, в гостях, в песочнице, в зоопарке, в парикмахерской и т.д. И без того затруднительное положение отягощает факт наличия людей, которые так и норовят помочь словами «вот придет медсестра и сделает тебе укольчик» или «сейчас отдам тебя злому волку»…
Совет в данном случае один: не обращать внимания и принимать решение взвешенно.
Давайте попытаемся смоделировать несколько самых распространенных ситуаций во время кризиса 2х лет и найти из них разумный выход.
Капризы на игровой площадке
Часто кризис 2 лет проявляется у ребенка агрессией относительно к другим детям. Если в песочнице ваш малыш намеренно обижает других, обильно посыпает их песком, отбирает у них игрушки, при этом не делится своими, не стоит сразу же упрекать его в этом.
Что делать, если нарушителем спокойствия стал именно ваш малыш:
- Попросить прощения у пострадавшей стороны.
- Объяснить ребенку, что вам знакомы чувства, которые он испытывает в этот момент: «Я понимаю, тебе не дали поиграть чужой игрушкой и поэтому ты злишься».
- Уверить свое чадо в том, что вы любите его даже таким, но «обижать других деток нельзя».
- Не отнимать у нарушителя игрушку, а предложить обмен: «Давай вместе попросим у Сережи ведерко, а взамен отдадим ему машинку». На такие условия соглашается большинство малышей, и конфликт удается мирно урегулировать.
Если же «драка» не прекращается и ребенок не соглашается на предлагаемые ему условия, площадку лучше покинуть и уже в другом месте в спокойно обстановке объяснить ему, «что такое хорошо и что такое плохо». Бесполезно твердить малышу, что он должен со всеми делиться своими игрушками. Ведь если по справедливости — никому и ничего он не должен
Просто все мы иногда злимся, но важно научиться справляться со своим состоянием, чтобы не сделать больно окружающим
Капризы в магазине
Малыши двух лет упорно отказываются понимать, почему же мама покупает вместо шоколадок овощи, вместо конфет творог, а вместо мороженого упаковку яиц. Истерика не за горами, если к тому же присутствует переутомление, голод или простое желание вернуться домой к любимой игрушке
В этот момент важно опередить эмоции малыша и попытаться переключить его внимание:
- Взять на руки и предложить ему игрушку, прихваченную с собой из дома.
- Указать на яркую картину или витрину.
- Подключить фантазию и поиграть в прятки, приговаривая: «И где это мой Ванечка потерялся?»
- Предложить купить продукты с условием, что малыш обязательно поможет маме приготовить вкусный обед.
После происшествия уже дома мама сама должна объяснить ребенку причину его поведения: разговор тет-а-тет очень помогает донести до малыша природу его эмоций, ведь сам он еще не способен понять, что с ним происходит. Кризис 2 лет сложнее протекает у детей, в семьях которых папа и мама имеют разные мнения относительно дозволенности. К примеру, папа разрешает все то, что запрещает делать мама.
Осложнения при детской истерии
Следствием детских истерик являются психологические и физические осложнения. Во время приступов ребенок может нанести себе вред – удариться, поцарапаться, получить ушиб
Важно, чтобы родители научились правильно реагировать на подобное проявление, а иначе ребенок будет постоянно прибегать к такому методу для достижения своих целей
Ближе к подростковому возрасту могут сформироваться истерические черты: демонстрации, инфантильность, желание привлечь внимание, зависимость от чужого мнения. Слезы и крики трансформируются в истерический невроз, который проявляется физиологическими дисфункциями и эмоциональными переживаниями.
Осложнения подростковой истерии грозят отсутствием нормальной интеграции в обществе. Подростку, привыкшему добиваться всего путем слез и истерик, будет сложно наладить здоровые отношения с окружающими. Частые перепады настроения и отсутствие целеустремленности, в дальнейшем сделают невозможным устройство на высокооплачиваемую работу и создание крепкой, счастливой семьи.
Некоторые родители ошибочно воспринимают истерию за проявление подросткового бунта. Иногда дети вырастают, начинают учиться, строить планы, и проблема уходит сама, но в большинстве случаем без помощи специалиста не обойтись. Грамотный врач подскажет, как правильно вести себя с ребенком, назначит при необходимости успокаивающие лекарства.
Родителям следует посетить невролога, если приступы истерики у ребенка продолжительные и сопровождаются обмороками, ночными кошмарами, рвотой, вялостью и одышкой.
Диагностика
Сначала осуществляется сбор анамнеза, выполняется осмотр пациента. Затем наступает черед инструментальных и лабораторных исследований:
- анализов мочи и крови;
- рентгена лёгких;
- спирографии;
- бактериального посева мокроты;
- бронхоскопии;
- биопсии плевры лёгкого;
- компьютерной томографии грудной клетки.
При проведении физикального исследования при подозрении на наличии пневмонии выявляется уплотнение лёгочной ткани. Для этой патологии характерны:
- крепитация;
- появление влажных, мелкопузырчатых, очаговых звучных хрипов.
Рентгенограмму при пневмонии обычно делают непосредственно в начале заболевания. Её выполняют и спустя 3-4 недели (в целях контроля эффективности лечения и исключения других патологий). При любой из форм пневмонии патологическим процессом охватываются нижние доли лёгкого. При выполнении этой диагностической процедуры могут быть выявлены разнообразные изменения (в частности, наличие диффузных или очаговых затемнений разной локализации).
Почему происходит задержка в развитии?
По мнению детских психиатров и неврологов, для развития ребенка важно, в какой атмосфере он живет с рождения. Как ведут себя взрослые в семье, дома, на улице, такую норму усваивает и ребенок
Если дома угнетающая нервная обстановка, постоянные ссоры между родителями, то риск отставания в развитии значительно повышается. Сильно вредит и гиперопека.
Другая причина – органические нарушения. Это может быть повышенное внутричерепное давление, гипоксия головного мозга, незрелость структур ЦНС, последствия тяжелых инфекций или родовых травм.
При своевременной постановке диагноза, грамотной терапии и создании доброжелательной атмосферы в семье, многие дети «выстреливают» и догоняют сверстников. Например, в последнее время, по данным ЮНИСЕФ, участились случаи псевдоаутизма, когда у ребенка наблюдаются признаки аутизма, но в дальнейшем этот диагноз не подтверждается.
Другой пример: при раннем выявлении кислородного голодания головного мозга удается избежать тяжелых нарушений психического и речевого развития. Поэтому, дорогие родители, будьте крайне внимательны к своему ребенку и не стесняйтесь прийти к врачу, если хоть что-то в его поведении вас насторожило.
Режим дня ребенка от 2 до 3 лет
Для нормального развития ребенка важно, чтобы родители старались соблюдать режим, который позволил бы малышу полноценно восстанавливаться после физических и нервно-психических нагрузок, ведь все системы организма продолжают развиваться усиленными темпами и испытывают серьезное напряжение. Несмотря на то, что ребенок кажется бодрым и энергичным, к раннему вечеру, а иногда и к середине дня он может начинать испытывать перегрузки, поэтому важно разумно регулировать уровень и характер его активности в течение суток
Какой может быть режим дня у 2 – 3-летнего малыша? Подробно об этом мы рассказываем в отдельном материале, а пока самая необходимая информация.
Сон. Потребность в сне приближается к 10 – 12 часам в сутки. Хотя дети этого возраста в основном нуждаются в однократном дневном сне продолжительностью 1,5 – 2 часа, некоторые малыши могут начать отказываться от него.
- Кормление. Пятиразовое кормление с интервалом 2 – 3 часа (завтрак, второй завтрак, обед, полдник и ужин).
- Бодрствование. Если малыш спит днем, то периоды его бодрствования составляют 5 – 6 часов. В силу несовершенства нервной системы малыш в этом возрасте пока лишь ненадолго может сосредоточиться на однообразной деятельности (20 – 30 минут к 3 годам), легко утомляется или, наоборот, возбуждается. Разумно чередовать разные виды активности в течение дня.
- Прогулки. Некоторую часть периодов бодрствования ребенка должны составлять прогулки на свежем воздухе. Даже в зимнее время они обязательны, но пусть их длительность не превышает 1,5 часов: малыши пока еще легко переохлаждаются. А летом ребенок может провести на свежем воздухе все время своего бодрствования, если он не находится на открытом солнце в пиковые часы солнечной активности.
- Водные процедуры. Это не только соблюдение правил гигиены, но и закаливание и укрепление организма, а также снятие напряжения с мышц: вода действует успокаивающе, поэтому можно продолжать принимать ванну вечером — она настроит малыша на крепкий сон.
Примерный режим дня для детей от 2 до 3 лет:
- Кормление: 8:00, 10:30, 13:00, 16:00, 19:00.
- Бодрствование: 7:30 – 13:30, 15:30 – 20:30.
- Сон: 13:30 – 15:30, 20:30 – 7:30.
- Прогулка: 2 раза в день после завтрака и полдника.
Постоянный плач младенца — истерика?
— Некорректно использовать термин «истерика», говоря о новорождённом ребёнке. У малыша нет никакого другого способа, кроме крика, выразить нужду в чём-либо. Если младенец плачет, это означает, что он испытывает какие-то дискомфортные ощущения: голод, холод, боль, страх, усталость, одиночество.
Некоторые младенцы плачут из-за того, что не могут остановиться, им сложно перейти в другое состояние. Нередко дети имеют неврологические особенности и плачут из-за них. Такие малыши нуждаются в особенном уходе. Нарушения может диагностировать только специалист, врач-невролог.
Если младенец кричит, нужно постараться понять и устранить, по возможности, причину дискомфорта. Если и после этого он долго и безутешно кричит, не может есть и спать, необходимо как можно быстрее показать его доктору.
Профилактика
Следует помнить о том, что риск развития пневмонии повышается под воздействием указанных ниже факторов:
- длительного стресса;
- переохлаждения;
- тяжёлой физической работы;
- недавно перенесённой ОРВИ;
- снижения общего или местного иммунитета;
- травм.
Воспаление лёгких возникает на фоне преимущественно таких заболеваний, как:
- туберкулёза;
- сахарного диабета;
- хронической обструктивной болезни лёгких;
- онкологического заболевания;
- хронического алкоголизма.
К профилактическим мероприятиям, которые позволяют снизить риск развития воспаления лёгких, стоит отнести:
- правильное питание;
- приём иммуномодуляторов и витаминов;
- регулярное проветривание помещений;
- ведение здорового образа жизни;
- регулярное пребывание на свежем воздухе..
Кризис первого года жизни
Физиология. Главные факторы кризиса раннего детства – обучение навыкам ходить и говорить, начало самостоятельного познания мира. Даже если ребенок общается на «своем» языке, ученые расценивают его как автономную детскую речь.
Психология. Ребенок начинает понимать, что главный человек в его жизни – мама – не принадлежит ему всецело, у нее есть собственная жизнь и интересы. Он начинает опасаться, что его бросят или потеряют. Ребенок добивается повышенного внимания, часто следует по пятам и зовет маму. В то же время он сравнивает себя с другими и пытается отстаивать волевые решения, противопоставлять их действующим семейным правилам, протестовать.
Что делать? Бороться с ребенком не только бесполезно, но и недопустимо, так как в период кризиса он еще больше нуждается в родительской любви и поддержке – физической и эмоциональной. Предоставьте ему определенную свободу, при этом контролируйте ее рамки – стимулируйте и притормаживайте время от времени, в зависимости от ситуации.
Источники
- Wagner R., Meißner J., Grabski E., Sun Y., Vieths S., Hildt E. Regulatory concepts to guide and promote the accelerated but safe clinical development and licensure of COVID-19 vaccines in Europe. // Allergy – 2021 – Vol – NNULL – p.; PMID:33887070
- Al-Tammemi AB., Tarhini Z., Akour A. A swaying between successive pandemic waves and pandemic fatigue: Where does Jordan stand? // Ann Med Surg (Lond) – 2021 – Vol65 – NNULL – p.102298; PMID:33880181
- Koweyes J., Salloum T., Haidar S., Merhi G., Tokajian S. COVID-19 Pandemic in Lebanon: One Year Later, What Have We Learnt? // mSystems – 2021 – Vol6 – N2 – p.; PMID:33879497
- Przednowek T., Stacey C., Baird K., Nolan R., Kellar J., Corser WD. Implementation of a Rapid Post-Code Debrief Quality Improvement Project in a Community Emergency Department Setting. // Spartan Med Res J – 2021 – Vol6 – N1 – p.21376; PMID:33870002
- Desilets J., Lee CS., Fang W., Hinkle DM. Mortality risk associated with endophthalmitis in West Virginia. // Int Ophthalmol – 2021 – Vol – NNULL – p.; PMID:33861381
- Monte-Soldado A., López-Masramon B., Rivas-Nicolls D., Andrés-Collado A., Aguilera-Sáez J., Serracanta J., Barret JP. Changes in the epidemiologic profile of burn patients during the lockdown in Catalonia (Spain): A warning call to strengthen prevention strategies in our community. // Burns – 2021 – Vol – NNULL – p.; PMID:33858713
- Eubank JM., Burt KG., Orazem J. Examining the psychometric properties of a refined perceived stress scale during the COVID-19 pandemic. // J Prev Interv Community – 2021 – Vol – NNULL – p.1-14; PMID:33855930
- Ghosh AK., Mecklenburg M., Ibrahim S., Daniel P. Health Care Needs in the Aftermath of Hurricane Maria in Puerto Rico: A Perspective from Federal Medical Shelter Manatí. // Prehosp Disaster Med – 2021 – Vol36 – N3 – p.260-264; PMID:33853696
- Wang R., Zhong R., Liang H., Zhang T., Zhou X., Huo Z., Feng Y., Wang Q., Li J., Xiong S., Li F., Liang W., He J. Thoracic surgery and COVID-19: changes and managements during the pandemic. // J Thorac Dis – 2021 – Vol13 – N3 – p.1507-1516; PMID:33841943
- Ogura Y., Gum JL., Steele P., Crawford CH., Djurasovic M., Owens RK., Laratta J., Brown M., Daniels C., Dimar JR., Glassman SD., Carreon LY. Drivers of in-hospital opioid consumption in patients undergoing lumbar fusion surgery. // J Spine Surg – 2021 – Vol7 – N1 – p.19-25; PMID:33834124
Кризис трех лет у всех одинаковый?
— Кризис трёх лет протекает у детей по-разному. Одни надолго становятся упрямыми и даже деспотичными, постоянно испытывают и выражают свое недовольство. Другие лишь изредка демонстрируют строптивость и своеволие.
Взрослым в это непростое время нужно набраться терпения и уважать чувства ребёнка. Постараться отнестись к кризису как к необходимому, пусть и не слишком приятному явлению. По возможности, предоставить ребёнку некоторую самостоятельность, право выбора одежды, занятий в конкретный момент времени, еды — обеспечив, конечно, его безопасность.
Важно оптимизировать количество запретов – запрещать только то, что небезопасно для самого малыша или неприятно окружающим. В остальном – можно и нужно экспериментировать.
Что такое возрастной кризис
Психика человека постепенно меняется. В одни периоды развитие плавное, а в другие — резкое.
Возрастной кризис — это период, в который сложившееся ранее устойчивое функционирование личности нарушается и начинается новый этап.
Кризис наступает, когда накапливаются изменения (так называемые возрастные новообразования), позволяющие перейти на следующую ступень.
Кризисные периоды обычно длятся несколько месяцев, но при неблагоприятном стечении обстоятельств могут растянуться на несколько лет.
По мнению советского психолога Даниила Эльконина, кризисы не являются неизбежными спутниками психического развития детей. «Неизбежны не кризисы, а переломы, качественные сдвиги в развитии. Наоборот, кризис — это свидетельство не совершившегося своевременно и в нужном направлении перелома».
Давайте поговорим о том, как помочь ребёнку перестроиться в нужный момент и нивелировать возрастные коллапсы.
Что делать, если малыш плачет?
— Нежелательно оставлять ребёнка один на один с его проблемой. Если он горько плачет, ему нужна помощь. Если взять его на руки, он, возможно, успокоится не сразу, но точно почувствует себя в безопасности.
Малыш, который подолгу плачет в одиночестве, привыкает к тому, что он никому не нужен и его потребности не имеют значения для близких. Из-за этого формируются пассивность, низкая самооценка, недоверие к окружающим. Насильное кормление или укладывание спать не менее вредны для малыша.
А быстрая адекватная реакция взрослых на детский плач, повторяющаяся день за днём, приводит к возникновению у него крепкой привязанности и положительного отношения к самому себе. Как показывают исследования, это залог полноценного развития в будущем.
Режим дня
В возрасте двух лет ребенок привыкает к постоянному распорядку
Особенно важно в одно и то же время принимать пищу и спать. Любой сбой малыш переносит достаточно тяжело, а потом крайне трудно опять войти в привычную колею
Поэтому эти два основных занятия родители должны отслеживать в первую очередь. Другие же дела: прогулки, игры и прочее можно, по необходимости, и перенести. Меняйте иногда местами прогулку на улице с занятиями дома. Главное, чтобы распорядок дня соответствовал биоритмам ребенка, помогал ему развиваться, расти здоровым и счастливым.
7.00 — 7.30 | Пробуждение, гигиенические процедуры: умывание, чистка зубов, расчесывание, переодевание; утренняя гимнастика (с родителями, с братиками и сестричками) |
8.00 — 8.30 | Завтрак (молочная каша, овощное рагу, чай, сок с булочкой или печеньем) |
9.00 — 10.30 | Прогулка (в межсезонье и зимой можно выйти попозже, а летом — до наступления жары) |
10.30 — 12.00 | Домашний досуг, развивающие игры, чтение книг, прослушивание музыки |
12.00 — 12.30 | Обед (обязательно супчик, овощное или фруктовое пюре, отварное мясо или рыба, компот. У малыша отличный аппетит в это время, поэтому нужно покормить хорошо, можно пробовать новое блюдо) |
13.00 — 15.00 | Дневной сон (обязательно, даже если капризничает и не хочет ложиться, нужно успокоить, почитать короткую книгу, спеть колыбельную) |
15.00 — 16.00 | Пробуждение, спокойные игры дома. Обязательно дать попить, сходить на горшок, переодеться и умыться |
16.00 — 16.30 | Полдник (легкие блюда: запеканка, йогурт или творожок, чай или сок, фрукты) |
16.30 — 18.00 | Прогулка (на свежем воздухе, в зависимости от времени года можно покататься на санках или летом сходить на водоем, побегать босиком и попрыгать) |
18.00 — 19.30 | Возвращение домой, мытье рук после прогулки, ужин в кругу семьи |
19.30 — 21.00 | Спокойные игры, общение, затем воздушные ванны, массаж, купание и подготовка ко сну |
21.00 — 7.00 | Сон |
Расписание примерное, но питание и сон должны быть установлены четко. В утренние часы можно занять ребенка какой-нибудь игрой. Нужно понемногу приучать его к самостоятельности. Но при этом готовьте рядом обед или займитесь глажкой белья. Малыш должен привыкать, что какое-то время ему необходимо побыть самостоятельным, а взрослые занимаются неподалеку по хозяйству.
Многие детки с удовольствием поиграют в конструктор или порисуют. Не рекомендуется садить кроху перед телевизором. Даже если ребенку интересно, все равно старайтесь придумать творческое и спокойное занятие. Психика малыша в таком возрасте не выдерживает большой громкости, рекламы, постоянно мелькающих картинок на экране.
Когда нужно срочно посетить специалиста?
Об отставании в физическом развитии указывают следующие признаки:
- ребёнок плохо ест без видимой причины;
- к 1,5 годам не ходит самостоятельно;
- часто падает, неуверенно ходит, ему не удается удержать равновесие при сидении, стоянии или ходьбе;
- не может схватить маленькие вещи и игрушки, которые раньше держал без труда;
- не в состоянии проследить взглядом за движущимся предметом;
- не играет в подвижные игры.
При задержке социально-эмоционального развития у детей чаще всего наблюдается следующее:
- малыш не реагирует на свое имя;
- не обращает никакого внимания на других детей и взрослых, избегает общения с ними, не может выстроить зрительный контакт,
- его поведение и настроение постоянно резко меняются;
- у него осталась младенческая привычка сосать большой палец;
- он не различает эмоции близких и сам имеет скудный эмоциональный диапазон.
То, что происходит задержка умственного развития, подтверждает тот факт, что к двум годам ребенок не знает назначения хорошо знакомых бытовых предметов (например, чашки, ложки, телефона), и не проявляет какого-либо интереса к играм, предметам, окружающему миру. Кроме того, он не реагирует на новые предметы, хорошо знакомых людей, не способен установить простейшие причинно-следственные связи.
Что касается речевого развития, то о его задержке у двухлетнего малыша свидетельствуют следующие признаки:
- не слышит и не понимает обращенную речь;
- не произносит простейшие слова, даже из «своего» языка;
- не может составить фразу из двух-трех слов;
- не отвечает на простые вопросы;
- не выражает словесно свои потребности.
Главная ошибка родителей, чей малыш отстает в развитии – это принятие на веру слов бабушек или сердобольных соседей, мол, перерастет. Пока вы ждете, что «перерастет», драгоценное время будет упущено.