Как научить ребёнка жевать?

Почему возникают проблемы с жеванием

Чтобы потом не столкнуться с таким вопросом и не ходить по врачам, надо подумать, как научить дитя жевать раньше. Смотрите, вы же думали как научить ребенка сидеть, или подкидывали ему упражнения для мелкой моторики, переживали, если он вовремя не начал ползать, так же и тут. Начиная с полугода, если ребенок не хочет жевать, придется развивать этот рефлекс. Почему? Потому что именно в этом возрасте он начинает появляться, и этот момент нельзя упустить.

Вспомните, когда начали резаться зубки, вы вместо прорезывателя зубов могли дать малышу сушку или бублик и замечали, как он ее хватает и сует в ротик. Мамы думают, что так он пытается чесать десны, но есть еще причина – по плану в это время дети начинают пробовать жевать. Если этот момент упустить и ничему не научить, то уже через пару месяцев, когда уже будут несколько зубиков, жевать ребенок уже не будет.

Поэтому первые навыки он должен приобрести еще до прорезывания первых зубов. Около года, когда у малыша уже есть вдвое больше зубов, он опять в какой-то момент попробует что-то пожевать и даже глотнуть. Его надо поддержать в этом желании и воспользоваться моментом помочь и научить этому, иначе если вы подсунете снова пюрешку, то ребенок откажется от твердой пищи. Все люди, а дети особенно, склонны предпочитать более легкие задачки.

В два года ребенок уж точно должен уже активно жевать и глотать твердую еду, даже если это не вполне получается. А если он не хочет это делать, то кактогда научить ребенка жевать в два года? В этом возрасте уже нужно срочно принимать меры, поскольку именно сейчас активно развивается зубочелюстная система, организму необходима твердая пища, которая является гимнастикой для жевательных мышц, способствует слюноотделению, которое необходимо для пищеварительного процесса, и самому пищеварению. Поэтому, если в два года ребенок не жует, ищите причину, советуйтесь с педиатром и исправляйте эту ситуацию.

Причины могут быть разные:

  • Преобладание перетертой еды. Некоторые мамы боятся, что ребенок не сможет пережевать и поперхнется твердой едой, поэтому все превращают в пюре.
  • Отсутствие навыков. Когда мамы не думают об этом, не вводят в рацион то, что можно пожевать, не дают сушки или прорезыватели зубов.

  • Лень. Жевать – это значит выполнять некую работу, ну а кто будет работать, если можно отказаться от этого и тебе тут же дадут мягкое пюре, где работать не надо.
  • Гиперактивность. Иногда рассеянность внимания может быть причиной. Ребенок никогда не сидит на месте, он все время куда-то бежит и по дороге закинуть в него пару ложечек пюре гораздо проще и быстрее, чем усаживать и просить скушать нормальную еду.

Подумайте, в чем причина, тогда будет проще решать проблему. Так как же научить ребенка жевать в два года и почему это так необходимо?

Что такое лактазная недостаточность

В грудном молоке есть все, что нужно малышу: и легкоусвояемый белок, и кальций, и жирорастворимые витамины, и жиры с углеводами.

Однако не все детки хорошо усваивают молоко. Чаще всего причиной является лактазная недостаточность, когда ЖКТ не может переваривать лактозу — молочный сахар, комплекс глюкозы и галактозы, составляющий около 85 % всех углеводов грудного молока. 

Зачем нужна лактоза ребенку?

Лактоза — это основной сахар в питании новорожденного, который обеспечивает около 40 % всех его энергетических затрат.

ЛактОза и лактАза

ЛактОза не может всасываться в кишечнике в чистом виде. Сначала ее нужно расщепить на молекулы глюкозы и галактозы с помощью фермента лактАзы. Его недостаток приводит к нарушению расщепления лактОзы. Это и становится причиной непереносимости молока и называется «лактАзная недостаточность».

Причины лактазной недостаточности у грудничков

  • Врожденная лактазная недостаточность — полная неспособность кишечника новорожденного вырабатывать лактазу. Это очень редкое заболевание, которое развивается вследствие мутации генов, ответственных за выработку лактазы.
  • Транзиторная лактазная недостаточность — временная неспособность вырабатывать лактазу, характерна для многих недоношенных детей. Как правило, это проходит в течение нескольких месяцев после рождения.
  • Приобретенная лактазная недостаточность вызвана заболеваниями кишечника. Обычно развивается у детей, страдающих аллергией на продукты питания, кишечными инфекциями, непереносимостью глютена. После того, как болезнь излечена, способность кишечника вырабатывать лактазу полностью восстанавливается.

Как распознать лактазную недостаточность? Симптомы лактазной недостаточности:

  • Очень частый водянистый стул;
  • Аллергическая сыпь на коже;
  • Настоящий запор (плотный кал, который выделяется с затруднением);
  • Вздутие живота;
  • Избыточное газообразование и колики.

Следует обратиться к педиатру и сделать ряд анализов, на основе которых он назначит лечение.

Хлопья и вареные овощи в рационе малыша

Ваш ребенку может начать учиться кусать пищу, даже если у него выросли не все зубы. Он отлично справится, используя свои десны. Сначала он будет измельчать пищу языком придавливая ее к твердому небу. Это будет довольно скоро сопровождаться жеванием и дроблением. Для этого, однако, ребенку необходимо предоставить возможность накопить такой опыт. Поэтому предоставьте вашему ребенку такую возможность, как только вы переведете его на более расширенный рацион питания. Хорошо начинать с кукурузных хлопьев, которые растворяются во рту и с которыми риск удушья минимален. Затем вы можете дать вашему ребенку кусочки вареных овощей, таких как брокколи и морковь, или фруктов, например, мягкую грушу, которую ребенок легко сможет раздавить деснами

Очевидно, что при еде ребенок всегда должен находиться под пристальным вниманием взрослого

Виды таблеток:

Драже — это таблетированное лекарство, которая получается путем наслаивания лекарственных веществ на гранулы.

Оболочку, чаще из воска, наносят для того, чтобы защитить лекарство от разрушения, скрыть неприятный вкус или запах, облегчить проглатывание или нанести цветовую маркировку. А потому жевать драже нельзя и надо глотать «как есть».

Практически все поливитамины у нас продаются в форме драже. Хранить их нужно в сухом и защищенном от света месте. Изменение цвета драже, повышенная ломкость говорят о том, что срок хранения их закончился и единственное, что следует с ними сделать — это выбросить.

Капсулы — по сути, являются контейнерами, в которых находится лекарственное вещество в виде порошка, гранул и, реже, раствора. Они также маскируют неприятный вкус и облегчают прием лекарства и всасывание его в желудочно-кишечном тракте.

Кроме того, капсула может сохранять лекарство от преждевременного разрушения. Капсулу также нельзя разбирать на запчасти и нужно проглатывать всю целиком.

Матрикс-таблетка — это очень интересная структура, в которой лекарство закреплено в специальном носителе, из которого оно и освобождается.

По сути — это лекарство, заключенное в специальный корпус, из которого оно медленно высвобождается, пока таблетка проходит по всему желудочно-кишечному тракту.

Но самое интересное то, что внешнего вида таблетка не меняет и выводится «как есть», только без своего лекарственного наполнителя. Жевать такие таблетки ни в коем случае нельзя, иначе разрушится ее структура.

Сублингвальные таблетки для применения под язык, хороши тем, что всасываются полностью в полости рта.

Зачем это нужно? Дело в том, что все лекарства, которые проглотили, перед тем как добраться до больного органа и оказать на него лечебное воздействие, проходят через печень, где могут частично разрушаться или превращаться. В фармакологии это называют «эффектом первого прохождения».

Так вот, когда нужно, чтобы лекарство сработало быстро, не разрушилось в желудке, и не было этого самого эффекта (на которое тратиться время и «запас» препарата) и разработаны эти самые подъязычные таблетки.Самый известный пример — это нитроглицерин, который кладут под язык.

Как это работает? Таблетка растворяется в небольшом объеме слюны и создается высокая концентрация препарата, что способствует быстрому всасыванию лекарства из полости рта.

Ограничено применение подобного способа тем, что лекарство должно быть очень хорошо растворимо в воде и если это условие не выполняется — лекарство должно вводиться другими способами. Жевать и глотать такие таблетки тоже нельзя.

Таблетки во всевозможных оболочках выпускаются тоже не просто так.

Таблетки, покрытые кислотоустойчивой оболочкой, нужны тогда, когда препарат может разрушится в кислой среде желудка, а доставить его надо в кишечник. В такой «броне» лекарство благополучно минуют желудок и всасываются в кишечнике. Их тоже нельзя жевать, так как разрушится их защитная оболочка.

Таблетки, покрытые оболочкой с замедленным высвобождением, позволяют выделяться лекарству на всем пути прохождения таблетки, обеспечивая долговременный эффект (ретардные формы). Это позволяет принимать лекарство раз в сутки и заметно упрощает жизнь пациентам, которым не надо постоянно смотреть на часы, чтобы не пропустить следующий прием препарата.

Докторам такие препараты также добавляют спокойствия из-за того, что не приходится думать о том, не «сэкономил» ли пациент на таблетках, «чтобы на дольше хватило», пропустив дневной или вечерний прием, не забыл ли. Да и по терапевтическому воздействию намного лучше, когда лекарство постоянно поступает в кровь в стабильной концентрации, а не иногда, урывками.

А жевать их нельзя, потому что это разрушит их структуру, а вот делить на части (только если если есть специально нанесенная риска) можно.

Как стимулировать аппетит

Часто отсутствием желания кушать твердую пищу и вообще хорошо питаться страдают дети с плохим аппетитом. Вызывайте голод следующими способами:

  1. Не кормите насильно.
  2. Избегайте перекусов сладким, булками, соками из пакетов.
  3. Много гуляйте.
  4. Ведите активный образ жизни.
  5. Поите кисленькими компотами. Приготовьте отвар чернослива и добавьте в него семечки фенхеля.
  6. Следите за регулярностью стула.
  7. Включайте в меню отварные и сырые овощи.
  8. Давайте пить больше воды.
  9. Замените чаи на отвар шиповника, ромашки.
  10. Пропейте курс витаминов по назначению врача.
  11. Правильно проводите вскармливание. Продукты для прикорма давайте первыми, а потом смесь или грудное молоко.

Научить ребенка жевать, если он этого не хочет, давится или захлебывается, непросто. Но кто сказал, что растить детей легко. Проявите выдержку, наберитесь терпения, следуйте советам врачей, психологов, опытных родителей, и все получится.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Возможные ошибки родителей

Желая как можно быстрее научить ребенка жевать, родители нередко допускают ошибки, из-за которых малыш отказывается есть предлагаемую ему пищу. Рассмотрим, в чем может быть дело.

  • Попытка дать малышу кусочки, по размеру превосходящие полагающихся ему по возрасту. У ребенка срабатывают сосательный и защитный рефлексы, из-за которых инородные частицы выталкиваются языком, может возникнуть рвота.
  • Позднее начало прикорма. Некоторые мамы полагают, что ребенка можно кормить исключительно грудным молоком вплоть до года. Кроха привыкает к такому питанию, поэтому жевательный рефлекс у него оказывается совершенно несформированным.
  • Необходимо помнить, что каждый ребенок – индивидуальность, обладающая собственным вкусом. Поэтому если младенец отказывается от какого-либо продукта, возможно, он ему просто не нравится.

Психологи полагают, что отказ от приема пищи из ложки может быть связан с негативными ассоциациями, которые у ребенка вызывает этот столовый прибор (например, если незадолго до этого из ложки ему приходилось принимать лекарства). Некоторые мамы и папы стараются как можно быстрее приучить ребенка жевать твердые кусочки, вводя новые продукты в его рацион чуть ли не ежедневно. Но подобная практика может вызвать отторжение и рвоту

Следует обратить внимание на размер ложки: если она очень велика для небольшого ротика, малыш также будет испытывать дискомфорт и откажется от пищи. Вызвать рвотный рефлекс способна и неправильная техника кормления, глубокое введение ложки в ротовую полость

Родителям важно проявить терпение и не кормить малыша насильно, рискуя вызвать у него стойкое неприятие твердой пищи, что в будущем перерастет в проблему с пищеварением

Постепенно внимательные взрослые заметят, что у малыша сформировались собственные пристрастия в еде – например, появились продукты, которые ему нравятся, именно их следует активно использовать в процессе обучения, обращая внимание на общее состояние ребенка

Такой необходимый навык жевания

Молодые родители задаются вопросом, стоит ли вообще приучать ребенка жевать? Казалось бы, настанет момент, и малыш самостоятельно освоит этот навык. В действительности, если крохе не предлагают вовремя твердые продукты, это приводит к проблемам и плачевным последствиям. Формирование жевательного рефлекса – необходимый процесс, он влияет на:

  • здоровье зубов – нежелание и неумение крохи жевать может привести в итоге к нарушению прикуса и прочим стоматологическим проблемам;
  • работу пищеварительной системы – мягкая еда, которую можно просто проглотить, не смачивается слюной, что приводит к нарушению процесса выработки пищеварительных ферментов, а желудок становится «ленивым», в результате в будущем малютку ожидают многочисленные проблемы с ЖКТ;
  • процесс развития речи – неумение жевать приводит к возникновению трудностей с речью и произношением отдельных звуков в будущем, так как мышцы, участвующие в артикуляции, не тренируются и теряют тонус.

Если у ребенка не будет сформирован вовремя жевательный навык, то кроха может просто-напросто начать лениться и капризничать. В возрасте 2-3 лет малютка предпринимает первые попытки манипулирования взрослыми, он осознает, что можно заплакать или поджать губы, в итоге мама сдастся и предложит ему протертые продукты.

Зачем ему стараться и прилагать усилия для пережевывания твердых кусочков пищи? Не стоит идти на поводу, иначе это обернется гораздо большими проблемами в будущем.

Поговорим о психологии

Обобщив данные исследований, которые проводили с кормящими мамами психологи, можно сделать вывод, что подобные кризисы с отказами от груди происходят в определенные периоды жизни крохи. Первый отказ от груди обычно возникает в период трех-четырех месяцев, когда малыш впервые начинает осознавать себя как отдельную от матери личность, он отделяет себя от тела матери. Делать это он может только теми способами, которые ему в силу возрастных особенностей стали доступны – при удержании ребенка на руках, он будет пытаться отталкиваться от мамы ногами и руками, он может отказываться брать грудь, и когда ему ее настойчиво предложат, может делать попытки отворачиваться или сопротивляться. Малыш может брать грудь, при этом сделав пару сосательных движений, он бросает сосок, может его прикусывать, тянуть или кричит при кормлении, может требовать избирательно только правую или только левую грудь.

Отказ ребенка от груди может также указывать на нарушения взаимоотношений между мамой и малышом. Специалисты придерживаются мысли о том, что за счет отказа от груди ребенок пытается сообщать матери о наличии у него дискомфорта или о том, что мама своим поведением и отношением к нему его не устраивает. Давно было опровергнуто мнение родителей о том, что грудь для ребенка – это только источник питания. Грудное кормление для него выполняет целый ряд функций – это и утоление жажды, и утоление голода, и первая игрушка ребенка, и первое его образование и развитие – формирование психомоторных навыков ребенка происходит в процессе кормления. Грудь мамы и процесс сосания выступают в роли успокоительного. Компоненты молока обладают лечебными  профилактическими свойствами, помогают засыпать, особенно при монотонном расслабленном посасывании. А сам факт нахождения рядом мамы, теплой и крепко прижимающей ребенка к себе, является для него гарантией комфорта и полной безопасности.

И поэтому при нарушении привычного уклада малышовой жизни, при игнорировании мамой потребностей ребенка он может заявлять протест. Такое бывает при уходе мамы на работу, при отсрочках времени кормления, когда малыш проявляет голод и нетерпение, а также игнорирование плача ребенка. Могут давать отказ дети, к уходу за которыми привлечено много народу, при проведении ими неприятных манипуляций, при отказе мамы от частого тесного общения, когда ребенку это было надо. Все эти факторы могут выступать для крохи провокаторами начального отказного поведения.

Такие действия могут нарушать тесные психологические связи между малышом и его матерью, и таким образом ребенок может демонстрировать обиду, он объявляет «забастовку» против реакций и действий матери таким способом, который для него единственно доступен и сразу же привлечет внимание мамы. Такие отказы от груди называют ложными, потому что в реальности нет физических поводов со стороны организма ребенка к прекращению кормления грудью, есть только психологические трудности в общении с мамой

Если же в комплект к такому протестному поведению ребенка мама начинает переживать, нервничать и сомневаться в себе, либо, что совсем плохо, начинает прикармливать ребенка из бутылочки смесью, тогда состояние переходит в более серьезную стадию, заставляет ребенка усугублять свой отказ и переводит его из ложного отказа от груди в истинный.

По сути, ребенок провоцирует свою маму на нестандартное поведение – как поведет мать себя в таких ситуациях, действительно ли она будет для него надежной защитой  при всех проблемах, готова ли она бросить все дела и посвятить себя малышу? При неопытности мамы, при отсутствии у нее знаний о кризисном возрасте ребенка в три-четыре месяца, она может принимать отказное поведение за проблемы с молоком, и перевести ребенка на искусственную смесь. В реальности же, в ответ на такое отказное поведение крохи, маме нужно предоставить ребенку дополнительные гарантии и доводы  пользу своей надежности и безграничной любви – она должна снова и снова предлагать грудь крохе, кормить его по требованию, не предлагать ему искусственных заменителей груди – бутылочки с соской, пустышки, не давать ему воду, смеси или прикормы. Все поведение мамы должно показывать крохе, что она готова всегда быть рядом и полностью подстроиться под возрастающие потребности карапуза, и тогда кризис проходит буквально за пару дней.

Малыш подавился: что делать?

Если, несмотря на все старания родителей, ребенок все же подавился, крайне важно оказать ему своевременную первую помощь

Действовать надо уверенно, но осторожно

  1. Поместить малыша на предплечье родителя таким образом, чтобы голова младенца оказалась ниже туловища, лицо было направлено вниз.
  2. Выполнить 5 несильных ударов ладонью по спине ребенка между лопатками.
  3. Далее малыша следует перевернуть на спину.
  4. Выполнить при помощи указательного и среднего пальцев 5 толчкообразных движений в центральную часть грудины.
  5. Открыть малышу рот, удерживая язык большим пальцем, а нижнюю челюсть – остальными.
  6. В случае если кусочек пищи, повлекший проблему, хорошо виден, его следует аккуратно удалить. Если нет – повторить действия до достижения успеха.

Взрослым необходимо сохранять самообладание, ведь от их действий зависит здоровье и жизнь малыша.

Жевательный рефлекс у детей с особенностями

Если у ребёнка есть проблемы со здоровьем или особенности развития, сложности с процессом пережёвывания пищи могут быть связаны именно с ними: синдром Дауна, гипертонус мышц, недостаточное развитие мелкой моторики.

Синдром Дауна

«Солнечные дети» очень часто испытывают проблемы с формированием и развитием жевательного рефлекса. Это связано со снижением тонуса языка и челюстных мышц. Практически у всех малышей с таким диагнозом наблюдается минимальная чувствительность в ротовой полости, то есть ребёнок плохо ощущает, какая пища попала ему в рот, не может задействовать язык и челюсти для её пережёвывания и глотания.

Как научить ребёнка с синдромом Дауна жевать

Особенным детям нужно помогать осваивать навыки жевания, так как сделать это самостоятельно им очень трудно:

  • при кормлении озвучивать все действия, показывать процесс жевания на своём примере, пытаться сделать так, чтобы малыш начал повторять эти движения;
  • выбирать продукты, которые нетрудно раскусить (например, бананы, мягкие груши);
  • помогать руками (дотрагиваться до щёк малыша, как бы провоцируя его работать челюстями, подставлять руку под подбородок, объясняя ему принцип жевания).

Другие факторы, влияющие на умение особенных детей жевать и глотать

Существует несколько распространённых причин, связанных со здоровьем, которые влияют на возможность ребёнка воспринимать твёрдую пищу:

  • проблемы с дыханием (аденоиды, заложенность носа в следствие респираторного заболевания);
  • пониженный тонус мышц (в том числе и мышц языка);
  • снижение чувствительности (дети с такой проблемой просто не ощущают пищу во рту);
  • патологии развития ротовой полости (чаще всего это врождённые дефекты, которые требуют оперативного вмешательства).

Для того чтобы ребёнок с особенностями развития научился жевать еду, нужна помощь медиков.

Нежелание жевать пищу может быть вызвано проблемами со здоровьем, которые требуют медицинского лечения

Значение жевательного рефлекса

Ответственным родителям крайне важно научить малыша пережевывать и глотать твердую пищу, поскольку данный рефлекс имеет огромное значение

  • Прежде всего, он сказывается на пищеварительном процессе в целом, ведь жевание стимулирует выработку слюны, которая принимает участие в образовании пищеварительных ферментов и желудочного сока. Если же кроха не пережевывает пищу, а лишь проглатывает ее, то в более зрелом возрасте велик риск заболеваний желудочно-кишечного тракта.
  • Своевременное обучение жеванию благоприятным образом скажется на формировании контура лица ребенка и его прикуса.
  • Без умения жевать ребенок не сможет иметь красивые крепкие зубы. При отсутствии регулярных тренировок челюсти ребенка будут развиваться с медленной скоростью, ухудшится кровоснабжение в деснах, отчего зубы будут формироваться некрепкими.
  • Имеет прямую взаимосвязь с развитием речи, поскольку за счет жевательных движений язык становится более подвижным, его проще поставить в правильное положение для четкого произнесения звуков. Также жевание стимулирует развитие мышц ротовой полости.

Родителям очень важно не упустить момент и своевременно обучить ребенка навыкам пережевывания твердых кусочков

Как научить жевать годовалого ребенка

Многие родители воспринимают возраст один год как некий рубеж. В это время норовят отлучить малыша от груди. А если годовалый малыш еще не начал самостоятельно ходить, то это нередко воспринимается как трагедия и повод для немедленного обращения к врачу. В год от малыша ждут обязательных первых слов. В этом же возрасте ожидают от малыша самостоятельности и в вопросах питания. Беспокойство о том, как научить ребенка жевать в год, проявляют по большей части неопытные родители, воспитывающие первенца.

На самом же деле ребенок в год мало чем отличается от малыша которому десять-одинадцать месяцев. Новые навыки ребенок осваивает тогда, когда его организм полностью готов для перехода на новую ступень, а не когда этого захотят его родители. Поэтому те должны думать не о том, как научить ребенка жевать, а о том, готов ли он к этому. Когда придет время, никакого специального обучения не потребуется. Все произойдет само собой. Через несколько лет, будучи родителями 4-5 летнего ребенка, вы будете с улыбкой вспоминать свои прошлые треволнения.

Методы обучения

Ни в коем случае не следует резко менять обычную для малыша еду. Если ребенок привык только к перетертым продуктам, то увидев в первый раз кусочки пищи, он откажется их есть. Бывает, что кроха даже боится непривычных продуктов, считая их несъедобными. Процесс перехода к другой пище должен быть плавным. Следует постепенно изменять консистенцию привычных пюре, делая их более густыми, но без кусочков. Если малыш поначалу будет отказываться от такой еды, можно ее немного разбавлять чем-то жидким (бульоном, водой или молоком). Только так ребенок начнет привыкать к новой для него пище, имеющей густую консистенцию.

Чуть позже в тарелку вместе с протертыми продуктами нужно добавлять кусочки овощей или фруктов. При этом малышу необходимо объяснять, что именно такую пищу едят большие детки и взрослые. Этот прием поможет заинтересовать ребенка и подтолкнет его к желанию жевать продукты в виде кусочков, а не перетертые.

Еще один способ научить кроху жевать – сажать его за общий стол со взрослыми в процессе трапезы. Для этого понадобится специальный высокий стульчик, либо колени одного из родителей. Малыш увидит, что все едят пищу в виде кусочков, и у него появится желание делать так же.

Следующий этап – добавление в привычную кашу или пюре другой еды: например, можно положить ягоды, ломтики нетвердых фруктов (персика, банана) или овощей (вареной моркови, свеклы). Со временем кусочки должны становиться крупнее, а их количество в детской тарелочке больше. Этот прием поможет постепенно уйти от протертых продуктов к мягким. Затем стоит вводить в рацион твердую пищу – яблоки, груши или огурцы.

Еще один замечательный прием для приучения малыша к твердой еде – игра. Допустим, можно попробовать с крохой поиграть в белочку или зайчика и предложить ему погрызть сушку, печенье, ломтик морковки или яблока. Какой же ребенок откажется от такого развлечения?

Важность обследования у специалиста

Я могу порекомендовать вам несколько стратегий, которые могут помочь вашему сыну в домашних условиях. Но в первую очередь необходимо, чтобы его обследовал специалист. Это может быть логопед или эрготерапевт, у которого есть опыт работы с проблемами питания.

Крайне важно, чтобы специалист дал заключение, что ваш сын может есть твердую пищу без опасности для себя. Если учить ребенка есть ту еду, с которой он пока не может справиться, то у него будет высокий риск подавиться

Так что крайне важно не переводить его на твердую пищу, пока специалист не определит, насколько твердую пищу может есть ребенок и может ли вообще.

Кроме того, обследование может выявить скрытые причины проблем ребенка с жеванием. К ним могут относиться как поведенческие, так и сенсорные трудности.

Очень важно, чтобы специалист понаблюдал, как именно ест ваш ребенок. Это наилучший способ определить, в чем суть проблем

Кроме того, специалист может не только работать с вашим ребенком непосредственно, но и подготовить для вас рекомендации по работе над этой проблемой дома.

Как только вы установили, что для вашего ребенка безопасно есть твердую пищу, вот несколько общих стратегий, которые вы можете попробовать (если возможно, под руководством специалиста, компетентного в вопросах питания):

— Делайте пюре все гуще. Экспериментируйте, добавляя крахмал или измельченные хлопья в пюре, которые вы делаете. Старайтесь сделать его именно гуще, а не добавлять твердые кусочки пищи. Это позволит постепенно увеличить работу мышц, связанную с едой.

— Пробуйте разные виды мягкой еды. Поощряйте сына пробовать разные продукты, из которых можно сделать пюре. Например, это может быть картофельное или яблочное пюре. Если он будет хорошо воспринимать такое разнообразие, то попробуйте твердые, но очень мягкие продукты. Например, это могут быть бананы, творог, яичница-болтунья.

— Моделируйте, как откусывать маленькие кусочки. Вместо того, чтобы класть кусочки еды в рот ребенка, покажите ему, как откусить маленький кусочек от целого.

— Моделируйте, как жевать. Да, это значит, что вы будете жевать с открытым ртом! Пусть ваш ребенок увидит, куда попадает еда, когда вы жуете. Надо показать ребенку, что вы жуете коренными зубами. Я предлагаю преувеличенные движения при жевании. Попросите ребенка имитировать вас.

— Практика и еще раз практика

Очень важно, чтобы ваш ребенок постепенно приобретал навыки жевания еды. Поначалу для практики кусания и жевания вы можете подобрать продукты, сильно напоминающие его любимые сырные шарики

Например, это могут быть мягкие крекеры в форме животных или воздушные шарики из овощей.

— Попробуйте жевательные продукты. Я предлагаю попробовать прийти к продуктам, которые требуют продолжительного жевания. Например, это могут быть ломтики сушеного манго или вяленое мясо. Дополнительный плюс — пока их не разжуешь, откусить от них невозможно.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Полезные рецепты питания ребенка в 1 год

Суп-пюре из цветной капусты и картофеля

Помойте и почистите несколько соцветий цветной капусты, половинку картофелины, порежьте их, залейте кипятком, чтобы вода едва покрыла овощи, поставьте на огонь и варите до полной готовности.

Затем измельчите блендером овощи, пропустите их через сито, добавьте чайную ложку вареного, протертого риса. Залейте смесь ½ стакана мясного или овощного бульона, поставьте на огонь, доведите до кипения, посолите. Суп готов. Перед подачей добавьте в блюдо сметану.

Овсяная каша с апельсином

Возьмите два стакана молока, поместите в емкость, поставьте на огонь. После того, как молоко закипит, добавьте 10 столовых ложек овсяных хлопьев и варите, регулярно помешивая. Посолите, добавьте немного сахара. Положите в кашу мелко нарезанный апельсин, варите до готовности. За 5 минут до снятия с огня положите в кашу кусочек сливочного масла. Блюдо готово.

Картофельно-морковное пюре

Отварите по отдельности 40 граммов моркови и 150 граммов картофеля, предварительно нарезав их небольшими кусочками. Затем пропустите продукты через сито, добавьте щепотку соли, 5 граммов сливочного масла, 50 миллилитров горячего молока. Для получения пышности взбейте пюре.

Как исправить инфантильный тип глотания?

Новый способ глотания, его еще называют соматический, поможет создать логопед, который назначит специальный комплекс артикуляционной гимнастики и тренировочных упражнений. Комплекс подбирается индивидуально, но есть и общие для всех упражнения (их список смотрите ниже).

Выполнять упражнения можно и нужно до, во время и после ортодонтического лечения. Лучше всего начинать до установки ортодонтической аппаратуры. Если случай несложный, то упражнения выполняются в течение 10-15 минут ежедневно на протяжении 1,5-2 месяцев. На плановых занятиях логопед корректирует технику выполнения упражнений, вводит в комплекс дополнительные упражнения для закрепления нужных навыков, проводит массаж языка.

Пора к логопеду?

Таков путь развития речи в норме. Но далеко не у всех детей он происходит так поступательно, как описано выше. На сегодня экспрессия речи задерживается у многих малышей.

В настоящее время примерно 25% детей в детскому саду нуждаются в помощи логопеда. В середине 70-х годов таковых было только 4%. При поступлении в детский сад в 3-х летнем возрасте практически четверть детей имеют нарушение становления речи относительно предшествующих стандартов. Словарный запас детей в 3 года в 3-5 раз меньше нормативного, а около 10% детей к 3-х летнему возрасту, при высоком уровне понимаемой речи, имеют только несколько слов-обозначений в словарном запасе.

В некоторых странах Европы ситуация с задержкой экспрессивной, разговорной речи стала настолько распространённой, что и у родителей, и у врачей до возраста 3-х лет не вызывает особых волнений, тем более что никакого медицинского воздействия на ее появления практически нет.

Что делать, когда время уже упущено?

Малютке уже исполнилось 2 года, а он никак не хочет жевать пищу кусочками и ест только пюре – с подобной ситуацией сталкивается большое количество родителей. Что им предпринять в этом случае? Для начала стоит убедиться, что у вашего крохи нет никаких физиологических проблем, которые могли бы вызвать трудности с пережевыванием. К таким относятся различные заболевания ЖКТ, полости рта или горла. В связи с этим мамам необходимо в назначенный срок приводить малыша на диспансеризацию, поскольку медицинские осмотры обычно и позволяют выявить возможные нарушения.

Когда со здоровьем у ребенка все в порядке, причиной отказа жевать пищу бывает обычная лень и нежелание справляться с трудностями. В этом случае родителям не нужно потакать крохе, но нельзя и давить на него, стоит проявить максимум терпения.

Как научить жевать и глотать

Приучать малыша к жеванию можно с помощью простых методов. Выполняйте советы без психологического нажима, регулярно, и все получится:

  1. Вводите в рацион твердую пищу постепенно. Начинайте прикорм с 6–8 месяцев. Сначала попробуйте добавить в кашку кусочки фруктов, потом размельчайте супчик вилкой, без блендера, чтобы получалась неоднородная масса.
  2. В годик смешивайте жидкую еду с твердой в одной тарелке. Идеальный вариант – бульон с овощами, кусочками картофеля.

    Ребенку будет легче проглотить пережеванную массу с жидкостью. По мере обучения добавляйте бульон все меньше, пока ребенок не будет жевать и проглатывать только овощи, мясо, макароны.

  3. В 12–16 месяцев давайте твердые овощи на полдник целиком: морковь, яблоко. Если ребенку тяжело грызть твердую кожицу, очищайте ее.

А вот, что советует доктор Комаровский:

Еще несколько хитростей

  • Начинайте обучать жеванию на любимых продуктах карапуза. Выбирайте любой, лишь бы процесс наладился. Но будьте осторожны: хлеб, печенье, сухарики, сладкие десерты в больших количествах ежедневно вредны для детского желудка.
  • Показывайте пример поведения за столом и тщательного жевания. Обязательно совмещайте свой обед с приемом пищи крошкой. Демонстративно жуйте, глотайте, пусть поймет, как происходит процесс наглядно. Запретите себе есть на ходу, не жуя. Дети очень наблюдательны.
  • Начинайте есть жесткую еду с маленьких порций. Для первого–третьего раза достаточно добавить в кашку 1 чайную ложку фруктов.
  • Стройте мордочки с малышом возле зеркала, кривляйтесь. Веселье с мамой заменит артикуляционную гимнастику, разминку для мышц лица.
  • Если ребенок хоть немного разговаривает, спросите у него, почему не жует пищу, которая в тарелке. Возможно, малыш сам раскроет тайну, проблема решится быстрее.

Еще много полезных советов вы почерпнете в этом коротком видео:

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий