Движение — жизнь
- Ребенку нужно много двигаться. Занимайтесь с малышом гимнастикой, ходите на плавание, окружайте его привлекательными стимулами, заставляющими двигаться. Манеж, ходунки, долгие прогулки в коляске в состоянии бодрствования и другие способы ограничить малыша и обеспечить безопасность — все это снижает вашу тревогу, но мешает развитию ребенка.
- Давайте ребенку шанс показать, на что он способен. Чтобы не затягивать с первыми шагами, не берите ребенка на руки, когда хотите перенести его с места на место. Наоборот, поощряйте его попытки передвигаться самостоятельно, вместо того чтобы всегда рассчитывать на вас.
- Учитывайте особенности ребенка. Бывает, что вполне хорошо физически развитые малыши не проявляют достаточно интереса к ходьбе. Конечно, важен темперамент: спокойные дети не спешат сделать первые шаги в отличие от своих более активных сверстников, так же как и крупные малыши в сравнении с невысокими и стройными ровесниками.
- У ребенка должна быть причина для того, чтобы встать и пойти.Развивайте и поощряйте самостоятельность: вы не всегда будете рядом с ним, пора понемногу учиться добиваться желаемого самому! Попробуйте заинтересовать ребенка чем-то, что находится выше уровня пола. Например, если ребенок играет с игрушками на полу, расположите некоторую их часть на журнальном столике или книжной полке выше уровня пола. Также можно разместить игрушки не в одном месте в детской, а распределить их на уровне глаз ребенка по всему доступному пространству. Это может повысить мотивацию к овладению навыками ходьбы.
- Позвольте ребенку учиться самому. Если мама, папа или старшие родственники пытаются страховать ребенка от падения — например, придерживая его затылок ладонью, — это приводит к нарушению равновесия. Малыш вместо того, чтобы выстраивать ось вертикально, опираясь на ножки, пружиня и раскачиваясь из стороны в сторону, начинает переносить часть веса на ладонь взрослого и заваливаться назад без опоры. Ребенок должен освоить ходьбу сам. Это его работа, помощники тут только помешают.
Массаж для укрепления мышц
Чтобы ребенок научился стоять и ходить, нужен комплексный метод. Хорошо развивают мускулатуру процедуры массажа. Они активизируют кровообращение в мышцах, укрепляют их, подготавливают конечности к предстоящим нагрузкам.
Выполнять их может человек с медицинским образованием или родители (если нет возможности записаться к профессионалу). Рекомендуется посетить хотя бы 2 сеанса и понаблюдать за тем, какой массаж делает врач. Процедуры могут существенно отличаться в зависимости от тонуса мышц (нормальный, повышенный, пониженный).
Общеукрепляющий массаж делают здоровым детям. Для этого ребенка кладут на кровать или пеленальный стол (главное, чтобы малышу было мягко, тепло, удобно) и раздевают.
В ладонях растирают каплю детского гипоаллергенного масла так, чтобы оно приобрело комфортную температуру. Процедуру начинают с ног – аккуратно массируют каждый пальчик, пятку, ступню и тыльную сторону.
Затем переходят на икры, бедра. Движения должны быть поглаживающими, мнущими, трущими. Не стоит нажимать слишком сильно. Массаж должен быть приятным и безболезненным. После нижних конечностей переходят на верхние – гладят ладони, руки, плечи.
Круговыми движениями массируют живот для лучшего пищеварения, затем обрабатывают грудь и спину (главное – не оказывать воздействия на позвоночник)
Шею гладят осторожно, не без сильного давления. Если есть какие-либо нарушения в этой области (например, наклонное положение головы с поворотом в ту или иную сторону), нужно закончить массаж в районе спины
Воздействовать на зону между лопатками и головой при кривошее может только доктор. После массажа полезно сделать упражнение «велосипед», выложить ребенка на живот, поставить его на ножки или усадить на качели-попрыгушки.
Если есть время и возможность, рекомендуется опустить малыша в ванну, надев на его шею специальный плавательный круг для младенцев. В воде ребенок не чувствует собственного веса, что позволяет ему самостоятельно перемещаться и двигать ножками.
Все перечисленные упражнения укрепляют опорно-двигательный аппарат и приближают момент, когда малыш начнет уверенно стоять на полу без опоры.
До 12 месяцев малыш должен пройти три оздоровительных курса массажа – после 3 и 7 месяцев, а также в 1 год. Каждый комплекс массажа приводит к определенному результату: после первого ребенок начинает переворачиваться, второго – ползать, третьего – стоять и даже ходить (зависит от физического развития).
Учимся правильно падать
Да, маме больно смотреть на падающего малыша. Но не забывайте: падения — часть работы и лучший стимул для развития равновесия. Если кроху все время ловят и страхуют, как же он научится безопасно падать? Даже если ребенок плачет, не стоит его чересчур жалеть: через некоторое время он успокоится и опять будет пытаться встать и пойти. Не вмешиваясь в этот процесс, вы даете ему возможность пережить опыт преодоления себя и победы над неудачами, без которого он не научится добиваться своего.
Однако некоторые падения все-таки можно предотвратить — это падения на скользком полу. Для этого позвольте ребенку ходить с босыми ножками или в специальных носочках с прорезиненной подошвой.
Дополнительным фактором, который будет работать в пользу ходьбы, является включение в рацион ребенка достаточного количества содержащих кальций продуктов
В этот период очень важно поддержать растущий организм питанием, направленным на укрепление костей и связок. . И напоследок — веселитесь! Чаще включайте музыку и танцуйте — ребенок будет повторять движения за вами, приседая, пружиня и делая повороты
Это укрепит его ножки и спинку и поможет осваивать ходьбу.
И напоследок — веселитесь! Чаще включайте музыку и танцуйте — ребенок будет повторять движения за вами, приседая, пружиня и делая повороты. Это укрепит его ножки и спинку и поможет осваивать ходьбу.
Почему важно поползти?
Далеко не все дети обязательно проходят этот этап в течение первых месяцев жизни. Многие идут на опережение, сразу стремятся встать и сделать первые шаги. Но время, проведенное в младенчестве на четвереньках, значимо для гармоничного развития спины человека. Поэтому педиатры советуют учить детей этому навыку и всячески поддерживать его развитие. Зачастую именно родители стремятся быстро перемахнуть через этот этап — заботясь о ребенке, покупают уже в 5-6 месяцев приспособления, которые помогают передвигаться прямо (прыгунки, ходунки и т.д.). Или вовсе пытаются учить его ходить сразу на двух ножках, ведя за ручку.
Специалисты приводят целый комплекс причин, которые объясняют, почему ползать — это крайне полезно:
- когда ребенок ползает, он укрепляет мышечную систему организма;
- передвигаясь на четвереньках, ребенок формирует правильную осанку, тренирует позвоночник;
- такой способ передвижения в первые месяцы жизни помогает развить баланс, укрепить вестибулярный аппарат;
- ходьба на четвереньках координирует работу нижней и верхней частей тела;
- именно в момент, когда малыш начинает ползать, формируется представление о его собственном теле;
- ползая малыш помогает мозгу установить сообщение между разными полушариями: чем лучше взаимодействуют правое и левое полушария, тем ниже риск того,что в будущем ребенок столкнется со сложностями в чтении и письме;
- ползая на четвереньках младенец учится фокусировать взгляд, ориентироваться в пространстве и изучает мир вокруг.
Чего боятся родители
Родителей на чрезмерную опеку толкает повышенная тревожность: ребенку хочется дать самое лучшее, оградить от всех бед, передать жизненный опыт. Чтобы только малыш не страдал, чтобы только не столкнулся с жестоким внешним миром. Чтобы подольше оставался маленьким…
Жизнь грудничка полностью зависит от взрослых. Период до года — это время симбиоза ребенка с мамой, ведь он еще не умеет говорить, не понимает свои желания и потребности. Все, что он чувствует, — что ему очень плохо. Он еще не знает, что значит больно, холодно, страшно… Все это угадывает мама.
Мокрые штанишки — заменить, хочет есть или пить — накормить и напоить, устанет — уложить спать. Мать интуитивно чувствует потребности ребенка, это ее миссия на первом году материнства, и может их все удовлетворить.
Время идет, малыш растет, становится на ножки, а вот уже начинает бегать, говорить. Теперь он сам может сказать, что ему нужно, в пределах возраста позаботиться о себе. Однако это серьезное испытание для мамы. Ребенок уже не нуждается в ней так, как прежде. Возникшее чувство ненужности очень болезненно для любой матери. Малыша нужно немножко отпустить, немножко довериться ему, дать немножко больше свободы. Но как сложно это сделать! И мама бессознательно стремится сохранить ребенка в том самом беспомощном возрасте, когда он всецело зависел от нее. Она не видит его растущие способности. Для нее он все еще грудной ребенок.
Некоторым мамам не повезло в детстве ощутить любовь и заботу, в которой они нуждались, будучи маленькими. Они пытаются дать ребенку то, чего не было у них. Они нуждались, они знают, как это плохо, когда мама не чувствует, не понимает, не защищает. Вот и начинают чувствовать, понимать и защищать уже своего ребенка, заботясь о нем, словно о себе самой в детстве. Только перед нами совсем другой человек, с другими потребностями. Что у мамы было в дефиците, у ребенка получается в избытке.
На чрезмерную опеку толкают стереотипы, которые касаются «хорошей матери». У «хорошей мамы» ребенок никогда не падает, не успевает проголодаться, не мерзнет. Она всегда рядом, она читает его мысли, она дает ему все и даже больше. Желание быть хорошей, идеальной матерью часто также приводит к тому, что мама бежит на три шага впереди ребенка. Это как в известном анекдоте, когда мама зовет ребенка домой с детской площадки:
— Мама, я что, замерз?
— Нет, ты проголодался.
Создание условий для ходьбы
Если родители не знают, как научить ребенка ходить самостоятельно, следует обратиться к наблюдающему малыша доктору. Вполне вероятно, что он порекомендует взять на заметку один из следующих популярных методов обучения:
- в обуви. Многие специалисты рекомендуют обувать детей, прежде чем они начнут передвигаться самостоятельно. Естественно нужно брать только качественные ортопедические башмачки. Такая обувь изготовлена из натуральных материалов, плотно охватывает ножку, отличается наличием жёсткого задника и супинатора, который поддерживает свод ступни;
- босиком. Согласно этому подходу, спешить с обуванием ребёнка не стоит, особенно если навык ходьбы начал появляться в тёплое время года. Хождение «нагими» пятками по твёрдой поверхности позволяет укрепить связочно-мышечный аппарат, суставы, сформировать правильный свод стопы;
- на безопасной поверхности. Ребёнок двигается неуверенно, поэтому нужно ограничить его передвижение по скользким поверхностям: кафельной плитке, линолеуму, паркетным доскам. Если малыш всё же по полу скользит, нужно приобрести носочки с резиновой подошвой, улучшающей сцепку с поверхностью;
- по свободной территории. Когда малыш учится ходить, родителям стоит обеспечить ему простор. Это означает убирание подальше крупногабаритных предметов с пути юного «путешественника», а также предоставление доступа и в другие помещения квартиры;
- с вожжами. Родители, ведущие ребёнка «на поводке», подвергаются всяческой критике, а также косым взглядам со стороны окружающих. Однако такое приспособление сможет поспособствовать, если малыш боится ходить без поддержки.
Популярный телеврач Комаровский не против использования родителями вожжей. Однако указывает на серьёзный недостаток подобного устройства. Конструкция предупреждает падения, а ребёнок должен научиться падать и вставать.
Когда ребенок переворачивавется на спину? Во сколько ребенок переворачивается? Когда ребенок начинает переворачиваться?
Если Ваш ребенок не переворачивается, это очень серьезный повод, как можно скорее, обратиться к специалисту в Саркдиник. Врач проведет необходимое лечение, объяснит, как научить ребенка переворачиваться на спину, расскажет, когда и во сколько ребенок переворачивается, начинает переворачиваться, когда должен переворачиваться ребенок, в каком возрасте, на какой неделе, на каком месяце и на каком сроке, со скольки. Родителей детей беспокоятся, их тревожат вопросы: “Ребенок 5 месяцев, почему не переворачивается?” “Ребенок не хочет переворачиваться, что делать, кто виноват, как понять, что сделать?” “Как узнать, когда ребенок переворачивается на бок?” “Как помочь ребенку перевернуться?” “Как учить ребенка, как заставить?”
ТОНИЧЕСКИЙ ЛАБИРИНТНЫЙ РЕФЛЕКС, ребенок не сидит, не переворачивается, не поворачивается, не следит за предметом, не встает, не стоит, не ходит
ТОНИЧЕСКИЙ ЛАБИРИНТНЫЙ РЕФЛЕКС, ТЛР. Дети с выраженным тоническим лабиринтным рефлексом в положении на спине не могут наклонить голову, вытянуть руки вперед, чтобы поднести их ко рту, захватить предмет, а позднее схватиться, подтянуться и сесть. У них отсутствуют предпосылки для развития фиксации и свободного прослеживания предмета во всех направлениях, не развивается оптический выпрямляющий рефлекс на голову, движения головы не могут следовать свободно за движением глаз. Нарушается развитие зрительно-моторной координации. У таких детей затруднен поворот со спины на бок, а затем на живот. Если Вы заметили указанные симптомы, обязательно приходите на консультацию к специалисту (запись по телефону +78452407040). В тяжелых случаях даже к концу первого года жизни поворот со спины на живот осуществляется только “блоком”, то есть отсутствует торсия между тазом и верхней частью туловища. Если ребенок не может наклонить голову в положении на спине, повернуться на живот с торсией, у него отсутствуют предпосылки для развития функции сидения. Выраженность тонического лабиринтного рефлекса находится в прямой зависимости от степени повышения мышечного тонуса. При выраженности тонического лабиринтного рефлекса в положении на животе в результате повышения флексорного тонуса голова и шея согнуты, плечи выдвинуты вперед и вниз, согнутые во всех суставах руки находятся под грудной клеткой, кисти сжаты в кулаки, таз приподнят. В таком положении ребенок не может поднять голову, повернуть ее в стороны, высвободить руки из-под грудной клетки и опереться на них для поддержки верхней части туловища, согнуть ноги и встать на колени. Затруднен поворот с живота на спину для присаживания. Постепенно согнутая спина приводит к развитию кифоза в грудном отделе позвоночника. Эта поза препятствует развитию цепных выпрямляющих рефлексов в положении на животе и приобретению ребенком вертикального положения, а также исключает возможность сенсорно-моторного развития и голосовых реакций. Влияние тонического лабиринтного рефлекса в определенной мере зависит от первоначального типа спастичности. В отдельных случаях экстензорная спастичность настолько сильна, что может быть выражена и в положении на животе. Поэтому дети, лежащие на животе, вместо сгибания разгибают голову, запрокидывают ее назад, приподнимают верхнюю часть туловища. Несмотря на разгибательное положение головы, мышечный тонус в сгибателях рук остается повышенным, руки не создают опору для туловища, и ребенок падает на спину.
Умения ползать и ходить — когда?
Умение ползать развивается у большинства малышей параллельно с навыком сидения. Активное желание ползать младенец будет показывать уже с 5 месяцев, первые передвижения «задним ходом» — в 5,5 месяцев, а в шесть уже будет готов поползти вперед. Ребенок полон стремления изучать окружающий мир, поэтому вокруг него необходимо создать безопасную среду.
Ходить малыш начнет уже после 8-ми месячного возраста, именно в 8-9 месяцев малыши делают свои первые шаги по кроватке и манежу. Полноценную ходьбу стоит ждать не раньше 11-12 месяцев, хотя замечено, что некоторые малыши предпочитают умению ползать сразу осваивать умение ходить.
Определяем готовность ребенка к умению сидеть
Родители могут самостоятельно отслеживать признаки, по которым можно определить, готов ли их грудничок удерживать тело в положении сидя:
- лежа на животике, малыш высоко поднимает грудную клетку и способен удерживаться в таком положении минимум 5 минут;
- кроха умело и без проблем переворачивается в обе стороны;
- малыш пытается приподнять спинку в положении лежа на спине, тянет вверх голову (за игрушкой в вашей руке) и может на долю секунд задержаться в таком положении.
Стоит понаблюдать за своим малышом в течение дня, и если вы заметите вышеперечисленные действия, то можете быть уверены — ребенок скоро порадует вас своим успешным развитием навыка.
Уверенная посадка: как укрепить мышцы спины
Родители могут самостоятельно помочь своему младенцу практиковаться в умении хорошо сидеть
Важно понять, как малыши начинают садиться, чтобы не навредить неокрепшему позвоночнику грудничка. Любые упражнения для укрепления спинки и формирования уверенной посадки можно начинать делать не ранее 5,5 месяцев
Есть отличное упражнение, которое по душе активному малышу. Кроха отчаянно хватается за руки взрослого, чтобы попытаться сесть? Подтяните его и позвольте задержаться в сидячем положении на полминуты
Затем осторожно опустите на поверхность. Повторяйте занятие 4-5 раз по нескольку раз в день.
Отлично укрепляет и развивает мышцы спины развитие умения переворачиваться с живота на спинку
Почаще выкладывайте ребенка на животик и помогайте ему переворачиваться на спинку
Важно учить малыша уметь переворачиваться в обе стороны, даже если он выбрал «любимую» и ленится переворачиваться в другую.
Умение сидеть развивается также благодаря другому навыку — ползанию. Ползание стимулирует напряжение мышц
Положите перед младенцем что-нибудь яркое и шуршащее, пусть он в положении лежа попробует дотянуться до предмета.
На заметку! Возьмите за правило проводить ежедневный легкий массаж спины. Регулярные массажные действия способствуют укреплению мышечного корсета.
Мальчики раньше девочек — миф или реальность
На многочисленных форумах обсуждения родителей не утихают по поводу того, что в развитии мальчиков и девочек есть существенные различия. По наблюдениям мам девочки садятся в среднем в возрасте 6-7 месяцев. Мальчики садятся в 5,5-6 месяцев, хотя могут делать попытки подняться раньше (например, с 4,5 мес.), но самостоятельный навык приходит зачастую именно в данном возрасте.
Научными исследованиями не подтверждено, что определенный пол имеет преимущество в физическом развитии. Развитие мышц спины и укрепление позвоночника — единственный принцип, на который стоит ориентироваться при оценивании навыков сидеть и ходить.
https://youtube.com/watch?v=Bsk1WUy-KFs
АСИММЕТРИЧНЫЙ ШЕЙНЫЙ ТОНИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС (АШТР)
АСИММЕТРИЧНЫЙ ШЕЙНЫЙ ТОНИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС (АШТР) является одним из наиболее выраженных рефлексов при детском церебральном параличе. Выраженность АШТР зависит от степени повышения мышечного тонуса в руках. При тяжелом поражении рук рефлекс появляется почти одновременно с поворотом головы в сторону. Если руки поражены незначительно, что имеет место при легкой спастической диплегии, асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР) возникает непостоянно и для его появления требуется более длительный латентный период. Асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР) более ярко выражен в положении на спине, хотя его можно наблюдать и в положении сидя. АШТР, сочетаясь с тоническим лабиринтным рефлексом, препятствует захвату игрушки, развитию зрительно-моторной координации. Ребенок не может вынести руки вперед, чтобы приблизить кисти к средней линии, и соответственно удержать обеими руками предмет, на который он смотрит. Вложенную в руку игрушку ребенок не может поднести ко рту, глазам, так как при попытке согнуть руку голова поворачивается в противоположную сторону. Из-за разгибания руки многие дети не могут сосать свои пальцы, как это делает большинство здоровых детей. АШТР в большинстве случаев сильнее выражен на правой стороне, поэтому многие дети с церебральным параличом предпочитают пользоваться левой рукой. При ярко выраженном АШТР голова и глаза ребенка часто фиксированы в одну сторону, поэтому ему трудно проследить за предметом на противоположной стороне. В результате развивается синдром односторонней пространственной агнозии, формируются спастическая кривошея и сколиоз позвоночника. Сочетаясь с тоническим лабиринтным рефлексом, АШТР затрудняет повороты на бок и на живот. Когда ребенок поворачивает голову в сторону, возникающий АШТР препятствует движению туловища вслед за головой, и ребенок не может высвободить руку из-под туловища. Затруднение поворота на бок препятствует формированию у ребенка возможности переноса центра тяжести с одной руки на другую при выносе вперед тела, что необходимо для развития реципрокного ползания. Асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР) нарушает равновесие в положении сидя, так как распространение мышечного тонуса на одной стороне (повышение его преимущественно в разгибателях) противоположно распространению его на другой (преимущественное повышение в сгибателях). Ребенок теряет равновесие и падает в сторону и назад. Чтобы не упасть вперед, ребенок должен наклонить голову и туловище. Влияние асимметричного шейного тонического рефлекса (АШТР) на “затылочную” ногу может со временем привести к подвывиху в тазобедренном суставе в связи с комбинацией флексии, внутренней ротации и приведения бедра.
Как мне реагировать на падения крохи?
В процессе обучения малыш будет часто падать, спотыкаться — это совершенно нормально. Следует лишь обеспечить безопасность малыша, чобы в его окружении не было опасных предметов, о которые он может серьезно пораниться. Поэтому на падения надо реагировать спокойно и мягко говорить ребёнку: «Ты упал? Давай поднимайся. Отряхни ладошки вот так». Если малыш надумывает хныкать, то просто быстро отвлеките его другой темой: «А куда спрятался наш жёлтый жирафик? Давай его найдём и покатаем на машинке?»
Полезный совет
Когда малыш начнёт ходить, то не придерживайте его постоянно. Кроха должен научиться сам подниматься, держаться за опору, плюхаться на попу, снова подниматься. Просто находитесь рядом и будьте готовы его подстраховать.
Этапы
Как правило, освоение навыка происходит в кроватке. В ней малыши проводит немало времени, к тому же там удобно подниматься, держась за прутья и бортики. Итак, первый этап — кроха встает на колени у опоры, затем через некоторое время он опирается на одну стопу и затем уже на обе ноги. Удерживается в положении «стоя» ребенок с помощью рук, стоит только отпустить опору, как он сразу же падает на ягодицы. Первое время такие подъемы даются ребенку непросто, но постепенно ему все легче и легче подниматься. Освоив навык, он начинает применять его далее—делать первые шажочки в стороны, крепко держа бортик.
Что делать, если ребенок ходит на носочках
Пока малыш только учится делать первые шаги, ходьба на носочках — абсолютная норма для него. Это просто свидетельствует о том, что у карапуза икроножные мышцы хорошо развиты. А именно они ответственны за движение стопы. Опираясь на пол, кроха автоматически вытягивает ножку и становится на цыпочки. Нужно просто делать специальный массаж, чтобы ребенок начал ходить, опираясь на всю стопу.
Иногда движение «на цыпочках» свидетельствует о наличии некоторых неврологических проблем — это правда. Однако такие проблемы проявляются не только во время ходьбы, должны присутствовать и другие тревожные симптомы. Если их нет, можно не переживать. Если не получается успокоиться, нужно проконсультироваться с детским неврологом.
Обувь для первых шагов: за и против
Правильная обувь для первого шага — какой она должна быть? Здесь мнения отечественных и зарубежных специалистов расходятся. Западные педиатры считают, что, когда ребенок ходит в помещении, лучше оставлять его ножки босыми: так лучше тренируется голеностоп. Российские врачи, как только узнают, что ребенок собирается пойти, прописывают обувь с супинаторами и жестким высоким задником. Считается, что такие ботиночки способствуют профилактике плоскостопия. Для принятия взвешенного решения проконсультируйтесь с ортопедом; если показаний к специальной, ортопедической обуви у ребенка нет, то аргументов в пользу голых ножек дома у вас больше. Или носочков с прорезиненной подошвой, если пол холодный. Выбор остается за вами — ваше мнение здесь решающее.
Мнение Доктора Комаровского: почему малыш боится какать
Все дети разные, и даже свои страхи они выражают по-особому. И боязнь сходить в туалет по-большому может проявляться такими проблемами:
- малыш отказывается садиться на горшок, если хочет какать;
- ребенка пугает сам процесс дефекации, и он не желает этого делать ни на горшке, ни на унитазе;
- некоторые дети боятся туалета, возможно, из-за запахов или обилия незнакомых предметов;
- часто ребенок, который посещает детский сад, боится там ходить по-большому;
- бывает даже такое, что дети уже в школе боятся посещать туалет.
Из-за такого страха ребенок зажимается и сдерживает процесс дефекации. Вследствие этого кал становится более твердым, и когда он, наконец, выходит, это причиняет малышу боль. Из-за этого его страхи только усиливаются, и проблема усугубляется.
Чаще всего в этих случаях процесс дефекации происходит в штаны, и ребенок видит недовольство взрослых.
Элисон Шефер, канадский психотерапевт и специалист по проблемам воспитания предостерегает: «Когда ребенок сдерживает дефекацию ситуация становится еще хуже. Рецепторы прямой кишки, определяющие степень ее растяжения, могут «устать» и перестать реагировать на постоянные сигналы о необходимости опорожнения.
Техника безопасности
Готовясь к первым шагам малыша, нужно, прежде всего, задумываться не о том, как помочь ребенку научиться ходить, а о том, как минимизировать количество ушибов и других травм, связанных с первыми шагами. Одно из самых важных и главных правил – не использовать стулья-ходунки, в которые можно посадить грудничка. Эти устройства не только не способствуют развитию, но и наносят тяжелый урон здоровью позвоночника, а также становятся причиной искривления ног.
Для того чтобы малыш делал правильно свои первые шаги, его босая стопа должна познакомиться с твердой поверхностью пола. В ходунках этого не происходит, потому что вес ребенка концентрируется не на ногах, а на попе малыша. Основная опасность таких устройств заключается в том, что:
родители сажают младенца в ходунки до того, как его организм к этому будет готов; длительность пребывания в вертикальном положении регулируется не самим ребенком, опирающимся на собственные ощущения и усталость, а заинтересованностью взрослых в том, чтобы их малыш как можно дольше играл сам; бесконтрольное передвижение грудничка по комнатам может привести к трагедии – очень часто дети обливаются кипятком, только потому что смогли дойти до стола и потянуться за оставленной кружкой чая; ноги играют важную роль амортизаторов для спины, ходунки лишают спину этой физиологически важной помощи. Когда ребенок сам учится стоять у опоры, а затем и перемещаться приставными шагами вдоль нее, обязательно нужно убрать из зоны досягаемости все предметы мебели, имеющие острые углы
Когда ребенок сам учится стоять у опоры, а затем и перемещаться приставными шагами вдоль нее, обязательно нужно убрать из зоны досягаемости все предметы мебели, имеющие острые углы.
Интересно. В продаже существуют специальные шлемы с поролоном, призванные защищать лоб юного исследования от возможных травм.
Безопасный дом для ребенка
Главная задача, которая стоит перед папой, – сделать дом безопасным сразу, как только ребенок начнет учиться ходить. Родители, с нетерпеньем ждущие первых шагов малыша, не понимают, насколько сильно изменится их привычный ритм жизни. Младенец теперь становится активным, стремящимся все и везде посмотреть и потрогать. Жилище превращается в скопление опасностей для ребенка
Основное внимание следует обратить на:
- наличие скатерти на столе;
- досягаемость штор;
- кружки с горячими напитками на кофейном столике или тумбочке;
- межкомнатные двери;
- комоды;
- шкафы и шкафчики;
- кухонную плиту, особенно духовку;
- треногие стулья;
- вилки и ножи.
Самые привычные и на первый взгляд безопасные предметы представляют опасность для ребенка, который учится ходить. Как только малыш пошел без опоры следует пересмотреть каждый предмет мебели на потенциальную травмоопасность.
Каждый угол стола необходимо оснастить специальными силиконовыми насадками, делающими углы закругленными и мягкими. Двери шкафов и ящики комодов требуется дополнить фиксаторами, которые не дадут малышу проникнуть внутрь. Сами комоды, согласно инструкциям и технике безопасности, нужно прикрепить к стене
Это важно, потому что при открывании нескольких ящиков сразу смещается центр тяжести, из-за чего комод падает, накрывая ребенка всем своим весом
На столах не должно быть скатертей, потому что для ребенка велик соблазн потянуть за край ткани, вслед за ней со стола на голову малыша полетят столовые приборы вместе с посудой. Шторы на окнах опасны тем, то годовалый малыш может в них запутаться, что грозит удушьем. Если он зацепился за тюль при падении, пытаясь удержаться на ногах, то может сорвать карниз, который при падении неминуемо нанесет травмы.
Фиксаторы на межкомнатные двери
Межкомнатные двери необходимо оборудовать фиксаторами, которые защитят детские пальцы от защемления. Они бывают нескольких видов, так что подобрать можно без проблем как для классически открывающихся моделей, так и для дверей на полозьях, отъезжающих в сторону.
Важно! Немало родителей надеется на то, что беда их не коснется. Именно в таких семьях дети до полутора лет узнают, что такое ожог кипятком, ампутация фаланги пальца дверью или пролом кости черепа углом кофейного столика
Психологический настрой родителей
Психологический подтекст освещаемой проблемы очень важен, ведь часто родители начинают бить тревогу, искать пятитысячный способ как научить ребенка ходить, что говорит Комаровский на эту тему и вообще, почему их ребенок не такой шустрый как все. Есть несколько советов, как побороть синдром «суетливого родителя»:
- Мой малыш – индивидуальность. Поймите, что ваш Петя и соседский Митя – разные люди. Подробнее читайте в статье, «Неужели мы такие разные?» Если Митя носился как угорелый с 10 месяцев, а Петя неуверенно и держась за руку мамы пошел в год – это не повод для паники. Просто время еще не пришло.
- Если малыш часто спотыкается, падает и никак не хочет отпускать руку папы на прогулке, кроме ортопеда и невролога, можно проконсультироваться с окулистом. Иногда кроха не может самостоятельно ходить из-за проблем со зрением;
- Постоянно вызывать интерес ребенка к ходьбе, показывать собственный пример – это один из эффективных способов, как научить ребенка ходить без поддержки. Детей легко увлечь чем-нибудь интересным, поэтому просто включайте фантазию и изобретательность..
5 советов родителям по повышению мотивации детей к учебе
1. Перестаньте мотивировать
Парадокс, но работает. Быть мотивированным — значит наслаждаться деятельностью самостоятельно. Подумайте сами: если вам навязывают любовь к физике, будете ли вы её фанатом?
2. Вдохновляйте, а не контролируйте
Контроль мало кого мотивирует, что уж говорить о детях 9-13 лет. Давление и контроль не могут сделать деятельность приятной. Позвольте ребенку свободно проявлять инициативу. Наличие автономии — необходимое условие внутренней мотивации.
3
Помогите понять важность учебы. Некоторые школьные предметы не доставляют удовольствия
Помните, его главный вопрос «Зачем?». Дети должны понять смысл и ценность того, что делают
Некоторые школьные предметы не доставляют удовольствия. Помните, его главный вопрос «Зачем?». Дети должны понять смысл и ценность того, что делают.
Например, иногда русский язык кажется скучным. Объясните ребенку, что если он хочет быть грамотным и вызывать уважение окружающих, он должен учить правила, даже если это не всегда приятно.
4. Предоставьте ребенку автономию
Дети должны принимать решения сами, чтобы почувствовать свободу — жизненно важный внутренний мотиватор. Многие родители боятся, что если они позволят детям принимать решения самим, то те поступят неправильно. Но в 9-13 лет ребёнку необходим самостоятельный выбор, ведь он узнает себя и свои потребности, а также учится ответственности.
Например, если ребенок выбрал не делать домашнее задание, даже после того, как вы объяснили его важность, пусть он столкнется с последствиями в школе
5. Принимайте участие в жизни ребенка
От уровня вашей заинтересованности будет зависеть успеваемость детей в школе. Например, примите участие непосредственно в учебе: почитайте вместе, решите задачки по математике. К примеру, можно устроить семейные чтения, когда вы вместе будете читать то, что задают в школе.
Записывайтесь на онлайн-занятия для школьников по главным школьным предметам, чтобы улучшить оценки ребенка и поднять его мотивацию учиться. Первый урок — бесплатно!
Нужно ли подстраховывать ребенка?
Падения в момент освоения навыка ходьбы являются нормой в развитии ребенка.
Большинство детей падают очень грамотно: группируются, поджимают подбородок к груди, заваливаются на бочок. Никаких сильных травм такие дети не получают.
Но, при сильной гиперопеке и постоянных подстраховках, врожденные инстинкты у ребенка не включаются — он может падать ничком на землю, либо ударяться затылком.
В таких ситуациях важно понять, где вы сломали врожденную модель самосохранения, и немного времени уделить обучению ребенка грамотно падать. На заметку! Бывает, что после проблем с равновесием и набитыми шишками, дети отказываются ходить без опоры вообще
На заметку! Бывает, что после проблем с равновесием и набитыми шишками, дети отказываются ходить без опоры вообще.
Особо чувствительным мнительным деткам может понадобиться несколько недель, чтобы побороть страх упасть, и сделать первые шаги.
Безопасность в квартире: готов ли дом к первым шагам малыша?
Заботясь о том, чтобы ребёнку было удобно и комфортно ходить, важно не забыть и о его элементарной безопасности: как только малыш встаёт на ножки, он в самом буквальном смысле переходит на новый уровень… и начинает доставать до тех полок и предметов, о которых раньше мог только мечтать. А значит, чтобы первые шаги крохи были поводом для радости, а не для перманентного стресса, к этим самым шагам нужно подготовиться
Итак, осмотрите критическим взглядом квартиру и…
- переложите все хрупкие, ценные и тяжёлые предметы, находящиеся меньше чем в 1,2 м от пола;
- уберите скатерти: они очень легко стягиваются со стола вместе со всем содержимым;
- спрячьте в недосягаемое место всю бытовую химию: стиральным порошкам, пятновыводителям и отбеливателям отныне не место в легко открываемом ящике под ванной;
- заблокируйте электрические розетки специальными заглушками;
- заведите привычку убирать все острые, колющие, режущие предметы в такое место, где младенец их не достанет — даже если очень постарается.
Помимо потенциально опасных предметов, способных ушибить, уколоть или обжечь малыша, на «первопроходческой» стадии в квартире обнаруживается несметное количество углов и мебельных ручек, расположенных ровно на уровне глаз крохи. К счастью, современная индустрия предлагает целый ассортимент устройств, способных в самом буквальном смысле сгладить острые углы. Уголки на столы, специальные чехольчики на ручки, заглушки для выдвижных ящиков, ограничители дверей и окон, блокираторы лестниц имеются сегодня в любом более-менее крупном детском магазине. И всё же не стоит обольщаться: соломки, которую, согласно народной мудрости, не помешало бы подстелить в нужном месте, современные производители так и не изобрели. В тот момент, когда ребёнок делает свой первый шаг, он делает шаг к своей независимости. И на этом пути непременно будут острые углы и коварные ступеньки, слёзы, ссадины и шишки. Малыш ещё тысячу раз упадёт — и тысячу один поднимется, пока наконец по-настоящему твёрдо не встанет на ноги.