Сердечность
Порой к самым дорогим людям мы относимся без сострадания, доброты, сердечности и внимания, достающимся посторонним. Конечно, каждый родитель любит своих детей, но вот о том, чтобы показать на своем примере хорошее отношение к окружающему миру за пределами семьи, речи не идет. Настоящая доброта — это благодарность и умение прощать, желание и готовность помогать другим, а также осознание: мир не ограничивается одним тобой
Важно показать детям, насколько интересно и полезно помогать другим, хорошо к ним относиться.
Эмпатия в принципе свойственна детям. Нужно лишь дать пример — и ребенок ему последует. Заведите питомца, читайте вместе книги о доброте и сопереживании, чтобы и ваше сердце, и сердца ваших детей стали еще более добрыми и чуткими. Ведь именно это поможет сделать наш мир более счастливым и гармоничным местом для жизни сегодня, завтра и еще многие годы.
А еще для того, чтобы воспитание детей опиралось на принципы 5С, не важны возраст, культура и обстоятельства. Он работает всегда и везде. Но самое главное — никогда не поздно дать шанс самодоверию, самоуважению, самостоятельности, встать на путь сотрудничества и еще большей сердечности!
Не лгите ребенку
В раннем детстве ребенок не умеет обманывать. Это убедительно доказал советский психолог Лев Выготский. В своей книге по детской психологии он описал очень интересный опыт: малыш двух лет легко повторяет за взрослыми фразы «Кошка лежит», «Лошадь скачет». Но если ему указать на некую Аню и сказать «Аня лежит» в тот момент, когда Аня стоит, он не сможет повторить. Дело в том, что сенсорная и моторная функции в раннем детском возрасте связаны настолько, что малыш еще не способен придумывать или лгать.
Увиденное действует на него гораздо сильнее услышанного, поэтому его слова не могут расходиться с реальностью
На этот факт давно обратили внимание детские психологи, что позволяет им утверждать, что в раннем детстве почти невозможно говорить неправду. Только к концу раннего детского периода он учится приукрашивать, фантазировать и говорить не то, что есть на самом деле. Перед родителями встает сложная, но необходимая задача — воспитание честности и открытости
И личный пример — важнейший метод воспитания, так как он остро воспринимает и впитывает все происходящее вокруг с самого раннего возраста
Перед родителями встает сложная, но необходимая задача — воспитание честности и открытости. И личный пример — важнейший метод воспитания, так как он остро воспринимает и впитывает все происходящее вокруг с самого раннего возраста.
Но если в семье преобладает атмосфера лжи или недоговоренности, если ребенок понимает, что родители, говоря ему о честности, сами не всегда с ним честны, то не помогут никакие правила воспитания. Родитель всегда должен быть примером.
Как воспитать в себе честность
Стать честным может любой человек, ведь эта черта не является врожденной, а воспитывается в процессе жизни.
Держать данное слово
Не стоит давать пустых обещаний. Прежде, чем дать слово, стоит спросить себя: «А я точно смогу сделать это?». Не нужно соглашаться помочь, сделать что-то или взять на себя часть чужой работы без четкой уверенности, что это точно получится. Лучше сразу сказать «нет», чем пообещать человеку и подвести его.
Важно соглашаться помочь, когда внутри нет противоречий. Нельзя соглашаться, когда хотите отказаться
Это уже про нечестность с собой.
Говорить правду
Честного человека даже не тянет обманывать, вводить других в заблуждение, скрывать, использовать обман и ложь. Есть ситуации, когда стоит утаить правду, но они случаются не слишком часто.
Признавать свои ошибки
Никто не идеален, честный человек понимает это и умеет признавать свои ошибки. Он достаточно смел и решителен, чтобы взять на себя ответственность за свои же оплошности, не искать отговорок и оправданий. Естественно, честный человек никогда не будет сваливать свою вину на других людей.
Дополнительная информация по теме:
В чем проявляется человечность и что дает: примеры и 8 преимуществ
Что значит индивид: различия с другими понятиями, признаки и качества, социализация
Что такое аггравация и как определить, что человек преувеличивает свои симптомы
Честный родитель — миф или реальность
Когда я была маленькой, мне иногда хотелось узнать, о чем думает человек и каким таким волшебным образом «залезть» в его голову и читать эти мысли, сейчас уже точно не припомню, важны ли были мне мысли любые или касающиеся только меня, скорее касающиеся меня. Ведь так интересно узнать, что же про тебя думают на самом деле.
Прошли годы, я стала психологом, нет, я и сейчас не читаю мыслей, всего лишь помогаю людям разобраться с ними (мыслями) и их чувствами. Но бывает так, что действительно недопонимание, а тем более с самыми близкими и родными, заводит в тупик, мы уже не знаем, что делать.
Когда это недопонимание возникает между взрослыми, ответственность лежит на обоих, а когда это недопонимание возникает между родителем и ребенком, ответственность несет только родитель. Задумывались ли вы над этим?
Наши взаимоотношения с детьми
И о тех, кто еще вот-вот встал на ножки, кто еще вот-вот произносит первые слова, и о тех, кто уже вот-вот пойдет в школу. Вы скажете: «Они ведь такие разные, и зачем вообще их сравнивать, но увидите – возраст в данном случае не при чем, он лишь вносит свои коррективы: в три годика малыш не хочет одевать варежки на улицу в мороз, а в четырнадцать хочет идти в школу в рваных джинсах и с сережкой в ухе, и все потому, что они оба пытаются бороться за право быть самостоятельной, «взрослой личностью»». Но я немного отошла в сторону, возвращаюсь к своей первоначальной идеи, для чего все это затеяла.
Давайте же все-таки представим, что могут думать и чаще всего именно так и думают наши дети о нас. Конечно, у меня нет волшебной палочки или записывающего аппарата, который фиксирует мысли, есть только свой практический опыт, труды коллег и интересные материалы. Я думаю, нет, скорее надеюсь, что это может прояснить некоторые ситуации в наших взаимоотношениях с детьми, понять причины недовольств и раздражения (причем не только наших). А мне видится, что это, пожалуй, ключик, отпирающий дверь наших накопившихся мыслей и смешанных чувств друг к другу. Я и сама мама, уверенна, что и мне это полезно.
Несколько примеров
«Папа иногда ругается плохими словами, но стоит мне сказать словечко, которое не понравится маме, она тут же говорит, что даст мне по губам. А почему папе тогда не дает?» — искренне не понимает Вова. О чем вы сейчас подумали, когда это читали?! Интересно … Или: «Почему обязательно нужно съесть сначала всю кашу, которая мне уже надоела, чтобы получить что-нибудь вкусное. А сами едят эти конфеты когда захотят? А тетя на площадке дает мне эти конфеты просто так» — действительно, запутанная история.
«Мама не разрешает мне играть в компьютерные игры, заставляет уроки делать, про книжки мне все время какие-то говорит, а сама от компьютера не отходит. А мне ведь тоже хочется» — признается школьник в беседе.
Поддержка
Я не претендую на новизну этих детских признаний, но могу сказать с уверенностью, что очень редко наши дети могут сказать это нам – родителям. Им кажется, что мы их не поймем, некоторые боятся даже «думать вслух» об этом. Но чувства обиды, несправедливости, какой-то нечестности копятся в них, а авторитет (в данных случаях), к сожалению, сходит на нет.
Нашим детям действительно очень трудно без поддержки сориентироваться в этом многогранном мире, понять, что «хорошо» и что «плохо», разобраться в оттенках этого «хорошо»: «не очень хорошо»; «очень хорошо»; «нормально» и т.д. Я сейчас попытаюсь объяснить, что я имею ввиду под словом «поддержка».
Сразу хочу оговорить, что я не против нас – родителей и не пытаюсь уличить кого-то в неправильном поступке и ткнуть пальцем с укоряющем взором «Вот здесь не так и тут все неправильно» — нет. Я знаю, что вы таким образом проявляете заботу о них, хотите только самого лучшего: воспитать порядочного и культурного сына, которому не следует употреблять «неправильные слова»; приучить дочку к правильной и здоровой пище; вам важны знания и успехи в школе, и вы много слышали о вредном воздействии компьютерных игр на психику подростка. Но эта наша позиция – родительская, что по этому поводу думают они (дети), мы уже знаем. Так вот, возвращаюсь к той «поддержке», о которой начала выше.
Что такое честность
Честное признание своей вины или неправоты зачастую является сложным даже для самого правдолюбивого человека, это равнозначно совершению подвига индивидом. Быть честным нелегко и не всегда удобно. Это моральное качество характера, основа человеческой добродетели, отражающее важнейшее требование нравственности.
Как свойство индивида честность содержит в себе некоторые иные качества: верность установленным обязательствам, убежденность в действиях, в их правоте, принципиальность, искренность в отношении мотивов, которыми индивид руководствуется.
Честность перед людьми считается направленной из глубины человеческой психики – внешний вид честности (нередко используется как синоним слова искренность). Честность перед самим собой обозначается как внутренний вид честности. Откровенность с собой кажется более простым видом честности. В действительности это свойство индивида очень коварное. Человеку свойственно создавать вокруг себя иллюзии и искренне верить в них, запутывая себя самого в сеть, сотканную изо лжи и несправедливости. Так субъект, придумавший иллюзию верного друга, нашел его в своем знакомом, который попросту удачно воспользовался искренностью субъекта. Человек старается для своего друга сделать все, доверяет ему, помогает, искренне поддерживает, а потом разочаровывается за секунду. Все это время человек был честен с собой, верил и поступал по справедливости, но выходит совершенно иное – он искренне обманывал свою личность.
Индивид, владеющий качеством честности, первым делом характеризуется выполнением своих обещаний, способностью помочь, поддержать в любой жизненный момент. Зная о такой характеристике личности всегда можно поделиться и довериться ей. Ведь честный индивид говорит по делу, искренне, не желая обидеть собеседника. Но такая откровенность с окружающим миром под силу не каждому индивиду в суровой будничной жизни. Нынешнее общество ориентировано на индивидов способных схитрить, подстроиться под кого-то при помощи комплиментов и увиливаний от ответа.
Честность и справедливость в некоторой степени выступают качеством высокоморальных личностей, которые стремятся создать гармонию и совершенство в мире. Особой задачей честных людей есть еще искоренение лжи – не дать другим людям пользоваться благом созданным не правдой, любой ценой добиться справедливости.
Стать на тропу честности каждый решает самостоятельно, и приходит к этому совершенно различными путями. Верующие люди, опираясь на писания в Библии, живут по Божьим законам и этим подталкивают себя быть честными, справедливыми к каждому. Для неверующего, но живущего по принципам морали человека, честность выступает как способ существования, иначе жить он не может. Для таких личностей понятие честности не означает открыть все свои тайны, где и сколько у индивида есть денег, где они спрятаны, и как можно их отыскать. Честный индивид обладает свойством различения грани: где можно сказать истину, а когда лучше промолчать. Его совесть не позволяет откинуть доброту и забыть о переживаниях других. Она позволяет делать упор сначала на доброту, потом уже быть честным.
Понятие честности подразумевает, что индивид способен видеть других людей «насквозь», он не ищет в людях бесчестность и с чистой душой верит только в их благосклонность. На первый взгляд складывается мнение, что честного человека запросто можно обмануть. Если индивид пользуется своей честностью благоразумно, обмануть его не слишком просто, его способность сканировать других позволяет держаться от людей злых помыслом подальше.
Какой он, честный человек – признаки
Честный человек такой, потому что совесть и воспитание не позволяют ему быть другим.
Что значит быть честным | Описание | Пример из жизни |
Выполнение обещания, даже если лень, сложно или не хочется | Окружающие знают, что слову такого человека можно доверять. Он сделает обещанное, даже если перехотел или появился другой вариант более интересного времяпрепровождения | Дочь обещала матери помочь с уборкой и сделала это, несмотря на то, что поздно вернулась с прогулки и устала |
Правда – лучший ответ | Правда не всегда приятна, но честный человек лучше скажет правду, чем заставит другого жить в неведении | Парень понял, что у него прошли чувства к девушке, сказал ей об этом прямо. Он не стал юлить, просить паузу в отношениях и утверждать, что ему просто нужно разобраться в себе |
Сам исполняет то, чего требует от других | Если честный человек предъявляет какие-то требования людям, то сам неукоснительно им следует | Преподаватель не пускает на занятие опоздавших, при этом, он сам всегда приходит вовремя |
Не перекладывает ответственность на других | Четные люди признают свои ошибки, а не ищут пустых оправданий, не списывают свои недочеты на других или факторы окружающей среды | Студент честно признался преподавателю, что сам не рассчитал свои силы и не выполнил в полной мере курсовую работу. Не стал ссылаться на больную бабушку, нестабильную работу библиотеки или сломавшийся компьютер |
Нет привычки скрывать свои ошибки и молчать о чужих | Честный человек понимает, что часто в его силах предупредить окружающих и избежать неприятных последствий | Студенческой группе из 5 человек дали 2 недели на подготовку проекта. Один из студентов явно отлынивает от своей части работы. Честный человек предупредит об этом остальных участников команды, благодаря этому они не провалятся на защите проекта |
Честный человек прав не во всех ситуациях | Честный человек честен и с самим собой. Он осознает, что может быть не прав в ряде ситуаций, так как не располагал нужным опытом или информацией | В споре человек не стал рьяно доказывать свою позицию, а поставил ее под сомнение, выслушал аргументы собеседника, сформировал заново свою точку зрения с учетом всех факторов |
Не выделяется за чужой счет | Честный человек не ворует чужих идей и не собирается казаться лучше на фоне чужой неуспешности | Человек добивается своего честным и упорным трудом, очень этим гордится. При этом он не обесценивает достоинств других людей, уважает их |
Умение отстаивать свои мысли, взгляды, убеждения | Если человек считает, например, что любой конфликт можно решить мирно, он будет отстаивать свою позицию при любых обстоятельствах | Школьник считает, что нельзя обижать тех, кто слабее. Именно поэтому он заступается за одноклассника, которого бьют (несмотря на то, что этот одноклассник может тоже быть не прав) |
Реагирование на несправедливость | Видя, как совершается несправедливость, честный человек не промолчит и не пройдет мимо | Честный человек вступается на старушку в поликлинике, так как видел, что она действительно занимала очередь первой |
Нет стремления искать людям оправдания | Честный человек старается оценивать ситуацию непредвзято и объективно | Подруга честной девушки начала вести себя грубо. Девушка разговаривает с подругой, спрашивает, что ее тревожит, с чем связано ее поведение, а не придумывает ей оправданий заранее |
Может сделать замечание даже близкому человеку | Близкие люди тоже могут вести себя некорректно и неправильно. Честный человек пресекает такое поведение | На семейном празднике родственница начала влезать с неудобными вопросами в личную жизнь одного из гостей. Тот сразу дал понять, что ее поведение недопустимо |
Умеет извиняться на свои слова, поступки, высказывания | Чтобы принести извинения, для начала нужно признать собственную неправоту. Это свидетельствует о честном отношении к самому себе и к другим людям | Ученик нагрубил учителю, потом осознал свое поведение и сам подошел попросить прощения |
Истоки детской лжи
В силу своей природы дети склонны говорить правду. Трехлетки вообще не способны обманывать, поскольку у них еще не развита внутренняя речь (мысли «про себя»), поэтому они болтают все, что пришло в голову. С развитием внутренней речи приходит умение фильтровать, что говорить, а что нет. Обманывать мы провоцируем детей сами, очерчивая границы дозволенного и не дозволенного. Но дети не всегда могут соблюдать границы, поэтому пугаются и придумывают «сказочки»
В 5-6 лет дети уже понимают, что важно быть честным, однако иногда привирают. У многих детишек в этом возрасте хорошо развита фантазия и стремление выиграть любой ценой, они часто путают, что происходит на самом деле, а что понарошку
Ради победы в игре готовы пойти на некоторые уловки и разрешить проблему хитрым способом. Нарастающая детская любознательность и все более частые запреты взрослых порождают детские вымыслы
Так с помощью фантазий они пытаются обойти ограничения
Ради победы в игре готовы пойти на некоторые уловки и разрешить проблему хитрым способом. Нарастающая детская любознательность и все более частые запреты взрослых порождают детские вымыслы. Так с помощью фантазий они пытаются обойти ограничения.
К 8 годам стираются границы между фантазией и ложью, малыш уже отлично осознает, что врать плохо. И если в этом возрасте он продолжает обманывать, то нужно искать более серьезную причину, чем желание выиграть. Одна из главных причин нечестности ребенка – недоверие взрослым и страх наказания. Ложь возникает тогда, когда маленькому человеку предъявляют непосильные требования. Чтобы угодить маме и остаться при этом хорошим он вынужден лгать. Ложь прикрывает чувство неполноценности и желание казаться лучше, чем есть на самом деле
Если ребенок лишен качественного общения с родителями, которое ему очень важно, он будет стремиться привлечь к себе внимание любыми способами, в том числе и обманным путем. Он может соврать, что заболел, что ничего не задали. Двойки, прогулы и звонки из школы – из той же серии, пусть неуклюжим способом, но внимания добьюсь
Двойки, прогулы и звонки из школы – из той же серии, пусть неуклюжим способом, но внимания добьюсь
Двойки, прогулы и звонки из школы – из той же серии, пусть неуклюжим способом, но внимания добьюсь
Двойки, прогулы и звонки из школы – из той же серии, пусть неуклюжим способом, но внимания добьюсь.
Другой причиной детской нечестности может стать желание самоутвердиться. Часто взрослые унижают и оказывают психологическое давление на детей: «Эх, ты недотепа, шнурки не умеешь завязывать!» Стремление приукрасить собственный характер и выдать желаемое за действительное рождает в таких случаях ложь. Причиной обмана может стать страх разочаровать родителей. Ожидая от детей примерного поведения и успехов в школе, мы неосознанно оказываем давление на детей, которые начинают думать, что, если не оправдают ожидания родителей, то совершат что-то ужасное, поэтому оставляют право обманывать. Неправда играет роль защитного механизма от жестких требований взрослых. Сравнивая ребенка с другими, более успешными детьми, мы также провоцируем ложь, прикрывающую желание быть удачливее и успешнее других.
Подробнее о патологических лгунах и синдроме Мюнхгаузена читайте здесь.
Семь правил, которые помогут воспитать честного ребёнка
У каждой семьи есть набор правил и ценностей — сделайте правду ценностью вашей семьи. Поощряйте честность и искреннее общение и цените правду — особенно, если её трудно сказать.
Расскажите ребёнку про вред, который может нанести ложь, и причины, по которым люди лгут. Скажите, что вы ожидаете, что он будет честен с вами.
2 Будьте примером для подражания.
Если вы хотите изменить поведение ребёнка, вам нужно всё время говорить правду. Дети не могут отличить социальную ложь от других её видов. Например, если вы скрываете возраст ребёнка, чтобы получить выгоду в какой-то инстанции, ребёнок тоже будет лгать — и не только в обществе, но и дома.
3 Учите ребёнка различать правду и ложь.
Примерно до четырёх лет ребёнок не умеет различать правду и ложь, поэтому вам придётся регулярно объяснять разницу. Ему нужно знать, каковы последствия лжи, и что происходит с людьми, которые врут. Вы можете привести в пример любимую игрушку: «Что бы ты почувствовал, если бы я сказал, что твой робот принадлежит твоему другу?». Можно обратиться к терапевтическим рассказам — историям, написанным специально для помощи в корректировке поведения.
Если вы уже поймали ребенка на лжи, поговорите с ним о последствиях. Расскажите, что правда всё равно выходит на поверхность. Объясните, что вам будет трудно поверить ему в следующий раз, даже когда он будет говорить правду. Повторяйте, что люди не доверяют лжецам.
Очень важно научить ребёнка находить баланс между честностью и состраданием. Дело в том, что иногда правда может кого-то обидеть или огорчить
Например, ребёнку необязательно говорить другу, что ему не нравится одежда, в которой тот сегодня пришёл.
4 Узнавайте причину лжи.
Вот восемь самых распространённых причин, по которым дети лгут:
богатое воображение,
страх наказания,
желание привлечь внимание,
желание чего-то добиться,
неудовлетворенность или проблемы (личные или семейные),
потребность в похвале, желание произвести впечатление или повысить свой статус среди сиблингов или друзей,
возможность избежать того, что они не хотят делать,
нежелание разочаровывать родителей, когда ожидания слишком высоки.
От причины обмана зависит план реагирования на ситуацию.
Если у ребёнка богатое воображение, помогите ему отличить фантазию от реальности. Например, он может сказать, что у него во дворе есть самолёт размером со стадион. Спросите его, на самом ли деле он видит этот самолёт, или он бы только хотел, чтобы это было правдой. Развейте дискуссию, помогая ему понять разницу между желанием и чем-то реальным. Учитывайте и то, что ребёнок может воспринять этот разговор как игру и продолжить фантазировать. Но пока все знают, что это лишь игра, ложь не будет являться проблемой.
Но если ребёнок лжёт, чтобы произвести впечатление, повысить свой статус из-за низкой самооценки, привлечь внимание и так далее — вам придётся серьёзно с ним поговорить. В таких случаях помогают занятия по обучению социальным навыкам и специальные упражнения для повышения самооценки
В других случаях ребёнок может врать, чтобы получить желаемое. Не соглашайтесь на манипулирование. Чётко скажите ему, что вы знаете правду, расскажите, что вы думаете о сложившейся ситуации
Больше подчёркивайте важность ответственности и честности, чем обвиняйте или смущайте. Сохраняйте спокойный и понимающий тон
Если вы злитесь, кричите или угрожаете, ваш ребёнок всегда будет лгать, чтобы защитить себя.
5 Рассказывайте о последствиях лжи.
Ребёнок должен понимать, что случится, если он нарушит семейные правила и кого-то обманет. Например, вы можете ограничить в этот день доступ к компьютеру. Напоминайте ему, что вы всё равно узнаете правду.
Убедитесь, что наказание адекватное и старайтесь его не отменять. Если вы будете непоследовательны, то малыш тоже не будет знать, как поступать.
6 Поощряйте честность.
Поощряйте искренность, особенно если ребёнок ошибся. Вы можете сказать: «Я знаю, как тебе было трудно сказать, что ты порвал кроссовки, но я рад, что ты решил быть честным».
7 Помогайте ему доверять вам.
Ребёнок должен знать, что независимо от совершённой ошибки он может поговорить о ней с вами в любое время. Вы даже можете заключить соглашение, в котором будут прописаны привилегии честности.
Все дети изредка лгут, но очень важно не выпустить эту склонность из-под контроля. Ребёнок должен знать, что правда — это проявление личной ответственности, доверия и заботы
И когда малыш узнает, что вы ждёте от него правды и поддержите в любой ситуации — в вашем доме будет больше искренности.
(1618)
Хвалите детей и своего партнера
«Силу слов нельзя недооценивать. Слова могут зажечь душу огнем, они могут вознести ее к небесам, и они же способны сбросить ее в пучину отчаяния. Добрые слова, которые вы будете говорить своим детям, и которые станут частью их личности, позволят им быть услышанными в будущем, и помогут им самим стать добрее» – доктор Робин Берман
Для того, чтобы вырастить эмоционально уравновешенного ребенка, он нуждается в добрых словах – всегда и на постоянное основе. И это же нужно для того, чтобы он вырос добрым и отзывчивым. Доброта приходит лишь с практикой, а любая практика нуждается в последовательности. Когда ваш ребенок будет делать что-то доброе, старайтесь всегда замечать это и хвалить его или ее за совершенный добрый поступок. Хвалите их за доброту, и они будут знать, что поступают правильно… и кстати, все вышесказанное касается не только ваших детей!
Родителям тоже стоит хвалить друг друга за доброту, особенно в присутствии детей, потому что они слушают и слыша. Всегда. И постарайтесь перетянуть на свою сторону и остальных взрослых, присутствующих в жизни вашего ребенка на постоянной основе. Чем больше они будут видеть, как взрослые проявляют доброту друг к другу, а также замечают ее и поощряют, тем больше они будут стараться и сами вести себя подобным образом.
Помогайте им справляться со своими эмоциями
Эмоции не всегда бывают приятными. Некоторые эмоции, вроде гнева или раздражения, детям понять очень и очень непросто, особенно если они раньше не испытывали ничего подобного. Когда детей что-то расстраивает или огорчает, их нужно учить, как справляться с этими чувствами. Дети, которых этому не учили, часто выражают внутренние эмоции в физической форме – с помощью ударов, пинков и крика. Вряд ли такое поведение может привести к тому, что вашего ребенка можно будет назвать добрым
Именно поэтому гарвардские психологи считают, что родителям нужно уделять должное внимание обучению своих детей тому, как справляться с эмоциями более адекватным и здоровым способом
«Мы должны научить своих детей тому, что испытывать чувства – любые чувства – это нормально, но что некоторые способы справляться с ними намного лучше, чем другие. Дети должны научиться справляться со своими чувствами более продуктивными способами», – добавляют к вышесказанному гарвардские психологи. Дети должны не только понять, что испытывать неприятные эмоции – это нормально, но и научиться тому, как пропускать их через себя и отпускать навсегда.