В каком возрасте ребенок должен сам одеваться
Конечно, ребёнок никому ничего не должен, однако существуют нормы, которые позволяют отслеживать особенности овладения навыками. К примеру, можно изучить Федеральные государственные образовательные стандарты, в которых учтены, в том числе, и навыки самообслуживания, которыми малыши овладевают до начала школьного обучения.
Итак, что же должен уметь ребёнок в разные возрастные периоды?
В 2 года дети:
- начинают одеваться и раздеваться, но только с помощью взрослого человека;
- могут натягивать и снимать с себя одежду и обувь, но пока не умеют расстегивать и застёгивать их;
- знают последовательность надевания одежды (сначала трусы, затем колготки, брюки и пр.).
В 3 года ребёнок:
- надевает одежду, но не застёгивает пуговицы (особенно мелкие);
- самостоятельно снимает и надевает трусики, брючки;
- снимает майку и кофту;
- застёгивает и расстегивает липучки, молнии;
- может складывать одежду на стул.
В 4 года малыши:
- самостоятельно раздеваются и одеваются;
- застёгивают кнопки на кофте и брюках;
- справляются с пуговицами;
- просят помощи у взрослых, если застёжки на одежде находятся сзади или на боку.
В 5-летнем возрасте ребёнок:
- полностью своими силами управляется с одеванием и раздеванием;
- может застёгивать пуговицы и любые застёжки;
- завязывает шнурки;
- аккуратно развешивает одежду;
- поддерживает порядок в своём внешнем виде.
В 6 лет ребёнок:
- абсолютно самостоятелен в плане одевания и раздевания;
- может почистить свою обувь с помощью щётки;
- пришивает крупные пуговицы под контролем взрослого человека;
- способен поддерживать относительный порядок в своём шкафчике;
- сортирует вещи на чистые и требующие стирки.
Это примерные ориентиры того, во сколько ребенок должен сам одеваться. Конечно, всё очень индивидуально, поэтому один малыш сможет уже в 3 года натягивать без особых проблем куртку, а другой и в 5 лет будет просить маму о помощи. Но, в любом случае, нужно заранее готовить детей к подобной самостоятельности.
Навыки одевания у детей различного возраста
Каждый новый навык развивается у малыша не сразу, а постепенно. Не надо форсировать события. Доктор Мария Монтессори считает, что ребенку надо помочь самостоятельно получить новое умение. Так оно закрепится основательно и надолго. От взрослых требуется лишь доброжелательное поощрение и поддержка.
Понемногу осваивать самостоятельное одевание младенец начинает уже к 12 месяцам. Он стягивает с себя носочки и шерстяную шапочку. Похвалите его, в следующий раз сознательно подождите, пока он сам не снимет эти предметы одежды. В два года ребенок будет пытаться самостоятельно надеть носки и шапку. Пусть шапка наденется немного набекрень, ее всегда можно поправить. В этом возрасте человечек уже может сам снять с себя рейтузы, колготы и трусы. К 3 годам круг его навыков расширяется. Его удается научить:
- надеть и снять трусы и теплые штаны на резинке;
- надеть жилет без пуговиц, шапку, носки;
- надеть обувь без шнурков и застежек;
- снять с себя расстегнутую рубашку или кофточку;
- застегнуть уже вдетую в основание молнию на одежде и расстегнуть ее.
К 4 годам умения приумножаются. Ребенок может:
- надеть на себя футболку и свитер;
- надеть рейтузы или брюки;
- застегнуть кнопки на одежде;
- раздеться самостоятельно.
Все эти навыки ребенку лучше проявлять под надзором взрослого человека, чтобы он помог, если что-то наденется наизнанку или задом наперед. Дети более старшего возраста, незадолго до поступления в школу, могут одеться и раздеться уже без присмотра родителей. Родители добиваются этого путем постепенного приучения малыша к самостоятельности с раннего возраста.
Приемы обучения
Взрослые не задумываются над процессом одевания, делая все механически. Малышу такая система не подходит. Чтобы приучить его правильно надевать на себя одежду, рассмотрите ее вместе с ним со всех сторон. Покажите ему, где у носка пятка, где у колгот швы, где у кофты перед и где зад, где изнанка, а где лицо. Покажите, как положить вещь перед собой, чтобы надеть ее правильно.
Объясните ребенку последовательность надевания одежды и способ надевания каждой конкретной вещи. Раньше вы не задумывались, как надеть свитер, сначала рукава, потом горловину или наоборот. Как надеть брюки, сначала сидя, а когда из штанин выглянут ступни, то стоя? Где у кофты перед, а где зад, и как это определить? Горловину надевают через лицо или через макушку? Теперь все это придется обосновать и объяснить.
Иногда не помешает применить немного хитрости. Если вы упустили момент для обучения, и ребенок привык, что его одевают родители, и не хочет одеваться сам, попробуйте превратить одевание в увлекательную игру:
- Пусть ножки будут паровозиками, а брючины – тоннелями, по которым надо проехать.
- Устройте соревнования на скорость одевания. В этих соревнованиях малыш должен победить.
- «Забудьте», как правильно одеваться. Надевайте колготы на голову, а носки на руки. Пусть ребенок вас поправляет.
- Поиграйте в ручки и ножки. Пусть они говорят: «мне холодно, где же согреться?» или «ой, как страшно, хочу в домик».
Если вы умело организуете мотивацию, ребенок с удовольствием начнет сам одеваться. Постарайтесь помочь своему малышу.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как правильно приучить ребенка к садику в 2 года?
Когда и с чего начинать?
Важно не упустить время, ведь проще это сделать, когда ребенок сам заинтересован. Где-то в 2 года или немного позже у него начинается период, когда от него только и слышно – «я сам»
Карапуз стремится к самостоятельности, и если поддерживать его инициативу, то научить его чему-либо будет намного проще.
Одевание и раздевание для малыша – взаимосвязанные процессы. Но снять что-либо с себя проще, поэтому с этого и можно начинать. Уже с полутора лет стоит предлагать самостоятельно стащить с себя шапочку и носочки. После двух карапуз способен справиться и с другими предметами одежды. Родители должны поощрять даже незначительные достижения, хвалить его. Когда у него начнет получаться, он наверняка захочет попробовать и надеть что-то на себя.
Родителям придется проявить немало терпения. Ведь сначала ребенку будет сложно, непослушным пальчикам непросто одолеть застежки, делать он это будет очень медленно. Если торопить его, ругать за неспешность, то одевание у крохи начнет вызывать неприятные ассоциации и стресс. В дальнейшем он постарается попросту избежать этого, предоставив справляться с нарядом взрослым. Не надо спешить поправлять костюм, особенно если недочеты почти незаметные.
Как научить ребенка одеваться самостоятельно в 3-4 года
Научить малыша одеваться самостоятельно несложно, однако некоторые детки не могут быстро обучиться этому навыку. В таком случае родителям приходится прислушиваться к советам психологов, друзей и родственников которые сами столкнулись с этой проблемой. Как же научить ребенка одеваться самостоятельно в 3-4 года? – спросите вы. В поисках ответа следует учитывать возраст ребенка, самый оптимальный трехгодичный возраст. Если вашему малышу два года то нет смысла заставлять его учится одевать вещи самостоятельно, ведь в этом возрасте детки стремятся делать все сами. И настойчиво отстаивают свое мнение.
Итак, если вашему ребенку три или четыре года, то вам нужно принять во внимание советы приведенные ниже. Не требуйте от своего малыша быстро обучатся, и если он самостоятельно пытается одеться и у него что-то не получается не мешайте ему и не делайте замечаний. Со временем он исправит свои ошибки, и то что когда-то у него не получалось он сможет делать быстро и качественно
Со временем он исправит свои ошибки, и то что когда-то у него не получалось он сможет делать быстро и качественно
Не требуйте от своего малыша быстро обучатся, и если он самостоятельно пытается одеться и у него что-то не получается не мешайте ему и не делайте замечаний. Со временем он исправит свои ошибки, и то что когда-то у него не получалось он сможет делать быстро и качественно.
Если ваш ребенок посещает школу, то каждое утро просыпайтесь на полчаса раньше. Чтобы спланировать время для одевания. Благодаря этому обучение такому непростому делу пройдет быстро, удобно и комфортно не только для вас, но и вашего ребенка.
В случае, когда у вашего малыша нет никакого желания, учится самостоятельно одеваться, не отчаивайтесь, некоторыми действиями вы можете его подтолкнуть на эту работу. К примеру, оденьте носочки, колготки или кофту не полностью, и скажите, что он должен только подтянуть до конца вещь. Вот увидите, он наверняка сделает, так как вы попросили.
Предложите малышу снимать ту одежду, которая на ваш взгляд снимается очень просто. Спустя некоторое время он сможет справиться даже с зимней одеждой.
Известно, что любой навык формируется постепенно, и умение одеваться не исключение. Регулярно предлагайте ребенку решать несложные «задания», такие как продевание рук в рукава одежды, одевание носков, штанишек, шапки, рукавичек и т.д. Устройте увлекательное соревнование – кто быстрее сможет одеть футболку или другую вещь, малышу это понравится.
Сделайте вместе с ребенком увлекательный плакат (ватман), наклейте на него изображения вещей, в том порядке, в каком следует одевать одежду. Малыш будет на него смотреть и одеваться не только правильно, но и с удовольствием.
Помните, что усвоение различных навыков ребенка напрямую зависит от интеллектуального развития. Приобретите подходящие игрушки (одетые в одежду), они помогут малышу быстрее освоить процессы одевания. Очень полезны любые игрушки с карманами, застежками, липучками, шнурками, молниями, пуговицами и т.д
Обратите внимание на то, чтобы одежда была удобной, возможно нежелание самостоятельно одеваться кроется в неудобных вещах
Прослушайте к ряду этих советов, и в скором времени ребенок будет радовать вас успехами.
Этапы обучения
Даже крохи вполне понимают, какое назначение имеют предметы одежды. Достигнув двухлетнего возраста, они начинают активно участвовать в мероприятиях сначала по их раздеванию, а затем и одеванию. Сначала они поднимают кулачки для попадания в рукава, после упрямо стремятся затолкать ступни в обувь. Главное правило для взрослых — своевременно заметить такой благодатный период, чтобы применить детское желание в собственных «корыстных» устремлениях.
Так как же все-таки научить маленького ребенка всего 3 лет от роду одеваться? Это задача далеко не быстро решаемая, требуется к ней относиться с творческим подходом. Желательно в процесс подключать игры, незначительные хитрости.
Оборудуйте тренажеры для развития моторики
В качестве такого оборудования подойдет парочка заготовок из грубой ткани, на которые нужно пришить липучки, молнии, пуговицы, завязки. Во время развлечений малыш будет тренировать свои пальчики.
Подготовьте «шпаргалку»
Когда процедура одевания длится слишком медленно из-за того, что кроха забывает очередность движений, нарисуйте на плакате схему с алгоритмом действий. Картинку повесьте возле детского шкафчика, чтобы на глазах всегда подсказка.
Организуйте соревнование
Перед выходом на прогулку объявите забавный конкурс, победителем которого станет тот, кто шустрее успел правильно одеться. Маме придется постоянно «проигрывать», чтобы добавить уверенность ребенку. Позже правила слегка усложните: необходимо после выхода смотреться прилично.
Не злитесь
Крохе сложно научиться премудрости быстро. Поэтому наберитесь терпения, никогда не настаивайте, когда именно сегодня детка не желает что-то и почему-то выполнять без помощи взрослых. Рекомендуем предложить ему одеваться одновременно, вместо обычной одежки предложите более яркую.
Да, некоторым детям проще даются навыки самостоятельного обслуживания. Но это не повод торопить малыша, ругать его. Стремление стать независимым постепенно поможет, задача же родителей — максимально помочь крохе быстрее стать практически взрослым.
Колготки и штаны
Чтобы натянуть нижнюю часть одеяния, требуется выполнить такие действия. Ребенок держит руками слегка растянутую резинку, затем прижимает ее к себе без перекручивания. Потом нужно сесть на стул, плавно всунуть каждую ножку в чулки. Завершающий этап — подтянуть изделие вверх.
Платье и футболка
Очередность действий здесь выглядит так:
Подойти к одежде, развешенной на стуле.
Немного наклониться, приподнять предмет, не перекручивая его.
Просунуть голову через горловину, затем выпрямиться, протолкнуть поочередно в каждый рукав ладони.
Обувь
Для правильного выполнения мероприятия требуется выполнить поэтапно такие движения:
Выдвинуть поближе к себе ботинки, оставляя их состыкованными вместе.
Стать так, чтобы туфельки очутились между ножками.
Вставить поочередно каждую ногу в соответствующую обувь, после чего застегнуть крепление.
Не нужно бояться чересчур подробного алгоритма. Постепенно очередность действий будет более скомканой, у ребенка все начнет происходить автоматически. Однако поначалу требуется обучить малыша именно пошаговому руководству, чтобы он запомнил порядок движений.
Чего не стоит делать, чтобы заставить ребёнка учиться
Сравнивать с «сыном подруги»
Конкуренция, конечно, способна стать источником мотивации, но уже во взрослом возрасте и далеко не для всех. А если постоянно сравнивать ребёнка с другими детьми, это, наоборот, демотивирует и не поможет заинтересовать ребенка учёбой.
<<Форма курс 5-11>>
Переходить на личность
Как бы ни расстроил вас ребёнок своим очередным проявлением разгильдяйства, не оскорбляйте его. Слова ранят сильно, помните о том, что одна фраза может запомниться навсегда и стать установкой, которая негативно отразится на всей жизни человека.
Перегружать учёбой
В 1965 году американский педагог начальной школы Барбара Шил провела интересный эксперимент со своим классом из 36 трудных подростков. Она объявила, что каждый в течение дня сможет заниматься тем, чем захочет. Назавтра всё повторилось, но теперь Барбара помогала школьникам составлять план на день. Затем объяснила, что есть определённая учебная программа на неделю, которую нужно пройти. Результатом эксперимента стало то, что у всех ребят запустилась внутренняя мотивация, и они стали гораздо успешнее заниматься.
Не ставьте образование во главу угла, поощряйте хобби, занятия спортом, музыкой, творчеством. Оставляйте время на увлечения и общение с друзьями. Даже когда учёба станет любимым делом, нужны перерывы на другие занятия.
Продолжать ходить в обычную школу
Если вы чувствуете, что традиционная школьная система снижает внутреннюю мотивацию и природную любознательность ребёнка, подумайте о смене формата обучения. И тогда не придётся думать, как заинтересовать ребёнка учёбой, он сам будет учиться с удовольствием. С каждым годом всё больше мам и пап выбирают семейное обучение, где можно индивидуализировать учебный процесс и найти поддержку профессионалов. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда», к примеру, обучение проходит онлайн, но записи доступны в любое время: ребёнок сам выстраивает свой график дня, просматривает уроки, выделяет время на домашнюю работу.
Какие навыки называют жёсткими
Жёсткими навыками принято называть те умения, которые по сути являются профессиональными. Англичане называют их «hard skills». Этими навыками можно и нужно овладевать. Они основываются на запоминании последовательных действий и хорошо поддаются оцениванию.
Например, умение столяра изготавливать определённое количество табуретов в день — это жёсткие навыки. И тем они выше, чем быстрее мастер выполняет работу, чем меньше у его изделий изъянов и шероховатостей. Оценить такую работу можно по чёткой шкале, которая выражает в числах количество потраченного времени, количество допущенных ошибок и соответствие выбранному образцу.
Умение спортсмена брать определённую высоту в прыжке — это тоже жесткие навыки. Они появились в результате долгих и однообразных тренировок, похожих одна на другую. Умение водить автомобиль со временем оттачивается до автоматизма, как и мастерство готовить, чинить, танцевать и даже говорить на иностранном языке или оформлять документацию. Всё это жесткие навыки. Их значение в жизни человека сложно преувеличить, но если умения специалиста ограничиваются только ими, то приличный карьерный рост ему не по силам.
Почему? Рассмотрим вторую категорию навыков — мягких.
Материал по теме:
Секрет успешного воспитания ребёнка. Советы заботливым родителям
Почему ребенок не играет один?
Изначально все дети делятся на интровертов и экстравертов. Первые более усидчивые, им комфортно находится в одиночестве. Они живут своими внутренними переживаниями. Экстравертный ребенок не может без общества. Ему жизненно необходимо контактировать с людьми, быть в движении, получать новую информацию. Именно такие детки чаще всего не умеют занять себя сами, им скучно что-то делать в одиночку.
Помимо этого, на самостоятельность оказывает влияние манера воспитания. Многие родители вмешиваются и поправляют ребенка, когда он чем-то занят или увлечен. У малыша появляется неуверенность в своих силах, он становится наблюдателем, но не участником игр.
Другие факторы, которые негативно влияют на самостоятельность:
- неразвитое воображение из-за обилия мультфильмов, говорящих игрушек;
- нехватка качественного внимания со стороны родителя;
- изменения в семье (прибавление, переезд, развод, скандалы, выход на работу мамы или папы);
- отсутствие своего уголка, игровой зоны;
- изобилие игрушек;
- отсутствие распорядка дня.
Фразы, помогающие обучению ребёнка
Первое и самое главное правило – не одёргивать малыша, когда он стремится одеваться самостоятельно. Не ругайте и не критикуйте его зря. Естественно, что с первого раза у него может не получиться, но ничего страшного – получится с десятого. Вам нужно быть готовым к оторванным пуговицам, сломанным молниям, навыворот одетым штанам и кофтам – ни в коем случае не ругайте кроху, не кричите и не ворчите, лучше покажите, как надо правильно это делать! Иначе можно отбить желание у ребёнка учиться и пробовать ещё раз. Ваша поддержка здесь очень важна. Вот несколько фраз, которые подбодрят малыша:
А фразы из серии «Вот ты растяпа, никак не можешь одеться нормально», – произносить ни в коем случае нельзя, иначе можно отбить у ребёнка желание проявлять самостоятельность не только в одевании, но и во всём остальном, так как он перестаёт верить в свои силы. Пробудить в нём желание делать что-то самому будет пробудить гораздо сложнее.
Как сделать процесс обучения эффективнее
К процессу организации обучения нужно подойти очень ответственно. На одевание нужно уделить минимум полчаса, собираясь на прогулку или в детский садик. Этого времени достаточно для того, чтобы ребёнок мог потренироваться, и одновременно вы никуда не опоздаете.
Терпеливо объясните, где у вещи спина, а где перед, что такое изнанка у одежды. Повторять эту информацию придётся не один раз. Чтобы ребёнок легче запоминал, сначала выбирайте вещи, в которых сразу понятно, где передняя и задняя сторона. Со сложными застёжками и обувью со шнурками стоит подождать (обувь можно для начала выбрать на липучках, а лишь потом стоит переходить к шнуркам).
Если ребёнок просит помочь – не отказывайте. Ваш отказ заставляет малыша чувствовать себя беспомощным, и он теряет уверенность в себе. Поэтому лучше помочь, но ненавязчиво. Например, помогите засунуть ноги в разные штанины, а натягивает и застёгивает их ребёнок пусть сам. Это не только не повредит, но и поможет процессу обучения. А лучше старайтесь покупать ту одежду, которую ребёнок сможет без труда надеть сам.
Вспомогательные игры
- Одеться наперегонки. Устройте с малышом соревнование, кто быстрее оденется, и назначьте приз. Поддаваться стоит, но не слишком сильно, чтобы ребёнку было интереснее.
- Одеть любимую куклу. Пусть ребёнок оденет любимую игрушку также, как одевается сам.
- Нарисовать наряды. Можно нарисовать вместе с ребёнком одежду, которая ему нравится.
- Установить рекорд. Купите песочные часы и скажите ребёнку, чтобы он постарался одеться, пока весь песок не высыплется. Сначала это может быт 10 минут, потом 5 минут, потом 3 минуты. Каждый рекорд хвалите и поощряйте.
- Игры с переодеванием. Можно устроить домашний модный показ или попросить ребёнка нарядиться любимым сказочным персонажем. В процессе игры малыш постепенно будет приобретать навыки самостоятельного одевания.
- Игры на развитие мелкой моторики. Приобретите игрушки, где что-нибудь нужно зашнуровывать, собирать, нанизывать. Например, пластилин, конструктор, набор «сделай украшение сам» (все эти игры развивают умения ребенка владеть своими пальчиками).
Воспитать спокойного, уравновешенного и уверенного в себе ребёнка сложнее, чем забитого и закомплексованного. Но спокойный и уверенный в себе ребёнок гораздо счастливее чересчур послушного и покладистого, пусть на его фоне он часто выглядит менее воспитанным.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ:
Как научить ребенка одеваться?
Одевание является важным навыком для детей. Вы можете заложить фундамент, а затем помочь ребенку научиться одеваться в течение следующих нескольких месяцев.
Миссия родителей – это подготовить почву для развития навыковвашего малыша, и тогда ваш ребенок освоит умение самостоятельно и успешно одевать вещи и обувь. Вы лишь будете помогатьизучать эти базовые навыки одевания. Но ваш ребенок должен научиться это делать без всякой помощи. Умение одеваться создает уверенность, независимость и чувство достижения — и как только ваш ребенок это освоил,вы заметите, что утром ваши сборы станут быстрее!
Набраться терпения
Перед началом обучения родителям надо запастись терпением и настроиться на длительный процесс. Нельзя ругать малыша за медлительность и плохой результат. В противном случае он откажется заниматься делом, которое приносит неприятности. В ход пойдут капризы и слезы. Для начала стоит показать, как снимать штанишки, кофточки и другие предметы. Даже годовалый ребенок способен снять с себя шапочку.
Хвалить малыша
Если положить одежду в доступное место, малыш в игре попытается одеть что-нибудь на себя. Следует поощрять подобные попытки, показывать правильные движения. Например, одеть штанишки на ноги и попросить натянуть их повыше. Обязательно следует похвалить за удачное действие. Начинать лучше с простых предметов одежды, которые легко одеваются. Если у ребенка ничего не получается, он теряет интерес к такому занятию.
Дети подражают родителям
Дети всегда подражают своим родителям. Можно собираться с малышом, не забывая подробно объяснять порядок одевания. При достаточных навыках проводится шуточное соревнование, кто быстрее оденется
Важно создать и поддерживать хорошее настроение. Можно петь детские песенки и рассказывать подходящие стишки
Как уговорить ребенка одеваться?
В любой учебе важно заинтересовать ученика, найти правильный стимул. Например, предложить сходить погулять, если он сам оденется. Хорошим подспорьем станут игрушки, на которых есть пуговицы, застежки, завязки и липучки
Ребенку интересны подобные вещи, в процессе игры он натренирует свои пальчики и научится обращаться с одеждой. Можно устроить соревнования между ребятишками – кто быстрее наденет штанишки или кофточку. Небольшой приз в виде сладости усилит интерес
Хорошим подспорьем станут игрушки, на которых есть пуговицы, застежки, завязки и липучки. Ребенку интересны подобные вещи, в процессе игры он натренирует свои пальчики и научится обращаться с одеждой. Можно устроить соревнования между ребятишками – кто быстрее наденет штанишки или кофточку. Небольшой приз в виде сладости усилит интерес.
Детская обувь на липучках
Маленьким деткам не нужны шнурки на обуви, намного удобнее липучки или замочки. Вся одежда должна легко сниматься и одеваться, не стеснять движений. Штаны и колготки лучше одевать сначала сидя, а потом вставать и натягивать дальше. Ребенок скорее запомнит, как правильно одеваться, если на предметах одежды будут спереди карманы или рисунок.
Иногда малышу не нравится определенная вещь, и он отказывается ее одевать. Она может колоться или быть неудобной в носке. Следует просто убрать из обихода.
Вот приблизительное руководство, как научить ребенка одеваться самому. Имейте в виду, что каждый ребенок индивидуален и будет развивать навыки с различными скоростями.
Общие рекомендации для всех возрастов
Безусловно, раздеться куда проще, чем одеться. Поэтому заранее уже годовалого ребенка можете просить раздеться. Начните с самого легкого, расстегивание замков, снятие головных уборов. Затем присоедините к этому ботинки и штаны.
Малыш может испугаться такого большого количества одежды, не понимая, что и зачем ему придется надеть. Давайте в руки каждый элемент одежды, подсказывая, на каком месте он должен находиться.
В итоге вы не заметите, как быстро ребенок смог самостоятельно одеться. Для начала можно разделить вещи условно на те, что надевает мама и те, что самостоятельно надевает малыш. Постепенно увеличивайте одежду у малыша, убирая её от мамы.
Намного проще надевать вещи, которые чуть большеваты, особенно это относится к носкам и штанам. Поэтому не стоит покупать одежду впритык. Она может быть слегка свободной.
Каждый день не следует настаивать на самостоятельном одевании. Возможно, ребенок не выспался или просто заболел. Если у малыша нет желания, тогда следует одеть его самостоятельно, не настаивая и не ругаясь за это.
Обязательно просите малыша, чтобы он помог вам выбрать гардероб. Не будьте столь требовательны, если кроха выбрал не красную, а зеленую футболку. Поверьте, для детей нет столь явного значения.
Как учить ребенка одеваться?