Как правильно наказать ребенка за плохое поведение и непослушание, можно ли физически

С какого возраста можно наказывать ребенка?

Наказание в возрасте до 2-2,5 лет не несет никого смысла. Ребенок, скорее всего, поймет лишь одно – родители перестали любить его, и не разрешают играть в обычные игры. В этот промежуток взросления малыш понимает, что его игрушка сломана, а постель испачкана карандашами или красками, но его мышление еще не достаточно развито для того, чтобы связать вместе от чего это получилось и кто в этом виноват. Поэтому, гораздо проще не наказывать ребенка в 2 года, а планомерно объяснять ему как обходиться с вещами и предметами, почему тарелка может разбиться, а машинка может лишиться колесиков.

Можно ли наказывать ребенка в 2 годика? Нет, скорее просто пожурить и собственным примером показать, какие поступки могут порадовать близких людей, а какие огорчить.

Умение управлять собственными поступками и поведением приходит к малышу в 2,5-3 года. Но и в этом возрасте наказывать непослушного ребенка нужно правильно. Прежде всего, не кричите, старайтесь рассказать малышу, что он не прав строго, но спокойно. Пройдет еще пол года или год, и кроха начнет отличать хорошие поступки от плохих. Однако боясь вашего гнева, скорее всего, не расскажет сам, что именно он натворил.

В трехлетнем возрасте ребенок начинает чувствовать независимость и очень часто идет наперекор своим родителям не потому, что чувствует правоту, а потому, что старается показать, насколько сильно он уже может сопротивляться. Как наказывать ребенка в три года, если он начал показывать свое «я» и стоять на своем во что бы то ни стало?

Выбирая, как правильно наказывать ребенка в 3 года нужно учитывать и то, насколько вы сами можете управлять в данную минуту своими эмоциями, умеете ли выслушать малыша, уделить время для разговора и детального разбора его поступка. Ведь, как известно, этот возраст славится своим «Почему?», и может быть, вызвав интерес у крохи, вы сможете раз и навсегда остановить порчу обоев в прихожей или «игру за хвостик» с котенком.

В возрасте от 3 лет и старше причин непослушания может быть несколько, и как наказать ребенка в 4 года и старше, зависит именно от того, почему он поступил неправильно:

  • Малыш самоутверждается;
  • Кроха испытывает недостаток вашего внимания и старается обратить его на себя;
  • Взрослый обещал что-то и не сделал, и теперь ребенок старается изо всех сил «насолить» взрослому обидчику;
  • Малыш потерял веру в себя, слыша каждый раз какой он «недотепа», «не аккуратный» и «не умелый», и решил подтвердить мнение родителей.

Выбирая наказание, помните, что вслед за ним обязательно последует прощение, а значит – вы никогда не должны напоминать малышу о случившемся.

Как не следует наказывать

  • Читать нотации и утомлять ребенка длительными рассуждениями Он их просто не поймет и не воспримет. Говорить нужно четко и кратко: «Нельзя дергать кошку за хвост. Ей больно».
  • Ругать ребенка за то, чего сами родители не исполняют. Это вызовет у малыша протест и может породить чувство неуважения к ним. Дети, особенно маленькие, часто повторяют действия взрослых. Поэтому, запрещая своему чаду произносить плохие слова, родители, прежде всего, должны исключить их из собственной речи.
  • Наказывать «для профилактики». Наказание должно быть только за конкретный совершенный проступок.
  • Повышать голос. Ребенок может просто впасть в ступор и перестать понимать кричащего на него родителя. Лучше успокоиться и сделать внушение ровным строгим тоном.
  • Откладывать наказание. Не нужно говорить, придя на детскую площадку: «Вчера ты плохо себя вел, поэтому сегодня ты не будешь кататься на качелях». Детская психика очень гибкая, и ребенок может не вспомнить, за что же именно он наказан. С его точки зрения наказание будет несправедливым и непонятным. Особенно это касается детей младшего возраста.
  • Действовать непоследовательно. Если сегодня ребенку что-либо запретят, а завтра разрешат это делать, он будет сбит с толку и окончательно запутается, что можно, а что нельзя.
  • Грозить заведомо невыполнимым. Не стоит говорить: «Никогда больше не пойдешь гулять!»
  • Принимать воздействующие меры во время приема пищи, игр или перед сном.
  • Использовать в качестве наказания физический труд или учебные занятия. В памяти ребенка останутся связанные с этим негативные впечатления, что может привести, например, к снижению мотивации к учебе.
  • Запугивать малыша тем, что мама и папа не будут его любить. Для ребенка нет ничего страшнее, чем отсутствие родительской любви. Ни при каких обстоятельствах он не должен сомневаться в том, что он нужен и любим.

Можно ли наказывать детей, применяя силу?

Главное – правильно выбрать, как наказать ребенка за плохое поведение. Если ваша цель – разъяснить малышу, в чем его вина и в дальнейшем не допустить подобного, необходим конструктивный спокойный разговор, с акцентом на тех действиях, которые вас расстроили.

Как бы ни провинился кроха, ни в коем случае не бейте его, и уж тем более не наказывайте ребенка ремнем. Помните, что это только кратковременное решение вопроса, которое чаще всего вызывает у малыша обиду на вас. Когда эмоции утихнут – у вас возникнет колоссальное чувство вины и жалости к крохе. Поверьте, если наказание влечет за собой такие чувства, то оно того не стоит.

Кроме того, старинная поговорка «не поротый сын – бесчестье отцу» канула в лету. Наказание детей в старину было обусловлено стремлением старшего в семье подчинить себе младшего, быстро и безоговорочно. А связано это было с тем, что детей в семьях было много, а особого времени на воспитание у родителей никогда не было. Розгами быстро ставился на место провинившийся, а заодно и все остальные получали наглядный пример. Современные методы воспитания приветствую более лояльные подходы и методы наказания.

И конечно, выбирая малышу наказание, не забудьте хорошо взвесить причину плохого поведения. Излишняя агрессия или подвижность, намеренная и целенаправленная порча имущества может послужить поводом обратиться к детскому психологу или невропатологу.

Как устанавливать правила и запреты

Запреты вида «нельзя, потому что ты еще маленький» не работают, а только обижают малыша, подрывают его уверенность в себе и своих способностях. Ему непонятно, почему ему нельзя, а маме и папе можно. Ребенок будет стремиться нарушить запрет, сделать назло родителям, доказать, что он тоже может.

Чтобы ребенку стало понятно, почему нельзя трогать те или иные предметы, совершать определенные действия, нужно объяснять. Электричество, огонь — это очень нужные вещи

Но с ними нужно обращаться осторожно. Если не соблюдать правила, то может ударить электричество, обжечь огонь

Если мама и папа не будут соблюдать правила обращения с огнем, он обожжет и их тоже. Есть правила и запреты для всех, а не только для детей.

Наказания — бессмысленны. Если ребенка наказывать, когда он пытается дотронуться до горячей плиты или прикоснуться к розетке, то опасность будет ассоциироваться у ребенка с родителем. Франсуаза Дальто приводит в пример своего сына, который после удара током из розетки сказал: «Там папа». А потом еще долго показывал на розетку и говорил: «Папа там». То есть ребенку кажется, что это его не ток ударил, а папа. Ведь это он приказывал не трогать розетку, вот и наказал за нарушенный запрет.

Покажите, как нужно и можно. Ножницы можно трогать, аккуратно. Это значит сесть за столик рядом с мамой и без лишних резких движений отрезать кусочек бумаги. Когда отрезал, нужно положить ножницы на место. Теперь снова можно бегать. Мама и папа тоже режут аккуратно, ведь они острые

Мама и папа тоже могут порезаться, им тоже будет больно, если они не будут обращаться с ними осторожно. Мама уже много раз резала ножницами, она знает, как с ними обращаться, поэтому она посидит рядом и подскажет, как правильно

Ребенок получил опыт обращения с острым предметом, он понял, как его использовать, он понял, что взрослые обращаются с ним так же, что правила есть для всех. Мама и папа рядом чтобы помочь ему, а не наказать и запретить.

Дайте ребенку прожить ситуацию самостоятельно в облегченном виде. Многие дети очень не любят теплую одежду. Родители кутают их, боясь, что ребенок простудится и заболеет. Каждая просьба надеть шапку или теплое пальто сопровождается истериками. Однако если бы ребенок мог выйти в прихожую или на балкон без одежды хотя бы на несколько минут, он бы понял на своем опыте, что без теплой одежды может быть холодно. Он бы замер, забежал в дом, отогрелся. Тогда мамины слова «Ты замерз, потому что на балконе холодно. Поэтому я просила тебя надеть куртку» приобретают конкретный смысл.

Конечно, если возникает опасность для жизни ребенка, тут не до разговоров. Нужно срочно оттащить ребенка от розетки, отнять нож, снять с подоконника. Но потом вместо наказаний гораздо эффективнее поговорить с ребенком и объяснить ему, с какой опасностью он столкнулся и что вы тоже так не делаете. Объясните так, как понимаете сами, как чувствуете. Только настоящие, понятные самим взрослым правила принимает ребенок. Это касается любых запретов.

Соблюдаем важные правила

Чтобы наказать «правильно», с педагогическим подходом, важна мораль. Перед воздействием обязательно следует разговор и объяснение, за какой проступок, почему любящие мама и папа ставят малыша в угол, лишают просмотра мультиков или заставляют идти спать. В слове заложена мощная сила, энергия убеждения. С его помощью ребенку, как взрослому, рассказывают, к каким последствиям приведет шалость, грубость или отказ подчиниться требованиям взрослых.

Главные правила, на которых основана методика наказания, гласят, что:

Наказанием нельзя пугать (не путать с предупреждением).
Воздействие без объяснения причин (из-за плохого настроения, неважного самочувствия) не эффективно.
Воспитание основано на системе, а не случайных повторениях.
Крик, разговор на повышенных тонах – признак слабости.
Наказание ради самого факта наказания является лишним поводом травмировать психику ребенка.

Между фразами «пожалуйста, не делай так, потому что…» и «вот придет папа, он тебя обязательно накажет» разница громаднейшая.

Шлепок или отправление в постель без сопутствующего диалога с конкретизацией причины также вызовут негативную реакцию, непонимание, что было не так. В голове у ребенка должны сформироваться четкие правила поведения. Какие-либо «исключения» (сегодня я тебя ругать не буду, перенесем на следующий раз) порождают хаос, сбой установок и потерю ориентации в логике поступков взрослых.

Многие родители удивляются, почему нельзя кричать. Человек во взбудораженном состоянии плохо себя контролирует, допускает ошибки, может наговорить лишнего или неосознанно причинить боль – вот в чем опасность разговоров на повышенных тонах, криков. И, наконец, поддержание малыша в состоянии постоянного ожидания наказаний за любую, даже мелкую, провинность – путь к садизму и бытовой тирании, превращению ребенка в неврастеника.

Почему не рекомендуют шлепать?

Шлепать детей по попе или по рукам любят многие родители. Однако такое наказание редко бывает эффективным. Почему? Если шлепать ребенка слабо, то он скорее воспримет это как игру.

Может даже специально будет напрашиваться на такое наказание, чтобы привлечь внимания. Ведь боли такой шлепок не приносит. Воспринимать его как запрет могут разве что совсем малыши в 1-2 года, если при этом сделать соответствующее лицо.

Если шлепать сильно, чтобы было больно – то это уже физическое насилие. Хотя некоторые родители применяют и такое наказание и даже жестоко наказывают непослушных детей ремнем.

Они обосновывают это тем, что иначе ребенок не понимает. Однако оправдывая физическое насилие в любой степени, родители расписываются в собственной беспомощности.

Насилие порождает ответную реакцию. Ребенок решит, что более сильный может обижать слабого, и будет вымещать обиду на том, кто слабее, например, другой ребенок или животное.

Кроме того постоянное ожидание физической боли наносит психологический вред малышу.

Поэтому, если родители не хотят потерять доверие своего ребенка, то стоит применять другие методы воспитания, нежели физическое наказание. Особенно восприимчивы к такого рода наказаниям дети в возрасте 4 лет.

Как завоевать авторитет у питомца

Предки собак жили в стаях и подчинялись вожакам

Для успешной дрессировки человеку очень важно завоевать авторитет у питомца. Хозяину нужно выступать в качестве вожака

Когда щенок попадает в семью, то он ищет свое место в иерархии стаи

Для хозяина очень важно с первых дней утвердить свое главенство, иначе собака будет расти непослушной. Чтобы с самого начала завоевать авторитет у питомца, нужно проявлять много внимания и заботы

Необходимо регулярно гулять со щенком, разговаривать с ним и поощрять лакомствами за хорошее поведение. Собака признает лидерство того человека, кто о ней заботится.

Порой хозяева оставляют без внимания неправильное поведение щенка. Это подрывает их авторитет и приводит к стойкому непослушанию питомца. Нужно категорически запрещать собаке совершать следующие действия:

  • спать без разрешения в постели хозяина;
  • прыгать на кровати, кресла и диваны;
  • воровать еду со стола;
  • кусаться;
  • вырываться и пытаться убежать во время прогулки.

Следует ежедневно разучивать со щенком простые команды, например “Дай лапу” или “Сидеть”. Это поможет хозяину поддерживать свое лидерство и авторитет.

Как и за что нельзя наказывать?

Помните, что ваша наказание первую очередь должно быть адекватно проступку. Не стоит вводить серьезные санкции за несерьезные провинности. Во-первых, такой подход обесценивает само наказание. Во-вторых, теряется мотивация вести себя хорошо и соблюдать правила. Поставьте себя на место ребенка: будете ли вы слушать начальника, который штрафует вас за то, что вы забыли убрать степлер в ящик стола? Скорее наоборот. Такое поведение заставит вас как минимум бунтовать против начальника-самодура, как максимум — сменить работу. Ребенок не может сменить родителей, поэтому он будет бунтовать и игнорировать правила.

Особенности собачьей психологии

Перед тем как наказывать щенка за непослушание, хозяину нужно досконально изучить особенности психологии собаки. По своей природе эти животные довольно послушны. В них генетически заложено подчинение вожаку.

Психика собаки довольно проста. Животным недоступны сложные мыслительные процессы, но они хорошо понимают причинно-следственные связи. Если за плохими поступками щенка незамедлительно следует наказание (отрицательное подкрепление), а за хорошими – поощрение, то питомец усваивает правильные формы поведения. На этом и основан процесс дрессировки.

Каждому хозяину следует изучить, как правильно наказывать щенка за непослушание. Нельзя действовать под влиянием плохого настроения или давать волю гневу. Это может привести к печальным последствиям.

Специалисты считают, что собаки не способны мстить. Но несправедливое или жестокое наказание остается в памяти животного. Это может привести к формированию нежелательных черт характера: озлобленности, агрессивности или трусливости

Поэтому, наказывая щенка, нужно действовать осторожно и взвешенно

Как наказывать ребенка правильно?

  1. Наказывать ребенка нужно, учитывая его возраст и уровень развития.
  2. Будьте последовательны. Наказание должно следовать за проступком, а не сваливаться малышу на голову, когда он уж и позабыл, в чем провинился.
  3. Наказание должно быть соразмерно шалости. Родительскими правами тоже лучше не злоупотреблять.
  4. И если уж вы наказываете за проступки, то пусть ребенок имеет и поощрение за хорошее поведение.

Это универсальные советы, которые будут актуальны для детей любого возраста.

При этом для каждого отдельного возраста существуют свои нюансы. Пик непослушания приходится на так называемые возрастные кризисы – в 3 года, в 7 лет и в 13 лет. Есть еще кризисы 1 года и 17 лет, но говорить о сознательном поведении в 1 год не приходится, а в 17 лет ребенок уже почти студент. Поэтому эти периоды мы рассматривать не будем.

В каждом из этих возрастов есть свои особенности поведения. Для каждого из этих возрастов существуют свои меры воздействия.

Наказание в два годика

Пока ребенок совсем маленький, наказывать его бессмысленно. До определенного возраста он еще и не понимает даже, что хорошо, а что плохо. До двух лет, к примеру, он даже не поймет, что наказание как-то связано с тем, что он сделал. В этом возрасте он сам себя не до конца осознает отдельной личностью.

Тем не менее,  стоит обратить внимание на слова доктора Комаровского как правильно наказывать детей на этом видео:

Помню свою старшую дочь ближе к двум годам. Как она смешно ходила по комнате и показывая пальцем на запретные предметы говорила с нахмуренными бровями «Зя, зя!» Вы наверное догадались, что это детское «нельзя».

Несносные трехлетки и меры воздействия

В 3 года ситуация еще больше меняется. С этого возраста малыш начинает осознавать, что он личность. В это время как раз и начинает проявляться его воля. Он часто капризничает, может делать наперекор, не слушается. Это нормальное явление, и само по себе наказания не заслуживает.

К примеру, если где-то ребенку стало очень скучно, а мама увлеченно болтает с подругой, он начнет привлекать внимание и капризничать. Потому что сам, к сожалению, пока уйти домой или куда-то еще не может

И пытается показать маме, что что-то не так. Будь он постарше, он бы встал и ушел сам. Не было бы никакой проблемы! Да и взрослые по собственной воле идут туда, куда хотят. Поэтому чувства малыша, привязанного ко взрослому, можно понять.

Но это не значит, что на поведение ребенка не нужно обращать внимания. Он уже достаточно большой, чтобы понимать слово «нельзя».

Например, если он громко кричит на взрослых или бросается игрушками, обижает старшего братика или сестричку, капризничает.  Отведите его в комнату и закройте там ненадолго одного. Только ни в коем случае не в темноте. Вы учите его, а не пугаете. Пусть выплеснет свою агрессию. Как только он затихнет, приведите его обратно. О том, что делать если малыш не хочет ложиться спать, читайте тут.

Но будьте последовательны! Если вы каждый раз будете поступать подобным образом, он выучит урок: дурным поведением он добивается только того, что никто не хочет с ним общаться.

Наказание  четырехлетних детей

В 4 года и в 5 лет ситуация может немного усугубиться из-за особенностей возраста. Ребенок не только осознает свое «я», но и активно интересуется окружающим миром. Он проверяет свои собственные и ваши границы.

Четырехлетние и пятилетние дети часто балуются в процессе познания мира, лишь для того, чтобы понять, куда они могут зайти без последствий.

Поэтому важно дать понять, где пролегают эти границы, и где находится твердое «нельзя». При этом неплохо было бы объяснить ребенку, почему нельзя, если есть такая возможность

Так ребенок поймет, в чем смысл запретов и ограничений.

Например, если он не выдержал и съел запретную конфету, то в следующий раз он останется без нее. Почему? Потому что свою долю он уже съел. А еще – потому что он, возможно, лишил конфеты одного из домочадцев и теперь ему нужно показать, каково это – остаться без конфеты. Это справедливо, наглядно и поучительно.

Не даром даже есть термин «наказание последствиями».

Видео ответ родителям нужно ли наказывать ребенка и как правильно это делать:

Оправданно ли наказание детей?

Ребёнка, которого мамы и папы избивают за любую провинность, постоянно угрожают отдать Бабайке или страшному волку, на несколько часов оставляют в углу или тёмной комнате, часто и подолгу бойкотируют, можно, без сомнения, назвать несчастным.

Подобные методы воспитания в дальнейшем наверняка аукнутся понижением самооценки, чувством недоверия к окружающему миру, недолюбленностью.

Можно сказать, что подобные дисциплинарные методы, применяемые некоторыми родителями, нельзя отнести к воспитанию, по сути это обычная жестокость.

Однако и абсолютная вседозволенность – тоже не лучший вариант. Если у подростка или ребёнка помладше возникнет убеждённость, что ему всё дозволено и ничего ему за это не будет, то не произойдёт разграничение поступков на плохие и хорошие.

Очень частый вопрос родителей звучит следующим образом: как вести себя, если ребёнок не слушается. Этой теме посвящена отдельная статья детского психолога.

Выходит, что наказание всё же необходимо, однако это понимание не уберегает родителей от ошибок. Почему-то подросшие дети начинают припоминать, как на них кричали при всех, шлёпнули незаслуженно ремнём или поставили в угол «просто так».

Наказание должно быть эффективным — важно, чтобы поведение подростка изменилось в лучшую сторону и он понял, что поступать так совершенно непозволительно.

К сожалению, большинство детей не совершают что-то не потому, что понимают тщетность или недальновидность своего поступка, а оттого, что боятся поимки и соответствующего наказания.

У адекватного наказания, согласно мнению психологов, имеется несколько важных задач, среди них:

  • исправление опасного либо нежелательного детского поведения;
  • контроль над определёнными прежде границами дозволенного;
  • поддержка родительского авторитета;
  • возмещение причинённого ребёнком ущерба;
  • предотвращение нежелательных поступков в будущем.

Таким образом, большинство экспертов склоняется, что наказывать всё же необходимо. Осталось только понять, с какого возраста это делать, за что и как «карать», и каким образом продемонстрировать ребёнку, что родители его по-прежнему любят.

Наказание ребенка 3-5 лет

С трех лет допустимо применять первые наказания. К примеру:

1. Малыша можно ставить в угол, либо завести особый стульчик, коврик, место для провинившихся.
2

Важно выяснять причины проступков. Многие вещи ребенок делает не из-за вредности, а вследствие природного любопытства. Если отбить тягу к знаниям, он станет пассивным и безынициативным

Лучше знакомиться с миром вместе, чем потом упрекать кроху за провинности.
3. На некоторых детей отлично действует обычное повышение голоса. Это словно отрезвляет их. Но кричать часто нельзя.
4. Покладистым дошкольникам хватает и строгого взгляда.
5. Многие родители применяют метод запугивания. Однако он является весьма неоднозначным, так как подобным способом легко развить в чаде комплексы и фобии.
6. Лишение малыша мультиков или сладостей. Конечно, запрещать смотреть телевизор на неделю не очень разумно, а вот на несколько часов вполне оправданно

Если отбить тягу к знаниям, он станет пассивным и безынициативным. Лучше знакомиться с миром вместе, чем потом упрекать кроху за провинности.
3. На некоторых детей отлично действует обычное повышение голоса. Это словно отрезвляет их. Но кричать часто нельзя.
4. Покладистым дошкольникам хватает и строгого взгляда.
5. Многие родители применяют метод запугивания. Однако он является весьма неоднозначным, так как подобным способом легко развить в чаде комплексы и фобии.
6. Лишение малыша мультиков или сладостей. Конечно, запрещать смотреть телевизор на неделю не очень разумно, а вот на несколько часов вполне оправданно.

Наказание ребенка в 5-7 лет

Подросшему крохе легче объяснить правила поведения. Поэтому рекомендуется чаще беседовать с ним, предупреждать. Дошкольник должен знать, что ждет за тот или иной поступок.

Можно использовать ряд мер:

1. Исправление проступков. К примеру, если малыш раскидал мусор, он обязан самостоятельно убраться, если раскрасил зеркало маминой помадой, то ему необходимо отмыть предмет и так далее.
2. Временная изоляция. На небольшой период можно оставить чадо в одиночестве, чтобы оно подумало над своим поведением.
3. Иногда ребенок лучше понимает, если наказывает посторонний человек.
4. Дошкольник может сам выбрать для себя меру дисциплинарного воздействия. Главное, чтобы та соответствовала провинности.
5. Игнорирование. В 5-7 лет кроха особо нуждается в общении с родителями, поэтому бойкот станет для него эффективным способом воспитания.

Чего взрослым делать нельзя


Со стороны родителей нельзя применять следующие меры:

1. Лишать чадо естественных потребностей — сна, еды, туалета.
2. Злоупотреблять наказаниями запрещено, ведь угнетение детской психики приводит ко многим проблемам.
3. Не стоит регулярно вспоминать о прошлых проступках.
4. Унижать и бить малыша недопустимо.
5. Если ребенок совершил провинность давно, то нет смысла наказывать сейчас.
6. В процессе воспитания не должны быть только запреты, также требуется и похвала.
7. После конфликта стоит простить друг друга.
8. Не нужно требовать от чада того, что он выполнить не в состоянии. К примеру, купить новую вещь, починить сломанные часы, повернуть время вспять.
9. Если родители не будут применять адекватные меры воздействия, то малыш поверит во вседозволенность, перестанет уважать взрослых.
10. Никогда нельзя говорить ребенку о том, что его перестали любить.
11. Воздействие на чадо не должно ущемлять достоинства. Оно направляется на проступок, а не на личность.
12. Воспитательные методы следует подбирать индивидуально, не стараясь подражать знакомым и друзьям.

Таким образом, чтобы не причинить вред психическому и физическому здоровью крохи, следует наказывать его грамотно, руководствуясь определенными правилами. Жестокость по отношению к дошкольнику запрещена. Меры воздействия обязательно должны согласовываться с возрастом чада, а также со степенью его вины. Заслужить детское уважение посредством подзатыльников и ремня не удастся. Существуют более гуманные и эффективные способы. Потребуется немало терпения со стороны родителей, однако результат того стоит.

Как нельзя наказывать?

Использовать сарказм, иронию и критические замечания можно только в том случае, если у ребенка хорошее чувство юмора и он спокойно относится к критике. Если у ребенка и без того проблемы с самооценкой, ваша ирония усугубит их. Если ребенку, который итак считает себя неуклюжим, сказать, что его грациозности мог бы позавидовать бегемот, это не поможет ему стать более осторожным и внимательным, а подтвердит его уверенность в собственной ненормальности. Нельзя также использовать и оскорбительные замечания в духе «только дурак мог так поступить». Они не помогают ребенку понять, что он сделал неправильно, но сильно влияют на его самооценку.

Вопрос о физических наказаниях вообще не должен подниматься. Для детей с тонкой психической организацией физическое наказание станет концом света. Для детей с более устойчивой психикой они быстро станут нормой и только озлобят его. Кроме того, рано или поздно ребенок вырастет и поймет, что можно давать сдачи. Это касается не только шлепков или подзатыльников. Это относится и к ограничениям в еде, запирании в комнате, отправлении в угол и прочих физических методах воздействия на ребенка.

Уходить от ребенка или угрожать, что отправите его в детский дом за «неправильное» поведение, тоже нельзя. Страх, что родитель оставит его, — один из самых сильных у детей. Если мы постоянно говорим о том, что такой ребенок нам не нужен, что мы уйдем от него, пострадает не только самооценка ребенка, но и базовое доверие к миру

Как можно быть уверенным, что мир — безопасное место, если самое важное — родители — могут уйти из-за неправильного поведения?

Когда мы повышаем голос или кричим, мы расписываемся в собственном бессилии и том, что у нас нет аргументов. Да, как разовая акция крик работает. Возможно, он сработает во второй и даже в третий раз

Но со временем ребенок перестанет обращать на него внимание

Эффективность воздействия

Наказание, при котором ребенок готов будет своими силами исправить последствия своего проступка, является наиболее эффективным. Нужно не заставлять, а побуждать малыша принять такое решение. Например, убедить его собрать раскиданные вещи или игрушки. Можно сказать крохе, что игрушкам холодно лежать на полу, они будут плакать. Или убедить ребенка постарше вымыть испачканную обувь, объяснив, что его любимые ботинки могут быстро прийти в негодность, если не ухаживать за ними, и их придется выбросить. Попросить склеить порванную книгу, объяснив, что с книгами нужно обращаться бережно и рассказав о значимости книг.

Родителям следует адекватно оценивать возможности своего чада. Если малыш не в силах самостоятельно исправить то, что он сделал, ему обязательно нужно помочь.

Основная цель наказания

Цель воздействия заключается в доведении до сознания ребенка тривиальной истины «что такое хорошо, а что плохо». Это нужно, чтобы сформировать в представлении малыша систему ценностей, правил поведения в кругу сверстников, семье и обществе. Получается, наказывать можно, но нельзя проявлять чрезмерное усердие.

Как поступить? По статистике, склонность к физическим воздействиям проявляют те взрослые, кого в детстве наказывали родители. Логика рассуждений следующая: из меня ремнем человека сделали, и я так же буду поступать. Получается замкнутый круг. А вот японские родители своих детей до 3 лет холят и лелеют, а уже потом постепенно приучают к жесткой дисциплине, в соответствии с почти самурайскими традициями.

Таким образом, существуют следующие цели, «оправдывающие» наказание:

  • разъяснение малышу недопустимости его поведения;
  • закладывание моральных принципов, понятий норм и правил поступков.

Насколько верны данные предпосылки, нам предстоит выяснить далее.

Как правильно наказывать детей

Какие есть правила, как, избегая шлепков и ударов, реагировать на провинности ребенка?

Важно помнить, что мы наказываем ребенка для того, чтобы что-то ему объяснить, научить, расставить границы дозволенного, а не унизить, оскорбить и обидеть. 

Наказание должно соответствовать возрасту и проступку ребенка.
Оно не должно наносить ни физического, ни психологического вреда.
Не работает: «Я навсегда забираю у тебя планшет!» Дети не понимают, что такое «навсегда», это идет в разрез с их ощущением времени.  
Нельзя наказывать важными вещами: едой, сном, чтением, общением с друзьями и близкими людьми.  
Наказание должно отвечать на вопросы: «За что?», «В каком объеме?» и «На какой срок?»  
Если вы озвучили свое решение о наказании, крайне важно его выполнить.   

Эксперты:

Юния Корнеева

Виктория Анатольевна Габышева

С какого возраста можно прибегать к наказаниям?

Например, японским детям вплоть до трехлетнего возраста позволяют абсолютно все. Такое отношение объясняется тем, что дети начинают воспринимать себя обособленно, как индивидуальность только с 2,5-3 лет. Малыш проявляет все больше самостоятельности, он говорит о себе уже в первом лице. Сигналом о том, что кроха перешел на новый более активный этап формирования личности, может служить фраза вроде “я сам”. Более того, в этот период он уже понимает причинно-следственную связь между проступками и наказаниями

Такая вседозволенность имеет под собой все основания, но родители должны обладать колоссальным терпением и умением переключать внимание ребенка

Тем не менее, такой метод не исключает надобности воспитывать малышей до этого срока. Полуторагодовалому или двухлетнему малышу все же не следует разрешать бить, кусать, щипать, причинять боль окружающим, пытаться засунуть пальцы или другие предметы в розетки и в целом совершать нежелательные действия

В совсем юном возрасте намного легче просто перевести детское внимание и занять чем-нибудь другим. Наказанием также может выступать и неодобрение со стороны взрослого

Важно отметить, что до 5-летнего возраста ребенок многое повторяет за окружающими его людьми. Чаще всего примером подражания для него являются родители, близкие родственники или люди из постоянного круга общения

Каким будет их поведение, так себя поведет и малыш. Наказывать же за собственные ошибки неразумно. Также всегда необходимо объяснять крохе, что хорошо, а что плохо.

В качестве вывода

Наказание – метод неоднозначный, поэтому мнений и суждений о возможности и желательности его применения существует множество. Следует подвести краткие итоги вышесказанного и озвучить самые важные и полезные мысли.

Идеального ребёнка не существует. Малыш – это личность, у которой есть желания, не всегда совпадающие с требованиями родителей

Результатом этого противоречия и является наказание.
Детей младше 2 — 3 лет не имеет смысла наказывать, поскольку они ещё не понимают взаимосвязь между своим поступком и родительским воздействием.
Важно учитывать возможные причины непослушания, иногда знание мотивов приводит к отказу от применения наказания.
Нельзя наказывать детей за стремление познать окружающий мир, за желание помочь или неосторожные поступки. А вот злонамеренные действия должны быть наказаны.
Все вопросы, касающиеся мер дисциплинарного воздействия, нужно согласовать со всеми членами семьи.
Лучше использовать конструктивные методы воздействия на ребёнка, которые должны помочь исправить детское поведение.
Следует отказаться от физических наказаний (по возможности), угроз, оскорбительных действий

Осуждать нужно проступок, а не личность ребёнка.

Вопрос, как наказать ребенка за непослушание или серьёзный проступок, должен решать самостоятельно каждый родитель

Самое важное в такой ситуации – выбрать максимально конструктивный метод, который поможет изменить детское поведение

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitter
Напишите комментарий