С какого возраста можно начинать купание малышей в бассейне?
Некоторые родители считают, что до занятий плаванием ребенок должен научиться ходить или даже значительно продвинуться в развитии крупной моторики. Вовсе не обязательно: у новорожденного нет почти никаких навыков, но с водной средой он на «ты», ведь у него было 9 месяцев практики в животе мамы!
Другие думают, что надо сначала сделать все прививки. Тоже нет, инфекции из календаря вакцинации не передаются через воду, поэтому в бассейн можно начинать ходить до того, как они будут сделаны, но лучше все равно проконсультироваться с врачом. Третьи полагают, что малыш должен научиться говорить и понимать речь, чтобы объяснить ему, как задерживать дыхание. И это нет: примерно до 6 месяцев у грудничка сохраняется врожденный рефлекс остановки дыхания, который автоматически включается при попадании воды на лицо.
Также о грудничковом плавании детей читайте в этой статье.
Плавание для малышей в бассейне доступно с раннего возраста, на что явно намекает широко известный термин «грудничковое плавание». Ребекка Эдлингтон, двукратная олимпийская чемпионка по плаванию и обладательница мирового рекорда на дистанции 800 метров вольным стилем, рассказывает, что впервые взяла свою дочь Саммер в бассейн, когда ей было три с половиной недели.
Посмотрите на маленькую Саммер на руках у мамы: она абсолютно спокойна и совершенно не боится воды. Кстати, заметили, какие подгузники на ее попке? Да, это LittleSwimmers — марка, которую любят мамы и папы во всем мире, включая олимпийских чемпионов.
Минимальный возраст для начала занятий с малышами в бассейне определяется лишь следующими критериями: во-первых, вам надо попрактиковаться в плавании в ванне со специалистом и выводить ребенка на «большую воду», когда он привыкнет к домашним купаниям, во-вторых, грудничок будет купаться не один, вы всегда должны быть рядом с ним. Поэтому получите разрешение от врача, что вам можно посещать бассейн, особенно, если вам делали кесарево сечение.
Грудничковое плавание дома в ванной
Перед плаванием почистите ванную моющим средством
Обратите внимание, что агрессивные едкие составы нужно тщательно смывать большим количеством воды. Наберите в нее теплую воду: +32–37 °C.3 Купите специальный градусник для измерения температуры воды, такие продаются в аптеках
Лучше придерживаться нижних границ температуры: так малыш будет активнее, ведь повысится тонус сосудов кожи. Горячая вода расслабит его, он, скорее всего, захочет спать.3,4
Базовые рекомендации:
- Указания ребенку должны быть четкими: их надо показывать и проговаривать. Желательно установить правила плавания с начала занятий и не менять их.
- Будьте спокойны и не волнуйтесь при погружении ребенка в воду: дети чувствуют настроение взрослых и перенимают его.
- Новорожденного можно кормить грудью до занятия. А малыша, который уже ест твердую пищу, кормить не рекомендуется из-за риска рвоты во время плавания. Отрыжка в воде – нормально.
- Первые занятия проводите без погружения. Сначала в воду нужно опустить ножки, потом туловище. Вода до подбородка ребенка, а тело под водой — лучшее положение на первых порах. Можно покачивать малыша, словно на волнах.
- Ребенок будет глотать воду во время плавания. Если в местности, где вы проживаете плохая вода, используйте фильтр для ее очистки.
- Если малыш плачет или устал, прервите занятие.
- Избегайте плавания перед сном: малыш получит заряд бодрости и будет хуже засыпать.
- Выполняйте дома простые упражнения: поддержка ребенка на спине и животе, хождение по дну ванной.2, 4
Все плюсы и минусы грудничкового плавания
Процедуру следует выполнять через 45 – 60 минут после еды, когда у малыша ещё есть ощущение сытости, но при этом молоко усвоилось.
Плюсы данного вида спорта:
во время занятий расслабляется мышечная система новорождённого, нормализуется её тонус;
В воде масса тела малыша меньше, и этот факт способствует снятию компрессионной нагрузки на позвоночный столб и суставы и их вытяжению во время плавания, что способствует укреплению мышц и ускорению роста.
- благоприятно влияет на физическое и нервно-психическое развитие крохи. Польза от этих процедур заключается в том, что ребёнок начинает раньше сидеть, ползать, ходить, стоять, разговаривать и т.д.;
- способствует закаливанию организма, оздоровлению и укреплению иммунитета;
- нормализует работу нервной системы (улучшает сон, аппетит, успокаивает и расслабляет кроху);
- улучшает работу пищеварительной системы (благодаря тому, что вода «массирует» кишечник, можно избежать запоров и колик у младенца);
- благоприятно влияет на сердечно-сосудистую систему и дыхательную систему (увеличивает жизненную ёмкость лёгких, повышает гемоглобин и т.д.).
Минусы этих процедур:
- занятия в бассейне проходят в закрытом помещении с повышенной влажностью воздуха и в хлорированной воде, что предрасполагает к развитию бронхиальной астмы и аллергических реакций на хлорку в виде дерматитов и др.;
- они могут способствовать развитию простудных заболеваний, отитов, частых ринитов. При неправильном снижении температуры и при наличии сквозняков, может возникнуть переохлаждение;
- мало квалифицированных специалистов и хороших тренеров в этой сфере;
- при заглатывании воды может возникнуть расстройство кишечника.
Не смотря на все «плюсы» и «минусы» от этих тренировок, каждый родитель вместе с врачом должен определять, нужны они их чаду или нет.
В каком возрасте начинать учить ребенка плавать?
Для самых маленьких существует грудничковое плавание. Такие занятия принесут оздоровительный эффект и приучат малышей не бояться воды.
Но большинство секций плавания принимают желающих с 3-4 лет. Согласно мнению педагогов и психологов, дети, достигшие этого возраста, наиболее готовы к обучению плаванию и взаимодействию с водой. В этом возрасте у малышей уже достаточно развиты мышление и координация движений. Совсем маленькие дети просто не смогут ни понять, ни выполнить основные правила плавания.
Чтобы уделить новичкам должное внимание и обеспечить необходимую безопасность в воде, дошкольников чаще всего обучают плавать индивидуально или в маленьких группах (до 5 человек).
В возрасте 3-6 лет малыши учатся основам плавания, узнают свойства водной среды, осваивают способы удержания тела в горизонтальном и вертикальном положениях. По достижении 6 лет ребята учатся лежать и плавать на спине.
На занятиях дошкольников в бассейне должны присутствовать их родители.
С 6-7 лет ребенок готов осваивать плавание стилями – брассом, кролем. Если в этом возрасте дошкольник только начинает заниматься – тренер сначала научит его удерживать тело на воде, расслабляться, правильно координировать движения рук и ног.
Профессионально учить плаванию детей возможно начиная с 7 лет. В этом возрасте ребята уже показывают эффективные результаты и обладают необходимыми способностями и физическими показателями.
Четвертый комплекс (возраст 6-10 месяцев).
- Скрещивание ручек на груди при поддержке за кольца.
- Попеременное и совместное сгибание ножек и их разгибание (так называемые «скользящие шаги»).
- Поворот вправо со спинки на животик без поддержки за ручку.
- Массаж животика, спинки.
- Ползание.
- Присаживание малыша с поддержкой за отведенные в стороны ручки.
- Пассивное поднятие выпрямленных ножек.
- Круговые движения ручками.
- Активное упражнение – напряженное выгибание.
- Поворот влево со спинки на животик.
- Активное упражнение – приподнимание туловища (положение на животе), поддерживая дитя за выпрямленные ручки.
- Присаживание с поддержкой за ручки, которые разводят на ширину плеч (активное упражнение).
Все упражнения этого комплекса выполняются в горизонтальном исходном положении за исключением упражнения «бокс» (его в 8-месячном возрасте, когда ребенок уверенно сидит без опоры, можно выполнять в исходном положении сидя).
Когда приступить к раннему плаванию
К занятиям рекомендуют приступать, как только у малыша отпадет пуповинный остаток
Заниматься с новорожденным в бассейне нет никакой необходимости: до 3 месяцев отлично подойдет домашняя ванна! Обратите внимание: именно взрослая ванна, а не маленькая детская ванночка.. В городских условиях ее совсем несложно подготовить к купанию (и плаванию) новорожденного: тщательно очистите поверхность пищевой содой или другим безопасным средством и ополосните горячей водой
Советский врач, автор книги «Плавать раньше, чем ходить» З. П. Фирсов советует снижать температуру воды постепенно: на первых занятиях — 37 °C, на 5-м — 36,5 °C, на 9-м — 36 °C, на 14-м — 35,5 °C, на 20-м — 35 °C, а в 24-й день обучения — 34 °C. И так доводить температуру до 28 °C.
В городских условиях ее совсем несложно подготовить к купанию (и плаванию) новорожденного: тщательно очистите поверхность пищевой содой или другим безопасным средством и ополосните горячей водой. Советский врач, автор книги «Плавать раньше, чем ходить» З. П. Фирсов советует снижать температуру воды постепенно: на первых занятиях — 37 °C, на 5-м — 36,5 °C, на 9-м — 36 °C, на 14-м — 35,5 °C, на 20-м — 35 °C, а в 24-й день обучения — 34 °C. И так доводить температуру до 28 °C.
В 3 месяца подросшему карапузу ванна уже будет маловата — самое время отправиться на занятия в специальный бассейн для грудничков. Они функционируют при многих поликлиниках, санаториях, детских центрах. Обязательно поинтересуйтесь, есть ли у инструктора медицинское образование. Не бойтесь попросить показать документы: вы имеете право знать, кто будет заниматься с вашим ребенком.
Как правильно массажировать малыша
Процедуру проводят в чистой, тихой и теплой комнате. Позаботьтесь о том, чтобы ребенку не бил в глаза свет (например, от потолочной лампы).
Движения должны быть нежными, но уверенными, очень ритмичными. Слишком легкие поглаживания не будут иметь терапевтического эффекта, а слишком агрессивное воздействие приведет к появлению гематом. Если не уверены в своих способностях, пригласите массажиста с правильной техникой выполнения детского массажа 10 и попросите его проконтролировать несколько сеансов.
Начинать массажные движения необходимо с ног.
Именно эта часть тела не так чувствительна к прикосновениям. Даже если интенсивность воздействия будет слишком высокой, ребенок не пострадает, но явно покажет свое недовольство.
Отрегулировав силу нажима, можно перейти к животику малыша.
Поглаживания живота способствуют нормализации газообразования, препятствуют запорам.
Затем можно массировать спину, голову.
Общеукрепляющий массаж 10 обычно занимает 20-30 минут. Не стоит слишком усердствовать, процедура является пассивной нагрузкой и может утомить ребенка.
Рассмотрим подробнее как массировать каждую часть тела.
Голова. Уложите голову ребенка в ладони, сложенные лодочкой. Большими пальцами аккуратно надавливайте на надбровные дуги, разгладьте кожу от лба к вискам. Голову запрещено сжимать, особенно если присутствует незаживший родничок. Лучше просто рисовать кончиками пальцев крошечные геометрические фигурки по черепу ребенка.
Ноги. Легко сожмите пятку малыша одной рукой, а второй — аккуратно мните верхнюю часть бедра и спускайтесь к щиколоткам. При выполнении массажа номер 10 для ног детей движения должны быть плавными, без сильного нажима. Повторите со второй ногой
В конце разотрите ступни большими пальцами, осторожно разгибая и сгибая пальчики.
Лицо. Сложите руки так, чтобы большие пальцы оказались на лбу ребенка, затем осторожно перемещайте ладони от центра лица наружу
Следите за тем, чтобы носик малыша всегда оставался открытым.
Животик. Кончиками пальцев нарисуйте круг под пупком ребенка. Постепенно увеличивайте радиус движения
Важно двигаться по часовой стрелке, чтобы следовать естественному пути пищеварения. В конце проведите кончиками пальцев от одной стороны живота ребенка к другой по диагонали, как если бы вы рисовали крест.
Массаж спины номер 10 ребенку проводится следующим образом
Малыша укладывают на животик, после чего аккуратно давят ладонью на область лопаток. Чтобы добиться расслабляющего эффекта, достаточно просто погладить спинку ребенка.
Этап первый: плавание
Основа основ грудничкового плавания – приучить ребенка к воде и движениям в ней.
До того, как переместить ребенка в воду, проводится определенная подготовка. Выполнить ее может как квалифицированный специалист, так и мама. В течение нескольких минут на пеленальном столике поглаживают и разминают тело – от пальчиков рук и ног к туловищу, от позвоночника к плечикам и круговыми движениями живот. Затем малыш накрывается полотенчиком и относится в воду.
В воду ребенок опускается вертикально, он должен произвести «ухват»:
- правая рука взрослого поддерживает малыша (четыре пальца на груди, фаланга большого пальца повторяет рельеф нижней челюсти ребенка, препятствует захлебу),
- левая рука выполняет массажные движения в воде:
- размять ягодицы,
- погладить спинку,
- размять мышцы ножек и ручек.
Следующий этап пребывания ребенка в воде – «ходьба» по дну:
- малыш удерживается в вертикальном положении,
- им нужно «потанцевать», слегка подвигав в воде, чтобы рифленая поверхность резинового коврика раздразнила стопу,
- ребенка можно поманить вперед яркой игрушкой, а возможно и без того он начнет совершать «пошагивания»,
- рука взрослого, удерживающая ребенка, должна следовать в направлении шаговых движений малыша,
- длительность хождения определяется настроением маленького пловца, но обычно это 2-3 длины ванночки.
Далее наступает этап под названием «двойная ручная поддержка», когда ребенка переводят в горизонтальное положение:
- в вожже выполняется движение «восьмерка»,
- большой палец правой руки должен быть отогнут и не закрывать обзор ребенку,
- кистью удерживающей руки нужно слегка покачивать, чтобы стимулировать гребковые движения у малыша,
- дойдя до середины ванны, ребенка рекомендуют повернуть к взрослому,
- если малыш тревожится и плачет, вернитесь на этап «ухват».
Следующий элемент грудничкового плавания – «полив»:
- в положении «ухвата» левой рукой зачерпывают воду и вместе с командой «Ныряй!» поливают на лоб ребенка – это первый шаг к последующей практике «проныривания», с командой у малыша должно развиться восприятия воды на лице для пробуждения защитных рефлексов,
- после проделывают проводку «восьмеркой» медленно и одобрительно беседуя с малышом.
Затем малыша вынимают из воды, заворачивают в полотенце и относят в детскую комнату, где при необходимости могут выполняться гигиенические процедуры. 2-3 недель занятий с периодичность несколько раз в неделю может быть достаточно для привыкания ребенка к выполняемым упражнениям. Далее начинается второй этап грудничкового плавания.
Какой стиль плавания полезнее?
Мало кто, приходя в бассейн, задумывается о технике и стиле плавания. Любительскими или «народными» стилями плавания считаются плавание «по-собачьи» или «по-лягушачьи», хотя стилями их можно назвать с натяжкой
Если же вы пришли в бассейн по рекомендации врача, то на стиль плавания нужно обратить отдельное внимание
Чтобы скорректировать осанку или избавиться от болей в позвоночнике, лучше плавать брассом. Брасс позволяет равномерно нагружать всё тело. Если человек с нарушением осанки отдаст предпочтение «несимметричному» стилю плавания, например, кролю, то этим он может обострить мышечные боли и ухудшить своё состояние.
То же самое относится и к баттерфляю. Баттерфляй, он же «дельфин», тоже не подойдёт людям, страдающим от болей в спине. Особенность стиля баттерфляй в том, что для перемещения в воде приходится «работать позвоночником». Если посмотреть на пловца баттерфляем со стороны, то можно увидеть, что его тело совершает волнообразные движения, причём высокой интенсивности. Человек то приподнимается над водой, то снова погружается в неё. При постоянной смене водной среды на воздушную и обратно происходит изменение силы тяжести, а вместе с ней и нагрузки на позвоночник. Спортсмены к таким колебаниям нагрузки приспособлены, а вот у любителей могут возникнуть неприятные, а порой и болезненные ощущения.
Один из наиболее «универсальных» стилей плавания — плавание на спине. Этот стиль считается общеукрепляющим, поэтому его активно практикуют. Плавание на спине в рамках одной тренировки можно чередовать с плаванием брассом, эти стили отлично дополняют друг друга.
Кстати, если вы совсем не умеете плавать, дорога в бассейн для вас всё равно не закрыта. В бассейнах проводятся занятия и по эквааэробике. Это тоже полезно и увлекательно.
Польза массажа для малыша
Легкое массирование имеет расслабляющий эффект, облегчает отход ко сну. Помогает детский массаж номер 10 и при коликах, запорах. Другие преимущества процедуры:
- налаживание эмоциональной связи с малышом;
- развитие невербальных коммуникативных навыков;
- улучшение взаимопонимания;
- нормализация сна;
- поддержание нормального мышечного тонуса;
- повышение гибкости;
- снижение уровня стресса;
- профилактика метеоризма, колик, запоров;
- купирование болевых симптомов без лекарственных препаратов;
- снятие мышечного напряжения;
- смягчение кожи.
Педиатры рекомендуют отцам тоже проводить расслабляющий массаж 10. Простые поглаживания и прикосновения помогают наладить контакт с новорожденным. Матери понимают малышей без слов гораздо лучше. А вот будущим отцам сложно понять, почему именно плачет ребенок. Во время массажа можно отследить позитивные и негативные реакции на каждое движение.
У нас есть полезная статья о том, как понять причины плача и как успокоить грудничка.
Также во время массажа высвобождаются эндорфины: нейромедиаторы, которые борются с гормонами стресса. Даже смена привычного питания, новое лицо в окружении или громкий звук могут напугать младенца.
Доказано, что малыши, которые прошли общий массаж номер 10, лучше спят, быстрее набирают вес и реже капризничают без причины. Врачи отмечают еще и положительный психологический эффект.
Также массаж часто назначают на определенных этапах развития при наличии показаний — например, в возрасте 9 месяцев.
Для чего заниматься физкультурой диабетикам?
Клинические исследования не раз доказывали, что активный образ жизни считается возможностью омолодить организм. Это утверждение касается не только больных, но и здоровых людей. Через несколько месяцев тренировок люди имеют значительно лучший внешний вид, их кожа дышит свежестью, а взгляд бодр и полон решительности.
Лечебная физкультура при сахарном диабете должна воплощаться в жизнь на основании следующих моментов:
- пациент должен встроить ЛФК в свой привычный ритм жизни (речь идет о работе, отдыхе, путешествиях и командировках, быте);
- следует подобрать те упражнения, которые придутся больному по душе – такая активность будет приносить удовольствие, а не выполняться, потому что «надо».
ЛФК позволяет контролировать показатели массы тела. Это связано не только с расщеплением углеводов, но и со снижением аппетита. Кроме того, после активных занятий спортом хочется употреблять не ту пищу, которая богата сахаридами, а белковые продукты и блюда.
Основные возможности ЛФК при диабета:
- возможность укрепить, оздоровить и омолодить свой организм;
- уменьшить показатели сахара в кровеносном русле и бороться с инсулинорезистентностью;
- поддержать нормальную работу сердца, сосудов и органов дыхания, вывести лишний холестерин, замедлить прогрессирование атеросклеротического поражения сосудов;
- увеличить работоспособность;
- предотвратить поражение сосудов на фоне диабета (речь о микро- и макроангиопатиях);
- активировать обменные процессы на уровне периферических клеток и тканей;
- восстановить работу ЖКТ;
- улучшить психоэмоциональное состояние.
Частые вопросы мам и пап
Когда начинать?
Одним из правил приучения крохи к этой процедуре является своевременное начало занятий с ним.
Согласно научным данным, рекомендованный возраст для занятий с ребёнком – менее трёх месяцев, потому что после достижения его происходит угасание врождённых рефлексов, одним из которых является способность плавать. Наилучший возраст для начала занятий с ребёнком – это один месяц.
Ванна или бассейн?
Довольно часто педиатру задают следующий вопрос: где лучше начинать плавать с ребёнком, в ванне или в бассейне? Мнения учёных на этот счёт разделились. Одни считают, что до одного-двух месяцев с крохой лучше заниматься дома, по их мнению, адаптация к воде в привычных для него условиях происходит быстрее. Другие – с трёхнедельного возраста рекомендуется посещать бассейн, чтоб малыш скорее привык к большому объёму воды.
Но всё же многие тренеры по этому виду спорта настоятельно рекомендуют приучать ребёнка к нему изначально в домашних условиях, чтоб у него не было чувства страха перед погружением в воду, нырянием, а также для того, чтобы ребёнок был максимально под контролем родителей/тренера и в не хлорированной воде.
Коллегией европейских врачей-педиатров (Бельгии, Франции, Германии) в две тысячи десятом году была проведена научно-исследовательская работа. В результате которой было установлено, что дети, занимающиеся этим видом спорта с самого рождения, имеют больший риск развития болезней дыхательной системы в четыре раза, по сравнению с малышами, которые не занимаются им или редко посещают бассейн.
Причиной этому служит содержание в воде хлора, который является очень вредным для незрелой системы органов дыхания, а она во время купания попадает в уши, нос, а иногда и в рот к крохе.
Всегда ли можно?
Перед тем как провести эту процедуру в домашних условиях, необходимо оценить общее состояние ребёнка (настроение, самочувствие, сытость).
Если малыш при этом плачет, истерит или кричит – рекомендовано отложить данную процедуру на какое-то время (пока настроение у него не улучшится). Причиной такого поведения может быть как страх, плохое самочувствие, так и голод. Поэтому оптимальное время для занятий — через час после еды.
Тренер или родитель?
Проведение первых занятий рекомендовано с тренером, так родители смогут научиться правильно проводить данную процедуру, выучат последовательность действий её выполнения и меньше будут переживать за то, насколько верно они всё делают.
Важное правило при выполнении этих процедур – это сопровождение голосом каждого упражнения. Так, к примеру, перед окунанием крохи в воду необходимо обязательно предупредить его об этом
Благодаря чему происходит подсознательное запоминание слов и формируется готовность ребёнка к определённым действиям.
Почему стоит верить тем, кто ЗА
Причина первая. Сегодня в интернете можно найти множество материалов о пользе грудничкового и раннего плавания. И речь сейчас идет не о продающих текстах на сайтах детских бассейнов, а о статьях в научных журналах, конспектах лекций педиатров и других врачей. Чтобы написать их, авторы в свою очередь изучили десятки источников, посвященных теме – актуальные исследования и статьи других специалистов, труды основоположников методов раннего плавания. Сами эти труды также доступны для прочтения. Это книги Фирсова, Гутермана, Александрович, Булах, Васильева, Левина и других менее известных авторов.
Одна из таких лекций была прочитана в Иркутске в Детской поликлинике №1 врачами-педиатрами Кондратенко В.А и Шестаковой С.Ю. В своей работе они прослеживают этапы зарождения раннего плавания в России, пользу, которую оно несет детям, и условия, позволяющие избежать негативного воздействия. Выводы, сделанные ими, мы раскроем далее в статье.
Причина вторая. Польза от занятий в бассейне подтверждается наличием при российских медицинских и спортивных вузах кафедр гидрореабилитации и гидрокинезотерапии.
Впервые, такая кафедра появилась при Национальном государственном университете физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф.Лесгафта в Санкт-Петербурге. Исследования и наработки сотрудников этой кафедры стали предметом активного изучения не только их коллег в России, но и за рубежом, в Белоруссии, Украине, Латвии, Литве, Эстонии, США, Канаде, Португалии, Венесуэле, Германии, Израиле, Италии, Финляндии, Вьетнаме, Корее, Польше, Болгарии. Подопечные педагогов-лесгафтовцев многократно становились призерами Паралимпийских игр и чемпионатов по плаванию среди инвалидов.
Вслед за Петербургом, подобные программы обучения стали запускать по всему миру. О том, что такое гидрореабилитация и какую пользу она несёт людям, читайте в нашей предыдущей статье.
Причина третья. Существуют исследования, подтверждающие пользу раннего плавания. Подобные проводились, например, в Германии, США, Норвегии, а также в России. Конечно, они не столь массовые, как хотелось бы, но они есть.
Пример локального исследования о роли плавания в укреплении иммунитета мы нашли в №34 журнала “Молодой ученый” за 2017 год. В детском саду установили бассейн и в течение следующих двух лет наблюдали за группой дошкольников из 28 человек с анкетированием их родителей о здоровье детей. Посещаемость и заболеваемость в этой группе сравнили с группой другого детского сада, в котором не было бассейна. Оказалось, что плавающие дети на 8-18% (в зависимости от месяца года) реже пропускают занятия по сравнению с не плавающими. По данным опроса 57% родителей связали укрепление здоровья с посещением занятий в бассейне.
В №5 журнала “Мир науки, культуры, образования” за 2015 год опубликована статья “Плавание, как средство развития двигательных способностей у дошкольников” Ж.В.Кузнецовой, сотрудницы ХГУ им Н.Ф.Катанова. Автор рассказывает об эксперименте с двумя группами (по 10 человек в каждой) детей старшего дошкольного возраста. Одна из них в течение года занималась плаванием, другая – нет. По окончании года детей тестировали по пяти показателям – сила, выносливость, гибкость, ловкость и координация движений, измеряемым с помощью пяти видов физических упражнений. Показатели плавающей группы через год занятий в бассейне превзошли показатели не плавающей в прыжках в длину на 10%, в беге на 30м – на 8%, в челночном беге на 7%, в метании мяча на 5%, в тесте на гибкость на 11%.