Как помочь ребенку научиться держать головку: советы и рекомендации

Как помочь малышу научиться держать головку?

К трёхнедельному возрасту, когда пупочная ранка уже затянется, необходимо начинать понемногу выкладывать малыша на животик. Делается это непосредственно перед кормлением с целью облегчить отхождение газов и предупредить кишечные колики. А ещё такая поза способствует тренировке шейных мышц ребёнка — инстинкт самосохранения заставляет его приподнимать головку и поворачивать её на бок, ведь только таким образом маленький может нормально дышать.

Нельзя сказать, что такие упражнения нравятся всем трёхнедельным малюткам. Очень часто они проявляют своё недовольство, плачут и капризничают. Мамы и папы при этом жалеют их и стараются класть на животик как можно реже. В этом и заключается грубейшая ошибка любящих родителей, которая впоследствии может привести к гипотонии мышц и отставании в физическом развитии их детей.

Как научить ребенка держать голову?

Чтобы новорожденный ребенок быстрее окреп, родители должны больше времени заниматься его физическим развитием. Научить малыша держать голову помогут простые упражнения и правильный распорядок дня.

Правильное питание

Залог здоровья и успешного развития грудничка – сбалансированное меню матери. Недостаток микроэлементов и витаминов негативно сказывается на формировании костно-мышечной системы младенца. Укрепить скелет ребенка и развить контроль над движениями головы поможет особая диета. Она включает в себя основные продукты, которые составляют правильный детский рацион:

  • Мясо (курица, телятина, свинина, индейка).
  • Крупы.
  • Овощи.
  • Молочные продукты.
  • Фрукты.

Если грудничок находится на искусственном вскармливании, родителям не стоит вводить в его рацион дополнительные продукты. В состав современных смесей для кормления уже включены необходимые растущему организму витамины.

Здоровый сон

Положение младенца во время бодрствования и отдыха играет существенную роль в укреплении шейных мышц. Когда малыш спит преимущественно на одной стороне или в положении лежа смотрит только в одном направлении, укрепление скелета происходит неравномерно. Чтобы кроха как можно раньше начал держать голову, необходимо чаще менять его позу во время сна. Переворачивать с одного бока на другой, укладывать на спину или на живот. Полезно также во время кормления прикладывать малютку поочередно к правой и левой груди.

Укрепляющий массаж

Быстро привести в тонус шейные мышцы помогут растирания шейно-воротниковой зоны. Проводить оздоровительную процедуру следует в теплом помещении в течение 1–2 минут 3 раза в сутки.

Чтобы массаж не нанес вреда младенцу, необходимо придерживаться следующей последовательности:

  1. Ребенка укладывают на спину, на ровную поверхность. На руки наносят детский крем.
  2. Проводят поглаживающими движениями по направлению от плеч к шее и обратно, плавно переходя на руки и животик.
  3. Аккуратно, сильно не надавливая, массируют шею грудничка, не затрагивая шейные позвонки.
  4. Переворачивают младенца на живот.
  5. Поглаживающими движениями растирают спину и шею, избегая области позвоночника.
  6. Поворачивают грудничка с одного бока на другой.
  7. Растирают ручки и ножки волнообразными движениями.

Приучать младенца к массажу следует постепенно, начиная с 20–30 секунд с каждым днем увеличивая продолжительность процедуры. Запрещается во время сеанса совершать резкие движения и прилагать усилия. Массаж не должен вызывать у младенца дискомфорт и причинять ему боль.

Лечебная гимнастика

Младенцы скорее научатся держать голову прямо, если проводить с ними ежедневные тренировки. Существует несколько упражнений для укрепления шейных мышц и позвонков.

Между приемами пищи грудничка укладывают на живот

Располагаясь лицом вниз, кроха интуитивно будет поднимать голову вверх, особенно если в этот момент его внимание будет привлечено яркой погремушкой или музыкальной игрушкой. В первые 3–4 месяца жизни младенца периодически поворачивают с одного бока на другой, благодаря чему нагрузка на шею распределяется равномерно

В течение дня грудничка 2–3 раза укладывают на большой мячик лицом вниз. Перекатывают ребенка вперед-назад, чтобы голова крохи то поднималась, то опускалась. После 2 месяцев жизни малютку следует чаще носить «столбиком» не придерживая голову рукой, а лишь для страховки удерживая ее рядом.. Если во время 1 упражнения младенец не стремится поднимать голову, ему под подмышки размещают небольшой марлевый валик

Такое положение будет доставлять крохе дискомфорт, и он начнет непроизвольно напрягать мышцы шеи

Если во время 1 упражнения младенец не стремится поднимать голову, ему под подмышки размещают небольшой марлевый валик. Такое положение будет доставлять крохе дискомфорт, и он начнет непроизвольно напрягать мышцы шеи.

Оздоровительные водные процедуры

Использовать плавание для укрепления мышц шеи можно, только когда малышу исполнится 1 месяц. Водная гимнастика включает в себя 4 упражнения, которые выполняют плавно, без резких движений:

  1. Ребенок погружается в воду в вертикальном положении.
  2. Когда малыш привыкнет к воде, его располагают горизонтально на руке от запястья до локтя и начинают покачивать вперед-назад и из стороны в сторону.
  3. Малютку переворачивают на живот. При этом одна рука фиксирует голову младенца над водой, а вторая придерживает туловище крохи. Удерживают ребенка в таком положении 10-15 секунд.
  4. Переворачивают младенца на спину и снова совершают поступательные движения, постепенно увеличивая их интенсивность.

После упражнений кроху можно поместить в круг для купания. С его помощью ребенок учится держать голову в вертикальном положении.

В какой последовательности происходит этот процесс?

К 1–1,5 месяцам ваш малыш начнёт пытаться приподнимать головку из положения лёжа на животике, а в 2 месяца пробовать удерживать её, находясь на ваших руках в вертикальном положении. В таком возрасте вы можете попробовать подтянуть ребёнка за ручки из горизонтального положения на спинке — он уже будет стараться держать головку ровненько, а не безвольно забрасывать назад, как раньше.

Далее ваш малыш будет держать головку всё увереннее с каждым днём. Но это вовсе не означает, что теперь вы не должны её придерживать, когда берёте ребёнка на руки — всё-таки шейные мышцы его ещё очень слабы. И только к 4-м месяцам необходимость в такой заботе полностью исчезает.

Ну, а в возрасте пяти месяцев ваш кроха уже уверенно и с интересом смотрит на мир с высоко поднятой головкой, поворачивает её вправо-влево, удовлетворяя своё любопытство и не чувствуя при этом ни малейших затруднений.

До какого возраста нужно поддерживать голову

С момента рождения ребенка и до того момента когда ребенок держит голову самостоятельно очень важно держать его, поддерживая за шею и голову рукой для надёжной фиксации. Если этим правилом пренебрегать, то может возникнуть риск повредить хрупкие и не натренированные еще шейные позвонки, а это часто приводит к угрозе нормальному развитию и здоровью.. Примерно к 4-м месяцам ребенок уже может сам достаточно хорошо удержать голову на весу и начинает осматриваться по сторонам, необходимость придерживать его исчезает

Однако, все равно важно проявлять осторожность, когда вы поднимаете ребенка и несете его на руках

Примерно к 4-м месяцам ребенок уже может сам достаточно хорошо удержать голову на весу и начинает осматриваться по сторонам, необходимость придерживать его исчезает

Однако, все равно важно проявлять осторожность, когда вы поднимаете ребенка и несете его на руках

На какие сроки нужно ориентироваться?

В ожидании первого физического навыка, а умение удерживать голову в вертикальном положении считается именно таким, родители забывают о том, что ребенку нужно пройти довольно долгий путь — его шейные мышцы должны окрепнуть, чтобы выдерживать вес головы, позвонки должны стать более крепкими. На это требуется время.

Первые попытки приподнимать головку здоровые малыши обычно демонстрируют уже в полтора месяца. Они не могут держать голову долго, быстро устают. Но уже в 2 месяца дети удерживают головку около минуты. К 3 месяцам они не просто ее держат, но и могут начать поворачивать вправо и влево, следя взглядом за интересной игрушкой или перемещением мамы. Только в 5 месяцев дети начинают поднимать голову из положения лежа на спине — эта разновидность навыка самая сложная.

Указанные сроки довольно условны. Ребенок может начать постигать новое движение чуть раньше либо чуть позднее. Но слишком раннее удержание головы (в 1 месяц или около того) — не повод для гордости, а повод для обращения к неврологу, поскольку часто так проявляется повышенное внутричерепное давление.

Когда ребенок переворачивавется на спину? Во сколько ребенок переворачивается? Когда ребенок начинает переворачиваться?

Если Ваш ребенок не переворачивается, это очень серьезный повод, как можно скорее, обратиться к специалисту в Саркдиник. Врач проведет необходимое лечение, объяснит, как научить ребенка переворачиваться на спину, расскажет, когда и во сколько ребенок переворачивается, начинает переворачиваться, когда должен переворачиваться ребенок, в каком возрасте, на какой неделе, на каком месяце и на каком сроке, со скольки. Родителей детей беспокоятся, их тревожат  вопросы: “Ребенок 5 месяцев, почему не переворачивается?” “Ребенок не хочет переворачиваться, что делать, кто виноват, как понять, что сделать?” “Как узнать, когда ребенок переворачивается на бок?” “Как помочь ребенку перевернуться?” “Как учить ребенка, как заставить?”

Что предпринять в случае отставания

О том, что малыш явно не торопится учиться постигать определенные навыки, мама сможет понять по специальным таблицам и после консультации с педиатром. Что нужно предпринять в этом случае?

Самое главное это нужно показать ребенка своему участковому врачу, который даст направление к детскому неврологу или другому специалисту.

После этого нужно будет пройти все обследования, назначенные врачом, обычно это снимок шейного отдела, компьютерная томография, неврологические тесты. После проведения всех обследований невролог назначит курс лечения, включающий и местные процедуры, и прием лекарств. Родителям нужно помнить, что чем раньше начато лечения выявленной неврологической патологии, тем больше шансов на положительный результат.

Если вы сомневаетесь в компетентности врача, то для собственного спокойствия нужно посетить и еще нескольких специалистов.

При выявленных заболеваниях нервной системы самостоятельно не рекомендуется делать массаж, проводить его должен всегда только специалист с соответствующим сертификатом. Зарядку дома делают, ориентируясь на мышечный тон ребенка, врач-невролог должен посоветовать специальные комплексы.

Всегда нужно помнить и о том, что ребенок нуждается в поступлении витаминов и минералов. С определенного возраста крохе необходимо введение прикорма как при грудном вскармливании, так и при искусственном, начинают вводить постепенно соки, давать рекомендованное детское питание. Полноценный рацион также является одним из методов своевременного развития грудничка.

Причины отсутствия навыка

Прежде чем бить тревогу и бежать с грудничком по врачам, родителям нужно учесть все его индивидуальные особенности, по которым он может позднее начать держать голову. Недоношенные малыши дольше адаптируются новой среде обитания, их мышцы слабее, и времени на их укрепление требуется значительно больше. Нет ничего удивительного в том, что карапуз начинает удерживать голову лишь к 3 месяцам.

Если малыш часто болеет, плохо кушает, если он перенес родовую травму, у него имеются врожденные пороки, то навыком он может овладеть с существенной задержкой.

Слишком большой вес тела ребенка или дефицит массы тела — дополнительные причины, по которым поднимать головку кроха начинает несколько позже.

Нельзя игнорировать и характер ребенка. Если он предпочитает поспать и плотно поесть, то ждать от него раннего развития не стоит. Другое дело — любознательные и подвижные холерики и сангвиники. Чем старше они становятся, тем труднее их удержать на одном месте.

Причиной отсутствия навыка в указанные выше сроки может быть и недостаток родительского внимания. Общение, тактильный и эмоциональный контакт, укрепляющие мышцы занятия гимнастикой, купание и прогулки создают максимально подходящие условия для освоения новых движений. Отсутствие таких занятий замедляет развитие малютки.

Порой родители замечают, что ребенок пытается держать голову, но получается это криво — головка скошена на одну сторону. В этом случае не исключена кривошея, что требует осмотра у детского ортопеда и назначения специальной лечебной гимнастики и массажа, а в некоторых случаях — ношения воротника Шанца. Сама собой кривошея не пройдет, без правильного лечения тут не обойтись.

Что должно насторожить?

На самом деле какого-то определенного, жесткого срока, до которого кроха должен научиться держать голову, нет. Каждый малыш имеет индивидуальные особенности развития. Один может управлять головой в 2,5 месяца и даже раньше, другой осваивает этот навык лишь к 3,5. Все это – в пределах нормы.

Но если и к 4 месяцам ребенок не научился держать головку, это уже повод обратиться к педиатру. Он назначит ряд исследований или направит вас с малышом на консультацию к неврологу. Дело в том, что в отдельных случаях неспособность держать голову может говорить о ранних проявлениях мышечной дистрофии или о проблемах психофизического развития, а также о последствиях родовой травмы.

Развитие ребенка в первый месяц жизни

Однако не стоит пугаться и думать, что врач обязательно обнаружит какое-то заболевание. Как вариант, у ребенка может быть всего лишь запоздалое развитие мышечного тонуса.

Важно! Иногда неумение ребенка самостоятельно держать головку – «заслуга» родителей, которые постоянно подстраховывают его. Да, мышцы шеи крохи еще слабенькие и поддержка нужна, пока они окончательно не окрепнут

Просто не позволяйте малышу запрокидывать голову назад, но не отнимайте у него возможность тренировок мышц шеи полностью.

Почему некоторые малыши начинают держать головку позже?

  1. Гестационный возраст, т.е. родился ли малыш в срок. Торопыжки, пожелавшие увидеть свет раньше срока, будут развиваться немного медленнее. Это обязательно надо учитывать, и не волноваться раньше времени, тем более что крохи отлично улавливают ваше настроение.
  2. Состояние здоровья. Насколько легко проходили роды, была ли гипоксия у малыша или родовые травмы. Бывает так, что уже в первые дни жизни, ребенок успевает переболеть вирусной инфекцией и т.п. Организм занят восстановлением или борьбой с заболеванием, и физическое развитие может затянуться.
  3. Вес оказывает большое влияние на становление двигательных навыков. Тяжелую головку очень трудно поднимать и удерживать маловесному крохе. Но и крепышу, родившемуся с весом выше 4 кг, это будет сделать непросто.
  4. Темперамент. Педиатры отмечают, что врожденные особенности психики проявляются с самого раннего возраста. Флегматичные и меланхоличные дети научатся владеть своим телом чуть позже более активных сангвиников или холериков.
  5. Влияние окружения. Чрезмерное желание придержать головку, вместо того чтобы подстраховывать ее, не дают малышу возможности приложить усилие, чтобы удержать её, а значит, мышцы не укрепляются. Кроме того, мамы иногда не выкладывают ребенка на животик. Это не всегда связано с забывчивостью или невнимательностью. Дело в том, что кроха может отчаянно протестовать, когда его кладут на животик.

Зачем нужно учить детей правильно держать ручку

К школьному обучению ребенок должен уметь разборчиво изображать печатные буквы и цифры.  Для этого необходимо сразу научить ребенка правильно держать ручку или карандаш, чтобы впоследствии не надо было переучивать. Правильное положение ручки (карандаша) в руке ребенка поможет быстрее овладеть навыками красивого письма. Это нужно, чтобы учитель мог определить правильность написанного слова, а ученик прочитать его. Главное условие к овладению такими навыками – развитие моторики и зрительного восприятия форм

Упражнения по развитию моторики и координации движений является важной составляющей подготовки руки к письму. При стимуляции мелких мышц руки активизируются соответствующие отделы головного мозга, ответственные за речь. Развивая пальчики малыша, родители помогают ему быстрее и эффективнее овладеть речью

Развивая пальчики малыша, родители помогают ему быстрее и эффективнее овладеть речью.

Если будущие ученики не правильно держат ручку (карандаш), то очень трудно добиться от них четкого написания букв в приемлемое время. Таким образом у ребенка формируется медленная, излишне напряженная манера писать, что  является серьёзной причиной неуспешности выполнения письменных заданий в школе и необходимость большего времени для выполнения домашнего задания. Обучать письму следует начинать не с написания букв, а с простых бытовых действий: координировать свои движения при одевании, раздевании, уборке игрушек, помощи маме в чистке овощей и фруктов, рисовании любимых картинок и других бытовых действий. Успехи в технике письма зависят от сформированности и натренированности мышц руки.

Частые ошибки детей

При овладении письмом ребенок часто неправильно держит ручку. Специалисты выделяют наиболее распространенные ошибки:

  1. Бывает, что дети не чувствуют, какие усилия нужно прилагать при надавливании на карандаш, следовательно, он часто ломается. Нередко это заканчивается плохим настроением ребёнка, отпадает желание рисовать. Чувство «давления карандаша» можно развивать даже в быту. Хорошо помогает обучение намазыванию бутерброда: если прилагать слишком слабые усилия, то масло останется на ноже, а при сильном надавливании в хлебе получится дырка. Детям такое занятие обычно нравится, а награда за верное намазывание получается наглядная, вкусная – «свой бутерброд» вкуснее! Родители должны правильно подобрать степень сложности задания: трёхлетним дошкольникам лучше брать масло, с этим продуктом справиться гораздо проще, и кроха обрадуется, услышав от мамы: «Видишь, ты можешь сделать самостоятельно. Молодец!». Намазать на хлеб мёд либо сгущённое молоко – задача уже детям постарше.
  2. Ошибкой можно считать момент, когда ребенок начинает пользоваться ручкой слишком рано. Специалисты не советуют этого делать, так как ребенку нужно прикладывать достаточно много усилий при закрашивании, обведении контуров, проведении линий. Малыш устает от приложенных усилий, нервничает и негативно относится к предмету письма в дальнейшем. Ручку нужно давать после освоения карандаша, фломастера и кисточки.
  3. Часто у младших школьников встречается неправильное положение пальцев при удержании письменных принадлежностей. Психологи утверждают, что проблема начинается еще в грудничковом периоде. Кроха зажимает погремушку в кулачке и привыкает к такому обхвату предметов, а взрослые не придают этому должного значения.

Важно! Родителям нужно знать, что существует несколько показателей неправильного захвата ручки ребенком:

  • держит ручку в кулаке;
  • указательный палец ниже большого;
  • держит пишущий предмет в самом низу;
  • ручка лежит между большим и указательным пальчиками;
  • пальцы располагаются либо слишком близко, либо слишком или далеко от основания предмета для письма;
  • пишущий предмет направлен в противоположную сторону от плеча;
  • неоптимальный нажим (или чересчур сильно, или, наоборот, слабо);
  • рука напряжена и часто устаёт;
  • при письме поворачивается бумага, а не кисть.

Поможет научить ребенка красиво писать правильный захват ручки или карандаша. Ориентиром служит нарисованная точка, куда следует размещать указательный пальчик. Правильное положение ручки: мизинец, безымянный и средний пальцы загнуты к ладони, указательный и большой пальцы соприкасаются. Письменную принадлежность нужно положить сверху на углубление между пальцами на согнутый средний палец. Взять её, согнув большой и указательный пальцы. Держать предмет для письма требуется на 1,5 см от нижнего края, направив на плечо. Руку при письме следует опирать на внешнее ребро ладони, расслабив указательный, запястье является основной точкой опоры.

Какие могут быть причины отставания малыша в развитии?

У некоторых младенцев шейные мышцы остаются слабыми даже в 4 месяца. Почему так происходит? Специалисты выделяют следующие причины отставания малышей в развитии:

  • Тяжелые роды с родовой травмой. Некоторые повреждения, полученные во время рождения, мешают развитию ребенка.
  • Рождение раньше положенного срока. У недоношенных младенцев наблюдается следующая тенденция: на сколько раньше родился малыш, на столько позже он будет держать голову. При правильном уходе недоношенные дети к 12 месяцам догоняют своих ровесников, родившихся в срок.
  • Неправильное питание кормящей матери. Если младенец не получает необходимые питательные вещества, его организм ослаблен.
  • Постоянное нахождение в одной и той же позе.
  • Нарушение тонуса мышц.
  • Врожденные заболевания нервной системы.

Как ребенок учится координировать движения головы

Когда ребенок начинает ползать

Развитие грудничка происходит стремительно. Ежедневно он получает новые навыки, начинает все больше интересоваться окружающим миром. Чтобы полноценно развиваться, крохе нужно научиться контролировать свое тело.

В какой последовательности происходит процесс

Навык удерживать голову без поддержки у грудничка вырабатывается постепенно:

  1. Трехнедельный малыш, уложенный на животик, хочет рассмотреть обстановку вокруг и сам поднимает головку буквально на пару мгновений.
  2. Месячный грудничок ловко крутит в стороны головой, чтобы определить источник интересующего его звука.
  3. Двухмесячный малютка учится сохранять положение головы на одной линии с туловищем, если приподнять его за ручки. Он активно вертит головкой, но поддержка все еще требуется.
  4. Грудной ребенок в возрасте 2-х месяцев уверенно поднимает голову и держит ее в течение 10-15 секунд, когда лежит на спинке.
  5. В 3 месяца грудничок в вертикальном положении держит голову недолго – примерно минуту. Подстраховка все еще нужна.
  6. В 3,5-4 месяца малютка вполне способен без помощи родителей управлять головой – крутить по сторонам и уверенно держать ее без помощи продолжительный период времени в вертикальном положении. Лежа на животике, младенец даже приподнимается на ручках. В положении, лежа на спине, он также пытается поднять голову, это считается попытками сесть.

Малыш, лежа на животе, приподнимается на руках

Обратите внимание! У недоношенных детей сроки укрепления шейных позвонков сдвигаются. Это зависит от разницы между фактической и предполагаемой датой родов

Т.е. ребенок, рожденный в 36 недель, будет развиваться на 2 недели дольше, чем рожденный в положенные 38.

Как помочь ребенку научиться фиксировать головку вертикально

Без родительской помощи сроки уверенной самостоятельной фиксации головы младенца могут сдвинуться в большую сторону. Для тренировки мышц ребенку необходима стимуляция. Специалисты советуют выкладывать младенца на животик сразу, как только у него заживет пупочная рана. Сначала время процедуры занимает не более полуминуты за один раз и постепенно увеличивается до удобного времени для младенца. Поза «лежа на животе» не только позволяет укреплять мышцы и позвонки, но и предотвращает развитие «колик», проявляющихся у многих младенцев до 3-х месячного возраста.

Есть еще несколько рекомендаций, соблюдение которых поможет укрепить новорожденному мышцы шеи:

  • во время сна голову младенца необходимо периодически переворачивать в разные стороны;
  • благотворно влияют массажи шеи и тела, если ребенок здоров, то выполнять их могут родители самостоятельно;
  • мамы, кормящие грудью новорожденных, должны внимательно следить за своим питанием и контролировать вес младенца;
  • занятия на фитболе полезны для шеи и позвоночника;
  • с месячного возраста мальчиков и девочек можно обучать плаванию дома или в бассейне в специализированном круге, способствующем укреплению мышц.

Младенец плавает в круге

Дополнительная информация. С 2-х месячного возраста при ношении малыша в вертикальном положении, можно слегка ослаблять руку, которой поддерживается затылок младенца. Со временем рекомендуется ее убирать на короткий срок, чтобы малыш тренировал мышцы.

Упражнения для укрепления мышц шеи

Занятия гимнастикой с грудничком тоже помогут быстрее укрепить мышцы и позвонки шеи. Для каждого упражнения в среднем достаточно 2 минуты. По реакции ребенка родители увидят, сколько времени он готов заниматься:

  1. Положить грудничка на животик. Одной рукой поддерживать подбородок, второй – прикасаться к стопам малыша. Кроха начнет отталкиваться ногами, как бы ползая.
  2. В положении ребенка «лежа на животе» положить одну руку на подбородок. Вторую просунуть под животик и, не спеша, подтягивать кроху вперед. Малыш будет совершать ползающие движения.
  3. Уложить малютку на спинку. Взять его за ручки, плавно притянуть к себе. Привставая, ребенок будет стараться удержать слегка «болтающуюся» голову в вертикальном положении ровно.
  4. Положить малютку животиком на свою руку и поносить, придерживая голову в таком положении. Через пару минут кроха начнет поднимать голову, чтобы посмотреть на окружающие предметы.
  5. Взять кроху на руки в наклонно-боковом положении. Периодически менять бок. Младенец начнет приподнимать голову и выпрямлять ножки.
  6. Ребенка поставить на твердую поверхность ножками, держа его за руки. Младенец будет поднимать голову, пытаясь удержать ее ровно, выпрямлять туловище и ноги. Если немного потянуть его за ручки, то малыш сделает небольшой шажок.

Обратите внимание! Если малышу не нравится какое-то из упражнений, то заставлять его заниматься не стоит

Когда ребенок держит голову самостоятельно

Когда ребенок начинает держать голову самостоятельно? Перед тем как углубиться в вопрос, стоит отметить, что статистика международных организаций о сроках выработки навыка удерживания головы в вертикальном положении у новорожденных часто отличается друг от друга.

Во сколько малыш начинает держать голову

Во сколько месяцев ребенок начинает держать голову? Не секрет, что раньше малышей в их первые месяцы жизни было принято пеленать, что не самым лучшим образом сказывалось на развитии отдельных мышечных групп, включая шейный отдел.

Как результат, детки, которые подвергались пеленанию, уверенно держали головку не раньше 4-4,5 месяцев, чего не скажешь о современных малышах, содержащихся с первых дней своей жизни в свободной одежде.


Умение держать голову появляется по мере развития мышц шеи

Так, современные крохи начинают пробовать поднимать головку уже в первые 1-1,5 месяца, правда, более или мене выработанным этот навык становится гораздо позже, приходясь на третий месяц жизни крохи. Естественно, на это умение влияет не одно только пеленание, но и особенности развития, в том числе и в перинатальном периоде.

В итоге до 85% здоровых малышей, действительно, держат головку в 2-3 месяца, тогда как дети, родившиеся раньше положенного срока, демонстрируют это умение ближе к четырем месяцам.

Не стоит радоваться и в том случае, если устойчивая выработка навыка происходит до полутора месяцев, ведь это явление считается прямой рекомендацией для показа ребенка детскому неврологу.

Объясняется это довольно просто, ведь в послеродовый период шейные мышцы малышей находятся в гипертонусе, что автоматически блокирует поднятие головы. Обратная же ситуация может указывать на отклонение от нормы, как впрочем, и продолжительная задержка выработки навыка.

Как проходят этапы развития навыка

Конечно же, держать головку малыш начинает не сразу, ведь это вопрос не одного дня. А для того чтобы контролировать физиологическое развитие младенца, исключая родовые и внутриутробные травмы, рекомендуется заранее изучить основные его этапы. Речь идет о следующих из них:

  1. Уже на 2-3 неделе младенец может пробовать приподнимать головку, находясь в положении лежа на животе. А вот удерживать ее в таком состоянии он сможет не дольше нескольких секунд, что является абсолютной нормой.
  2. В 2-3 месяца – в течение минуты.
  3. К трем месяцам обычно наблюдается удерживание головы в вертикальном положении без посторонней поддержки в течение 1-2 минут.
  4. После 3 месяцев, лежа на животике, кроха начинает уже приподнимать плечевой пояс.


Устойчивая способность хорошо держать голову в любом положении формируется к 2–3 месяцам

И если все перечисленные этапы проходили в указанной последовательности и сроки, то в возрасте 4,5 месяца малыш начинает демонстрировать новое умение. Заключается оно в поднятии головы из положения лежа на спине, а чуть позже и в удерживании ее в такой позиции в течение нескольких секунд/минут.

Нормы и сроки по Комаровскому

Тем, кто продолжает переживать по поводу того, укладывается ли их ребенок в общепринятые сроки, не помешает получить консультацию квалифицированного специалиста. Одним из наиболее авторитетных педиатров, имя которого уже давно у всех на устах, является доктор Евгений Комаровский.

Прославившийся своим умением развеивать формировавшиеся на протяжении многих десятилетий стереотипы, специалист сохраняет скепсис и в отношении сроков выработки навыка удерживания головы младенцев.

И если верить этому доктору, то первое, на что следует ориентироваться, это состояние, бодрость и аппетит ребенка. И если малыш активен, хорошо ест и набирает массу, то нет повода бить тревогу, если он начнет держать голову позже назначенного срока, даже при условии, что отклонение от нормы составляет месяц или еще более внушительный срок.

Ориентироваться следует и на болевой синдром, а также на наличие попыток ребенка поднимать головку. Отсутствие первого и присутствие второго фактора указывают на то, что ребенок совершенно здоров, и родителям нужно просто немножко подождать.

В заключение про развитие равновесия у ребенка

Это захватывающее время в жизни твоего ребенка, когда он  становится более самостоятельным. Для ребенка каждый день — приключение. Проконтролируй этапы развития равновесия своего ребенка. Ведь это может быть время беспокойства для него. А неуверенность в развитии твоего ребенка может быть запутанной и страшной. Однако ты не одинока, и при поддержке вашего педиатра и родительских сообществ как онлайн, так и на местном уровне у тебя  сейчас больше доступа к помощи, чем когда-либо прежде.

Мы очень надеемся, что ты нашла эту статью про развитие равновесия у ребенка. Это наша цель — сделать воспитание детей легче и менее напряженным для родителей по всему миру, предоставляя лучшую информацию в простых для  исполнения форматах.

Ставь лайк нашему женскому журналу в ,   и Инстаграм  

Мы поможем тебе быть красивой, счастливой и здоровой.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий