Как воспитывали детей в СССР: 10 основных правил

Школьное

Средняя общеобразовательная школа за время существования СССР несколько раз трансформировалась в соответствии с реалиями изменявшейся жизни, все модификации были нацелены на повышение уровня образованности новых поколений.

В первые годы советской власти общее и профессиональное образование не разделялось: в единых трудовых девятилетних школах РСФСР овладение азами теоретических знаний и ремеслом проходило параллельно. Обучение велось по двум ступеням: первой -пятилетней, второй – четырехлетней. Дополнительно в 1919 г. при средних специальных и высших учебных заведениях открылись рабфаки – рабочие факультеты, готовившие малограмотных пролетариев и крестьян к учебе в вузах. Они просуществовали до середины 30-х годов и за ненадобностью были упразднены.

В 1932 году среднее образование в СССР стало десятилетним и трехэтапным:

  • начальным – с 1 по 4 класс;
  • неполным средним – с 5-го по 7-й;
  • средним – 10 классов.

Во время Великой Отечественной войны в системе образования СССР появились два типа специализированных школ:

  • Суворовские и Нахимовские училища, которые занимались подготовкой абитуриентов высших военных учебных заведений;
  • школы рабочей и сельской молодежи, созданные для того, чтобы трудящиеся в вечерней и заочной форме могли получить среднее образование.

В 1958 году структура среднего образования изменилась: начальными классами стали первые три, средними – с четвертого по восьмой, старшими – девятый и десятый.

В этом же году открылись первые техникумы, а школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), готовившие квалифицированных рабочих на базе начального образования, заменили профессионально-техническими училищами (ПТУ), куда для приобретения трудовой специальности можно было поступить после 8 классов.

Для оказания поддержки неполным, многодетным и малообеспеченным семьям развивалась система интернатов, в которых дети жили в течение рабочей недели, учась, как в обычной школе, а на выходные отправлялись по домам. Во всех общеобразовательных школах ввели группы продленного дня, чтобы дети, не имеющие дедушек и бабушек, находились в школе после окончания уроков до вечера, полноценно питаясь и делая домашние задания под присмотром учителей.

Реформированная в 1958 г. система среднего образования в СССР в неизменном виде сохранялась до развала страны и была признана многими зарубежными авторитетными деятелями просвещения лучшей в мире.

Особенности семейного быта

Советская семья рассматривалась как ячейка социалистического общества. Общественные организации могли бесцеремонно вмешиваться в личную жизнь. Женщина работала наравне с мужчиной. Едва родившись, ребенок попадал в ясли. Именно в тот период были организованы общественные столовые, прачечные — только бы не отвлекать женщину от строительства коммунизма.

Только после смерти Сталина значительно изменилось отношение к семье в лучшую сторону:

  • матерям разрешалось уходить в декретный отпуск с 8 месяцев;
  • разрешалось находиться с малышом до 1 года;
  • стали выплачивать пособия по беременности и родам;
  • строили новые детские сады и школы.

В Советском союзе царила эпоха дефицита товаров. Приобрести необходимые предметы быта было неслыханным счастьем. Мебель, бытовая техника, посуда, игрушки, продукты питания — все доставалось великим трудом. Но все товары отличались отменным качеством.

Автомобиль считался роскошью. Очереди на получение транспортного средства отстаивали годами. Зато большинство предприятий выдавало своим сотрудникам бесплатное жилье.

Как правило, советские дети очень много читали, выполняя завет Ленина «учиться, учиться и еще раз учиться». Детская литература находилась на высочайшем уровне — Носов, Чуковский, Драгунский, Успенский, Маршак, Барто — список можно продолжать до бесконечности.

Этическая составляющая

Хорошее воспитание тесно переплеталось с этическими нормами, которые проявлялись в поведении молодых дворян. Основой служило безоговорочное послушание родителям и уважение старших. Авторитет отца был непререкаем, а его слова не подвергались обсуждению.

Главной добродетелью считалась дворянская честь. Она диктовала поведение дворянина и безоговорочно преобладала над любыми другими соображениями. При этом, согласно дворянской этике, честь не давала абсолютно никаких преимуществ, а, наоборот, делала человека только более уязвимым. Нарушивший данное слово мог навсегда загубить свою репутацию, поэтому надежность честного слова была поистине безграничной.

Этика у дворян тесно переплеталась с этикетом. Так, демонстрировать определенные чувства было не только недостойно, но и не прилично. Обязательной чертой воспитанного человека было умение скрывать мелкие огорчения и неприятности. Кроме того, непристойной в дворянском обществе считалась и неприкрытая демонстрация богатства.

Особое внимание уделялось нравственности. В первую очередь это относилось к барышням, которые должны были отличатся целомудрием, скромностью, послушанием и религиозностью

Очень важной была репутация девушки, которую берегли с подросткового возраста

Благородные девицы не могли оставаться один на один с мужчиной, даже если он в весьма почтенном возрасте

Очень важной была репутация девушки, которую берегли с подросткового возраста. Благородные девицы не могли оставаться один на один с мужчиной, даже если он в весьма почтенном возрасте. Они не должны были появляться без сопровождения в общественных местах, да и просто выходить на улицу

Вопрос о браке решался до 18 лет, а после 23 не сумевшая выйти замуж девушка считалась старой девой

Они не должны были появляться без сопровождения в общественных местах, да и просто выходить на улицу. Вопрос о браке решался до 18 лет, а после 23 не сумевшая выйти замуж девушка считалась старой девой.

Рогатки

Кто помнит самодельные рогатки? Они были двух видов: классические и шпоночные. Классические вырезались из толстой ветки орешника с развилкой, покупался широкий серый жгут в аптеке, доставался кусочек кожи (можно было втихомолку вырезать дома из дорожной сумки и свалить на сестру) и все скреплялось медной проволокой или синей изолентой.  Заряжалась такая рогатка гладкой галькой, которую часто привозили во дворы вместе с песком, или незрелыми ягодами типа рябины, сливы или вишни, которая вдоволь росла за домом. Иной раз мощности выстрела камнем хватало, чтобы вдребезги разбить бутылку из-под шампанского с трех метров. Такая рогатка ценилась по причине того, что не у каждого хватало умений и средств на ее создание. Её можно было поменять на другие ценные вещи типа вкладышей от Turbo, CinCin и Final90. 

Гуляя и от нечего делать, можно было смастерить рогатку попроще — шпоночную. Для этого на свалке нужно было отыскать толстый алюминиевый провод в оплётке и найти жгутик. С последним проблем не было — легко добывался из резинки трусов. Чем новее трусы — тем лучше жгутик. Стреляла такая рогатка шпонками — согнутыми в подкову кусочками медной или алюминиевой проволоки. Вреда она особого не наносила, но голубей и кошек пошугать было ок. Иногда эта рогатка становилась последним аргументом в дворовых потасовках — по ляжке прижигала она здорово! В основном стреляли просто в воздух, наслаждаясь звуком летящей шпонки. Такая рогатка собиралась на один день и вечером, как правило, сливалась товарищу за “погонять на велике”. 

Режим дня

Режим важен для каждого, особенно для малыша, который только начинает познавать мир с его особенностями. Бодрствование и сон, прием пищи, игра и прогулка — базовые этапы дня ребенка.

Постепенно вырабатывается привычка совершать определенные действия в отведенные для этого часы. В этом и есть заслуга родителя, который прививает маленькому человеку способность ориентироваться во времени и пространстве, полезную для развития и поддержания физического и эмоционального здоровья.

Так, игровая деятельность постепенно перетекает в образовательную. Ребенок идет в детский сад с новым, усовершенствованным режимом дня, потом начинается школьная пора, за ней — студенчество. Этапы взросления предполагают дополнение пирамиды под названием распорядок, основы которой формируются в раннем детстве.

Как перевоспитать избалованного ребенка

Наконец-то мы можем ответить на главный вопрос этой статьи

Важно следовать всем рекомендациям и действовать комплексно, и постарайтесь делать все плавно и постепенно. Отнеситесь к этому делу серьезно, не бросайте попытки перевоспитать ребенка на полпути, проявите твердость характера. Будьте уравновешены и справедливы, спокойны и терпеливы, не кричите на ребенка

Если малыш уже сильно разбалован и привык к своему состоянию, понадобится гораздо больше времени, чем в случае с детьми «испорченными» совсем недавно под влиянием определенных обстоятельств (например, как у меня)

Если малыш уже сильно разбалован и привык к своему состоянию, понадобится гораздо больше времени, чем в случае с детьми «испорченными» совсем недавно под влиянием определенных обстоятельств (например, как у меня).

  • Излагайте свои мысли и просьбы четко и ясно, понятным ребенку языком. Это должны быть именно просьбы, ни в коем случае не приказы. Аргументируйте свое решение, пусть оно и не нравится. В вашей речи должна чувствоваться твердость и непреклонность. Дайте малышу понять, что ваше решение окончательное и больше не подлежит обсуждению;
  • Дисциплинируйте ребенка. Составьте примерный распорядок дня, расписав время для подъема, принятия пищи, занятий, прогулок, развлечений и отбоя. Следуйте режиму ежедневно и поговорите об этом с ребенком. Поясните ему, какую пользу он получит, если станет соблюдать распорядок дня. Если он будет возражать, проявите твердость;
  • Будьте последовательны в своих действиях и поступках. Если дали обещание ребенку, обязательно его выполните, если наказали его либо что-то запретили – стойте на своем, пока не разрешится проблема;
  • Придумайте определенные обязанности по дому для малыша – насыпать корм собаке, заправлять кровать, вытирать пыль. Однако учитывайте возраст и развитие;
  • Если избалованность проявилась в общественном месте (к примеру, в магазине ребенок закатил истерику, требуя какую-то игрушку), сдержитесь и не кричите на малыша, не шлепайте по попе. Просто уведите его в тихое место и объясните спокойно, почему вы не купите то, что он просит. Если истерика не заканчивается, постарайтесь сохранять спокойствие, не реагируйте на провокацию, уйдите. Не нужно потакать ребенку, иначе он быстро сообразит, что родителями можно манипулировать. Оставайтесь непоколебимы. Дома проведите строгую и серьезную беседу, пригрозите, что в следующий раз не возьмете чадо с собой в магазин;
  • Учитывайте, что именно привело к нежелательному поведению. Ребенок становится избалованным по разным причинам, они могут быть очень индивидуальными. Вначале выясните, что спровоцировало проблему в вашем случае, а потом уже начинайте перевоспитание.

В качестве заключения хотелось бы отметить, что дети – лучшее, что случается в жизни родителей. Не всегда все идет гладко, порой мы упускаем момент, когда малыш становится неуправляемым. Но все зависит от нас, взрослых. В любое время можно исправить ситуацию, взяв ее под свой контроль. Однако не забывайте, что ребенок – это индивидуальность с собственным характером, ломать который все же не стоит.

Читаем также:

  • Что делать, если ребёнок вас не слушается?
  • Детский каприз или эгоизм: чем одно отличается от другого
  • Как воспитывать детей: кнутом или пряником?
  • 10 советов как перестать кричать на своих детей
  • 10 секретов воспитания послушного ребенка: как научить детей уважать и слышать родителей

Школа

Школа в советское время была призвана:

  • решать образовательные задачи;
  • формировать любовь к труду;
  • развивать у подрастающего поколения коммунистические взгляды и убеждения;
  • воспитывать в соответствии с законами высокой нравственности, патриотизма и интернационализма.

В конституции СССР от 1977 года было зафиксировано право граждан на бесплатное образование всех уровней: от начального до высшего. Лучшие ученики и студенты имели возможность получать льготы и стипендии от государства. Кроме того, после окончания профессионально-технического или высшего учебного заведения выпускникам гарантировалось рабочее место через систему распределения.

В 1980 годы общеобразовательная школа становится одиннадцатилетней и подразделяется на основные ступени:

  • начальная школа с 1 по 4 класс;
  • неполная средняя с 5 по 9 класс;
  • полная средняя 10–11 классы.

Значительными изменениями школы советского периода стали такие моменты как:

  • совместное обучение мальчиков и девочек;
  • отмена физических наказаний (хотя в семьях побои практиковались регулярно);
  • вытеснение религии из процесса обучения.

Цели и задачи образования и воспитания распространялись и на внешкольную деятельность. Каждый школьник обязан был посещать кружок или секцию.

Дополнительное образование дети получали в таких учреждениях, как:

  • дома пионеров;
  • станции юных техников;
  • дома культуры;
  • школы искусств;
  • лагеря труда и отдыха.

Несмотря на жесткую идеологию, у школьников была возможность развития инициативы, творческих способностей, самодеятельности.

Воспитание и образование детей в Советском Союзе носило идеологический характер. Государство жестко контролировало выполнение базовых требований не только детскими садами, школами, внешкольными учреждениями, но и с родителями. Быт стандартной семьи в СССР был скромен, потому что страна жила в условиях дефицита товаров и услуг. Отсутствие гаджетов давало возможность детям много читать, заниматься спортом и творчеством.

Особенности питания

Питание у молодых дворян было хорошее, но без излишеств. На завтрак они получали бульон с хлебом, молоко либо сладкий суп с овсянкой и сухофруктами («габер-суп»). Обед состоял из супа, рыбного или мясного блюда и сладкого десерта. На ужин было опять молоко либо каша.

Кроме того, на столе всегда были варенные овощи, масло, яйца, пироги и творог. Летом ассортимент пополнялся свежими фруктами и ягодами. Для здоровья считались полезными различные травяные сборы, отвар лопуха и сыворотка.

Еда подавалась в точно установленное время. Завтрак начинался в 8 часов утра, обед – с 12 до часу дня, полдник – около четырёх, ужин – часов в восемь вечера. Между основными приемами пищи перекусов не разрешалось.

Строгость воспитания

Основным девизом дворянского воспитания было: «Любить Отечество свое и верою ему служить». И касалось это не только мальчиков, но и благородных девиц. Юные дворяне с малых лет проходили серьезную физическую подготовку, которая воспитывала в них силу и выносливость. Девочки же должны были следить за осанкой и фигурой, что считалось залогом здоровья.

В воспоминаниях Анны Керн, гувернантка заставляла её лежать на голом полу, чтобы спина была ровной, а одежда была настолько простой и лёгкой, что девочка постоянно мерзла в карете.

В семейной жизни дворянки должны были уметь вести хозяйство и поддерживать уют в доме. Княгиня Мещерская писала своей дочери: «Знание хозяйства и наблюдение в оном порядка — необходимое условие семейной жизни. От женщины зависит порядок и тишина в доме. Следует избегать долгов. Лучше себе отказать не только в прихоти, но даже в нужном, чем войти в долг.»

Главной в жизни дворянина была государственная служба, довольно часто военная.

В Царскосельском лицее общеобразовательные занятия чередовались с физическими упражнениями. Помимо разнообразных наук, мальчиков обучали фехтованию, верховой езде, гребле и плаванью. Лицеисты вставали в 7 утра и в любую погоду совершали прогулки на свежем воздухе.

Ничего удивительного, что при таком воспитании дворяне с детства очень хорошо владели собой и превозмогали страх в любых ситуациях. Пушкин писал: «Чему учится дворянство? Независимости, храбрости, благородству.»

Система образования и воспитания

В советскую систему образования и воспитания входили ясли, детский сад и школа. Каждое из учреждений претерпевало немало изменений. Что-то осталось неизменным и в сегодняшней России. Советская система образования и воспитания имеет свои плюсы и минусы. Чтобы сделать правильные выводы на будущее, нужно знать, как воспитывали детей в СССР. Кто-то ругает советскую систему, другие — вспоминают с умилением, но равнодушных нет.

Ясли и детский сад

Ясли существовали еще в дореволюционной России, но их было всего 19. Крупный расцвет ясельных групп пришелся на эпоху Советского Союза. Подобные дошкольные учреждения принимали детей от 2 месяцев до 3 лет, поскольку женщина должна была работать. Ясли входили в государственную систему здравоохранения.

Там осуществлялись:

  • присмотр за детьми;
  • работа по охране здоровья;
  • мероприятия по физическому и психическому развитию детей;
  • учебная деятельность.

Ясли имели 4 возрастные группы:

  • груднички до 9 месяцев;
  • ползунки от 9 до 14 месяцев;
  • средняя от 14 до 24 месяцев;
  • старшая от 2 до 3 лет.

С 1959 года в СССР формируются единые дошкольные учреждения — ясли-сады. Перед поступлением в детский сад ребенок проходил врачей и медицинское обследование. В учреждении находился медицинский работник, следящий за здоровьем детей. Детский сад классически подразделялся на семь групп: три ясельные и четыре детсадовские.

Последние делились по возрастному принципу:

  • младшая 3–4 года;
  • средняя 4–5 лет;
  • старшая 5–6 лет;
  • подготовительная 6–7 лет.

Режим и учебная деятельность зависели от возраста. Министерством образования была разработана программа занятий:

  • музыка;
  • рисование;
  • лепка;
  • математика;
  • конструирование;
  • аппликация;
  • знакомство с окружающим миром;
  • физическая подготовка.

Особенностью работы детских садов было то, что все они существовали за счет государства. Мебель, игрушки, книги закупались и обновлялись регулярно. Родители лишь частично компенсировали оплату питания в зависимости от доходов семьи. Малообеспеченные и многодетные семьи освобождались от оплаты.

Простые правила

Дети копируют ваше поведение. Начинать воспитание нужно с себя, а уже потом корректировать поведение детей.

Начинать воспитательный процесс нужно с раннего возраста. Не упустите этот момент.

Как только дети войдут в возраст начальной социализации, ящик Пандоры открыт:

  1. научитесь разговаривать с детьми. Объясняйте своему малышу, что разрешено делать и запрещено. Научите его убирать за собой, раскладывать все по местам, не брать чужого. Покажите ему все это на собственном примере. Малыш поиграл в комнате и разбросал игрушки — объясните, что нужно убрать за собой. Похвалите его, когда уборка будет закончена.

    Научите обслуживать самого себя: самостоятельно ходить в туалет, одеваться и раздеваться, правильно держать столовые приборы и аккуратно есть;

  2. поучительная литература и фольклор. Многие родители недооценивают сказки, прибаутки, фильмы и мультфильмы, наглядно демонстрирующие правила поведения, положительные и отрицательные черты характера. Сказания, песни, потешки издавна помогали дать представление о мире в игровой форме. Сейчас появилось еще больше возможностей облегчить правильное детское психологическое развитие. Не пренебрегайте этим. Можете сочинять сказки сами, связывая вымышленные сюжеты с реальными;
  3. ловите момент. Заметили, что чадо в плохом настроении? Постарайтесь поговорить с ним о причине такого поведения. Узнайте, что его беспокоит, или постарайтесь вместе придумать, как выйти из сложившейся ситуации. Еще лучше — что-то сделать вместе, например, сходить в парк на прогулку, покормить дворовых животных и птиц, вместе что-нибудь приготовить. Не забывайте и своевременности отказов и запретов: чадо увидело новую дорогую игрушку у своего товарища и стало требовать такую же, а вы, как уступчивые родители, поддались на уговоры.

    После этого ваш малыш закатывает истерики при малейшей возможности, а ответы «нет» и «нельзя» не работают. Не допускайте манипуляций, своевременно ограничивайте поведение малыша;

  4. объясните, как нужно вести себя в общественных местах. Убежденность многих родителей в том, что дети приносят радость всем, пошатнется при первом же походе — в цирк, магазин или театр. Привыкшее получать все и сразу чадо устроит феерию в магазине игрушек, включающую истерику, слезы, крики, валяния на полу. Чтобы такого не случилось, постепенно объясняйте, как нужно вести себя в подобных местах.

    Длинная очередь требует от него спокойного ожидания и терпения, обилие игрушек на полках не предназначено ему одному, дни рождения сверстников — это праздник для всех приглашенных детей и, прежде всего, для именинника;

  5. нельзя идти на поводу. Естественно, вы любите ребенка, хотите для него всего самого лучшего, но нельзя потакать ему во всем. Это касается и покупок. Приучите и себя, и чадо договариваться о предстоящих покупках заранее. Научитесь отказывать (причем тактично).

    Все развивающие книги и игрушки, вы и так со временем докупите ему, не надо делать это здесь и сейчас, пытаясь угодить не понимающему цены денег ребенку.

    Помните о развитии: читайте с малышом, играйте в развивающие игры, мастерите что-нибудь, пополняйте его словарный запас, воспитывайте на примере любимых героев книг и фильмов положительные качества;

  6. воспитывайте уважение к окружающим. Научите ваших детей понимать чувства и эмоции других людей. Дайте им понять, что другие тоже устают, болеют, обижаются или злятся. Воспитывайте в ваших детях ответственность, умение считаться с интересами и мнением других людей.

Для вас еще несколько интересных статей на тему:

  • как воспитать ребенка без криков и наказаний;
  • как приучить малыша засыпать самостоятельно;
  • как выбрать спортивную секцию для ребенка;
  • основные причины детских капризов;
  • особенности нравственного и духовного воспитания детей в семье.

Ремень и подзатыльник – основные инструменты воспитания

Всыпать ремня ребенку в СССР считалось нормой 

Во времена Советского Союза наказание «ремнем» за мельчайшую провинность являлось нормой. Тогда у взрослых даже мысли не возникало, что за это может быть возбуждено уголовное дело или, как минимум, прохожие начнут делать замечания. Фундаментом воспитания было не уважение, а страх.

Сегодня мы понимаем, что подобные методы не могут иметь хороших последствий. Каждый из тех, кого в детстве били, получил на всю жизнь психологическую, нередко слишком серьезную, травму. В дальнейшем у него могут наблюдаться депрессивные состояния или приступы агрессии, склонность к суициду. Факт доказан множеством исследований.

Отношение к детям

В то время детей рождалось довольно много. Так, в одной дворянской семье, могло быть от 10 до 15 отпрысков. Однако и смертность была очень высока. Малыши погибали при тяжелых родах, в результате несчастных случаев, от детских болезней. Если из 15 достигали совершеннолетия хотя бы пятеро, это уже считалось благословением свыше.

Сразу после рождения малышей отдавали в руки кормилиц и нянечек. Хотя и материнской заботы они не были лишены. В качестве примера можно привести княгиню Евдокию Мещерскую, которая вела специальную тетрадь «Беседы с моей дочерью». Начиная с 10-летнего возраста её дочери Анастасии, она записывала туда успехи и неудачи княжны. Когда Анастасии исполнилось 11 лет, княгиня выделила ей отдельную комнату, прислугу и немного денег, чтобы девочка научилась вести хозяйство.

Даже царские отпрыски не были обделены материнским вниманием. Так, императрица Александра Федоровна лично составляла учебные программы для своих детей, отбирала учителей и проводила занятия по языкам и рукоделию. Проживали дворянские дети отдельно от родителей

Их спальни находились в другой части дома, как можно дальше от кабинета отца, чтобы не отвлекать того от работы. Это специально учитывалось при постройке дома. Детей держали в строгости, показывая, что это они созданы для родителей, а не наоборот

Проживали дворянские дети отдельно от родителей. Их спальни находились в другой части дома, как можно дальше от кабинета отца, чтобы не отвлекать того от работы. Это специально учитывалось при постройке дома. Детей держали в строгости, показывая, что это они созданы для родителей, а не наоборот.

«За наше счастливое детство спасибо, родная страна!»

Этот лозунг можно было встретить и в школах, и в Домах пионеров, и на демонстрациях. Государство давало социальные гарантии, родители детей были уверены в их безоблачном будущем. В школах и вузах учились по единым программам, переход из одного учебного заведения в другое проходил безболезненно. Существовали единые подходы к оцениванию знаний. Досуг детей был организованным: бесплатные спортивные секции, разнообразные кружки. Учеба в музыкальной и художественной школах стоила копейки, дешевыми были и путевки в пионерские лагеря, значительную долю оплачивал профсоюз.

Сейчас учить детей стало значительно труднее. Появились престижные лицеи, гимназии, чтобы в них обучаться, многим ребятам приходится заниматься с репетиторами чуть ли не с первого класса. К ОГЭ и ЕГЭ почти все выпускники готовятся с репетиторами, на это уходит немалая часть семейного бюджета. Но есть и плюс: вузы стали более доступными, так как вступительные экзамены, где раньше действовал «блат», заменены ЕГЭ, более объективно оценивающими знания ребенка.

Школа

Школа в советское время была призвана:

  • решать образовательные задачи;
  • формировать любовь к труду;
  • развивать у подрастающего поколения коммунистические взгляды и убеждения;
  • воспитывать в соответствии с законами высокой нравственности, патриотизма и интернационализма.

В конституции СССР от 1977 года было зафиксировано право граждан на бесплатное образование всех уровней: от начального до высшего. Лучшие ученики и студенты имели возможность получать льготы и стипендии от государства. Кроме того, после окончания профессионально-технического или высшего учебного заведения выпускникам гарантировалось рабочее место через систему распределения.

В 1980 годы общеобразовательная школа становится одиннадцатилетней и подразделяется на основные ступени:

  • начальная школа с 1 по 4 класс;
  • неполная средняя с 5 по 9 класс;
  • полная средняя 10–11 классы.

Значительными изменениями школы советского периода стали такие моменты как:

  • совместное обучение мальчиков и девочек;
  • отмена физических наказаний (хотя в семьях побои практиковались регулярно);
  • вытеснение религии из процесса обучения.

Цели и задачи образования и воспитания распространялись и на внешкольную деятельность. Каждый школьник обязан был посещать кружок или секцию.

Дополнительное образование дети получали в таких учреждениях, как:

  • дома пионеров;
  • станции юных техников;
  • дома культуры;
  • школы искусств;
  • лагеря труда и отдыха.

Несмотря на жесткую идеологию, у школьников была возможность развития инициативы, творческих способностей, самодеятельности.

Воспитание и образование детей в Советском Союзе носило идеологический характер. Государство жестко контролировало выполнение базовых требований не только детскими садами, школами, внешкольными учреждениями, но и с родителями. Быт стандартной семьи в СССР был скромен, потому что страна жила в условиях дефицита товаров и услуг. Отсутствие гаджетов давало возможность детям много читать, заниматься спортом и творчеством.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий