Как и в каком возрасте начинать знакомить ребенка с театром

Роль театра в жизни дошкольника

Первое знакомство с простыми видами театра малыш получает дома. Когда вы склоняетесь над колыбелькой крохи и озвучиваете игрушку – происходит чудо оживления персонажа вашей игры. Дети воспринимают героев таких игр как живых, дружат с ними, общаются.

Пальчиковые театры, различные петрушки, куклы-перчатки, ролевые игры являются подготовкой к знакомству с настоящим спектаклем на сцене в исполнении деятелей искусства. Дети, с которыми с раннего возраста разыгрывают разнообразные сюжеты при помощи игрушек, намного легче идут на контакт со сверстниками.

Уже с 2 летним ребенком можно начинать разыгрывать известные ему сюжеты, используя кроху в качестве актера. Предложите ему роль любимого персонажа и удивитесь, как быстро он преобразится, станет передавать характерные черты героя.

Что развивает театр у дошкольника

Театр играет важную роль в формировании полноценной личности. Среди наиболее ярких положительных сторон, развивающихся при помощи театральной деятельности и посещения спектаклей, можно выделить:

Коммуникацию. Дети, вовлеченные в процесс создания постановки, регулярно посещающие различные спектакли, на примере героев учатся общаться с людьми, видят пример решения разнообразных ситуаций и пользуются им при необходимости;
Самовоспитание. Благодаря эмоциональному переживанию сюжета ребенок ведет внутреннюю работу над своим характером. Видя несправедливость, зло, он говорит сам себе, что не будет так делать. Это происходит благодаря доступности поступающей информации;
Веру в добро. В детских историях всегда побеждает добро. Из любой сложной ситуации герой находит выход и в итоге все становится хорошо. Видя это, малыш понимает, что за собственное счастье нужно бороться. Вера в хороший финал переносится в реальную жизнь;
Умение распознать зло под маской добра. Наглядность образов позволяет донести до крохи, что не всегда внешний вид человека отвечает его внутреннему миру. Карапуз учится жить, руководствуясь собственными моральными качествами, не идя на поводу у ярких, но не всегда нравственных персонажей, оценивать поступки, а не внешний вид;
Сопереживание. Одной из важных эмоциональных черт, которую необходимо развивать у ребенка дошкольного возраста, является эмпатия. Умение сопереживать, понимать человека рядом с собой не появляется просто так, его нужно воспитывать

Эмоциональное переживание, вызванное театром, позволяет воспитывать это важное чувство легко и быстро;
Кругозор. Через разнообразные постановки кроха узнает очень много новых вещей

От чувств и эмоций до особенностей культур разных стран;
Разговорная речь. Эмоциональный отклик на спектакль побуждает детей обсуждать увиденное, стремиться передать свои мысли и чувства.

Пользу от театральной деятельности, посещения разнообразных спектаклей сложно переоценить. Благодаря простому, но понятному ребенку языку театра взрослые имеют возможность воспитывать в детях все необходимые черты характера, формировать личность, способную комфортно существовать в социуме.

Советы родителям по выходу ребенка в театр

Итак, настало время для самого настоящего театра! Если вы хотите, чтобы от первого посещения остались только хорошие впечатления, необходимо очень тщательно подойти к выбору репертуара, исходя из возраста вашего ребенка и его предпочтений. О чем же вам нужно помнить?

  1. Для дебютного просмотра выберите кукольный спектакль, основанный на популярной сказке. Отдайте предпочтение классической постановке, так как карапуз зачастую знает любимые истории наизусть и может не понять смелое режиссерское решение.
  2. Знакомство с искусством лучше всего начинать с камерного театра. Не очень большое помещение, приглушенная музыка создают почти домашнюю атмосферу. В таких культурных учреждениях нет массового скопления публики и громкого шума, характерных для огромных зданий.
  3. Для подвижных ребятишек, наоборот, подойдут интерактивные постановки, устраиваемые праздничными агентствами на дому или в садике. Если же ваш отпрыск стесняется и не желает принимать участие общей игре, не настаивайте. Пусть он пока побудет обычным наблюдателей.
  4. Позаботьтесь о том, чтобы просмотр постановки не нарушил привычный распорядок. Не стоит приобретать билеты на дневной сеанс, если ваш малыш привык спать после обеда. Также откажитесь от дополнительных развлечений: поход в кафе, в парк с аттракционами лучше перенести на другой день.
  5. Будьте готовы к тому, что культпоход может окончиться капризами или даже истериками. Посторонние люди, избыток впечатлений, запреты и новые правила поведения – все это слишком сложно для маленьких театралов. Не стоит сердиться, лучше успокойте кроху, поговорите и узнайте, что ему больше всего запомнилось.
  6. В день представления придите заранее. Тогда вы успеете походить по зданию, рассмотреть внимательно разные экспозиции. Постарайтесь обогатить дошкольную лексику новыми словами: сцена, грим, антракт, гардероб и т. д. Если же ваше чадо быстро утомляется, напротив, приходите непосредственно перед сказочным действом, оставив время на туалет и раздевание.
  7. Не забывайте, что для детского восприятия самыми сложными являются опера и балет. Ребенок младше восьми-девяти лет способен заскучать или заснуть, в течение двух часов глядя на танцы или слушая арии.
  8. Не расстраивайтесь, если вашим деткам запомнится не представление, а только посещение буфета. Для них данное мероприятие – один огромный праздник, и пусть они получат положительные эмоции хотя бы от вкусного мороженого.
  9. Когда малыш отдохнет и успокоится, проиграйте увиденное для плюшевого мишки или бабушки. Нарисуйте яркие декорации, вылепите персонажей из пластелина. Еще раз перечитайте литературное произведение, которое легло в основу спектакля, и заодно прочитайте и другие сказки этого же автора.

Несомненно, впереди вас ждет еще множество походов в Храм Мельпомены, но самый первый визит надолго останется в детской памяти. Подготовьте своего отпрыска к этому чудесному миру, и тогда он вырастет культурным человеком, любящим сцену и яркий свет софитов.

Доктор педагогических наук, профессор НГПУ Ирина Шульга — о том, в каком возрасте лучше всего знакомить детей с театром.

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Кукольные постановки

С пятилетним ребенком, который уже освоил сценический диалог и умеет придерживаться сюжетной линии, устройте дома настоящий кукольный театр. Приобретите перчаточные куклы (петрушки, бибабо) и ширму. Научите малыша, как управлять куклой-перчаткой: указательные пальцы отвечают за голову персонажей, а большие и средние – за руки.

Перчаточный герой уже действует, как настоящий человек: ссорится и мирится, плачет и радуется. Чем больше интонаций и эмоций вы и ваше чадо вложите в спектакль, тем интереснее он получится. Кроме того, кукольные театры помогут застенчивому и тревожному ребенку преодолеть свои страхи и рассказать от имени бойкой куклы стихотворение или рассказ.

Московский детский театр теней

Театр теней удивит своими оригинальными постановками не только детей, но и взрослых. Основан он был в далеком 1944 году. Изначально для постановок использовалась проекционная кукла, которая давала на экране исключительно черный силуэт. Но в конце 50-х годов постановщики начали внедрять в свою работу традиции китайского театра теней, благодаря чему художественные возможности значительно расширились.

Для малышей в репертуаре имеются такие спектакли, как «Айболит», «Котенок по имени Гав», «Дюймовочка», «У меня зазвонил телефон» и многие другие. Какие же постановки порадуют деток постарше? Вот некоторые из тех, что предназначены для театралов в возрасте от 5-6 лет: «Черная курица», «Ваня Датский», «Сдобная Лиза». Адрес театра теней для детей: Измайловский бульвар, дом 60/10.

Роль художественного события в жизни ребенка

В современном мире ребенок практически лишен возможности учиться выстраивать коммуникации. В кругу семьи, друзей малыш может быть общительным и активным. Но на улице, среди незнакомых ребят, теряется, замыкается в себе. Не получив необходимый разнообразный опыт общения в раннем возрасте, не побывав в напряженных, даже конфликтных ситуациях, впоследствии он не будет знать, как действовать. 

Поэтому задача взрослых — в процессе воспитания специально создавать ситуации, где ребенок вместе с ними получает и переживает опыт, разбирается, «что такое хорошо», и что такое плохо». В этот момент на помощь мамам и папам приходят театр и его «художественное событие».

В художественном событии есть три уровня восприятия, которые помогают ребенку пережить новый опыт:

  • чувственная ткань — это все то, что мы осязаем, видим, чувствуем. Например, в театре мы сидим на мягком бархатном стуле, нам в лицо светят яркие лампы, мы чувствуем себя спокойно и комфортно.
  • уровень значения — мы пытаемся дать название тому «дразнящему чувству», которое только что пережили в результате некоего воздействия искусства. 
  • личностный смысл — это наша личная позиция в отношении уже названного пережитого опыта. 

Первое посещение театра – советы родителям

Безусловно, кроме домашних представлений есть и самые настоящие спектакли. Если вы хотите, чтобы любовь к театру сохранилась у малыша на всю жизнь, позаботьтесь о первой встрече с профессиональной сценой

И в первую очередь, обращайте внимание на возраст малыша и его предпочтения. О чем еще необходимо помнить?. И напоследок, по возвращению домой не настаивайте на немедленном рассказе о просмотренной сказке

Дайте крохе отдохнуть. Как только он успокоится, предложите нарисовать декорации, вылепить из пластилина персонажей

И напоследок, по возвращению домой не настаивайте на немедленном рассказе о просмотренной сказке. Дайте крохе отдохнуть. Как только он успокоится, предложите нарисовать декорации, вылепить из пластилина персонажей.

Помните, что у вашего ребенка все впереди, в том числе и посещение театра, необходимо только подождать. Не расстраивайтесь, если в первый раз из всего культпохода ему запомнится лишь буфет, а не сам спектакль. Следующие визиты обязательно останутся в детской памяти, а значит, есть вероятность, что малыш вырастет настоящим театралом.

Музыкальный театр

Если в драматическом театре основой для постановок обычно служит литературное произведение, то в музыкальном всё строится на музыке в разных её проявлениях. Литературная основа тоже есть почти всегда, но сюжет передается не столько актёрской игрой, сколько хореографией или пением. К традиционному музыкальному театру относятся опера, балет, оперетта и мюзикл.

Опера

Этот жанр больше подойдёт тем, кто может с удовольствием и подолгу слушать классическую музыку. Почти все диалоги персонажей в опере включают в себя вокальные пьесы для одного голоса — арии. Их текст иногда сложно разобрать из-за специфики оперной манеры пения, к тому же часто это происходит на языке оригинала. Благо во всех крупных театрах во время оперы параллельно с арией идут субтитры на русском. Учитывайте это при выборе билета, чтобы видеть не только сцену, но и один из экранов с переводом

Обратите внимание, есть ли в зале колонны или другие детали интерьера, загораживающие обзор

Начинать знакомство с оперой лучше с классики: «Травиаты», «Тоски», «Кармен», «Евгений Онегин». 

Балет 

Это танцевальный спектакль, построенный на классической хореографии. Чаще всего персонажи в нём вообще не разговаривают — все эмоции и перипетии сюжета выражаются через движение.

В России одна из сильнейших балетных школ в мире, поэтому хотя бы раз в жизни это стоит увидеть. Основная сцена в Москве — это Большой театр. Хороший выбор балетной классики и в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Начать можно с любого балета Чайковского, «Ромео и Джульетты» Прокофьева, «Жизели», «Дона Кихота», «Баядерки», «Гаянэ».

Существуют и детские постановки, например, «Три поросёнка» в театре имени Натальи Сац. В них костюмы ярче, сюжет понятнее, а отношения между персонажами менее трагические. 

Если же хочется современной хореографии, стоит обратить внимание на шоу балета  «TODES» или танцевальный спектакль Ляйсан Утяшевой. Много интересного и на фестивалях современной хореографии

Мюзикл и оперетта 

Эти два жанра очень похожи между собой — для обоих характерны лёгкий комедийный сюжет и обилие вокальных номеров. Оперетта обычно ближе к академической музыке и классическим сюжетам, но гораздо легче для восприятия, чем опера.

В мюзикле же стиль музыки может быть любым: от джаза до панк-рока. В постановках часто используют хореографические номера, спецэффекты и акробатику. В жанре есть своя классика: например, «Иисус Христос — суперзвезда». Нередко ставят классику литературы — «Анну Каренину», «Преступление и наказание» и «Пляшущих человечков». Из громких хитов прямо сейчас на сцене МДМ идёт мюзикл «Шахматы» — история соперничества русского и американского гроссмейстеров от трёх выдающихся авторов: Тима Райса (создателя мюзиклов «Иисус Христос — суперзвезда», «Эвита» и «Король Лев») и Бенни Андерcсона с Бьорном Ульвеусом (авторов песен и участников группы ABBA, композиторов мюзикла «Mamma Mia!»).

Зачем детям самим играть в спектаклях?

Сцена, вне всяких сомнений, является одним из самых сильных инструментов в приобретении опыта, как личного, так и художественного. Поэтому, вовлекая в спектакль своего ребёнка, вы мотивируете его на получение новых эмоций, переживаний, связанных с ролью и её исполнением. Театральные кружки помогают в улучшении памяти, артикуляции, ставят голос и интонацию, повышают уверенность в своих силах и, что самое главное, дарят ребёнку целый новый мир и новых знакомых.

Театральную сценку можно поставить в кругу семьи. Дети с удовольствием помогут подготовить необходимую атрибутику, найдут дома маски Колобка и Снежной Королевы, организуют домашние декорации, чтобы окунуться в сказочную атмосферу в кругу близких людей.

Советы для мам

Опытные родители советуют сначала внимательно прочитать афишу спектакля, а затем уже приобрести билеты. Делать все это нужно не в день постановки, а заранее. Постарайтесь избегать посещения театров в дни школьных каникул, ведь там будет очень много народу, а в местах большого скопления людей можно быстро подхватить какую-нибудь опасную инфекцию.

Если у вас имеется такая возможность, то посещайте театр в будни, ведь для вашего ребенка в эти дни там будет самая подходящая обстановка. Еще один важный совет: постарайтесь купить билеты на те места, откуда ребенку без проблем будет видно все, что происходит на сцене.

Если в день посещения театра малыш плохо себя чувствует, капризничает или выглядит подавленным, то лучше отложите это мероприятие. Выбор спектаклей для детей в театрах Москвы огромен, поэтому вы без проблем купите билеты на другую дату. Главное, отдать предпочтение постановке, которая будет ему понятна. По отзывам мам, обычно первое знакомство малыша со спектаклями проходит хорошо. Не бойтесь первой встречи вашего чада с миром искусства, ведь наверняка после этого ребенок и театр станут верными друзьями.

Эксперимент

Я проводила очень простой эксперимент, который вы тоже можете легко провести с вашими детьми. Но есть одно условие: начинать нужно, когда ребенок пребывает в хорошем настроении и находится в комфортной обстановке.

В самой обычной непринужденной беседе на прогулке ребенок скажет вам правду о своих ощущениях, и это не вызовет у него никаких затруднений. Это просто: ребенок 3–4 лет отвечает на вопросы не задумываясь, так, как он чувствует. Дети 5–6 лет подразумевают, что есть какой-то правильный ответ на вопрос, который им может быть неизвестен, и это может вызвать у них некоторое затруднение.

Спросите ребенка 3–4 лет, кем он хочет быть, когда вырастет? Скорее всего, он сразу же ответит, что хочет быть мамой, папой или кем-то еще из значимых взрослых. В этом возрасте у него еще нет понятия о профессии (если, конечно, он у вас не вундеркинд, с которым ежедневно обсуждаются вопросы общественных отношений). В его понимании быть во взрослой жизни названным им человеком — самое верное и правильное утверждение.

Если ребенку трудно ответить на вопрос, начните от обратного. Спросите, кем бы ему не хотелось быть. В ответ вы услышите, кто из знакомых взрослых вызывает неодобрение у ребенка, и узнаете, какие человеческие качества ему вовсе не близки. И уж если ребенок ответит на вопрос, то нужно уточнить, почему именно ему так хочется или не хочется. Уверена, что он ответит.

А теперь давайте этот же вопрос обратим к ребенку 5–6 лет. Казалось бы, разница в возрасте небольшая, но понимание вопроса будет разным. Ребята 5–6 лет уже вполне разумно отвечают на этот вопрос, при этом используют названия профессий, потому как опыта общения с людьми у них уже гораздо больше и кругозор уже гораздо шире. И в этом случае будет логично задать уточняющий вопрос «Почему?». Большинству детей не составит сложности объяснить, чем именно им нравятся те или иные дела или профессии.

Подводя итоги эксперимента, можно констатировать, что в разном возрасте ребенок по-разному оценивает значимость дела, которое ему нравится для себя и для общества. Дети постарше даже объясняют, какую пользу смогут принести другим людям.

В какой форме знакомить ребенка с изобразительным искусством?

Игровая форма – это единственная форма организации любых развивающих занятий с ребенком. Творческие игры для знакомства ребенка с картинами можно построить по такому сценарию:

  1. Рассматриваем картины, обсуждаем, что изображено, предметы, время года, время суток, какие цвета использует художник, какое настроение передает картина.
  2. Предложите ребенку повторить картину. И это не обязательно рисование красками. Это может быть пластилинография, конструирование, или рисунок восковыми мелками, карандашами, аппликация и любые другие нетрадиционные  техники рисования. Можно распечатать репродукцию картину в черно/белом варианте и раскрасить, стараясь смешивать краски и подбирать цвета.
  3. Рассматривая картины, ищите, чем они похожи и чем отличаются. Расскажите ребенку, на каком материале и какими красками рисовал картину художник.

Театр мишки и куклы

Как и во все остальные игры, играть «в театр» кроху надо учить. Первые спектакли можно устраивать даже для полугодовалого младенца! Конечно, они должны быть совсем простенькими и длиться буквально пару минут. Например, зайчик и мишка пройдут по бортику кроватки, споют песенку или расскажут стишок (или просто поздороваются с малышом и помашут ему лапкой). Кроха улыбается, пытается дотянуться до игрушки, повторить ваши действия? Поздравляем! Вы сделали первый шаг к знакомству с серьезным искусством и овладению сюжетно-ролевыми играми.

С годовалым ребенком с помощью мягких зверят, кукол, машинок можно проигрывать все привычные ему действия: кормить, укладывать спать, одевать, купать, водить друг к другу в гости. С ними же можно разыграть и понравившуюся сказку («Колобок» «Курочка Ряба» и др.), достаточно лишь подобрать необходимые для спектакля игрушки из тех, которые у вас есть. И не беда, если кого-то из персонажей в вашем кукольном хозяйстве недостает: его смело можно заменить имеющейся под рукой игрушкой. Нет медведя – пусть теремок раздавит бегемотик. Точно так же сюжет можно расширять и дополнять новыми персонажами, действиями, событиями.

Следующим шагом в развитии драматической игры будет придумывание уже собственного сценария. Чтобы открыть для малыша такую возможность, предложите ему придумать продолжение хорошо знакомых сказок: что, например, стали делать звери после того, как медведь раздавил теремок? Как жила Машенька, перехитрившая медведя и вернувшаяся в коробе домой? И что стало с самим медведем: кто теперь варит ему кашку и печет пирожки?

Когда начинать?

Некоторые родители думают, что ребят можно приобщать к культуре с любого возраста. Однако это не совсем верное мнение. Долгая дорога, людское скопление, постоянный шум не только утомят маленьких детишек, но и отобьют охоту на дальнейшее посещение ТЮЗа. И даже самые приятные эмоции, полученные от короткого спектакля (не больше получаса), не перевесят подобный дискомфорт.

Излишне впечатлительные детки часто пугаются страшных героев: Бабу-Ягу, Кощея, Змея Горыныча, Серого Волка и т. д. Поэтому в некоторых театрах предпочитают перед показом знакомить малышей с актерами, которые играют отрицательных персонажей. Увидев их в гриме, даже самый эмоциональный юный зритель останется спокойным.

Психологи не рекомендуют мамочкам приобщать свое чадо к театральной действительности раньше трех лет. Однако не стоит просто ждать, необходимо подготавливать его к сценическому искусству в домашней обстановке.

Пальчиковые спектакли

Уже с полутора лет ваш отпрыск сможет с восторгом наблюдать за представлением, которое разыгрывается с помощью родительских или собственных пальчиков. Необходимый реквизит можно сделать самим (например, к каждому пальцу садовой перчатки пришить ушки и нарисовать на них рожицу) или приобрести в детском магазине.

За литературную основу возьмите хорошо знакомую ребенку сказку («Колобок», «Теремок», «Курочка-Ряба»), перечитайте ее еще раз, покажите иллюстрации и, наконец, распределите главные роли. Поначалу детского внимания не хватит на всю инсценировку и через 5-10 минут кроха отвлечется на сами игрушки. Привыкнув, он с радостью станет откликаться на действия и эмоции персонажей.

Плоскостной театр

Детишек старше трех-четырех лет легко заинтересовать настольными сценками – игрой с картонными или фанерными силуэтами на подставках. Для этого вида «драматургии» понадобятся окрашенные с двух сторон фигурки, самые разные декорации: домики, облака и деревья, животные и птицы. Малыш с удовольствием будет озвучивать всех сказочных героев, придумывая каждому персонажу собственный необычный голос. Подобное разнообразие замечательно разовьет у него речь и фонематический слух.

Примеры конусных фигурок

Еще один вариант подобных представлений – конусный театр. Персонажей можно сделать самим или скачать схемы из Интернета. Все, что вам нужно, – вырезать геометрические фигуры и склеить их между собой. В этом вам обязательно помогут ваши детки. Куклы получаются яркими и объемными, а для пущей убедительности их можно украсить бумажной бахромой, блестками.

Кукольный театр

Для детей постарше, которые уже освоили умение вести диалог и действовать в соответствии с сюжетом, можно игры с куклами. Вам пригодятся обычные игрушки, перчаточные куклы (в старину их называли петрушками) или даже марионетки, а также ширма. Куклы-перчатки ведут себя, словно настоящий человек: встречаются, обнимаются, пляшут, поют песни, ссорятся и мирятся. Объясните дошкольнику основные правила: указательные пальчики командуют головой персонажа, а большие и средние – его руками.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: Домашний кукольный театр – веселое путешествие в сказочный мир

С какого возраста приобщать к театру

Приобщение к театру можно начинать после трех лет. Пройдя этап знакомства с различными вариантами ролевых игр именно к этому возрасту у карапуза появляется острое желание познавать окружающий мир не только при помощи предметной и игровой деятельности, но и в духовном плане. Именно в этом возрасте советуют познакомить кроху с настоящим театром.

Начинать приобщение к театральной деятельности рекомендуют с посещения спектакля в кукольном театре. Атмосфера на таких мероприятиях наилучшим образом подходит для небольшого ребенка, а происходящее на сцене понятно малышу. Кукольный театр – воплощение детской игры, такой близкой для каждого ребенка.

Подбирая сюжет для просмотра, хорошо остановиться на знакомой для малыша истории или предварительно ее прочитать

Детям важно понимать, что происходит, ориентироваться в сюжете. Не стоит думать, что если кроха будет знать разыгрываемую историю, то ему будет скучно. Нет

Обладая знанием о событиях, которые должны произойти, карапуз сможет сконцентрироваться на эмоциональной стороне сюжета, а не пытаться понять, что происходит на сцене. Предварительная подготовка к первому посещению представления – возможность получить больше опыта, знаний, эмоционального отклика, гарантированно заинтересовать таким времяпровождением

Нет. Обладая знанием о событиях, которые должны произойти, карапуз сможет сконцентрироваться на эмоциональной стороне сюжета, а не пытаться понять, что происходит на сцене. Предварительная подготовка к первому посещению представления – возможность получить больше опыта, знаний, эмоционального отклика, гарантированно заинтересовать таким времяпровождением.

К 4,5 – 5 годам ваш кроха будет готов к новому виду театральной деятельности. В этом возрасте можно сводить его на драматическую или музыкально-драматическую сказку. Большинство театров имеет спектакли для юных зрителей, поставленные специально для определенной возрастной категории. Внимательно изучите афишу и убедитесь, что предлагаемая постановка подходит крохе по возрасту. Не желательно идти на постановку для старших детей. Не старайтесь как можно быстрее просмотреть все возможные спектакли, ориентируйтесь по указанным возрастным ограничениям. Детская психика – тонкая материя, ее легко нарушить или перегрузить. Если режиссер указал, что для просмотра подходят дети от 6 лет, а вашему крохе только 5, не стоит рисковать.

Позже всего в жизнь ребенка нужно вводить самые сложные, но от этого не менее прекрасные, виды театральной деятельности – оперу и балет. Рекомендуемый возраст первого посещения – 6 лет. Эти виды искусства подразумевают умение читать сюжет через движение и слово, воспринимать целостную картину, заключенную в художественный образ. Раннее посещение оперы или балета может быть непонятым ребенком, оставить тяжелое впечатление и отбить желание ходить в театр. Старайтесь вводить в жизнь карапуза все своевременно.

Постановки для детей до 3 лет

Многие спектакли, которые демонстрируют в театрах Москвы, будут интересны и понятны даже самым маленьким зрителям. Лучше всего воспринимаются постановки, в основе которых лежат русские народные сказки. Судя по отзывам, малышам нравится посещать спектакль «Колобок», который предлагает Музыкальный театр под руководством Геннадия Чихачева, а также постановку «Машенька и медведь» в Московском областном государственном театре кукол. Помните, что малыш до трех лет вряд ли сможет спокойно просидеть на месте больше 30 минут, поэтому выбирайте короткие представления.

В Москве есть много театров для детей от года, но не факт, что ваш ребенок в таком возрасте будет готов к их посещению.

С какого возраста начинать

Существует мнение, что малыша можно брать на театральное представление с любого возраста. И все же это не так. Представьте сами: длинная дорога, постоянный шум, скопление людей – все это может не только утомить малыша, но и напугать его, тем самым отбив охоту на дальнейшее приобщение к культуре. И даже яркие впечатления от недлинного, в общем-то, спектакля (чаще всего 30-40 минут) не способны перевесить подобный дискомфорт.

Кроме того, очень впечатлительные дети могут попросту испугаться Бабы-Яги, Волка, Дракона и других страшных (с его точки зрения) персонажей. В ясельных группах детских садов очень часто даже не включают в новогодние утренники Деда Мороза, так как и этот положительный персонаж своим внезапным появлением может стать причиной испуга и слез. Чего уж говорить про традиционно злых героев.

Вот почему порой в детских театрах перед представлением детей знакомят с актерами, играющими отрицательных героев, чтобы, увидев их в гриме на сцене, дети не испугались. Детские психологи не совсем согласны с данной практикой, ведь чем дольше ребенок верит в чудеса, Деда Мороза и оживающих кукол, тем более счастливым будет его детство. Вот почему излишне впечатлительных детей стоит вводить в театральную действительность позже, чем их сверстников.

Что рассказать малышу перед первым походом в театр?

Что вы расскажете малышу перед походом в театр?

Некоторые родители сейчас недоумевают: «Ну как мы расскажем годовалому малышу о театре?». А не надо ничего придумывать и сочинять. Вы ведь общаетесь с малышом, рассказываете ему об окружающем мире, вот и о театре говорите простыми словами, ласково, с улыбкой. Для начала выберите спектакль, а потом посмотрите какие у вас есть игрушки. Например, выбрав постановку «Лесная сказка», покажите малышу бабочку, цветочки, мышку, расскажите, что пойдете смотреть, как растут цветочки и летает бабочка.
Ребенку постарше и уже немного знакомому с миром сказок, расскажите в общих чертах, кого он увидит на детском спектакле, но о главных секретах, которые вы уже знаете из афиш, не рассказывайте.

Что еще необходимо рассказать малышу перед первым посещением интерактивного театра? Не читайте ему нудную лекцию о хорошем поведении, и о том, что в противном случае вы его накажете! Это уже заведомая проекция негатива! Просто ненавязчиво поясните о том, что:

  • Необходимо переодеть обувь. Куклы не любят грязь и пыль и могут даже начать чихать. А мы ведь этого не хотим, правда?
  • В театре будут другие дети. И возможно, мы познакомимся с новыми друзьями.
  • Если ссориться, толкаться и мешать остальным зрителям, то можно пропустить что-то очень интересное.
  • Всем детям разрешат потрогать кукольных героев и сфотографироваться с ними, но только после представления.
  • В театре можно будет потанцевать и попрыгать, но только всем вместе, когда главный герой даст команду.
  • Куклы очень расстраиваются, если приходят капризки, и тогда веселья не получится, так как всем придется сидеть и наблюдать, как куклы плачут.

Как правильно начать знакомство ребенка с театром?

Как начать знакомство малыша с театром

Театр – это эмоции! Вспомните, родители, как после окончания взрослого спектакля вы ощущаете небывалый подъем, воодушевление, радость, взрыв эмоций. Зрители встают и бурными овациями вызывают на сцену артистов. И это не просто дань уважения талантам и мастерству, вы выражаете свой восторг, свои положительные эмоции через рукоплескания. А потом, после спектакля вы отправляетесь домой, обсуждаете сюжет, игру актеров, великолепную музыку. Согласитесь, что никто в кинотеатре после фильма не встает и не выражает столь бурный восторг, а сюжет может и вовсе забыться через час.

Вот и для ребенка театр – это, прежде всего, эмоции, а только потом веселая сказка и игра. Человек все события запоминает прежде всего по своему эмоциональному состоянию, поэтому:

Никогда не ставьте ребенка перед фактом: «Завтра идем в театр, и ты должен вести себя хорошо!». В этом случае родители могут получить обратный эффект – капризы, нежелание идти куда-либо, медленные сборы. Дети ведь еще не знают, что это за зверь – Театр.

Но с чего тогда начать приобщение детей к театру? А попробуйте воспользоваться нашими советами:

  • Разожгите в детях любопытство. Например, прочитав ребенку любимую сказку, предложите поиграть в нее. Возьмите игрушки, и на пару с ребенком проиграйте какой-нибудь сюжет сказки. А потом ненароком оброните, что вот в театре – это выглядело бы все намного интересней и забавней. Ребенок обязательно поинтересуется, что такое театр.
  • Расскажите детям о театре. Но, если ваш малыш младше 5 лет, то не рассказывайте ему об огромном зале со стульями, сценой, портьерами, антрактами. Об этом вы расскажите чуть позже, когда он подрастет. А пока опишите ему кукольный театр и кукол, которыми руководят взрослые артисты.
  • Предложите малышу сходить в театр. При этом скажите, что сами давно не были на представлении и мечтаете сходить. Может он захочет составить маме компанию? Несомненно, захочет. Там же такие яркие и веселые куклы, а еще сказка, как в телевизоре или книжке…

Интерактивный театр – самой подходящее мероприятие для первого знакомства детей с театром. Потому что здесь:

  • Не надо терпеливо сидеть и смотреть, как на сцене незнакомые дяди и тети «играются» с куклами, которые хочется самому потрогать и обнять.
  • Все рады любопытным и непоседливым. Хочешь танцевать – танцуй! Хочешь полежать – мягкая подушечка ждет тебя.
  • Отсутствует непонятное и не запоминающееся слово «антракт». Поэтому дети не будут ждать его, чтобы порезвиться.
  • Малыши могут потрогать кукол, примерить необычные наряды, а главное – принимать активное участие в приключениях. И все это с музыкой, танцами, смехом.
  • Никому не хочется капризничать и плакать. Может кому-то покажется странным, но сказка в интерактивном театре начинается прямо от двери, а «капризки» остаются за ней далеко.
  • Найдется место для детей от 8 месяцев и до 5 лет. И не бойтесь начинать ознакомление детей с театром в столь юном возрасте!

Развитие ребенка начинается с самого рождения. И если вы хотите научить малыша отличать добро и зло, красоту и пустоту, веселье и грусть, то это самое время, когда хорошие семена упадут на благодатную почву.

С чего начать знакомство ребенка с искусством?

Информативные беседы об искусстве с детьми уместны с возраста 4-5 лет. Но уже с раннего возраста (с полутора — двух лет) репродукции картин могут стать отличным объектом исследования. Начинайте с совместного рассматривания картин, поиском предметов, описывайте все, что изображено, озвучивайте цвета

Обращайте внимание на реакцию ребенка на картину и, следуя за его интересами, подбирайте репродукции для просмотра

К трехлетнему возрасту, когда ребенок может говорить, можно показывать картины, относящиеся к разным жанрам. На первом этапе достаточно выделить основные три жанра. Покажите ребенку и объясните, что относится к портрету, к пейзажу и натюрморту. В этом вам поможет знаменитый мультик (и песня) Григория Гладкова «Если видишь на картине». Из мультфильмов серии ООО Маски — «Картинная Галерея. Уроки Тётушки Совы» детки узнают сказочные и яркие истории о картинах художников и познакомятся с некоторыми репродукциями. Все это продудит и вашу фантазию и даст много идей для творческих игр с ребенком.

Если говорить о литературе, которая поможет познакомить ребенка с миром живописи, могу порекомендовать например серию «Сказки о художниках» издательства «Белый город», серия «Художники» издательства «Феникс-Премьер», серия «Я — художник! Раскрась шедевр» издательства «Эксмо-Пресс», книги Ф. Барб-Галль «Как говорить с детьми об искусстве», «Пойми, почему это шедевр», «Шедевры мировой живописи. Как отличать, смотреть и понимать».

В более старшем возрасте можно преподносить картины группируя их по направлениям. То есть знакомить ребенка с каким-либо стилем изобразительного искусства на примере картин разных авторов. Я бы рекомендовала начинать с таких стилей, как классицизм и импрессионизм (постимпрессионизм) Клода Моне, Эдгара Дега, Винсента ванн Гога, Анри Матиса. Потому что первое, на что способен ребенок – это воспринимать картину целиком, цвета и предметы, но не образы.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий