Как приучить ребёнка к домашним обязанностям
Несколько советов об организации бытовых дел.
Разграничить зоны ответственности
Необязательно сразу нагружать младшего школьника ворохом задач. Назначьте его ответственным за одну конкретную обязанность: например, выгул собаки или полив цветов.
Помните: нет возрастных ограничений на то, чтобы попросить ребёнка что-то отнести или принести. Даже трёхлетние малыши этому радуются. А более серьёзные обязанности и договорённости возникают в школьном возрасте, когда ребёнок уже может управлять своим поведением.
Составьте вместе со школьником соглашение о его домашних обязанностях. Когда ты сам в чём-то участвовал, разрабатывал это и принимал, ты выполняешь это с радостью. Это лучше, чем просто директива сверху. Так ребёнок быстрее вольётся в быт и привыкнет к новым правилам.
Постарайтесь заинтересовать ребёнка и внушить ему, что его помощь важна как для вас, так и для него лично. Не бойтесь со временем начинать поручать ответственные дела. Возможно, поначалу вам придётся всё переделывать. Но без этапа обучения ребёнок никогда не научится выполнять сложные обязанности самостоятельно.
Выстраивайте с детьми естественные отношения, при которых они следуют за взрослыми и повторяют их модель поведения.
Отказаться от критики
Любому ребёнку обидно видеть, как взрослый исправляет или улучшает результаты его труда
Поэтому важно регулярно хвалить ребёнка и внушать ему чувство ценности того, что он делает
Используйте схему обратной связи «Сэндвич». Её применяют менеджеры в западных корпорациях. Суть заключается в том, чтобы сначала проговорить позитивные моменты; потом проговорить то, что требует улучшения; а потом вместе обсудить, как в дальнейшем улучшить то, что не получилось в этот раз. Помните, что приобщение к домашнему быту — это процесс, и запаситесь терпением.
Не требовать слишком много
Иногда в психотерапии вскрывается такая проблема: родители в детстве слишком много требовали, ребёнку это надоело, и во взрослом возрасте он категорически отказывается что-либо делать. У таких людей могут месяцами копиться мусор и пыль.
Если воспоминания о детстве будут заключаться в том, что ребёнка «эксплуатировали», заставляя в промышленных масштабах чистить картошку и надраивать полы по пять раз в день, вряд ли это поспособствует здоровому отношению к домашним обязанностям.
Часто родители приказывают, что нужно делать, и не считаются с мнением, желанием и состоянием ребёнка. Аргумент: мы работаем и зарабатываем деньги, а что делаешь ты?
Авторитарный стиль воспитания и завышенные требования, как правило, приводят к тому, что ребёнок при первой возможности съезжает из дома и сводит общение с родителями к минимуму. Психологи рекомендуют сменить тактику: не приказывать, а вместе приходить к договорённостям.
Подключать интерактив
Есть настольные игры, которые помогают приучить детей участвовать в семейном быте. Например, «Герой домашних дел» — карточная игра, которая поможет ребёнку научиться выполнять дела с удовольствием и без принуждения.
Как относиться к ошибкам малыша?
Конечно, воспитание самостоятельности у ребенка не протекает гладко
Ошибки в действиях малыша неизбежны, важно, как вы к ним отнесетесь. Никогда не ругайте кроху тогда, когда он старается, но у него получается плохо или неправильно
Осваивая какое-то действие, малыш может пролить воду, выронить тарелку, насорить, но не прилагая усилий, он ничему не научиться. Мы учим, а не заставляем, помните об этом.
Многие родители, заранее предполагая, что у сына или дочки ничего не получится из затеянного, отстраняют ребенка, желая, чтобы он избежал ошибки. Такая «услуга» приведет к тому, что ваш отпрыск ничему не научиться, и при каждой неудачной попытке станет отказываться от начатого им дела. Неправильно и предупреждать негативные последствия, которыми может закончиться предпринятое крохой действие.
Если малыш взялся мыть пол и пролил воду из ведра, не старайтесь сгладить произошедшую ситуацию, научите кроху, как надо действовать осторожно. Похвалите ребенка, если все у него получилось хорошо
Привлекайте детей к домашним делам, совместно с ними убирайте, мойте, протирайте пыль, поливайте цветы.
Как мотивировать ребенка быть самостоятельным?
В детях самостоятельность воспитывать гораздо легче, если правильно их мотивировать. Несколько рекомендаций, как мотивировать ребенка и научить его быть самостоятельным:
- Продемонстрируйте малышу последствия его лени. Воспитанию в детях самостоятельности поспособствует, например, ситуация с фломастерами: если они засохнут из-за того, что малыш забыл их упаковать, не торопитесь покупать новые. Пусть рисует карандашами, а при намеке на покупку новых фломастеров говорите, что не уверены в рациональности покупки, ведь новые тоже могут засохнуть. Воспоминания об отсутствии фломастеров впоследствии будут мотивировать его следить за своими вещами, даже если не хочется.
- При воспитании ребенка будьте рациональны. Предположим, не заставляйте малыша раскладывать игрушки по местам после каждой игры. Дети дошкольного возраста возвращаются к прерванному виду деятельности через каждые 15-20 минут, потому уборка после игры будет занимать у него больше времени, чем все остальное. Попросите разложить игрушки по местам перед сном – один раз в день – это целесообразно, потому что они мешают комфортному передвижению в темноте. Такое объяснение будет понятно, а значит, ребенок научится полезной и разумной деятельности.
- Воспитание предполагает конкретизацию обязанностей. Объясняйте малышу, зачем ему их выполнять. Например: «После ужина убери свою тарелку и помой ее, чтоб в следующий раз ты ел из чистой посуды».
- Воспитывая в детях самостоятельность, четко формулируйте цель и смысл всего, что они делают. При воспитании ребенка не играйте на его самолюбии, откажитесь от выражений вроде «все дети сами обуваются» или «над тобой будут потешаться, когда увидят, что родители одевают тебя». Маленький человек не мотивируется негативом, лучше рассказать ему, сколько положительного принесет ему самостоятельность. Например: он успеет посмотреть начало мультфильма, нарисовать 5 картин, дольше покататься с горки.
- Развить в детях самостоятельность помогает периодические просьбы рассказать, каковы дальнейшие планы у малыша. В близлежащей перспективе, конечно. Он обязательно задумается, чем бы ему заняться, тем самым принимая решение и делая выбор.
Научить ребенка самостоятельности возможно при помощи настойчивости, даже при отсутствии ожидаемых результатов на первом этапе. Неудачи не должны становиться поводом для отказа от поставленных целей воспитания. Для детей самостоятельность – это возможность продемонстрировать свои умения и навыки и шанс стать цельной личностью в будущем.
Как быть, если малыш убегает от вас
Что делать, если на прогулке чадо сбегает от родителей: мчится на проезжую часть, не реагирует на мамин голос, вырывается из рук? Вообще, такое поведение для ребенка, дорвавшегося до прогулки в хорошую погоду, нормально. Как обеспечить маленькому исследователю безопасность, в то же время не ограничивая жестко его свободу?
Обычно проблема «побегов» на улице проявляется не изолированно, а идет в комплексе с домашним непослушанием, игнорированием родительских просьб и настойчивым требованием, чтобы все было «по-моему». Решать ее тоже надо комплексно, создавая для ребенка понятную и простую систему требований и реакций на их нарушение. Когда правила игры определены и усвоены всеми, родителям намного легче соблюдать баланс между обеспечением базовых условий воспитания — а это режим, дисциплина и безопасность — и развитием личности ребенка.
Формируем список правил
Правил должно быть немного, их формулировки необходимо упростить, чтобы малыш мог все понять.
Очень важно, чтобы такой «кодекс» разрешал в некоторых случаях резвиться и получать удовольствие. Если применить этот принцип к прогулкам, то маршрут должен быть поделен на отрезки: те, на которых нужно держать маму за руку или сидеть в коляске, и те, где можно бегать и перемещаться как ребенку угодно.. Мы выводим малышей на улицу, чтобы там они могли размяться и освоить пространство
Хотят бегать — пусть бегают. Главное, чтобы место было для этого предназначено. А наша задача — уберечь их от неприятностей.
Мы выводим малышей на улицу, чтобы там они могли размяться и освоить пространство. Хотят бегать — пусть бегают. Главное, чтобы место было для этого предназначено. А наша задача — уберечь их от неприятностей.
Каким образом (кроме четко озвученного правила и несколько раз примененной санкции) можно обучить малыша держаться за руку родителей на небезопасных отрезках пути?
Способы скорректировать желание малыша убегать:
- Наградить (с 2 лет)
Многие дети любят что-нибудь грызть, и это можно удачно использовать. Предложите малышу прокатиться до парка в коляске с зажатым в кулаке огурцом, яблоком, почищенной морковкой, куском сладкого перца или капустным листом. Объявите лакомство наградой за терпение. Покажите, что у вас есть угощение и для обратного пути. Начинайте «прикорм» раньше, чем дитя узнает вкус шоколадной конфеты, иначе морковь его не впечатлит. Хороший возраст для этой хитрости — 2 года, но и позже он срабатывает на ура! - Занять (с 4 лет)
По дороге можно выполнять конкретное задание, которое увлечет ребенка так, что ему самому не захочется «давать деру». Это может быть сказка, соревнование с мамой в том, кто раньше увидит красный автомобиль, обсуждение марок машин, мимо которых вы проходите, совместное распевание песен или декламация стихов. Совет: имеет смысл применять этот трюк, когда вы еще только одеваетесь: расскажите малышу, что вы будете делать вместе по дороге в парк или на площадку и как вам будет интересно. - Предложить выгодную точку обзора (с 2 лет)В выходной день в парк можно ехать на папиной/дядиной/дедушкиной шее, и оттуда все видно намного лучше, чем обычно. Договоритесь, что и на обратном пути малыш так «покатается», но только в том случае, если в парке будет вести себя хорошо (под «хорошо» подразумеваются конкретные требования).
- Поиграть в догонялки (с 2,5 лет)Одна из причин, по которым ребенок может убегать, — это приглашение взрослых к игре. Ему хочется, чтобы все за ним бегали! Договоритесь, что в парке, где нет машин и удобно играть, вы обязательно побегаете с малышом, и выполните свое обещание. Загоняйте его так, чтобы он сам попросился в коляску на обратном пути!
- Завести контрольный лист (с 4 лет)Купить нарядные наклейки и наклеивать их по одной на специальный плакатик за каждую прогулку, на которой малыш не убегал. Когда наклеек станет столько, сколько у крохи пальчиков на руках, вручить ему приз.
Итак, ошибки, которые совершать никак нельзя:
- Не делайте за ребенка то, что он в состоянии сделать сам. Категорически.
- Не пресекайте попыток ребенка проявить самостоятельность, не мешайте ему быть инициативным. Отговорки вроде «я сама быстрее сделаю» или «боюсь за тебя» забудьте и дайте ребенку взрослеть без вашей гиперопеки.
- Если попытка проявить самостоятельность окончилась плачевно (вещи испорчены, вазы разбиты, кот подстрижен, и проч.), не вздумайте кричать, ругать, публично оскорблять или обижать ребенка. Проглотите обиду за разбитый дорогой сервиз и улыбнитесь со словами «в следующий раз обязательно все получится».
- Если ребенок неловок в своей самостоятельности, если выглядит наивно и даже глупо – это не повод для насмешек, подколок и проч.
- Не влезайте со своей помощью и советами, если вас о том не просят.
- Не забывайте хвалить ребенка, когда у него все получается, и вселять уверенность, если не получается.
- Не торопите (и не осаживайте) своих детей. Они сами знают, когда пора отказываться от подгузников, есть ложкой, начинать читать, рисовать и взрослеть.
- Не переделывайте работу ребенка при нем. Это обидно и оскорбительно, если ребенок час мыл посуду, а вы перемываете ложки заново. Сделаете это потом, не отбивайте у ребенка желание помогать вам.
Сайт Colady.ru благодарит вас за внимание к статье — надеемся, что она была для вас полезна. Просим поделиться отзывами и советами с нашими читательницами!
Как приучить к самостоятельному поведению 3-4-летнего ребенка?
Если вы хотите, чтобы 7-8-летний школьник быстро освоился в школе, ответственно подходил к учебе и содержал в порядке свои школьные принадлежности, прививайте ему инициативность и целеустремленность с малых лет. Как надо сотрудничать с малышом 3-4-х лет:
Постарайтесь не пресекать инициативные порывы сына или дочки. Никогда не говорите ему, что у вас получится что-то лучше, прививайте у него интерес к любому разумному действию. Например, 3-летняя дочка очень хочет вам помочь вымыть посуду, но вы понимаете, что так хорошо, как вы, она этого не сделает. Разрешите малышке «поплескаться», а потом незаметно домойте тарелки сами, и тогда в 8-10 лет вы получите умелую помощницу.
Ребенок в 3-4 года уже может сам обслуживать себя. Если надо убрать игрушки, пусть ваше сокровище это сделает
Неважно, сколько времени у него займет такое занятие, не стоит его поторапливать и помогать ему. Поощряйте желание малыша одеваться без помощи мамы или папы
Сначала он научится надевать носки, потом рубашку, а вскоре легко справиться со всеми предметами одежды. Выбор одежды по погоде делайте вместе с ребенком, подсказывая, почему надо надеть именно эту вещь.
Помощь родителей в некоторых делах нужна только тогда, когда малыш сам попросит о ней. Например, чадо увлеченно собирает детали конструктора, но у него не выходит точно по рисунку. Если кроха попросит помощи, окажите. Впрочем, дети пытливы и любознательны, они сами могут решить задачу, если хорошенько подумают, поэтому не торопитесь бежать ему на помощь.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как заставить и приучить ребенка делать уроки самостоятельно?
Не запрещать, а разрешать
Любое «нет» и «нельзя» подавляет самостоятельность, волю и инициативу ребенка в целом. Следите за своими словами и говорите о том, что можно, а не о том, чего нельзя. Предлагайте ребенку помочь вам, интересуйтесь его мнением, направляйте.
Например, поможет такая фраза: «Давай я пока сделаю это, а ты то». Так вы ненавязчиво отводите ребенка от того, что пока не готовы ему доверить, но не запрещаете, не подавляете его веру в себя. Подробнее о том, как отказывать ребенку, не произнося слова нет →
Еще можно воспользоваться приемом «выбор без выбора». Предложите ребенку выбрать один из двух полезных для него вариантов
Но, конечно, важно уважать его интересы и потребности, а не руководствоваться личными желаниями
Самостоятельность: суть и главные составляющие
Что же такое самостоятельность? Если говорить о детях, то многие расценивают это качество как способность обслуживать себя самостоятельно, удовлетворять базовые естественные потребности, делать что-то без помощи со стороны взрослых, а также умение занимать себя. Но на самом деле понятие более обширное, и оно включает несколько составляющих:
- Инициативность. Это способность действовать не по чьим-то указаниям, а по собственной инициативе. Ребёнок должен осознавать необходимость участия в событиях или делах, не дожидаться просьб или принуждения.
- Уверенность в себе. Это не только самооценка, но и способность оценивать свои возможности и силы адекватно. Самостоятельный и осознанно мыслящий ребёнок не будет пытаться осуществить невозможное, например, передвинуть тяжёлый диван.
- Ответственность. Эта составляющая крайне важна, и она охватывает несколько аспектов: понимание последствий собственных действий, способность исправлять ошибки, готовность исполнять обязанности и выполнять данные обещания. Сюда же можно включить и понимание того, что результаты (достижение целей, успехи) зависят от самого ребёнка, а не от окружающих людей или обстоятельств.
- Способность принимать решения, причём не спонтанно, а обдуманно, анализируя ситуации и продумывая их возможные исходы.
- Умение ставить реальные цели и достигать их, пусть постепенно и поэтапно.
- Способность действовать сознательно при известных требованиях или определённых условиях. Пример: мама или папа дал задание и установил временные ограничения. Ребёнок должен не только выполнять просьбу, но и понимать, что медлить и лениться не стоит.
- Самоконтроль, самостоятельная оценка результатов деятельности. Ребёнок, делая дело, не должен отвлекаться или переключаться на что-то другое. Также он может проверить себя и исправить ошибки, которые были допущены.
- Способность использовать алгоритмы – переносить хорошо знакомые последовательности действий на новые обстоятельства.
Такие качества есть даже не у каждого взрослого. И главная проблема часто заключается именно в том, что мама или папа просто не понимает, как именно действовать, так как и сам не способен на то, что описано выше. Но если разобраться во всём, задача станет решаемой.
Какая поддержка нужна ребенку?
Главная поддержка родителей в том, чтобы научиться доверять своему маленькому сокровищу. Попробуйте совместить свое знание о том, что он маленький, с желанием дать ему полную свободу, иначе он не сможет уйти от вашей опеки. Если постоянно следить за действиями крохи, и при этом останавливать его фразами, типа: «Не лезь туда, у тебя не получится» или «Ты не сможешь, ты еще маленький», у него действительно ничего не получится. Грамотно подвести малыша к свободе действий помогут такие слова, как: «Пробуй, сынок, у тебя все получится!» или «Будь осторожен!», «Я буду рядом, если надо помочь!».
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: советы психолога: что делать, если подросток не хочет учиться?
Важен и родительский авторитет, когда он проявляется не в авторитарности, а в обучение ребенка на собственном примере. Детям младшего возраста надо не приказывать и запрещать, а показывать, как правильно, как удобно. Регулярные запреты и требования по беспрекословному подчинению вашей воле могут развить в маленьком человечке ощущение собственной беспомощности. Печально будет выглядеть картина, когда 10-летний сын не сможет даже велосипед вынести на улицу. Старайтесь привить у детей твердую веру в себя.
3. Освободить от контроля — позволить делать выбор
Суперспособность каждого родителя — многозадачность. Они помнят почти все и постоянно перепроверяют себя и других: выучил ли ребенок стих по английскому, купил ли контурную карту, высохли ли кроссовки для физкультуры.
- Автономия: ощущение, что я сам решил сделать домашку
- Компетентность: чувство, что я мастер по мытью посуды
- Потребность во взаимосвязи с другими людьми: мы с Петей на одной волне, он мне отправляет классный мемчик, и я ему в ответ — свою реакцию
Самоощущение ребенка играет важную роль: есть ли у него то самое чувство «я могу» и свобода действовать без проверки. Взрослые могут этому способствовать: «Я вижу твой рисунок. Ух ты, такие приятные цвета! Да, попробуй еще смешать другие краски. Покажешь свои работы на моем дне рождении? Все гости удивятся, а мне будет приятно…»
Инициатива и самостоятельность у детей
Когда ребёнок взрослеет и познаёт мир вокруг себя, он естественным образом стремится к независимости. Шаг за шагом он осваивает все навыки, которые понадобятся ему, чтобы жить одному, учиться, работать, дружить, заводить семью и реализовывать мечты. Этому процессу часто вредит излишний контроль со стороны родителей. Беспокойство за безопасность ребёнка часто выливается в гиперопеку. Порой родители ограничивают свободу действий детей даже в довольно взрослом возрасте, опасаясь, что самостоятельно ребёнок не справится с возможными проблемами. Такая особенность воспитания чревата сложностями в личностном становлении ребёнка: человек, которого чрезмерно опекали в детстве, вырастает нерешительным и безынициативным. Есть прямая связь между самостоятельностью ребёнка и уверенностью в собственных силах у взрослого человека, которым этот ребёнок станет.
Почему умение быть самостоятельным в детстве – важно?
По Эрику Эриксону (известный немецкий психолог 1900 годов, создавший свою теорию развития личности) на втором и третьем году жизни у ребёнка развивается либо самостоятельность, либо в противовес ей нерешительность. В этот период своей жизни ребенок многое уже может по сравнению с первым годом жизни. Например, раньше не умел сам сидеть, самостоятельно ходить, толкать, открывать, закрывать – теперь он всё это умеет делать сам, и ТРЕБУЕТ от родителей позволения сделать эти вещи самостоятельно. Маленький ребенок наслаждается и гордится своими новыми способностями. Если родители позволяют ему делать новые для него действия, у малыша появляется чувство уверенности в своих силах и ощущение, что он владеет самим собой и в какой-то мере окружающей средой. Это и есть самостоятельность.
В том случае, когда родители стремятся опередить ребенка и сделать все за него: обуть его, одеть, накормить, не позволяя ему самостоятельно даже ложку ко рту поднести, у него, в конце концов, вместо самостоятельности развивается стыдливость и нерешительность, и закрепляется ощущение, что он не может управлять собой и окружающей средой.
Если из этого периода жизни ребенок выйдет с чувством неуверенности, это окажет неблагоприятное воздействие на его самостоятельность в подростковом возрасте и даже в жизни взрослого человека.
В возрасте от четырех до пяти лет, по Эрику Эриксону, у детей формируется либо предприимчивость (инициативность), либо в противовес ей чувство вины.
Ребенок в данном периоде жизни уже является обладателем множества физических навыков – например, он умеет ездить на трехколесном велосипеде, бегать, помогать маме на кухне или папе в хозяйственных делах. Он уже сам в состоянии придумывать действия и игры (раньше только мог подражать другим)
На этой стадии развития ребенка очень важно, как родители реагируют на его действия. Так, например, у детей, которым позволено бегать, прыгать, резвиться, купаться в речке, бассейне, кататься на санках, коньках или велосипеде – вырабатывается и закрепляется предприимчивость
Самостоятельность в выборе одежды. Фото – фотобанк Лори
А еще в возрасте 4-5 лет ребенок становится почемучкой. И если родители не игнорируют его вопросы, отвечают на них, вместе с ребёнком отыскивают ответы в энциклопедии, у ребенка развивается интеллектуальная предприимчивость, которая благотворно влияет в дальнейшем на учебу в школе и на всю последующую жизнь уже в качестве взрослого человека.
Если же постоянно ругать ребенка за то, что он прыгает, бегает, машет чем-то, кидает что-то, шумит, мешает и т.д., – у ребенка развивается чувство вины, и он уносит его с собой в следующий период жизни, где от него потребуется самостоятельность, инициативность, интеллектуальная предприимчивость при решении школьных задач.
Таким образом, отсутствие самостоятельности в детстве, постоянная опека взрослых приводят к тому, что ребенок вырастает безынициативным и теряется перед малейшими жизненными сложностями.
Что делать:
Давать детям посильные задания, помогать и направлять, оказывать поддержку, хвалить за положительные результаты. Это позволит им почувствовать собственную значимость, приобрести полезный опыт и научиться справляться собственными силами.
Воспитание самостоятельности у детей: практические советы
Развитие у детей самостоятельности предполагает систематические и регулярные занятия с ними, а также терпение и мудрость.
Практические советы, которые помогут научить ребенка быть независимым и решительным:
Вдохновляйте малыша на новые свершения: не мешайте проявлять себя в попытках самостоятельности, поощряйте, хвалите, даже если у него пока не получается. Воспитывайте в ребенке уверенность и в следующий раз, приободренный вашими похвалами, он все сделает гораздо лучше.
Уделяйте больше времени малышу для оттачивания новых навыков, например, завязывать шнурки. Воспитание самостоятельности у крохи предполагает выполнение задачи не за него, а вместе с ним.
Ребенка научить чему-либо всегда легче с помощью игры. Монотонность дети не любят, а вот к занятиям с игровыми элементами всегда стремятся.
Самостоятельность в детях формируется и при помощи определения круга обязанностей, например, по дому. Это может быть уход за домашним питомцем, уборка игрушек или всей комнаты
Важно не поддаваться на капризы и отказы, иначе ребенок поймет, что вами легко манипулировать.
Воспитание у детей самостоятельности подразумевает объяснение, что такое ответственность и важность выполнения обещанного.
Научите ребенка делать выбор, предоставляйте ему возможность принимать решения: что надеть, что обуть, какую прическу сделать.
Просьбы родителей в чем-то помочь им развивают стойкую самостоятельность в детях. Попросите малыша помочь убрать вам на кухне, например
Обязательно хвалите за старания и поощряйте.
Научите ребенка жить по распорядку дня. Соблюдайте баланс между свободным времяпрепровождением и четкими режимными задачами. Контролируйте выполнение распорядка, самостоятельность в выполнении задач, но не навязчиво.
Помните, что ваш малыш – личность, а потому снисходительность при попытках научить ребенка быть инициативным неуместна. Покажите ему, как вы дорожите его мнением и самостоятельностью, и положительных результатов станет в разы больше.