Как помочь ребенку не заработать комплексВопрос
Сыну 2 года 10 месяцев. Миша хорошо развит (плавает, читает понемногу, очень любознательный), общителен. Но есть проблемы: 1. Без родителей или с родителями без посторонних – идеальный ребенок. Как только появляется кто-то третий… ребенка как будто подменили. Позже, после удаления третьего, он сам анализирует свое поведение, говорит, что вот так не нужно себя вести и говорит, почему. Я понимаю, что кризис возраста и т.д
, стараюсь не обращать внимание или потихоньку направлять, но честно – нервы не железные. 2
Это, пожалуй, самое главное. Перешли в новый садик. Воспитатели предпенсионного возраста. Кричат, бывает, а главное, при детях рассказывают родителям, кто и что сделал, не стесняясь в выражениях
Если остальным детям это неважно, то нашему… всю дорогу из садика приходится доказывать что он хороший (сам он буквально цитирует воспитателя). Сменили группу – сейчас все нормально, но после этого как что-то не так, начинает плакать, что он плохой, что он не нужен
От нас такое не могло пойти. Стараемся больше хвалить, замечать хорошее и стараться не замечать плохое… не помогает. Хотя иногда мне кажется, что это игра у него такая. Я не хочу, чтоб у сына развился серьезный комплекс неполноценности. Помогите советом. И ещё, Миша на свой счет все принимает. Например, гулял на улице, возник конфликт из-за игрушки с девочкой 1,5 лет, тётя сказала ему: “Ты ж большой уже и умный, а девочка ещё маленькая и глупая. Ты как умный дай ей поиграть”. Он успокоился и отдал, но потом долго вспоминал и говорил :”Я маленький и глупый, потому что тоже плакал”… Вот как быть? Сейчас стараемся меньше оценивать (хорошее – не хорошее). Не помогает. Может, это возрастное?
Отвечает психолог Галина Данилкина
Причин подобного поведения может быть много… Одна из них может заключаться в “банальном” осознании себя (проявлениями которого считается появление осмысленного употребления местоимения “Я” и исследование границ своего внешнего и внутреннего мира), соответственно, малыша больше волнует отношение к нему значимых людей, идет сравнение с другими детьми и окружающими взрослыми. Другой вариант может иметь место, если сын начал посещение д/с. Тогда, в случае затрудненной адаптации, изменение ситуации подсознательно может расцениваться сыном как потеря маминой и папиной любви – “сдали” в садик, значит, я им больше не нужен…
Наконец, если в семье постоянно оценивают личностные качества ребенка: собрал игрушки – молодец, хороший мальчик, а обидел кого-то – плохой, хулиган, малыш ежедневно должен доказывать, что его есть за что любить (проявлять сообразительность во время игр, “уметь” читать по кубикам Зайцева или стишки для маминой подруги, пришедшей в гости и т.д.) – то он начинает сомневаться в подлинности чувств родителей – говорят они одно, а на деле – совсем другое..
А может быть, поцелуи и объятия адресуются ребенку тогда, когда этого хочет мама, тогда как в некоторых ситуациях, когда малышу требуется ее внимание и участие, ей некогда или она просто этого не замечает… Как видите, альтернатив много, наблюдайте, анализируйте, и сын обязательно “намекнет” Вам на причину данной потребности..